Что делать образ рахметова. Рахметов - "особенный" герой романа "Что делать?" Чернышевского

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».

"Что делать?" Н. Г. Чернышевского - произведение о новоявленных, современных писателю, людях, об их необычной для того общества жизни. То была передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция, вышедшая из разночинцев. Это были настоящие люди дела, пытавшиеся завоевать счастье для людей в битве с существовавшими незаслуженными социальными устоями. Они любили трудиться, страстно были увлечены и преданы науке, их моральные идеалы благородны и возвышенны. Эти люди создают личные взаимоотношения на обоюдном доверии и уважении. Разночинцы не испытывают сомнений в борьбе, не уходят от трудностей, ведут битву за идеал ясного и светлого будущего, за наилучшую жизнь. В их среде четко вырисовывается личность "особенного человека" Рахметова. Наверняка, стремясь веско обосновать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна в самом деле люди ординарные, обыкновенные, Чернышевский вводит персонаж титанического героя Рахметова, которого сам считает выдающейся и незаурядной личностью и именует необычным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Подобных людей чрезвычайно немного: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят все человечество, страдают от всякой совершающейся несправедливости, чувствуют в собственной душе огромное горе - плачевное прозябание миллионов людей и предаются выздоровлению от данного недуга со всем своим пылом.

Рахметов стал подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: "Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни". Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.

Рахметов учится и работает у себя на Родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимался делами других людей, он всерьез работал для общества. Он вообще обладал множеством отличительных черт. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.

Рахметов ставил невообразимые опыты над своим телом и до смерти пугал этим свою хозяйку Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.

"Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы."

Писатель-демократ Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Однако время обнаружило несостоятельность социалистических идей. И в настоящий момент нам становится понятно, зачем вожди Октябрьского переворота выбрали Рахметова своим идеалом. Они выковывали такие качества характера, с какими им было благоприятно вершить бесчеловечные поступки: не жалели ни себя, ни тем более других, выполняли приказания с холодящей слепой четкостью непоколебимого двигателя, смотрели на инакомыслящих, точно сверхчеловеки на недочеловеков. В итоге Россия была потоплена в крови, а мировое сообщество было потрясено изуверством революционных актов.

Современная Россия находится снова на пути к цивилизованному будущему. И остается только лишь мечтать о том, чтобы в этом нашем будущем было меньше "особенных" людей, а побольше обыкновенных и простых: добросердечных, улыбающихся, веселых, живущих своей личной жизнью. Хочется, чтобы это все-таки нашло отражение в действительности.

Главный положительный образ романа Чернышевского «Что делать?» - Рахметов (Никитушка Ломов). Он является средоточием определенной позитивной программы Чернышевского, воплощением авторских этических и эстетических идеалов. Но, конечно же, содержание этого образа не исчерпывается ни этой программой, ни этими идеалами. Чернышевский понимал, что сам народ, само крестьянство не имеет условий для выработки революционного сознания. И, с этой точки зрения, образ Рахметова – это попытка художественно решить вопрос, который волновал Чернышевского всю жизнь. Именно в утверждении стремления к единству с народом - смысл и содержание этого образа. Образ Рахметова ярок и самобытен. Бросается в глаза подчеркиваемая автором простота, естественность этого героя, его полное равнодушие к богатству (несмотря на дворянское происхождение), отсутствие в нём всего господского, барского, его постоянное внимание к простым людям. Именно Рахметов приходит к Вере Павловне помочь в её большом горе. Рахметов живет лишь для народа, во имя народа: «...дел у него была бездна, и всё дела, не касавшиеся его лично, личных дел у него не было...» Стремясь показать близость и единство Рахметова с народом, Чернышевский соединяет в этом характере два образа: образ передового человека с «истинно современным» образом мыслей и образ «человека из народа»- Никитушки Ломова. Мы видим, как не жалеет себя этот герой. Он обладает нечеловеческой силой, выносливостью, вместе с бурлаками везёт на своих плечах тяжелые баржи. Поэтому он близок и понятен народу. Сравнение с пушкинским Пугачевым, гоголевским Тарасом Бульбой и другими подобными героями говорит о новизне этого типа для русской литературы. Чернышевский очень настойчиво и последовательно подчеркивает именно те новые черты в моральном облике своего героя, которые как раз и сближают его с народом. Когда Рахметова спрашивают, что является причиной его «странностей» и «чудачеств» (он развивает себя физически, очень просто одевается, ест «простою пищу») - он отвечает: «Так нужно... это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, - добавляет революционер, - может пригодиться». Рахметов - необыкновенный человек. Но в чьих глазах? «…Все немного побаивались Рахметова, - замечает Чернышевский, - даже Лопухов, и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним, по временам, некоторую трусоватость». А «с Верой Павловной он был очень далек». Только среди простых людей Рахметов - «свой человек»: он «любимец Маши», прислуги Веры Павловны и всех «равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья. Сам Рахметов гордился своей близостью к народу. Самым страшным, самым непростительным преступлением этот герой считает преступление против интересов народа. Упрекая Веру Павловну за то, что во время тяжелого душевного потрясения она на минуту забыла о своих мастерских, Рахметов говорит, что из-за этого могло пострадать дело, дело, в конечном счете, нужное именно народу. «Это, Вера Павловна, - продолжает Рахметов,- то, что на церковном языке называется грехом против духа святого, - грехом, о котором говорится, что всякий другой грех может быть отпущен человеку, но этот - никак, никогда». В сцене разговора с Верой Павловной Рахметов выполняет двойную «миссию», Вера Павловна успокоена, все начинает входить в рамки «обычной» жизни, но героя заботит состояние её прислуги Маши: - Вы теперь спокойна, Вера Павловна? - Да, почти. - Хорошо. Как вы думаете, спит Маша? Нужна она вам теперь на что-нибудь? - Конечно, нет. - А ведь вы уже успокоились; стало быть, вы уже могли бы вспомнить, что надобно сказать ей спи, уже первый час, а ведь она поутру встает рано». Интересно, что сцена у Веры Павловны - единственное место в романе, где появляется и действует Рахметов. Чернышевский вводит в эту сцену мотив заботы о простом человеке. Все условности «образованного общества» для Рахметова не существуют. Мысль о народе пронизывает весь образ революционера Рахметова. Это не случайно. Для Чернышевского заботиться о благе народа, о судьбе простых людей, значило быть революционером. В образе Рахметова воплощен дух самой эпохи, заветная мечта писателя. В нём нельзя не отметить романтические черты. Автор поднял героя над толпой, воплотил в нём надежду на пробуждение революционного сознания в народе, его раскрепощение и счастье. Неслучайно Рахметов появляется вновь в конце романа в сопровождении загадочной «женщины в розовом», символизирующей революцию.

Ни для кого не секрет, что в своё время роман Чернышевского «Что делать?» вызвал настоящий ажиотаж в общественных кругах. Роман о «новых людях» - обычно так именуют это произведение, оказавшее колоссальное влияние на умы российской молодёжи 60-х годов XIX века. Но кто есть эти «новые люди»?

Один из них – Рахметов, персонаж, который играет особую роль в этом романе. «Особенный человек» - так называет его автор. Рахметов является собирательным образом людей высшей «породы» того времени. Что же он из себя представляет?

Рахметов – революционер-демократ, по происхождению дворянин. Будучи юношей, поступил в университет, где сблизился с Кирсановым. Тот повлиял в значительной степени на взгляды Рахметова, после чего юноша начал изучать революционную литературу. Читал, однако, далеко не все подряд: он заявлял, что читает только «самобытное». Рахметов считал, что в каждой науке есть свои хрестоматийные источники, и только они действительно достойны внимания. Соответственно, изучал он только самые оригинальные, сочинения, первоисточники, ибо они освобождали его от необходимости изучать сотни подобных книг.

Некоторые персонажи называют Рахметова ригористом – человеком, неуклонно следовавшим своим принципам и внутренним установкам. И это действительно так. Будучи аристократом по происхождению, Рахметов не позволял себе жить на широкую ногу: ел, кроме говядины, только самые дешёвые продукты, спал на войлоке. «Не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись», - заявлял он. Мало того, Рахметов долгое время трудился на тяжелых работах, чтобы на своей шкуре испытать все те невзгоды, трудности и лишения, которые выпадают на долю бедных людей. В этом и заключается суть его аскетизма: он считал, что не может жить отлично от того, как живет простой народ.

Всего себя Рахметов отдавал делу во благо народа: никогда не терял время попусту, изучал соответствующую литературу, даже времени на общение с людьми тратил не больше необходимого. В этом отражается одна из главных черт его характера – рациональность. Порой его рациональность доходила до крайности: однажды он полюбил женщину, однако серьезных отношений с ней не начал – по его словам, это могло ему «связать руки». Он имел в виду, что любовь была бы преградой для его революционной деятельности. Поэтому возлюбленную он покинул; еще несколько месяцев после расставания пытался подавить в себе чувство любви, ходил подавленный и угрюмый. И это только один из случаев его самоограничения и самопожертвования.

Очевидно, что Рахметов – это персонаж, на которого нужно равняться. Непоколебимость воли, твердое следование принципам, разумность, честность – это те качества, которые должен стремиться приобрести каждый из нас.

Вариант 2

Рахметов предстает перед нами в главе «Особенный человек», однако чувствуется, что он был самым главным в произведении.

Мы видим, что герой начал перерождаться будучи юношей. Домочадцы его были крепостными, и поэтому, замечая и испытывая на себе нравы крепостного права, наш персонаж стал думать о правде. От Лопухова и Кирсанова Рахметов отличался, прежде всего, сильной волей и твердым характером, проявляющиеся в процессе подготовительных действий в революционной борьбе. Когда он мечтал о революции, то у него появлялось все больше мыслей о том, как нужно действовать. Он активно стремился к сближению с простыми людьми. Это заметно из его поездок по родным просторам, занятий физическим трудом, ограничения в личной жизни.

В народе Рахметова называли Никитушкой Ломовым, показывая тем самым симпатию к нему. Он считает, что крестьян и рабочих нужно уважать и пробует познать те трудности, которые выносят они на своих плечах. Автор наградил главного героя строгостью к себе и неприметной внешностью. Вера Павловна вначале считает его невеселым человеком, но познакомившись с ним поближе, стала утверждать, что от него веет добротой и нежностью.

Рахметов никогда не отходит от принятых норм поведения. Его подготовка себя к революционной борьбе чувствуется как с моральной, так и физической стороны. Проведя всю ночь на гвоздях, он решил испытать себя, сможет так сделать или нет. Выходец из дворян, герой продает свое наследство, так как не хочет принимать интересы аристократического общества. Обладая огромным мужеством, он отказывается от счастья и любви. Именно такого человека видел Чернышевский предводителя революционеров. Его образ повлиял на последующие поколения людей с новыми и прогрессивными взглядами в России и на Западе.

Мне близок и интересен образ Рахметова, потому что он располагает теми качествами, которых не было у Базарова. Особое восхищение у меня вызывает его независимость, устойчивость и, конечно же, то, что он умел подчинять свою жизнь выбранному идеалу.

Сочинение Рахметов в романе Что делать?

Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.

По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.

Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.

Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.

Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.

Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.

Несколько интересных сочинений

  • Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение 5 класс

    Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби

  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Сочинение Подснежник 4 класс

    Подснежник - красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после долгого зимнего сна. На деревьях еще нет листьев. В лесах на полянках еще лежит снег, но цветочек уже пробивает себе дорогу к солнышку.

  • Кино и театр – два самостоятельных вида искусства. Каждый из них изображает жизнь своими средствами. Театр появился задолго до появления кино. Еще в Древней Греции на подмостках ставили трагедии Софокла и Эсхила

  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение

    Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Центральным
в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
является образ Рахметова - “особенного
человека”, “высшей натуры”. В его образе
слились лучшие черты передовых людей эпохи
Чернышевского.


Аристократ
по происхождению, он становится демократом
по взглядам на жизнь и образу поведения.
Рахметов - профессиональный революционер,
революционный вождь. Это “рыцарь без
страха и упрека”, человек, будто выкованный
из чистой стали. Таких людей, как он, немного.
“Я встретил, - замечает Чернышевский, - до
сих пор только восемь образцов этой породы (в
том числе двух женщин)...”


Не сразу
стал Рахметов “особенным человеком”. Он
приехал в Петербург обыкновенным
порядочным юношей. Сближение с Кирсановым,
познакомившим Рахметова с учением
социалистов-утопистов и философией
Фейербаха, явилось толчком к превращению
его в “особенного человека”. “Жадно
слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал,
прерывал его слова восклицаниями проклятий
тому, что должно погибнуть, благословений
тому, что должно жить”. Одаренный
необыкновенными способностями, Рахметов,
изучив теорию социализма, скоро переходит к
революционным действиям, становится
революционером, человеком “особой породы”.
“Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”,


- говорит
о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний. В
двадцать два года “он был уже человеком
очень замечательно основательной учености”.
Читает Рахметов только “самобытные”
сочинения, что, по его мнению, “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
все гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение - только напрасная
трата времени”. Понимая, что сила вождя - в
его близости к народу, Рахметов пристально
изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил
он всю Россию, был дровосеком, пилыциком,
камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку.
Для простого человека он - свой, родной
человек. Недаром бурлаки прозвали его
Никитушкой Ломовым в память легендарного
волжского богатыря-бурлака.

Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что ему придется переносить лишения,
мучения, быть может, пытки со стороны
царских тюремщиков. И он заранее закаляет
свою волю и тело, приучает себя переносить
физические страдания, отказывается от
всякой роскоши. Рахметов отличается редкой
работоспособностью. “Он успевал делать
страшно мною, потому что и в распоряжении
времени положил на себя точно такое же
обуздание прихотей, как и в материальных
вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало
у него на развлечение, отдыха ему не было
нужно”. Занятия его разнообразны, и смена
их является для Рахметова отдыхом. О тайной
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по вполне понятным причинам,
не мог говорить открыто. Он только глухо
упоминает о том, что у Рахметова “дел... была
бездна, и все дела, не касавшиеся лично до
него; личных дел у него не было, это все
знали... Он мало бывал дома, все ходил и


разъезжал,
больше ходил. Но у него...бывали люди... часто
по нескольку дней его не бывало дома. Тогда
вместо него сидел у него и принимал
посетителей один из его приятелей,
преданный ему душою и телом и молчаливый,
как могила”. Рахметов, зная, что революции
нужны преданные и знающие люди, заботится о
подготовке революционных кадров: в
нескольких университетах учатся его
стипендиаты, готовящиеся к подпольной
деятельности. Рахметов кажется человеком
суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь
невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным
чудовищем”. Но суровость его только
внешняя, за ней скрывается нежная и любящая
натура. “При всей своей феноменальной
грубости, он был, в сущности, очень
деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой
это нежный и добрый
человек”,
- думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы
помочь угнетенным, Рахметов отказывается
во имя революционной работы от личного
счастья. “Я должен подавить в себе любовь,
- говорит он любимой женщине, - любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.

Рахметов
борется за счастье народа, и эта борьба
становится делом всей его жизни. Нелегок
путь, по которому идет Рахметов, но богат он
счастьем и радостями. Огромно значение
Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных

и
добрых людей, а таких людей мало; но они в
ней... букет в благородном вине; от них ее
сила и аромат; это цвет лучших людей, это
двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Для многих поколений революционных борцов
образ Рахметова явился примером поведения
и подражания, источником вдохновения, в нем
они черпали силы и мужество.