Что такое мифология? Значение и происхождение слова, известные герои мифов. Смотреть что такое "Миф" в других словарях

Первые главы книги, которую вы держите в руках, дают общее представление о том, что такое миф и мифология, о классификации мифов и истории изучения мифологии. Дальнейшие главы повествуют об особенностях мифологических представлений разных народов: древних славян, скандинавов, кельтов, египтян, индийцев, иранцев, китайцев, японцев, американских индейцев и австралийских аборигенов. Особое внимание в книге уделено античной мифологии (греческой и римской). Однако следует отметить, что каждая из описанных мифологических систем обладает неповторимым своеобразием и поэтому по-своему интересна.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярная история мифологии (Е. В. Доброва, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ

Благодаря сравнительно-историческому анализу чрезвычайно многообразных мифов различных народов мира было установлено, что целый ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Это позволило исследователям выделить определенные виды мифов.

Наиболее древними и примитивными являются мифы о животных . Самые элементарные из них лишь в наивной форме объясняют отдельные признаки зверей. У многих народов существуют мифологические представления о том, что в древности люди были животными. У австралийцев они имеют ярко выраженную тотемическую окраску. Наиболее распространенными у всех народов являются мифы о превращении людей в животных и растения. Так, широкую известность приобрели древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.

Тотемические мифы представляют собой сказания о фантастических тотемических предках, от которых произошли люди. Они обычно повествуют о странствиях этих предков, причем из описания не всегда ясно, являются ли подобные существа людьми или животными, скорее всего, это полулюди-полуживотные. В большинстве случаев повествование заканчивается тем, что они уходят под землю, оставляя на этом месте скалу или камень, либо превращаются в эти предметы.

Действие в тотемических мифах происходит в тех местностях, которые наполнены мифологическими ассоциациями. Встречающиеся на пути мифологических персонажей скалы, ущелья, водоемы австралийцы считают тотемическими центрами, где хранятся священные эмблемы (чуринги) и совершаются тайные религиозные обряды.

Тотемические мифы тесно взаимосвязаны с соответствующими тайными обрядами, исполнители которых в лицах воспроизводили происходившие в них события. Мифы служили своеобразным разъяснением религиозных обрядов, в этом смысле их можно считать исходной формой культовых мифов, о которых рассказывалось выше.

Тотемические мифы были распространены не только в далекой древности, в период раннеродового общественного строя. Следы и пережитки тотемизма встречаются также в мифологиях более развитых обществ. Наиболее они выражены в мифах Древнего Египта. В каждой из его областей – номе – почиталось свое священное животное и свой местный бог.

Многие древнегреческие боги представлялись в образе животных. Например, Деметра почиталась в Аргосе в виде женщины с лошадиной головой, а Посейдон нередко изображался в виде коня. Атрибутами некоторых богов также являлись животные. Так, Зевсу сопутствовал орел, Афине – сова, Асклепию – змея и т. д.

В римской мифологии следы тотемизма нашли отражение в легендах, повествующих о племенах самнитов, которыми при переселении предводительствовали животные. Кроме того, отголоском тотемизма, по всей вероятности, является предание о волчице, вскормившей Ромула и Рема.

Уходят корнями в глубокую древность мифы о происхождении солнца, луны (месяца) и звезд, которые называются соответственно солярными, лунарными и астральными мифами .

В древнейших астральных мифах звезды или созвездия предстают в образах животных. Такие мифы нередко повествуют об охоте на животных. Так, эвенки считали небо тайгой верхнего мира, в котором живет космический лось Хэглун. Лось каждый вечер похищал и уносил в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы представлялись ногами Хэглуна, а три звезды ручки ковша – охотником, тремя охотниками или мифологическим медведем Манги, который охотился за лосем. Млечный Путь эвенки считали следом лыж охотника-медведя.

Характерной чертой астральных мифов является наличие нескольких космических персонажей, которые олицетворяют собой расположенные рядом созвездия. Развитие таких астральных мифов привело к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же количеством животных. На их основе была создана закономерная картина движения небесных светил, которые описывались посредством мифологических символов – животных.

Некоторые мотивы астральных мифов получили широкое распространение по всей территории Евразии. К ним относится известный в славянском и восточно-азиатском варианте мотив изображения звезды или созвездия в виде собаки, которая стремится сорваться с цепи, что может привести к опасным последствиям для всего мироздания. Не менее распространенным является образ Большой Медведицы в виде колесницы или повозки.

Его можно встретить во всех древних традициях, являющихся продолжением индоевропейской мифологии, а также у древних китайцев и американских индейцев.

Во многих архаических мифологиях звезды или созвездия представлены как предметы, принадлежащие верхнему миру. Например, в кельтской мифологии звезды считаются корнями деревьев, растущими на верхнем небе. Существовали также представления о людях, которые некогда жили на земле, потом по какой-то причине переместились на небо и превратились в звезды или созвездия.

Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев. Например, селькупский миф рассказывает о небесном Ие, который отправился в путь, когда дул холодный восточный ветер. Он был плохо одет, поэтому совсем замерз и оставлял на небе следы, которые образовали Млечный Путь.

Взаимное расположение созвездий на небосклоне нередко рассматривалось в мифах как следствие борьбы друг с другом двух или нескольких мифологических персонажей или отождествлялось с изображением какого-либо мифологического сюжета. Например, расположение созвездия Орион, движущегося за Плеядами, объяснялось греческим мифом о Плеядах и Орионе.

Ранний этап развития солярных мифов ярко представлен мифами бушменов, которые считали солнце человеком со светящимися подмышками. Когда он поднимал руки, на земле становилось светло, а когда опускал, наступала ночь.

Лунарные мифы , которые получили распространение практически у всех народов мира, обычно взаимосвязаны с солярными. Наиболее архаической формой лунарных мифов являются мифы, в которых солнце и месяц (или луна) предстают в образах героев, связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу. Один из них может быть подчинен другому и поэтому вынужден выполнять его поручения.

Солнце чаще всего оказывается отрицательным мифологическим персонажем. Это объясняется меньшей ролью божества луны по сравнению с божеством солнца в развитых мифологиях, например в мифах Египта. Так, в бушменском мифе солнце и луна предстают соперниками. луна убегает от солнца, режущего ее, как ножами, своими лучами. В конце концов от луны остается только один хребет и она начинает просить пощады. солнце перестает ее преследовать. Тогда луна уходит к себе и снова начинает расти. Затем преследование повторяется.

Абсолютно иное соотношение между лунарными и солярными мифами наблюдается в таких изолированных районах, как северо-западное побережье Южной Америки. Там месяц выступал в качестве основного божества, которое управляло стихиями, определяло движение морских вод, насылало гром и молнию. Согласно представлениям индейцев этих областей, месяц сильнее солнца уже по той причине, что может светить и днем и ночью. Кроме того, луна может затмевать солнце, солнце же ее затмить не способно. Поэтому во время солнечного затмения устраивались праздники в честь победы месяца над солнцем. Лунные же затмения, наоборот, считались весьма печальным событием.

В некоторых архаических солярных мифах солнце, так же как и луна, предстает в образе женщины. У солнца обычно есть помощники, чаще всего это дети, которые зажигают свет. Например, в мифах эвенков в качестве такого помощника выступает младший сын Дылача – Солнца-женщины.

Архаические солярные мифы повествуют о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц. Так, в мифах народов Нижнего Амура и Сахалина один из персонажей выстрелами из лука гасит лишние солнца.

В древности также распространены были мифы, повествующие об исчезновении и последующем возвращении солнца на небо. Так, в хеттском мифе рассказывается о том, как великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским, захватил бога солнца и укрыл его в своей пучине. Вызволил его из плена бог плодородия Телепинус.

В развитых мифологиях, в отличие от архаических, солнце включается в пантеон богов и является главным божеством или одним из двух главных божеств (обычно солнца и грозы). Подобная тенденция характерна для мифологий Шумера и Древнего Египта. Во многих мифах говорится о сотворении солнцем всех существ, в том числе людей и животных. К тому же периоду относится представление о солнце, которое выезжает на запряженной лошадьми колеснице, чтобы объехать четыре стороны света. Многие мифологии связывают образ солнца со священным царем-правителем.

Символика архаических солярных мифов, в том числе представление о множественности солнц, о черном солнце нижнего мира и т. п., прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до XX века.

Непосредственную взаимосвязь с астральными мифами имеют распространенные в мифологиях развитых народов календарные мифы , являющиеся символическим воспроизведением естественных природных циклов. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге характерен для мифологий Древнего Востока. Самой ранней его формой был миф об умирающем и воскресающем звере, который зародился еще в период существования первобытного охотничьего хозяйства. Наиболее ярким примером таких мифов является миф об Осирисе (Древний Египет). Аналогичны по содержанию мифы об Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др.

У народов с развитыми мифологическими системами центральную группу составляют космогонические и антропогонические мифы , т. е. мифы, повествующие о происхождении мира (Вселенной) и человека. В мифологиях культурно отсталых народов космогонические мифы практически отсутствуют. Так, в австралийских мифах встречается лишь идея о том, что земная поверхность когда-то имела иной вид, о происхождении же земли, неба и т. п. ничего не говорится. Многие австралийские мифы рассказывают о том, как появился на земле человек, но мотива творения в них нет: говорится или о превращении животных в людей, или присутствует мотив «доделывания».

Для мифологии народов с более высоким уровнем культуры характерно наличие развитых космогонических и антропогонических мифов. Мифы о происхождении мира и человека известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, народов Древнего Востока и Средиземноморья. В них присутствуют две идеи – творения и развития.

Согласно эволюционным мифологическим представлениям, современный мир возник в результате постепенного развития из некоего бесформенного первобытного состояния – хаоса, мрака.

Для мифологий Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки и Америки характерен мотив происхождения мира из первозданных вод, которые нередко отождествлялись с хаосом. Во многих мифах исходным материалом для создания Вселенной служат пена и ил, плавающие в первозданном океане. Так, гавайский миф повествует о том, что мир произошел из грязи. Распространенным также является мотив происхождения мироздания из матери-земли: спящая земля поднимается из хаоса и порождает небо.

Процесс творения космоса нередко предстает как развитие из мирового яйца, из двустворчатой раковины или скорлупы.

В основу другой категории мифов положена идея творения . Мифы повествуют о создании мира каким-либо сверхъестественным существом – богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т. п. В таких мифах не описывается эпоха до начала творения. В них последовательно излагаются этапы сотворения частей мироздания, хотя подобное описание встречается и в космогонических мифах первого типа.

Первичным материалом для строительства космоса в большинстве мифов являются пять основных стихий – огонь, вода, воздух, земля и эфир. Возможны также и исключения из общего правила. Например, скандинавские мифы рассказывают о возникновении мира от взаимодействия огня и воды с холодом.

В хаосе все стихии были смешаны. Их разъединение и очищение стали одним из первых элементарных актов творения мироздания. Кроме того, к основным космогоническим актам относятся следующие этапы творения:

1) установление космического пространства, т. е. отделение неба от земли, формирование трех космических зон и т. п.;

2) создание космической опоры, например сотворение первой тверди среди первоначального океана, Мировой горы, Мирового дерева или укрепление на небе солнца;

3) посредничество между отдельными зонами созданного космического пространства, которое осуществляется нисходящими на землю или в подземное царство богами, жрецами, шаманами или даже непосвященными, попавшими на небо или сошедшими в преисподнюю;

4) наполнение пространства стихиями, конкретными объектами (элементами ландшафта, растениями, животными, людьми) и абстрактными сущностями (космическими тканями, дымом, тенями и т. д.), производимое каким-либо божеством, например Индрой в индийской мифологии;

5) сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого: в различных мифологиях одновременно присутствует мотив золотого зародыша, Мирового яйца, первоэлемента и образ Вселенной как единого божества.

Совокупность всех перечисленных актов творения представляет не только сам космогонический процесс, но и его результат, т. е. сотворенный космос. Порядок сотворения мироздания во всех мифологиях подчиняется общей схеме: хаос – небо и земля – солнце, месяц и звезды – время – растения – животные – человек – предметы обихода и т. д.

Таким образом, в космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.

Сюжет в космогонических мифах развивается в направлении от внешнего и далекого к внутреннему и близкому: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к конкретным предметам.

В различных мифах происхождение космоса и его частей объясняется по-разному:

1) превращением каких-либо объектов в другие; например, австралийские мифы повествуют о том, как тотемные предки, совершившие свой маршрут, превращались в скалы, холмы, деревья, животных;

2) посредством перемещения в пространстве, добывания или похищения у первоначальных хранителей некой субстанции; так, в мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев и других гагара, утка, нырок, черепаха или иные животные со дна первозданного океана добывают ил, из которого возникает мир;

3) как результат сотворения демиургом или богом-творцом.

Творец предстает в мифах как некое первое существо, имеющее космическую божественную природу. Это первый бог, сотворивший мир, который в дальнейшем лишь изредка вмешивается в дела людей. Он возникает из первородного хаоса или океана либо обнаруживает себя в пустоте. Демиург – божество, участвующее в творении мира, полубог-получеловек, а точнее, первочеловек, основатель культурной традиции. В мифах многих народов творец предстает в образе какого-либо животного: ворона, койота, коровы, ящерицы, гагары и др.

Кроме того, широкое распространение в мифах получил мотив биологического порождения творцом космических объектов, богов и людей, которое обычно осуществляется необыкновенным образом. Например, творец приносит себя в жертву, и элементы мироздания образуются из частей его тела. Нередко в процессе творения божество извлекает космические объекты из себя. Кроме того, материалом для творения может выступать и божественное слово.

К созданию Вселенной бог-творец может привлекать другие силы, например божеств четырех сторон света, духов или гигантского змея, который поддерживает землю.

Бог-творец создает других богов, которые получают более узкую специализацию. Об их происхождении повествуют теогонические мифы , входящие в состав космогонических. Поскольку человек является последним звеном в цепи творения, космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы , рассказывающие о сотворении человека.

В антропогонических мифах не всегда прослеживается четкое различие между происхождением всего рода человеческого и определенных народов, первого человека или первой пары людей и каждого отдельного человека. Зачастую сотворение человека рассматривается отдельно от создания его души, которая имеет самостоятельную судьбу. Иногда рассказывается о происхождении человеческих органов.

Во многих мифах рассказывается о создании всех существ, животных, предметов и явлений (солнца, звезд, луны) и даже самой Вселенной из частей тела первочеловека, поэтому происхождение людей нередко представляется не как их создание, а как выделение из совокупности других человекоподобных существ, которые постепенно утрачивают человеческое обличье. Некоторые мифы повествуют о том, что первоначально все люди были сросшимися воедино, сотворение же человека в них рассматривается как отделение его от других людей.

Материалом для создания людей в различных мифологиях могут служить костяки животных, орехи, дерево, глина или земля. Например, в скандинавской мифологии боги оживляют древесные прообразы людей, а потом «доделывают» их. В ирокезском мифе Иоскеха слепил первых людей из глины по своему образу, отраженному в воде.

Для многих мифологий характерно представление о том, что первыми бог создал мужчин, а потом – женщин. Мужчины и женщины нередко различаются по своему происхождению. Кроме того, для их сотворения используются разные материалы.

В некоторых мифологиях создание человека делится на два и более этапов: сначала появляются первые антропоморфные существа, или первопредки, от которых происходят люди. Например, в мифе индейского племени сиу из двух узлов паутины существовавшего изначально мирового паука демиург создает двух первых женщин – прародительниц рода людского.

Первичная пара существ в одной и той же мифологии может быть представлена как богиней земли и ее божественным супругом, так и рожденными этими богами первыми людьми. В индоиранской, славянской, нанайской и некоторых других мифологиях существует представление о том, что с появлением на земле первого человека заканчивается мифическое время, когда все люди обладали бессмертием и ничем не отличались от богов. Иными словами, первый человек был первым смертным. Например, древнеиндийский Яма «умер как первый из смертных», поэтому стал богом мертвых.

Особым типом антропологических мифов являются сказания, которые повествуют не о сотворении человека, а о способе, который дает возможность уже давно существующим людям попасть в земной мир. Так, в мифах североамериканских индейцев племени акома две женщины увидели сон о людях, живущих в подземном мире. Они вырыли яму и освободили людей. Широкое распространение подобные мифы, согласно которым люди вышли на землю из скалы, земли, ямы, иногда из термитника, получили у африканских народов.

Так же как в создании частей космоса принимает участие слово, человек может быть сотворен путем словесного называния его имени. Одно из древнегреческих сказаний гласит, что люди возникли по мысли Птаха, которая была выражена в его слове.

Представление о том, что человек, кроме телесной оболочки, имеет еще и душу, способствовало возникновению двойственной природы антропогонических мифов. Так, миф западно-африканского племени йоруба повествует о том, что бог создал человека в виде двух половин – земной и небесной. Прежде чем сойти на землю, земной человек должен заключить со своим небесным двойником договор, в котором оговорить, на какой срок он отлучится с небес, какие дела совершит и сколько жен и детей будет иметь.

Традиция, восходящая к концепции первочеловека и сотворения мира из частей его тела, нашла свое отражение в культуре европейского Средневековья в эпоху Возрождения. Образное понимание «гротескного тела» как модели всего мироздания характерно для народной карнавальной культуры.

Впоследствии подобные представления сказываются в творчестве тех писателей, которые черпали образы в ее наследии, в частности в творчестве Ф. Рабле и Н. В. Гоголя.

Среди наиболее распространенных мифологических мотивов следует назвать также мифы о чудесном рождении и происхождении смерти . В более поздний период сформировались мифологические представления о загробном мире и судьбе.

На сравнительно высокой ступени развития возникают эсхатологические мифы , представляющие собой рассказы-пророчества о конце света. Подобные мотивы развиты в мифах древних майя и ацтеков, иранской, германо-скандинавской мифологиях, христианстве, талмудическом иудаизме и в исламе.

В мифологиях всех стран и народов особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ : добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении среди людей определенных социальных норм, обычаев и обрядов. Их введение, как правило, приписывается культурным героям. В архаических мифологиях их образ практически отождествляется с мифологическим образом тотемических предков. В мифах, созданных в период раннеклассового общества, в качестве культурных героев нередко выступают боги или герои исторических преданий.

Особой разновидностью мифов о культурном герое являются так называемые близнечные мифы , в которых происходит как бы раздвоение главного образа. В них действуют братья-близнецы, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой; один приносит людям полезные знания, другой все портит.

На ранней стадии развития мифологического мышления большинство мифов отличаются примитивностью, краткостью, элементарностью содержания и бессвязностью фабулы. В период зарождения классового общества мифы постепенно усложняются, превращаясь в развернутые повествования. Образы и мотивы в различных мифах начинают переплетаться. Появляются мифы, связанные между собой по содержанию, которые объединяются в циклы.

В отдельных мифологических системах может уделяться особое внимание какой-либо одной группе мифов. Например, в скандинавской мифологии преобладают эсхатологические мифы, рассказывающие о неизбежной гибели мира, богов и людей; в египетской – мифы о загробной жизни; в римской – мифы, повествующие об истории города Рима, о его первых царях и героях. Однако в целом каждая из мифологических систем по-своему уникальна и неповторима, поэтому знакомство с древними мифами обогащает наши представления о мире и истории различных народов.

Сравнительное изучение мифов разных стран и народов показало, что сходные по содержанию мифы встречаются в мифологиях различных уголков земного шара и что круг мифологических тем и сюжетов – таких, как происхождение мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., – охватывает широчайший спектр глобальных вопросов мироздания.

МИФ (греч. μῦθος - ска-за-ние, пре-да-ние) - мно-го-знач-ный тер-мин, смысл ко-то-ро-го ме-нял-ся на про-тя-же-нии ис-то-рии и в раз-ное вре-мя оз-на-чал рас-сказ, ска-за-ние о бо-гах, вы-мы-сел (лат. fabula), пред-став-ле-ние, ле-жа-щее в ос-но-ве ми-ро-по-ни-ма-ния, и т. д. Как прин-цип ос-мыс-ле-ния ми-ра ми-фо-ло-гическое мыш-ле-ние про-ти-во-пос-тав-ля-ет-ся ра-цио-наль-но-му.

В ар-ха-ических куль-ту-рах ми-фо-ло-гия пред-став-ля-ет со-бой ба-зо-вую сим-во-лическую сис-те-му, об-ра-зую-щую кар-ти-ну ми-ра.

Миф слу-жит важ-ней-шим ме-ха-низ-мом куль-тур-ной пре-ем-ст-вен-но-сти, иде-аль-ным об-раз-цом зна-чи-мых форм по-ве-де-ния; ори-ен-та-ция на вос-про-из-ве-де-ние са-краль-ных ми-фических со-бы-тий во мно-гом оп-ре-де-ля-ет тра-ди-цио-на-лизм об-ще-ст-ва.

Миф пе-ре-да-ёт-ся в фор-ме рас-ска-за (в от-ли-чие от сказ-ки, со-бы-тия миф вос-при-ни-ма-ют-ся ау-ди-то-ри-ей как ис-тин-ные), эпо-са, от-ра-жа-ет-ся в со-ци-аль-ной струк-ту-ре, ис-кус-ст-ве, сим-во-ли-ке по-эзии, ар-хи-тек-ту-ры, оде-ж-ды и т. д.

Тра-ди-ци-он-ные мифы час-то вы-сту-па-ют как свя-щен-ный язык ре-ли-гии, тес-но свя-за-ны с об-ря-да-ми , вос-про-из-во-дя-щи-ми ми-фич. со-бы-тия (со-глас-но дру-гой точ-ке зре-ния, ар-ха-ические мифы пред-став-ля-ет со-бой ин-тер-пре-та-цию пер-вич-ной сим-во-ли-за-ции, за-да-вае-мой об-ря-дом). Пря-мую связь с ри-туа-лом (жерт-во-при-но-ше-ни-ем, ини-циа-ция-ми) име-ют оп-ре-де-лён-ные ти-пы мифов, например миф об «уми-раю-щем и вос-кре-саю-щем Бо-ге», ша-ман-ские мифы, «мед-ве-жьи пес-ни» мед-вежь-е-го празд-ни-ка и др.

Основные сю-же-ты ар-ха-ических мифов по-вто-ря-ют-ся в раз-ных не-за-ви-си-мо раз-ви-вав-ших-ся куль-ту-рах (например, миф о По-то-пе); скла-ды-ва-ют-ся об-щие ти-пы ми-фо-ло-гического ге-роя (трик-стер; ге-рой-бо-га-тырь, например Тор, Ге-ракл ; ге-рой-ша-ман, например Один; бо-ги-ня-лю-бов-ни-ца, например Аф-ро-ди-та-Ве-не-ра, Ас-тар-та-Иш-тар; бо-ги-ня-де-ва-вои-тель-ни-ца, например Афи-на, Ар-те-ми-да, валь-ки-рии; и т. п.).

Обыч-но ми-фо-ло-гический рас-сказ при-зван объ-яс-нить соз-да-ние су-ще-ст-вую-ще-го по-ряд-ка ве-щей. Ча-ще все-го это - кос-мо-го-ни-че-ские ми-фы и в т. ч. мифы, опи-сы-ваю-щие ка-та-ст-ро-фу, ко-то-рая от-де-ля-ет «зо-ло-той век» от ны-неш-них вре-мён. Кос-мо-го-нический рас-сказ час-то про-дол-жа-ет-ся эт-но-го-ни-че-ски-ми мифами - о про-ис-хо-ж-де-нии на-ро-да от ми-фических ро-до-на-чаль-ни-ков, пе-ре-се-ле-нии его на современную тер-ри-то-рию, вой-нах, во-ж-дях и пра-ви-те-лях и т. п. (например, «По-поль-Вух», «Ма-хаб-ха-ра-та»). С ис-то-ри-ей на-ро-да свя-зы-ва-ют-ся и ге-ро-ические мифы - о под-ви-гах ге-ро-ев, в т. ч. в фор-ме ге-ро-ического эпо-са (например, цик-лы мифово Ни-бе-лун-гах , Ге-рак-ле, Одис-сее, Эди-пе, греческие мифы фи-ван-ско-го и тро-ян-ско-го цик-лов - см. «Илиа-да»; мифы, лёг-шие в ос-но-ву эпо-сов «Гэ-сэр», «Джан-гар», «Ра-мая-на»). Осо-бое ме-сто в ми-фо-ло-гии за-ни-ма-ют мифы о кон-це че-ло-ве-че-ской ис-то-рии (эс-ха-то-ло-ги-че-ские ми-фы).

В со-вре-мен-ном ми-ре мифы де-са-кра-ли-зу-ют-ся и ухо-дят в «под-соз-на-ние» об-ще-ст-ва, про-дол-жая во мно-гом оп-ре-де-лять его жизнь и кар-ти-ну ми-ра, вы-сту-пая как не-от-реф-лек-си-ро-ван-ные схе-мы вос-при-ятия и по-ве-де-ния лю-дей. К ми-фо-ло-гическому мыш-ле-нию апел-ли-ру-ют рек-ла-ма и идео-ло-гия, мифы яв-ля-ют-ся уни-вер-саль-ным язы-ком ис-кус-ст-ва и ин-тег-ри-рую-щей, спла-чи-ваю-щей об-ще-ст-во си-лой (фор-ми-руя, например, национальное са-мо-соз-на-ние).

Изу-че-ние ми-фо-ло-гии.

Пер-вые опы-ты кри-тического ра-цио-наль-но-го ана-ли-за мифов от-но-сят-ся к древне-греческой фи-ло-со-фии. Пла-тон и его по-сле-до-ва-те-ли рас-смат-ри-ва-ли мифы как сим-во-лы, ука-зы-ваю-щие на вне-вре-мен-ную выс-шую ре-аль-ность идей-пер-во-об-ра-зов (эй-до-сов). Эв-ге-мер (III век до н. э.) ин-тер-пре-ти-ро-вал мифы как обо-же-ст-в-ле-ние ца-рей, ге-ро-ев и муд-ре-цов про-шло-го (это тол-ко-ва-ние мифов по-лу-чи-ло название эв-ге-ме-ри-че-ско-го). Со-фис-ты и стои-ки (см. Стои-цизм) трак-то-ва-ли мифы ал-ле-го-ри-че-ски, счи-тая бо-гов пер-со-ни-фи-ка-ци-ей при-род-ных яв-ле-ний. В сред-ние ве-ка сло-во «мифы» оз-на-ча-ло имен-но ан-тич-ные мифы, ча-ще все-го счи-тав-шие-ся ал-ле-го-рия-ми или язы-че-ски-ми ис-то-рия-ми о де-мо-нических су-ще-ст-вах. Ал-ле-го-рические ин-тер-пре-та-ции мифов пре-об-ла-да-ли в эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния и Про-све-ще-ния: так, Д. Юм ви-дел в ми-фических об-раз-ах вы-ра-же-ние стра-хов и на-дежд пер-во-быт-но-го че-ло-ве-ка, не спо-соб-но-го от-де-лить мир объ-ек-тов от ми-ра субъ-ек-тив-ных пе-ре-жи-ва-ний. Французские про-све-тите-ли счи-та-ли мифы про-яв-ле-ни-ем не-ве-же-ст-ва, суе-ве-ри-ем и соз-нательным об-ма-ном на-ро-да жре-ца-ми.

Прин-ци-пи-аль-но от-лич-ную от про-све-ти-тель-ских тео-рию мифов пред-ло-жил Дж. Ви-ко («Ос-но-ва-ния но-вой нау-ки об об-щей при-ро-де на-ций», 1725 год), опи-сав ми-фо-ло-гию как ос-но-ва-ние ар-ха-ической куль-ту-ры - «ве-ка бо-гов», свя-зан-но-го с гос-под-ством по-этического во-об-ра-же-ния и не-раз-ви-то-стью мыш-ле-ния. Он от-ме-чал сход-ст-во ми-фо-ло-гического мыш-ле-ния с мыш-ле-ни-ем ре-бён-ка, опе-ри-рую-ще-го кон-крет-ны-ми, эмо-цио-наль-но на-сы-щен-ны-ми об-раз-ами, ма-ло спо-соб-ным к фор-ми-ро-ва-нию аб-ст-ракт-ных по-ня-тий, роль ко-то-рых иг-ра-ют соз-дан-ные фан-та-зи-ей ан-тро-по-морф-ные су-ще-ст-ва.

В 1724 году мис-сио-нер-ие-зу-ит ис-сле-до-ва-тель иро-ке-зов Ж.Ф. Ла-фи-то опуб-ли-ко-вал пер-вый труд по срав-нительной ми-фо-ло-гии («Нра-вы аме-ри-кан-ских ди-ка-рей в срав-не-нии с нра-ва-ми древ-них вре-мён»), со-пос-та-вив в нём мифы ин-дей-цев с древне-греческими ми-фа-ми.

В конце XVIII - начале XIX веков ра-ди-каль-ные из-ме-не-ния в по-ни-ма-нии мифов бы-ли ини-ции-ро-ва-ны пред-ста-ви-те-ля-ми ев-ропейского ро-ман-тиз-ма. Миф впер-вые стал рас-смат-ри-вать-ся как са-мо-быт-ная фор-ма ду-хов-ной жиз-ни, а изу-че-ние ми-фо-ло-гии вы-де-ли-лось в отдельую ис-то-рическую дис-ци-п-ли-ну, поль-зую-щую-ся ме-то-да-ми язы-ко-зна-ния, фи-ло-ло-гии, ар-хео-ло-гии, ис-то-рии искусства.

Ро-до-на-чаль-ни-ком та-ко-го под-хо-да к мифу стал немецкий фи-ло-лог Х.Г. Гей-не, ко-то-рый в со-чи-не-ни-ях «De fide historica aetatis my-thi-cae» (1798 год) и «Sermonis mythici seu symbolici interpretatio...» (1807 год) пред-ло-жил рас-смат-ри-вать ми-фо-ло-гию как ар-ха-ический язык, за-пе-чат-лев-ший ос-мыс-ле-ние древ-ни-ми на-ро-да-ми ок-ру-жаю-ще-го ми-ра.

Ха-рак-тер-ное для йен-ско-го ро-ман-тиз-ма эс-те-тическое ис-тол-ко-ва-ние мифа как пер-во-об-ра-за по-эзии и искусства (Ф. Шле-гель), во мно-гом вос-хо-дя-щее к кон-цеп-ции К.Ф. Мо-ри-ца (ан-тич-ная ми-фо-ло-гия как сим-во-лический «язык фан-та-зии» - «Уче-ние о бо-гах», «Götterlehre», 1791 год), по-лу-чи-ло сис-те-ма-тическое обос-но-ва-ние в «Фи-ло-со-фии ис-кус-ст-ва» Ф.В. Шел-лин-га (1804 год), где ми-фо-ло-гия оп-ре-де-ля-лась как «не-об-хо-ди-мое ус-ло-вие и пер-вая ма-те-рия вся-ко-го ис-кус-ст-ва».

По-ни-ма-ние искусства как современного ми-фо-твор-че-ст-ва вы-зва-ло к жиз-ни уто-пические про-ек-ты соз-да-ния но-вой ми-фо-ло-гии («Речь о ми-фо-ло-гии» Шле-ге-ля, 1800 год; так называемая Пер-вая про-грам-ма сис-те-мы немецкого идеа-лиз-ма, около 1797 года, и др.). К этой же тра-ди-ции вос-хо-дит и позд-ней-шая фи-лоско-по-этическая апо-ло-ге-ти-ка М. у Ф. Ниц-ше, свя-зан-ная с осоз-на-ни-ем кри-зи-са но-во-ев-ро-пей-ской ра-цио-на-ли-стической куль-ту-ры.

Фи-лоско-ал-ле-го-рический под-ход к мифц раз-ра-бо-тан на об-шир-ном эм-пи-рическом ма-те-риа-ле в тру-дах Ф. Крей-це-ра («Сим-во-ли-ка и ми-фо-ло-гия древ-них на-ро-дов, в осо-бен-но-сти гре-ков» - «Symbolik und My-thologie der alten Völker, besonders der Griechen», Bd 1-6, 1810-1823 годы), Й. Гёр-ре-са («Ми-фо-ло-гия ази-ат-ско-го ми-ра», 1810 год), И.А. Кан-не («Пер-вые до-ку-мен-ты ис-то-рии, или Все-об-щая ми-фо-ло-гия» - «Erste Urkunden der Geschichte, oder Allge-meine Mythologie», 1808 год, и др.), К.О. Мюл-ле-ра («Про-ле-го-ме-ны к на-уч-ной ми-фо-ло-гии» - «Prolegomena zu einer wissen-schaft-lichen Mythologie», 1825 год) и др., где миф трак-то-вал-ся как во-пло-ще-ние древ-ней-ше-го ми-ро-со-зер-ца-ния че-ло-ве-че-ст-ва.

Эс-те-тические и фи-лосовско-ал-ле-го-рические тол-ко-ва-ния мифа бы-ли под-верг-ну-ты кри-ти-ке Ф.В. Шел-лин-гом в лек-ци-ях по фи-ло-со-фии ми-фо-ло-гии 1820-1840-х годы, где был по-став-лен во-прос о спе-ци-фической ис-тин-но-сти ми-фо-ло-гии как раз-вёр-ты-ваю-ще-го-ся в со-з-на-нии внут-рен-не не-об-хо-ди-мо-го «тео-го-нического про-цес-са», по-лу-чаю-ще-го за-вер-ше-ние в мо-но-те-из-ме.

На-ме-чен-ное уже в ра-бо-тах И.Г. Гер-де-ра осоз-на-ние тес-ной свя-зи мифа с язы-ком и его зна-че-ния в фор-ми-ро-ва-нии «ду-ха на-ро-да» при-ве-ло в твор-че-ст-ве пред-ста-ви-те-лей гей-дель-берг-ско-го ро-ман-тиз-ма, пре-ж-де все-го братьями Я. и В. Гримм, к мас-штаб-ной ре-кон-ст-рук-ции национальной ми-фо-ло-гии на ос-но-ве ана-ли-за фольк-ло-ра («Не-мец-кая ми-фо-ло-гия», т. 1-3, 1875-1878 годы).

Под влия-ни-ем идей братьев Гримм сфор-ми-ро-ва-лась ми-фо-ло-ги-че-ская шко-ла, свя-зан-ная с по-ис-ком пер-вич-ных ми-фо-ло-гических мо-ти-вов в про-из-ве-де-ни-ях фольк-ло-ра и ли-те-ра-ту-ры; её пред-ста-ви-те-ли (А. Кун, М. Мюл-лер, Ф.И. Бус-ла-ев, А.Н. Афа-нась-ев, А.А. По-теб-ня и др.), со-брав-шие ог-ром-ное на-сле-дие ми-фо-ло-гии раз-ных на-ро-дов, за-ло-жи-ли ос-но-вы срав-ни-тель-но-ти-по-ло-гического и эти-мо-ло-гического изу-че-ния мифа. В этой шко-ле пре-об-ла-да-ла трак-тов-ка мифа как об-раз-но-го во-пло-ще-ния при-род-ных яв-ле-ний (её на-зы-ва-ют так-же «на-ту-ра-ли-стической шко-лой»), свя-зан-но-го с обо-же-ст-в-ле-ни-ем не-бес-ных све-тил («со-ляр-ная тео-рия» Мюл-ле-ра) или гро-зы («ме-тео-ро-ло-гическая тео-рия» Ку-на).

Во второй половине XIX века но-вый этап изу-че-ния мифа свя-зан с английской ан-тро-по-ло-гической шко-лой (Э. Тай-лор, Дж. Фре-зер, Г. Спен-сер и др.) и французской со-цио-ло-гической шко-лой (Э. Дюрк-гейм и Л. Ле-ви-Брюль). Тай-лор трак-то-вал миф как на-ив-ный спо-соб объ-яс-не-ния ок-ру-жаю-щих яв-ле-ний, ос-но-вой ко-то-ро-го он счи-тал ани-мизм - пред-став-ле-ние об оду-шев-лён-но-сти ок-ру-жаю-ще-го ми-ра. С точ-ки зре-ния Фре-зе-ра, ани-миз-му пред-ше-ст-во-ва-ла «эпо-ха ма-гии», а миф бы-ли лишь от-ра-же-ни-ем уми-раю-щих ма-гических ри-туа-лов. Под влия-ни-ем его взгля-дов в первой половине XX века при-об-ре-ла по-пу-ляр-ность «ри-туа-ли-стическая шко-ла», трак-то-вав-шая миф как ри-ту-аль-ные тек-сты.

Со-глас-но Э. Дюрк-гей-му, са-краль-ные кол-лек-тив-ные пред-став-ле-ния, не-чув-ст-ви-тель-ные к «про-фан-но-му» ин-ди-ви-ду-аль-но-му опы-ту, пе-ре-да-ют-ся в фор-ме мифов и об-ря-дов и яв-ля-ют-ся пред-ме-том ве-ры. Дюрк-гейм счи-тал «эле-мен-тар-ной» фор-мой мифа то-те-ми-че-скую (см. То-те-мизм) ми-фо-ло-гию, мо-де-ли-рую-щую и под-дер-жи-ваю-щую ро-до-вую ор-га-ни-за-цию (позд-нее Ж. Дю-ме-зиль на ма-те-риа-ле ин-до-ев-ро-пей-ских ми-фо-ло-гий по-ка-зал от-ра-же-ние в них трёх главных групп ар-ха-ического об-ще-ст-ва - жре-цов, вои-нов и зем-ле-дель-цев). Раз-ви-вая идеи Дюрк-гей-ма, Ле-ви-Брюль опи-сал ле-жа-щее в ос-но-ве кол-лек-тив-ных пред-став-ле-ний «пра-ло-ги-че-ское» мыш-ле-ние, опи-раю-щее-ся на ма-гические взаи-мо-свя-зи ве-щей.

Ос-но-ва-тель английской функ-цио-наль-ной шко-лы (см. Функ-цио-на-лизм) Б. Ма-ли-нов-ский в по-ле-ми-ке с английской ант-ро-по-ло-гической шко-лой ак-цен-ти-ро-вал прак-тические функ-ции мифа, иг-раю-ще-го важ-ней-шую роль в сим-во-лическом под-дер-жа-нии со-ци-аль-но-го по-ряд-ка («Миф в пер-во-быт-ной пси-хо-ло-гии», 1926 год). На-чи-ная с Ма-ли-нов-ско-го об-ря-ды и мифы ста-ли рас-смат-ри-вать-ся как два ас-пек-та (сло-вес-ный и дейст-вен-ный) еди-ной сис-те-мы ар-ха-ической куль-ту-ры, при-зван-ные под-дер-жи-вать тра-ди-цию.

С рас-про-стра-не-ни-ем пси-хо-ана-ли-за и других на-прав-ле-ний глу-бин-ной пси-хо-ло-гии миф стал рас-смат-ри-вать-ся как объ-ек-ти-ва-ция не-соз-на-вае-мых (см. Бес-соз-на-тель-ное) пси-хо-ло-гических ком-плек-сов (З. Фрейд), как про-дукт осо-бо-го ти-па мыш-ле-ния, пре-об-ла-даю-ще-го в ар-ха-ических куль-ту-рах и свой-ст-вен-но-го ран-не-му дет-ст-ву, аф-фек-тив-ным со-стоя-ни-ям и сно-ви-де-ни-ям современного че-ло-ве-ка (а так-же лю-бым из-ме-нён-ным со-стоя-ни-ям соз-на-ния). К.Г. Юнг счи-тал, что общ-ность об-ра-зов и сю-же-тов в мифах раз-ных на-ро-дов вы-зва-на об-щи-ми для всех лю-дей струк-ту-ра-ми «кол-лек-тив-но-го бес-соз-на-тель-но-го» - ар-хе-ти-па-ми. Его по-сле-до-ва-тель Дж. Кэм-пбелл (США) как в ар-хаи-че-ских, так и в со-вре-мен-ных мифах ус-мат-ри-вал мас-ки уни-вер-саль-ной транс-цен-дент-ной ис-ти-ны.

Р. От-то в пред-при-ня-том им фе-но-ме-но-ло-гическом опи-са-нии ре-лииозного пе-ре-жи-ва-ния как свя-зи че-ло-ве-ка с «аб-со-лют-но иным» («Свя-щен-ное» - «Das Heilige», 1917 год) оха-рак-те-ри-зо-вал опыт та-ко-го «ну-ми-ноз-но-го» пе-ре-жи-ва-ния как па-ра-док-саль-ное со-че-та-ние свя-щен-но-го ужа-са и вос-тор-га (mysterium tremendum et fascinans), ко-то-рое мо-жет быть пе-ре-да-но толь-ко в ми-фо-ло-гических об-раз-ах.

С.Н. Бул-га-ков рас-смат-ри-вал миф как «ору-дие ре-ли-ги-оз-но-го ве-де-ния». В про-ти-во-по-лож-ность это-му Р. Бульт-ман в ра-бо-те по эк-зе-ге-ти-ке Но-во-го За-ве-та вы-дви-нул про-грам-му де-ми-фо-ло-ги-за-ции Еван-ге-лия, счи-тая не-об-ходи-мым от-де-лить эк-зи-стен-ци-аль-ный смысл ре-лигиозного пре-да-ния от его ми-фо-ло-гической фор-мы.

Э. Кас-си-рер с ме-то-до-ло-гической по-зи-ций нео-кан-ти-ан-ст-ва по-пы-тал-ся вы-явить ап-ри-ор-ные за-ко-но-мер-но-сти ми-фо-ло-гического ми-ро-со-зер-ца-ния как спе-ци-фические «сим-во-лические фор-мы» на-ря-ду с язы-ком и ис-кус-ст-вом. Миф ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ле-жа-щей в ос-но-ве ма-гии не-рас-чле-нён-но-стью, то-ж-де-ст-вен-но-стью («сра-ще-ни-ем» - Konkreszenz) иде-аль-но-го и ре-аль-но-го, внут-рен-не-го и внеш-не-го, об-раза (сло-ва) и ве-щи, це-ло-го и час-ти и т. д. Свой-ст-вен-ная ми-фу ка-че-ст-вен-ная не-од-но-род-ность про-стран-ст-ва и вре-ме-ни оп-ре-де-ля-ет-ся различным рас-пре-де-ле-ни-ем ак-цен-тов «свя-щен-но-го» и «про-фан-но-го».

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовав­ших в начале времени и участвовавших прямо или кос­венно в создании самого мира, его элементов как при­родных, так и культурных. Мифология есть совокуп­ность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифоло­гия представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами об­щественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737). Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленён­ности, было почти неотделимо от эмоциональной эффект­ной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переноси­лись человеческие свойства, им приписывалась одушев­лённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологиче­ским предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и кон­кретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и 1 спо­собности могли быть пластически выражены многору-костью, многоглазостью, самыми диковинными транс­формациями внешнего облика; болезни могли быть пред­ставлены чудовищами - пожирателями людей, космос - мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки - существами двойной - зооморфной и ан­тропоморфной -природы, чему способствовало тотеми-ческое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа харак­терно, что различные духи, боги (а тем самым и представ­ленные ими стихии и природные объекты) и герои связа­ны семейно-родовыми отношениями.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи

и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, еди­ничного и множественного, пространственных и времен­ных отношений, начала и принципа, то есть происхожде­ния и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о воз­никновении его отдельных элементов, природных и куль­турных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее со­стояние мира - рельеф, небесные светила, породы жи­вотных и виды растений, образ жизни, социальные груп­пировки, религиозные установления, орудия труда, при­ёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, бо­гов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе сред­ством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказы­ваются «кирпичиками» мифической модели мира. М и-фическое время есть время «начальное», «ран­нее», «первое», это «нравремя», время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, «время сновидений» (по терминологии некоторых авст­ралийских племён, то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профан-ного, эмпирического, исторического времени. Мифиче­ское время и заполняющие его события, действия пред­ков и богов являются сферой первопричин всего после­дующего, источником архетипических первообразов, об­разцом для всех последующих действий. Реальные до­стижения культуры, формирование социальных отноше­ний в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводится к однократным актам творения. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продол­жают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также явля­ется важной функцией мифа. Эта функция осуществля­ется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсце­нируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторя­ются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гаранти-

Цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия) . Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания , как искусство , литература , наука , религия , политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе ; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста » Чарльза Диккенса , «Нана» Эмиля Золя , «Волшебную гору» Томаса Манна).

Античная литература

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий , напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

См. также

Литература

  • Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина . М .: Изд-во им. Сабашниковых, - 312 с. - ISBN 5-8242-0048-3 ; 2-е изд., - ISBN 5-8242-0076-9 .
  • Алексанян Е.А. Миф и реальность (на художественном материале современной прозы) // Научные труды. Вопросы филологии . - Ереван: Лингва, 2004. - ISBN 99930-79-63-4 .
  • Шевченко О. К. Миф как форма освоения власти // Культура Народов Причерноморья (Симферополь). 2009. № 162. С. 166-168.

Примечания

Ссылки

  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Миф" в других словарях:

    миф - миф, а … Русский орфографический словарь

    миф - миф/ … Морфемно-орфографический словарь

    МиФ - Мебель и фурнитура ЗАО http://www.mf.ru организация МИФ «Математика, информатика, физика» электронный журнал http://virlib.eunnet.net/​MIF/​ г. Екатеринбур … Словарь сокращений и аббревиатур

    МИФ. Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Школьное определение мифа фантастические представления о богах и богоподобных героях, слагающиеся в донаучных сумерках первобытных… … Литературная энциклопедия

Слово «миф» - греческое и буквально означает предание, сказание.

Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737).

Миф (др.-греч. ?????) в литературе - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.

В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии.

Понятие мифологии

Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).

С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.