Новая Опера (The Kolobov Novaya Opera Theatre of Moscow).

Создание театра и сада

К лету 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин , реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов.

За год до этого он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В. Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом. Только при осуществлении этого плана, по воспоминаниям современников, было задействовано более 50.000 возов!

Очевидцы этих событий были поражены энергией и деловыми качествами Якова Васильевича, сумевшего создать на этом месте прекраснейший сад, великолепное место для отдыха самой взыскательной публики.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 году Я.В. Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его
не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило.
И театральная труппа Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

Открытие летнего сада театра «Эрмитаж»

В 1895 году отмечалась годовщина официального открытия сада.

Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитые вокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных жанров выступали до позднего вечера.
В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

16 декабря 1894 г . под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Щукина. А уже 2 января того же года Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки.
Зимние сезоны 1896г. и 1897г. открывались выступлениями впервые приглашенного в Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини .

Сад «Эрмитаж» Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения. После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Лучшие артисты и мировые знаменитости

Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар , Эрнесто Росси , Густаво Сальвини , итальянская опера с Жюлем Девайлом , известные струнные и духовые оркестры.

Здесь, впервые в Москве, состоялся показ изобретения братьев Люмьер - кинематографа . Огромным успехом пользовались оперная труппа князя Церетели с участием Е. Цветковой и И. Тартакова , романсы в исполнении М.И. Вавича, А.Д. Вяльцевой , оперные постановки труппы С.И. Мамонтова , бенефисы Ф.И. Шаляпина .

На сценических площадках «Эрмитажа» в Каретном Ряду большим успехом у зрителей пользовались оперетты признанных классиков этого жанра, таких известных композиторов как, Жак Оффенбах , Флоримон Эрве, Франц Легар.

На сцене щукинского театра выступала знаменитая Анна Павлова .
Последняя гастроль легендарной балерины в России состоялась в «Зеркальном» театре сада «Эрмитаж» в 1914 году.

Множество талантливейших художников того времени было привлечено к работе в театре - Врубель, Рерих, Левитан, Васнецов, Бальмонт, Серов, Коровин, Бауэр и другие.

Построенный в 1909 году в стиле модерн летний «Зеркальный театр» (архитектор А.Н. Новиков ), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена».

В 1912 году к дате 100-летия наполеоновского нашествия композитором В.Н. Гартевельдом была подготовлена специальная программа
«1812 год в песнях», в которой участвовали духовые и симфонические оркестры, хор и солисты.

В 1914 году торжественно отмечается 20-летие сада.
Под руководством Щукина работают зимний театр Эрмитаж, Зеркальный театр, открытая сцена, а также два ресторана, с программой варьете.

В летний сезон 1915 года в Зеркальном театре проходит цикл симфонических концертов (дирижер С.А. Кусевицкий ) .
По свидетельствам очевидцев публики в саду всегда много.

До событий 1917 года театральный сад успешно работал под руководством Я.В. Щукина.

В начале 1917 года Я.В. Щукин , уезжает с семьей в Крым.
А вскоре после большевистского переворота 1917 года,
сад «Эрмитаж» был национализирован.
Но история щукинского сада на этом не заканчивается.

Летом 1918г., а также в 1919 и 1920гг. в Зеркальном театре выступал Ф.И. Шаляпин , однако в 1922г. вместе с семьей он покидает Россию.

Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

27 июня 1987 года на сцене Зеркального театра состоялось последнее выступление на московской сцене замечательного актера Андрея Миронова (1941-1987) в спектакле «Женитьба Фигаро».

В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.

Настоящим положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова
(1946-2003) , по инициативе которого была проведена реконструкция здания Зеркального театра, с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструированном «Зеркальном театре» фактически возродило историческое театральное значение сада в культурном пространстве города.

В 2004 году отмечалась 110-ая годовщина сада «Эрмитаж».

October 24th, 2016

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.





Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.


1960 год: https://pastvu.com/p/112428


1964 год: https://pastvu.com/p/93746


1986 год: https://pastvu.com/p/170142


Схема с сайта http://www.mosgorsad.ru/ (2016 год)


Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.


Летняя веранда. 1965 год: https://pastvu.com/p/35657 В послевоенные годы посетителей сада привлекала летняя эстрада, где выступали артисты Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, играл джаз-оркестр Леонида Утёсова. Эстрада и сейчас располагается на прежнем месте, здесь установлены бюсты композиторов Чайковского и Глинки.

В 2000 году на аллеях установили бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго, переданные в дар Москве правительством Италии и мэрией Парижа.


Композиция «Памятник всем влюблённым», изготовленная из согнутых в форме сердца металлических труб, появилась в 2006 году. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят на ветру.


Перекусить можно в нескольких кафе и ресторанах

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».


Театр «Эрмитаж». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/335361 Старейшее здание сада

26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко (МХАТ). На этой сцене состоялись и премьеры пьес Антона Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».


Московский театр миниатюр. 1979-1981 гг.: https://pastvu.com/p/86438


В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина на сцене «Мастерской Петра Фоменко» (2014 год). В главной роли Михаил Филиппов.


Зеркальный театр. 1910 год: https://pastvu.com/p/35652

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.


Зеркальный театр. 1981 год: https://pastvu.com/p/44234

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»


1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/369897 На этом месте начнётся строительство «зимнего» театра на 4000 мест, но оно так и останется незавершённым. То ли власти запретили Щукину возводить столь громоздкое сооружение, то ли помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Вокруг Щукинской сцены остались кирпичные корпуса, один из которых занимает Московский драматический театр «Сфера», созданный в 1981 году решением Министерства Культуры СССР по инициативе Екатерины Еланской, которая сформулировала идею театра: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип сферы общения». Поначалу театр располагался в ДК завода «Каучук» на Плющихе, но уже в 1984 году была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания в саду «Эрмитаж».

Зал театра представляет собой круговой амфитеатр с центральной сценой и подвижными площадками внутри него. Архитектором проекта стала Наталья Голас, главным художником - Владимир Солдатов.

Екатерина Еланская создавала спектакли, объединяя актёров разных театров - Александра Калягина, Георгия Тараторкина, Евгении Симоновой, Татьяны Дорониной, Евгения Киндинова, Михаила Козакова. Среди её постановок «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Театральный роман» Булгакова, «Там, вдали» Шукшина, «Комедии» Зощенко, «Чайка» Чехова и другие.

Как сообщает официальный сайт театра http://www.spheratheatre.ru/ , «спектакли «Сферы» никого не оставляли равнодушными, вызывая горячие споры у зрителей и у профессиональных критиков - настолько неординарными и непривычными они всегда казались. После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра. Зритель не теряет интереса к театру «Сфера» - театру выразительных, живых композиций, бешеной динамики, сильных и ярких чувств».


http://www.yamoskva.com/node/13886

Сад «Эрмитаж» (фото смотрите ниже) является памятником садово-паркового искусства. Располагается он в самом центре Москвы. Жители столицы высоко ценят этот островок зеленой природы, находящийся среди шумных дворов и загазованных улиц. Здесь гуляют молодые мамы с колясками, встречаются влюбленные и совершают променад семейные пары.

Вы выбрали местом вашего отдыха парк «Эрмитаж»? Как добраться до него? Стоит иметь в виду, что он располагается неподалеку от улицы Каретный ряд и станций метро «Чеховская» и «Пушкинская».

История появления

Парк «Эрмитаж» был первым увеселительным садом в Москве. Открылся он в 1830 г. В те давние времена располагался сад не на нынешнем месте, а на Божедомке. Парк «Эрмитаж» предлагал к услугам своих посетителей кофейни и беседки, павильоны и театр. Пика своей популярности он достиг в те годы, когда им владел известный антрепренер М.В. Лентовский.

В прошлом он был актером Малого театра. В саду устраивались катания по пруду на лодках, водяные фейерверки, шествия военных оркестров и прочие увеселительные мероприятия. В парк «Эрмитаж» приезжали отдохнуть не только все жители Москвы, но и посещавшие столицу иностранцы.

После того как Лентовский разорился, это место постепенно пришло в запустение. Несколько позже территорию сада застроили домами.

Парк «Эрмитаж» получил свое второе рождение в 1894 г., когда московским купцом Я.В. Щукиным была выкуплена усадьба, располагающаяся в Каретном ряду. Буквально за год запущенная территория превратилась в цветущий сад. На пустыре были разбиты клумбы, проложены дорожки и высажены кустарники и деревья. В саду появилось также здание театра.

Культурные мероприятия

В парке «Эрмитаж» 26.05.1896 г. произошло знаменательное событие. В этот день здесь состоялся общедоступный сеанс кино Спустя два года в парке был открыт театр, руководителями которого явились В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский. 26.10.1898 г. состоялась премьера поставленного ими спектакля под названием «Царь Федор Иоаннович». На этой же сцене Московским художественным общедоступным театром были сыграны такие пьесы, как «Дядя Ваня» и «Чайка» А.П. Чехова.

В театре парка «Эрмитаж» выступали многие знаменитости. Среди них Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов, Анна Павлова и Эрнесто Росси и другие.

«Эрмитаж» - сад, в котором Щукиным был построено летнее сооружение, Зеркальный театр. В дальнейшем планировалось возведение нового здания. Им должен был стать зимний театр, рассчитанный на тысячу зрителей. Однако осуществлению планов помешала Первая мировая война.

После революции 1917 г. парк «Эрмитаж» был национализирован. Несколько позже, в период НЭПа, его сдали в частную аренду.

В 1924 г. здание, находящееся в парке «Эрмитаж», было отдано театру Московского Городского Совета Профсоюзов. Позже он был переименован в театр Моссовета.

Военный период

В годы советской власти парк «Эрмитаж» также был одним из самых популярных мест, где могли отдохнуть жители столицы. Осенью 1941 г. его закрыли. Работа парка возобновилась уже в апреле следующего года. В 1943 г. здесь осуществляли постановку спектаклей. Для этого из эвакуации в Москву вернулись артисты. Помещение театра не отапливалось. Однако ни зрителей, ни артистов это никак не останавливало.

Послевоенный период

Летом 1945 г. была произведена реконструкция сада «Эрмитаж». В 1948 г. на территории парка построили концертный летний зал. На его сцене проходили выступления К.И. Шульженко, А.И. Райкина, Л.И. Руслановой. Здесь можно было послушать оркестр Л.О. Утесова.

В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия москвичи, чтобы поиграть в шахматы, почитать, просто погулять и послушать выступления любимых артистов, приходили в сад «Эрмитаж». Кинотеатр летнего типа был открыт в парке в 1953 г. Он сразу стал популярным местом у москвичей и гостей столицы. Большое количество людей приходило посмотреть картины, выставленные прямо на открытом воздухе.

О той популярности, которой пользовался парк-сад «Эрмитаж», говорят данные статистики. Так, в 1957 г. этот зеленый уголок в столице посетило 1,5 миллиона человек. На сцене парка выступал Р. Карцев и В.С. Высоцкий, зарубежные театральные и музыкальные коллективы. Зеркальный театр сада «Эрмитаж» был выбран местом, где состоялись съемки первой игры «Что? Где? Когда?». В 1980 г. кинотеатр передали театру Миниатюр, руководителем которого стал А.И. Райкин.

Современная жизнь сада

В 1980-х - 1990-х годах парк «Эрмитаж» пережил время запустения. К счастью, оно уже прошло. В 1991 г. для гостей парка открылся театр «Новая опера». Работают здесь театры «Эрмитаж» и «Сфера». К был реконструирован. Реставрационные работы коснулись многих исторических построек.

Сад «Эрмитаж» в настоящее время является замечательным местом для отдыха. Днем здесь любят гулять молодые мамы со своими малышами. С соседних дворов прибегают иногда и школьники. В теплые летние дни непосредственно на садовых дорожках или на открытой сцене выступают непрофессиональные танцоры, изучающие искусство классического танца.

С наступлением вечера парк «Эрмитаж» становится местом проведения различных мероприятий. В летний период это презентации и выставки, концерты звезд из зарубежья, а также джазовый Международный фестиваль. Зимой в парке работает большой каток.

Есть на территории сада ночной клуб и Клуб чайной культуры, а также несколько ресторанов.

Театр «Новая опера»

В 21 веке парк «Эрмитаж» пережил большое потрясение. На его территории произошел пожар. В результате огнем была уничтожена часть исторической постройки, которую сдавали в аренду клубу «Дягилев». В остальном в саду продолжается благополучная жизнь, он как и прежде остается одним из самых любимых мест москвичей. Здесь с удовольствием можно провести весь свободный день. Сначала просто погулять, полюбоваться выставкой цветов или потанцевать с непрофессиональными танцорами на летней открытой площадке, а немного позже пообедать, посетив ресторан, и пойти смотреть спектакль.

На сегодняшний день в саду «Эрмитаж» являются действующими три театра. Один из них - «Новая опера» - открыт в перестроенном помещении. Ранее здесь располагался Зеркальный театр. В 1997 г. для «Новой оперы» было построено новое здание.

Театр обрел популярность сразу после открытия. Тысячи зрителей стремились попасть в него, чтобы послушать классические произведения в новаторских постановках. Наиболее известные из них - «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Травиата» и другие. Постановки, осуществленные первым художественным руководителем театра Евгением Колобовым, до сих пор идут с аншлагами.

Знают и любят театр далеко за пределами российской столицы. В последние годы ему присуждено несколько весьма престижных премий. В их перечне диплом «Звезда недели», учрежденный немецкой газетой «Abendzeitung», Российская оперная премия «Casta Diva» и другие. Помимо того, театр стал членом Европейского оперного сообщества «Opera Europa».

«Эрмитаж»

Это еще один театр сада. Основанный он существует уже не одно десятилетие. «Эрмитаж» ценен для театралов тем, что на его сцене осуществляется постановка пьес, созданных писателями 1920-х годов.

Среди них Николай Олейников и Юрий Олеша, Исаак Бабель и Александр Введенский.
В последнее время на сцене этого театра показывают спектакли авторов Латинской Америки.

«Сфера»

Этот небольшой, но в то же время необычный и очень интересный театр в парке «Эрмитаж» предназначен для массового зрителя. Создан он был в 1981 г. Для публики является привлекательной его открытость, ведь зрители в небольшом помещении, посредине которого располагается сцена, нередко становятся участниками проходящих спектаклей.

Чайный клуб

Московский парк «Эрмитаж» предлагает своим посетителям необычное времяпровождение. В саду находится уникальный клуб, в котором представлена целая коллекция китайского чая элитных сортов, а также изысканная утварь для церемоний чаепития.

Ознакомиться в этом клубе можно и со специализированной литературой. Посетители заведения снимают обувь и верхнюю одежду, располагаясь прямо на мягких коврах в небольших уютных помещениях. Только после этого начинается церемония чаепития, которая проходит под руководством специалистов, дающих новые знания о привычном напитке.

Прогулки по саду

Зеленый уголок в самом центре г. Москва - парк «Эрмитаж» - встречает своих посетителей уютной и ухоженной территорией. Летом здесь работают фонтаны. По всей территории парка растут тополя и дубы, клены и липы. Между деревьями выложены дорожки с установленными вдоль них скамейками. Радуют глаз высаженные кусты роз, сирени и жимолости.

В 2000 г. на аллеях парка появилось две скульптуры. Одна из них была подарена мэрией Парижа. Это бюст Виктора Гюго. Его автор - Л. Маркест. Вторая скульптура - подарок правительства Италии. Это фигура Данте Алигьери. Автор - Р. Пирас. В 2004 г. в саду после реставрации вновь зажгли первый электрический который был изготовлен в 1880 г. на Екатерининском заводе.

Моё посвящение в поэзию

В жизни мне очень повезло. Уже в семь лет я обрёл свою веру. Это было в Клинцах, столице старообрядчества, где я крестился тайно ночью в единоверческом храме. Он находился прямо рядом с театром, где мой отец, ученик Мейерхольда и продолжатель его традиций, умудрился в страшном 1949 году поставить «Золушку» Шварца. Спектакль был абсолютно мейерхольдовский и по форме, и по содержанию.
С помощью каких-то странных приспособлений волшебница разрасталась на глазах у зрителей в два человеческих роста. Я в роли гнома, приносящего Золушке хрустальные башмачки, болтался на каких-то качелях где-то над сценой и спускался вниз на верёвках, держа на вытянутых руках шёлковую подушку с туфельками. Это были обыкновенные туфли, обклеенные зеркальными осколками. Но как же они переливались!
Однажды качели слишком взметнулись, и я рухнул вниз, не выпуская из рук подушку с драгоценными башмачками. Башмачки остались целёхоньки, и я протянул их Золушке.Вот башмачки из хрусталя,
Возьми их, Золушка, скорее,
Хрустальные возьми, земля,
А кожаных я не имею.
Тайное крещение в единоверческом храме ночью казалось мне продолжением «Золушки». Такое же волшебство, а я всё тот же гном, только в белой крестильной рубашке до пят и с крестильным шёлковым пояском, как у ангелов.
Несколько смутило, что надо было плевать в сторону дьявола, отрекаясь от дел его. Я был воспитанным ребёнком и не умел плевать даже в нечистого. Священник снисходительно улыбнулся и сказал, что плевать вовсе не обязательно, надо лишь изобразить плевок. Сценическая условность была мне уже хорошо знакома, и я всё условно изобразил.
Через полвека мой гениальный друг Юрий Петрович Любимов слегка огорошил меня заявлением: «Театр не терпит условности. Всё должно быть конкретно». Это относилось и к моей пьесе «Посвящение Сократа», которую я по просьбе режиссёра легендарной Таганки написал для постановки в Греции в 2001 году. Потом в Афинах, у подножия Парфенона в античном театре под открытым небом состоялась наша мистерия на торжествах, посвящённых памяти Сократа.Ионический Орден, прощай,
И Дорический Орден, пока,
Древнегреческий радостный рай
Где одежда богов – облака.

В Парфеноне приют для богов,
Боги в небе, как рыбы в воде.
Для богов всюду мраморный кров,
А Сократ пребывает везде.

Аристотель всегда при царе,
В Академии мудрый Платон.
А Сократ – он везде и нигде,
И приют для Сократа – притон,

В Древней Греции – греческий сон,
В Древней Греции – греческий лад.
Там всегда пребывает Платон,
И всегда проживает Сократ.
У меня было двойное посвящение в далёком 49-м – на сцене и в храме.
Странно, что в самый разгар борьбы с космополитизмом, а заодно и с театрами, отцу удалось поставить «Золушку», столь напоминающую будущие спектакли Любимова. Однажды Юрий Петрович даже меня спросил: «А вы не сын моего учителя Кедрова?» – «Нет. Мой отец режиссёр, выпускник студии Мейерхольда, Александр Лазаревич Бердичевский». Любимов задумчиво так на меня посмотрел и произнёс с надеждой: «А может, всё-таки..?» И не закончил фразу. В Афинах и в Дельфах мы в два голоса объясняли актёрам, что это такое – посвящение, и чем мистерия отличается от спектакля. Посвящённый должен умереть и родиться заново ещё при жизни, опередив и тем самым победив свою смерть. Вот так и я умер, упав с качелей на сцену, и воскрес с зеркальными башмачками в руках.
А Сократ, по замыслу нашей мистерии, одновременно нарекается бессмертным в Дельфийском храме и приговаривается к смерти или изгнанию в Афинах. «Дельфы справа, Афины слева, помоги мне, Афина дева». Один из актёров, претендующий видимо на лавры Высоцкого, так упился, что на глазах у будущих зрителей умылся собственной струёй. Пришлось отправить его в Москву.
И театр, где я играл гнома в «Золушке», и храм, где я крестился, власти скоро закрыли. Не помогла и статья в «Огоньке», где отец снят в роли Несчастливцева в «Лесе», а я рядом с любимой Золушкой затылком к объективу. Забавно, что сорок лет спустя этот снимок обнаружила одна поэтесса в заочном отделении Литинститута, где я работал старшим преподавателем. Удивительно, что она меня узнала мгновенно, несмотря на то, что виден только затылок. А подпись под снимком: «Пришли в гости к Золушке юные зрители». Нет, и в 7 лет я уже не был зрителем – был актёром.Премьера я загримирован
я гном-седая борода
Я первой ролью зачарован
И зачарован навсегда
Срывали бороду я плакал
Потом приклеивал опять
И часто кровь с засохшим лаком
Мне приходилось отдирать
Почему-то историки театра зациклились на столичных сценах, забывая, что и Станиславский, и Мейерхольд обобщили гигантский опыт русских бродячих передвижных театров. А в советское время после закрытия театра Мейерхольда и расстрела великого режиссёра многие его ученики рассыпались по той же провинции. Аркашки Несчастливцевы советских времён создали настоящее чудо под названием «театры глубинки». Ведь именно оттуда пришёл гениальный Смоктуновский. Вся декорация состояла из десятка задников, нередко разрисованных учениками Лентулова, Малевича, Добужинского, Татлина. Это было настоящее чудо, когда из рулона разворачивался замок Тауэр, а потом снова сворачивался в рулон, как в Апокалипсисе: «И небо свернулось, как свиток».Бетховен открыл зеркальный рояль
Свет втекал в него
как в Титаник течь
В чёрных клавишах была ночь
Он не то играл не то смотрел

Наполеон смотрел в раскладной рояль
как в трюмо
Перед ним он брился
чистил зубы
засыпал
играя «баю»
Рояль, – говаривал Наполеон, –
необходимая вещь в бою

Его выдвигал на передовую генерал-маршал
рояль играл боевые марши
Во все стороны от него свет слад
в пространство зеркальных лат

Лучи скрестились – началась битва света
Наполеон зажмурился и упал с коня
А в небе Лондона вместо битвы
лучи показывали мираж-кино

В небе стоял зеркальный Наполеон
Зеркальные пушки палили из света в свет
Светлое воинство брало в небесный плен
всех кто в битве зеркал пересилил смерть
Сегодня мой взор тоскует по этим декорациям, которые во время выездных спектаклей валялись в кузове в пыли и угольной крошке, а потом в каком-нибудь сельском клубе выворачивались в сияющие дворцы.
Мой отец избежал лагеря, наверное, только потому, что едва ли не каждый год перебирался из театра в театр через легендарную московскую театральную биржу. Как ни странно, но эта актёрская вольница просуществовала аж до самой перестройки, хотя власти всячески с нею боролись. Летом комики, герои-любовники, благородные отцы из Костромы – все съезжались в Москву и находили себе работу где-нибудь в Клинцах, в Новозыбкове, в Рыбинске, в Кудымкаре, в Бугуруслане, в Пугачёве… Я перечислил здесь театры, где был вместе с отцом. И в каждом из этих городов среди обязательного соврепертуара была одна постановка-праздник, на которую сходился весь город и запоминал на всю жизнь то, что произошло на сцене, будь это волшебная «Золушка», или «Мария Тюдор» Виктора Гюго, или легендарная пьеса Галича «Вас вызывает Таймыр». Ведь умудрился Галич под видом полярной станции показать концлагерь, а под видом полярников показать зеков – арбатских интеллигентов.Демократы, автократы,
Засудили вы Сократа,
Позабыли вы уроды:
Без Сократа нет свободы

Если нет у вас Сократа,
Значит нет у вас свободы.
В каждом городе, куда приезжал я с театром отца, я прежде всего искал храм. И вскоре оказывался в алтаре в стихаре, прислуживая священнику. А на сцену отец больше не пустил. «Только через мой труп», – сказал он сердито, не желая мне своей участи. Отец покинул сцену жизни в октябре 1991 года, до последних дней выступая с моноспектаклями от Дома ветеранов сцены в Москве, где закончились его дни. А я всё-таки оказался на сцене Таганки в 2001 году со своей мистерией «Сократ | Оракул». И даже на сцене античного театра Афин. Церковную службу теперь транслируют по телевидению, а провинциальные театры по-прежнему закрывают как нерентабельные. Удивительная страна Россия. И люди в ней удивительные.О сцена ты как колода карт
где за спиной тасуются виды
чередуя поп-арт оп-арт
пейзажи висят на дыбе

Вот вверх уплывает старинный Новозыбков
обнажая Чернобыль
где жил я в детстве
за Новозыбковом рябь и зыбь
сплошное пещное действо

Излучаясь к другим мирам
гамма-гаммой вдаль излучен
старообрядческий клинцовский храм
где после спектакля ночью я был крещён

В каждой тени актёра таится гамма
излучений всего актёра
теперь я знаю – театр был храмом
а храм – реактором

Так узор и волн и частиц
плетет незримое кружево
квантовое барокко лептонных птиц
от Клинцов до Чернобыля

Я не знаю какова роль
человека в этом театре
где мама королева а папа король
до сих пор в невидимом гамма-спектре

Где занавес как рубашка колоды
опускается падает ниц
где болью залитый как коллодием
я застыл в кутерьме ресниц

От каждой ресницы к другой реснице
тянется невидимый луч
луч вибрирует как границы
когда происходит путч
Константин КЕДРОВ

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.

Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.

Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.

ГАУК г.Москвы МГС «Эрмитаж»: г.Москва, ул.Каретный ряд, д.3

Режим работы сада: круглосуточно

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».

В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность будущего поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина. В главной роли Михаил Филиппов. Снято в 2014 году на сцене «Мастерской Петра Фоменко».

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»