Шарден Жан Батист Симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Жан батист симеон шарден - биография и картины Жан Батист Шарден: картины

Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 - 06.12.1779) кратко

Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине "Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Шарден - портретист

С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена - художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его "Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

Шарден Жан Батист (реализм)

В 60-70-х годах под несомненным влиянием буржуазии в искусстве возник интерес к голландскому реализму. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена.

По существу, Шарден создал новую живописную систему. Он начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции: натюрморты с битой птицей, снедью, плодами.

Затем он находит свою тему - это полные тихого очарования, живущие какой-то своей "тихой жизнью" вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки. Сведенный до минимума мир простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден и в жанровой живописи. В противовес галантным празднествам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без поучения и морализаторства, без пафоса и эффектов, провозглашая "меру и порядок" как жизненный образец. Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают его картины маленькими шедеврами.

По-новому Шарден относится и к портрету. Модели в его портретах, просты, искренни, лишены манерности. Художник видит в человеке прежде всего его самого, его сущность, а не место, которое он занимает в жизни.

В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты - трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.


Кухарка, чистящая брюкву (1778)


В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней - котел с начищенными овощами, тут же сияющая медная сковорода, темный закопченый котелок, рядом огромный чурбан для рубки мяса, на нем - топор. Каждый предмет в картине написан с любовью и интересом. Чувствуется, что кухарке не в тягость ее неторопливая работа, она с удовольствием варит и жарит, и думы ее просты и понятны. Картина полна особой мудрости, тихой радости; она воспеват трудолюбие, доброту и душевное благородство.

Мыльные пузыри (1775)



Сам художник называет картину так: "Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри". Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло.

Серебряный кубок (ок.1750)



В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево- красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение.

Автопортрет (1775)


Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Разносчица (1739)


Перед нами разносчица, которая разносит по домам продукты. Вот и сейчас она принесла хлебы, кур. Женщина одета в аккуратное платье, фартук и чепчик, в правой руке сумка с битой птицей. На столе лежат хлебы, глиняный горшок, на полу - пузатые бутыли темного, толстого стекла. Слева - открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине - еще одна дверь, на ее фоне - женская фигура. Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ.

Атрибуты искусств


Дама, пьющая чай


Девушка с письмом

Гувернантка (1739)

Кухарка, моющая посуду

Мальчик-половой в погребе

Медный бак для воды

Медный котелок и три яйца


Молитва перед обедом


Юная учительница


Натюрморт с атрибутами искусств


Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)


Натюрморт с цветами в вазе (1763)

Натюрморт с персиками


Прачка (1737)


Рачительная служанка (1747)

Трудолюбивая мать (1740)

Женщина, набирающая воду из бака (1737)


XVIII век - время блестящего расцвета французской культуры. Предреволюционная Франция была для всей Европы неоспоримым законодателем мод и вкусов, литературных и философских увлечений, стиля жизни. Все это было сметено революцией 1789 года. В те времена сложилась поговорка: кто не жил во Франции до революции, тот не знает, что такое настоящая жизнь. Имелись в виду всевозможные наслаждения - эстетические и прочие, которые достигли особой изощренности в предреволюционный период.

Высокий профессиональный уровень искусства ежегодно демонстрировался на выставках, называемых Салонами, на которые произведения отбирались строгим академическим жюри. Прихотливая отделка интерьера развилась в стиль рококо, который охватил различные виды и жанры изобразительного и прикладного искусства, входящих в ансамбль внутреннего убранства. В этом разнообразии и блеске нетрудно потеряться и незаурядному мастеру академических композиций. А вот Шарден, который никогда не писал ни исторических картин, ни парадных портретов, ни рокайльных галантных сцен, ограничиваясь самыми «низшими» жанрами - натюрморта и бытового, не только не потерялся, но оказался выше и значительнее всей этой блестящей мишуры рококо и салонного академизма, стал центральной фигурой французской живописи XVIII века и одним из самых выдающихся западноевропейских художников.

Шарден происходил из парижской ремесленной среды, его отец был мастером, специализировавшемся на изготовлении бильярдных столов. Эта среда отличалась строгостью нравов и трудолюбием, муж рано вставал и с утра до вечера готовил изделия по заказу или на продажу, добиваясь самого высокого качества, а жена ведала домашним хозяйством. Жили богоугодно, в строгости, экономно и трезво, разумно и трудолюбиво, и вся их жизнь была окрашена любовью к домашнему очагу, близким людям, семейным традициям, высоким пафосом человеческого достоинства, которое в смирении и благочестивом труде проявляется не меньше, чем в аристократических дуэлях и воинских подвигах.

Этот уклад ремесленной среды и станет как предметом изображения Шардена, так и духом, питающим его творчество и сформировавшим его удивительный стиль. Отец художника надрывался, усердно шлифуя поверхность бильярдного стола, малейшая неровность на котором превращала его в дешевый кухонный, который не стоит и затраченных материалов. С таким же упорством и осмысленным усердием корпел Шарден над своими маленькими картинками с ранней юности и до самой смерти в преклонном возрасте. Писал их подолгу, любовно, усердно и тщательно.

Пройдя обучение у академических живописцев, мастеров исторической картины Ванлоо и Куапеля, Шарден, однако, воздержался от писания исторических картин. Всю жизнь он сокрушался, что не имеет должного образования, не знает мифологии, истории и литературы, а потому не может со знанием дела приняться за исторический сюжет. Поэтому писал то, что хорошо знал - предметы, окружавшие парижского мещанина, уютные интерьеры, в которых он жил.

Первыми произведениями художника были натюрморты, кухонные и охотничьи трофеи (не без влияния Ванлоо), в которых пытался встать «на цыпочки» в низовом жанре мертвой натуры, придавая ему то аристократический охотничий характер, то изобильно барочный, если это кухонные предметы. Его ранние полотна имели успех в профессиональной среде, и, после недолгого пребывания в скромной второстепенной Академии святого Луки двадцатидевятилетнего Шардена в 1628 году принимают в королевскую академию художеств по специальности «мертвой натуры». В Академии Шарден, как человек скромный, добросовестный и доброжелательный, прижился и был ее бессменным казначеем и председателем заседаний. Из его высказываний сохранился призыв: «Больше мягкости, господа, больше мягкости», - не надо, мол, критиковать друг друга, ремесло художника очень трудно, редкий из тех, кто десятилетиями учился, достигает успехов, многие так и не сделались художниками, бросили это сложное занятие, становясь солдатами или актерами; даже за посредственной картиной стоят десятилетия учебы и годы кропотливого труда над данным полотном. При такой мягкости Шарден был, однако, не совсем безобиден. На экспозиции Салона он мог контрастно повесить картины академиков, чтобы ненавязчиво оттенить их недостатки; но в высказываниях он был предельно осторожен и благожелателен.

О Салоне следует сказать особо. Это ежегодный смотр лучших произведений, созданных лучшими художниками Франции, на который отбирались работы при помощи компетентного жюри. Такие выставки с придирчивым и квалифицированным отбором - важное условие развития искусства: если бы об искусстве судили только заказчики, то выше похожих портретов, слащавых пейзажей и идеологически выдержанных алтарных картин искусство никогда не поднялось бы. Поддержанию высокого профессионального уровня и служили салоны. Отобранные жюри произведения, как бы они ни были академичны и «салонны», обладали одним важным достоинством - это были мастерские, профессиональные работы. И талантливый дилетант мог развиваться, имея камертоном для своей деятельности уровень этих салонов. Для производства «гениев» необходима среда из крепких профессионалов-посредственностей.


Став академиком и получая выгодные постоянные заказы, Шарден совершенствовался в раз навсегда избранных жанрах. Он пишет натюрморты, в которых, добиваясь живописного совершенства, от ранних многосложных композиций переходит ко все более простым, скромным постановкам из трех-пяти самых обычных предметов, которые у него переходят из натюрморта в натюрморт, - стакан, кривобокая бутылка темного стекла, медная ступка, глиняная плошка, иногда появляется фарфоровый кувшин; к утвари он добавляет гроздь винограда и разломанный плод граната, а чаще яблоко, картошку, луковицу, пару яиц, муху и таракана, завсегдатаев кухонных интерьеров. Чем проще постановка из самых обыденных предметов - тем сложнее становится живопись и композиция. Композиция - это не постановка, поставить можно самые роскошные предметы, самые сложные архитектурные декорации и самых красивых и многочисленных натурщиков в разнообразных и дорогих костюмах, а композиция с этой роскошной постановки может оказаться примитивной, банальной, скучной, и скорее не сложной, а трескучей. Наоборот, при самом скромном наборе предметов композиция, как и живопись может быть сложнейшей и совершенной. Композиция - это не расстановка, как иногда неточно понимается и переводится этот латинский термин, а «сопоставление», то есть соотнесение, установление связей в произведении между его элементами, достижение единства и гармонии частей.


Но нельзя сказать, что простые предметы - скудный материал для живописца. Путешествие можно совершать по земному шару, а можно - по поверхности яблока; можно смотреть в телескоп на астрономические миры, а можно - в микроскоп на клетку растения и совершать в обоих случаях открытия, создавать в раной мере значимые научные теории. Так и в искусстве. Не натурализма достигает Шарден; да, он стремится к иллюзии, всматриваясь в кривобокий медный бак, а получается нечто большее - живописное, и пластическое богатство, вырабатывается совершенный язык живописи. Многие живописцы приходили к своему успеху благодаря интересным сюжетам, и понять их творчество можно, лишь разгребая эти внешние наслоения, выискивая зашифрованный подтекст. Шарден же, по «невежеству» своему, от «интересных сюжетов» изначально сразу и навсегда отказывается, и у него самым интересным сюжетом остается сама живопись. Это один из наиболее «чистых» живописцевза всю историю искусства. Другим подобным можно назвать разве что Сезанна.

«Кто вам сказал, что пишут красками? Пишут чувствами, а красками только пользуются!» - известно такое восклицание Шардена. Не доверяя рассуждениям об искусстве и школьным правилам, Шарден предпочитает полагаться на интуицию, доверять умному глазу художника, вчувствоваться в предмет изображения иписать, когда все силы души оказываются на кончике кисти. Шарден не формулировал теорий, не старался выразить словами особенности своего творческого метода. Он был выше всяких современных ему теорий, разглагольствований рубенсистов и пуссенистов. Он понимал, как трудно достичь достойного художественного результата, и не тратил время на разговоры.

Строгий и одухотворенный уклад жизни квалифицированных ремесленников, лежащий в основе и личности, и искусства Шардена, был и предметом его изображений. У него создан ряд жанровых картин, построенных точно так же как и натюрморт - интерьерные сцены: трапеза, детские игры, приготовление пищи, стирка белья, мать и дети. Шарден был счастлив в браке. Когда умерла его первая жена, он после десяти лет вдовства женился на пожилой богатой даме, которая чтила своего важаемого всеми супруга, труженика и достойнейшего человека, и окружала его старость заботой и вниманием. Шарден строго следовал тому образу жизни, которого придерживался его отец - столяр, дед - ремесленник и все это сословие. Он жил благоустроенно, в достатке, без внешнего блеска, к которому иной раз стремились богатеющие модные художники, подражая аристократическим персонажам своих портретов.

Характерно название одной из жанровых картин Шардена - «Молитва перед обедом»: мать учит детей благодарить Бога перед трапезой и помнить, что не хлебом единым жив человек.

«Прачка» - один из шедевров Шардена, художника вообще очень ровного, почти в каждой работе достигавшего высокого художественного результата. Но эта картина все же особенно хороша. В полутемной комнате - хозяйственном помещении жилища среднего парижанина, служанка стирает в корыте, а на полу сидит малыш и занимается увлекательным делом - сосредоточенно пускает мыльные пузыри. Занятая стиркой женщина с удовольствием и одобрением поглядывает на карапуза, присматривая за ним. В темной глубине - приоткрытая дверь в другое, светлое помещение, где также идет стирка; золотистый свет «обволакивает» фигуру стоящей там прачки, табуретку и корыто.

Рассказать только сюжет - сказать ничего или почти ничего о Шардене. Как классически уравновешенно распределены предметы - как в натюрморте на столе горшки и плошки, так на полу комнаты фигуры и предметы мебели; как свет выхватывает из темной глубины только то, что придает композиции дополнительное организующее начало; как цвет, дающий локальную окраску предметам и цветовую характеристику освещению, образует систему колорита с проникновением основных и дополнительных цветов всюду; как создается иллюзия фактуры дерева, ткани разных сортов, поверхности тела - и одновременно выстраивается продуманная, четко организованная система колорита.

Если сравнивать натюрморты и бытовую живопись Шардена с голландскимии фламандскими картинами XVII века, где целые армии художников специализировались на этих жанрах и, состязаясь и конкурируя, достигали в них блеска и совершенства, то оказывается, что скромный Шарден рядом с ними сложней и убедительней, чем голландцы со всеми их ювелирными кубками и делфтским фаянсом, изобилием экзотических фруктов, дичи и диковинныхморских рыб, - они выглядят схематичней и скуднее, чем красочные симфонии Шардена, написанные по поводу какой-нибудь нечищеной картошки.

В отношении Шардена оказываются натяжкой сравнения его идей с высказываниями и теориями философов-просветителей. Он как бы программно «антиинтеллектуален», подчеркивает свою необразованность и сторонится всяких теорий. Но его глубинная связь с культурой Просвещения - в его творческом методе, который он формулировал кистью, а не словами. И когда сравниваешь его творчество с кумирами интеллектуальной жизни XVIII столетия, французскими энциклопедистами и просветителями, творчество Шардена представляется не менеезначительным, глубоким и интеллектуальным, чем произведения философов и писателей Дидро, Вольтера и Руссо.



«Неученый» Шарден - одна из вершин великой французской культуры века Просвещения.

Шарден, Жан Батист Симеон

(1699—1779)

портрет художника кисти Мориса Квентина де Ла Тура.1761

Жан Батист Симеон Шарден — великий французский художник XVIII века. Стал наиболее известен, как непревзойдённый мастер натюрморта и жанровой живописи. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века.

Автопортрет.1771

Два автопортрета Шардена, которые разделяет девять лет и которые находятся в Лувре. Интересно, что головной убор, ракурс и взгляд практически одинаковы, хотя прошло 9 лет!!!

Автопортрет.1779

Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.

«Молитва перед обедом» (1744, Государственный Эрмитаж)

В 1728 году Жан Батист Симеон Шарден был принят в Парижскую Академию художеств. С 1737 года был постоянным участником парижских Салонов. В 1743 году стал советником Академии художеств, а в 1750 году казначеем Академии. С 1765 года состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств. Великий французский художник умер 6 декабря 1779 года. После себя Жан Батист Симеон Шарден оставил богатое наследие. Его картины находятся в крупных музеях мира, в том числе и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Автопортрет в очках. 1775 г. Холст, масло. Париж, Лувр

Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос.

И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Portrait of Fran?oise Marguerite Pouget (1

Portrait of a child

Portrait of a Young Girl (1777)

Скрипач/Young Man with a Violin (Portrait of Charles Theodose Godefroy) (c.1735)

Мальчик с волчком

Маленький рисовальщик. Холст, масло. 0,68х0,76. Париж, Лувр

МАЛЬЧИК, ИГРАЮЩИЙ С КАРТАМИ

Карточный домик

Девушка с ракеткой и воланом

Канарейка

Женщина, набирающая воду из бака (1737)

Девушка с письмом

Девушка за чисткой овощей

Трудолюбивая мать (1740)

Кухарка, моющая посуду

Разносчица. 1739 г. Холст, масло. Париж, Лувр


Мыльный пузырь

Гувернантка (1739)

Заботливая няня

Маленькая учительница
Холст, масло.
Лондон. Национальная галерея

The Embroiderer (1736)

Дама, пьющая чай

НАТЮРМОРТЫ

Натюморт с атрибутами искусства. 1766 г. Холст, масло. 112х140,5. Государственный Эрмитаж

Натюрморт с атрибутами искусств


Still life with porcelain teapot (1763)

Натюрморт с персиками

Still Life with Jar of Olives (1760)


Медный котелок и три яйца


Натюрморт


A Lean Diet with Cooking Utensils (1731)

La Brioche- Cake


The Butler s Table (1756)

The Attributes of the Sciences (1731)

Медный бак для воды

The Silver Goblet (c.1728)

Still Life with Pipe an Jug (c.1737)


Серебряный кубок (ок.1750)

Jar of Apricots (1758)

Strawberry Basket Canasta de fresas (c.1760)

Still Life with Pestle, Bowl, Copper Cauldron, Onions and a Knife

Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)

Basket of Plums (c.1759)

Still life: Fast Day Menu (1731)

Still Life with Herrings (c.1731)

Game Still Life with Hunting Dog (c.1730)

CHARDIN - THE SILVER TUREEN, 1728, OIL ON CANVAS

Still Life with Cat and Fish (1728)

A Green Neck Duck with a Seville Orange

The ray, 1728 Oil on canvas, 115 x 146 cm Musee d

Still Life with Cat and Rayfish (c.1728)

Натюрморт с цветами в вазе (1763)

Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon), французский живописец (1699-1779). Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Учился у П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля и Ж.Б. Ванлоо, работал в Париже. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля.

Автопортрет с козырьком,
1775, Музей Лувр, Париж


Девочка с ракеткой и воланчиком
1740, Галерея Уффици, Флоренция


Мадам Шарден, 1775,
Музей Лувр, Париж

Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.

Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. Таковы, например, картины – "Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж; "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени.


Молитва перед обедом,
1740–е, Музей Лувр


Юный рисовальщик,
1737, Музей Лувр


Юная учительница,
1730–е, Музей Лувр

Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден. Вместе с этими новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода – кухонной и столовой посуды; съестных припасов – дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда – архитекторы, художники, музыканты, ученые.

Натюрморт был любимым жанром Шардена. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Это гипсовый слепок с головы бога Меркурия, несколько книг, свитки листов с гравюрами, рейсфедер, транспортир. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Натюрморт написан в светлых, легких тонах с поразительным ощущением тончайших оттенков цвета. Выделяющаяся на светлом фоне белая голова Меркурия вносит торжественную ноту, приподымает мир предметов над обыденностью, придавая ему гордое и возвышенное звучание.

Родившись с символичной точностью в последний год уходившего «великого века», Шарден начал свой путь подмастерьем, писавшим аксессуары в охотничьих сценах. Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ – немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению – оставаться просто живописью как таковой. Натюрморты Шардена сразу же вспоминаются, когда мы смотрим на большие натюрморты Сезанна, написанные им – знаменательное совпадение – тоже в последний год уходящего века, в 1899 году. Эти натюрморты заложили ключевую позицию в главной установке искусства XX века – преодолении иллюзии, всякой иллюзорности как таковой. Только после этого воздействие потенциала, заключенного в искусстве Шардена, можно будет считать исчерпанным.

Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница".
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры. Фон трактован обобщенно, без особых деталей; густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости. Это молчаливая картина, по ощущению бесконечно длящегося времени она похожа на работы Яна Вермеера. Только изображение ключа в одном из ящиков стола нарушает магическую атмосферу безмятежности и покоя. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Его простые, лишенные сентиментальности композиции отличаются глубиной чувства, спокойная, продуманная красочная гамма свидетельствует об острой наблюдательности и понимании формы. В нашем столетии творчество Шардена вновь обрело популярность, благодаря почти абстрактному характеру трактовки форм. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Серия жанровых образов Шардена, посвященная теме женского трудолюбия, и иная, параллельная ей серия, повествующая о жизни, проводимой в развлечениях, будь то подростки из дворянских семейств или их бабушки, – это одна и та же действительность, раскрываемая в разных формах. Так, например, в картине, названной Шарденом "Разносчица", женщина возвращается с рынка, нагруженная больше, чем следует, и на минуту останавливается отдохнуть в коридоре между гостиной и кухней, чуть задумчивая и грустная; вместе с нею и мы как бы приостанавливаемся и спокойно ждем, и за эту минуту успеваем задуматься о том, на что же мы все-таки смотрим. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину. Перед нами – зернистый красочный слой, и этот бархатистый цвет является одновременно и реальной материей жизни, и неким возгоранием света, мягко окутывающего всю изображенную среду. Цвет всеобъемлющ, и этим все сказано. Сквозь дверной проем открывается еще одно помещение – кухня, и там, в прохладно-серой мозаике пространственных переходов мы видим горничную с ее особой повадкой и стройной осанкой, медный чан для питьевой воды и далее – еще одну стену. Перед нами – одновременно и само пространство, и некая схема пространственных зон; цвет, выступающий как материальный носитель живописи, снова оказывается в роли посредника между средствами искусства и самой жизнью.

И в семьдесят шесть лет ощущение Шарденом себя и своего ремесла было одновременно жизнерадостным и скромным; его мастерство оставалось неизменным, но при этом оно как бы пряталось в тени. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. Могут возразить, что мы подходим к Шардену как к художнику современному, но позволим себе процитировать его современника, философа Дени Дидро, так описавшего картину "Бриошь" (Десерт): „Это человек, который действительно является живописцем; он подлинный колорист.... Такого рода магия выходит за пределы понимания. На поверхности видны многочисленные, положенные один на другой цветовые слои и их пространственный эффект идет из глубины..."
Столь глубокое понимание художественных процессов, какое демонстрирует Дидро, само по себе уникально. Он улавливал момент исчерпания стиля, когда последний принимал ложное направление и терял четкость выражения. Так же остро Дидро понимал, что шарденовская позиция "между природой и искусством", несмотря на популярность в кругах художников, еще не оценена во всех ее возможностях. Дидро предвидел, что подлинно философский смысл творчества Шардена еще ждет своего открытия: его глубинные ценности принадлежали будущему живописи.