Что за мода на единорога? Единорог в мифологии - существуют ли единороги в наше время? Название единорога.

Который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

В европейской культуре

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об инороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе ».

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители .

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире» . Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия - носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода . Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем ; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного . Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых , Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шуваловых , как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .

Кроме того, присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному - в государственных гербах Великобритании и Канады .

Единорог - это создание света, несущее добро, призванное противостоять темным силам, бороться с монстрами и чудовищами. Высокому призванию соответствует и облик этого создания. Чудесный породистый конь, белоснежной масти, с переливающейся на солнце гривой цвета жемчуга: он само воплощение невинности и целомудрия. Но главный отличительный признак этого мифического существа - единственный рог, довольно длинный, крученный по спирали и заостренный на конце. Растет он у животного ровно посередине лба между глаз.

Именно этой части тела единорога приписывают множество чудесных, волшебных свойств. Считается, что благодаря рогу можно было безошибочно установить, присутствует ли в жидкости смертельный яд. Если в напитке, поданном в чаше, сделанной из рога, присутствовала отрава, она непременно должна была закипеть. А при приближении к отравленным продуктам или вещам поверхность магического рога запотевала. Недаром в эпоху Возрождения над входом в аптеку нередко красовалось изображение единорога. Бытовало и мнение, которое утверждало, что растертый в порошок, рог становится сильнейшим афродизиаком, способным помочь без проблем привлечь представителей противоположного пола.

Из древнегреческих преданий имеются несколько другие описания однорогих созданий. Лекарь Ктесий представил их как массивных ослов, по размеру близких к лошадям. Голова существ была красного цвета, а глаза голубые, как небо. Сохранено было главное отличие - рог посреди лба. Тот, кому посчастливится испить вина или даже простой воды из этого рога, становился неуязвимым для любых болезней.

Такие разнообразные магические качества были причиной безжалостной гонки за этими невинными созданиями. Мясо животного в пищу не использовалось, охотников интересовал именного волшебный рог, который стоил очень дорого. Для того чтобы остаться в живых, единорогам необходимо было обладать сверхъестественными способностями. Эти существа потрясающе быстрые, ловкие, способные ускользнуть от любых преследователей. Сил у единорога хватало для того, чтобы поднять на рог даже такое крупное животное, как слон. Если же этому однорогому представителю света приходилось драться с врагом за свою жизнь, то у единорогов всегда были несравнимые, по сравнению с другими существами, шансы на победу.

В некоторых источниках этим созданиям приписывается бессмертие. Говорят, что иногда во время погони животное чувствует приближение возможной гибели. Когда выхода уже не остается, единорог выбирает самую высокую из ближайших скал и бросается с нее вниз. При падении он переворачивается вниз волшебным рогом, что спасает его и позволяет остаться в живых, целым и невредимым.

Несмотря на всестороннюю неуязвимость единорога, у него, как и у любого живого существа, есть слабое место. Считается, что поймать чудесное животное можно только при помощи чистой душой и телом девушки. Стоило девственнице приблизиться к этому созданию с диким необузданным нравом, как оно становилось тихим и смиренным, ложилось на землю и умиротворенно засыпало. Тут-то единорог и превращался в легкую добычу для кровожадных охотников.

У еврейского народа существует древняя легенда. В далекие времена Яхве поручил Адаму назвать всех имеющихся животных своими именами. Первым, то есть избранным, стал именно однорогий красавец-конь. После изгнания нерадивых Адама с Евой из пределов рая единорогу был предложен выбор: принять путь скитаний вместе с людьми или продолжить полное неги существование в раю. Преданное животное предпочло сопровождать человека пусть и по тернистому пути. За это единорог был навсегда благословлен быть сострадательным к людям.

Своих лошадей хозяева называют обычно сразу, как только они рождаются. Имя больше не меняется, та кличка, которую хозяева дали при рождении, будет сопровождать животное до самой смерти.

Поэтому очень важно подобрать правильную кличку вашему скакуну, ведь они даются не просто так. Они отражают особенные черты характера, нрав и привычки лошади. А у породистого животного имя будет еще и показывать его родословную.

Как назвать лошадь?

Подходить к выбору имени для вашего жеребца, как уже говорилось выше, стоит осмысленно . Кличка — не просто красивое слово, в нем заложен смысл. В России к этому вопросу традиционно подходили с особенной тщательностью.

Подтверждения тому можно найти в произведениях русской литературы, где у лошадей всегда были яркие имена , подчеркивающие их особенные качества. Конь — не просто животное, а друг и товарищ человека, как и собака. Особенно актуально это было раньше, особенно у дворянства, когда вся осмысленная жизнь человека могла пройти рядом с его жеребцом. Поэтому и кличку для него хозяева выбирали тщательно.

Стоит отметить, что кобылу и жеребца не следует называть одинаково. Здесь действует такое же правило, что и у людей. Но если вы приобрели уже взрослое животное, то этот вопрос отпадает сам собой. Главное помнить, что имена взрослых лошадей менять нельзя. Животное может перестать откликаться и даже отбиться от рук, став более агрессивным и непослушным.

Но если у вас родился жеребенок , то называть его придется тоже вам. Некоторые хозяева дают своим коням абсолютно прозаичные имена, которые никак не отражают их характер. Что может быть проще, чем прочитать немного литературы и дать кличку лошади, которая бы соответствовала ей. Даже для пони порою придумывают яркие имена, так отчего же вам не подумать и не назвать своего коня или кобылу как-нибудь необычно?

Варианты имен для лошадей

Никаких ограничений на то, как назвать собственное животное нет. Но существуют привычные имена, которые люди на протяжении многих десятилетий давали своим жеребцам. В списке ниже изложены основные принципы, следуя которым можно придумать красивую кличку для своего питомца:

  • цвет, форма тела, ушей. Можно дать имя, исходя из внешнего вида своего коня. Такие клички обычно не отличаются яркостью, они, в большинстве своем, достаточно типичны: Бурка, Блек и др.;
  • пол. Клички кобыл и коней не всегда будут одинаковыми, девочку можно назвать красивым английским именем (например, Лэйси), а мальчику можно дать необычное греческое имя (например, Ордан). Обычно имена для лошадей девочек все же сильно отличаются в своем происхождении от имен коней. Англичане, как родоначальники традиций коневодства, чаще всего давали английские имена для кобыл, а коням давали греческие или римские имена;
  • родословная. Тут уже хозяин будет немного стеснен, потому что, если животное породистое, то приходится следовать его родословной и давать имя для коня, исходя именно из его родословной. Блеком такое животное не назовешь.

Клички коней с хорошей родословной

Существует несколько небольших правил, которые стоит соблюдать:

  1. Имя жеребца должно начинаться с той же буквы, что и имя лошади-матери;
  2. В середине клички должно присутствовать первая буква от клички отца.

Клички лошадей, у которых лишь один из родителей породистый, таким строгим правилам не подчиняются. Но даже в этом случае существует рекомендация - кличка жеребца должна начинаться с первой буквы клички отца. При покупке чистокровных лошадей или полукровок всегда нужно узнавать как звали их родителей, именно из-за этих строгих правил.

В Европе этим правилам следует неукоснительно , иногда даже добавляя данные о команде и конюшне в клички кобыл и коней, поэтому иногда они бывают очень длинными и труднопроизносимыми. Также как в европейском, так и в русском коневодстве следует негласной традиции называть кобыл и коней определенными именами, которые присущи только их определенной породе. Например, коней Донской породы принято называть по-русски.

Стоит упомянуть, что в спортивном коневодстве существуют свои герои, например, конь Эклипс, который остается рекордсменом даже спустя двести лет со своей смерти. Этот непородистый конь, выросший на графской конюшне в конце XVIII века, смог показать такие результаты в скачках, что до сих пор никто не смог их побить.

Эклипс обладал необузданным нравом и большим (в прямом смысле) сердцем. Оно весило шесть с небольшим килограмм, что было больше на один — полтора килограмма сердца обычного скакового коня. Такие физические параметры и энергичный нрав обеспечили Эклипсу славу и нескончаемый ряд побед.

Определяясь с тем, как назвать своего скакуна, всегда следует помнить о том, что имя животного способно оставить свой отпечаток на всю его жизнь и повлиять на его судьбу. Очень часто заводчики лошадей подтверждают этот факт. Если вы растите спортивного энергичного коня или кобылу, то рационально дать ему подобную кличку, но если вам нужно спокойное и умеренное животное, то и называть его следует соответственно.

Пони:особенности вида

Пони — это подвид домашней лошади. Их рост редко превышает ста пятидесяти сантиметров. Пони, незаслуженно обижают в литературе или вообще обходят стороной. На самом же деле, пони, наверное, самый дружелюбный вид из семейства Лошадиных. Они имеют крепкую шею, сильные ноги и очень выносливы.

В горных районах пони часто служили человеку в качестве лошадей. В Великобритании существуют даже скаковые пони. Также их использовали на тяжелом производстве, в частности, в угольных шахтах. Там пони перевозили на себе гигантские веса,порою в десятки раз превышающие их собственные.

Питается пони скромно, в основном, простой луговой травой. Из-за того, что пони имеет маленький желудок, питание должно быть необильным, но частым. Происхождение этого вида весьма загадочно. Кто-то считает, что они появились на островах Скандинавии на севере Европы, но некоторые другие итологи утверждают, что родина пони - Шотландия. В целом одно можно сказать точно — пони любят скалистые и горные районы и чувствуют себя там, как дома.

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником.

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире» . Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия - носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода. Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем . Единорог также изображен на спинке трона Грозного царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых, Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шуваловых , как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .

Кроме того присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному - в государственных гербах Великобритании и Канады .

Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.

В искусстве

Современное изображение

Изобразительное искусство

Сюжет о единороге и девственнице, распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений » (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотланский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

Художественная литература

  • У Франсуа Рабле Пантагрюэль в Атласной стране созерцает 32-ух единорогов.
  • Уильям Шекспир упоминает единорогов в романтической драме «Буря».
  • В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » единорог и лев , символизирующих щитодержателей герба Великобритании, борются за корону.
  • Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звёзд» (1908) связывает с единорогом силу разрушения, несущую обновление и перерождение.
  • Райнер Мария Рильке под впечатлением от серии гобеленов «Девушка и единорог» написал поэму «Сонеты к Орфею» (1923).
  • В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец » (1945) единорог является воплощением одиночества и уязвимости главной героини.
  • В книге К. С. Льюиса «Последняя битва » (1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашён в рай.
  • В повести «Король раз и навсегда» Т. X. Уайт описывает четырёх мальчиков, которые сначала заставляют кухарку стать приманкой для единорога, а потом жестоко с ним расправляются, хотя вначале было намерение оставить единорога в живых.

Фантастика, сказки и фэнтази

  • В первой книге Поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень » упоминаются свойства крови единорога - любой человек, выпивший ее, спасется даже от неизлечимой болезни, но будет навеки проклят.
  • Трейси Шевалье «Леди и единорог» (2005)
  • Священное животное, воплощение Порядка (противоположность Змею Хаоса) в серии книг Роджера Желязны «Хроники Амбера ».
  • Найджел Саклинг «Книга о Единороге» (1997)
  • Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света »
  • Андре Нортон «Год Единорога»
  • В мире My Little Pony в большом количестве присутствуют единороги.

В научно-популярной литературе

  • Оделл Шепард «Учение о единороге» (1930)
  • Ричард Эттиндаузен «Единорог» (1950)
  • Роберт Ридигер Бир «Единорог: миф и реальность» (1972)
  • Юрген Эйнхорн «Дух единорога» (1976)
  • Маргарет Фримен «Гобелены с изображением единорога» (1976)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ричард Псмит (Андрей Ленский) Единороги // Лучшие компьютерные игры . - 2009. - № 1 (86). - С. 184-190.
  • Единорог в «Энциклопедии вымышленных существ»
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
  • Туфанова О. А. Символ «Инорога» во «Временнике» Ивана Тимофеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 118-128.

Мифическое животное единорог присутствует во многих традициях. Известны разнообразные его изображения: коза — на Востоке, позже на Западе — олень или лошадь. Изображался всегда с одним рогом во лбу, чаще всего спиральным. «Единорог не одиночная, четко определенная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога...» (К. Г. Юнг, «Психология и алхимия»)

В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н.э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание.Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.


Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.

В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.

Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой.

Райнер Мария Рильке