Джонни Депп: «Тебе должно быть весело, когда ты работаешь над фильмом. Джонни Депп дал сенсационное интервью Rolling Stone

Rolling Stone" data-essbishovercontainer="">

Многомиллионные судебные процессы, зависимость от алкоголя и наркотиков, рухнувший брак и образ жизни, который он не может себе позволить. Такова реальность Джонни Деппа сейчас.

Репортер Rolling Stone Стивен Родрик пообщался с Деппом в Лондоне этой весной. Родрик и Депп разговаривали о нынешней жизни актера, его страхах, проблемах, судьбе, карьере и многом другом. Репортер провел в особняке три дня, приходя рано утром и покидая роскошные, но пустые апартаменты далеко за полночь.

«Сова» перевела для вас основные моменты оригинального интервью . Узнайте, что происходит с Деппом сейчас.

Практически на протяжении всех трех дней, Родрик и Депп употребляли алкоголь и курили марихуану. Позже Родрик намекал, что Депп принимал что-то посерьезнее. То, что «позволяло ему взбодриться в 3 часа ночи».

Депп рассказал о своем детстве и о том, что мать часто била его просто так.

«Иногда она могла запустить в меня пепельницу или телефон. Наш дом был похож на дом с привидениями. Никто ни с кем не разговаривал».

Несмотря на эту жестокость, Депп сохранял теплые чувства к матери вплоть до самой ее смерти в 2013 году. С другими родственниками Депп практически не общается - его сестра Кристи тратила деньги актера как свои, а остальная семья жила в бывшем доме его матери. И все эти счета приходилось оплачивать Деппу.

Кроме того, сам актер тратил деньги легко и часто бездумно. Пожалуй, это главная причина его нынешней судебной тяжбы с компанией TMG (The Management Group), которая занималась финансами Деппа.


Фото: Hollywood Reporter

Позиция Деппа и его адвоката: TMG безобразно подходила к финансовым делам актера, не ставила его в известность по сделкам и вообще подделывала подписи и «слила» кучу денег неизвестно куда.

Позиция TMG: Депп тратил деньги, не задумываясь о последствиях. Поэтому он оказался сейчас банкротом. Он приобрел 11 домов, оплачивал аренду двух особняков бывшей жены Ванессы Паради, подарил сестре яхту за $7 млн и содержал всех родственников. Помимо прочего, Депп привык к роскошному образу жизни и ни в чем себе не отказывал: частные самолеты, баснословные суммы на алкоголь и развлечения и многое другое.


По мнению Родрика, который изучил финансовые документы Джонни и попробовал понять, какой стиль жизни ведет актер - Депп плохо разбирается в деньгах и не умеет их разумно тратить. По факту, они пытаются отсудить у TMG часть денег, потраченных впустую. Что из этого выйдет - решит суд. Процесс начался еще в 2017 году, и окончательного решения еще не было вынесено.


Что касается развода с Эмбер Херд - он дался Деппу очень тяжело и вогнал актера в еще большую депрессию. Кроме того, сейчас он стремительно теряет популярность как актер и как личность. В данный момент он находится в туре со своей супер-группой Hollywood Vampires, в состав которой также входят Элис Купер и Джо Перри.

Джонни Депп явно относится к тем, кто в представлении не нуждается, так что от слов мы сразу переходим к делу и рассказываем, что думает актер о своем герое - бостонском бандите Джимми Балджере, голливудских интригах, отношениях с детьми и влиянии кино на жизнь

Е сли в мини-фильме Dior Джонни Депп бежит от собственной популярности, готовый ради такого дела забраться даже в пустыню, то в криминальной драме «Черная месса», где он играет безжалостного и весьма кровожадного гангстера Джимми Уайти Балджера, скрываться имеет смысл его врагам. Балджер, способный довести до ужаса лишь несколькими фразами (не верите - посмотрите трейлер) и зловещей улыбкой, своего уж точно не упустит. Пару недель назад фильм показывали в Венеции, а на этой его уже можно увидеть в Москве - в рамках фестиваля американского кино Amfest. Мы решили не расстраиваться из-за того, что до нас, в отличие от Венеции, актер не доехал, и встретились с Деппом в Торонто, чтобы поговорить о роли легендарного убийцы, потребовавшей от него немало перевоплощений, а также о детях, их успехах и сотрудничестве с домом Dior.

Мистер Депп...
Вы назвали меня мистером Деппом? Так называют моего отца. А я предпочитаю просто Джонни.

В своем новом фильме «Черная месса» вы сыграли безжалостного гангстера Джимми Уайти Балджера. Скажите, как вы спали после этой роли?
Если честно, я вообще плохо сплю. Да что там, я просто король бессонницы! Мне трудно сказать, в чем причины этой моей особенности (возможно, корнями все уходит в какие-то детские переживания), но факт остается фактом: сплю я действительно неважно. И работа над образом Джимми Балджера каким-то особенным образом на мою бессонницу не повлияла. Кстати, думаю, сам Джимми спит вполне себе спокойно, отбывая два пожизненных заключения в тюрьме. Я видел фотографии, на которых он, вальяжно устроившись в кресле со своими кошками, беззаботно кемарит буквально сразу после совершения зверских преступлений: удивительно, но, кажется, ему было все нипочем.

«Вы назвали меня мистером Деппом? Я предпочитаю просто Джонни»

В фильме большое внимание уделяется отношениям Балджера с его матерью: с ней он любящий и заботливый сын, в то время как для остальных - безжалостный убийца. Расскажите про отношения со своей матерью, как она повлияла на формирование вашей личности?
Моя мама - очень интересный персонаж. Она родилась в деревянной хижине на востоке штата Кентукки, в такой, какие описывал в своих произведениях Марк Твен. Росла она в ужасной бедности. Сейчас трудно представить, что где-то в доме может не быть удобств, но в доме, где родилась моя мать, удобств не было, все было на улице - если вы понимаете, о чем я. В итоге она выросла довольно суровым и жестким человеком. Помню, как накануне моего первого дня в школе мама сказала: «Если кто-то тронет тебя хоть пальцем, возьми кирпич и уложи его на лопатки». Собственно, однажды я так сделал и обнаружил, что это действительно работает. С тех пор в сложных ситуациях я беру в руку кирпич (разумеется, метафорически выражаясь). Еще она учила меня никогда и ни при каких обстоятельствах не зариться на чужое и никогда не допускать несправедливости. Причем это касается несправедливости не только по отношению ко мне, но и к тем, кто мне дорог. Думаю, мама хорошо подготовила меня к жизни.

Давайте вернемся к фильму. На первый взгляд кажется, что это классическая гангстерская лента о плохих и хороших парнях. Но, если вдуматься, фильм более сложный: в нем затрагиваются темы дружбы и верности и поднимается вопрос о том, где та черта, которую нельзя переступать. Удалось ли вам каким-то образом пообщаться с Уайти Балджером, чтобы узнать его понимание центральных для картины понятий и его ответ на вопрос о границе между «можно» и «нельзя»?
Через адвоката Балджера я действительно попросил о встрече. Причем, честно скажу, мне не так были интересны особенности его восприятия мира, сколько его манера держаться, тембр его голоса, мимика, жесты - мне нужен был портрет. Я совершенно не собирался расспрашивать его о преступлениях или требовать объяснений, почему он делал то или это. Мне хотелось, так сказать, синхронизировать все визуально. Однако адвокат вернулся ко мне с вежливым отказом. Он пояснил, что Балджеру категорически не нравится книга, по которой мы снимали фильм. Особенно его раздражают авторы этой книги, они же репортеры, более 20 лет изводившие Джимми во время его «активной деятельности», назовем это так.

Скажу сейчас, возможно, странную вещь, но лично я думаю, что многие из преступлений, которые приписывают Балджеру, на самом деле он не совершал. Более того, я считаю, что правительство сделало все, чтобы оклеветать Балджера, назвав его своим осведомителем: иначе они просто не смогли бы его поймать. Нет, я не оправдываю того, что делал Джимми Балджер. Я лишь говорю, что, скорее всего, он сделал в разы меньше, чем многие думают, ведь до последнего ему многие помогали, и это не просто так.

Что привлекло вас в персонаже Джимми Балджера?
Меня привлекли многогранность его личности и сложность его мироустройства. Я считаю, что единственный способ сыграть такого героя - попытаться представить его самым обыкновенным человеком, которому не чужды никакие эмоции. Поэтому, помимо прочего, я нашел, что он очень чувствительный и даже сентиментальный, что он может быть заботливым и любящим. Он преклоняется перед своей матерью и очень дорожит своим братом, хотя с ним они оказались вроде как по разные стороны баррикад, но Джимми ставил братскую любовь превыше любых конфликтов и социальных аспектов. По большому счету, насилие стало его бизнесом. Да, звучит ужасно, но для него это была работа, возвращаясь с которой он умел быть другим человеком. Его ледяная сущность помогала ему быть успешным в его темных делах, однако для своих близких он оставался человеком, на которого всегда можно положиться.

«Черная месса» не первая ваша криминальная драма: в 1997 году на экраны вышел захватывающий «Донни Браско». Мне интересно, изменилось ли ваше понимание этого жанра за минувшие почти двадцать лет? И изменились ли вы как актер за время, прошедшее между двумя гангстерскими картинами с вашим участием?
Вот так завуалированно вы только что сказали, что я старый (смеется - прим. Buro 24/7 ). Ничего страшного, я сам о себе говорю то же самое. Джо Пистоне, персонаж, которого я сыграл в «Донни Браско», стал для меня ролью, идеально вписавшейся тогда в мою жизнь. Для меня вообще важно, чтобы роль приходилась ко двору и ко времени: не в каждый период жизни актер готов примерить тот или иной образ и чувствовать себя в нем гармонично.

Должен сказать, что Джо Пистоне, он же Донни Браско, сначала категорически мне не понравился. Когда я читал книгу, написанную им и ставшую основой сценария, я долго не мог оправдать его в своих глазах. Ведь человек действительно пустил глубоко в душу всех этих гангстеров, но в итоге предал их, как последняя крыса. Потом я начал более въедливо изучать жизнь агентов ФБР под прикрытием, их непростые истории, их психологические драмы, и для меня персонаж начал прорисовываться и оттого становиться более понятным и близким. Я также изучал по мере возможности мир мафиози. И, знаете, в конечном счете подсознательно я пришел к выводу, что не так уж и различны эти два мира - мафии и служителей закона. Они часто используют одни и те же средства, просто цели у них формально разные, вот и все. Возвращаясь к мысли о том, что в разные периоды актер готов сыграть различных персонажей, скажу, что тогда, почти 20 лет назад, я однозначно не был бы готов сыграть такого, как Джимми Балджер. Но сегодня этот герой ко времени: я был абсолютно готов, и, надеюсь, у меня получилось неплохо.

«Единственный способ сыграть такого героя - попытаться представить его самым обыкновенным человеком, которому не чужды никакие эмоции»

Сколько времени занял съемочный процесс?
Что-то около пяти месяцев.

Влияют ли на вас сыгранные персонажи? Например, чувствуете ли вы себя до сих пор в какой-то степени Джимми Балджером?
В работе над любым героем есть очень важный момент - момент выхода из роли. Будь то Джек Воробей, Эдвард Руки-ножницы, граф Рочестер или Джимми Балджер, из роли нужно обязательно выйти по окончании съемочного процесса, как бы персонаж тебе ни нравился. Я знаю таких актеров, которые, сыграв, скажем, короля Генриха VIII, даже чипсы в магазине потом покупают с королевской важностью. Но это не про меня. Да, пока длится съемочный процесс, я большее количество часов в день персонаж, нежели Джонни Депп. Поэтому, когда он заканчивается, всегда по инерции тащишь с собой этого персонажа домой. Однако рано или поздно приходит момент, когда нужно попрощаться раз и навсегда. Обычно я испытываю некую грусть по этому поводу: все-таки привязываешься и начинаешь по-своему любить этого нового человека, даже если он вор и убийца. Но нужно освобождаться от образов, чтобы быть готовым к следующим.

Мы уже затронули интересную особенность Уайти Балджера: он очень нежен и заботлив по отношению к своим родным - матери, брату, сыну. Скажите, Джонни, играя, например, роль отца, привносите ли вы что-то из своего личного опыта отцовства или же стараетесь предложить некую альтернативную концепцию отношений, подходящую герою и не всегда подходящую вам?
Работая над любым персонажем, важно найти такие точки, опираясь на которые получится сделать образ правдивым. Так что если я обладаю нужным для роли жизненным опытом, то, конечно, я к нему обращаюсь. Разумеется, я никогда не жил, как Уайти Балджер, и не занимался ужасными вещами, которыми занимался он, так что в этом плане я просто пребывал в предлагаемых обстоятельствах и пытался представить, как он думал в каждый конкретный момент. Но зато его как отца я понимаю прекрасно. Однажды я провел три недели в больнице, куда попала Лили-Роуз, когда ей было 7 лет. Никто из врачей не мог сказать, в чем дело, и нам всем тогда было очень тяжело. Я помню, каким беспомощным себя чувствовал: мой ребенок болеет, а я ничего не могу сделать, чтобы хоть как-то облегчить его страдания. Во время работы над фильмом я вспоминал те свои переживания. Личный опыт нужно использовать обязательно: только так можно добиться правды на экране. Только тогда зритель будет переживать вместе с тобой, когда он будет видеть, что ты не изображаешь, а действительно чувствуешь.

«Я знаю таких актеров, которые, сыграв короля Генриха VIII, даже чипсы в магазине потом покупают с королевской важностью»

Кстати, о Лили-Роуз. Она не только красавица, но еще и постоянно доказывает, насколько талантлива. Сейчас она чуть ли не популярнее вас.
Я этим напуган до смерти. Каждый раз, когда я вижу ее при макияже или на страницах журналов, я начинаю нервничать. Она же моя маленькая девочка - и вдруг такая взрослая и накрашенная. Я никогда не хотел, чтобы она становилась актрисой, по крайней мере так рано. Но, конечно, все происходит так, как происходит. Ей нравится то, что она делает, - она получает огромное удовольствие от работы. Ее снимает Карл Лагерфельд, который когда-то снимал ее мать почти в таком же возрасте.

Это очень интересно - наблюдать за тем, как растет и развивается твой ребенок. Она уже на пути во взрослую жизнь, и как бы я ни хотел удержать ее в детстве, у меня это не получится. Она умная девочка и ко всему подходит очень сознательно. Я могу лишь гордиться ею и ее успехами. Но особенно я горжусь нашими с ней отношениями: что бы ни случилось, она знает, что может прийти ко мне и рассказать свою историю в мельчайших подробностях. Мы доверяем друг другу, и это дорогого стоит. С Джеком (сын Джонни Деппа - прим. Buro 24/7 ) у нас такие же отношения: он понимает, что я всегда рядом и всегда готов его поддержать. Родительская любовь - это совсем не обязательно постоянное одергивание и чтение нотаций. Это скорее умение незримо присутствовать и всегда быть готовым помочь своему ребенку, давая ему при этом нужную для самореализации свободу.

«Личный опыт нужно использовать обязательно: только так можно добиться правды на экране»

Расскажите о вашем сотрудничестве с домом Dior. Вы ведь недавно стали лицом одного из ароматов и даже снялись в мини-фильме. Каково вам в роли модели?
Я раньше ничего подобного не делал и даже более того - никогда ничем подобным не интересовался. Но я скажу, почему согласился. Одна моя давняя знакомая, которая работает с домом Dior, уговаривала меня принять участие в съемках. Я тогда даже не знал, что парфюм будет называться Sauvage - мне предлагали гипотетическую идею стать лицом аромата. И вот эта знакомая сказала, что я буду иметь полный контроль над съемками: если что-то мне не понравится, я смогу остановить процесс. Потом она сказала, что снимать все будет сам Жан-Батист Мондино, а я преклоняюсь перед этим человеком. Более того, рядом со мной в кадре будет легендарный гитарист Рай Кудер - и вот тут я уже не смог устоять перед возможностью сыграть на слайд-гитаре вместе с ним.

Как ни странно, мне понравилось сниматься в мини-фильме Dior - это очень отличается от съемок в полнометражном кино. Я даже понял, чем именно. В большом кино все эпизоды друг с другом взаимосвязаны и работают на общий смысл. Там все по Чехову: если в первом акте вы видите ружье, значит, в третьем оно выстрелит. А когда речь идет о небольших рекламных фильмах, то смысла как такового нет. Есть настроение и стиль, есть набор впечатлений, но нет единой истории с глубокой идеей, нет математически точного драматургического рисунка. И мне нравится эта свобода, эта «незажатость» в рамках сюжета.

Есть ли какие-то особенные мелочи, которые делают вас счастливым в повседневной жизни?
Я очень люблю простоту во всем. Сегодня простота кажется чем-то труднодостижимым, ведь все хотят быть ярче и интереснее других, поэтому забивают свою жизнь какими-то немыслимыми занятиями и идеями. А я люблю простые вещи. Как, например, возможность пойти куда-нибудь со своей девушкой, или спокойно почитать газету, или устроиться в кресле с книгой Лоуренса Краусса или Кристофера Хитченса. Все эти голливудские интриги и игры, с которыми меня могут ассоциировать лишь в силу моей принадлежности к киноиндустрии, не для меня. Наилучшее состояние - чувствовать себя непричастным к Голливуду и наслаждаться простотой своей жизни.

«Мне понравилось сниматься в мини-фильме Dior - это очень отличается от съемок в полнометражном кино»

Скажите, женитьба как-то изменила вас?
Каждый день мы становимся старше и мудрее. Сегодня я могу принять то, что не мог принять еще вчера, быть таким, каким не мог представить себя раньше. Я далеко не идеальный мужчина, так же как Эмбер далеко не идеальная женщина. Встреться мы на десять лет раньше, мы могли бы психологически навредить друг другу, ведь союз двух актеров - очень сложный союз. Но сейчас я на том этапе, когда могу себе позволить просто посвятить себя кому-то, ничего не доказывая и не объясняя. У Эмбер прекрасные профессиональные перспективы, и я очень рад за нее. Она чудесная молодая женщина, очень глубокая и интересная. Помню, как мы сели с ней поболтать во время первой встречи, и я был заворожен тем, насколько она умна. У нее есть свои точки зрения по многим вопросам, и она умеет их аргументированно высказать. К тому же она очень эрудированна, особенно в музыкальном плане, что меня и подкупило: знает имена старых блюзменов, таких как Слим Харпо или Тампа Ред, знает музыку кантри. Думаю, мои чувства к Эмбер - это очень причудливое сочетание любви и отцовской заботы, потому что я не могу сказать, что люблю ее как-то по-другому, нежели люблю своих детей. Она прекрасная девушка, и я считаю себя счастливчиком.

Джонни Депп - один из самых известных актеров современности, но в последнее время не только его фанаты, но и все вокруг шокированы переменами, которые происходят с мужчиной. Поползли многочисленные слухи, львиная доля которых касалась его болезненного развода с Эмбер Хёрд .

Очевидно, это всё и подстегнуло актера рассказать людям правду . Для этого он позвал к себе для интервью журналиста Rolling Stone Стивена Родрика . Вряд ли тот ожидал, что обыкновенное интервью превратиться в 72-часовую исповедь . Естественно, мы приводим лишь небольшую выдержку.

Во-первых, стоит заметить, что интервью действительно длилось 72 часа , в течение которых Джонни, его адвокат Адам Уолдмен и сам Стивен ели, пили, курили травку и общались, много общались.

«Привет! Я Джонни. Очень рад, что вы согласились приехать. Что же, хотите услышать всю правду ? Начнем, пожалуй. Но сначала выпьем вина!» - так началось интервью.

Как оказалось, интервью было идеей именно Уолдмена, Депп недавно подал иск против компании TMG , которая распоряжалась его финансами. Актер уверен, что именно она и еще его старшая сестра Кристи , которая занималась его деньгами ранее, виновны в том, что он теперь банкрот.

«Я их подписывал не глядя. Он тыкал пальцем в то место, где должна была стоять моя подпись. И я ставил эту чертову подпись » , - по мнению актера именно так из него и вытащили все деньги.

Суммарно Джонни Депп заработал 675 млн долларов , которых у него теперь нет. Зато есть множество долгов и недвижимость на сумму 75 млн долларов. Некая ферма в Кентукки принадлежала его матери, хотя именно он оплачивает все счета. Сейчас там живет его родня буквально за его счет .

Продажа одного из домов могла бы решить часть проблем, но, как рассказал актер, он не продал его, потому что его просила об этом дочь Лили-Роуз . Джонни не смог устоять перед ее мольбами.

«Однажды, когда я еще работал с Манделами, мне это предложил сделать Джоэл. И я было согласился. Но речь шла о доме, который очень любит моя дочь. Лили-Роуз узнала об этом и позвонила мне. “Не продавай! ” - умоляла она. И я не продал. Джоэл тогда очень злился…» Братья Манделы - владельцы TMG.

Также в иске содержится требование о выплате 7 млн долларов его сестрой Кристи, именно столько было потрачено ею за последний год жизни его матери Бетти Сью .

«Понимаете, 7 миллионов долларов! Бетти Сью тяжело болела. У нее был рак . Но это деньги не на лечение. Лечение я оплачивал сам. Это другие счета . Кристи покупала якобы для матери дизайнерские сумочки из последних коллекций, бриллианты, наряды!» - подчеркивает Джонни.

Но это только вершина айсберга. Уолдмен за два года накопал множество интересных вещей на братьев Мандела. Оказалось, что они оформляли кредиты на имя Деппа, но часть суммы всегда забирали себе, якобы как процент со сделки. Думаю, не стоит уточнять, что кредиты брались на любых условиях, даже самых нечеловеческих .

«На вино у меня уходит 30 тысяч долларов в месяц? Чушь! Джоэл, мать его так, ни черта в этом не понимает! Я трачу на вино гораздо больше!» - Джонни был возмущен словами Мандела о том, что у него неконтролируемые расходы и сомнительные вложения, не приносящие прибыли.

В 2005 году в возрасте 67 лет покончил с собой близкий друг актера Хантер Стоктон Томпсон , с которым он познакомился на съемках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» . После его смерти Джонни принял за посмертное желание его интервью 1997 года и запустил его прах в небо из огромной пушки. Это обошлось ему в 5 млн долларов .

В 2017 году ушел из жизни еще один близкий друг рок-музыкант Том Петти . Ему было всего 66 лет, но его сердце просто остановилось.

«Это был тяжелый удар. Мы виделись в последнее время нечасто. Но созванивались постоянно. Обычно я начинал разговор с вопроса: “Эй, старина, куришь еще?” А Том отвечал: “Да, все еще покуриваю”. И мне становилось легче на душе. Я говорил себе: “Если Том еще курит, то и я в порядке ”, - рассказывает Депп.

На съемках «Ромового дневника» Джонни познакомился с Эмбер Хёрд , и уже в феврале 2015 года они сыграли шикарную свадьбу, хотя актер уже испытывал некие финансовые трудности. Это торжество окончательно поссорило его с семьей, родные требовали хотя бы заключить брачный контракт.

И оказались правы, уже в октябре 2016 года Эмбер подала на развод якобы из-за домашнего насилия. После ряда скандалов и взаимных обвинений они сумели найти общий язык и Джонни выплатил ей 7 млн долларов , которые та пообещала отдать на благотворительность.

«Я наливал себе водки с утра и писал до тех пор, пока слёзы не наполняли мои глаза настолько, что я переставал видеть страницы. Я всё пытался понять, чем я это заслужил. . Правда для меня - это самое важное. И всё равно это всё случилось», - смерть друга и разрыв с Эмбер вогнали актера в серьезную депрессию .

Депп - огромный фанат музыки, именно она помогла ему справиться, среди его друзей большое количество музыкантов, вместе с Элисом Купером и Джо Пэрри он собрал собственную группу Hollywood Vampires . А еще он часто участвует в концертах своего близкого друга Мэрилина Мэнсона .

«Мэнсон - отличный парень! Это у него только имидж такой, что многих пугает. А я вам скажу, что он играл с моей дочкой в куклы ! Да, в куклы Барби. Лили-Роуз от него без ума», - утверждает Джонни.

Разговор даже коснулся недавнего скандала с Харви Вайнштейном . О его похождениях Депп узнал вместе со всеми, но к нему у него были личные счеты. В 1995 году Вайнштейн самолично похоронил ленту Джима Джармуша «Мертвец» , в которой Джонни исполнил главную роль. По мнению некоторых критиков, это лучший фильм ХХ века .

«Вы видели жену Вайнштейна? Как он мог?! Она же особенная. Это вам не ширпотреб. Как можно от такой женщины каждый вечер бегать на сторону? Не понимаю. А ведь я видел и другого Харви. Как-то раз ему нужно было забрать дочь из школы. И мы заехали за ней вместе. У меня дыхание перехватило от той нежности и заботы , с которой этот Шрек надевал на малышку пальто!» - говорит Джонни.

В самом конце Джонни провел Стивена к воротам, но не смог их открыть, а все остальные уже спали. Журналисту пришлось перелезть через них, чтобы выбраться. «Спасибо, что выслушал. За это интервью тебе должны дать Пулитцеровскую премию ! Береги себя!» - и они пожали друг другу руки уже через решетку ворот.

Будем надеяться, что сейчас карьера актера понемногу наладится, в своих финансовых делах Депп уверен, он не сомневается в своем новом адвокате. А что касается его актерской карьеры, то уже этой весной он появится на экранах в качестве Геллерта Грин-де-Вальда

Интервью

Вечно зеленый
Джонни Депп интервью

Джонни Деппу уже больше сорока, он давно остепенился, женился и растит двух детей. Несмотря на это, за ним бегают толпы поклонниц, да и сам актер, кажется, не собирается примерять образ убеленного сединами старца. Возможно, именно поэтому он сыграл сэра Джеймса Мэттью Барри, писателя, автора книжки о невзрослеющем мальчике Питере Пэне. Обозреватели Time Out побеседовали с вечно молодым актером и вспомнили самые важные фильмы, поставленные по пьесе его героя.
Я, признаться, впечатлен эдинбургским акцентом, которым вы щегольнули в этом фильме.
Ну, знаете ли, у шотландцев удивительное произношение, мне даже было немного страшно покушаться на него: один неверный шаг, и ничего не получиться.
Вы одновременно играли Джэймса Мэттью Барри и снимались в фильме Тима Бертона «Чарли и шоколадная фабрика».Почему вас так притягивают «детские» истории?
Мне иногда кажется, что детство заканчивается слишком рано. Слишком оно короткое,мы так быстро вырастаем. У меня довольно обширные воспоминания о своем детстве. Как в начале 70-х я смотрел по телевизору репортажи о войне во Вьетнаме. Смотрел словно это еще одно телешоу. Я бы не хотел, чтобы мои дети так же проводили время. Основная моя задача как родителя состоит в том, чтобы защитить их. Как им, например, объяснить то, что сейчас произошло в России (интервью было взято в день захвата школы в Беслане)? Как? Все, что нужно детям, -это любовь. Конечно, потом ты вырастешь, и мир приведет все к общему знаменателю.Странно, что мы еще сохранили способность улыбаться время от времени.
Вы не впервые участвуете в биографическом проекте. И все-таки хочется спросить:тяжело ли было играть именно такого человека, как Джеймс Барри? Груз ответственности давил?
Конечно. Груз ответственности. Как будто все существующие издания «Питера Пэна» упали на меня с пятого этажа. В «Волшебную страну»хотелось вложить максимальное количество информации, нужно было столько рассказать. Всего за полтора часа. Кроме того, о Барри ходило множество неприятных слухов. Не знаю уж, откуда они взялись. А фильм – это отличная возможность все подчистить.
Я знаю, что вы поддерживали довольно тесные отношения с Марлоном Брандо…
Он много для меня значил. До сих пор значит. Удивительно великодушный человек. Мы с ним много беседовали, если это можно так назвать. Он же хохотал как безумный. Мы часами смеялись словно малые дети, рыдали, сходили с ума…Я вспоминаю о нем каждый день, скучаю по нему. Я ведь просто парень, который был с ним знаком в последние десять лет. А он был великий актер, учитель. Большой человек.
Вы принимаете решение об участии в том или ином проекте только после прочтения сценария?
Все происходит довольно стремительно. Я открываю сценарий и уже через три-четыре, ну может десять страниц, я понимаю для меня он или нет. Со «Страной» все произошло очень быстро. Когда впервые слышишь об этой истории, можно подумать, что это будет какой-то слабохарактерный фильм, но нет. Сценаристу удалось протиснуться сквозь всю эту ложную сентиментальность. А у Марка Форстера вообще встроенная сигнализация против притворной жалостливости. Он будет сидеть как Станиславский, и говорить* «Не верю».
Вы теперь человек семейный. Живете большую часть времени во Франции. Вы нарочно сбежали из «голливудского цирка»?
Да, но моей дочери уже пять, и она похоже начинает осознавать, что я актер. До этого она полагала, что папочка пират. Эта версия мне больше нравилась. Моему младшенькому Джеку всего два. Когда они видят меня по телевизору, раздается крик: » Там папа!» Они уже начали к этому привыкать. Все это немного странно.
Сейчас ваша карьера на подъеме, после «Пиратов Карибского моря» для вас все складывается более чем удачно.
Да, я чувствую, что я именно там, где мне и следует находиться. Хотя в большей степени это чувство переполняет меня благодаря отнюдь не работе, а жене и детям. Если честно, они подарили мне новую жизнь. Много лет назад на вечеринке я увидел одну английскую даму, которая стояла недалеко от меня и пила джин с мартини. И на чью-то ворчливую реплику она ответила словами, которые тогда показались мне просто удивительными, возможно оттого, что произнесла их именно она. Эта аристократка сказала: « Дорогой мой, тебе не кажется, что кое-кто должен оттягиваться несмотря ни на что?» Оттягиваться, несмотря ни на что. Разве это не так?

Дэйв Кэлхоун
Журнал TimeOut Петербург февраль 2005 год

Интервью с Джонни Деппом

"..Что же касается Джонни, то в Париже кроме Ванессы у него есть еще одно приобретение - ресторан Man Ray (34, rue Marbeuf, рекомендую), где он бывает практически через вечер, когда у него дела в Париже. Он приезжает на "порше". В черной футболке (говорят, у него их триста сорок и все одинаковые), в белой панамке. Все сразу начинают орать и приветствовать. Эта овация длится минут десять, в ней принимают участие официанты, метрдотель, посетители и журналисты, которые едва верят, что им такая пруха. Джонни садится к стойке, и у меня возникает естественный вопрос:

Какой у тебя любимый алкоголь?
- Wild Turkey, но только чтобы был очень ба-а-льшой стакан и в нем много льдин. И еще водка... Как ее?

- "Смирновка"? Нет? Какая же? "Абсолют"?
- Постой... Нет. Но самое по мне - это Rubbing Alcohol.

Что за жидкость?
- Не пила? О, ну это то, чем чистят диски. (Я уже не спрашиваю, какие именно диски.) Rubbing Alcohol, запиши. Это в Голливуде я его пью, а когда я во Франции, то предпочитаю тонкие французские вина. Например, портвейн. (Портвейн - это, кажется, не французское, ну да неважно...)

Ты принимал когда-нибудь наркотики?
- Что? (Ржет.) Как-как?

Это трудно - передать на экране ощущения человека, когда он после кайфа?
- Нет! Это, главное, не занимает много времени. Я должен показать... Чем? Лицом, всем телом... Актер должен реагировать на то, что перед ним... То есть на камеру.

Правда, что ты однажды разгромил комнату в отеле?
- Это было для съемок. В сценарии стояло: разгром комнаты в отеле.

Понятно. Значит, ты не бил стекол иначе как только для сценариев...
- (Уловил юмор.) Я считаю, это в человеческой природе. По правде, я считаю, что все должны были бы так делать.

И тогда был бы мир во всем мире!
- Во.

Правда ли, что в Голливуде между студиями за тебя идет большая драка? За то, чтобы тебя заполучить для съемок нормального крупнобюджетного фильма?
- Я как-то этого не чувствую. Это к тому же не моя проблема. Мой джоб - это делать вещи, в которые я верю. Роли, которые дают мне случай показать что-то интересное. Что касается фильмов с большим бюджетом, то да, есть постоянный прессинг, но это меня не касается. Я ничего не имею против идеи участвовать в фильме с большим бюджетом, если история мне нравится, и режиссер хороший, и персонаж интересный. В противном случае нет никакого смысла. Я не буду сниматься только затем, чтобы выжить в этой коммуне (очевидно, имеется в виду Голливуд).

Можешь вспомнить смешной случай?
- В отеле во время съемок "Эда Вуда" - я там постоянно должен был одеваться в женскую одежду. Я к ней уже привык и хорошо себя чувствовал. Ну, заказываю себе в номер кофе, стук в дверь, входит гарсон, я в длинной юбке, на высоких каблуках. Его перекосило! Он так и застыл посреди комнаты с искаженным лицом!

Ты азартный, а пари у тебя бывали какие-нибудь идиотские?
- Бо, сколько угодно! Самое дурное, как мы с Хантером (режиссер. - Ю. П.) просидели в номере отеля пять суток безвылазно. Никуда не выходили наружу, даже выпивали тут же. Я выдержал! Хантера то есть. Это было нелегко, потому что на исходе пятых суток я уже чувствовал его душу.

Подожди, это же было в каком-то твоем фильме!
- Видишь ли, у меня все, что в фильмах, сначала в жизни.

Например, Ванесса.
- Ванесса - да!!! Она теперь будет со мной сниматься.

В мистическом триллере?
- Нет, это вещь классическая, и я там играю Санчо Пансу.

Какая же классическая, если ты там Санчо Панса? Тогда Ванесса - Дон Кихот? Она сейчас такая худая!
- Она всегда невероятно красивая. Вспомнил!!! "Трава бизона"!

Что?!
- Я говорю о выпивке. Я имя вспомнил! Это водка, называется "Зубровка". Страшно дерет! Прям до мозга."

Депп рассказал поклонникам о своей карьере и о работе со знаменитыми коллегами

Фотография: DR

Своими воспоминаниями Депп поделился на встрече со зрителями в рамках кинофестиваля в Санта-Барбаре, где ему вручили премию «Современный мастер» имени Леонарда Малтина. Депп рассказал, в частности, о своей карьере и о работе со знаменитыми коллегами.

Там же Джонни получил награду Leonard Maltin Master Award, которая присваивается за личные заслуги в области культуры на кинематографическом поприще.

«Тебе должно быть весело, когда ты занимаешься этим», - сказал Джонни, комментируя свою работу.

«Есть кое-что, что я обожаю больше всего в Джонни Деппе, - это его уважение к гигантам мира кино, которые добились признания до него. Особенно это касается тех, с кем Джонни встречался и работал: Брандо, Винсент Прайс, Роберт Митчем, Кристофер Ли. Я не думаю, что он ощущает себя частью этой компании, несмотря на 30-летний опыт и около 40 фильмов. Он невероятно скромный человек. В Арлингтоне, на торжественном приеме в его честь, он попытался сбежать через заднюю дверь. Но там его поджидали поклонники. И он терпеливо позировал для фотографий и раздавал автографы несколько часов подряд», - заявил Леонард Малтин о Джонни Деппе после пресс-конференции.

Джонни Депп рассказал и о своих отношениях с юным Леонардо Ди Каприо.

Напомним, что в 1993 году артисты вместе снимались в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?». «По какой-то причине это было трудное для меня время», - заявил Депп, комментируя работу над лентой.

Говоря о Ди Каприо, актер сообщил: «Я очень уважаю Лео. На том фильме он работал действительно упорно, он проводил изыскания и приходил готовым к работе, и я издевался над ним».

По словам Деппа, он заявлял своему молодому коллеге: «Нет, я не дам тебе затянуться моей сигаретой, пока ты снова прячешься от матери, Лео». Кроме того, как рассказал Депп, Ди Каприо постоянно говорил о видеоиграх.

Среди прочих занимательных историй о карьере Депп сообщил, что ему потребовалось 37 секунд, чтобы согласиться на роль капитана Джека Воробья в