Рисунок на тему древние люди. Наскальная живопись

13 октября 2014, 13:31

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге - их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет - он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

"Скала-газета" там же, в Юте:

"Пришелец", Аризона, США:

Калифорния, США:

Изображение "пришельца". Калбак-Таш, Алтай, Россия:

"Человек-солнце" из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов - Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов":

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа - качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.

Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Петроглифы Панамы

Калифорния, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь - не кажется ли вам, что это загадочные виманы - летающие колесницы из древнеиндийских мифов?

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров - пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей - тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.


Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них - около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры - наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.


Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского - «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта - города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.


Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.


В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.


От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.


Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения - от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.


В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)


На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.


Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.


Ласко - не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

PhotoTravelGuide

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30-33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

(источник - Donsmaps.com)

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились - лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников - пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.


Кликабельно 1500 рх

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту-пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных "наскальных" схваток носорогов из Шове.

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.


Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр - участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей - быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников - пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.


Кликабельно 1600рх

Примечательно, что первыми "художниками", оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что "у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм". Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры - например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.



Кликабельно 1600 рх

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. "Люди, которые нарисовали это, были великими художниками", - подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой. В третьем - гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов - следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

(источник - Flickr.com)

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей" - "Прибытие поезда" братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. "Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей", - говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, "познавали их сущность".

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.


Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины - немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове - 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43-36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения - 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46-41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10-6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1-2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31-28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:

Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.

Замечателен бегущий бизон:



(источник - Donsmaps.com)



При этом "лицо" каждой лошади сугубо индивидуально:

(источник - istmira.com)


Следующее панно с лошадьми - наверное, самое известное и широко разошедшееся в народе из изображений Шове:

(источник - popular-archaeology.com)


В недавно вышедшем фантастическом фильме «Прометей» пещера, сулящая открытие внеземной цивилизации, посетившей когда-то нашу планету, скопирована подчистую с Шове, включая эту замечательную группу, к которой дорисованы совершенно неуместные здесь люди.


Кадр из фильма «Прометей» (реж. Р. Скотт, 2012)


Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

(источник - Donsmaps.com)

В течение плиоцена и в особенности в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И.Г. Пидопличко, высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений.Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius ) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8-9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида несомненно результат деятельности древних охотников.

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень.

Искусство верхнепалеолитических анималистов служит наряду с палеонтологическими и археозоологическими находками важным источником информации о том, на каких животных охотились наши предки. До недавнего времени древнейшими и наиболее полными считались позднепалеолитические рисунки из пещер Ласко во Франции (17 тыс. лет) и Альтамира в Испании (15 тыс. лет), но позже была открыта пещеры Шове, которая дает нам новый спектр изображений фауны млекопитающих того времени. Наряду с относительно редкими рисунками мамонта (среди них изображение мамонтенка, поразительно напоминающее обнаруженного в вечной мерзлоте Магаданской области мамонтенка Диму) или альпийского козерога (Capra ibex ) там есть множество изображений двурогих носорогов, пещерных медведей (Ursus spelaeus ), пещерных львов (Panthera spelaea ), тарпанов (Equus gmelini ).

Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога (Rhinocerus indicus ). Быть может, это носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis ), который дожил на юге Европы до конца позднего плейстоцена? Однако если от шерстистого носорога, бывшего объектом охоты в палеолите и исчезнувшего к началу неолита, сохранились довольно многочисленные остатки кожи с волосяным покровом, роговые наросты на черепе (во Львове хранится даже единственное в мире чучело этого вида), то от носорога Мерка до нас дошли лишь костные останки, а кератиновые "рога" не сохранились. Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

Искусство палеолита не знает понятий добра и зла. И мирно пасущийся носорог, и засевшие в засаде львы — части единой природы, от которой не отделяет себя и сам художник. Конечно, в голову кроманьонца не залезть и «за жизнь» при встрече не поговорить, но мне близко и, по крайней мере, понятно такое представление, что искусство на заре человечества ещё никак не противостоит природе, человек находится в гармонии с окружающим миром. Каждая вещь, каждый камень или дерево, не говоря о животных, рассматриваются им как несущие смыслы, как если бы весь мир был огромным живым музеем. При этом рефлексии ещё нет, и вопросы бытия не ставятся. Вот такое до-культурное, райское состояние. Почувствовать его в полной мере (как и вернуться в рай) мы уже, разумеется, не сможем, но вдруг удастся хотя бы прикоснуться, общаясь через десятки тысячелетий с авторами этих удивительных творений

Отдыхающими поодиночке мы их не видим. Всегда охота, и всегда чуть не целым прайдом.

Вообще понятно восхищение первобытного человека окружающими его огромными, сильными и быстрыми зверями, будь то большерогий олень, бизон или медведь. Даже как-то нелепо рядом с ними ставить себя. Он и не ставил. Есть чему поучиться нам, заполняющим свои виртуальные «пещеры» собственными или семейными фотографиями в неизмеримых количествах.Да, что-что, а самолюбование первым людям было не свойственно. Зато тот же медведь изображался с величайшим тщанием и трепетом:

Завершает галерею самый странный рисунок в Шове, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму

В литературе обычно сей персонаж именуется как «колдун» или таврокефал. Помимо бычьей головы мы видим ещё одну, львиную, женские ноги и нарочито увеличенного размера, скажем так, лоно, составляющее центр всей композиции.На фоне своих коллег по палеолитическому цеху умельцы, расписывавшие это святилище, выглядят изрядными авангардистами. Нам известны отдельные изображения т. н. «венер», мужчин-колдунов в образе животных и даже сцены, намекающие на соитие копытного с женщиной, но чтобы всё перечисленное так густо замешать…Предполагается (см., например, http://www.ancient-wisdom.co.uk/francech auvet.htm), что изображение женского тела было самым ранним, а головы льва и быка дорисованы позже. Интересно, что при этом отсутствует какое-либо наложение более поздних рисунков на предшествующие. Очевидно, сохранение цельности композиции входило в планы художника.

, а так же еще раз посмотрите на и первобытное искусство

Любой человек наделен великим даром - чувствовать красоту окружающего мира, ощущать гармонию линий, любоваться многообразием оттенков цветов.

Картина - это запечатленное на холсте мироощущение художника. Если ваше восприятие окружающего мира отражается в живописи художника, то вы чувствуете родство с произведениями этого мастера.

Картины привлекают внимание, завораживают, возбуждают воображение и мечты, вызывают воспоминания о приятных минутах, о любимых местах и пейзажах.

Когда же появились первые изображения созданные человеком?

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества . Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.


Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека , и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей , выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ""картины"" были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях.

Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.

<<Каменная газета>> Аризона

Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

<<Сражающиеся лучники>> Испания

А это петроглифы. Гавайи

Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир.

Первобытные люди практиковали симпатическую магию - в форме танцев, пения или изображения зверей на стенах пещер, - чтобы привлечь стада животных и обеспечить продолжение рода и сохранность скота. Охотники разыгрывали сцены удачной охоты, чтобы привлечь энергию в реальный мир. Они обращались к Хозяйке Стад, а позже к Рогатому Богу, которого изображали с рогами козлов или оленей, чтобы подчеркнуть его главенство в стадах. Кости зверей полагалось закапывать в землю, чтобы звери, как и люди, возрождались из лона Матери - Земли.

это пещерный рисунок в районе Ласко (Lascaux) во Франции из эры палеолита

Предпочитаемой пищей были крупные животные. И люди палеолита, умелые охотники, уничтожили большинство из них. И не только крупных травоядных. Во время палеолита полностью исчезли, как вид, пещерные медведи.

Есть и другой вид наскальных рисунков, который носит мистический, загадочный характер.

Наскальные рисунки из Австралии. То ли люди, то ли животные, а может и не то, и не другое...

Рисунки из Западной Арнемы, Австралия.


Огромные фигуры и рядом маленькие человечки. А в левом нижнем углу вообще что-то непонятное.


А вот шедевр из Ласкаукса, Франция.


Северная Африка, Сахара. Тассили. 6 тысяч лет до н.э. Летающие тарелки и некто в скафандре. А может быть, это и не скафандр.


Наскaльный рисунок из Австралии...

Вал Камоника, Италия.

а следующее фото из из Азербайджана, Гобустанский район

Gobustan включен в список наследия ЮНЕСКО

Кто были те «художники», сумевшие передать отдаленным эпохам весть о своем времени? Что побудило их сделать это? Каковы были скрытые пружины и движущие мотивы, которыми они руководствовались?..Тысячи вопросов и очень мало ответов...Многие наши современники очень любят, когда им предлагают взглянуть на историю через увеличительное стекло.

Но неужто в ней все настолько мелко?

Ведь были и изображения богов

На севере Верхнего Египта находится древний город храмов Абидос. Возникновение его восходит к доисторическим временам. Известно, что уже в эпоху Древнего Царства (около 2500 г. до н. э.) в Абидосе пользовался широким почитанием универсального божества Осирис. Осирис же считался божественным учителем, подарившим людям каменного века многообразные знания и ремесла, и, вполне возможно, знания о тайнах неба. Кстати,именно в Абидосе был найден древнейший календарь, датируемый IV тысячелетием до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. У них уже была развитая письменность - их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Почему человечество пытается узнать, что было миллионы лет назад, какими знаниями обладали древние цивилизации? Мы ищем источник, потому что думаем, что раскрыв его, мы узнаем, для чего же мы существуем. Человечество желает найти, где находится та начальная точка отсчета, с которой все началось, потому что думает, что там, видимо, есть ответ, «для чего всё это», и что же будет в конце...

Ведь мир так необъятен, а человеческий мозг узок и ограничен. Сложнейший кроссворд истории необходимо разгадывать постепенно, клеточка за клеточкой...