Структура и показание мировой транспортной системы. Общая характеристика мировой транспортной системы

Владимиров Сергей Арсеньевич
академик Российской академии естествознания, доктор экономических наук, профессор кафедры общего менеджмента и логистики
Россия, Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХГиС)

Аннотация

На основании исторического опыта развитых стран и современных противоречий в развитии транспорта, обоснованы ключевые направления стратегии развития мировой и отечественной транспортной системы и логистики.

Ключевые слова

стратегия, транспорт, конкуренция, инновации, логистика, макроэкономика, качество, политика, эффективность.

Рекомендуемая ссылка

Владимиров Сергей Арсеньевич

Мировая транспортная система и логистика: основные направления развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4602. Дата публикации: 2016-04-23 . Режим доступа: https://сайт/article/4602/

Vladimirov S.A.
Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor, Department of General Management and Logistics
North-West Management Institute RANEPA

Abstract

Based on the historical experience of developed countries and modern contradictions in development transport, proved the key areas of the world and national transport and logistics system.

Keywords

strategy, transport, competition, innovation, logistics, macroeconomics, quality, policy effectiveness.

Suggested Citation

Vladimirov S.A.

The global transport and logistics system: main areas of development. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4602. Date issued: 2016-04-23. Available at: https://сайт/article/4602/


Введение

Ведущей отраслью материального производства является транспорт, без которого было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг . По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 4,2 трлн. долл. (6,8% мирового ВВП) . Как и сама глобальная экономика, транспорт превратился в очень сложную, взаимозависимую, ориентированную на передовые технологии отрасль, потребляющую значительную часть мировых энергетических и природных ресурсов.

Мировая транспортная система: направления развития

Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный. В таблице 1 рассмотрены основные параметры мировой транспортной системы.

Таблица 1 — Основные параметры мировой транспортной системы

№№п.п. Параметр Вид транспорта
Сухопутный Водный Воздушный Трубопроводный
Железнодор. Автомобил. Морск. Речн.
1 Протяженность, млн.км 13,2 27,8 0,9 2,0
2 Грузоперевозки, % от мирового объема 9,0 13,0 62,0 4,0 1,0 11,0
3 Перевозки пассажиров, % от мирового объема 11,0 82 1,0 3,0 3,0
4 Численность занятых, млн.чел. Превышает 100 млн. человек (население Филиппин)

Автомобильный транспорт с середины 20-го века стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 27,8 млн. км, причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и страны Западной Европы. Автомобильному транспорту принадлежит также первенство в объеме пассажирских перевозок - 82 % мирового объема.

Железнодорожный транспорт уступает автомобильному по объему перевозимых грузов (9 % мирового объема), но по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX в., ее протяженность сейчас составляет 13,2 млн. км при значительной неравномерности размещения. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку стран»: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.

Трубопроводный транспорт активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота при протяженности сетей – более 2,0 млн км.

Водный транспорт прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62 % мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, причем обычно на расстояние 8 - 10 тыс. км. «Контейнерная революция» на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов - готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 456 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье - Индийский. Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).

Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе. Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства, Амазонка, Миссисипи, Волга, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.

Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости - качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки - более 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил . Количественными показателями транспортной системы являются: протяжённость путей сообщения, численность занятых, грузо- и пассажирооборот. Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой превышает 50 млн км. Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют более 210 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам - свыше триллиона автомобилей, по морским трассам - более 90 тыс. судов, а по воздушным трассам - более 30 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 2,0 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 110 млрд. т грузов и более триллиона пассажиров. Численность занятых на транспорте превышает 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Филиппин).

Основные параметры мировой транспортной системы. Из­менение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период: и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и общий валовой продукт, рассчитанный в неизменных ценах. За этот период удельный миро­вой грузооборот на 1 т произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения выросли в 3,5-4 раза. Можно отметить динамизм развития перевозок - объем перевозочной работы вырос более чем в 7 раз, а к 2020 г. вырастет еще в 1,2- 1,3 раза. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала «контейнерная революция», в результате которой производительность труда на транспорте возросла в 7 - 12 раз.

В мировом грузообороте резко выделяется морской транспорт, доля которого постепенно возрастала и до сих пор почти не снижа­ется с 52 до 62%. То же можно сказать и о доле в пассажирообороте легкового автомобильного индивидуального транспорта - с 57 до 60%. Происходит интенсивное изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта. Так, в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом автомобиль­ным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, с последующем ростом-превышением доли автотранспорта. Доля трубопроводов выросла с 4,2% до 12,8%. В пассажирообороте воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного - соответственно 10,0% и 10,2%, а к 2020 г. должен превысить его.

Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, несколько региональных неоднородных транспортных систем: Северной Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Азии, Латинской Америки, Австралии. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50 - 60 км на 100 км территории, а в развивающихся - 5 - 10 км. В экономически развитых странах сосредоточено более 80% мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. Главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также «шумовое загрязнение» и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т.д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.

Особую часть мировой транспортной системы составляют транспортные корридоры и узлы. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы. Создавшиеся в конце прошлого века транспортные коридоры, проходящие через территории нескольких стран, объединяют сразу несколько видов транспорта. Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой. В уз­лах, обеспеченных надежными и скоростными транспортными свя­зями - воздушными и морскими контейнерными линиями - со­здаются крупные специализированные транспортно-распределительные центры международного значения (Париж, Марсель, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и др.).

Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому транспорту (почти 2/3). Характерным результа­том научно-технической революции на мировых транспортных рын­ках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаи­мозаменяемости, развитие интермодальных сообщений. Наиболее острой конкуренции на транспортных рынках подвер­жены сухопутные виды транспорта - железнодорожный, автомо­бильный, трубопроводный, а также речной - особенно в тех случа­ях, когда они обеспечивают доставку грузов до морских портов. Проходящая параллельно с научно-технической революцией моно­полизация транспортных средств только обостряет конкуренцию.

Воздействие государства на развитие и функционирова­ние транспорта. Транспорт широко используется как орудие реги­ональной политики. В условиях усиления избыточности и противо­речивости развития транспорта усиливаются протекционистские и дискриминационные экономические, фискальные и правовые меры государства, направленные на смягчение конкуренции и защиту на­циональных транспортных компаний . Усиливается использование «своих» транспортных средств для расширения «невидимого» экс­порта (перевозки грузов иностранных фрахтователей и т.д.).

Взаимодействие и переплетение этих факторов, вызывает слож­ное противоречивое развитие всей мировой транспортной системы. С одной стороны, общая тенденция - ускорение транс­портного процесса: скоростные железные дороги, контейнерные со­общения, быстроходные специализированные суда, с другой - снижение ходовых скоростей судов, чтобы поглотить избыточность тоннажа, снижение скоростей и на других видах транспорта с целью уменьшения энергозатрат. Противоречивые и взаимодополняющие тенденции - формиро­вание мощных полимагистралей, транспортных коридоров для по­вышения эффективности транспортного процесса. С другой стороны, дисперсия транспортных потоков, строительство сравнительно мелких высокоспециализированных транспортных средств, контей­неров с четкой «адресностью» назначения, развитие фидерных пу­тей сообщения, обеспечивающих подвоз-развоз .

Обостряются противоречия между развитием подвижного соста­ва и постоянных устройств, между линейными и узловыми элемен­тами системы. Возможности портов обычно отстают от перевозок, образуются иерархические системы портов с целью концентрации капиталовложений, в то же время усиливается конкуренция между ними. Возникают диспропорции между портами стран-отправителей и портами стран-получателей. Отсюда - усиление тенденции избе­жать портовых устройств, организовать бесперегрузочные системы (суда «река-море», баржевозы, паромы, накатные суда и т.д.) .

Одна из причин избыточности транспортных мощностей - обо­стрение конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом (в США затраты у автотранспорта - 60%, тогда как доля в грузообороте - 26%, а доля в энергопотреблении транспор­та - 85%). От «перехвата» грузов автомобильным транспортом и от «вторжения» автомобиля в сферу железных дорог экономика США теряет, по некоторым подсчетам, около 2 млрд долл. в год.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).

Эти типичные для современной и перспективной транспортной ситуации тенденции и процессы, тесно взаимодействующие с про­цессом мирового развития, требуют тщательного исследования на междисциплинарном уровне. Между тем общий уровень изученности мирового транспорта как системы стал снижаться.

Анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. Мировые тенденции в развитии транспорта свидетельствуют, что закончен период протекции по отношению к видам транспорта и перевозчикам. На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям: увеличение пропускной способности транспортных путей, повышение безопасности движения, появление принципиально новых транспортных средств, увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств, увеличение скорости передвижения, своевременности, ритмичности и экологичности функционирования транспортной системы. Новые требования клиентуры к качеству транспортного обслуживания отодвигают затраты на второй план.

Усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений. Их заменяет гармонизация транспортного законодательства; рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться . Как естественный результат — развитие транспортной инфраструктуры нового типа — транспортно-складские и товаротранспортные комплексы, которые образовали объединенную систему взаимодействия; транспортные центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать «сквозные» тарифы.

Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность. Современными учеными и изобретателями разработан инновационный транспорт, поражающий воображение. Представьте, что более чем миллиард автомобилей, которые путешествуют по всему миру и потребляют триллионы долларов в виде материальных ресурсов, топлива и вредных выбросов, работают без выбросов в течение 100 лет только на 8 граммах топлива каждая! — В США разрабатывается новый тип автомобильных двигателей из одного из самых плотных материалов, известных в природе: тория, имеющего огромный потенциал производства тепла путем использования лазерных нанотехнологий.

Безусловно перспективными инновационными транспортными средствами являются дирижабли, подводные круизные и грузовые корабли (особенно для Арктики), струнный транспорт, частные космические аппараты вплоть до туров на Луну и Марс .

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития Россия стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует активной позиции государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

Новая редакция Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства от 11 июня 2014 года №1032-р разработана с учётом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007–2010 годах и на период до 2015 года, Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Перспектив развития сети автомобильных дорог на территории Российской Федерации (подпрограмм «Дорожное хозяйство» и «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства») и других отраслевых стратегий в сфере промышленности, энергетики, лесного комплекса и сельского хозяйства, стратегии социально-экономического развития регионов России . Оптимальным уровнем для увязки стратегии развития транспортной системы с региональными приоритетами признан уровень федерального округа.

Цели современной Транспортной стратегии России: формирование единого транспортного пространства России на базе транспортно-экономического баланса страны, предусматривающего гармоничное опережающее развитие эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения; обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны; создание необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

Развитие транспортной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности товаров и услуг играет ключевую роль в реализации транспортной стратегии. Необходимо полностью использовать транзитный потенциал, связанный с особым географическим положением страны как естественного транспортного коридора, соединяющего Европейский, Азиатско-Тихоокеанский регионы и Американский континент (прежде всего создание надёжного и эффективно действующего механизма перевозок между Европой и Азией по Транссибирскому маршруту, воссоединенному с Транскорейской железной дорогой и железными дорогами Монголии в качестве одного из основных маршрутов доставки контейнеров из Китая в Европу и в перспективе строительство Азиатско-Тихоокеанской железнодорожной магистрали: Сингапур — Бангкок — Пекин — Якутск — туннель под Беринговым проливом — Ванкувер — Сан-Франциско — Денвер ); повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду .

Наметившаяся за последнее время открытость национального транспортного рынка предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности транспорта. Со всей очевидностью обнаруживаются ограничения, связанные с неразвитостью единой транспортной системы, разногласиями в налоговой, тарифной, инвестиционной политике, что свидетельствует об отсутствии единой транспортной политики, эффективных механизмов ее формирования и реализации .

В современной транспортной системе особое место занимает пространственная мобильность населения, которая пока не адекватна не только требованиям инновационного типа экономического роста, но и потребностям рыночной экономики. Исследования показывают, что, в целом, мобильность населения в России существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Согласно оценкам, до 1/3 регионов находятся за чертой бедности, население этих регионов не имеет экономических возможностей покинуть эти регионы, что, в частности, может служить объяснением того, почему в России не наблюдается сближения регионов по уровню доходов .

Заключение

Д. И. Менделеев утверждал, что транспорт – это центр гравитации страны. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, инвестиции в мировую транспортную систему до 2030 г. должны составить более $11 трлн, в том числе в развитие железных дорог – $5 трлн. Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. В России объём инвестиций в инфраструктуру транспорта едва достигает 2 % от ВВП, тогда как средний показатель в большинстве стран мира составляет не менее 4 % от ВВП.

В ближайшие годы в нашей стране могут возникнуть серьезные инфраструктурные ограничения транспортной доступности отдельных регионов и товародвижения в международных и внутренних перевозках. Возможна потеря Россией отдельных перспективных мировых товарных рынков. Транспортная система может стать фактором торможения экономического роста.Доля грузов, перевозимых морским транспортом, составляет в российском грузообороте менее 1 %. В то же время именно морской транспорт является основным транспортным средством мировой торговли, растущего международного производства. Отношение объема грузов, фактически перевезенных в контейнерах по железным дорогам РФ, к общему объему грузопотоков страны составляет всего 5 %, тогда как в европейских странах 30 %. Отношение же перевозок в контейнерах к объемам перевозок контейнеропригодных грузов составляет 55 %, тогда как в европейских странах этот показатель равен 90 %. На китайских углевозных дорогах идут составы грузоподъемностью 40 тыс. т, по российским дорогам общего назначения не более 4 тыс. т.

Определенные трудности имеются в недостаточном развитии подъездных путей к крупным транспортным узлам и пограничным пунктам пропуска. До сих пор сохраняется практика прохождения поездов Транссиба через крупные города Сибири и Дальнего Востока без железнодорожных объездов или туннелей. Значительная часть сортировочных горок и хозяйственных дворов располагается в центрах таких городов, что существенно снижает конкурентные преимущества этой основной железнодорожной магистрали Сибири и Дальнего Востока.

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации, координация на основе ее положений действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития России, решения вышеуказанных системных социально-экономических проблем.

Список литературы

  1. Мишарин А.С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты //Инновационный транспорт. 2015.№ 1 (15). С. 3-7.
  2. Бондур В.Г., Левин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Космический мониторинг транспортных объектов. Учебное пособие /Москва, 2015.
  3. Лёвин Б.А., Круглов В.М., Матвеев С.И., Коугия В.А., Цветков В.Я. Геоинформатика транспорта (монография)/ Международный журнал экспериментального образования. 2015.№ 3-2. С. 223.
  4. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А., Фортов В.Е., Железнов М.М., Махутов Н.А., Мирошниченко О.Ф., Колесников В.И., Левин Б.А., Пехтерев Ф.С., Фомин В.М., Титов Е.Ю., Розенбнрг Е.Н., Коссов В.С., Верескун В.Д., Лапидус В.А., Белый С.Н., Корчагин А.Д., Рышков А.В. Научное обеспечение инновационного развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта /Коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Б.М. Лапидуса. Москва, 2014. (Москва).
  5. Барышников С.О., Разухина А.А. Алгоритм оптимального планирования работы портовых перегрузочных машин / В сборнике:Морское образование: традиции, реалии и перспективыматериалы научно-практической конференции. 2015. С. 7-14.
  6. Владимиров С.А. О безупречном внеидеологическом критерии (индикаторе) макроэкономической эффективности государственного бюджета (ВВП)//Финансы и кредит. 2006.№18 (222). С. 54-60.
  7. Владимиров С.А. О сущности и основных направлениях регулирования сбалансированности и эффективности макроэкономических состояний //Журнал экономической теории. 2010.№1. С. 9.
  8. Владимиров С. Модель сбалансированной макроэкономической системы //Проблемы теории и практики управления. 2014. №5. С. 126-134.
  9. Владимиров С.А. Методология оценки и анализа экономической эффективности инвестиционных проектов в строительстве / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2007/
  10. Владимиров С.А. О некоторых причинах несбалансированности экономических систем и направлениях налоговой политики //Налоги-журнал. 2010. №2. С. 34-42.
  11. Горбунов А.А. Транспорт-механизм развития региона // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2014.№ 7 (294). С. 78-83.

География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

Общая характеристика мировой транспортной системы

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте .

Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).


В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

Растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

Идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

Идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

Идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан , по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

Наряду с универсальными есть порты специализированные:

по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

В Африке – Конго, Нигер, Нил.

В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).



МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Австралии.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .


Смотреть что такое "МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА" в других словарях:

    Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн км. См. также: Мировое хозяйство Транспортные сети Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Транспортная система транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью… … Википедия

    Транспортная система Европы совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Европы. Объединяет сеть автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных маршрутов. Обеспечивает потребности в… … Википедия

    Война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

    БM 13 «Катюша» … Википедия

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

  • Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
  • 3. Международная специализация производства
  • 4. Международная кооперация производства
  • Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
  • Отраслевая структура
  • Воспроизводственная структура
  • Демографическая структура
  • 4. Природно - ресурсная структура
  • Тема 4. Международная экономическая интеграция
  • Сущность и факторы развития экономической интеграции
  • 3. Главные интеграционные группировки мира
  • Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
  • 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
  • 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
  • 3. Промышленно развитые страны
  • 4. Развивающиеся страны
  • 5. Страны с переходной экономикой
  • Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
  • Глобальные проблемы мировой экономики
  • Глобализация мировой экономики
  • Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
  • Тема 7. Сущность международных экономических отношений
  • 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
  • 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
  • 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
  • 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
  • Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
  • 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
  • 2. Структура и классификация мировых рынков
  • Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
  • 1.Сущность и формы международной торговли
  • Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
  • Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
  • Тема 10. Основные теории международной торговли
  • 1. Меркантилистская теория международной торговли
  • 2. Классические теории международной торговли
  • 3.Неоклассические теории международной торговли
  • Тема 11. Ценообразование в международной торговле
  • 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
  • 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
  • Тема 12. Внешний рынок основных товаров
  • Структурные изменения в производстве обработанных товаров
  • 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
  • 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
  • Тема 13. Международная торговля услугами
  • Сущность и способы международной торговли услугами
  • Виды услуг в международной торговле
  • Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
  • Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
  • 1. Мировой рынок услуг связи
  • Мировая транспортная система
  • Тема 15. Международный технологический обмен
  • Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
  • 2. Мировой рынок технологий
  • 3. Типы технологий и основные способы их передачи
  • 4. Международное регулирование технологического обмена
  • Тема 16. Балансы международных расчетов
  • 1. Виды и балансы международных расчетов.
  • 2. Сущность и структура платежного баланса
  • Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
  • Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
  • Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
  • 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
  • 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
  • Основные формы международного регулирования мировой торговли
  • 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
  • 3. Структура и условия вступления в вто
  • Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
  • 1. Международная миграция рабочей силы
  • Основные направления международной миграции рабочей силы
  • 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
  • 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
  • Мировой рынок труда
  • Тема 20. Международная миграция капитала
  • Сущность и предпосылки вывоза капитала
  • 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
  • 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
  • Основные направления регулирования движения капитала между странами
  • Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
  • Сущность мирового рынка капиталов
  • 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
  • Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
  • 1. Сущность и типы международных корпораций
  • 2. Транснационализация банковского капитала
  • 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
  • 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
  • Тема 23. Свободные экономические зоны
  • Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
  • 2. Классификация свободных экономических зон
  • 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
  • Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
  • Международные валютные отношения и их участники
  • 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
  • 3. Валютный курс и факторы его определяющие
  • 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
  • 5. Валютная политика государства
  • Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
  • Международный валютный фонд и его функции
  • Группа Всемирного банка
  • 4. Региональные финансово-кредитные организации
  • Раздел III. Внешнеэкономические связи России
  • Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
  • 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
  • 2. Внешнеэкономическая политика
  • 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
  • Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
  • Особенности переходного периода в России
  • Природно-ресурсный потенциал России
  • Промышленно-производственные комплексы России
  • Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
  • 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
  • Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
  • Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
  • Россия и Европейский союз
  • Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
  • 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
  • 4. Россия и Содружество независимых государств
  • Россия в субрегиональном сотрудничестве
  • Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
  • Россия и международная торговля товарами
  • Россия и международный рынок труда
  • Россия в международном движении капитала
  • Содержание
    1. Мировая транспортная система

    Транспорт, в современных условиях, выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил, и обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов.

    Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9 %, а в занятости 3-8 %. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом грузовых и пассажирских перевозок и путей сообщения. Однако рост перевозок опережает рост путей сообщения.

    Мировая транспортная система состоит из следующих видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт.

    По структуре мирового грузо - и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8 % грузооборота и 80 % пассажирооборота от общего мирового объема.

    Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франция. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США – 600 автомобилей на 1000 жителей. Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

    Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного, Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери».

    На железнодорожный транспорт приходится 16 % грузооборота и 11% пассажирооборота. Наибольшая протяженность железных дорог в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

    На трубопроводный транспорт приходится 11 % грузооборота. Лидерами по протяженности нефте - и газопроводов являются США и Россия. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России – это «Дружба», «Союз», «Прогресс» и др.

    Важной составляющей мировой транспортной системы, является морской транспорт, выполняющей межконтинентальные перевозки. На него приходится 62 % грузооборота. Морской транспорт обеспечивает 98 % внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90 % всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

    По тоннажу морского флота лидирует следующие страны: Либерия, Панами, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с представлением так называемых дешевых флагов. Дело в том, что морские суда фиксируются по флагу регистрации. В этом случае ведущие позиции занимают страны открытой регистрации, относящиеся к развивающимся странам. Ведущими странами регистрации выступают Либерия, Панама, Багамы.

    Судовладельцы, регистрирующие свои суда под удобными флагами, получают преимущества в конкурентной борьбе за счет более низких налогов и заработной платы. Подобная практика создает проблемы для других судовладельческих компаний промышленно развитых стран.

    Речной транспорт, на который приходится 3 % грузооборота, наиболее развит в странах: США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидирует по грузообороту речного транспорта.

    В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

    На воздушный транспорт приходится 1 % грузооборота и 8 % пассажирооборота. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в странах: США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

    Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к возникновению многовидовой транспортной структуре и усилению взаимодействия между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок, за счет которых значительно повысилась эффективность использования транспорта, поднялась производительность труда.

    Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими факторами они привели к образованию многовидовых и общих транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции.

    Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и мировом уровнях составляют транспортную систему. В то же время транспортные системы различных группировок стран имеют существенные различия. В основном это выражается в разном уровне их развития и особенностях социально-экономической организации.

    Преобладающие позиции на рынках транспортных услуг занимает транспорт промышленно развитых стран. Транспортные системы развитых стран характеризуются следующими показателями:

    Общая протяженность транспортной сети составляет 78 % от мировой;

    На них приходится 74 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети составляет 50 – 60 км на 100 кв. км территории;

    Характеризуется высоким техническим уровнем;

    Тесным взаимодействием всех видов транспорта;

    Сложной конфигурацией транспортной сети;

    Высокой «подвижностью» населения.

    Характерными чертами транспортных систем развивающихся стран являются:

    Общая протяженность транспортной сети 22 % мировой;

    26 % мирового грузооборота;

    Плотность транспортной сети – 5- 10 км на 100 кв. км;

    Невысокий технический уровень;

    Преобладание одного - двух видов транспорта;

    Низкая «подвижность» населения;

    Преобладание транспортных линий, соединяющих главный центр с районами экспортной специализации.

    Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных лини и множество морских трасс различной протяженности.

    Под влиянием НТП в мировой транспортной системе постоянно происходят существенные изменения. В перспективе предполагается:

    Строительство на железнодорожном транспорте ряда новых, в основном скоростных, линий;

    Увеличение количества аэропортов и протяженности внутренних авиалиний;

    Для развития внутреннего водного транспорта в ряде стран проведение гидротехнических работ и реконструкции портов;

    Увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

    В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие, и создаваться новые средства и системы для бесперегрузочных сообщений.

      Международное регулирование транспорта и связи

    Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов.

    Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений.

    В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.

    В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.

    Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН.

    В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др.

    На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях.

    Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам.

    Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций.

    Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях.

    Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта.

    Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации, железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний.

    Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.

    Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз.

    Контрольные вопросы

      Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи?

      Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг.

      Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система?

      Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи?

    Мировая транспортная система - глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

    Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

    Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

    В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

    Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

    Речной транспорт - ежегодно перевозится более 1,5 млрд. т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

    Железнодорожный транспорт - общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс. км. (перевозится более 3,7 млрд. т. груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс. км. в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

    Автомобильный транспорт - мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

    Воздушный транспорт - бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.

    Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

    Трубопроводный транспорт - общая мировая протяженность достигла 450 тыс. км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.