Чем кумушек считать трудиться лучше. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться

Зеркало и обезьяна рисунок

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Зеркало и обезьяна - Мораль басни Ивана Крылова

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других

Медведь

Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна

Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Оригинал взят у michael101063 в Г.Сидоров о сатанинской сути западной демократии.


Уже многие современные люди начинают понимать, что с так называемой "западной демократией", которую нам пытались и продолжают пытаться навязать враги и предатели нашего народа, далеко не "все в порядке". И видимо, вовсе не случайно, в последние годы и десятилетия в странах Запада начинают со все большей силой проявляться многие деградационные процессы, которые могут привести к деградации и гибели, населяющие их народы. А многие "ценности" этой цивилизации, несмотря на привлекательную внешнюю "обертку" по своей внутренней сути представляют собой поистине "троянского коня", разрушающего духовную основу и сознание людей.

Вот, что о западной демократии пишет российский путешественник, биолог, антрополог Г.Сидоров в своей книге "Тайная хронология и психофизика русского народа": "И античные, и средневековые демократии погубила коррупция. Богатые люди, используя подкуп народных масс, стали всё чаще и чаще приходить к власти. А к государственной власти они рвались, чтобы использовать её для своего дальнейшего обогащения. Естественно, не только богатые люди были повинны в закате демократического общества, но и простые граждане, которые позволили себя купить и оболванить продажным агитаторам.

Конечно, жизнь их за жадность к деньгам и глупость жестоко наказала: греческие и италийские демократические общества были завоёваны Римом и превратились в периодически ограбляемые провинции. Но этот печальный опыт древних, как ни парадоксально, до сих пор западными народами не осмыслен, и они продолжают допускать те же самые ошибки, которые когда-то совершили при выборе своих властных структур их античные коллеги.

И не надо говорить, что современного обывателя заставляют насильно голосовать за тупых, бездарных и необразованных толстосумов - это не так. Верно, эти толстосумы, от мэров городов до президентов, вкладывают огромные деньги в свою пропаганду. Тысячи купленных журналистов и политиков, брызжа слюной, расписывают политические и экономические заслуги этих живых денежных мешков. Но избиратели, в конце концов, должны понять простую истину: если средства массовой дезинформации поют дифирамбы очередному богатому балбесу, то за него голосовать не стоит уже и поэтому. В том, что происходит сейчас в мире, виноваты не только богатые евреи, которые рвутся во всех уголках планеты к верховной власти, но и народы, которые идут и по-рабски голосуют за них. Голосуют за своих палачей и не понимают этого.


Зачем, спрашивается, у нас в России голосовали за Ельцина? На его совести развал страны, после чего за рубежом остались 25 миллионов русских пленных. Он нарушил Конституцию, расстрелял собственный парламент, с его подачи была до нитки ограблена страна. В период его правления началось вымирание нации, но народ, снова по-рабски согнувшись, пошёл голосовать за его кандидатуру. Народ ные массы никто насильно в шею и плетью не гнал. Но заставили идти и голосовать за президента-сатаниста другим способом. Что же это за способ? Очень простой. Современная демократия только потому и существует, что опирается не на свободные народные массы гордых своей цивилизацией и знанием людей, а на многомиллионные толпы рабов по духу, шуцр-холопов. Будь на Руси в наше время новгородцы по миропониманию, тем более предки-арии хотя бы времён Буса, от кремлёвских псевдодемократов не осталось бы и «мокрого» места.


Так вот, сколько антисемиты ни клеймят евреев за их преступление перед человечеством, самого основного из

преступлений они так и не увидели или не захотели увидеть. А заключается оно в том, что за 2 тысячи лет иудейского влияния на арийские и другие народы дух этих народов опустился на тот уровень, на который чёрное жречество для благополучного прихода к власти над планетой и стремилась его опустить. В XX веке свершилось то, о чём мечтали 3,5 тысячи назад египетские жрецы Сэта - потомки чёрных магов погибшей Атлантиды. Для этого и были нужны потомкам египетских жрецов искусственные религии типа христианства, как следствие его - теория коммунизма и учение современной западной демократии.

Современная западная демократия, что бы ни говорили продажные иудейские пропагандисты, представляет собой самую настоящую религию, главным богом которой на земном плане является доллар, а в мире энергий - Сэт, по-еврейски - Сатана, а по-русски - Чернобог. Демократию, которую навязывает Запад народам Земли, можно смело назвать самым настоящим сатанизмом.


Для того, чтобы это увидеть, не надо быть особо прозорливым. Достаточно изучить западное так называемое демократическое общество. Ведь и его элиту, и низы составляют самые настоящие рабы по духу. Рабы управляют рабами, рабы голосуют за рабов. И верхи, и низы одинаково продажны. Ведь для рабской психики существует только одна ценность - деньги. Чтобы прийти к власти в этом обществе, что мы наблюдаем и в России, не надо обладать высоким знанием, не надо быть талантливым - достаточно иметь большие деньги. За деньги купленные пропагандисты сделают полуидиота гением и бесценным политиком, а толпа шудр за него с удопольствием проголосует.


Античные демократы, выбирая правительство из граждан, никогда не брали во внимание тех, кто стремился к власти. Они хорошо знали, что люди, которые лезут наверх по иерархической лестнице, делают это либо из честолюбивых интересов, либо из корыстных, и поэтому им не верили. Они выдвигали на посты архонтов и стратегов тех, кто на деле доказал свою пригодность, но сам не стремился ко власти. Нередко таких людей не только приглашали занять тот или иной пост, но и упрашивали это сделать. Ведь истинный гражданин, по-настоящему любящий свой народ, всегда боится наделать ошибок, и для него власть, прежде всего, огромная ответственность. Совсем по иному ведут себя избиратели-шудры в странах современной псевдодемократии. Как правило, они отдают предпочтение тем политикам, которые пропагандируют себя, доказывают, что им власть нужна для того, чтобы улучшить положение народа и т.д. Хотя хорошо видно, зачем им эта власть. Почему так происходит?


Да потому, что рабы по духу предпочитают жить в иллюзорном нереальном поле, им так спокойнее. Они с удовольствием дают себя обмануть и не один раз: для рабской души самое главное - не вдаваться в тонкость происходящего. Они знают, что за них уже всё кто-то решил, но холопские души это нисколько не возмущает. Наоборот, они в глубине души даже рады этому, ведь известно, что рабы всегда живут одним днём. День прошёл и ладно, и что будет завтра, их уже не волнует. К тому же, псевдодемократическая западная пропаганда учит людей жить только для себя, не думать о своём народе, родной земле, государстве и даже не думать о будущем своих детей.


Лозунг псевдодемократов: «каждый сам за себя»! А то, что отдельная клетка не может обойтись без всего организма, и чтобы ей выжить, необходимо заботиться о его благополучии, такие люди не знают. Они, как губка, впитывают демократическую ложь и рады без памяти, что за это им кое-что перепадает со стола толстосумов...

Ещё Лев Толстой заметил, что миром управляют сумасшедшие. И, к сожалению, он был прав. Ведь по статистике

в конце XX века в составе правительств демократических стран Запада, в том числе и России, более 90% постов после

перестройки заняли богоизбранные... Если бы современный западный и российский демократ был похож на демократа античного (афинского, фиванского или херсонесского), то ни один иудей не попал бы в правительство стран ни Запада, ни России. А так получается, что сатанисты-правители управляют точно такой же потенциально обречённой на гибель и вырождение цивилизацией. Ведь курс цивилизации задают не народы, а те, кто управляет этими народами.


А управляют ими те, кому место в сумасшедшем доме, а не в парламенте,не в президентском кресле. Единственное, чего боятся полубезумные правители западной цивилизации, так это того, что арийские народы, которых они столько веков опускали до своего уровня, в конце концов осознают своё рабское положение и начнут новый духовный подъём. Понятно, что этот подъём сразу же сметёт всю иудейскую и англосаксонскую правительственную элиту, и на её место придут те силы, которые, в конце концов, покончат с сатанизмом...

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Лучше кума, нежели жена...
  • - оборочу/, -ро/тишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОБОРОТИ́ТЬСЯ, -очусь, -отишься; совер. . То же, что обернуться. О. в сторону. Великан оборотился в мышь. | несовер. оборачиваться, -аюсь, -аешься. | сущ. оборот, -а, муж. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОБОРОТИ́ТЬСЯ, оборочусь, оборотишься, совер. . То же, что обернуться во всех знач., кроме 7, и обратиться в 1 и 2 знач. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» Крылов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - обороти́ться сов. неперех. разг. см. оборачиваться I 1., 2., 3., 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - оборот"иться, -оч"усь, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - обязательным, не допускающим возражений Ср. была влюблена до безумия, каждое слово его считала законом для себя. Писемский. Фанфарон. Ср. Для старика была закон Ее младенческая воля. А.С. Пушкин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Закономъ для себя считать - обязательнымъ, не допускающимъ возраженій. Ср. была влюблена до безумія, каждое слово его считала закономъ для себя. Писемскій. Фанфаронъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ОБОРАЧИВАТЬСЯ СПИНОЙ к кому, к чему. ОБОРОТИТЬСЯ СПИНОЙ к кому, к чему. Устар. Проявлять пренебрежение, безразличие...
  • - ОБОРАЧИВАТЬСЯ какой СТОРОНОЙ. ОБОРОТИТЬСЯ какой СТОРОНОЙ. Книжн...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - см. Кума, сойди с ума: купи...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - съездить, стать, поворотиться, сходить, обернуться, справиться, перекинуться, повернуться, оглянуться, принять вид, бросить взгляд назад, обратиться, перевоплотиться,...

    Словарь синонимов

"Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" в книгах

Глава 10. Народный артист России Леонид Филатов: «Отцу пришла странная бумага о том, что он может считать себя несудимым…»

Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

Глава 10. Народный артист России Леонид Филатов: «Отцу пришла странная бумага о том, что он может считать себя несудимым…» …Меня устойчиво интересовал механизм тирании. Родом я из провинции, и даже там, почти в глуши, при Сталине пострадала почти вся моя семья,

Из книги Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках автора Эко Умберто

Если не считать Тото, Чаплин лучше В «Коррьере дела сера» за прошлый понедельник Туллио Кезик отвечает Ренцо Арборе, который утверждает, будто Тото выше Чарли Чаплина. Кезик замечает, что Чаплин - настоящий артист, потому что он придумывал и ставил свои фильмы, а

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться.

Из книги Домострой автора Сильвестр

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться. Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью

Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта»

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта» Учитесь у евреев считать себя людьми «первого сорта» и добиваться всего и сразу – без оглядки на тех, кому это придется не по вкусу. И вот еще что: Украина должна торопиться! Ведь если Россия тоже решит предъявить иск за

Очерк 4 «Я НЕ МОГУ СЧИТАТЬ СЕБЯ КАКИМ-ТО СЕКРЕТНЫМ ОСВЕДОМИТЕЛЕМ БЕРИИ»

Из книги Генеральская правда. 1941-1945 автора Рубцов Юрий Викторович

Очерк 4 «Я НЕ МОГУ СЧИТАТЬ СЕБЯ КАКИМ-ТО СЕКРЕТНЫМ ОСВЕДОМИТЕЛЕМ БЕРИИ» Работая в фондах Российского государственного архива новейшей истории (бывший Архив Общего отдела, сектора учета и анализа руководящих кадров и некоторых других структурных подразделений ЦК КПСС),

На себя оборотиться

Из книги Опять вопросы вождям автора

На себя оборотиться В письмах читателей по итогам президентских выборов 1996 г. звучит одна тема, которую наконец-то надо поднять гласно. Первой причиной поражения коммунистов многие считают недоверие людей к верхушке КПРФ - тем, кто маячит за Зюгановым. Поэтому

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ?

Из книги Спецслужбы и войска особого назначения автора Кочеткова Полина Владимировна

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ? Официально ведомство, возглавляемое Йохимом Гауком, называется так: «Федеральный уполномоченный по вопросам документов министерства государственной безопасности бывшей Германской Демократической Республики». Осенью 1989

Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

За какой момент времени лучше считать воронку продаж?

Из книги Монетизация бизнеса автора Меркулов Андрей

За какой момент времени лучше считать воронку продаж? Я считаю ее в динамике за месяц. Если вы не считаете показатели продаж в динамике, то забываете, что у вас было в предыдущем месяце. Плюс я собираю статистику предыдущих лет, и мы можем сравнивать показатели месяца этого

Трудиться упорно, трудиться с умом

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Трудиться упорно, трудиться с умом Одно из последствий нездорового перфекционизма, на которое указывают Херли и Риман, - эмоциональное выгорание - явление, знакомое многим перфекционистам, включая меня. Сколько себя помню, я всегда знал, что упорный труд - это ключ к

Считать себя застенчивым – это негатив

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Считать себя застенчивым – это негатив К сожалению, термин «застенчивость» имеет крайне негативные коннотации. Однако так быть не должно: застенчивость можно приравнять к сдержанности, самоконтролю, вдумчивости и чувствительности. Тем не менее исследования показали,

На себя оборотиться

Из книги Оппозиция, или как противостоять Путину автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

На себя оборотиться В письмах читателей по итогам президентских выборов 1996 г. звучит одна тема, которую наконец-то надо поднять гласно. Первой причиной поражения коммунистов многие считают недоверие людей к верхушке КПРФ- тем, кто маячит за Зюгановым. Поэтому

Если не считать Тото, Чаплин лучше

Из книги Картонки Минервы [сборник] автора Эко Умберто

Если не считать Тото, Чаплин лучше В «Коррьере дела сера» за прошлый понедельник Туллио Кезик отвечает Ренцо Арборе, который утверждает, будто Тото выше Чарли Чаплина. Кезик замечает, что Чаплин – настоящий артист, потому что он придумывал и ставил свои фильмы,

(а6) Мы должны считать себя мертвыми для греха, но живыми для Бога (11)

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

(а6) Мы должны считать себя мертвыми для греха, но живыми для Бога (11) Эту мысль можно пояснить следующим образом. Если смерть Христа была смертью для греха (а она была) и если Его воскресение было воскресением для Бога (а так и было), если через крещение по вере мы соединились

Почему опасно считать себя неудачником

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Почему опасно считать себя неудачником Мы становимся такими, какими сами себя считаем – это закон! Можно потерпеть множество неудач – и через неудачи прийти к победе, а значит, не стать неудачником. А можно сломаться при виде малейшего препятствия, и даже не пытаться

Лида (14:06:22 23/10/2011):
О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016):
"Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко - и в действительной жизни, и в зеркале жизни - в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их ("Зеркало и обезьяна"). Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют суть и смысл басни так: "...Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, - хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: "Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!" Пусть им говорят то же, что в басне "Зеркало и обезьяна" сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017):

Суть и смысл басни в следующем: "Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело - подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: "На каждом человеке есть два мешка: один - спереди, другой - сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний - чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них - как на ладони!". Прочтите у Крылова басню "Зеркало и Обезьяна"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017):
Мораль басни "Зеркало и Обезьяна" заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: "Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире."

Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: "В чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает".

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Что считать воровством? Возможно, кому-то из читателей после всего вышесказанного покажется, что иудаизм довольно мягко относится к ворам и воровству.Однако на самом деле кража объявляется тягчайшим преступлением, и под само понятие «воровства», которого следует

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Душа обязана трудиться Из стихотворения без названия (1958) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958): Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь! Цитируется как призыв к постоянной работе над

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Лучше меньше, да лучше Название статьи (1923) В. И. Ленина {1870- 1924).Фраза-символ приоритета качества над

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Молчи! всё знаю я сама; / Да эта крыса мне кума Из басни «Совет мышей» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). «Когда-то вздумалось мышам себя прославить», и они решили составить Совет, в которым бы заседали самые достойные - те, «у коих хвост длиной во весь их рост». Началось первое

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня Из передовицы журнала ЦК КПСС «Коммунист» (1957. № 1).Фраза-символ казенного, фальшивого оптимизма в том, что касается социально-экономического положения страны.Употребляется обычно

Из книги Как построить бизнес по Торе? автора Резцова Ирина

Умеют ли животные считать? Возможно, вам приходилось видеть в цирке дрессированных тюленей, медведей, собак, умеющих решать простые арифметические задачи. Не правда ли, создается впечатление, будто эти животные умеют считать? Однако на самом деле это не так! Просто тюлень

Из книги Спецслужбы и войска особого назначения автора Кочеткова Полина Владимировна

Из книги Толковый словарь для современных родителей автора Шалаева Галина Петровна

1. Что считать экономической ересью? Широкое распространение получило представление о том, что существует некая идеальная модель рыночной экономики и есть “экономические ереси” (отступления от идеальной модели рыночного хозяйства), что наконец-то в 80–90-е годы прошлого

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Из книги автора

Бог умеет трудиться В Торе говорится о том, что труд, именно созидающий и направленный на конкретный результат, нелегок.Люди, которые выбирают заведомо легкий путь к успеху, часто желаемого успеха не достигают. Именно потому, что за легкостью в них самих утрачивается

Из книги автора

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ? Официально ведомство, возглавляемое Йохимом Гауком, называется так: «Федеральный уполномоченный по вопросам документов министерства государственной безопасности бывшей Германской Демократической Республики». Осенью 1989

Из книги автора

Умение считать Ребенок учится считать, постепенно постигая окружающий мир. Когда малыш, всякий раз увидев на улице автомобиль, спрашивает: «Машина?», он тем самым показывает, что отличает автомобиль от других предметов и понимает, что этих предметов много.

Из книги автора

Совет № 103 Учитывайте тип протектора! На льду себя лучше ведут шины с мелко расчлененным рисунком протектора В сильный мороз лед «удерживает» покрышку лучше, чем снег, поскольку он меньше тает под протектором. Некоторые водители считают, что шина с крупным протектором,