Биография Stevie Wonder. Стиви Уандер - биография, фото, личная жизнь певца: слепой гений

Впитавший с младых ногтей уникальный саунд лейбла Motown Стиви Уандер продолжил традицию этой звукозаписывающей студии. Первое время его репертуар составляли композиции в жанрах поп-музыка и соул. Позднее Уандер предложил слушателям амбициозный гибрид из аккордов Tin Pan Alley (прим.ред. – собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии), энергии R&B с яркими вкраплениями джаза, регги и африканских ритмов.

Стиви Уандер – новатор в области студийной звукозаписи и первопроходец в использовании синтезаторов. Он является одним из немногих музыкантов, исполняющих на своих пластинках, партии практически всех инструментов, причем делающий это виртуозно и непринужденно.

Стиви Уандер – биография, факты, фото

Песни Уандера отличаются социально значимыми темами о жизни в гетто и о нарушении гражданских прав.

Уандер на студии Motown

Активный сторонник ненасильственных политических изменений, последователь Мартина Лютера Кинга и Махатмы Ганди Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х. В то же время исполнитель оставался абсолютно современным в своих музыкальных экспериментах.

Little Stevie Wonder

Стиви и Бэрри

Выдающийся талант Стиви Морриса (настоящее имя музыканта) одним из первых оценил Ронни Уайт из группы The Miracles.

Он случайно услышал, как 10-летний слепой мальчик играет на гармонике, и познакомил юное дарование с генеральным директором и президентом фирмы Motown, легендарным Бэрри Горди-младшим.

Тот, в свою очередь, тоже был покорен талантом вундеркинда. Назвав мальчика Little Stevie Wonder – Маленьким Чудом Стиви, – Горди-младший предложил ему контракт.

8 месяцев спустя сингл Уандера Fingertips возглавил чарт R&B. И на студийных записях, и на концертах юный Стиви не только пел, но и играл на гармонике, ударных, фортепиано и органе.

Первые 3 года в шоу-бизнесе мальчика представляли публике как превосходного R&B-исполнителя «в стиле Рэя Чарльза» не в последнюю очередь из-за того, что оба музыканта были слепыми.

Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х

Кадр из фильма со Стиви Уандером

Кадр фильма Muscle Beach Party

В 1964 году Стиви Уандер появляется на киноэкране в фильмах Muscle Beach Party и его сиквеле Bikini Beach.

К концу 70-х стиль Уандера становится более разнообразным. В репертуаре появляется кавер-версия на дилановскую Blowin’ in the Wind, оптимистичная A Place in the Sun и инструментальная версия Alfie Берта Баккарака. В 1969 году баллады My Cherie Amour и Yester-Me, Yester-You, Yesterday достигают верхних позиций хит-парада.

Свой путь

Повзрослев, Стиви Уандер решил взять развитие карьеры под свой контроль. К моменту выпуска Sealed & Delivered он фактически являлся собственным продюсером и аранжировщиком, исполнял партии большей части инструментов, а новый материал писал в содружестве со своей женой Сайритой Райт.


Свадьба Стиви Уандера и Сайриты Райт

В этот период были записаны еще 3 сингла: Signed, Sealed, Delivered I’m Yours, Heaven Help Us All и If You Really Love Me.

В 1971-м, по достижении 21 года, Уандер заключил новый контракт с Motown, согласно которому он стал первым артистом, получившим полный творческий контроль, а также деньги, которые заработал, будучи несовершеннолетним. Правда, из заработанных 30 миллионов долларов, ему достался всего 1 – таковы были условия первого контракта.

В то время его песни поддерживали корпоративную традицию лейбла выпускать жизнерадостные треки, которые радиостанции охотно берут в ротацию. Но тем не менее они все же отличались от основной массы, выделяясь социально значимыми темами. Тексты были о трудностях в жизни в гетто или нарушении гражданских прав.

Начиная с Music of My Mind, музыкальная палитра альбомов Уандера значительно расширяется. В музыке слышно влияние госпела, рок-н-ролла, джаза, африканских и латино-американских ритмов.

Арсенал инструментов обогащается синтезаторами, которые становятся отличительной особенностью его саунда.


Стиви Уандер и Мик Джаггер (1972)

Благодаря совместному туру с The Rolling Stones в 1972 году значительно расширилась аудитория его поклонников. Через несколько месяцев две композиции Уандера уверенно возглавили хит-парады. Речь идет о Superstition, изначально написанной для Джеффа Бека, и You Are the Sunshine of My Life из альбома Talking Book.

В 1972-м его брак с Сайритой Райт, продлившийся всего год, распался. В следующем году он попал в серьезную автокатастрофу, после которой на 4 дня впал в кому.

Хиты Стиви Уандера

В 80-е Уандер сократил студийную деятельность и большую часть времени гастролировал

В последующие 4 года Уандер выпустил три альбома, в которые к тому же вошли 3 топ-сингла (You Haven’t Done Nothin; I Wish; Sir Duke), каждый из которых разошелся миллионными тиражами. За это время Уандер получил 15 премий «Грэмми».

На песни Уандера записывались и продолжают записываться многочисленные кавер-версии. Множество музыкантов признавали его влияние на их творчество – от Джеффа Бека и до Боба Марли.


Стиви Уандер и Би Би Кинг (1972)

Работая с , братьями Джексон, группой The Supremes, Минни Риппертон, Руфусом и Сайритой Райт, Уандер зарекомендовал себя как автор песен и продюсер.

Пластинка Songs in the Key of Life , выпущенная по новому контракту с Motown (на сумму 13 миллионов долларов), стала настоящим проявлением артистической зрелости и мощи. На 14 недель альбом утвердился на вершине чартов.

Поиски нового звучания

Следующий диск, Journey Through the Secret Life of Plants , запись которого продолжалась 3 года, являлся саунтдреком к одноименному документальному фильму. Преимущественно инструментальный альбом не вызвал особого интереса в то время. Сегодня вполне может рассматриваться как предшественник музыки жанра New Age.


Hotter Than July
стал своеобразным возвращением к танцевальному духу ранних альбомов, обновленному современными веяниями, вроде регги и рэпа. Он содержал Master Blaster (Jammin’) и Happy Birthday – своеобразный призыв артиста о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника.


Стиви Уандер со студентами театра в Гарлеме

В 1982-м поклонники творчества Уандера, уже давно ожидавшие альбома с новым материалом, услышали That Girl, Do I Do, дуэт с Полом Маккартни Ebony and Ivory и ретроспективу лучших песен Musiquarium.

В 80-е Уандер резко сократил студийную деятельность, однако продолжал гастролировать.

Стиви Уандер стал первым артистом лейбла Motown, выступившим в странах Восточного блока.


Стиви Уандре и Боб Дилан

В 1982 году вместе с Бобом Диланом и Джексоном Брауном Уандер принял участие в концерте-митинге Peace Sunday (Мирное воскресенье) на стадионе Rose Bowl, призывающем к прекращению гонки ядерных вооружений.

Двумя годами позже он получил символические ключи от Детройта, где прошло его детство, и впоследствии даже подумывал принять участие в выборах на пост мэра города.


Элтон Джон и Стиви Уандер 1973 год

Из других событий десятилетия стоит отметить:

З апись партии гармоники в треке Элтона Джона I Guess That’s Why They Call It the Blues.

У частие в записи композиции We Are the World.

О скар за лучшую песню I Just Called to Say I Love You, вошедшую в саундтрек к фильму «Женщина в красном».

Посвятив награду Нельсону Манделе, Уандер настолько разозлил южно-африканские власти, что вся его музыка была запрещена для трансляции на местных радиостанциях.

Part-Time Lover стал первым синглом, одновременно возглавившим хит-парады разных направлений – поп-музыки, R&B, диско.

Альбом In Square Circle , в который вошел этот трек, достиг 5-й строчки чарта и принес Уандеру «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B».

Критики и публика благосклонно относилась к творчеству Уандера. Успех этих работ не мог сравниться с всеобщим признанием, которого достигли его пластинки 70-х.

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Благодаря дуэтам с Майклом Джексоном (Get It) и Хулио Иглесиасом (My Love), записанным в 1988 году, имя Уандера по-прежнему оставалось на слуху.

Годом позже он был торжественно включен в Зал славы рок-н-ролла. Список наград пополнился «Грэмми» «За музыкальные достижения всей жизни».

В 1995-м, через 4 года после получения Nelson Mandela Courage Award, он выпустил альбом Conversation Peace, над которым трудился с конца 80-х.

Реакция критиков на 74-минутную работу была смешанной, но в целом положительной. Все радовались самому факту возвращения Уандера к студийной работе после 8-летнего перерыва.


Стиви Уандер и Майлс Дэвис

В 1999 году Уандер выступил в концертной программе Супербоула, а также оказался среди тех, кто получил ежегодную награду за достижения жизни и вклад в американскую культуру Kennedy Center Honors.

К радости поклонников, он появился в часовом ток-шоу Donny & Marie, где исполнил несколько хитов, в основном аккомпанируя себе на клавишных.

Завершая декаду и столетие в целом, в ноябре 1999 года Уандер выпустил бокс-сет из четырех дисков At the Close of the Century. На нем в хронологическом порядке были собраны его лучшие песни за 40 лет.

A Time to Love

В 2005 году знаменитый музыкант записал первый за более чем десятилетие альбом с оригинальным материалом A Time to Love.

  • В записи заглавного трека приняли участие Пол Маккартни и Индиа.Ари.
  • В So What the Fuss слышна гитара и вокал девушек из En Vogue.
  • На How Will I Know к Уандеру присоединилась его дочь Аиша Моррис.
  • Сингл From the Bottom of My Heart принес музыканту очередную награду «Грэмми» – «За лучшее мужское вокальное поп-исполнение». На церемонии вручения награды он исполнил знаменитую Higher Ground в дуэте с Алишей Киз.

Уандер и Маккартни

В том же году Уандер принял участие в концерте Live 8 в Филадельфии и исполнил попурри из своих хитов перед началом Супербоула в родном Детройте.

Следующий год ознаменовался участием в телешоу American Idol, где Уандер выступил в качестве наставника. В рамках проекта каждый из 12 участников исполнил один из его хитов перед многомиллионной телеаудиторией. В 2007 году артист предпринял первый концертный тур за 10 лет, A Wonder Summer’s Night, выступив сначала в США, а затем в Европе.

В интервью Rolling Stone тогдашний кандидат в президенты США Барак Обама назвал Уандера своим «музыкальным героем», и тот вскоре вернул комплимент, выступив на Демократической национальной конвенции 2008 года в Денвере.

Композиция Signed, Sealed, Delivered I’m Yours стала неофициальным предвыборным гимном Обамы.

В январе 2009 года Уандер выступал на церемонии празднования инаугурации Обамы в Мемориале Линкольна, а так же на одном из десяти инаугурационных балов. Месяц спустя на специальной церемонии в Белом доме Обама наградил Уандера премией Гершвина «За достижения жизни».

Барак Обама награждает Стиви Уандера премией Гершвина

Награждение Стиви Уандера в Белом доме

В 2009 году артист выдал серию ярких выступлений, первым из которых стало совместное с Jonas Brothers исполнение Superstition на вручении 51-й премии «Грэмми». В июле Уандер принял участие в прощании с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесском Staples Center, исполнив Never Dreamed You’d Leave in Summer и They Won’t Go When I Go.


Уандер и сэр Элтон Джон
В своей гуманитарной деятельности Стиви Уандер сосредоточен:
  • на борьбе с распространением СПИДа и апартеидом,
  • на участии в кампаниях против вождения в нетрезвом состоянии и злоупотреблении наркотиками,
  • на сборе средств для слепых детей и детей с особенностями развития,
  • на помощи бездомным.

Перевод Эллы Веселковой. Статья журналиста Дэниэла Крепса из «Энциклопедии рок-н-ролла журнала Rolling Stone» (2001), опубликованной издательством Simon & Schuster.

Стивленд Хардэуэй Моррис или Стиви Уандер певец и композитор оказавший сильное воздействие на музыку ХХ века. Один из немногих создателей соула и R&B таких какие они сейчас есть.

Детство

Стиви родился 13 мая 1950 года в Сагино, Мичиган, в семье простых рабочих. В возрасте четырех лет его мать ушла от своего благоверного и перебралась с детьми в Детройт. Из-за врачебной ошибки мальчик с детства не мог видеть и мама, боясь, что он не выживет на суровых улицах старалась не пускать его на улицу. Сначала что бы мальчик не скучал и развивался она учила его читать. Затем она принесла ему гармонику и объяснила принцип игры на барабанах, для общения с другими детьми она отвела мальчика в церковный хор. С малых лет мальчик восхищался Рэем Чарльзом, который был так на него похож. Его кумир был слеп, как и они он тоже любил создавать музыку. Впервые талант Стиви заметили в 11 лет, один из сотрудников Motown услышал пение мальчика и предложил главному председателю компании послушать его. Берри Горди был так поражен талантом юнца что сразу же предоставил ему выгодный договор. Продюсер был так впечатлен что называл мальчика восьмым чудом света, так и образовалось его сценическое имя Стиви Уандер.

Ранние годы

Дебютные пластинки состояли из инструментальных произведений на гармонике и барабанах. Хоть талант мальчика и был неоспорим, но особого ажиотажа у публики два альбома которые были выпущены первыми не вызвали. В 1963 был выпущен истинный хит «Fingertips» помимо вокала Стиви играл на гармонике и бонго, эта композиция стала вершиной хит-парада R&B. После стремительно подъёма на вершины чартов Уандер получает приглашение в съемках кинолент «Muscle Beach Party» и «Bikini Beach». Ближе к концу 60-х Стиви приступает к работе в своей фирме как композитор и сочиняет «Tears of a Clown» которую исполнил Смоки Робинсон композиция стала мировым хитом.

В 1968 году Стиви решил поэкспериментировать и выпустил сборник под вымышленным именем Eivets Rednow, но особого восторга от публики не последовало. В 1970 году молодой человек берет в жены Сайриту Райт, которая была секретарём и композитором в его агентстве. Она участвовала в создании предстоящего сингла «Where I’m Coming From». Этот альбом стал началом серии пластинок с концептуальными идеями. До этого названия пластинки или сборника не совпадали ни с одной из песен, входивших в их состав. После этого многое в карьере певца меняется, он полностью пишет текст и аранжировку для каждой композиции. Так же в большинстве случаев является продюсером своих альбомов. Когда певцу исполнился 21 год он разорвал контракт с Motown из-за ограничения свободы в творчестве, которую он хотел. Горди осознавая, что он может навсегда потерять самого успешного музыканта его агентства предложил Уандеру заключить новый контракт на выгодных для него условиях.

Творческая свобода

Новая договоренность состояла из 120 страниц и давала певцу полную свободу действий и права на все песни, которые были и будут выпущены. В 1972 году он принялся за создание концептуального альбома. Певец уже очень давно хотел заняться чем-то подобным, но контракт, который он заключил в начале своей карьеры ограничивал его действия. Сейчас же когда у него была полная свобода действий он пишет «Music Of My Mind». Этот альбом отличался от всего что до этого делал Уандер новое звучание, новые правила. Раньше его альбомы состояли из переделанных хитов и небольших песен которые не превышали 3 минутный лимит. Окружающие его люди всегда поражались его трудолюбию и страсти, когда дело касалось музыки.

Стиви очень быстро освоил синтезатор что бы добавить в свои композиции нового модного звучания. В его песнях появляется бэк-вокал, электронные звуки и наложение одного инструмента на другой. Основная часть его песен имели глубокий политический и социальный смысл. Он всегда затрагиваю актуальные, а порой извечные проблемы человечества. Каждая из его композиций была связанная с другой и целый альбом в итоге показывал историю, четко отработанную с начала до конца. Конечно же все композиции были созданы музыкантом лично, так же аранжировка была практически вся оформлена Стиви. Только когда он использовал в песнях тромбон он приглашал к сотрудничеству Art Baron.

Золотой период

В конце 1972 года он публикует еще один альбом с заглавием «Talking Book». Этот сборник поверг в восторг всех и экспертов в музыкальной области, и мировую аудиторию. По уже сформировавшемуся обычаю Стиви фигурировал создателем своих творений лично. Этот альбом был настолько хорошо написан что абсолютно все дорожки, какие в него входили были спеты другими представителями музыкальной индустрии в измененных вариациях. Композиция «Superstition» стала образцом фанк-музыки и выдающимся примером использования Clavinet Hohner.

Не смотря на то что сборник по большей части оценивался как продукт фанк- музыки некоторые композиции были скорее альтернативным роком. Такое неоднозначное определение стиля стало причиной расширения его аудитории и добавления фанатов рока в его постоянную аудиторию. Вскоре у него стартовали гастроли по поводу выпуска нового альбома. Гастролировал он с новой, но довольно популярной рок-группой «Rolling Stones». Такой симбиоз на сцене увеличил заинтересованность «белой» публики. За этот альбом певец получил три «Грэмми» это были первые благодарности, которые он принял за свои труды. В 1973 году Стиви пригласили на новое шоу для детей «Улица Сезам» на котором он исполнил несколько популярных песен. Неожиданным и запоминающимся событием, связанным с этим сборником, стал факт того что один из каверов был записан кумиром Стиви, Рэем Чарльзом.

Эксперименты

Следующий не менее потрясающий альбом «Innervisions» выходит в августе 1973 года. Все композиции, входившие в этот сборник, заняли лидирующие строчки хит-парадов поп, R&B и фанк. Этот альбом оказался хоть и гениальным, но довольно сложным по набору эмоций, которые хотел передать певец. Радость от сочинения музыки, озабоченность социальными проблемами, призыв к расовому равенству. Этот альбом можно назвать экспериментальным так как Уандер использует для создания атмосферы в песнях окружающие его звуки. На одной из композиций слышны звуки магистрали, на другой плач его дочери которой был год на момент создания альбома. Он удостоился наградой «Грэмми» трижды за этот альбом и впервые за свою карьеру получил награду «альбом года».

Следующим хитом выпущенным в мир гениальным композитором и певцом был «Fulfillingness’ First Finale». Музыкальные эксперты отметили этот альбом как самый проникновенный из ранее написанных Уандером. Перед записью этого альбома певец попал в автокатастрофу, в которой очень сильно пострадал и пробыл в коме чуть меньше недели. Альбом был оценен по достоинству и награжден четырьмя премиями «Грэмми» и вновь занял позицию «альбом года». Он стал первым исполнителем, который выиграл в номинации «альбом года» три раза подряд.

Личная жизнь

О личной жизнь музыканта стоит упомянуть отдельно. У Стиви за всю его жизнь было не мало женщин. Первый брак распался довольно быстро, но благодаря рабочему фундаменту их знакомства бывшие супруги остались друзьями и в будущем работали совместно. Следующий роман был с Иоландой Симмонс и продлился довольно долго в брак пара так и не вступила, но девушка родила певцу двое детей. Будучи мужчиной серьезных лет, он вступил в брак с Карен Миллард в этом союзе у певца появилось двое детей. Следующей возлюбленной стала модель Томикой Робин Брэйси у пары родился мальчик в 2014 году. Всего у певца 9 детей от разных женщин, но несмотря ни на что он поддерживает каждого из них.

Книги о Стиви Уандере:

  • «The Wonder of Stevie: Stevie Wonder Fake Book»
  • «Stevie Wonder Greatest Hits»
  • «Stevie Wonder — Easy Piano Anthology»
  • «Stevie Wonder: Guitar Chord Songbook»
  • Во время записи альбома «Innervisions» Стиви Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой пробыл в коме около четырёх дней. На его голове остались многочисленные шрамы после операции. Тем не менее, именно этот альбом принёс ему целых семь премий «Грэмми».
  • В 2013 году Стиви Уандер к своей грусти узнал, что его бывший адвокат Йоханан Вигода обманул его самым банальным образом - воспользовался его слепотой. Йоханан был близким другом Уандера, ещё когда Стиви был 21 год, они подписали контракт, согласно которому Вигода получал 6% от авторских гонораров. Однако, он умолчал о том, что в контракте присутствовал пункт, закрепляющий право на получение денег и за семьёй Вигоды, после его смерти, причём пожизненно.
  • Во время участия в мероприятии в поддержку Барака Обамы, Мишель Обама вызвалась проводить музыканта на подиум для выступлений, однако они оступились на входе, и у Мишель не хватило сил поднять Стиви. Его реакция тут же сгладила всё неудобство ситуации, он сказал: «Поднимаясь, я так засмотрелся на будущую Первую Леди, что не заметил ступеньки».
  • Советско-российская рок-группа «Машина времени» посвятила Стиви Уандеру песню. На альбоме «Это было так давно…», записанном в 1978, а выпущеном в 1992 году, есть композиция «Посвящение Стиву Уандеру» на стихи Андрея Макаревича.

Награды:

  • 1983: Включен в зал славы композиторов
  • 1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла
  • «Орден Искусств и литературы» от Министерства культуры Франции
  • Объявлен посланником мира Организации Объединённых Наций

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших … Читать всё

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших развитие «черной» музыки середины XX века

Даже падкая на комплименты американская пресса, особенно когда денежный эквивалент обсуждаемого персонажа не подлежит сомнению, не разбрасывается словом «гений». В отношении Стиви Уандера (Stevie Wonder) это понятие употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся. Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза… Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам - из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.

Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз - ретинопатию - которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится - и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово «wonder» просто констатировало очевидный факт - чудо было налицо. В команде с «маленьким чудом» работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: «A Tribute to Uncle Ray», который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй - «The Jazz Soul of Little Stevie», инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.

Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный «The 12 Year Old Genius» («12-летний гений»). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой «Fingertips». Изданный в качестве промо-сингла «Fingertips, Pt. 2» с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом «The 12 Year Old Genius» стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.

Еще несколько синглов, запущенных вдогонку «Fingertips, Pt. 2», конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы - у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.

14-летний Уандер, уже без приставки Литл («маленький»), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом - в традиционной стилистике Motown - «Uptight (Everything’s Alright)», который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл «Nothing’s Too Good for My Baby». Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана «Blowin’ in the Wind» и кавер «A Place in the Sun» из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.

Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: «Hey Love», «I Was Made to Love Her» (#2 в поп-чарте), «For Once in My Life» (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года «For Once in My Life». Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Da y», «You Met Your Match» и «I Don’t Know Why».

В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 «My Cherie Amour» (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday». 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» (Тор 25 поп-рейтинга). Он же - соавтор композиции «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours», которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles «We Can Work It Out». Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь «It’s a Shame» для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня «Tears of a Clown» оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.

1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом «Where I’m Coming From», который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент - безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, «If You Really Love Me». Но не это было главным. LP «Where I’m Coming From» - это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.

Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).

Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку «Music of My Mind». Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. «Music of My Mind» отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем - социальных, расовых и духовных.

Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.

Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке «Talking Book» (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка «Superstition» и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе «You Are the Sunshine of My Life» (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.

Как ни удивительно, но его следующий альбом «Innervisions» (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг «черных» альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто «Living for the City» и образец глубокого психологического самоанализа «Higher Ground» возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года «Innervisions» был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии - за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.

Следующая запись артиста «Fulfillingness’ First Finale» (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный «Boogie On, Reggae Woman» (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона «You Haven’t Done Nothin’» (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали «Fulfillingness’ First Finale» альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены «Stevie Wonder Presents Syreeta».

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» - кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» - темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие - он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.

Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки «Journey Through the Secret Life of Plants». Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит «Send One Your Love», даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.

Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом «Hotter Than July» (1980). Пронизанная ритмами реггей песня «Master Blaster (Jammin’)» вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция «Happy Birthday» с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения «Hotter Than July» оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что - как это ни странно - именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.

В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни «Ebony and Ivory», посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков «Original Musiquarium I», охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: «That Girl» и «Do I Do» (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера «The Woman in Red». Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция «I Just Called to Say I Love You». Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.

Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск «In Square Circle» появился в продаже, предваряемый синглом «Part Time Lover» - последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей «In Square Circle» достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.

Студийная работа 1987 года «Characters», его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит «Skeletons». Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму «Jungle Fever» режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала «Conversation Peace» (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу «For Your Love» победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: «лучшая песня» и «лучший мужской вокал».

Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера «Pastime Paradise», сэмплировав его в энергичном рэп-треке «Gangsta’s Paradise». Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface «How Come, How Long» (1996 год).

Последний на сегодня альбом музыканта «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского Billboard 200. Она получила массу положительных отзывов от критиков и достигла золотого статуса по итогам продаж на территории США.

Летом 2007 года после 20-летнего перерыва Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности, начав американское турне «A Wonder Summer’s Night». Оно стартовало 23 августа концертом в Сан-Диего и прошло в 13 городах, завершившись в Бостоне 20 сентября.

Стиви Уандер (англ. Stevie Wonder урожденный Stevland Hardaway Judkins впоследствии переименован в Stevland Hardaway Morris род. 13. 05 1950 г.) американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, обладатель 26 премий Грэмми, суммарный тираж его записей составляет более 150 миллионов копий. Включен в зал славы рок-н-ролла и зал славы авторов песен. Стал одним из музыкантов, определивших развитие «черной» музыки середины XX века

Даже падкая на комплименты американская пресса, особенно когда денежный эквивалент обсуждаемого персонажа не подлежит сомнению, не разбрасывается словом «гений». В отношении Стиви Уандера (Stevie Wonder) это понятие употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся. Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза... Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам — из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.

Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз — ретинопатию — которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится — и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово «wonder» просто констатировало очевидный факт — чудо было налицо. В команде с «маленьким чудом» работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: «A Tribute to Uncle Ray», который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй — «The Jazz Soul of Little Stevie», инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.

Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный «The 12 Year Old Genius» («12-летний гений»). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой «Fingertips». Изданный в качестве промо-сингла «Fingertips, Pt. 2» с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом «The 12 Year Old Genius» стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.

Еще несколько синглов, запущенных вдогонку «Fingertips, Pt. 2», конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы — у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.

14-летний Уандер, уже без приставки Литл («маленький»), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом — в традиционной стилистике Motown — «Uptight (Everything’s Alright)», который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл «Nothing’s Too Good for My Baby». Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана «Blowin’ in the Wind» и кавер «A Place in the Sun» из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.

Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: «Hey Love», «I Was Made to Love Her» (#2 в поп-чарте), «For Once in My Life» (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года «For Once in My Life». Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day», «You Met Your Match» и «I Don’t Know Why».

В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 «My Cherie Amour» (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 «Yester-Me, Yester-You, Yesterday». 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года «Signed, Sealed & Delivered» (Тор 25 поп-рейтинга). Он же — соавтор композиции «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours», которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles «We Can Work It Out». Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь «It’s a Shame» для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня «Tears of a Clown» оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.

1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом «Where I’m Coming From», который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент — безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, «If You Really Love Me». Но не это было главным. LP «Where I’m Coming From» — это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.

Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).

Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку «Music of My Mind». Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. «Music of My Mind» отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем — социальных, расовых и духовных.

Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.

Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке «Talking Book» (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка «Superstition» и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе «You Are the Sunshine of My Life» (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.

Как ни удивительно, но его следующий альбом «Innervisions» (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг «черных» альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто «Living for the City» и образец глубокого психологического самоанализа «Higher Ground» возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года «Innervisions» был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии — за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.

Следующая запись артиста «Fulfillingness’ First Finale» (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный «Boogie On, Reggae Woman» (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона «You Haven’t Done Nothin’» (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали «Fulfillingness’ First Finale» альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены «Stevie Wonder Presents Syreeta».

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» — кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» — темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие — он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.

Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки «Journey Through the Secret Life of Plants». Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит «Send One Your Love», даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.

Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом «Hotter Than July» (1980). Пронизанная ритмами реггей песня «Master Blaster (Jammin’)» вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция «Happy Birthday» с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения «Hotter Than July» оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что — как это ни странно — именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.

В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни «Ebony and Ivory», посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков «Original Musiquarium I», охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: «That Girl» и «Do I Do» (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера «The Woman in Red». Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция «I Just Called to Say I Love You». Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.

Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск «In Square Circle» появился в продаже, предваряемый синглом «Part Time Lover» — последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей «In Square Circle» достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.

Студийная работа 1987 года «Characters», его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит «Skeletons». Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму «Jungle Fever» режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала «Conversation Peace» (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу «For Your Love» победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: «лучшая песня» и «лучший мужской вокал».

Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера «Pastime Paradise», сэмплировав его в энергичном рэп-треке «Gangsta’s Paradise». Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface «How Come, How Long» (1996 год).

Последний на сегодня альбом музыканта «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского Billboard 200. Она получила массу положительных отзывов от критиков и достигла золотого статуса по итогам продаж на территории США.

Летом 2007 года после 20-летнего перерыва Стиви Уандер решил вернуться к активной музыкальной деятельности, начав американское турне «A Wonder Summer’s Night». Оно стартовало 23 августа концертом в Сан-Диего и прошло в 13 городах, завершившись в Бостоне 20 сентября.