Рисуем красками маслом. Мастер-класс по написанию картины маслом для начинающих


  1. Приобрести масляные художественные краски.
  2. Вам понадобится разбавитель для красок.
  3. Теперь дело за живописной основой – тем, на чем вы будете . Масляными можно рисовать на жесткой, полужесткой и эластичной основе. Жесткая основа - это , а также фанера, ДВП и ДСП, металлические доски. Полужесткая основа - картон. Эластичная основа - холст. Холст как живописная основа имеет наибольшее распространение. Лучше, если для первых своих опытов вы приобретете уже загрунтованный холст, картон или фанеру.
  4. Желательно сразу приобрести мольберт и этюдник.
  5. Для смешивания красок понадобится палитра. Купите пластмассовую, или используйте в качестве палитры белую тарелку, керамическую плитку.
  6. Кисти - то, чем вы будете рисовать. Они большие, средние и мелкие, жесткие и мягкие, с плоским и с заостренным концом. Лучшие кисти - из волоса колонка, хорька и белки. На первое время купите 3-4 различных по размеру кисти.

Вот теперь у вас есть все, чтобы рисовать масляными красками. Конечно, хорошо еще приобрести какое-либо пособие по , познакомиться с понятием перспективы, основными свойствами цвета и света. Продумайте тему своей первой работы, композицию, перспективу, цветовую гамму, нанесите на холст, затем приступайте к рисованию маслом.


Обратите внимание

Карандаш для набросков рисунка применяйте с осторожностью, так как его острый кончик может повредить грунтовку холста.

Полезный совет

Смешивайте краски на палитре осторожно и постепенно. Для получения более светлых тонов используйте белый цвет либо лессировку.

Источники:

  • Технология масляной живописи в 2019

Мастихин – инструмент, позволяющий работать с масляными красками в новой технике. В отличие от кисти мастихин наносит на полотно большие мазки краски, делая картину более объемной и экспрессивной.

Зарубежный художник и хороший преподаватель художественной школы Johannes Vloothuis учит тысячи студентов, как рисовать маслом (помимо других техник рисования). Johannes дал нам 10 лучших советов для художников масляной живописи. Я думаю, вы согласитесь, что эти основные приемы в живописи должен знать каждый художник.
1. Используйте белую подмалевку или быстросохнущие белила.
Одна из частых проблем, которая мешает художникам масляной живописи является то, что когда вы добавляете слой краски поверх другого, они имеют тенденцию смешиваться. Например, трудно добавить снег на вершинах гор, когда первый слой краски еще не высох.
Когда художник входит в раж и сталкивается с такой проблемой, он расстраивается и откладывает картину, а к работе возвращается через несколько дней. Есть специальные новые белила, способные решить эту проблему, в отличие от стандартных титановых белил. Они называются быстросохнущие белила или белая подмалевка.
2. Тонкие лини маслом.

Большинство, если не все, художники, рисующие маслом, расстраиваются, когда пытаются нарисовать тонкие линии масляной краской, особенно по еще не высохшей краске. Даже подписать картину не так просто, если подпись мала. Вот некоторые способы этого достичь и не ждать подсыхания масла:

  • Используйте пластиковую карту вместо шпателя
  • Используйте акриловую краску поверх сухих масел
  • Еще один инновационный способ - используйте пастель. Обычно она не сохнет, но Вы можете зафиксировать ее слоем лака.
3. Подмалевок на холсте.

Если вы посетите художественную галерею и посмотрите на картины маслом вблизи, увидите имеющиеся пустоты в мазках на картине с цветом сиены жженой - это подмалевок. Он дает следующие преимущества:
  • На белом фоне сложнее оценить и подобрать цвет
  • На пленэре в солнечную погоду белый холст будет слишком ярким. Вы можете, конечно, одеть очки, но будут явные проблемы с подбором цвета
  • Практически невозможно зарисовать весь белый холст на быстром, спонтанном пленэре и у вас останутся белые просветы между мазками.
  • Масляная краска не на 100 процентов непрозрачная, таким образом просветы подмалевка между мазками сыграет важную роль в восприятии картины. Если вы рисуете картину теплыми цветами, например осень, то лучше сделать подмалевок холодным цветом
На изображении ниже видно, что использовался теплый подмалевок, затем мы добавили цвета тени, неба и листвы.

Подмалёвок Йоханнеса Каньон Виста


Завершенный пейзаж Каньон Виста, Йоханнес Vloothuis
4. Нанесение масла толстым слоем

Одним большим преимуществом акриловых и масляных красок является возможность нанесения толстого густого слоя, способного передать трехмерный вид. Другие краски, такие как акварель и пастель не имеют такого качества. Мой совет начинать с толстого слоя масляной краски и постепенно переходить в тонкий слой. Добавлять капли краски только для мелких деталей - стволы деревьев, камни, цветы, листья.
На картине ниже Вы можете видеть, что цветы и листья нанесены густым слоем и поэтому создается эффект переднего плана.


Carmel Mission Йоханнес Vloothuis
5. Сухая кисть для создания текстуры

Для того, чтобы нарисовать кучи листьев, газон, пену в грохоте волн и водопадов, используйте технику "Сухая кисть". Сухая кисть — это термин, используемый для обозначения техники нанесения краски путем "разводов" малого количества краски. Техникой "сухая кисть" можно заставить дерево выглядеть потертым, нарисовать множество мелких листьев, нарисовать пену у воды и добавить сорняки в траву.
Для более наглядного представления, в видео ниже Вы увидите как нарисовать дерево техникой "сухая кисть"


6. Рисование на уже высохшем холсте

Алла Прима или мокрым по мокрому является популярной техникой рисования в масляной живописи. Тем не менее, время и размер картины не может позволить вам завершить художественное произведение в один присест. Работа на сухой живописи не дает нужный эффект смешивания. Это может быть проблемой при выполнении отражений на воде, которые требуют смешения.
Для того, чтобы работать на сухой живописи, я рекомендую сначала добавить тонкий слой разбавителя масляных красок Liquin. Новая краска растворится, но не сольется с предыдущим слоем. Таким образом, вы можете смягчить края изображения!
7. Потратьтесь на профессиональный качественные краски и сэкономьте на холсте.

Холст является дорогостоящим и в основном второстепенным расходом, однако, многие профессиональные художники предпочитают использовать эту высококачественный холст в своих картинах.
Я признаю, что есть некоторая выгода, когда дело доходит до сухой кисти на холсте, поскольку она красиво оформляет картину, но я не думаю, что такая выгода заслуживает высокую стоимость.
можно в нашем интернет-магазине.
Вы можете подготовить свои живописные полотна, просто нанеся супер-тяжелый гипс Liquitex с помощью валика для рисования на деревянную панель. Это оставит случайные выпуклые небольшие шишки, имитируя льняную ткань. Используйте для панели мазонит или березу. И, вместо того, чтобы тратить деньги на холст, потратьтесь на профессиональные краски, с которых вы и будете пожинать плоды.
8. Используйте различные цвета для создания большего интереса к картине

Твердые монохромные цвета являются скучными, поэтому ведущие художники преувеличивают и добавляют несколько вариаций похожих оттенков в одной области.Попробуйте это: частично смешивайте цвета на вашей палитре до тех пор, пока вы не выравняете насыщенность (примерно 50 процентов смешения). Прикладывайте больше усилий при выдавливании краски. Вы должны уметь видеть тонкие цветовые вариации в каждом штрихе. Это требует некоторой практики, но, как только вы овладеете ей, ваши картины будут выглядеть более живыми.
Также можете использовать разноцветную смесь для рисования листвы, травы и горных пород. Об этом вы узнаете из короткого художественного видео ниже, в котором показано, как рисовать различные виды зелени реалистичной листвы.


Также посмотрите видео, чтобы узнать как смешивать цвета и какими мазками можно нарисовать густые ели.


9. Нарисовать туман для глубины атмосферы

Я думаю, что туман совершенно подорван в пейзажной живописи. Сцены, где туман красиво нарисован, могут доставить глубокую атмосферу вашей картине.
В художественной галерее я однажды увидел красивую картину Верхнего Йеллоустонского водопада с большим количеством тумана, где падая вниз он достигал дна. Тем не менее, я мог видеть сквозь туман, и это выглядело очень реалистично. Это было достигнуто за счет использования белого цинка, который имеет характерную полупрозрачность. Вы можете также использовать его, чтобы добавить дымку в далекие горы и другие области, где туман может придать атмосферы.


10. Используйте свои пальцы

Существует необоснованный страх перед использованием масляной краски, особенно при наличии контакта с кожей. Примите во внимание, что ведущие производители указывают уровни токсичности на тюбиках краски.
Я очень люблю смешивать масляные краски, и хочу, чтобы мазки были ровными. Пальцами можно осязать и оказывать нужное давление на холст, нанося хорошие мазки. Кистью так сделать не получится.
Ну а качественные шпатели и кисти покупайте в нашем интернет-магазине в соответствующем разделе  и разделе

В наше время многие люди стараются разнообразить свой досуг. Для этого они придумывают различные занятия и хобби. Наиболее популярными из них являются рукоделие и рисование. Последнее прекрасно подходит для людей, которые не нашли себя в других видах творчества. Если вы один из них, то попробуйте нарисовать картины маслом. Для начинающих это дело покажется трудным, но соблюдая все советы и рекомендации, вы сможете его освоить и добиться хороших результатов.

Подготовка к работе

Перед тем как освоить пошаговый мастер-класс по рисованию маслом для начинающих, необходимо правильно подобрать все инструменты и материалы для работы. Именно от этого и будет зависеть качество и привлекательность вашей картины.

Выбор красок

Начинать подготовку к рисованию, следует с выбора красок. Благодаря им можно подчеркнуть отдельные детали рисунка и придать ему завершённый вид. Художники для своих работ используют такие виды красок:

Для графики используются гуашь и акварель, а для живописи - масло, акрил, темпера. Новичкам лучше всего использовать масляные краски. Их легко можно найти в специализированных магазинах, а также с ними проще работать.

Для рисования картин маслом не существует общепринятой техники. Каждый художник подбирает свой стиль которому следует в процессе создания всех картин. Масляные краски можно наносить как пастозно (неразбавленной краской), так и жидко (с добавлением растворителя). Практикуясь с разными техниками нанесения, можно подобрать оптимальный и наиболее удобный для вас способ.

Начиная с XV века, живописцы всего мира стали применять в качестве связующих веществ различные масла (ореховое, льняное, маковое). Например, знаменитый голландский живописец Питер Пауль Рубенс использовал масла, которые были предварительно сгущены и отбелены солнцем, а также смолы, делавшие его краску вязкой. Благодаря этому они очень быстро сохли и имели хорошее сцепление с холстом. Среди русских художников (Венецианов, Рублёв, Репин, Брюллов, Коровин), особой популярностью пользовались живописные лаки, сделанные из различных смол.

Большинство используемых видов масел практически не меняют цвет краски. При этом они очень долго высыхают и, отвердевая, образуют хрупкую плёнку. Из-за этого картины, нарисованные с применением таких красок, требуют дополнительной обработки и ухода.

Оптимальным вариантом для новичков будет использование в качестве связующего вещества льняного масла. Краска с его добавлением довольно быстро высыхает и не требует дополнительной обработки. Единственным его недостатком является то, что при высыхании оно придаёт краске светло-коричневый оттенок. Для избавления от этого нежелательного изменения используют искусственные осветлители.

Покупая масляные краски, первым делом обратите внимание на их срок годности. Если он уже вышел или кончается, то откажитесь от покупки или поищите более «свежие» материалы.

Масляные краски выпускаются в огромном количестве цветовых вариантов. Новичку в этом деле не следует покупать их все. Достаточно приобрести базовые цвета и научиться с ними работать. Получив определённые навыки, вы всегда сможете докупить краску недостающего оттенка. Масляные краски выпускают много фирм, поэтому их цена варьируется в очень широком диапазоне. Если вы делаете только первые шаги в освоении живописи, то лучшего всего отказаться от дорогих вариантов и отдать предпочтение более простым и дешёвым.

Покупка растворителей

Выбор растворителя также очень важен при подготовке к работе. Неправильно подобранный материал может испортить ваши краски и сделать их непригодными для рисования. Чаще всего для разбавления красок используют:

Подготовка основы

Перед началом изучения мастер-класса по живописи маслом для начинающих, следует правильно подобрать и подготовить основу, на которую будет наноситься краска. Работу можно выполнять на таких поверхностях:

  • холст;
  • дерево;
  • стекло;
  • картон;
  • металл;
  • бумага.

Любую из этих основ нужно предварительно грунтовать. Это необходимо для того, чтобы краски лучше ложились на поверхность и держались на ней. А также грунтовка предотвращает растрескивание и сжатие слоя нанесённой краски.

Выбранные и подготовленные холсты натягиваются на подрамник (деревянную рамку) или прикрепляются к плотному картону. Важным критерием при выборе холста для работы является его зернистость. Если вы собираетесь наносить краски пастозно, то оптимальным вариантом для вас станет крупнозернистая поверхность, если «тонко» - холст с мелким зерном. Для новичков лучше всего выбирать нечто среднее, а затем уже исходить из своих предпочтений.

Готовую основу можно купить в любом магазине, специализирующемся на продаже товаров для живописи. Самым дешёвым вариантом является грунтованный картон. Его и другие виды основы можно не только приобрести в магазине, но и заказать по интернету.

Кисти и мастихины

Для полноценного изучения мастер-класса картины маслом, необходимо подготовить кисти. Их изготавливают из щетины, натурального ворса или синтетики. По форме их разделяют на:

  1. Плоские. Такие кисти используются художниками для рисования крупными мазками на больших участках холста.
  2. Круглые кисти. Они необходимы для рисования мелких частей изображения.
  3. Веерообразные. Эти кисти идеально подходят для создания плавных цветовых переходов.

Найти кисти можно в любом специальном магазине или отделе. Их цена напрямую зависит от качества изготовления и дороговизны используемого материала. Для новичков подойдут самые простые варианты. При должном уходе они могут прослужить вам не один месяц.

Для того чтобы продлить их срок службы необходимо мытьё после каждого использования. Сперва их отмывают любым растворителем, а затем промывают при помощи обыкновенного мыла. Если краска на кисти уже успела подсохнуть, то её нужно поместить в ёмкость со скипидаром и подержать там несколько минут. После этого она моется растворителем и хозяйственным мылом. Чистые кисточки сушатся в горизонтальном или вертикальном положении.

В процессе изучения рисования картины маслом для начинающих, поэтапно используются такие виды кистей:

  1. Синтетическая кисточка для прорисовки тонких деталей.
  2. Веерообразная кисть из шерсти пони для обеспечения плавности цветовых переходов.
  3. Несколько плоских кисточек.

Мастихины - инструменты, которые используются для смешения красок и исправления дефектов. Для новичков оптимальным вариантом будет покупка ромбообразного инструмента для живописи и закруглённого - для палитры.

Палитра и рабочее место

Палитра предназначена для смешивания красок различного цвета. Этот предмет можно без труда найти в любом магазине для художников или сделать самому из куска пластика или стекла. После каждого использования, палитру необходимо чистить. Если вы не хотите тратить на это время, то можно использовать любую картонку или разрезанный пакет от сока или молока.

Для получения максимального удовольствия от рисования, важно правильно выбрать место для работы. Лучше всего заниматься живописью при естественном освещении. Если это невозможно, то необходимо стараться как можно лучше осветить рабочую поверхность. Следите, чтобы лампы не отбрасывали блики на вашу картину и не мешали творческому процессу.

При выборе помещения, следует отдавать предпочтение тем, которые находятся максимально далеко от спальни, игровой комнаты детей и животных. Помещение обязательно должно хорошо проветриваться, так как во время работы используются материалы с неприятными запахами. Комната не должна быть слишком влажной и пыльной.

Для того дабы обучиться рисовать масляными красками нужно:

  • Приобрести масляные художественные краски.
  • Вам потребуется разбавитель для красок.
  • Теперь дело за колоритной основой – тем, на чем вы будете рисовать. Масляными красками дозволено рисовать на грубой, полужесткой и гибкой основе. Грубая основа - это доски, а также фанера, ДВП и ДСП, металлические доски. Полужесткая основа - картон. Гибкая основа - холст. Холст как колоритная основа имеет наибольшее распространение. Отличнее, если для первых своих навыков вы купите теснее загрунтованный холст, картон либо фанеру.
  • Желательно сразу купить мольберт и этюдник.
  • Для смешивания красок потребуется палитра. Приобретете пластмассовую, либо используйте в качестве палитры белую тарелку, керамическую плитку.
  • Кисти - то, чем вы будете рисовать. Они бывают огромные, средние и мелкие, суровые и мягкие, с плоским и с заостренным концом. Лучшие кисти - из волоса колонка, хорька и белки. На первое время приобретете 3-4 разных по размеру кисти.
  • Вот сейчас у вас есть все, дабы рисовать масляными красками. Финально, отлично еще купить какое-нибудь пособие по живописи, познакомиться с представлением перспективы, композиции, основными свойствами цвета и света. Продумайте тему своей первой работы, композицию, перспективу, цветовую гамму, нанесите рисунок на холст, после этого приступайте к рисованию маслом.

    Способы наложения масляных красок могут быть разными, но ведущими являются два: Многослойный. При этом методе краски наносятся в несколько этапов и процесс работы делится на:

  • подмалевок - первая прописка картины цветом, подготовительный этап. Его исполняют тонким слоем жидкой краски по загрунтованной основе. Подмалевок дозволено исполнять одним тоном, в светотеневом решении, либо многоцветно.
  • прописки. По отменно просохшему подмалевку делаются последующие прописки. Вся прописка должна классно просушиваться.
  • лессировку - по просохшим пропискам наносится завершающий слой тонкими, прозрачными и полупрозрачными мазками.
  • Алла-прима - при этом методе краска кладется по сырой основе в один слой. Данный вид масляной живописи дает вероятность завершить этюд в один сеанс и больше примитивен в техническом отношении. Пока краски не высохли, нужно усердствовать написать как дозволено огромнее. Писать по сырой краске дозволено до тех пор, пока она дозволяет смешивать с собой другие краски.

    Пробуйте, экспериментируйте, копируйте картины ветхих мастеров. Познакомьтесь с пособиями по разным стилям масляной живописи - это поможет вам стремительней достичь триумфов.

    Масляными красками пишут не на бумаге, как в случае с акварелью, а на особом холсте на подрамнике. Краски тоже особые масляные. Палитра для них деревянная. Приготовьте и особые растворители. Много оттенков особых непотребно, возьмите основные цвета и разложите их дальнейшим образом: тёплые цвета с одной стороны, холодные с иной. Кисти для них тоже особые – крупные из естественной щетины.

    Инструкция

    1. Испробуем нарисовать натюрморт. Начните рисовать с самых основных цветовых отношений. Выделите самые основные цвета. Пишите широкими мазками. Глядите, какие цвета, с чем гармонируют. В рисовании маслом не рекомендуют скрупулезно прорисовывать фрагменты рисунка. Все должно делаться параллельно и фон и предметы. Вначале всецело прорисуйте основные цвета. Тогда получится цельная картина.Обратите внимание на сочетание цвета и тени. Скажем, серая драпировка в тени будет примерно синяя, а на свету – серебристая.Прелесть масляной живописи в том, что мазки дозволено накладывать друг на друга, не дожидаясь, пока они высохнут. Смешивать много цветов не рекомендуется. Используйте 2-3 цвета. Значимо, дабы все детали натюрморта гармонировали друг с ином. Дабы один предмет не выдавался аляповатым пятном. Когда рисуете, не усердствуйте добиться фотографической точности. Чай ваша задача – передать свое чувство, свою точку зрение, свое видение этого натюрморта.

    2. Когда нарисуете основные цвета, приступайте к проработке деталей. Не забывайте о рефлексах. То есть об отражении предметов друг в друге. Не забывайте сразу прокладывать тени, свет и блики. Но тени никогда не делайте чёрной краской. Смешивайте различные цвета для приобретения темного. Обнаружьте цветовые акценты, дабы не было все идентично, все остальные вещи обязаны быть подчинены доминанте.

    Обратите внимание!
    Сохнут масляные краски дюже длинно. Когда они высохнут, натюрморт будет готов.

    Масляная живопись – одна из особенно распространенных техник для рисования картин. Масляные краски обеспечивают картине долговечность. Цвета со временем не портятся, а сама техника предоставляет широкие вероятности и в то же время не является слишком трудной, что разрешает стремительно ей обучиться.

    Вам понадобится

    • Мольберт, кисти, краски, растворитель, палитра, лаки, мастихин, тряпочки, грунтованные поверхности: холст на подрамнике, картон либо холст на картоне

    Инструкция

    1. Для рисования вам потребуется натянутый на подрамник холст либо другая поверхность, пригодная для живописи масляными красками. Также применяются картон либо холст, наклеенный на картон. Все поверхности обязаны быть загрунтованы. Если вы только начинаете рисовать маслом , то отменнее приобрести готовые загрунтованные холсты в магазине.

    2. Мольберт – это то адаптация, на которое ставится подрамник с картиной. Без мольберта рисовать весьма неудобно. Также вам сгодятся и другие инструменты, в том числе мастихин – особая лопаточка, которой комфортно смешивать краски. Есть даже техника рисования мастихином.

    3. Кисти – как водится, начинающие художники приобретают кисти из грубой щетины, но также сгодятся и мягкие кисти. Дозволено рисовать фактически чем желательно, основное – не стоит делать это пальцами, потому что краски и вещества, входящие в их состав дюже токсичны. Они могут проникнуть через кожу в организм и вызвать отравление.

    4. Перед тем, как начать писать маслом , смешайте краски до надобного оттенка на палитре. В этом поможет мастихин. Дабы очистить кисть от краски, используйте растворитель и тряпочки. Отменнее каждого получать оттенок, смешивая не огромнее 3 красок. Обычный материал для палитры – дерево, но стекло также отменно подходит потому что оно не впитывает краски и не реагирует с ними.

    5. В качестве растворителя зачастую применяют скипидар, но он довольно токсичный. Сегодня существуют менее токсичные растворители с больше славными запахами, ими пользоваться славнее.

    6. Позже того как вы завершите писать, кисти необходимо сполоснуть в растворителе, а после этого вымыть в теплой воде, применяя мыло либо шампунь. Кисти рекомендуется не складывать в коробки, а удерживать в стаканчике, дабы они могли высохнуть. Класснее каждого установить в емкость с растворителем для мыться кистей дополнительное дно с дырочками. Так фрагменты краски будут оседать на дне, не мешая споласкивать кисти, а срок службы растворителя дозволено значительно продлить.

    7. Процесс живописи личный. Всякий использует свои приемы и хитрости. Финально, навыки рисунка сгодятся любому, кто решил заняться масляной живописью. Традиционно перед тем как начать стержневой рисунок, на холст наносят подмалевок. Это силуэты, которые пишут дюже крепко разбавленной краской. Они фактически неприметны. После этого теснее начинается само рисование. Масляные краски наносят слоями, со временем все огромнее прорабатывая детали.

    Полезный совет
    Когда картина готова и высохла, ее покрывают лаком. Традиционно ждут приблизительно год, дабы краски всецело высохли. Лаковое покрытие разрешает защитить краски на картине от осыпания и взаимодействия с воздухом. Так картины хранятся значительно дольше.

    Рисование масляными красками доставляет большое наслаждение, а картины, написанные маслом, создают чувство комфорта и спокойствия. Масляная живопись выглядит дюже порядочно и роскошно. В вашей квартире неизменно найдется место, где вы сумеете разместить свой рисунок.

    Вам понадобится

    • краски,
    • кисти,
    • палитра,
    • мольберт,
    • холст.

    Инструкция

    1. Для занятий живописью нужно купить соответствующие материалы. Приобретете масляные краски: белила в крупный тубе, остальные – в тубах среднего размера. Для начинающих класснее приобретать краски для учебных эскизов. Набравшись навыка, вы перейдете к художественным краскам. Бережете краски в деревянном ящичке.

    2. Приобретите полный комплект кистей – по 3 кисти всякого номера. Для рисования маслом применяют щетинные кисти, из коровьего волоса и синтетические.

    3. Следующее, что вам потребуется – это палитра. Пропитайте ее маслом и отлично высушите, напротив палитра будет впитывать масло из красок.

    4. Краски кладите на левый край вверху палитры. Середину оставьте для составления смесей. Вся краска неизменно должна быть в определенном месте палитры. Белила кладут обыкновенно на правом конце.

    5. Вам также потребуются разбавители масляных красок: льняное масло, даммарный лак, очищенный керосин, терпентиновый скипидар.

    6. Масляными красками традиционно пишут на грунтованном холсте. От качества грунта на холсте зависит сохранность рисунка. Отличнее приобрести готовый грунтованный холст.Начинающие могут испробовать порисовать на загрунтованном картоне. Загрунтовать картон дозволено самому. Для этого разведите упаковку магазинного желатина согласно инструкции, остудите и несколько раз покройте картон.

    7. Для картин маленького размера в первое время вы можете применять подставку для книг, после этого используйте мольберт. Он устойчив и долговечен.

    8. Перед тем как приступить к рисованию, обдумайте, как изобразить задуманное вами.

    9. Вначале на бумаге исполните рисунок, тот, что будете переносить на холст.

    10. На холсте обозначьте тонкими линями изображение. Трудный сюжет проработайте в эскизах.

    11. Исполните подмалевок – 1-й слой живописи. Для подмалевки масляная краска разбавляется растворителем. Он наносится тонким слоем, тот, что стремительно просыхает. Дальше наносите дальнейший слой, прописывая детали, уточняя форму предметов.

    12. Всем слою дайте просохнуть перед тем, как наносить на него новейший.

    13. В заключительных слоях к масляным краскам добавляют льняное масло. Красочный слой картины будет интенсивный и устойчивый.

    14. Готовая картина позже полного высыхания масляной краски покрывается лаком.

    Обратите внимание!
    Завершив работу, палитру нужно вычистить и протереть насухо тряпочкой.

    Масляная пастель во многом отличается от пастели сухой. И применять их совместно не рекомендуется. Как видно из наименования масляной пастели, пигмент в ней связывается маслом, и создается плотная и маслянистая конструкция. Безусловно, в сопоставлении с мягкой пастелью , выбор цветов больше лимитирован, градаций света поменьше. Впрочем цветовые диапазоны данного материала понемногу возрастают.

    Инструкция

    1. Цветовые слои могут создаваться мелками масляной пастели тем же образом, что и мягкой пастелью либо карандашами. Впрочем из-за их маслянистости отслеживается склонность стремительного забивания зерна бумаги. Следственно усердствуйте сразу трудиться масляной пастелью легко, крепко не нажимая на бумагу. Класснее каждого пользоваться лишь кончиком пастельной палки. И усердствуйте удерживать ее ближе к концу – так вы не сумеете крепко на нее давить.

    2. Стирать обыкновенным методом масляную пастель у вас не получится. Но ее дозволено отмыть. Если вы ошиблись, либо хотите изменить часть рисунка, возьмите тряпочку, опустите ее в уайт-спирит либо скипидар и старательно стирайте цвет. После этого подождите, пока бумага не высохнет, и продолжайте наносить штрихи.

    3. Давайте испробуем нарисовать маленький натюрморт. Выходит, нарисуйте силуэты апельсина и лимона (скажем) желтой пастелью . А бумагу в таком случае отменнее применять синевато-серую, дабы дозволено было обеспечить контраст между яркими желтыми и оранжевыми оттенками.

    4. Нанеся диагональные линии оранжевого цвета на оба фрукта, положите желтый цвет. Штрихи пускай останутся открытыми, чтобы вы могли добавить цвета, не забивая бумагу. Позже установки основных цветов можете ввести огромнее контраста и применять на апельсине добавочный синий цвет.

    5. Подмешайте к теням на обоих фруктах основной цвет, дабы их нейтрализовать. Для усиления добавочного контраста добавьте вокруг фруктов серый цвет немногим больше темного оттенка, чем у примененной бумаги. Сейчас создается форма, добавляются блики и подчеркиваются тени.

    6. Дабы придать фруктам основательности и фактуры, поэкспериментируйте со смешиванием цветов. Добавьте за фруктами и под ними оранжевый цвет легкими касаниями мелков пастели. Это нужно для того, дабы связать фрукты с фоном. Ну вот, простенький натюрморт готов.

    Видео по теме

    Полезный совет
    Техника растирания рисунка пальцем с целью смешивания цветов в случае с масляной пастелью не работает. Учтите это. Но результата смешивания дозволено добиться по-иному: накладывайте цвета один на иной, мощно надавливая на палки масляной пастели.

    Картины маслом - это блестящие произведения, способные украсить всякое помещение. Они смотрятся гораздо эффектнее, чем те картины, что написаны, скажем, карандашом. От художника они требуют не только вложения сил, но и немалых средств. Следственно если вы готовы потратиться, тогда храбро приступайте к обучению.

    Инструкция

    1. Вначале запаситесь всеми нужными материалами: красками, холстом, клеем, кисточками, грунтом. Огромнее каждого будут стоить, разумеется, масляные краски. Правда верный выбор больше недорогих предметов будет не менее значим. Исключительно наблюдательно отнеситесь к получению холста. Материал, из которого он изготовлен, напрямую влияет на итог вашей работы. Следственно усердствуйте приобрести холст из льна либо пеньки.

    2. Не начинайте рисовать сразу, следуйте установленному порядку. Заблаговременно вы обязаны проклеить купленный холст, дабы краска не промочила его насквозь, проникнув на изнаночную сторону. Произвести такие манипуляции довольно легко, для этого воспользуйтесь столярным клеем. По заключении процедуры уберите холст в максимально проветриваемую комнату для сушки. Кстати, стоит проверить, успешно ли вы сделали все. Таким показателем станет крепкость клеевого сгиба (он не должен треснуть).

    3. Дальнейший нужный шаг - это грунтовка холста. Без этого вы не сможете начать рисунок. Обратите внимание, что нанесение грунта требует пристального внимания и аккуратности. Если вы проделаете это необдуманно и небрежно, материал не сможет распределиться равномерно и испортит вашу картину.

    4. Сейчас приступайте к выполнению рисунка. Возьмите кисти и краски, начинайте заботливо и не спеша наносить мазки. Не опасайтесь того, что на холсте образуются подтеки (при применении масляных красок это в тезисе исключено, чай они имеют довольно густую консистенцию). Позже создания картины дайте ей время высохнуть.

    Полезный совет
    Не забывайте, что для удачного создания рисунка нужно крепкое натяжение холста. Следственно заблаговременно приобретите еще и отличный подрамник. Если не применять данный инструмент, дозволено получить в результате лишь испорченный трещинами рисунок.

    Масляные краски для рисования дюже ценятся у живописцев, от того что они дозволяют максимально передать всю палитру красок живой природы. С их поддержкой художники достигают вершин мастерства, создавая разные результаты и обычные переходы между цветами. Какие же масляные краски класснее каждого подходят для рисования?

    Состав масляных красок

    В составе масляных красок находятся сухие пигменты и масло – почаще каждого льняное и холодной выжимки. Его применяют, от того что оно владеет прекрасным золотистым цветом и не имеет ощутимого запаха. Для холодных и белых оттенков масляных красок берут маковое масло, которое фактически не имеет цвета, либо масло грецких орехов. Пигменты для масляных красок бывают прозрачными и укрывистыми (лессирующими и покрывными). Прозрачные пигменты придают слою краски глянец и глубину, тогда как непрозрачные укрывистые пигменты пропускают свет, впрочем не дают ощущения глубины.Современные сухие пигменты являются больше яркими и устойчивыми, а также менее токсичными по сопоставлению с пигментами, используемыми в старину.Прозрачные пигменты не склонны утрачивать концентрация в процессе смешивания, тогда как укрывистые при смешивании кардинально различных цветов сереют дюже стремительно. Мастера ветхой школы обычно применяли прозрачные краски – в различие от импрессионистов, выбиравших укрывистые краски (за исключением ультрамарина). В состав наилучших масляных красок входит каждого один, но максимально концентрированный пигмент. Их смешивание исполняют, дабы придать прозрачность слою с укрывистым оригиналом.

    Выбор масляных красок

    При покупке красок непременно необходимо обратить внимание на срок их годности, производителя и правила применения – при этом информация должна подаваться на русском языке. Чем огромнее сведений о товаре указано на упаковке, тем выше вероятность получения подлинно добротной и неопасной масляной краски. При выборе продукции также значимо оценить ее запах – он не должен быть отталкивающим либо крутым, а краски для детей вообще не обязаны иметь запаха.Данный вид красок класснее каждого приобретать в баночках – так их дозволено больше экономно расходовать, выкладывая на палитру нужное число краски.Не стоит приобретать масляные краски с ядовито-кислотными цветами, от того что при их изготовлении изготовитель мог применять токсичные пигменты. Помимо этого, враждебные оттенки искажают эстетику картины и делают ее противоестественной. Основным показателем добротных масляных красок является однородность их красящего пигмента. Также отличная краска легко наносится на поверхность и легко распределяется кистью. Не стоит приобретать даже слегка пересохшие краски – они будут оставлять на поверхности крупное число песчинок.

    Видео по теме

    Рисовать масляными красками сложно. Для этого надобно подготовить холст, кисти, подручные средства. Краска наносится различными мазками в зависимости от формы рисуемых предметов и светотени на них.

    Вам понадобится

    • Льняной/ хлопковый холст, картон, дерево либо другое полотно с акриловым грунтом; кисточки из естественной свиной щетины для стержневой работы и соболиные кисточки для прорисовки деталей; губки; тряпки; палитра для смешивания красок; растворитель/льняное масло для разбавления краски и мытья кисти; лак для защитного покрытия готовой работы

    Инструкция

    1. Обозначьте на холсте грядущий рисунок с поддержкой примитивных фигур и контурных линий. Используйте для этого разбавленную краску, уголь, карандаш.

    2. Шаровидные и тороидальные предметы рисуйте серповидными и скрученными мазками кисти, конусоидальные - треугольными мазками, цилиндрические – параллельными мазками. Плоские поверхности выводите также параллельными мазками кисти.

    3. Для плавных цветовых переходов используйте плоские кисти. В этом случае краски смешивайте на палитре и наносите в полагаемое место градации. Кисть двигайте по направлению вперед-назад-вперед в перекрестной повадке. На заключительном этапе оформления цветового перехода применяйте параллельные мазки. Работайте чистой кистью от больше темного цвета к среднему тону, позже чего вновь чистой кистью от больше ясного цвета к среднему оттенку.

    4. Прозрачные глазирующие слои масляной краски, затеняющие рисунок, кладите на высохший слой. Дабы их получить, используйте для разбавления краски особую жидкость, а смесь наносите колонковой кисточкой в горизонтальном расположении. Если хотите, изменить цвет рисунка, при глазировании делайте направление штрихов подобно тем, что имеются на основном слое.Полупрозрачные лессирующие слои также наносите колонковой кисточкой в горизонтальном расположении. Краску разводите в соотношении 1/3 дамарского лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла.

    Обратите внимание!
    Карандаш для очерков рисунка применяйте с осторожностью, потому что его острый кончик может повредить грунтовку холста.

    Полезный совет
    Смешивайте краски на палитре осмотрительно и потихоньку. Для приобретения больше ясных тонов используйте белый цвет либо лессировку.

    Цветы являются одними из самым красивых творений природы и поистине достойны того, дабы художники воспевали их в своих шедеврах. В этом плане розы дозволено считать классикой. Впрочем рисовать розы дозволено не только масляными красками, но и простым графитовым карандашом .

    Вам понадобится

    • Лист бумаги, графитовый карандаш средней мягкости (от 3 до 8B)и ластик.

    Инструкция

    1. Для начала следует обозначить тонкими еле приметными линиями силуэт розы. Если надобно подправить силуэты либо видоизменить направление штриха, следует применять ластик. Это поможет не запутаться в бесчисленных черточках. Для упрощения поставленной задачи, следует представить себе розу в виде чашечки, на которой крепятся все лепестки.

    2. Дальше, легкими, со слабым нажимом, штрихами следует набрать легкий тон лепестков. Необходимо постараться как дозволено слабее нажимать на карандаш для создания результата легкости и нежности цветка. При необходимости,графит дозволено немножко растереть, что придаст плавность перетекающих форм. Специальное внимание стоит обращать на разделение света и тени по цветку (самая огромная насыщенность тени распределяется по нижней части чашечки).

    3. Сейчас стоит углубить тени, покрепче нажимая на карандаш при штриховке под закручивающимися лепестками. Таким образом создается еще больше крутой контраст и наивысшее чувство объема.

    Видео по теме

    Обратите внимание!
    Не затемняйте сразу каждый цветок. Следует потихоньку набирать тон всего лепестка.

    Полезный совет
    При выполнении штриховки не стоит спешить, потому что тонкая и опрятная штриховка способна подчеркнуть нежность цветка.

    Мастихин – инструмент, разрешающий трудиться с масляными красками в новой технике. В различие от кисти мастихин наносит на полотно огромные мазки краски, делая картину больше объемной и экспрессивной.

    Инструкция

    1. В арсенале художников есть два схожих инструмента: шпатель и мастихин. Если первым смешивают масло на палитре, то вторым наносят либо, напротив, соскабливают краску с холста. Отличить их дозволено по выгнутой ручке, которая дозволяет художнику рисовать мастихином , не прикасаясь рукой к полотну. Шпатель обыкновенно плоский.

    2. Загрунтуйте холст и высушите его. Если нужно, нанесите эскиз грядущей работы грифельным карандашом.

    3. Напишите основные участки картины маслом с подмогой кисти. Если вы пишете натюрморт, испробуйте закрасить фон с подмогой мастихина, применяя его плоскую сторону.

    4. Смешайте на палитре огромное число масляной краски, дабы ее дозволено было наносить объемными мазками, выдающимися на фоне фактуры холста. Если вы делаете стилизацию под жанр импрессионистов, используйте чистый блестящий цвет.

    5. Возьмите довольное число краски кончиком мастихина. Нанесите краску на холст и размажьте ее по поверхности, создавая фон для натюрморта. Работайте мастихином будто шпателем при шпатлевке стен. Таким образом создание фона завершится значительно стремительней, чем если бы вы трудились кистью. Впрочем в этой технике мастихин не дозволит сотворить переливов цвета: фон будет однотонным и однофактурным. Дабы разнообразить его, смешайте оттенки основного цвета фона. Дабы показать складки на драпировке либо переливы цвета и тени, используйте стержневой цвет, добавляя к нему ясные и темные оттенки, разнообразьте его другими сочными цветами.

    6. Отойдите от картины и посмотрите на нее издали. Это дозволит вам осознать, где, с точки зрения композиции, надобно наносить добавочные цвета и делать объемы драпировки. Рисовать складки на ткани с поддержкой мастихина надобно боковыми сторонами. Нанесите сгусток краски на холст кончиком либо ребром мастихина и слегка выровняйте ее плоской стороной инструмента. Создавайте результат изгиба ткани не только цветом, но и выступами при наложении краски.

    7. С подмогой мастихина сделайте объемные акценты на предметах натюрморта. Наносите краску кончиком инструмента, прикладывая его плоской стороной к холсту. При этом края лезвия оставят угловатые фактурные следы, что предмет утонченным и экспрессивным, слегка крутым.

    8. Дабы показать объем, скажем, на шипах розы, наносите краску кончиком мастихина, приподнимая лезвие вверх. Краска будет будто тянуться за вашей рукой, оставляя объемные вытянутые следы.

    9. Поиграйте с фактурой остальных предметов. Наносите краску стремительно, активно двигая рукой. Посмотрите, как мастихин слушает ваши движения, какие затейливые формы оставляет краска на холсте. Если где-то вы нанесли ненужный объем, соскоблите краску ребром мастихина.

    Лето – время зарисовок на природе. Всякий объект на улице может стать не только героем картинки, но и пригодным упражнением. Специфика рисования пчелы дозволит обучиться трудиться с насыщенностью цвета и фактурой. Дозволено сделать очерк с натуры, пока насекомое не улетит, а после этого доработать эскиз дома.

    Вам понадобится

    • – бумага;
    • – примитивный карандаш;
    • – ластик;
    • – комплект масляной пастели.

    Инструкция

    1. Поставленной задаче огромнее каждого соответствует такой материал, как масляная пастель. Она владеет интенсивными оттенками, но в то же время учит трудиться верно и старательно. Помимо того, она дозволит передать мохнатость тела пчелы.

    2. Подберите бумагу для рисунка. Масляная пастель классно ложится как на бумагу для пастели, так и на бумагу либо холст, загрунтованные как для работы масляными красками. Если вы хотите больше детальной проработки рисунка, используйте пастельную бумагу с маленький зернистостью. Если хочется больших колоритных мазков, берите загрунтованную поверхность.

    3. Простым карандашом твердостью 2Т сделайте эскиз. Обозначьте расположение пчелы на листе, оставив пространство вокруг нее. Нарисуйте ось, на которой будут располагаться части тела насекомого. Она представляет собой дугу, которую нужно разбить на три части – по четверти от каждой длины дуги займут голова пчелы и верхний секция тела, две четверти уйдет на ее брюшко.

    4. Части рисунка постройте как геометрические фигуры: тело пчелы представляет собой шар и цилиндр, а голова – конус. Для всей фигуры проведите центральную ось, а на ней расположите окружности, создающие форму. Несколькими дюже легкими штрихами обозначьте очертания крыльев только для того, дабы не «утратить» их при работе с цветом. Форму лапок и усиков дозволено нарисовать примерно, без скрупулезного выстраивания.

    5. Когда каркас будет построен, подберите мелки, подходящие по цвету. Возьмите несколько оттенков желтого, сепию, травяной и умбру, а также темно-синий и белый.

    6. От того что исправлять рисунок масляной пастелью дюже трудно, постарайтесь быть максимально точны при нанесении цвета. Дабы добиться смешения оттенков, накладывайте их слоями, но не сплошной заливкой, а сеткой. Ясно-желтой сеткой покройте боковую сторону брюшка пчелы, ту часть его, которое находится вблизи лапки, затемните дюже легкими штрихами ясной сепии.

    7. Спинку насекомого по каждой площади покройте интенсивным медовым цветом. Ближе к месту соединения со вторым сегментом тела добавьте теплой коричневатой тени. Этим же каштановым обозначьте полоски, крепче нажимая на мелок. После этого синим цветом нарисуйте блик на всякой из полосок приблизительно на одном ярусе – это сделает иллюзию объема.

    8. Темно-каштановые оттенки потребуются вам для заливки лапок пчелы, головы, глаз и круглой части тела. После этого всякую из этих деталей доработайте легкими штрихами, наложенными поверх основного цвета – на лапках это будет кирпичный и синий в местах блика, на глазах – белый блик и легкая синева вокруг него, на голове ближе к «носу» – травяной.

    9. Ворсинки на теле выделите легкими ясно-желтыми штрихами. Для этого вам потребуется крепкий острый мелок. Если он затупился и размяк от теплоты рук, разместите его на 10 минут в холодильник, а после этого заточите канцелярским ножиком. Тонкие штрихи нанесите также на голову и нижнюю часть брюшка пчелы.

    10. Прожилки на крыльях нарисуйте отчетливым каштановым силуэтом, а на поверхности крыльев сделайте растушевку холодного коричневатого и белого цветов.

    11. Фон вокруг пчелы рисуйте огромными диагональными штрихами, сверху перекройте их линиями под острым углом к первому слою. В тени добавьте рефлексы теплыми оттенками пастели (чуть больше темными, чем тельце пчелы).

    12. В процессе комплекта интенсивного цвета может оказаться, что слой получился излишне тяжелым, плотным. Удалить его дозволено с поддержкой мастихина, соскоблив излишки.

    Видео по теме

    Видео по теме

    Для художественной живописи используют масляные краски, в состав которых входят пигменты и масло. Это обеспечивает в процессе рисования насыщенные яркие цвета, продлевает стойкость картины на холсте. Данный вид материалов непрост в использовании, требует смешивания с органическим растворителем и особой подготовки сопутствующих средств. Ознакомьтесь с правилами выбора красок, ассортиментом производителей на рынке.

    Что такое масляные краски

    Выделяют единичные тубы и набор масляных красок для общего и художественного назначения. Последние готовят растиранием пигментов в отбеленном рафинированном льняном или ореховом масле, а иногда к нему добавляют прочие высыхающие компоненты. Готовую смесь наносят на предварительно загрунтованную поверхность. В зависимости от вида отличается и химический состав масляной краски.

    Состав

    По качеству пигментов и связующих компонентов разнится состав:

    • Стандартные состоят из пиментов на основе кадмия, кобальта, красящей земли.
    • Чтобы предотвратить изменение цвета, добавляют нежелтеющее масло, но основой для остальных служит льняное.
    • Земляные цвета на охре, сиене и умбре состоят из натуральных природных пигментов.
    • Самые дорогостоящие подтипы включают светостойкие органические пигменты, это позволяет добиваться яркости и чистоты основного цвета.
    • Чем дороже пигменты, тем сбалансированнее время высыхания, натуральнее оттенок.

    Чем разбавлять масляные краски

    Можно писать просто красками, выдавливая их прямо из тюбиков на палитру, без разбавления. Чтобы они были не такими густыми, используют особый компонент. Разбавитель для масляных красок представляет собой масло – льняное, конопляное, ореховое. Продается оно в магазинах для творчества, не имеет запаха, но увеличивает время высыхания картины до нескольких лет.

    Другим веществом является уайт-спирит, но художнику использовать для разбавления его не надо – только для промывания кистей и палитры, иначе качество грунтовок испортится. Профессиональные художники смешивают вещества-разбавители, наливая раствор в масленку. Вариантами состава могут быть:

    • тройник – равные пропорции живописного (даммарного, мастичного) лака, конопляного или льняного масла, разбавителя уайт-спирита;
    • вместо уайт-спирита можно взять скипидар.

    Какие масляные краски лучше

    Где купить художественные краски, знают и начинающие, и профессиональные художники. Это специальные отделы для творчества, включая интернет-магазины. В них продаются популярные товары именитых брендов, которые творческие люди покупают чаще других. Рейтинг производителей:

    1. Мастер-класс, Ладога – производит Ленинградский завод художественных красок.
    2. Гамма – компания из Москвы использует льняные и маковые компоненты.
    3. Daler-Rowney – старинная английская фирма.
    4. Maimeri – итальянский бренд с палитрой из 80 оттенков.
    5. Old Holland – еще одна старинная фирма, только из Голландии.
    6. Pebble – французская линейка высокохудожественных товаров для профессионалов.

    Масляные краски для живописи

    Сколько стоят масляные краски, зависит от типа выбранного товара. На стоимость влияет используемый пигмент, связующая основа, объем тубы и известность фирмы. Отечественные Сонет и Ладога можно купить от 130 рублей за тубу 30-40 мл, товары зарубежных производителей стоят от 200 рублей за тот же объем. Выгоднее покупать комплекты – каждый тюбик отдельно будет намного дороже.

    Подольские Товары для Художников

    Отечественный производитель предлагает высококачественные густотертые масляные товары по доступной стоимости:

    • название модели: для масляной живописи;
    • цена: 109 р.;
    • характеристики: количество 46 мл, природные смолы, желтый янтарь;
    • плюсы: густая, яркая пигментированность, чистота цвета;
    • минусы: дорого стоит, нет имитаций.

    Натуральные пигменты содержит другая линейка аналогичной марки, подходящая для начинающих художников:

    • название модели: итальянская серия;
    • цена: 104 р.;
    • характеристики: 46 мл, нет кисти;
    • плюсы: оригинальные земляные цвета;
    • минусы: бедная гамма.

    Невская палитра

    Бренд из Санкт-Петербурга предлагает купить тубы по одной штуке или набором. Второй стоит выгоднее:

    • название модели: набор художественных масляных оттенков;
    • цена: 2620 р.;
    • характеристики: 12 цветов по 10 мл;
    • плюсы: форма выпуска туба;
    • минусы: нет кисти, доставки.

    Отдельные тубы можно приобрести от того же бренда более дешево, что делает их популярными среди студентов:

    • название модели: Сонет;
    • цена: 376 р.;
    • характеристики: 10 мл, картонная упаковка;
    • плюсы: яркая насыщенная гамма, дешево стоит;
    • минусы: не самые качественные компоненты.

    Гамма

    Это популярный отечественный бренд, который выпускает широкий ассортимент материалов для творчества:

    • название модели: Студия;
    • цена: 155 р.;
    • характеристики: 46 мл;
    • плюсы: широкая гамма;
    • минусы: не обнаружено.

    Второй серией, выпускаемой фирмой, является линейка Старый мастер, отличающаяся широтой гаммы:

    • название модели: Старый мастер;
    • цена: 155 р.;
    • характеристики: 46 мл:
    • плюсы: удобная туба;
    • минусы: не обнаружено.

    Мастер-класс

    Художественная фабрика Невская палитра выпускает серию Мастер-класс, содержащую терпентин, акриловые и масляные компоненты:

    • название модели: свинцовые белила:
    • цена: 186 р.;
    • характеристики: 46 мл;
    • плюсы: повышенная стойкость;
    • минусы: нет скидок.

    Помимо цинковых и титановых белых цветов в серии широкий ассортимент разных оттенков на любой вкус:

    • название модели: Master-Class;
    • цена: 522 р.;
    • характеристики: 46 мл;
    • плюсы: широкая гамма, блеск;
    • минусы: большая стоимость, не бывает распродаж.

    Художественные Материалы

    Еще одним российским брендом является компания Художественные материалы, которая радует потребителей большой палитрой:

    • название модели: NORMA PROFESSIONAL;
    • цена: 674 р.;
    • характеристики: 35 мл, светостойкость на уровне 4 и 5;
    • плюсы: 84 тона, не оставляют рельефных мазков, небольшой расход;
    • минусы: половина оттенков относится к высокой ценовой категории.

    Для рисования масляных картин в технике живописи алла-прима (по сырому) подойдет другая серия от того же производителя:

    • название модели: профессиональная серия;
    • цена: 674 р.;
    • характеристики: металлический тюбик, 35 мл;
    • плюсы: хорошая адгезия, однородная кремообразная консистенция, высокая пигментированность, экологически чистый продукт;
    • минусы: дорогие, нет акций.

    Малевичъ

    Набор красок с оригинальным именем Малевичъ пригодится начинающим и профессиональным мастерам:

    • название модели: набор;
    • цена: 3860 р.;
    • характеристики: набор 14 цветов по 40 мл;
    • плюсы: есть кисть, разбавитель, лак и металлическая масленка в комплекте, оценка светостойкости – 7 баллов из 8;
    • минусы: не медовые, картонная упаковка.

    Помимо масляного набора можно приобрести отдельные, удобные, экономичные алюминиевые тюбики:

    • название модели: Профи;
    • цена: 315 р.;
    • характеристики: 40 мл;
    • плюсы: высококачественные светостойкие компоненты, можно писать без разбавления, тонкая тертая консистенция;
    • минусы: не обнаружено.

    Ferrario

    Итальянские мастера знают толк в разработке товаров для творчества, поэтому выпустили на рынок бренд Феррарио:

    • название модели: Da Vinci;
    • цена: 313 р.;
    • характеристики: 60 мл;
    • плюсы: тонкие, высокая светостойкость, подходят для холста, картона, бумаги, дерева;
    • минусы: среди разбавителей есть уайт-спирит.

    Для профессионалов разработана серия ARTIST OIL, которая отличается мягким удобным прозрачным тюбиком:

    • название модели: ARTIST OIL;
    • цена: 674 р.;
    • характеристики: 100 или 250 мл;
    • плюсы: высокая пигментированность, тонкая консистенция, можно наносить кистью или шпателем;
    • минусы: 24 оттенка.

    Winsor & Newton

    Одной из старейших фабрик Европы считается английская Winsor & Newton, которая выпускает богатую палитру:

    • название модели: WINTON;
    • цена: 600 р.;
    • характеристики: 37 мл;
    • плюсы: высокая пигментированность, хорошая укрывистость и светостойкость, 47 цветов;
    • минусы: продажа только поштучно.

    Для профессиональных мастеров фабрика предлагает одноименную линейку, отличающуюся высоким качеством:

    • название модели: Professional;
    • цена: 420 р.;
    • характеристики: 5 мл;
    • плюсы: светостойкие природные компоненты, можно подобрать разную степень прозрачности, 96 цветов;
    • минусы: малый объем.

    Maimeri

    Итальянская фабрика Maimeri выпускает тубы поштучно и наборами. Последние выгоднее, потому что стоят дешевле:

    • название модели: CLASSICO;
    • цена: 4750 р.;
    • характеристики: 12 оттенков по 20 мл;
    • плюсы: в комплекте есть палитра, нет восков и добавок, сафлоровое масло для светлых тонов;
    • минусы: ограниченная серия.

    Более широкой цветовой палитрой отличается классическая линейка, выпускаемая в профессиональном объеме:

    • название модели: Idea;
    • цена: 605 р.;
    • характеристики: 60 мл;
    • плюсы: подходит для разных материалов, фактурный эффект;
    • минусы: дорогая.

    Sonnet

    Специально для живописи разработана продукция марки Сонет с использованием синтетических компонентов:

    • название модели: Сонет;
    • цена: 179 р.;
    • характеристики: 46 мл;
    • плюсы: одинаковое время высыхания, 51 цвет;
    • минусы: подходят только для кистей из колонка, синтетики, щетины или мастихины.

    Из комплектов краски масляной этого же производителя выделяют следующую серию в 12 мини-тюбиках:

    • название модели: масляный набор Сонет;
    • цена: 1564 р.;
    • характеристики: 12 шт. по 10 мл;
    • плюсы: светостойкие органические пигменты, много чистых цветов, прозрачность, защита от ультрафиолета;
    • минусы: картонная упаковка.

    Sennelier

    Французский бренд Sennelier известен с 1887 года, выпускает проверенные временем художественные материалы:

    • название модели: Etude;
    • цена: 453 р.;
    • характеристики: 34 мл;
    • плюсы: яркость, интенсивность, светостойкость, цветовая гамма – 36 оттенков;
    • минусы: нет.

    Другой линейкой французской фирмы является Artists, подходящая для профессионалов и начинающих художников:

    • название модели: Artists;
    • цена: 392 р.;
    • характеристики: 40 мл;
    • плюсы: экономичный расход, высококачественная пигментированность;
    • минусы: нет.

    Royal Talens

    Голландский производитель на российском рынке предлагает несколько линеек. Популярной является масляная Van Gogh:

    • название модели: Van Gogh;
    • цена: 2220 р.;
    • характеристики: 20 шт. по 10 мл;
    • плюсы: растительные масла, глубина цвета не меняется после высыхания;
    • минусы: картонная коробка.

    Если комплект масляных красок не нужен, можно купить тубы по отдельности, но они выйдут дороже коллекции:

    • название модели: ART CREATION;
    • цена: 765 р.;
    • характеристики: 200 мл;
    • плюсы: яркость, насыщенность оттенков, светостойкость;
    • минусы: только профессиональный объем.

    Как выбрать масляные краски

    Если художник только начинает работать с маслом, ему понадобятся советы по выбору материалов:

    • чем больше звездочек в маркировке, тем выше светостойкость;
    • уровень закрашивания квадрата в обозначении говорит о кроющих свойствах, полностью заштрихованный квадратик говорит о высоком проценте;
    • лучше покупать отдельными тюбиками;
    • темные тона выбирайте меньшего объема;
    • начинающим советуют выбирать краски Ладога или Сонет, профессионалам – PEBEO.

    Видео