Структура личности и ее основные компоненты. Личность и ее конструктивные особенности

О направленности как структурном элементе личности впервые заговорили отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, другие). Функции направленности личности во многом совпадают с функциями мотивации, так как направленность личности – это совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения и жизнедеятельности.

Человек становится личностью в социокультурной среде, в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми. Личность всегда уникальна, ведь нет двух людей, на которых бы в равной мере и с одинаковой силой влияла среда. Даже близнецы, родившиеся вместе, воспитывавшиеся одинаково, учившиеся в одном классе и так далее, вырастают разными личностями.

Структура личности сложна. У психологов нет единого мнения относительно ее компонентов. Принято считать, что структура личности представляет собой целостное системное образование, являющееся совокупностью социально значимых свойств, качеств, отношений, моделей действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Кроме направленности выделяют такие структурные компоненты личности как:

  • способности
  • темперамент
  • характер
  • мотивация
  • установки
  • способности

Направленность личности – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступков человека, являющаяся следствием доминирования определенных ведущих мотивов. Это определение направленности, данное советским психологом Л.И. Божович (1908-1981). Есть и иные определения этого понятия. Нередко они противоречат друг другу, но в одном совпадают всегда: направленность личности определяется ее ведущими мотивами.

Формы и структурные компоненты направленности личности

Самое короткое определение направленности личности в психологии звучит так: направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Но мотивы не единственная форма направленности!

Направленность личности проявляется в форме:


При том, что направленность выражается в перечисленных выше многообразных формах, она еще и имеет достаточно сложную структуру.

Структурные компоненты направленности личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, постепенно и поэтапно. Сначала у индивида появляется элементарное влечение, после оно превращается в конкретное желание, желание подкрепляется волей и становится стремлением, стремление преобразовывается в стабильный интерес, который, закрепляясь, превращается в склонность, склонности рождают идеалы, а идеалы – мировоззрение, последний структурный компонент направленности – убеждение.

Итак, структура направленности личности такова:

влечение ⇒ желание ⇒ стремление ⇒ интерес ⇒ склонность ⇒ идеал ⇒ мировоззрение ⇒ убеждение

При этом важно понимать, что каждый последующий элемент структуры включает предыдущий.

Компоненты, из которых складывается направленности личности – не врожденные задатки индивида, а отражение индивидуально преломленного и «впитанного» им общественного сознания.

Направленность личности формируется путем воспитания и образования. В различных формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Поэтому знание направленности личности позволяет определить социальные воззрения субъекта, его образ мыслей, ведущие мотивы, уровень нравственного развития и во многом спрогнозировать его поведение и поступки.

Важным моментом в понимании направленности личности является то, что она достаточно динамична. Составляющие направленности не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.

4 функции направленности личности

Так как основной формой выражения направленности личности является ее мотивация, представляющая собой совокупность мотивов, то и функции направленности близки мотивационным.

Направляющая функция . Это основная функция. В ней выражается большая часть такого компонента личности как направленность. Направленность, словно указатель или вектор показывает путь, дорогу, направление в котором следует двигаться человеку и объект, к которому нужно стремиться.

Но сложность этой функции заключается в том, что частично она осуществляется бессознательно. Ведь человек осознает далеко не все свои мотивы, потребности, убеждения и прочие внутренние факторы! Даже если скрыто, они все равно продолжают влиять на него. Латентные компоненты направленности проектируются на сознание и поведение человека. Потому, что часть направленности таится в бессознательном, люди могут делать выбор и принимать решения интуитивно, не раздумывая.

Побуждающая функция заключается в вызове активности человека. Спровоцировать, обусловить, вдохновить, побудить человека делать что-либо способны его ведущие мотивы, потребности, цели, идеалы, интересы, мировоззрение и прочие формы направленности. Человек обычно не хочет и его очень трудно заставить делать то, что не совпадает с вектором его направленности.

Регулирующая функция определяет характер поведения и деятельности человека. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов и потребностей. Что важнее и ценнее, к тому человек будет стремиться в первую очередь.

Смыслообразующая функция заключается в сообщении определенного личностного смысла целям, а также способствующим или препятствующим их достижению обстоятельствам. Трудно двигаться куда-либо и к чему-либо без смысла. Направленность личности рождает смыслы, в том числе главный из них – смысл жизни.

О трех видах направленности личности (на себя, на других, на дело) читайте в статье . Также проходите и определяйте свою направленность.

Основными составляющими личности являются:

1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде;

2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение);

3. эмоционально-волевая сфера;

4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект;

5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Структура личности

Структура личности включает в себя следующие стороны , такие как:

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности, которая отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Она включает в себя:

– психические процессы – это явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

– психические свойства – устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые определяют поведение в деятельности личности (направленность, темперамент, характер и способности);

– психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени;

– психические образования – явления, которые формируются в процессе приобретения человеком опыта (навыки, знания, умения);

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Она включает в себя:

– мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;

– моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе;

– нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей занимать определенное положение среди других людей.

Она включает в себя:

– отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми;

– социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей;

– социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми;

– социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Факторы формирования


Психические свойства
Психические состояния
Психические образования

8.Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Виды памяти

1. По характеру преобладающей психической активности . В этом случае память делят на:

– двигательную;

– эмоциональную;

– словесно-логическую;

образную , которая в свою очередь бывает:


а) зрительная,

б) слуховая,

в) осязательная

г) обонятельная,

д) вкусовая


2. По наличию цели запомнить:


– непроизвольная,

– произвольная


3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

– кратковременная,

– долговременная,

– оперативная.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами – это виды особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эндемической (яркие образы) памятью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.

Словесно-логическая память – наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольной и произвольной

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Любая информация запечатлевается, прежде всего в кратковременной памяти, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации; в ней хранится весь наш опыт, все приобретенные значения.

Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти. Всякая мыслительная деятельность состоит из ряда «операций». Допустим, вы хотите умножить 17 на 13. Сначала вы умножаете 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоминаете. Затем, умножаете 17 на 3, получаете 51 и этот результат тоже запоминаете. Затем складываете 170 и 51. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. Для промежуточных операций и нужна оперативная память.

9.Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть такого сложного понятия, как личность, и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения элементов и анализа взаимоотношения между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности .

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности .

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах В.С. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, которые являются элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы – группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы.

Теоретический подход реализован Н. Н. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами личности, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерминирован и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков, знаний личности. Высший уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, что в совокупности составляет направленность личности.



Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим структурным компонентом (блоком) личности, её системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.

Направленность – это социально-обусловленные особенности личности: интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции ее поведения.

В основе направленности человека лежат его потребности: биологические, отражающие нужду его организма в еде, пище, воде, жилье и т.д., и духовные (интеллектуальные, моральные, эстетические). Потребности тесно связаны с эмоциями и удовлетворение их также сопровождается эмоциями. Так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями, с которых начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение – малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности, характеризуемое отсутствием четко осознаваемой целью.

Желание – более высокая форма направленности, характеризуемая наличием осознания человеком цели своего стремления.

Интерес – еще более полная и осознанная форма направленности на предмет, являющаяся, однако, только стремлением к его познанию.

Склонность – стремление к определенной деятельности. Различие между интересом и склонностью – это различие между зрителем и активным участником какого-либо действия. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

Идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал хотел бы походить.

Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности). Направленность является интегрирующей основой всей психической деятельности индивида.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Темперамент – это биологический фундамент личности, те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Древнее описание темперамента принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент определяется тем, какая из 4-х жидкостей организма в человеке преобладает:

Если кровь ("сангвис" – (лат.)), то человек – сангвиник, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко адаптирующийся к жизненным переменам;

Если желчь ("желе"), то – холерик, т.е. желчный, раздражительный, возбудимый, импульсивный, вспыльчивый, лабильный (подвижный);

Если слизь ("флегма"), то – флегматик, т.е. способный, уравновешенный, малоподвижный, медлительный человек, плохо приспосабливающийся к изменениям окружающей среды;

Если черная желчь ("мелана-холе"), то меланхолик, т.е. болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к депрессии, замкнутости, робости, быстро утомляемый, чрезмерно чувствительный к невзгодам.

Академик И.П. Павлов доказал наличие зависимости темперамента от типа нервной системы. Два основных нервных процесса – возбуждение и торможение, отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности.

1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту сангвиника);

3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с – соответствует темпераменту флегматика);

4) «слабый» (слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту меланхолика).

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакции – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определённой мере и психических состояний; пластичность/ригидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия/интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и резко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая" и социально-ничтожная личность.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость, и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Согласно концепции отечественного ученого Б.Г. Ананьева, в формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде, и которые, в свою очередь, обуславливают отношения человека к собственной личности, к самому себе. Он выделяет следующие черты характера: «рефлексивные», коммуникативные, волевые, интеллектуальные.

Соотношение различных свойств характера, согласно Ананьеву, выражается в его силе и полноте, в основе которых лежит мировоззрение человека.

Сила характера – твердость характера, его волевая структура. Полнота характера – многообразие жизненных интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, то есть идейной направленностью. Мировоззрение, таким образом, становится внутренним основанием полноты и силы характера конкретного человека.

Обладание целями жизни, по Ананьеву, есть главное условие для образования цельности личности . Необходимым условием является тождественное соответствие действий человека поставленным целям и задачам. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действия. Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но вместе с тем и определенная самобытность личности и ее оригинальность. Яркий, сильный характер – это его самобытность, внутренняя самостоятельность человека, созидательность. Характер – во многом результат самовоспитания. С.Л. Рубинштейн пишет: «Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность»

Связь темперамента и характера. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или наоборот, лживыми, злыми, грубыми – бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном типе темперамента одни черты приобретаются легче, а другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Немецкий психиатр К. Леонгард выявил, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.

Способности – это совокупность таких психических свойств личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности (например, конструктивное воображение, возможность точно оценивать пропорции, эмоциональная память и тому подобное). Никакая отдельная способность не может обеспечивать успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания способностей.

Различают: более общие способности и более частные способности .

К первым относят такие психические свойства, которые находят себе применение в широком круге деятельности (например, качество ума или качество памяти). Ко вторым - такие психические свойства, которые имеют значение только в специальных областях деятельности (например, музыкальный слух или «оценка пропорций»).

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности общения, обладает общей одарённостью , то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности не являются врожденными. Они – результат развития личности.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности, образующие различия между людьми. Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, а свойства зрительного анализатора – для изобразительных). Но задатки – только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они еще никак не предопределяют способностей. Способности человека формируются, реализуются и развиваются в ходе той или иной деятельности.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе смогут выработаться разные способности, в зависимости от условий жизни и деятельности человека.

По мере освоения знаний, умений, навыков происходит содействие развитию способностей, и последние – это более устойчивые свойства личности, чем знания, умения и навыки.

Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие:

1. высокий темп обучения соответствующей деятельности;

2. широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях;

3. энергетическая экономность выполнения данной деятельности;

4. индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

5. высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.

Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Талант – это сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Также, как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенциально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенциально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез

перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

Написать эссе на одну из тем: " Наука -это организованное знание"(Г.Спенсер) "Сбережения составляют самый богатый доход"(И.Стобей") " В

брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность"(И.Кант)

ЛЮБУЮ ОДНУ ИЗ ТЕМ,

ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными путями.


Существует ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна и способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни реагирует тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Важнейшие компоненты структуры личности - па­мять, культура и деятельность. Память - это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность - это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности - это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы - социальной адаптации и интериоризации. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая ее фаза, интериоризация - про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

Таким образом, личность - это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.