Составить высказывание умение понимать условия профессиональной самореализации. Самореализация личности - это что такое? Как связаны самоопределение и самореализация личности

То, кем ты родился, есть дар Божий; то,

кем ты себя сделал, есть твой дар Богу.
«20, ООО Quips & Quotes»

Самореализация как качество личности – способность найти и исполнять своё жизненное предназначение; реализовать потенциал своих возможностей, знаний, умений, способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Мудреца как-то спросили: - Согласишься ли ты с теми учёными, которые заявляют, что во Вселенском пространстве каждый день гибнет десять звёзд, подобных нашему солнцу? - Здесь нет ничего удивительного, - сказал он, - где есть жизнь, там должна быть и смерть. Большая беда состоит в том, что умирают люди, которым было дано Творцом нести свет, но они так и не воссияли во мраке жизни настоящими Светилами.

Аристотель говорил, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Чтобы быть кем-то, а не казаться, нужно стремиться к совершенствованию и самореализации. Бога не интересует, кем ты хотел казаться, Его интересует, кем ты действительно был: пресловутым учёным или настоящим искателем истины, пресловутой знаменитостью или личностью, заслуженной и любимой людьми за высокую преданность своему делу, реализованный талант, за полную самоотдачу при самовыражении и самореализации.

Иногда хочется самореализоваться, но уголовный кодекс не позволяет. Зачастую знание о себе закрывает путь к самореализации, ибо есть опасение, что людей запросто перепугаешь потенциалом своих затаившихся пороков. Наказание для людей – самореализация деграданта. От самореализации Адольфа Гитлера и Барака Обамы делу мира лучше не стало.

Самореализация – это найти дело, которому ты призван служить и реализовать себя в нём. Реализовать себя можно в детях, в любви и заботе о близких, в бескорыстном служении людям. То есть, существует реализация себя как мужчины и женщины, как отца и матери. Поскольку в жизни человеку приходится надевать множество социальных масок, постольку у него появляется возможность нескольких вариантов самореализации.

Женская самореализация – раскрытие всей богатейшей палитры положительных женских качеств личности, которые заложены в неё природой. Природа женщины божественна. Это мужчине, чтобы чего-то добиться в жизни, в аскетизме и напряжении воли необходимо взращивать в себе достоинства. Женщине для самореализации нужно только сохранить и затем реализовать те качества, которые ей подарила природа.

Психология утверждает, что женская самореализация состоит в осуществлении своего женского потенциала, а именно — найти свою любовь, состояться как жена и мать, позаботиться о своих родителях. Женщина может чувствовать свою нужность и востребованность, делая успешную карьеру и развлекая себя поездками за рубеж, но если у женщины нет близких и любимых людей, нет любимых детей (своих или приемных) — почти всегда у нее возникает чувство, что она себя реализовала не полностью. Это правильное чувство.

Самореализованный человек – зрелый, состоявшийся человек, взявший самую высокую планку, на которую был способен. Он смог удовлетворить свою потребность в самореализации, что означает: нашёл своё место в жизни, реализовал своё жизненное предназначение, использовал на полную катушку все свои природные задатки и способности, максимально выразил себя в этом мире, достиг высоких целей.

Психологи обнаружили, что без самореализации невозможно удовольствие от процесса работы. Чем полнее человек проявляет все качества своего характера, тем приятнее ему будет работать. Самореализация тесно связана с общественной оценкой. Часто люди страдают от того, что другие не ценят их такими, какие они есть, не видят всех положительных качеств, не относятся подобающим образом. Но как оценить качества, скрытые глубоко внутри человека, как разглядеть не проявленный характер? Самореализация позволяет каждому человеку предстать перед обществом во всем блеске своих таланов и возможностей. Умение направить совокупность хороших и плохих черт характера на достижение цели, принесение пользы, всегда очень ценится в обществе. Людей, постоянно реализующих свой потенциал, всегда уважают и любят. Самореализация – это стремление человека полностью реализовать себя в социуме. Самореализация – это максимально эффективное использование человеком всех качеств, которыми наделила его природа. Самореализация – это высшая точка развития человека, когда он представляет собой зрелую личность, совершающую продуманные, верные поступки, высоко ценимые обществом. Самореализация – это путь к счастливому существованию в реальности, осознанию смысла жизни и приобретению мудрости.

Потребность в самореализации важна практически для каждого человека. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». В пик расцвета космодрома Байконур на него стало прибывать столько груза, что на шоссе, идущем с ближайшей станции, потребовалось установить шлагбаум. Написали объявление: «Срочно требуется дежурный переезда. Оклад такой-то». Повесили объявление в пристанционном поселке, но, поскольку оплата была небольшой, а от самой работы не веяло какой-либо значительностью, местные жители проигнорировали его. Целый месяц никто не приходил в отдел кадров. Тогда в поселке появилось новое объявление: «Требуется начальник шлагбаума». Наутро в отделе кадров было столпотворение…

Самореализация позволяет познать себя, выяснить все свои положительные и отрицательные качества и максимально выгодно использовать как те, так и другие. Самореализация помогает найти смысл существования, избавиться от тоски, скуки и депрессии. Самореализация помогает любить и ценить себя, избавиться от чувства «ненужности» и одиночества. В процессе самореализации, возможно, обнаружить качества характера и таланты, которые раньше были как бы «заморожены», а в процессе деятельности проявились в полной мере. То есть, самореализация – это способ глубже познать себя. Самореализация стремительными темпами двигает человека вперед, помогает ему развиваться и совершенствоваться, никогда не останавливаясь на достигнутом результате, поскольку ресурсы каждого человека практически безграничны.

Петр Ковалев 2016 год

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в отечественной психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно редкое употребление термина "самореализация".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает Д. А. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах как стремление повысить знания, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.п. ". Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может существовать в пределах бытия человека.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но "выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, не закончит своего существования с физической смертью индивида". Но что представляет собой это "присоединение"? Еще А. Ф. Лосев отмечал: "Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей". Итак, "личность всегда выявлением". При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, по А. Ф. Лосев, личность является, прежде всего, выразительной формой.

Выразительное бытия всегда синтезом двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение всегда синтезом чего внутреннего и чего-то внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена тождество ее внешнего и внутреннего.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность сугубо внешне, мы как бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем. "Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-ванию внутреннего во внешнее». Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизнь личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности, в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальным.

Таким образом, перед нами как бы трех бытия личности: "внутреннее бытие" - сущностное, смысловое ("прототип" - за Лосевым), "внешнее бытие" - вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - пространство бытия. Она составляет единую подвижную ценность.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть не что иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, такова, что стала реальной). Тем самым самореализация наделяется все общей и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ошибочный пафос гуманистической психологии здесь исчезает.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для А. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а "внешний мир бытия личности". Человек не противостоит миру, но как бы окутывается ним, и это - уже ее мир.

Такого мнения придерживается и С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в его мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит ЦС очень важное преобразование, что и делает совсем уникальным процесс существования личности.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображение и нахождения субъектом своей действительности в объектах, которые несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, что как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее мир.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека "как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собственной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает об "объективной действительности самой себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией полной сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя след.

Результатом этого процесса всегда является произведение. "Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее Г. С. Батищев - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открытое и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала стать ".

Концепция Г. С. Батищева близка к психологии А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос постоянно "зависает" в рамках гуманистической психологии ("что конкретно должен делать человек, чтобы самореализоваться?"), Получает здесь достаточно четкий и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда "адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъектах.

Потребность самореализации действительно по существу и тотально человеческим качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, болезненной рефлексии и самосовершенствования, а в форме стремления что-то создать, оставить след в чем, или в ком-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности заключаются не в какой-то изолированной медитативной "работе над собой", а в активной реальной внешней деятельности.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего (здесь, правда, существует много этических вопросов, но это уже - другая, нравственная, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощение личности.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную "адрес". Более того, "адрес" процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш взгляд, "схвачено" чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как "адресата" того, что создается личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственность.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой "робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенность.

В. А. Петровский разработал теорию "личностных вкладов". Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить следующее. Строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает, "концепции персонализации", он опирается на представление А. Н. Леонтьева о личности как "системное качество" индивида. "Мы конкретно характеризуем эту особое качество, - пишет В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и сознания окружающих через свою от ображснисть (" персонализированность ") в них ". Действительно, человек "опредметить-ет" не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мере.

В. А. Петровский вводит понятие "отражена субъектность", которая "воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активного" идеальной * "присутствия человека в жизни других людей," вытянутости человека в человеке ". А потом уточняет: "отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-гали-то, есть ничто иное, как "отражена субъектность" большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, то есть - сделали свои "личностные взносы "в нее.

Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, здесь может быть только диалектическое решение, ведь перед нами возникает антиномия: личность, безусловно является определенной суммой "отраженных субъектностей", поскольку она изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но в то же время она не является и не может быть только суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личность.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализации. Итак, по-настоящему важно не количество и сущность "взносов" в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы. То есть, фактически, сущность проблемы решает сам процесс самореализации.

Принимая во внимание взгляды В. А. Петровского в их "чистом" виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить как можно больше влияния на личность ученика и оставить "много" отраженной субъектности.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление оставить максимум "личностных вкладов" в личностях учеников. Учитель, на самом деле, самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себя самоценной и неповторимо уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (то есть - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и раздражает учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, разумеется бытийной (то есть, по теоретической схеме В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, что привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки К. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог П. Ф. Рихтер: "Каждый воспитатель, даже самые слабее, навевает воспитанникам уважение к своеобразию личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного "Я". Себе же он позволяет столько индивидуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! И, к счастью, это и не удается. Только посредственность вытесняет чужую посредственность с помощью своей, то есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателей...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии вовсе не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-лизироваться - внутреннего мира личности.

По А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; и он ограничивается этим, совсем не обращая внимания на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и его мотивации очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуется.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-распредмечивания. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, в результате чего возникает произведение, то распредмечивание представляет собой обратный процесс - это активность, приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоение ее и преобразования в свое - психическое. "Распредмечивание, - отмечает Г. С. Батищев, - это универсальный" переводчик "природы и предметных форм культуры на" язык "сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, то есть на субъективную" язык "самых способностей как живой культуры ". То, что процессы (опредмечивания и распредмечивания) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивным изменением внутреннего мира личности, его развитием.

С этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (распредмечивание) новых качеств, перспектив. То есть - предусматривает развитие и расширение осознания.

Оказывается, самореализация не является процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом "кольцевой-спиральной" природы: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать, "проникать" в глубины окружающего, "окутывая" им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но только потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, превратить этот мир, оставить собственный отпечаток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является "естественной" и тотально всеобщей качеством (признаком) любой личности. Не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и формируют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциала.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что якобы очень небольшое количество людей (3% по Маслоу) - самореализуется, поскольку это "делают" все).

Но обстоятельств могут быть такими, что будут способствовать более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореали-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой.

Важны взгляды украинского психолога Т. М. Титаренко. "Мое« Я »как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое «Я» включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать ". Но это "возможно" реализуется всегда лишь очень частично.

Что же является ограничением? С одной стороны, "Я" ограничивает само себя: "Существует опасность чрезмерного разрастания сферы возможного, когда за имажини-тарными построениями не остается времени для их реализации. Так" Я "постепенно превращается в сплошной мираж за нехватки чувства реальности... Человеку следует осознавать свои внутренние границы, природные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностей ".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек должен стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических "внутренних условий" (С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. Анализируя "обычное" и "экзистенциальное" бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности на разных уровнях ее существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследователя.

С одной стороны, "человек остается в пределах непосредственного», не развивается, растет. Подчеркивается "пошлость обывателя", его застылость и "растительность" такой жизни. Будто целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что "серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободы".

Кроме того, "включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности того, что происходит". Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Повседневная формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, быть похожим на других.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает: "Они (эти личности) умеют применять свои способности, вовремя ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидовать, их существование кажется почти гармоничным.

Но они поистине собой? Последний вопрос - ключевой, и мы обязательно вернемся к нему после осмотра всей логики автора как целостной структуры. Оказывается, что наряду с жизнью обычным существует совсем другая жизнь - жизнь "поступка". Человек совершает "поступок" - и в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление "поступка" - всегда ограничения во времени, и теленок этого акта человек... "возвращается к обыденности".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается "поступком" и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом.

Есть соблазн рассматривать "поступок" как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого "вчинкового подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают себя последователями В. А. Ромснця. "Поступок истины", "поступок красоты", "поступок добра", "поступок экзистенции" и т.п. - так выглядит дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и самореализуется. Мы не будем анализировать теоретических взглядов В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания. По крайней мере, у него мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируются в этих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка: "поступок риска", "поступок веры", "поступок фатализма", в другом месте "поступок самопожертвования". Логика очень отличается от вышеуказанной.

Важнее, однако, другое: В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает: "... Он также ведущей формой и главным, сознательным механизмом, способом духовного развития". Считая идею самореализации поступка "достаточно абстрактной", он выражает вполне справедливо, на наш взгляд, замечание: "Термины" самореализации "и" самореализация "имеют преформистским оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержания...

Самоутверждение через коммуникацию - вот завершающая формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов ". И, в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка". Мы нигде не встречаем у В. А. Роменця однозначного утверждения о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, - М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Понятие "поступок" и "самореализация" настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания В. А. Роменця по преформизма. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-ном, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек "совершает" (самореализуется), после чего "возвращается" к невчинкового существования (повседневность, в терминологии Т. М. Титаренко).

На самом деле и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственно, очень ярко описал В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях; это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальных последствиях самореализации (поступка).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (то есть осознаваемая и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркивается в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых. По крайней мере, таким мы рассматриваем его в своей работе

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. А. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработанную Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь- особенности потребностей, доминируют. "Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладам...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве и т.д.) ".

С утверждением Д. А. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет: "... Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом". Конечно, продукт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, создает, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как непосредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядную и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, помимо роста личности создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со "способностью к взаиморазвития и самоакту ции".

В исследованиях Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь КРЕА-ности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектного действия и уровень личностной действия - являются неоднородными. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень воздействия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень производительности социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению же цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагательный деятельность, а действие приобретает порождающего характера и теряет форму ответа.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физиологических или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше из низшего). Поэтому, чтобы проявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения формы активности.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает, "выращивает" ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморазвивающаяся действие.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится "причиной своих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личности".

Важно взгляд Л. И. Божович, которая, вслед за Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания поставленных целей и принятых намерений.

Хотя в концепции Л. И. Божович и не употребляется термин "самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином "субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в способности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, чисто свое, в социуме. "Усилия личности, - отмечает Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержания не столько той или иной распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания -розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий. "Не является индивид автором, создателем тех психических образований, которые на определенных стадиях его личностного развития начинают осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? И не участвует сам человек в организации - а не только в отыскании - собственной самости, истинного себя? " - Спрашивает Л. И. Анциферова, полемизируя с К. Г. Юнгом и А. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям внутреннего мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной «Я-кониспции" с важным средством процесса самореализации и ее диагностический коррелят.

И. Головаха исследует самореализацию в контексте жизненной перспективы личности и рассматривает ее как "целостную картину будущего в сложном противоречивом взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни". Перспектива личности, отмечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектива не задается личности, а создается ею, меняется и уточняется на протяжении жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личности.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоение и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации в большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализации.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию Л. С. Выготского, приходит к выводу: "Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий... Это соотношение определяет и динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода ". У каждого человека формируются в течение жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации, которые Н. В. Чепслева называет "концепциями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая "возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствия, проблемы и т.д.". Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как "задача на смысл": имеем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что "задача на смысл" имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно решения многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчужденно, как таковой, что стоит "напротив", зато возникает позиция "личность внутри своего мира ".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей; она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные возможности личности; она способствует развитию личности; потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она противоречивую природу; потребность в самореализации существует в варианте "для других", то есть имеет социальный характер; потребность в самореализации - это ценность; она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностью.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, принимает форму самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке его "потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится.

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью , возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные , сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

Самореализация личности - это особый процесс взаимодействия с миром, который осуществляется посредством творческого самораскрытия. Каждый человек чувствует присутствие в себе всеобъемлющей силы, которая способна вознести его на вершины великих достижений, сделать каждый день невероятно наполненным и осмысленным. Самореализация личности - это то, без чего нельзя обойтись, когда речь идет о формировании глубокого и целостного взгляда на мир и происходящие события. Если мы не будем применять имеющийся в нас потенциал огромных возможностей, то он пропадет зря. А как много людей никогда не используют те знания, которыми в действительности обладают! Большинство привыкает жить просто по инерции и не стремится ни к чему значительному.

В настоящее время стала чрезвычайно модной тема «самореализация личности». Это в психологии на сей момент направление, которое стремительным образом развивается. Сознание некоторых людей пробуждается от многолетней «спячки». Они начинают понемногу видеть истину, осознавать имеющиеся личностные перспективы.

Потребность в самореализации

Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности - это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.

Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности - это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.

Наличие цели

Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель - величайшее благо.

Вера в собственные возможности

Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.

Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.

Проблемы самореализации

Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация - вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.

Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Внутриличностный поиск

Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.

Свобода как основной двигатель

Вся наша жизнь состоит из постоянного как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.

Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.

Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.

Потенциал возможностей

В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?

Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.

Выбор профессии

Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике!

Между тем выбор профессии - это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?

Творческая направленность

Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.

Социальная самореализация

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Духовные практики

Такие занятия, как медитации, йога или релаксации помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.

Вместо заключения

Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.