Виды молодежных субкультур кратко. Особенности и причины появления молодежных субкультур

Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Урок 35

    ✪ Субкультуры: Эмо - CYW178

    ✪ ACADEMIA. Николай Богомолов. Серебряный век как субкультура. 1 лекция. Канал Культура

    ✪ Субкультуры. Почему? Хипстеры, вейперы, синий кит...

    ✪ Модная Африка: стиляги из Конго. Субкультура La Sape

    Субтитры

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

В 1970-80-е годы вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки . Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной либо аполитической позицией либо же, ярко выраженной политической позицией, для политизированного панк-рока девизом является идеализированная анархия (но не всегда). С появлением готик-рока , в 1980-е годы появилась готическая субкультура . Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп-культура со своей музыкой, внешностью и образом жизни.

В 1990-е и 2000-е годы распространёнными молодёжными субкультурами стали эмо -киды и киберготы . Субкультура эмо одна из самых молодых (многие из её представителей - несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и выразительность эмоций. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса.

Арт-субкультуры

Большинство молодёжных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, произошли из увлечений определённым видом искусства или хобби , как например граффити .

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 1990-х годов, с распространением повсеместно Интернет -технологий, стали появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо -сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале XX века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодёжи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры . Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал , но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К популярным спортивным субкультурам можно отнести:

  • Субкультура футбола и околофутбола - футбольные клубы , футбольные фанаты и чирлидинг .
  • Спортсменов, или "качков" (анг. sportsman - "состязающийся человек", "игрок для развлечения толпы"), включающих в себя увлечённых и практикующих фанатов силовых и боевых видов спорта (культуризм , пауэрлифтинг , воркаут , различные боевые искусства и прочее). В позднем СССР и России первой половине 1990-х "спортсмены" использовались прополитическими движениями в борьбе с "неформалами", были известны как "люберы ". В дальнейшем, оставшись не у дел, использовались криминальным миром как пушечное мясо в криминальных войнах, запомнившихся в фольклоре 1990-х как "братва", "быки", "гопники" в спортивных костюмах.

Контркультуры

Старейшей является контркультура преступного мира . Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами . В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 1990-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона , блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Ещё один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска , но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

Мильё

Одним из видов субкультур можно считать мильё (фр. milieu – окружение, обстановка) – совокупность условий жизни человека и бытовая социальная среда определенной социальной группы или социального слоя. Социологи описывают мильё как группы людей, характеризующихся особыми признаками поведения, культуры, одежды и прочее. Образ жизни, ценности и поведенческие нормы в мильё складываются в процессе социализации человека .

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в XX веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и её потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми видами субкультур существует антагонизм . Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы , трэшеры и поклонники гранжа .

См. также

  • Список субкультур
  • Хронология субкультур

Примечания

Литература

  • Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. - Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. - С. 5-18.
  • Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. - 2009. - № 26 .
  • Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
  • Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы », глава 4-я, «Рок рока» .
  • Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов . - 3-е. - Москва: Академический проект, 2001.
  • Левикова С. И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Мацкевич И. М. д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно - исполнительного права МГЮА . Криминальная субкультура // Журнал «Российское право в Интернете. - 2005. - № 1 .
  • Омельченко Е.

Человеческое общество постоянно меняется. На нас оказывают влияние исторические события и разнообразные культурные явления. Даже устоявшееся общество со своей культурой не может устоять от мощного влияния извне. Можно упомянуть хотя бы то, что европейцы сделали с американской самобытной цивилизацией.

Но сегодня, среди основательных культур есть небольшие островки, субкультуры. Они противостоят всем общепринятым нормам. Некоторые люди пытаются создать свой культурный слой и так самовыразиться. И как можно осуждать тех, кто отстаивает право на самоопределение?

Одни носят странные предметы одежды, другие причудливым образом украшают свои автомобили. Кто-то имеет необычное хобби или занимается странным видом искусства. Порой люди ради своих принципов готовы даже переступить закон. Но нельзя отрицать, что именно культура, пусть и в виде ее субчастей, творит человека. Речь в нашей статье пойдет о самых необычных субкультурах.

Токийские рокабилли. Порой кажется удивительным, что некоторые субкультуры из прошлого будто растворились в годах и просто бесследно исчезли. Это относится к гризерам и рокабилли, вовсю проявивших себя в 1950-е. Но со временем эта американская субкультура исчезла. Но так ли уж бесследно? На самом деле некоторые субкультуры порой переживают возрождение. Именно это и произошло с рокабилли, которые все еще существуют в далекой Японии. В Токио есть Парк Ёёги, где собираются и зависают все местные представители этого жанра. Эти японцы одеты необычно - они носят байкерские курки, вертикально взлетевшие челки, высокие прически с валиком. Слушают же они, естественно, только рок-н-ролл. А сопровождают этих современных мятежников, которые все еще живут в 50-х, леди-гризеры. Они носят разноцветные платья и закатанные джинсы, как было модно полвека назад. Своим существованием представители этой субкультуры доказывают - рок-н-ролл жив!

Гуачеро. Среди мексиканцев есть необычная мода - носить особые ботинки с длинными узкими носами. Такая обувь у многих ассоциируется с шутами и средневековьем. Но в городе Матеуала существует своя субкультура, гуачеро. Её приверженцы носят ботинки с длинными узкими носками. А появилась субкультура благодаря популярной тут племенной музыке. Она является смесью доиспанских еще мотивов и африканских, с вкраплениями басами кумбии. Сперва люди приходили на танцы в обуви с обычными носками, но постепенно жители стали соревноваться друг с другом и пытаться превзойти друг друга хотя бы в длине носка. Для этого обувь делали все длиннее и длиннее, пока это окончательно не утратило здравого смысла. Говорят, что сейчас есть уникумы, которые носят туфли длиной чуть ли не в полтора метра. Сегодня по всему этому мексиканскому региону появились подобные танцевальные группы. У каждой из них есть свои рекорды и поводы для гордости, да и ботинки тут уникальные, сшитые специально на заказ. Стоит отметить, что это далеко не первая субкультура, которая родилась благодаря музыкальному влиянию. И уж точно гуачеро станет не последней в этом ряду.

Гяру. Глобализация стала тем самым явлением, которое резко изменило культуру многих народов по всему миру и их ценности. Бывает, что новые веяния оказываются полезными, но чаще всего они приводят к потере народами самобытности и их культурного разнообразия. Классическим примером является Япония. Здесь сложилась настоящая субкультура молодых женщин, которые стремятся достичь некоего идеала красоты. Вот только этот образ, как и в большинстве других стран, навязывается девушкам извне, посредством средств массовой информации. Но почему же тут появилась целая субкультура, если красивыми стремятся быть женщины во всем мире? В Японии это направление получило называние Гяру, в основе лежит слово «gal», переделанное «girl», (девушка). И те, кто относится к этой субкультуре, идет на самые настоящие безумства, чтобы достичь своего идеала красоты. Считается, что гяру должны придерживаться определенного стиля в моде, прическах и макияже. Но некоторые характеристики все также сохраняются неизменными - это весьма высокие каблуки, короткие юбки и большие глаза. Интересно, что в этой субкультуре есть свои собственные, более мелкие направления. Наиболее необычным течением в гяру является ямамба, подвид гангуро. Название этой мелкой субкультуры дословно переводится, как «черное лицо». Эти японки максимально втирают в свое лицо крем для загара, красят свои волосы в белый цвет, а затем накладывают вокруг глаз еще большие круги белых теней. Образ дополняют кричащие неоновые яркие одежды и наращенные волосы. Но в последнее время субкультура девиц со смуглой кожей становится все менее популярной. Гяру стараются обладать светлой кожей и делать свои глаза разноцветными с помощью контактных линз. Да и вообще все чаще эксплуатируется куда более женственный образ школьницы. В итоге, вне зависимости от той моды, которая присутствует в Японии, субкультура Гяру даже для этой необычной страны является странной.

Модификаторы велосипедов. Носители субкультур часто группируются вокруг определенной области. Зато благодаря Интернету фанаты сегодня могут распространить свое увлечение быстро по всему миру, подобно эпидемии. Так случилось с субкультурой модификаторов велосипедов. Она стала популярной после видеоклипа «Scraper Biker» группы «Trunk Boiz». Этот ролик на YouTube стал очень популярным, ведь он отлично продемонстрировал новый термин. В мире есть немало субкультур, которые посвящают себя изменению и улучшению и легковых, и грузовых автомобилей. В данном же смысле речь идет о персонализации и моддинге велосипедов. Улучшенные аппараты обычно изготавливают в Окленде, область залива Сан-Франциско. Эти велосипеды сразу бросаются в глаза, будучи раскрашенными красками из баллончика и обклеены кучей фольги. Идея такой субкультуры и состоит в том, чтобы при небольшом бюджете попытаться повторить печально знаменитые автомобили-скреперы. По сути это были модифицированные американские семейные автомобили, которые сразу же после покупки поклонники обожали оснащать колесными дисками. Велосипеды, естественно, заметно уступают в зрелищности модифицированным машинам. Но внимание к себе этот транспорт привлекает, являясь ярким зрелищем.

Бунтари Элвиса Пресли. При упоминании Швейцарии на ум сразу приходят банки, шоколад, часы и отменные армейские ножи. Но мало кто знает, что именно тут существует целая бунтарская субкультура молодежи, которая одержима звездами кино прошлых лет - Джеймсом Дином, Марлоном Брандо... Одна из них зовется Бунтарями Элвиса Пресли. В 1950-е годы послевоенный мир переживал культурный расцвет. Появилась новая возрастная группа, аккурат между детьми и взрослыми - подростки. Они по всему миру стали восставать против общественных норм. А вот Бунтари Элвиса Пресли в своих убеждениях пошли еще дальше. Эту субкультуру нашел фотограф Карлхайнц Вейнбергер. Он жил в Цюрихе и делал эротические фотографии для гомосексуальных журналов. Увидев необычных подростков, фотограф стал сперва просто наблюдать за ними, а позже сумел заслужить доверие и возможно документально запечатлеть их образ жизни. Найденная им субкультура оказалась редкой смесью американского рок-н-ролла и индивидуализма. И молодые люди проявляли себя, как могли. Они носили джинсовые наряды, а на их необычных куртках и штанах были прикреплены гвозди, подковы и болты. На ремнях такой молодежи красовались огромные бляхи с портретами их кумира - Элвиса. Вообще швейцарские бунтари носили любую одежду, которая им казалось соответствующей их стилю. А цель существования этой субкультуры становится понятной после просмотра фотографий ее представителей. Молодежь стремилась к самобытности, восставая против классических традиционных норм и идей, которые им навязывали и родители, и правительство страны. Для выражения своей непокорности и была выбрана своеобразная мода. Так что Бунтари Элвиса Пресли стали одними из первых, кто использовал такой прием. А практика такой формы протеста распространена и поныне.

Тедди-герлы. Эта бунтарская субкультура известна обычно, как Теды. В 1950-е года ее представители появились на английских улицах, ища неприятностей на свою голову. А появилось это направление благодаря эпохе короля Эдуарда, чье влияние смешалось еще и с американским рок-н-роллом. Представители такой субкультуры носили сшитые на заказ куртки, ботинки-шузы с толстой и мягкой подошвой. А их челки были сильно напомаженными. В свободное от учинения беспорядков эти молодые люди, выглядящие стильно, как настоящие джентльмены, вели благопристойную жизнь. Теды слушали виниловые пластинки и собирали журналы, ходили на концерты, танцы и кино. Но даже и среди Тедов была своя собственная небольшая субкультура - Тедди-герлы. Сегодня о ней напоминает разве что несколько фотографий, сделанных в 1955 году начинающим фотографом Кеном Расселом, будущим знаменитым кинорежиссером. В то время средства массовой информации уделяли основное внимание Тедди-боям, поэтому фотографии девушек такой же субкультуры появились в небольшом издании. И о них забыли на полстолетия, пока в 2005 году изображения тедди-герл не были найдены. Так люди узнали о сущуствовании тедди-герл. В то время Тедди-бои привлекали к себе безраздельное внимание информационных средств, поэтому Рассел смог опубликовать эти фотографии лишь в небольшом журнале. После этого его работа оставалась невостребованной почти полвека, до того, как её заново обнаружили в 2005 году. Таким образом, современность узнала о Тедди-герлах, а также о существовании фотографий, снятых некогда Расселом. А для того, чтобы понять, чем же являлась эта субкультура тедди-герл, надо сперва понять то социальное положение, в котором она появилось. Вскоре после окончания Второй мировой войны Европа начала постепенно возвращаться к обычной жизни. Подобно своим ровесникам-мужчинам девушкам Тедам приходилось быть выносливыми. Дело в том, что тогда еще функционировала карточная система распределения продуктов, которую отменили только в 1954 году. Тогда подростки, выходцы из рабочего класса, обратились к моде. Только так они смогли донести до родителей свои шокирующие взрослых взгляды на мир. Хотя Теды нарочито демонстрировали свой щегольский вид, средства массовой информации тут же создали им негативный образ. Представителей субкультуры обвиняли в том, что они связаны с расизмом, вандализмом, хулиганством и являются чуть не революционерами. Правда, английские газеты преувеличивали злобную суть субкультуры, ведь далеко не все ее представители стремились к разрушительной деятельности. Современная молодежь могла бы и поучиться у Тедов кое-чему. Ведь одевались те куда более стильно, чем современные подростки.

Декотора. Все давно уже знают об особенной страсти японцев к автомобилям. Проявляется она в разных ипостасях - начиная с дрифта и заканчивая тюнингом спортивных автомобилей. Увлекающие японцы вовсю эксплуатируют возможности своего транспорта. Но в этой стране есть группа фанатом машин, которые с легкостью затмевают все подвиги других модификаторов. Название Декотора переводится, как грузовики, украшенные освещением. Эти японцы превращают целые грузовики в произведения искусства. А используется для этого ослепительное неоновое освещение, которое создает особый эффект. Так появляются на свет прокачанные грузовики, которые выглядят подобно Трансформерам из Лас-Вегаса. Вот только ездят они по скоростным хайвеям Японии. А поводом для появления субкультуры стал культовый сериал 1970-х «Trucker». Неизвестно, как хранились ростки явления, но оно быстро стало развиваться в последнее десятилетие. Дело в том, что в страну из Америки начали массово импортироваться хромированные и неоновые украшения для автомобилей. Почему японцы вдруг бросились украшать свои грузовики - сказать точно никто не может. Возможно, сыграла роль ностальгия по культовому сериалу. Считается, что дали толчок субкультуре дальнобойщики, которым было просто грустно в дороге. Вот и придумали суровые водители грузовиков себе хобби, чтобы сделать дорогу веселее. Сегодня водители грузовиков участвую в своеобразном споре, пытаясь превзойти друг друга в числе световых украшений и глубине модификаций своих машин. В итоге грузовики становятся все более нелепыми и помпезными, превращаясь чуть ли не в инопланетный транспорт. Однако есть в таком слепом украшательстве и свой нюанс - такие машины должны быть еще допущены к использованию на обычных дорогах, а также проходить плановый техосмотр.

Сапёры. Если спросить у модника, какие мировые центры гламура он знает, то речь пойдет о Париже, Милане, Нью-Йорке, Токио, Лос-Анджелесе. И лишь самые искушенные назовут Киншасу и Браззавиль. И хотя два этих города располагаются в экзотическом Конго, тут вовсю процветает необычная модная субкультура. Сапёры являются не специалистами по взрывчатке, а местными щеголями. Некоторые даже считают, что эти мужчины одеты чуть ли не лучше всех в мире. А ведь Конго является одной из самых бедных стран на Земле, раздираемой к тому же войной и нищетой. Но именно тут на улицах можно встретить стильных мужчин в дизайнерских двубортных костюмах, которые носят отменную обувь, пользуются шелковыми платками и курят недешевые сигары. Неужели в Конго так много нефтяных магнатов? На самом деле сапёры вовсе не богачи, это обычные люди, работающие учителями, водителями, почтальонами и продавцами. А такое фанатичное следование моде является для них своеобразной религией. И есть свои причины, почему самые обычные представители рабочего класса тратят все свои сбережения не на новое жилище или автомобиль, а на дорогую одежду. Такое поведение обусловлено самой историей. Упоминания о появлении тут модных мужчин датируется еще XVIII веком. Тогда рабов заставляли носить элегантную униформу, чтобы наслаждать взор своих хозяев. Работорговлю отменили, а свободные теперь африканцы решили создать свой собственный стиль в моде. Согласно другим теория сапёры появляются в Конго только в мирное время, а ведь это весьма нестабильная по политическим признакам страна. Поэтому появление на улицах модно одетых мужчин говорит о том, что в стране дела идут в гору и тут царит в настоящее время стабильность и мир.

Любители Лифтов. Над тем, чем в нашей жизни являются лифты, мы особенно не задумываемся. Это ведь просто транспорт, который доставляет нас с одного этажа на другой. Несколько секунд путешествия и голова занята другими вещами. Однако оказывается, что такое практичное отношение к лифтам далеко не у всех. Есть особая субкультура, которая буквально помешана на любви к лифтам. Поклонники такого транспорта постоянно ездят то вверх, то вниз, записывая свои поездки для обмена своим опытом. Оказывается, единомышленники собираются в Интернете и общаются с такими же фанатиками со всего света. Эти люди даже умудряются делиться своим опытом и обсуждать свои поездки. А получила такая субкультура мировое распространение благодаря современным информационным системам. На тот же YouTube выложено несколько тысяч видео о поездках в разных лифтах. Логично будет узнать - почему же вообще люди полюбили так лифты, а не выбрали себе другое, естественное, увлечение? Скорее всего, представители этой субкультуры полюбили все те мелкие детали этих машин, которые мы не замечаем. Это и освещение, расположение кнопок, виды, открывающиеся из окна. И хотя такое увлечение поймут далеко не многие, вопрос пристрастия - субъективен. В конце концов, люди наслаждаются обществом таких же, как и они, не мешая при этом остальным.

Гереро. Гереро - это своеобразный женский аналог сапёров. Есть в Намибии племя, которое целиком является субкультурой, не тронутой временем и «благами» цивилизации. Здесь женщины традиционно носят платья и предметы одежды, которые принято ассоциировать с викторианской эпохой. Представительницы этой культуры облачаются в длинные цветные платья с множество юбок. На головах же у африканок рогообразные шляпки, популярные в позапрошлом веке. А ввели тут такую моду жены немецких плантаторов, которые появились в Намибии в конце XIX века. Они дали работу племени гереро, но взамен попросили их одеваться соответственно той моде, которую практиковали немцы. И сперва все было цивилизованно, но со временем африканское племя превратилось в рабов. Их земли же вообще были отданы немецким поселенцам. Все это в итоге привело к Гереро-немецкой войне, случившейся в 1904 году. Победитель ее был ясен заранее. Все выжившие представители чернокожего народа оказались в концентрационных лагерях, где европейцы не гнушались ставить на невольниках опыты. Заключенных заставляли работать до смерти, их насиловали, а некоторых даже специально заражали туберкулезом или ветрянкой. Довольно странно, что после всего этот представители народа предпочитают носить ту одежду, которая так связано с теми притеснениями и жестокостями, которые пришлось пережить их народу. Однако среди гереро есть оптимисты, которые воспринимают свои одежды, как знак победы над историей. Ведь даже несмотря на все те беды, которые предки испытали от колонизаторов, эти африканцы продолжают носить викторианские одежды. Многие культуры придерживаются определенного стиля в одежде, просто считая его модным. Однако в данном случае нельзя не удивиться тому, какая страшная история кроется за такими специфичными для Африки нарядами. Ведь в свое время народ гереро находился благодаря европейцам вообще на грани уничтожения, а теперь одежда стала символом решимости племени бороться за свое светлое будущее.

Самые известные субкультуры по направлениям:

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

    Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва

    Джанглисты - поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей

    Инди - поклонники инди-рока

    Металлисты - поклонники хэви-метал и его разновидностей

    Панки - поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии

    Риветхеды - поклонники музыки в жанре индастриал

    Растаманы - поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари

    Рэйверы - поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек

    Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа

    Традиционные скинхеды - любители ска и регги

    Эмо - поклонники эмо и пост-хардкора

Другие культурные

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:

    Отаку - поклонники аниме (японской мультипликации)

    Падонки - Позиционируется как контркультурная, протестная. В основе творческого метода - провокация, эпатаж. Характерно использование ненормативной лексики, преднамеренных орфографических и семантических ошибок; в силу декламируемого нонконформизма, популярна тематика презрения к массовой культуре, беспорядочного секса, гомофобии, употребления алкоголя, курение марихуаны и т.д.

    Исторические реконструкторы

    Ролевое движение - поклонники живых ролевых игр

    Териантропы - обычно относит себя к одному виду животных

    Фурри - поклонники антропоморфных животных(выражается в присвоении им таких качеств, как человеческое сознание и мимика, черты анатомии человека, речь, хождение на двух ногах и ношение одежды)

Имиджевые Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

    Вижуал кидс - поклонники направлений музыки Visual Kei, J-rock и стиля Harajuku, часто поклонники Японии, иногда Косплееры. Visual Kids использую в прическах современные японские мотивы или же копируют своих кумиров Visual Kei, J-rock направлений.

    Кибер-готы - Одной из основ данного молодежного движения является литературный жанр - киберпанк

    Моды - британская молодёжная субкультура, среднее между тедди-боями и скинхедами

  • Риветхеды - поклонники музыки в жанре индастриал, сроднены с кибер-готами

    Стиляги - молодёжная субкультура в СССР, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни

    Тедди-бои - обозначение молодых людей из рабочего класса, стремившихся подражать «золотой молодёжи»

    Фрики - человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов

Политические и мировоззренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

    Антифа - антифашистское движение

    Битники - молодежь 50-х и 60-х, характеризовавшаяся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации

    НС-панки - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры панков, сильно отличное от их большинства

    Нью-Эйдж - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера

    Cтрейт-эджеры - отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также наркотических веществ в целом

    Хиппи - пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм

    Яппи - молодые состоятельные люди, ведущие построенный на увлечении профессиональной карьерой и материальном успехе активный светский образ жизни

Содержание:
Понятие субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как влияют на формирование личности подростков и юношества – это те вопросы, которыми задаются большинство педагогов. Ответы на них, надеемся, подскажут взрослым пути использования атрибутов, элементов молодежных субкультур в педагогических целях.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Современные молодежные субкультуры

Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

  • прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
  • асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
  • контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

  • паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
  • маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
  • фрисби – кидание пластмассового диска;
  • сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
  • скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
  • сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

  • стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
  • файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
  • граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

  • ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
  • историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
  • городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
  • компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Причины привлекательности субкультур

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).

Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

  • позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
  • социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
  • индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Источники и влияние

Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.

Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.

Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.

Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.

С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.

Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.

Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.

Михаил Лурье «Молодёжные субкультуры путь к себе или побег от реальности»

Вероятно, один из главных вопросов, решение которого покажет, идёт ли практическая педагогика на стыковку с жизнью современных подростков и старшеклассников или они (педагогика и жизнь) всё более удаляются друг от друга, – это обретут ли классные руководители, воспитатели желание и умение видеть, педагогически осмыслять и втягивать в круг своих действий новые молодежные виды деятельности и увлечения.

Сергей Поляков, д.п.н., УлГПУ, г. Ульяновск.

вс, 04/10/2015 - 13:36

Панки с разноцветными ирокезами и серёжками во всех местах, брутальные длинноволосые металлисты, обвешанные цепями, мрачные дети ночи, именуемые себя готами, а также добродушные хиппи, посылающие всем лучи добра – всё это представители всем известных субкультур, которые каждый хотя бы раз в жизни видел на улице или хотя бы в интернете. Но есть множество интересных и малоизвестных течений, о которых вы наверняка даже не догадывались, о них и пойдёт речь в продолжение статьи.

Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы - для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч - для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины. Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ - в том числе денег на модные вещи. Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать». Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски. Самое радикальное движение - мамба: по сравнению с ними гангуро - лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler - «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla. Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения b[ более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно. На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни : казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE - «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо - юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета - черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты - как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном - в эмигрантских семьях США. Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак». Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда - золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан - это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости. В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают. Субкультура зародилась совсем недавно - в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга - и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.