«У него было всегда прекрасное сердце» (по роману Л.Толстого « Война и мир». Размышление на тему духовных искании Пьера Безухова)

Глава IX

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношениях к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный) человек, и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.

Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула - для офицеров и солдат - он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем-то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что-нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно-задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.

Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по-французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.

На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой-то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.

Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauvé des flammes.

Для чего он дрался с мародером?

Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что... Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, - строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.

На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.

Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческою дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.

В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.

Эти первые дни, до 8-го сентября, - дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Их подвели к крыльцу и по одному стали вводить в дом. Пьера ввели шестым. Через стеклянную галерею, сени, переднюю, знакомые Пьеру, его ввели в длинный низкий кабинет, у дверей которого стоял адъютант.

Даву сидел на конце комнаты над столом, с очками на носу. Пьер близко подошел к нему. Даву, не поднимая глаз, видимо справлялся с какой-то бумагой, лежавшей перед ним. Не поднимая же глаз, он тихо спросил:

Пьер молчал оттого, что не в силах был выговорить слова. Даву для Пьера не был просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек. Глядя на холодное лицо Даву, который, как строгий учитель, соглашался до времени иметь терпение и ждать ответа, Пьер чувствовал, что всякая секунда промедления могла стоить ему жизни; но он не знал, что сказать. Сказать то же, что он говорил на первом допросе, он не решался; открыть свое звание и положение было и опасно и стыдно. Пьер молчал. Но прежде чем Пьер успел на что-нибудь решиться, Даву приподнял голову, приподнял очки на лоб, прищурил глаза и пристально посмотрел на Пьера.

Я знаю этого человека, - мерным, холодным голосом, очевидно рассчитанным для того, чтобы испугать Пьера, сказал он.

Холод, пробежавший прежде по спине Пьера, охватил его голову, как тисками.

Mon général, vous ne pouvez pas me connaître, je ne vous ai jamais vu...

Comment me prouverez vous la vérité de ce que vous me dites - сказал Даву холодно.

Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию и улицу, на которой был дом.

Oui, sans doute! - сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.

Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти.

Глава XI

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной Землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.

Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударило с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него - желание, чтобы поскорее сделалось что-то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять - по одному или по два? «По два», - холодно-спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, - и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.Чиновник-француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников и прочел по-русски и по-французски приговор.Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.

Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из-за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.

Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух: и вместе с этими звуками он увидал дым, чью-то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что-то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.

На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» - на секунду блеснуло в душе Пьера.

Tirailleurs du 86-me, en avan! - прокричал кто-то.

Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, - одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что-то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.

Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.

Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.

Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему-то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что-то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.

Все, очевидно, несомненно знали, что они были Преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления.Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.

Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.

Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.

- Ça leur apprendra à incendier, - сказал кто-то из французов.

Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем-нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.


8-го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n’avoue pas son nom. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое-где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново-Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.

Очевидно, русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал, что над этим разоренным гнездом установился свой, совсем другой, но твердый французский порядок. Он чувствовал это по виду тех, бодро и весело, правильными рядами шедших солдат, которые конвоировали его с другими преступниками; он чувствовал это по виду какого-то важного французского чиновника в парной коляске, управляемой солдатом, проехавшего ему навстречу. Он это чувствовал по веселым звукам полковой музыки, доносившимся с левой стороны поля, и в особенности он чувствовал и понимал это по тому списку, который, перекликая пленных, прочел нынче утром приезжавший французский офицер. Пьер был взят одними солдатами, отведен в одно, в другое место с десятками других людей; казалось, они могли бы забыть про него, смешать его с другими. Но нет: ответы его, данные на допросе, вернулись к нему в форме наименования его: celui qui n’avoue pas son nom. И под этим названием, которое страшно было Пьеру, его теперь вели куда-то, с несомненной уверенностью, написанною на их лицах, что все остальные пленные и он были те самые, которых нужно, и что их ведут туда, куда нужно. Пьер чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины.

Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом. Это был дом князя Щербатова, в котором Пьер часто прежде бывал у хозяина и в котором теперь, как он узнал из разговора солдат, стоял маршал, герцог Экмюльский.

Их подвели к крыльцу и по одному стали вводить в дом. Пьера ввели шестым. Через стеклянную галерею, сени, переднюю, знакомые Пьеру, его ввели в длинный низкий кабинет, у дверей которого стоял адъютант.

Даву сидел на конце комнаты над столом, с очками на носу. Пьер близко подошел к нему. Даву, не поднимая глаз, видимо справлялся с какой-то бумагой, лежавшей перед ним. Не поднимая же глаз, он тихо спросил:

Пьер молчал оттого, что не в силах был выговорить слова. Даву для Пьера не был просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек. Глядя на холодное лицо Даву, который, как строгий учитель, соглашался до времени иметь терпение и ждать ответа, Пьер чувствовал, что всякая секунда промедления могла стоить ему жизни; но он не знал, что сказать. Сказать то же, что он говорил на первом допросе, он не решался; открыть свое звание и положение было и опасно и стыдно. Пьер молчал. Но прежде чем Пьер успел на что-нибудь решиться, Даву приподнял голову, приподнял очки на лоб, прищурил глаза и пристально посмотрел на Пьера.

Я знаю этого человека, - мерным, холодным голосом, очевидно рассчитанным для того, чтобы испугать Пьера, сказал он. Холод, пробежавший прежде по спине Пьера, охватил его голову, как тисками.

Mon général, vous ne pouvez pas me connaître, je ne vous ai jamais vu…

C’est un espion russe, - перебил его Даву, обращаясь к другому генералу, бывшему в комнате и которого не заметил Пьер. И Даву отвернулся. С неожиданным раскатом в голосе Пьер вдруг быстро заговорил.

Non, Monseigneur, - сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. - Non, Monseigneur, vous n’avez pas pu me connaître. Je suis un officier militionnaire et je n’ai pas quitté Moscou.

Votre nom? - повторил Даву.

Qu’est-ce qui me prouvera que vous ne mentez pas?

Monseigneur! - вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.

Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.

В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.

Comment me prouverez vous la vérité de ce que vous me dites? - сказал Даву холодно.

Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.

Vous n"êtes pas ce que vous dites, - опять сказал Даву.

Но в это время вошел адъютант и что-то доложил Даву.

Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.

Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести - Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.

Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что-то.

Oui, sans doute! - сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.

Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его - Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.

«Я не могу разделять вашего мнения о Пьере,- напишет княжна Марья в ответном письме к Жюли, сказавшей, что Пьер всегда казался его ничтожным. – Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях». Невольно задумываешься: а, действительно, что лучше – душа, находящаяся во власти разума, жить головой, а не сердцем или доброе, прекрасное сердце?

Почему жизнь князя Андрея, у которого есть какая-то гордость мысли на страницах романа, окажется короче. И только Пьеру Безухову, с которым мы знакомимся буквально в начале повествования, суждено будет дойти до эпилога? Почему именно ему Толстой передаст слова, призывающие к объединению честных людей. «Все моя мысль в том, — скажет Пьер Наташе, — что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое, ведь как просто».

Но так ли просто все оказалось для Пьера в жизни?

Не знаю, как вам, а мне с первых страниц знакомства с Пьером почему-то хочется его пожалеть. Потому что нет в нем той светской учтивости, скорее он рассеян, может вместо шляпы захватить треугольную шляпу» генерала. Пожалеть потому, что он так неуклюж, даже за то, что он такой «массивный, толстый». За то, что он незаконно рожденный, а, значит, не знал в детстве материнской ласки. Да и отца, стоя у смертного одра, не знает, как ему назвать, то ли графом, то ли отцом, потому что и с ним был разлучен на долгие десять лет. Пожалеть за то, что нет в нем светских манер, он не умел танцевать, и ему приходилось во время балов сидеть где-то в стороне и оттуда наблюдать, как «дамы в бальных туалетах, бриллиантах оглядывали себя в ярко освещенные зеркала». Пожалеть за то, что в салоне Шерер его приветствовали всегда «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии».

И было в нем нечто, располагающее к жалости и к мысли о том, что этот огромный «массивный, толстый молодой человек, с стриженою головой, в очках…» занимает несвойственное, ему место. И этим нечто был его взгляд, отличавший его от всех в гостиной Шерер: то умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный, то по-детски почти испуганный, восторженный, когда он смотрел на прекрасное лицо Элен. И «вся его рассеянность, неумение войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».
А еще улыбка у него была не такая, как у других людей… « У него, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Это лицо человека доброй души, прекрасного сердца.

И поэтому непонятными, необъяснимыми кажутся его первоначальные шаги светской петербургской жизни. Действительно, зачем столько бессмысленных поступков совершает он? Зачем он держит пари, что выпьет бутылку рома за окном третьего этажа? Зачем участвовал в разгульной жизни Анатоля Курагина?

Зачем говорит: « Я вас люблю» женщине, женитьба на которой (и он понимает это) была бы несчастьем? Зачем ему дуэль с Долоховым, ему, никогда не державшему в руках пистолета. Это, зачем, наверное, так и осталось для нас безответным, если бы Толстой не подчеркнул в Пьере такую черту характера как способность думать. Вернее, неумение не думать. В жизни эта способность думать не раз помогала ему разобраться в сложной путанице мыслей.

А мысли в голове бежали не останавливаясь. Он « всей душой желает то произвести республику в России, то, восторгаясь Наполеоном, самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона». А главная мысль Пьера состояла в том, что он страстно желал и верил в возможность этого желания – переродить порочный род человеческий, чтобы люди обрели способность пробиться друг к другу, услышать друг друга, чтобы и самого себя довести до высшей степени совершенства.

Но для того, чтобы это произошло, необходим был 1812 год, необходима была встреча Пьера с Платоном Каратаевым.

А пока … А пока семь лет жизни – сплошной калейдоскоп ошибок, заблуждений. Из незаконнорожденного он вдруг и сразу станет графом Безуховым. Наивный, доверчивый, неопытный, верящий в искренность людей … А тут еще свалившееся на голову наследство. Пьер «чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения». И сколько могло бы это продолжаться? Опять поможет Пьеру его способность думать. И толчком тому станет дуэль с Долоховым. Не напрасно княжна Марья писала, что у Пьера – «прекрасное сердце». Оно разбудило совесть. «Отчего? Как я дошел до этого? Для чего жить и что такое я? Что надо любить, что ненавидеть? Что дурно? Что хорошо?» И такая «буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он теперь не только не мог спать, но не мог сидеть на
месте…»

В такие минуты душевного разлада ему все чаще приходил вопрос, связанный и с его женитьбой: «Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: «Я вас люблю», которое было ложь…» Надо признать, что Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую, слабость характера, не искал поверенного для своей больной души и сердца. Он перерабатывал один в себе свою боль, горе свое, извлекая для себя в такие минуты внутренней борьбы жизненные уроки: он учился думать, жить по совести и со смыслом.

Новый этап в жизни Пьера начнется с его решения переехать в Петербург. Там, на станции по пути в Петербург, он встретит Баздеева, произойдет неспешный, обстоятельный разговор, такой сердечный, убежденный (именно сердечности так не хватает Пьеру в ту минуту).

И Пьер « с замиранием сердца, блестящими глазами, глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Наивный, искренний, с добрым сердцем Пьер всей душой уже готов был уверовать, что этот человек знает истину и откроет ее ему. Уже расставаясь с Баздеевым, Пьер испытывал такое неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения собственного совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми».

Да, так часто случается с людьми, у которых «прекрасное сердце», открытое для всех. Они живут, как правило, иллюзиями, их легко обмануть, и, как правило, поставленные перед выбором, выбор их чаще всего неверен.

Верил ли Пьер тем разумным доводам, которые были в речи масона? Вряд ли. Уже в момент посвящения в братство «на него нашло сомнение: « Где я? Что я делаю? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?

Но тем не менее встреча с Баздеевым и приобщение к масонству предопределили на какое-то время счастливое состояние Пьера. Он решает взяться за дело, отправляется в поездку по южным имениями с благими намерениями – освободить крестьян от крепостной зависимости. Но из этой попытки ничего не вышло: ни одно из его предписаний хитрый главноуправляющий не выполнил, зная наивность графа и отсутствие практической цепкости в нем.

И вновь мир в сознании Пьера разрушен. «Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил все той же прежней, только в другой обстановке». И вновь спасение – в вине. И вновь возникает тревожное: неужели опять много пить, всласть есть, да ездить в клуб?

Но нет. И на этот раз Пьер справится с бедой. И поможет его способность думать.

Новому обновлению души послужит встреча Пьера с Наташей в тот период ее жизни, когда всех занимал один вопрос: бегство Ростовой с Анатолем Курагиным. Для Пьера это известие станет страшным ударом. Но… «…у него всегда было прекрасное сердце», способное понять и простить. Гордость мысли не позволила князю Андрею простить измену Наташи. Простить падшую женщину – да, можно, но не он и не ее, которая предпочла его, умного, благородного – мерзавцу, беспокойному дураку Анатолю. А Пьер… Ищет встречи с Курагиным, чтобы бросить в лицо: «Где вы – там разврат, зло… Вы негодяй и мерзавец…

Вы завтра должны уехать из Москвы». Пьер пытается примирить князя Андрея с Наташей. Поступок, достойный восхищения. Он готов ради нее на все: « Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». И, пытаясь успокоить, вселить надежду, скажет ей: «Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас».

А вся жизнь впереди ждала и самого Пьера. Она по- прежнему вновь и вновь ставит перед ним вопросы, путает мысли, Толстой снова и снова ставит своего героя перед необходимостью думать и думать.

Истинный смысл жизни Пьеру суждено постигнуть в годину тяжких испытании, пришедших с войной 12года. Как ни странно, но в ситуации войны Пьер обретает ту гармонию внутреннего мира, к которой стремился всю жизнь.

Это будет позже … А пока Пьер не поступил ни в военную службу, ни армию, а остался в опустевшей Москве. Еще недавно Пьер думал, что рушится его собственный мир, а с началом войны, видит он, что рушится весь окружающий мир. Чтобы разобраться, понять все происходящее, ничего не понимающий в военном деле, Пьер решает принять участие в Бородинском сражении. Пьер наблюдает, всматривается, думает.

Он слушает слова: « Нынче не то что солдат, а и мужичков видал, нынче не разбирают … Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». Он видит «строгие выражения лиц мужиков – ополченцев. На всех лицах выражались оживление и тревога. Он наблюдал лица солдат, сидящих на батарее. Жужжа и свистя падали снаряды, но люди будто не замечали этого. И все, что он видел, наблюдал, осветилось для него новым светом. «Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех людях. И Пьер начинал понимать, почему они были так спокойны перед сражением. К Пьеру приходит мысль: « солдатом быть, просто солдатом». И он попробует быть солдатом: переодевшись в крестьянское платье, он захочет убить Наполеона.

А потом будет плен. Он станет свидетелем страшного расстрела пленных на Девичьем поле. Чудом оставшись в живых, «он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти». И в эту минуту полного отчаяния он встретит Платона Каратаева, олицетворяющий в себе дух простоты и правды, переживет смерть Каратаева, простого мужика, открывшего ему новое мировидение.

Не умом, всем существом своим, жизнью, Пьер здесь, в плену, через страх, испытания пришел к простой житейской истине: « Человек сотворен для счастья, и счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Именно Платон Каратаев поразил его в первую очередь верой, что все в мире благообразно, и это вера проистекала из веры в бога, «жизнь есть все, жизнь есть бог». Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. Любить жизнь, любить Бога. Истина в жизни оказалась такой простой, а он искал ее так далеко.

И с этого момента Пьера уже не занимали вопросы «Зачем?», что он будет делать дальше? Он постиг истину – это жизнь, которая есть общение его внутреннего мира с Богом, частичка которого есть в каждом человеке. И это жизнь есть любовь к творенью божьему – божьему миру, частью которого он является.

И в заключение, бросая прощальный взгляд на Пьера, так хочется сказать житейски простые и теплые слова: хороший, добрый, милый, славный человек. У него всегда было прекрасное сердце. И в эпилоге Пьер после семьи лет супружества чувствовал себя человеком счастливым.

III. Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и все одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему: -- Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, -- сказал он ему, не садясь. -- Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков? Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера. -- Да, я желаю, -- сказал Пьер. Вилларский наклонил голову. -- Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога? Пьер задумался. -- Да... да, я верю в Бога, -- сказал он. -- В таком случае... -- начал Вилларский, но Пьер перебил его. -- Да, я верю в Бога, -- сказал он еще раз. -- В таком случае мы можем ехать, -- сказал Вилларский. -- Карета моя к вашим услугам. Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду. Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой-то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что-то тихо сказал ему по-французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда-то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего-то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским. Проведя его шагов десять, Вилларский остановился. -- Что бы ни случилось с вами, -- сказал он, -- вы должны с мужеством переносить все, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, -- прибавил Вилларский; -- желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел. Оставшись один, Пьер продолжал все так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно-добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно -- темно: только в одном месте горела лампада, в чем-то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: "Вначале бе слово и слово бе к Богу", Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем-то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие -- ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. -- "Бог, смерть, любовь, братство людей", -- говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего-то. Дверь отворилась, и кто-то вошел. При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки. Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что-то вроде ожерелья, и из-за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу. -- Для чего вы пришли сюда? -- спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. -- Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения? В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос. -- Да, я... я... хочу обновления, -- с трудом выговорил Пьер. -- Хорошо, -- сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: -- Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?... -- сказал ритор спокойно и быстро. -- Я... надеюсь... руководства... помощи... в обновлении, -- сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по-русски об отвлеченных предметах. -- Какое понятие вы имеете о франк-масонстве? -- Я подразумеваю, что франк-масонство есть fraterienite и равенство людей с добродетельными целями, -- сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю... -- Хорошо, -- сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. -- Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии? -- Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, -- сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. -- Я был атеистом, -- отвечал Пьер. -- Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? -- сказал ритор после минутного молчания. -- Да, да, -- подтвердил Пьер. Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить: -- Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, -- сказал он, -- и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства... от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в-третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, -- сказал он и вышел из комнаты. -- Противоборствовать злу, царствующему в мире... -- повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно-наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя -- исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе. Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти. -- В седьмых старайтесь, -- сказал ритор, -- частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом... который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения. "Да, это должно быть так", -- думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. "Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне". Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее. В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, все ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется. -- Я готов на все, -- сказал Пьер. -- Еще должен вам сообщить, -- сказал ритор, -- что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, -- сказал ритор, -- есть наименование какой-нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой. Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья. -- Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, -- говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. -- В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи. -- Но я с собою ничего не имею, -- сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет. -- То, что на вас есть: часы, деньги, кольца... Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал: -- В знак повиновенья прошу вас раздеться. -- Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно -- и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом-ритором, ожидая его новых приказаний. -- И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, -- сказал он. -- Мое пристрастие! У меня их было так много, -- сказал Пьер. -- То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, -- сказал масон. Пьер помолчал, отыскивая. "Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?" Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество. -- Женщины, -- сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза. -- Последний раз говорю вам: обратите все ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас... Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.