Восприятие предметов по его свойствам называется. Восприятие и его основные свойства

1. Целостность восприятия заключается в том, что каждая часть будущего образа приобретает свое значение лишь при соотношении ее с целым или, другими словами, всякий элемент действительности воспринимается не иначе как во взаимосвязи с остальными. Примеры целостности восприятия можно наблюдать при восприятии цвета. Эксперимент Фукса (эффект подравнивания): желто - зеленый цвет в структуре сине - зеленых выглядит зеленым, в структуре желтых - желтым. Зависимость восприятия части от окружения хорошо заметна в геометрических иллюзиях. Круг одного и того же размера в различном окружении воспринимается не одинаково.
2. С целостностью восприятия тесно связано другое его свойство - структурность. Структурность восприятия - это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Структурность восприятия можно продемонстрировать примером восприятия музыкальной мелодии. Одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, исполнена оркестром, спета. Каждый раз все звуки будут разными, иными будут высота и тембр звучания, но если соотношение между ними остается тем же, мы узнаем мелодию как знакомую. В зрительном восприятии структурность обнаруживается, например, в том, что, зная соотношение частей в треугольнике, например, мы всегда узнаем треугольник, каким бы он ни был - большим, маленьким и т.д.
3. Константность восприятия есть такое свойство его, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить подальше, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, а между тем в восприятии предмет сохраняет прежнюю величину. Пример - кисти рук разноудаленные.
Константность - свойство восприятия, приобретаемое при жизни. Люди, прожившие всю жизнь в глухом лесу, воспринимают предметы, удаленные от них, как маленькие. То же происходит с людьми, живущими на равнинах. Предметы из окна верхнего этажа высотного дома кажутся им маленькими.
4.Предметность и осмысленность восприятия. Предметность восприятия связана с тем, что мы воспринимаем окружающий мир разделенным на предметы, а не как хаос цветов и звуков, линий и пр. Эти предметы мы можем назвать, кроме того, осознаем назначение их, а это уже осмысленность восприятия.
5.Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
На восприятие влияет прошлый опыт. Так, человек никогда не видит в псевдоскоп, делающим изображение вогнутым, человеческое лицо вогнутым. Опыт жизни человека противоречит такому восприятию. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия подтверждается в таких опытах. Испытуемому надевают очки, перевертывающие изображение на 180 градусов и они видят окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех, которые перевернутыми никогда не бывают: зажженная свеча.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей. Слушая в исполнении оркестра мелодию, мы не выделяем в ней звучание какого - либо инструмента. Это возможно лишь в том случае, если мы ставим себе такую цель. Звук отдельного инструмента становится при этом объектом восприятия, все остальное - фоном.
На содержание восприятия влияет установка - состояние готовности действовать определенным образом. Классический опыт выработки простейшей установки легко повторить. Испытуемому предлагают на ощупь определить объем шаров. В правую руку дается большой шар, в левую - меньший, потом наоборот. Через определенное число повторений дается пара равных шаров. Как правило, испытуемый не замечает равенство шаров. Один из них ему по-прежнему кажется большим. Примером действия установки может служить такой пример: один из героев рассказа А.П. Чехова так усердно овладевал латынью, что даже написанное русскими буквами слово «чепуха» прочитал на латинский манер как «реникса». Психологи воспроизвели этот факт в таком эксперименте: людей, умеющих читать по-французски, по-немецки, попросили прочесть 25 бессмысленных слов, написанных от руки латинскими буквами. Следом давались русские слова, написанные также от руки. Слова подбираются таким образом, чтобы буквы, их составляющие, не отличались от латинских: почта, почва, потоп, вечер и др. Первые по списку слова читаются на иностранный манер. Приходится делать над собой специальные усилия, чтобы не путаться.
Порой установка заслоняет от человека реальные факты и явления, искажает восприятие.
Помимо прошлого опыта, цели деятельности, установки, на восприятие оказывают влияние мотивы, интересы, потребности личности.

Более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека (И.М.Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов).

Восприятие - это осмысленный образ ощущения.

Опираясь на определение восприятия как психического процесса целостного отражения человеком предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии их на органы чувств, важно не только отметить отличие восприятия от ощущения, но и показать их общую природу как субъективных образов объективного мира, активных регуляторов целесообразной деятельности человека, провести сопоставительный анализ физиологических механизмов восприятий и ощущений.

Выясняя особенность восприятия, необходимо отметить следующее. Содержание чувственных образов определяется не внутренним миром человека, его желаниями и целями, а свойствами, связями и отношениями самого предметного мира, воздействия.

Следует обратить внимание и на то, ощущения, восприятия и другие познавательные психические процессы не обладают свойством материальности, вещественности, а носят субъективный характер. Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти, внутренние установки, направленность личности включаются в процесс восприятия, предопределяя его субъективный характер. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может увеличить роль субъективных качеств восприятия. Примерами тому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.

Следует остановиться на свойствах восприятия . Восприятие обладает рядом свойств: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью, структурностью и избирательностью.

Предметность восприятия – способность воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами – мозг четко различает предмет, фон, контур…

Целостность восприятия – способность отражать предмет в совокупности его свойств. Целостный образ восприятия возникает из отдельных свойств предмета, отражаемых мозгом, но не является их механической суммой, а включает синтез ощущений разных модальностей, формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия – не врожденное, а приобретенное свойство. относительное постоянство восприятия предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Относительное постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Но существуют такие изображения, когда нам кажется, что константность нарушена. Это – зрительные иллюзии. Эти иллюзии имеют место только на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения.



Важную роль при восприятии играют контур предмета, улавливание отношений между качествами предметов, действия с предметом, прошлый опыт личности.

Осмысленность восприятия – это значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.

Структурность восприятия – способность воспринять абстрагированную от ощущений обобщенную структуру.

Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Закономерность субъективного восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности предметов…

Восприятие глубины и удаленности предметов – осуществляется с помощью одного глаза, что позволяет правильно оценить расстояние.

Линейная и воздушная перспектива - по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается (кажущееся схождение рельсов издали железной дороги, цвет под влиянием слоев воздуха искажается).

Зрительная иллюзия – искаженное восприятие величины, формы, удаленности предметов (высокий человек рядом с маленьким кажется намного выше, чем на самом деле…).

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный характер – становится наблюдением. Систематически организуемое наблюдение, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.

Систематически организуемое восприятие влияет на протекание познавательной деятельности и развитие определенных личностных свойств. Наблюдательным людям свойственно более углубленное, аналитическое восприятие, большой объем восприятия взаимосвязанных предметов, более эффективная активизация аппарата памяти, воображения, мышления, внутренней речи.

Надо обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия. Возрастные особенности, интересы и склонности человека, профессиональная устремленность, практический и жизненный опыт влияют на формирование индивидуальных особенностей восприятия.

Важно отметить, что восприятие взаимосвязано с различными психическими процессами. Оно строится на их основе и в свою очередь конструирует их. Восприятие тесно связано с личностными особенностями. Оно протекает сообразно с интересами, установками, убеждениями и отношениями личности.

Необходимо разобраться в многообразии видов восприятия . Различают восприятие предметов, пространства, времени, движения, человек человеком. А еще можно назвать преднамеренное восприятие – в их основе лежит сознательно поставленная цель, они связаны с волевыми усилиями человека; непреднамеренное – восприятие без специально поставленной задачи, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека; организованное восприятие (наблюдение) - целенаправленное, планомерное; неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие.

Литература

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685с.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. – 631с.

3. Кузин В.С. Психология. – М.: АГАР, 1999. – 304с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576с.

5. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253с.

6. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464с.

7. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175с.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584с.

9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.

10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600с.

Восприятие всегда целостное. Любой предмет или явление, состоящее из различных частей, является комплексным раздражителем, но воспринимается вполне в единстве всех качеств и признаков. Это возникает умовнорефлекторно через существующий предварительный связь между зрительными, слуховыми, тактильными раздражителями, которые поступают от объектов.

Избирательность восприятия проявляется в предоставлении преимущества одним объектам, явлениям или их свойствам перед другими. Это определяется формой отношения человека к объектам, предметам, обусловленной значимостью, интересом, предыдущим опытом.

Так, врач, медицинская сестра, осматривая больного, обратят внимание на признаки болезни, выделив их из ряда других. Физиологически избирательность восприятия можно объяснить преобладанием одного из очагов возбуждения в коре большого мозга с одновременным торможением остальных ее участков.

Константність восприятия заключается в относительно более или менее долговременной постоянство отдельных свойств и качеств объектов независимо от замеченных нами изменений, что произошли с ними. Константність восприятия объясняется действием целого ряда факторов, основное место среди которых принадлежит адаптации и уже имеющимся у человека представлениям о определенный объект. Так, белый цвет воспринимается нами как белый и при солнечном, и при электрическом освещении, хотя спектр электрического света имеет больше красно-желтых лучей.

Осмысленность восприятия связана с пониманием сущности объекта, что воспринимается, с возможностью отнести его к определенной группе, классу, обобщить его в слове, уловить сходство со знакомыми нам объектами.

Апперцепція - зависимость восприятия от предыдущего опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей, а также от профессии.

Художник, рассматривая картину, обращает внимание не только на содержание того, что изображено, но и на профессиональные детали: краски, манеру написания картины.

Уровень развития восприятия зависит от того, насколько нужна функция восприятия для выполнения соответствующей деятельности.

Рис. 6.6. в

Следует отметить, что восприятие даже здорового человека не всегда дает нам адекватное отражение предметов объективного мира. Примером этого могут быть иллюзии, т. е. ложное, неточное, искаженное отражение действительности. Основой иллюзий могут быть физиологические законы, законы высшей нервной деятельности (рис. 6.6). Иллюзии возникают под влиянием установок человека. К таковым относятся, например, иллюзии перспективы. Известно, что расположенные на разном расстоянии предметы одинакового размера кажутся разными, то есть те из них, что находятся дальше, воспринимаются как меньшие по размеру.

Поэтому если нарисовать на линиях, данных в перспективном изображении, столбики одинакового размера, они будут восприниматься как столбики разного размера. Это объясняется тем, что восприятие в перспективном изображении создает иллюзию расстояния. Особое значение для возникновения иллюзий имеет фон. Ошибки в восприятии возникают вследствие определенных ожиданий или утомления человека. Наблюдателю, который надеется увидеть определенный предмет, с появлением предмета, только похожего на ожидаемый, может ошибочно показаться, что это именно тот, на который он ждал, например, куст может показаться человеком. Темный предмет кажется меньше, чем светлый того же размера. Если рассматривать одновременно белый квадрат на черном фоне и черный квадрат такого же размера на белом фоне, то последний будет казаться меньше за первый.

Маленький круг среди больших кажется меньше, чем круг такого же радиуса среди меньших. Если же эти самые круги рассматривать отдельно от других, то иллюзия исчезает, круги воспринимаются как одинаковые.

У впечатлительных людей сильные эмоции могут вызвать своеобразные ощущения, которые человек воспринимает как собственные. Так, Флобер, автор романа "Мадам Бовари", писал:

"Когда я описывал отравление мадам Бовари, я чувствовал вкус мышьяка настолько реально, что начиналось рвота".

В целом иллюзии не нарушают правильности познания объектов окружающего мира, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей проверить достоверность своего первого впечатления.

Это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие , двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, волевые усилия и внимание, интересы, цели и человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
- стимульная, «чисто» , утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
- деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные . Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как . Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика . Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие . Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия . К основным как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок ЛИЧНОСТИ.

Пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Восприятие движений - отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия . проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений - так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Целостность восприятия (англ. wholeness of perception) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м.б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета). Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт -психологами - М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт -психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если нек-рые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Целостность восприятия выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что нек-рая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, к-рый по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина