Виктория Лукьянец: "Муж практически полностью посвятил себя моей карьере".

Виктория Ивановна Лукьянец (лат. Viktoria Lukianets, род. 20 ноября 1966 года, Киев, УССР, СССР) - одна из самых титулованных украинских оперных певиц, Народная артистка Украины (2001). В её активе - десятки выступлений на престижных мировых сценах, в частности в Метрополитен-опера и Ла Скала. Она солистка Венской оперы, а с 1998 года ещё и независимая исполнительница.

Биография

Виктория родилась в Киеве. Свое музыкальное образование начала в раннем возрасте, до пяти лет с уроков игры на фортепиано. Учиться пению начала в возрасте 14 лет, позже поступила в Киевской государственной консерватории им. П. Чайковского, которую успешно закончила в 1989 году. В этом же году она начала свою профессиональную карьеру в Академическом театре оперы и балета им. Тараса Шевченко.

В 1990 году в Токио получила 1-ую премию на Международном конкурсе вокалистов (1990 Tokyo International Vocalists Competition) Концертной ассоциации «Музыку народу» (The Min-On Concert Association) и в Вене на Международном конкурсе Моцарта (International Mozart Competition» in Vienna). В 1991-м ей присудили 1-ю премию на Международном конкурсе Марии Каллас в Афинах. Далее дебютировала в Италии, Франции, Португалии, Японии и Греции.

В 1993 году она дебютировала в Венской государственной опере, в роли Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» и стала любимицей венской публики. На этой сцене она исполняла партии Джильды (Риголетто), Виолетты (Травиата), Оскара (Бал-маскарад), Адини (Любовный напиток), Эльвиры (Пуритане), Розины (Севильский цирюльник), Лючии (Лючия ди Ламмермур), Офелии (Гамлет), Олимпии (Сказки Гофмана).

В 1995 - лауреат фестиваля в Зальцбурге и дебютировала в итальянском театре Ла Скала. Виктория Лукьянец выступала с известными мировыми тенорами - Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом и Лучано Паваротти.

Виктория Лукьянец выступает на главных оперных сценах мира: Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, Опера Бастилия в Париже, Баварская государственная опера в Мюнхене, Гамбургская государственная опера, Немецкая государственная опера в Берлине, Старый театр (нем. Aalto-Musiktheater Essen) в Эссене, Женевский большого театра, Королевская опера Валлонии в Льеже.

Среди самых успешных последних выступлений можно отметить ее пение в «Кантате» Моцарта в Венском музыкальном обществе в Wiener Musikverein, партия Розауры в опере «Хитрая вдова» Вольфа-Феррари на сцене оперного театра Ниццы, партия Берты в опере «Пророк» Джакомо Мейербера и партия Виолетты в «Травиате» Дж. Верди в Буэнос-Айресе.

Известный итальянский режиссер Франко Дзефирелли назвал имена «трех больших Травиат» - Марии Каллас, Терезы Стратас и Виктории Лукьянец.

В репертуаре певицы произведения украинских композиторов: Николая Лысенко, Кирилла Стеценко, Якова Степного, Льва Ревуцкого, Бориса Лятошинского, Мирослава Скорика, Левка Колодуба, Леопольда Ященко, Валентина Сильвестрова, Юрий Ищенко, Леси Дычко.

На концертах Виктории Лукьянец часто рядом с оперными ариями почетное место занимают украинские народные песни, которые она исполняет как с симфоническими, так и с народными оркестрами. 22 августа 2014 года в Киеве состоялся концерт «Сокровища украинской народной песни», на котором Виктория Лукьянец пела в сопровождении Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины имени Г.И. Майбороды.

Личная жизнь

Уже много лет подряд Виктория Лукьянец с мужем и дочкой живут в Австрии, где она солистка Венской оперы. А с 1998 года ещё и независимая исполнительница.

Племянница Виктории Лукьянец Соломия в 2011 году стала «Гордостью страны» в номинации «Редкий талант».

Сольным концертом в родном Киеве известная певица, прима Венской оперы, отметила 25-летие творческой деятельности

Народная артистка Украины Виктория Лукьянец, покорившая главные оперные сцены мира («Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, Королевский театр «Ковент-Гарден» в Лондоне, Опера «Бастилия» в Париже), нечасто выступает в родном Киеве, где родилась, училась и дебютировала как певица. Сейчас Виктория Лукьянец, прима Венской оперы, вместе с мужем и дочерью живет в Австрии, гастролирует по миру и преподает в Венской консерватории. Пару раз в году она старается устраивать выступления в Украине. Певица призналась, что ее юбилейный концерт «25 лет на сцене» состоялся вопреки многим обстоятельствам, в том числе и тяжелой ситуации в нашей стране. На сцене Национального театра оперетты в сопровождении оркестра Виктория исполнила шедевры мирового оперного искусства, а во втором отделении в сопровождении Национальной заслуженной капеллы бандуристов Украины имени Майбороды — украинские народные песни.

Несмотря на то что Виктория Лукьянец более двадцати раз выходила на сцену знаменитого миланского театра «Ла Скала», пела вместе с Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, перед выступлением в родном городе переживала. В этом она призналась «ФАКТАМ» после репетиции.

— Дома всегда выступать труднее, более ответственно, здесь и спрос больше, — говорит Виктория. — Я впервые буду петь на сцене столичного театра оперетты, которому исполняется в нынешнем году 80 лет. Мне очень нравится отреставрированный зал, прекрасная сцена и акустика. Когда пришла на репетицию, была просто поражена работой оркестра. Музыканты абсолютно готовы к выступлению. Сразу возникло ощущение, что мы работаем как единый живой организм.

Известный дирижер Иван Дмитриевич Гамкало, которого я пригласила на свой концерт, сказал: «Это же прекрасная сцена! На ней дебютировала знаменитая Мария Заньковецкая, пели Иван Козловский, Василий Козерацкий, ставил свои спектакли Николай Садовский…» Раньше сцена использовалась для выступлений гастролирующих трупп. Было бы здорово возродить эту традицию, приглашать в оперетту артистов самых разных жанров.

— Наверное, сложно было организовать выступление в столь сложное для Украины время?

— Концерт стал возможен благодаря молодому импресарио Александру Дмишуку, который стал инициатором моего выступления. В нынешних сложных условиях я даже не мечтала о таком. То, что сейчас культура в Украине живет, развивается, просто Божья благодать. Я подготовила специальную программу — без веселья и показной радости. Я пою душой. Буду стараться достучаться до сердца каждого зрителя. В первой части концерта — оперные арии и арии из известных оперетт. Для меня это огромная ответственность и вызов. Но я смелая, люблю эксперименты.

*Уроженка Киева Виктория Лукьянец уже давно покорила главные оперные сцены мира (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)

— Виктория, почему все-таки выбрали сцену Театра оперетты, а не Национальной оперы?

— Я не получила приглашения от Оперного театра. Хотя это театр, который поставил меня на ноги. Не хочу говорить о Национальной опере плохо. Все, что ни делается — к лучшему.

— В какой роли вы дебютировали на сцене?

— Как сейчас помню: 19 ноября 1989 года, опера «Царская невеста» Римского-Корсакова. Певица, которая должна была исполнять главную партию, внезапно заболела. А я тогда уже третий месяц работала в стажерской группе. Мне как молодой певице дали попробовать партию Марфы. Я репетировала с пианисткой в классе, а в это время по коридору проходил дирижер и преподаватель Иван Дмитриевич Гамкало. Услышав, он зашел поинтересоваться, кто это так поет. «Кто вы?» — «Я новенькая стажерка». — «Интересно». И пошел. Потом заходил еще несколько раз во время репетиций. И в итоге предложил мне спеть партию Марфы в спектакле. Можно сказать, я вскочила в уходящий поезд. Эту премьеру считаю началом своей творческой карьеры.

— Получается, ее определил случай?

— Случай, судьба… Не знаю, как это назвать, но в моей жизни были такие ситуации, казалось бы, случайные, которые определяли дальнейший ход событий. Один из самых важных моментов — август 1995 года. У меня был контракт, на Зальцбургском оперном фестивале я присутствовала для подстраховки. Должна была просто сидеть в зале и слушать, но при этом ходила на все репетиции и спектакли. И вот одна из певиц сорвала голос. В 8.30 утра мне звонят организаторы фестиваля и спрашивают: «Виктория, вы можете петь на генеральной репетиции?» — «Могу». После этого директор фестиваля Мортье (покойный уже, к сожалению) говорит: «У нас такой закон: кто поет на генеральной репетиции, тот и выходит на сцену во время премьерного спектакля». На репетиции было очень много менеджеров от разных мировых театров, представители прессы, зрители. Мне так аплодировали! Даже моя маленькая дочка Даруся сказала: «Мамочка, тебе не только руками, но и ногами хлопали».

Директор фестиваля в восторге: «Вы поете премьеру!» Я и мечтать о таком не могла. Счастливая пошла отдыхать в гостиницу. А на следующее утро приехала шикарная белоснежная машина, посыльный передал огромный букет белых роз и письмо от Мортье: «Пани Виктория, я хотел, чтобы пели вы, но маэстро Риккардо Мути решил иначе. Однако я вас очень прошу на премьере быть в ложе». И прилагалось два билета в конверте. В итоге премьеру спела известная венгерская певица Андреа Рост. Мы с мужем были в зале. Андреа поет, а люди смотрят на меня и не понимают, что происходит. Возникла неоднозначная ситуация. Рост, возможно, была еще не в форме, а серьезные причины заставили таки ее выйти на сцену.

Пресса после премьеры была к ней не благосклонна, но самое удивительное, что все газеты вышли с моей фотографией. Ведь фотографам разрешают снимать только на репетициях. Признаюсь, было обидно за Андреа. Вот так случился мой европейский дебют и мое первое интервью на австрийском телевидении в программе «Встреча культур». Пока готовилась программа, мне позвонили: «Андреа не может петь». Сейчас рассказываю вам это, а у самой аж мурашки по телу идут. Так я получила своей первый контракт на шесть премьер «Травиаты» Верди и билет на мировую сцену. После этого директор оперного театра сказал: «Теперь ты можешь открывать театр хоть ногой».

— Открывали?

— Никогда в жизни не делала этого и не сделаю. Сцена для меня — святое место. О ней я мечтала с детства. Хотя серьезно пением начала заниматься довольно поздно — в 12 лет. До этого училась в обычной музыкальной школе и играла на фортепиано. Услышав как-то по радио выступление детского хора Национального радио Украины под управлением Татьяны Копыловой, попросила маму отвести меня к Копыловой на прослушивание. И меня взяли солисткой. В 14 лет я поступила в музыкальное училище к преподавателю Ивану Палыводе. Правда, сначала не хотели принимать из-за возраста. Маме пришлось брать справки у докторов, что я здорова и мой организм справится с нагрузками. В 17 лет стала студенткой консерватории.

— В Украине вы выступали примерно раз в три месяца, а за границей активно гастролировали. Сейчас ваш график такой же насыщенный?

— Работы достаточно. Буквально перед киевским концертом выступала в Вене для японского общества. На таких концертах стараюсь наряду с мировым репертуаром исполнять и украинские песни. Особенно японцам понравилась «Ой, де ти пiдеш». После концерта ко мне подошла женщина, японка, и сказала: «Вы меня поразили, я плакала. Моя бабушка из Одессы, а мама уже родилась в Японии. Во мне течет украинская кровь. Я желаю вашей стране Божьей милости и молюсь, чтобы все было хорошо». Я ее поправила: «Нашей стране!» Она заплакала и обняла меня.

— Вы пели вместе со многими оперными звездами. Кто поразил больше всего?

— Мне посчастливилось работать с Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго. Поражало в этих людях то, что они неимоверные трудоголики в работе и аскеты в жизни. С такими артистами всегда легко работать. На репетициях все понимали друг друга без слов. Даже прессе нечего рассказать: ни скандальных историй, ни сплетен и интриг.

Никогда не забуду свой дебют на сцене «Сан Карло» (Неаполь) в декабре 1995 года. Именно там и произошла моя встреча с великим тенором ХХ века Лучано Паваротти. Ему было 59 лет, когда мы вместе пели «Бал-маскарад» Верди. У итальянцев первая репетиция называется сидячей. Прихожу на репетицию, а Лучано уже сидит на своем высоком стульчике, как в барах. Кстати, он всегда приходил на репетиции первым. Сначала я смущалась перед великим тенором. Даже боялась выйти на сцену. Он это заметил и позвал меня на итальянском: «Маленькая девочка, подойди ко мне. Я так понял, что это мой Оскар!» А я пела партию Оскара. Потом в своей книге «Мой мир» он написал: «Голос Виктории был слышен на острове Капри». Мы готовили премьеру четыре недели. Каждый день репетировали по шесть часов. А после репетиций Лучано неизменно кутался в пальто, шарф и отправлялся отдыхать. Он был весь в музыке. Даже после премьеры не оставался на фуршет. Чао — и пошел.

С Пласидо Доминго мы были партнерами в опере «Пророк». Вы знаете, я заметила: чем более значимая личность, тем проще она в общении. Лучано и Пласидо не кичатся своей всемирной славой, совсем ненапыщенны. Они первые подходили ко мне со словами поддержки на репетиции.

— Виктория, по шесть часов ежедневно репетировать очень тяжело не только для голоса. Как поддерживаете форму?

— Стараюсь жить так, чтобы достойно и честно выглядеть перед собой и своими зрителями. Рада тому, что со сцены уходит бренд шоу-бизнеса «секси». В Европе певиц воспринимают не по форме губ и размеру груди, а по таланту. Уверена, показные шоу, где лепят «звезд», скоро останутся в прошлом. Моя форма — это мой образ жизни. Я Скорпион по знаку Зодиака, очень активна. Занимаюсь гимнастикой, йогой, бегом. Многому научилась у японцев. Просто стараюсь не портить то, что дала природа. Перед серьезными концертами и спектаклями я закрываюсь в себе, максимально сосредотачиваюсь на работе, отдыхаю, даже ни с кем не разговариваю. Об этом знают мои близкие, муж и всячески меня поддерживают. Конечно, с годами все тяжелее даются частые перелеты, но все преодолимо, когда есть понимание и любовь.

— С мужем вы вместе чуть ли не с детства?

— Познакомились с Юрой еще в училище. Стоило ему запеть, и я влюбилась в него с первого взгляда. Он почти пять лет ждал, пока я вырасту, помогал мне развиваться музыкально и сейчас оказывает всяческую поддержку. За это я ему очень благодарна, ведь он практически полностью посвятил себя моей карьере. Опекает меня и работает преподавателем вокала в Вене. Мы всегда были как единое целое.

— Вы покорили мировые сцены, состоялись как жена и мать. О чем еще мечтаете?

— Действительно, я сделала немало. Сейчас мне 48 лет, и могу сама выбирать, где выступать. Темп немного сбавила. Три года занимаюсь преподавательской деятельностью в Венской консерватории. Начинала с трех учеников, а сейчас их уже 25. Благодарна Богу за все, что имею. Каждый день молюсь о том, чтобы в Украине был мир и наша страна стала счастливой и благополучной. И еще о том, чтобы моя мамочка как можно дольше жила на этом свете.

В первом отделении прозвучали произведения немецких, австрийских и украинских композиторов, в том числе, Концерт для сопрано с оркестром, Соч. 82, фа минор Рейнгольда Глиера, который последние десять лет в силу разных причин не исполнялся на нашей сцене. Второе отделение Лукьянец полностью посвятила украинской музыке. Особый интерес публики вызвала ее интерпретация «Молитвы» Ирины Кирилиной (тексты из Псалма 143). Публика со стажем, возможно, вспомнит блестящий дебют с этим сочинением Виктории на сцене Дворца «Украина» в 1989 году. Тогда она только закончила Киевскую консерваторию и выступала вместе с Детским хором Национального радио и телевидения под руководством Татьяны Копыловой. Пела в огромном зале вообще без микрофона, что совершенно не характерно для сцены «Украины», так как с акустикой там есть определенные трудности. Лукьянец уговаривали не рисковать, но она рискнула и победила. Тот концерт остался в памяти меломанов как один из лучших, когда-либо проходивший во Дворце. Нынче вокалистка продемонстрировала не только широкий диапазон своего голоса, но и талант драматической актрисы. Возможно, некоторые слушатели посчитали, что ее нынешний репертуар был немного грустным. «Эта программа отражает мое нынешнее состояние души, - призналась певица. - Я очень тоскую по родному Киеву, родителям, друзьям, с которым, к сожалению, вижусь очень редко. Только за границей понимаешь, что ностальгия - это не просто слово. Певец должен быть космополитом и своим искусством знакомить зарубежного слушателя с Украиной, а то многие из них думают, что Киев - это где- то в Сибири».

Викторию Лукьянец отличает яркий, самобытный тембр голоса, которым она владеет в совершенстве. Она проникновенно исполняет не только лирические произведения, но и очень убедительна в драматическом репертуаре. Ажиотаж вокруг имени прославленной актрисы вполне объясним. Она ангажирована многими ведущими театрами мира. Ей рукоплещет публика Великобритании, Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, США и Японии. Последний раз киевляне слушали ее осенью прошлого года. Наша беседа со звездой о ее нынешней жизни вдали от Украины, о творчестве, о взглядах на будущее оперы.

О ГАСТРОЛЬНЫХ МАРШРУТАХ

Живу в сумасшедшем ритме. Сезон очень насыщенный. Загружена контрактами, которые расписаны на два года вперед. Дома (в Вене), если была две недели, то хорошо. Осенью, после Одессы, Харькова и Киева буквально на второй день пришлось петь партию Виолеты из оперы «Травиата» в Берлине в Дойч-опере. А затем был Кельн. В Вену вернулась только перед самым Новым годом, потому, что еще 30 декабря в Бонне исполняла партию Джильды в «Риголетто». Прошла пробы в Пизе перед турне по Италии, где выступала в опере «Лючия ди Ламмермур». Между репетициями приходилось лететь в Лондон, где в Ковент - Гардене принимала участие в новой редакции «Травиаты». Провела несколько сольных концертов в Швейцарии, Италии и Германии. Признаюсь, молилась только об одном, чтобы выдержать столь напряженный график. Сразу же после Киева еду в театр Андервин на гала-концерт (там Риккардо Мутти ставит моцартовские оперы), в котором буду исполнять «Венский вальс». В Триесте для Нового театра готовится премьера оперы «Джиневра ди Скоция» Симона Майера (итальянца немецкого происхождения). Кстати, у этого композитора восемь лет учился Доницетти. Произведение написано 200 лет тому назад, ни разу нигде не ставилось. В этой опере у меня сложная вокальная партия главной героини - шотландской королевы Джиневры; когда в трех ариях нужно показать весь голосовой диапазон. Несколько лет я являлась солисткой Венской оперы. Дирекции это было очень выгодно - своя певица всегда под рукой. Получилась ситуация схожая с Национальной оперой Украины, когда администрация во мне видела молодую, подающую надежды, певицу, но не более. Решение уйти на вольные хлеба далось мне нелегко. Я понимала, что рискую, но время показало, что поступила правильно. Чтобы стать звездой, нужно расширять репертуар, работать с разными режиссерами и дирижерами. Я считаю, что каждому артисту нужно испытать себя в другой сценической школе. Обратилась к зарубежным импресарио, которые предложили интересные контракты по всему миру. Обо мне стала писать иностранная пресса и, видимо, это послужило толчком, чтобы руководство Венской оперы предложило мне новый, более высокий статус - гостьи на конкретные постановки. Для этого театра я исполняю 15 спектаклей вердиевской «Травиаты» (июнь - сентябрь - октябрь). Есть интересные предложения из Метрополитен-опера, Токио-нью-оперы. А вот с киевским театром пока совместных планов нет. Хотя Петр Чуприна в частной беседе сказал мне, что из штата Нацоперы меня никто не исключал и они меня ждут на родной сцене. Если появятся новые постановки и я сумею выкроить окошко, то с удовольствием выступлю. Вот только не знаю, когда это произойдет - слишком загружена.

Некоторые вокалисты предпочитают отлежаться, отоспаться, отъесться, но это не для меня. Просто перед концертом или спектаклем стараюсь поменьше разговаривать и не утомлять связки. Быть в форме помогает спорт: плаванье, бег, гимнастика. Это укрепляет голос и помогает сохранить фигуру. Я считаю, что актриса должна кроме хороших вокальных данных выглядеть на все 100%. А многие сопрано так заплывают жиром, что становятся дородными матронами и именно поэтому проигрывают. Даже показывая красивые музыкальные пассажи, зрителям подчас трудно соединить внешность раздобревшей артистки с ролью молоденькой героини, которую она исполняет. За рубежом сильнейшая конкуренция. Расслабляться нельзя. С солистом вокалом, тренингом никто не занимается. На репетиции все певцы должны приходить с разученной партией. А не сумевшие вписаться в эту концепцию выбрасываются и на их место приходят новые. Нужен характер и сила воли выстоять, доказать, что только ты лучший. Мне, в моей нынешней гастрольной деятельности, помогает опыт и школа, которую дали мне педагоги, научив распределять силы. Когда разучиваю новую партию, то всю черновую работу делаю самостоятельно. А потом, когда она готова, беру несколько уроков у профессионального оперного концертмейстера того театра, для которого готовится партия. Это дает возможность сделать роль более образной и концептуальной. Вы знаете, порой мне кажется, что преодолевать трудности помогает мое имя Виктория, обязывающее побеждать. Когда приезжаю в Киев, обязательно прихожу к своему педагогу Ивану Игнатьевичу Палыводе. Он для меня как камертон и, вместе с тем, строгий судья. Жаль, что Елизавета Чавдар, которая была моим учителем в консерватории, уже умерла, но думаю она порадовалась бы моим нынешним успехам.

О ПАРТНЕРАХ

Я себя считаю счастливой. Ведь судьба дарит возможность работать с самыми разными музыкантами и артистами. Мой последний партнер Марчелло Альварес, с которым я познакомилась в Вене, где мы пели «Травиату», а затем ездили в турне по Италии. Он аргентинец по происхождению. Обладает дивной силы и красоты тенором. Музыкальные критики называют певца «заменой Лучано Паваротти». Один из японских меценатов предложил нам обоим провести совместные концерты в Токио. Они планируются на 2002 год.

Никогда не забуду свой дебют на сцене Ла Скала в декабре 1995 года. Мне кажется, что даже стены там пропитаны музыкой. Именно там произошла встреча с лучшим тенором ХХ столетия - Лучано Паваротти. Он поет душой и в этом его сила. Критики называют его голос солнечным, который чарует.

Пласидо Доминго я наблюдала в двух его ипостасях - когда он был моим партнером в опере «Пророк» и дирижировал «Травиату». Вы знаете, я заметила, что чем более значимая личность, тем проще она в общении. Лучано и Пласидо не кичатся своей всемирной славой и не напыщенны. Они первые подходили ко мне со словами поддержки на репетиции. После этого напряжение сразу исчезало. На спектаклях с ними я ощущала себя как за каменной стеной.

С Дмитрием Хворостовским мы познакомились на Всесоюзном конкурсе вокалистов. Затем не виделись более десяти лет. В прошлом сезоне мы встретились в Германии и вместе выступали в Мюнхенской опере в спектакле «Севильский цирюльник». Очень важно найти общий язык с партнером. Если мы становимся единомышленниками, стараемся полностью раствориться в роли, а не тянуть одеяло на себя, именно тогда получается хороший спектакль.

О ДОМЕ И СЕМЬЕ

Мне порой трудно совместить работу и личную жизнь. Семья буквально плачет, что редко меня видит. Приезжаю и замечаю, как выросла дочь Дарья. Ей двенадцать с половиной лет. Она учится в австрийской гимназии и посещает воскресную украинскую школу. Выучила три иностранных языка. Занимается музыкой и пением. Видимо, ей передалась наша с мужем любовь к классической музыке и, если решит стоять оперной певицей, то мы ее отговаривать не станем. Я сама в 14 лет поступила в музыкальное училище им. Глиера к Ивану Палыводе. Однажды он сказал: «Знаєш, Вітусю, в мене є хлопчик, який зараз в армії, але в нього такий чудовий голос! Треба вас обов’язково познайомити». Наша встреча с Юрой состоялась 13 ноября в актовом зале училища. Стоило ему запеть и я влюбилась в него с первого взгляда. Юра ждал пока я вырасту целых пять лет. Он помогал заниматься музыкой. Думаю, что именно общие интересы сделали наш брак крепким и органичным. Ведь муж (Юрий Михайлович Кокозей, певец, работал в капелле бандуристов Украины, преподавал в консерватории на вокальном факультете - Т. П.) буквально посвятил себя моей карьере. Я состоялась как оперная певица во многом благодаря ему. Он до сих пор меня опекает и помогает в жизни. Уже несколько лет супруг преподает вокал в Вене, совмещая преподавательскую деятельность и пение в хоре Штадтс-оперы. Раз мы сейчас в Австрии, а не в Украине, то нужно жить не на чемоданах, а в нормальных условиях. Долгое время наша семья снимала квартиру, а три года назад мы взяли кредит в банке и теперь имеем собственный дом. Я решила, что должно быть место, куда с удовольствием возвращаюсь после гастролей. Для меня дом - это где мне хорошо, где есть интересная работа. Иногда звонят импресарио, сообщая, что на следующий вечер нужно быть на репетиции спектакля или концерта. Пару часов в пути и я на месте.

В Киеве у меня остались родители и брат. Андрей музыкант. Ему 23 года. Он лауреат двух международных конкурсов. Еще будучи студентом третьего курса консерватории, стал выступать в Симфоническом оркестре Национальной филармонии Украины на ударных инструментах. Как говорит моя мама, Алла Максимовна, у нее трое детей: я, Андрей и журнал «Початкова школа», где она уже 29 лет является главным редактором.

О ЛЮБИМЫХ ПАРТИЯХ

Партия Виолеты из «Травиаты» стала судьбоносной. Именно с ней я дебютировала в Метрополитен-опера, Ла Скала, Кельнской опере, Ковент - Гарден, Венской опере. Для меня Виолета не роль, а словно живой человек. Люблю партию Эльвиры из оперы «Пуритане», Джильду из «Риголетто», Лючию ди Ламмермур из одноименной оперы Верди. В 1989 году впервые на сцену Национальной оперы Украины я вышла в роли Марфы «Царской невесты» Римского-Корсакова и с этой же оперой дебютировала в Большом театре в Москве. За границей я пою музыку, которая, возможно, в Украине не так популярна - бельканто. Она требует невероятной тонкости и техничности исполнения.

О БУДУЩЕМ ОПЕРЫ

Опера - вечное искусство. Я не согласна когда говорят, что она для меломанов и элиты. Нужно просто любить музыку и пение. Начать знакомство с классикой с более легких для восприятия произведений. Послушать разных исполнителей, побывать на нескольких спектаклях. Сегодня на Западе упрощают постановки. Многие режиссеры отказываются от кринолинов в костюмах и архаичности в декорациях. Новая опера более динамична и современна. Она не разменивается на детальные завитки, костюмы просты и функционально легки в работе. Артист сосредоточен на внутреннем мире героя и более полном раскрытии музыкальной фактуры произведения. Я приведу пример недавней постановки «Травиаты» в Кельнской оперы. Режиссер Гюнтер Кремер попросил меня сделать очень слабый макияж и распустить волосы. Моя героиня была одета в легкое черное платьице и белоснежный брючный костюм. И эти штрихи приблизили героиню спектакля к нашим дням. Мы нашли новую пластику, чтобы она была естественной, а не нарочитой. Для меня опера - это любовь на всю жизнь.