Военная тема в творчестве михаила шолохова. Тема великой отечественной войны в творчестве твардовского и шолохова

В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле Вёшенской погибла его мать.

С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1943).

После войны Шолохов продолжал активную общественную работу, писал публицистические произведения.

В 1956 годуШолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает - в последний день войны - 9 мая.

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории - борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.

В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет - хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Спустя 25 лет после создания романа «Тихий Дон» - в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман, переведённый к тому времени на многие языки, была присуждена Нобелевская премия.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов скончался. Похоронен он в станице Вёшенской на крутом берегу Дона, как сам того пожелал.

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяжелыми боями отходили русские воины, а потом насмерть стояли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полководца не получается».

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь - подвиг.

Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения. И в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

появляются работы, в том числе и ряд учебных пособий, авторы которых решительно отвергают значение и созданной во время войны "Науки ненависти", и глав романа "Они сражались за Родину", и бессмертной "Судьбы человека". Как известно, самым непримиримым противником "Судьбы человека" стал А. Солженицын, заявивший о "слабости" рассказа, "бледности и неубедительности" его военных страниц.


Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям.


Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Кто- нибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои.


Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека».


Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»


На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, во- вторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны.


«Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … - читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казак- земплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра».




* Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови…






«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»…




Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»*


Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть.


Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело!..» Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают.




Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

Сочинение

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...». Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины», зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом - на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.

Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. «В судьбу каждого из нас, - писал Шолохов, - война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след...

В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти». Давая высокую оценку этому про«ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов». В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти»,

писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.

Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.

Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг «простой и милой, ребяческой улыбкой», Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его «добытая большими лишениями седина», не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны