Капитан салазар пираты карибского моря кто играет. Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки (2017)

Трилогию о пиратах Карибского моря я обожаю. Но позвольте, скажете вы, ведь фильмов до последнего было четыре! Да, было-то было, но четвертая часть... А впрочем, все по порядку. Вряд ли мой отзыв будет интересен тем, кто просто ищет информацию о том, смотреть или не смотреть этот фильм, тут скорее эмоции и вопросы... Много вопросов.

********************************
Итак, я остановилась на том, что обожаю трилогию. Для меня там было все: сюжетная линия из первого фильма в третий, действительно яркие и запоминающиеся персонажи, у каждого из которых Харизма с огромной буквы. Каков злодей был Бекет из второго и третьего фильма? Ведь даже шпагу не достал ни разу, а сколько ненависти вызывал! Как говорится, ничего личного)) А главное, что меня всегда цепляло – классные интеллектуальные диалоги. Вы помните это?

-Я собираюсь реквизировать бриг, чтобы вершить разбой на потребу моей черной душе.

Это же просто песня! Хотя, конечно, немало тут заслуги переводчиков, но все же…

Четвертая часть убила напрочь всю романтику. Невнятный Черная борода, еще более невнятная Пенелопа Крус, единственное светлое воспоминание – любовь священника и русалки, и то закончилась неоднозначно.

О пятой части я много начиталась заранее, в том числе и на этом сайте, и зря. Я шла в кино с ожиданиями, причем не самыми лучшими, и, возможно, именно поэтому получила большое удовольствие от просмотра.

О сюжете здесь писать нельзя, к сожалению, ибо спойлер, но скажу, что по сравнению с предыдущими ТРЕМЯ частями, он слега примитивен...

Как многие здесь, я не буду придираться к нереалистичности происходящего на экране. После того, как нам показали кракена, Дэйви Джонса с щупальцами на лице и живых скелетов, которые становятся таковыми только в лунном свете, глупо придираться к тому, что банк так легко ехал за лошадьми по дороге. Не придирайтесь, это же не историческая хроника. Но была пара моментов, за которые сценаристам хотелось дать по рукам:

1. После победы над Салазаром Джеку выдают его капитанское обмундирование, в том числе шляпу и побрякушки и… Один из девяти пиратских песо, которые затем будут фигурировать в третьей части (фак мой мозг). Но позвольте, откуда же он тогда узнал о его предназначении? Я думала, это должно было быть обставлено более трагично и символично, типа, умирает старый пират и вкладывает в руку Джека песо… А тут на тебе, сложили и не пояснили. Косяк?

2. Что за нелепая свадьба на острове? Такое ощущение, что сценарист неслабо прибухнул и вписал в сюжет какую-то дурь, а те, кто затем это нечто утверждал, не дочитали до этого места и утвердили, как было. Какой-то мужик со своей дочкой сидели на острове и ждали, когда приплывет жених. Шта?

3. Непонятки с компасом вообще убивают. По этому поводу можно долго спорить, но лучше не делать этого, иначе от каждого аргумента фильм меркнет на глазах.

Теперь по персонажам.

1. Джек.

Вот опять же тут многие придираются, мол, почему Джек вечно пьяный. А мне кажется, все очень логично, ведь говорится же, что от него отвернулась удача, да и прошло с момента последнего фильма около пяти лет (со слов Барбоссы). По-моему, Джек со своим взбалмошным характером и нелогичными поступками как раз и шел к тому, чтобы спиваться и опускаться на дно. И именно оказавшись на дне, он решил расстаться с компасом, иначе никак.

2. Капитан Салазар.


Кто бы что ни говорил, а роль не для Бардема. Да кого угодно можно было сюда взять, никакой разницы бы не было. Хавьер – слишком хороший актер, а Салазар – слишком никакой. Больше всего меня возмутило отсутствие мотивации. Он видите ли убивал пиратов, и в конце концов один из них победил его в честном бою. ВСЕ! Из трейлера я предположила, что обида и нанесенное оскорбление куда круче, а тут… Да Салазар просто бабенка обиженная, а не мужик. Да если бы даже Воробей ему в борщ плюнул, я бы поняла, но…. А рожу-то какую делал, а как бегал по всем морям за Воробьем! Да ни один из злодеев до этого не позволял себе так носиться за Джеком, никакого достоинства, чесслово. И что, блин, с его волосами? Почему они живут своей жизнью? Это, типа, они так под водой у него колыхались, и потом не прекратили своего движения?

3. Тернер-младший и Карина Смит.


Уберите детей с экрана. Я не знаю, сколько им лет, но играют они как дети. И сказать больше нечего.

4. Барбосса.


Тот неловкий момент, когда позорится твой любимый персонаж, а стыдно тебе. Что? Маргарет Смит? Испанский стыд, ей богу. Не ожидала я такого от Барбоссы. И его поступок в конце… Нельзя было по-другому разобраться, без этого ненужного героизма?

5. Отдельно хочется сказать о ведьме – той раскрашенной лысой мадам. Это что вообще за персонаж? Вот если бы ее не было, прям фильм бы не удался, ага…

Ну а в целом фильм неплох. Нет, правда, неплох. С юмором, конечно, туговато стало, не прежняя искрометная трилогия, но я совершенно не пожалела, что сходила, для меня это однозначно лучше, чем предыдущий невнятный «шедевр».

В конце задел на новый фильм, куда без этого.

Любителям франшизы – смотреть однозначно. В фильме полно маленьких отсылочек к предыдущим частям, мелких шуточек, которые не поймут те, кто, как я, знает предыдущие фильмы наизусть, но именно они для меня и есть главный юмор фильма.

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки / Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales

Бюджет: $230 млн, Сборы по миру: $794 млн

Бодренько и весело. Но смерть благородного
дона Салазара безмерно огорчила меня.
Отзыв кота Бублика

Новая деваха с армянским именем Карина хороша, а новый бойфренд, честно говоря, никакой (таким и задуман, тренд такой, с "Аватара" начиная: на решительных самочек, тормошащих инфантильных самцов).
Воробей здесь совсем уж гей - и если так дальше пойдет, в следующей части сделает каминг-аут...
Ромуальд

Один большой двухчасовой анахронизм. В эпоху айфонов и вейпа это уже не нужно никому - ни зрителям, ни режиссёрам, ни студии, ни самому актёрскому ансамблю.
Голубев Даниил

У миледи был мордатый сын - и у романтичного Уилла Тернера (Орландо Блум) от Элизабет Суон (Кира Найтли) тоже откуда-то образовался сынуля по имени Генри (Брентон Туэйтс). Простой подсчет показывает, что Элизабет родила парнишку в возрасте примерно четырех лет (Уиллу в тот момент было уже аж двенадцать) - за 18 лет до знакомства с Уиллом, - но Уилла такие мелочи не волнуют: тут главное - сын есть, так что будет кому в старости избавить Уилла от проклятой службы в госпитале МЭШ, ну то есть на "Летучем голландце", где Уилл обретается последние лет десять.Генри твердо пообещал отцу, что он избавит его от проклятия то ли "Черной жемчужины", то ли сундука мертвеца, а для этого ему придется добыть Источник вечной молодости Трезубец Посейдона, с помощью которого можно скопом снять все проклятия сразу.После этого Генри скромно и ответственно служит в британском торговом флоте и через какое-то время, когда его корабль посещает Дьявольский треугольник, удостаивается встречи с давно мертвым, но все еще энергичным капитаном Армандом Салазаром (Хавьер Бардем), который - ну, разумеется - имеет свои счеты с капитаном Джеком Воробьем (Джонни Депп). Капитан Салазар в настоящее время не имеет возможности покинуть Дьявольский треугольник, поэтому учтиво просит Генри разыскать Джека Воробья и передать ему от него, капитана, привет, причем изо всей силы.Генри разыскивает капитана, который занят привычным пьянством и авантюрами, и уговаривает его отправиться на поиски Трезубца Посейдона, тем более что Джек Воробей обменял на "йо-хо-хо" и бутылку рома Волшебный компас, так что дона Салазара теперь ничто не держит в Дьявольском треугольнике и он готов покончить с пиратством как с классом.Судя по смещению акцентов на сыновей-дочерей ключевых персонажей, мы здесь наблюдаем обещанный "мягкий перезапуск" франшизы. В составе команды Тернеров произошла замена на Генри, за женский состав теперь выступает Карина Гекторовна Смит (Кая Скоделарио) - кавалерист-девица, астроном, физик, химик, спортсменка, комсомолка, ну и, конечно же, ведьма, ибо в те времена все милые дамы, которые умели НЕПОНЯТНОЕ, считались ведьмами.Надо сказать, что новая парочка заметно уступает старой команде: в боевитость персонажа Киры Найтли я, если честно, не очень-то верил, но порывистый и романтичный Уилл в первых десяти-двадцати фильмах франшизы смотрелся очень даже неплохо.А вот Генри в исполнении австралийского актера Брентона Туэйтса - вообще ни о чем: ни харизмы, ни романтичности, ни боевитости, ни искренней заинтересованности в Карине Гекторовне. Бегает туда-сюда, неубедительно изображает боевитость и желание действительно отыскать боевые посейдонские вилы - в общем, это не мягкий перезапуск франшизы, это полный эпик фейл.Вот Карина Гекторовна, которую играет британская актриса Кая Скоделарио, она значительно повеселее и побоевитее, причем мне данный персонаж понравился заметно больше, чем достаточно аморфная Элизабет, которая только изображала боевитость, в чем мы с котом Бубликом ей не верили, извините, ни на девять граммов.Правда, с Кариной тут явно переборщили с ныне модными феминистическими мотивами - это выглядело достаточно натянуто и в конце концов стало даже утомлять, - но сама актриса свою роль играла с огоньком, и я тут категорически не согласен с тем, кто ее персонаж посчитал унылым под стать Генри.Генри - уныл, да, а Карина - весела и энергична. При взгляде на нее сразу приходят на ум прекрасные стихи, цитирую:Карина хочет мандарин,
Карина хочет дыню,
За шоколад, за апельсин
Карина душу вынет.
Карина часто хочет жрать
Того, что дома нету,
Я ей готов все это дать -
Люблю я телку эту!
Но, впрочем, мы все понимаем, что не они - главные персонажи картины. Даже во времена вскипания романтических чувств-с между Уиллом и Элизабет кто был главным в фильмах франшизы? Правильно, капитан-фрик Джек Воробей, которого Джонни Депп слепил по образу и подобию чудесного божьего творения по имени Кит Ричардс, да хранит его Пол Маккартни в пику Мику Джаггеру.В Джек Воробей стал несколько уныл, и это была самая неудачная, на мой взгляд, часть, но в все снова повеселело вместе с Воробьем, и я понял, что франшиза пока еще небезнадежна.В новом фильме Джек Воробей вполне на месте и придуривается с прежним энтузиазмом. Он совершенно замечательно алкоголит, хулиганит, совершает дикие поступки и вообще - старательно нарывается на то, что ему оттяпают бошку, но мы-то прекрасно знаем, что Воробей - бессмертен, ибо кто же своими руками убьет накрашенного золотого пирата, приносящего столько денег, правильно? Поэтому мы с котом Бубликом не очень переживали за жизнь старины Джека, но зато нас изрядно забавляли его ужимки.Новый персонаж - мертвый капитан Салазар - фигура драматичная и трагическая. И нам с котом Бубликом очень не понравилось то, как его судьбой распорядились сценаристы картины. Они из Салазара зачем-то сделали Главгада, а ведь Салазар - он самый настоящий подвижник, герой! Ведь капитан Салазар сражался с пиратами, которые убили его отца и деда. Этот великий человек дал себе клятву извести все это подлое пиратское семя на корню - и он сделал бы это, если бы на свою беду не нарвался на совсем юного, но уже очень хитрожопого Джека Воробья, который тогда еще почти не пил и был способен на различные плутни. Разворот огромного корабля на ходу с помощью веревок, наброшенных на камни, - это поистине дьявольский ход, не менее эффектный, чем аналогичный ход , которая подобным образом ускользала от пиратов, чтобы доставить груз пеньки и ворвани. Но здесь этот трюк изобразил юный Джек Воробей, после чего прекрасный капитан Салазар на многие годы остался в Дьявольском треугольнике, будучи уже почти совсем мертвым, а большинство людей его команды лишилось многих частей и кусков своего тела.Конечно, Салазар мечтает отомстить Джеку Воробью: ведь из-за этого будущего алкаша и проныры дон Салазар не смог избавить Карибское море от пиратов. А теперь и не избавит, ведь Джек Воробей наверняка найдет Вилы Посейдона, наступив на Грабли Арголиды, эта штука отменит все морские проклятья, команда капитана Салазара обретет плоть и кровь, но ненадолго, ибо встречи с Джеком Воробьем в этой франшизе мало кому удается пережить. И наши с котом Бубликом сердца были наполнены печалью. Аминь.Что тут, спросят требовательные дети, со спецэффектами? Да все вполне прилично, на мой взгляд. Похищение сейфа (привет ), фрагментарная команда дона Салазара и сам Салазар с его постоянно развевающимися как бы от воды волосами, возрождение "Черной жемчужины" с отличной хохмой, очень забавная сцена неудачной казни, морские сражения, сухопутные сражения, водораздвижные сражения и полеты сквозь толщу воды навстречу вольному воздуху - все это весело, задорно и эффектно.А что сюжет здесь строится исключительно по лекалам , да и парочка для мягкой перезагрузки в себе никакую химию не расплескала, а вообще казалась братом и сестрой - ну так лекала четвертой части еще вполне приличные, потому что, например, в

Армандо Салазар – при жизни был ярым охотником на пиратов, вершившим свое правосудие на Семи Морях в XVIII веке. По национальности Салазар испанец, нес службу в королевском флоте и впоследствии стал капитаном могущественного корабля «Немая Мария» . Армандо был известен также по прозвищу Эль-Матадор дель Мар.

Казалось бы, пределу его жестокого, и, немало важно, успешного правосудия, настигавшего пиратов, не было предела. Но все кардинально изменилось когда молодому удалось перехитрить бравого офицера и заманить его в сверхъестественную ловушку, в которой Армандо Салазару вместе с его командой пришлись быть долго время заточенным в облике призраков. Не забыв столь сильное унижение, спустя время, Армандо Салазар выбрался из проклятого Треугольника, в которым был заточен, и отправился на поиски артефакта, именуемого Трезубцем Посейдона. Цель Салазара — продолжить свою миссию по очистке мира от пиратов, и, конечно же, в первую очередь, отомстить Джеку Воробью.

Охота на пиратов

Капитан Салазар, как уже было упомянуто, служил в испанском королевском флоте. Быстро продвигаясь по карьерной лестнице, он получал множество наград и вскоре стал капитаном военного корабля. Капитан Салазар поклялся истребить всех пиратов, населяющих Семь Морей. Причиной такой ненависти к морякам под была семейная трагедия: отца и деда Салазара отправили на тот свет именно пираты. В своей вендетте флибустьерам он стал настолько успешен, что стали поговаривать, что Армандо отправил на тот свет не одну тысячу моряков, сея среди них невообразимый ужас.

Однажды капитан Армандо Салазар напал на пиратский флот, состоящий почти из десятка кораблей и несмотря на свое меньшинство, хладнокровно и мастерски уничтожал одно судно за другим, не давая пощады даже тем, кто пытался капитулировать под белым флагом . В итоге, последний оставшийся в пиратском флоте корабль стал для Салазара роковым. Ослепленный своей ненавистью он попался на уловку молодого Воробья, служившего на одном из тех пиратских судов, и дал себя заманить в окутанную темными силами ловушку, смерть от взрыва в которой вовсе не подарила охотнику на пиратов покой. Армандо Салазар и его команда стали чем-то на подобии жутких призраков и вынуждены были быть заточенными в том Дьявольском Треугольнике целых 30 лет .

Пятая часть франшизы «Пираты карибского моря» была богато напичкана шутками. Но многие шутки этой серии — отсылки к другим эпизодам и тонкие пасхалки. Или не очень тонкие.

Мы разобрали некоторые из них, но будьте осторожны — спойлеры.

1. Мини-приквел ко всей франшизе

Капитан Салазар, которого играет Хавьер Бардем , произносит фразу «Мертвецы не рассказывают сказки», вынесенную в заглавие фильма. Но мы слышали её до этого в «Проклятии Черной жемчужины », где её сказал попугай, а также в фильме «На краю Света » — ничего нового. Зато дальше мы узнаем, как Капитан Джек Воробей получил свое прозвище, шляпу, компас и аксессуары, которые стали частью его узнаваемого стиля.

2. Кракен не разговаривает

Когда Генри Тернер, сын Уилла Тернера, отвечает скептичной Карине Смит «Кракен не разговаривает» — это прямая отсылка к фильму «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца », где Уилл пережил атаку кракена. А Генри однозначно слышал эту историю от отца и точно в нее поверил. Кстати, судно Салазара в режиме атаки чертовски похоже на кракена и вонять должно также: «запах тысячи гниющих трупов», в соответствии с содержимым.

3. Обезьяна и «Ван Пис»

Эта маленькая пасхалка стала известна еще до релиза фильма. Один из пользователей Reddit, родственник которого участвовал в производстве картины, что обезьянка Гектора Барбоссы будет одета в наряд, похожий на одежду Манки Д. Луффи, главного героя манги «One Piece. Большой куш».

4. Новая рок-звезда

Не секрет, что Джонни Депп питает слабость к рок-звездам. Еще в первом фильме он позаимствовал элементы образа гитариста Rolling Stones Кита Ричардса для своего наряда, а потом помог ему сыграть роль отца Джека, капитана Тига, в картинах «На краю света» и «На странных берегах ». А в новом фильме крошечную роль дяди Джека получил Пол Маккартни, тоже с подачи актера.

5. Нелюбимый анекдот Джека

Дядя Джека рассказывает анекдот, который Воробей давно не любит: «Заходит скелет в бар и говорит: «Мне пиво и швабру». А тот возмущается потому, что не понимает, что в нем смешного. Это крутая подколка Деппа, который невзлюбил и не понял эту шутку еще со времен фильма «Донни Браско »: Аль Пачино рассказывал её на съемках. 6. Властелин колец: Возвращение Короля

Но это не точно. Учитывая, что Орландо Блум играл одни из главных ролей во франшизах «Властелин колец » и «Пираты Карибского моря », фанаты давно искали между связь между их мирами. И вот, пожалуйста, новое топливо для споров: Карина Смит — «не муж», который сможет разгадать карту, а в «Возращении Короля» была Эовин, убившая короля-чародея Ангмара... которого не сможет убить ни один муж!

7. Моряк Попай

Мультипликационный герой из тридцатых годов прошлого столетия любил шпинат и песню «Я — моряк Попай», которую, судя по фильму, полюбил и Гектор Барбосса. Его музыканты играли эту мелодию как раз перед тем, как пират получил известие о приближающемся корабле Салазара.

8. Историческая отсылка

Впервые за всю франшизу можно примерно прикинуть, в каком году происходит действие этой картины. Когда Капитану Джеку Воробью любезно предлагают выбрать для себя казнь, британские солдаты упоминают новомодную французскую гильотину, а Джек останавливается на ней, потому что любит французов, которые изобрели майонез. Во-первых, гильотину впервые использовали в 1792 году, во-вторых, это тонкая колкость, признаться британцам в любви к французам...

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

«Пираты Карибского моря»: Как создавался образ Капитана Салазара.
Елена Божкова, 08.09.2017.
Источник: render.ru

Визуальные эффекты в новой части “Пиратов Карибского моря” снова впечатляют - тут вам и акулы-призраки, и корабли, пожирающие друг друга. Но больше всего восторгов у специалистов и в прессе вызывают две вещи: сцена, где показан герой Джонни Деппа лет на 25 моложе и вид Капитана Салазара с его океанской прической и командой призраков.

Что касается первого - эту технику часто называют “цифровым омоложением”. Как пишет издание Bustle, его в той или иной степени начали использовать примерно 10 лет назад, например, в фильме 2006-го года “Люди Х: Последняя битва” и “Загадочная история Бенджамина Баттона” 2008-го. Чаще всего этим занимается студия Lola VFX. Техника становится все более популярной, особенно любит ее использовать студия Disney, Кстати, в том же материале Bustle показывает примеры из других фильмов, где делалось “омоложение актеров”.

А журналисты британского Independent обсудили работу над визуальными эффектами с VFX супервайзерами MPC (Moving Picture Company) Гари Брозеничем и Шелдоном Стопсаком. Гари включился в работу на самой ранней стадии, когда еще только прорабатывалась концепция, а Шелдон - на год позже.

“Я общался с режиссерами каждый день во время препродакшна и продакшна. Во время постпродакшна я был в Лос-Анджелесе, потом в Монреале, а потом в Лондоне, помогал все завершить. В этот период мы как минимум созванивались каждый день в течение трех лет”, - рассказал в интервью Гари Брозенич.
По его мнению, в фильме удалось соблюсти баланс между реальными и цифровыми эффектами. “Практическая сторона была очень важна. Костюмы, макияж Салазара и его экипажа были настоящими. Мы делали замену или дополняли что-то. Надеюсь, некоторые вещи, которые мы сделали, зрители никогда не заметят”.
По его словам, самым сложным для команды было создать команду призраков, их внешний вид и самого Капитана Салазара. Все то, что происходило под водой - развевающиеся волосы, например, было очень непросто сделать. Не говоря уже о больших объемах воды, открытых океанах и сверхъественных явлениях, вроде могилы Посейдона.

Герой Хавьера Бардема - довольно часто появляется на экране в фильме. И все бы ничего, но большую часть экранного времени он выглядит так, как будто находится под водой.
Его внешность - это результат применения разных технологий: грим на съемочной площадке, синий экран и трэкинг маркеры. А также огромная работа студии Moving Picture Company по удалению и замене черт лица, симуляции волос и одежды.
Как пишет издание Cartoon Brew, которое поговорило с Патриком Ледда, супервайзером по визуальным эффектам студии, преображение Салазара началось еще на этапе съемок, на Золотом Побережье Австралии. Актер носил отслеживающие маркеры и убирал волосы назад - потом их целиком заменили на CG волосы. Затем на него часами накладывали скульптурный грим. А чтобы оставить “пустые места”, которые MPC “заполнила” позже, макияж включал кусочки “синего экрана”.

“На съемочной площадке Бардем и его экипаж играли как будто в замедленной съемке, как будто они находились под водой”, - объяснил Ледда. При этом они носили части костюмов, иногда с трэкинг деталями серого цвета. MPC потом дополняли их во время постпродакшна.

Сначала студии пришлось поработать с ротоскопической анимацией Бардема и других актеров, чтобы отследить и соотнести их движения. “Когда мы это закончили, мы применили поверх цифровые костюмы, “разорванные” и “прожженные” во многих местах”, - рассказал Ледда. “Потом в работу включились наши технические аниматоры: они добавили симуляции одежды и волос и того самого ощущения, как будто они под водой”.
Что касается CG волос Салазара, студия MPC столкнулась с двумя трудностями. Первая заключалась в том, то любая симуляция должна была соотноситься с реальными движениями актера на съемочной площадке, а он в целом двигался в реальном времени. А вторая - волосы должны были выглядеть так, как будто они находятся под водой, что обычно дает замедление. Надо было найти верное решение, но которое было бы возможно менять в разных кадрах.

После нескольких проб, студия нашла нужный подход - он позволил художникам сделать физически правильную симуляцию волос и “причесать” их с помощью своего специального инструмента Furtility, но при этом сохранить над ними контроль с творческой точки зрения, то есть расположить волосы в определенных кадрах так, как им было нужно. “Если мы хотели, чтобы прядь волос легла на нос или чтобы волосы ниспадали назад, мы могли поместить их туда. Наша симуляция учитывала это расположение и мягко передвигала волосы от кадра к кадру, почти как если бы это было что-то вроде поля или течения, которое направляет их через ключевые кадры”, - объясняет Ледда.

Прическа Салазара была сделана из нормальных и поврежденных волос, плюс несколько дредов. Последние вели себя под водой иначе, но в целом все это было переплетено и спутано на множество узлов.

Еще одной трудной, но интересной задачей было поддерживать непрерывность. “ Обычно аниматоры работают с 3-4 кадрами одновременно, там что мы можем видеть, как персонаж двигается на протяжение определенного отрезка. Но в данном случае, поскольку анимация была больше технической, она не была настолько ориентирована на части”.

“Разница здесь в том, что все эти симуляции волос должны были проходить через много кадров. Ведь если прядь находится слева в предыдущем кадре, очевидно, она должна быть там же и в следующем. Это довольно непросто - в случае с волосами могло выйти слишком много “склеек”. Сделать симуляцию, которая длится 20 кадров и быть уверенным, что она выглядит убедительно - это определенно стало для нас большим вызовом”, - рассказал Ледда.

А супервайзер MPC Гари Брозеничем в интервью Independent так подвел итог огромной работы, которая была проделана:

“В процессе работы ты занят решением текущих задач. Конечно, это страшно, если что-то не получается. Но процесс с каждым разом становится все более отработанным и качество нашей работы растет. Но и требования тоже. Но в целом, да, когда оглядываешься назад и смотришь на результат, то думаешь: “Боже, я не могу поверить, что мы сделали это!”