Джокер предыстория. Он был почти убит

Бэтмен появился в далеком 1939 году в 27 номере журнала «Detective Comics», но вот серию с названием в его честь он получил только год спустя. В первом выпуске новой комикс-серии «Batman» Бэтмен и Робин сражались против нового врага-маньяка по имени Джокер.

Знаменитый дизайн клоуна от Боба Кейна был вдохновлен Конрадом Фейдтом, а точнее его ролью Гуиплена в фильме “Человек, который смеётся” (1928)

Соавтор и сосоздатель персонажа Билл Фингер планировал, что Джокер погибнет сразу в конце своего первого появления. Джокеру проткнули сердце, но редактор решил добавить в последнюю панель номера сцену того, как Джокер выживает.

Злодей стал часто появляющимся персонажем и совсем скоро заслужил титул злейшего врага Бэтмена и Робина. В ранние годы он был безжалостным убийцей — почти все его преступления являлись тяжкими и особо тяжкими. Затем Джек Шифф стал редактором Бэтмена, и Джокер становится мягче, чаще совершая меняя тяжкие преступлении без убийств, чтобы таким образом комиксы могли продаваться детям. Но окончательно Джокер преобразился в середине 50-х после введения Комикс-код, который запрещал жестокость и насилие в комиксах. Из маньяка-убийцы Джокер стал вором-трикстером, превратившись в гораздо более смешного и менее опасного врага для Бэтмена.

Джокер в комиксах 1960-х годов. Угроза исчезновения злодея

Этот мягкий образ Джокера существовал до середины 60-х годов, до тех пока персонаж практически не исчез со страниц комиксов после прихода в 1964 году редактора Джулиуса Шварца, который ненавидел этого персонажа. Джокер стал гораздо менее значимой фигурой, лишь изредка появляясь в комиксах той половины десятилетия.

Первый полнометражный фильм и мультфильм 60х годов с Джокером

В середине 60-х годов Джокер как персонаж был на грани исчезновения. Однако его спасло то, что образ манерного преступника-трикстера стал популярен благодаря его появлению в сериале “Бэтмен” (1966) и полнометражном спин-оффе “Бэтмен.Фильм”. Честь впервые воплотить Джокера вне комиксов досталась актеру Сизару Ромеро, в роли главного врага Летучей мыши он появился в 19 сериях сериала, став самым часто используемым злодеем в сериале (вместе с Пингвином), и своей ролью он определил то, как будут воспринимать образ персонажа вне комиксов на протяжении десятилетий.

В конце 60-х персонаж также впервые появился в мультипликации в мультсериале “The Adventures of Batman”, где его озвучил Ларри Сторч (Storch)

1970-е годы — возвращение безумного убийцы и психопата Джокера на страницы комиксов

После закрытия сериала Бэтмен в попытках продавать больше комиксов о Бэтмене было принято решение вернуть его к более зрелому повествованию, чтобы избавиться от того юмористического образа, который стал популярен под воздействием сериала.
Джокер, который вернулся в комиксы после четырехлетнего хиатуса в 1973 году, вернулся к своим корням жестокого серийного убийцы, снова став достойным противником для Бэтмена.

Именно под пером Нила Адамса и Дениса О’Нила Джокер стал изображаться не только как убийца, но и как безумец. Теперь в отличие от ранней эпохи злодей стал реже использоваться в сюжетах в качестве стандартного оппонента Бэтмена, чтобы сохранить статус главного и самого опасного противника Рыцаря в плаще.

Джокер даже получил свою собственную серию комиксов в 1975 году, когда впервые DC Comics представили злодея в качестве главного героя, но отсутствие Бэтмена (и то, что в конце каждого выпуска Джокера арестовывали) привело к закрытию серии после 9 выпусков.

В середине 70-х на пост редактора DC пришла Дженетт Кан, и под её управлением популярность Джокера только выросла.

Известные истории того времени, как например “Joker Fish”, по полной раскрывают его психическую нестабильность и его склонность к убийствам. Джокер становится персонажем, который по-настоящему пугает, он больше не легкая мишень, победа над ним становится действительно значимой. Этот период в истории комиксов больше всего повлиял на характер персонажа, которого мы знаем.

Мультсериалы 70-х годов — Джокер трикстер

Вся мрачность и жестокость Джокера из комиксов совершенно не изменила восприятие персонажа в других медиа. Для большинства людей он оставался трикстером, а появления в мультсериалах только закрепляли образ, созданный Сизаром Ромеро. Так Джокер появился в нескольких эпизодах мультсериала “Новые дела Скуби Ду” (1972-1973), в которых “Корпорация тайна” пересекалась с Бэтменом и Робином.

Также у Джокера были камео в детских мультсериалах “Супер друзья” и в мультсериале “Новые приключения Бэтмена”, своеобразном продолжении главного сериала.

Джокер в комиксах 80-х годов. Перезапуск вселенной DC Comics

Хоть в 70-е годы читатели увидели рождение темного и сумасшедшего Джокера, но именно в 80-е он достиг пика своего злодейства. Это было время больших перемен – в 1985 году DC Comics перезапустили свою вселенную во время событий «Кризиса на бесконечных землях», и дальнейшие истории про Бэтмена стали более темными и мрачными, какими мы привыкли видеть легенды о Темном рыцаре сейчас.

Вместе с Бэтменом на путь мрака встал и его главный враг, который в конце 80-х перевел свой конфликт с Человеком-летучей мышью на более насильственный уровень. Вышедшая в 1988 году «Убийственная шутка» не только раскрыла историю происхождения (одну из многих) Джокера, но и показала его жестокость с близкими Бэтмена, в результате которой Барбара Гордон, она же Бэтгерл, осталась парализована.

В этом же году в сюжете «Смерть в семье» Джокер схватил Джейсона Тодда, второго Робина, и забил его до смерти ломом. Джокер перестал быть просто главным злодеем Бэтмена, он стал личной угрозой для его близких.

80-е годы первый серьезный фильм. В роли Джокера — Джек Николсон

В 1989 году мир наконец-то увидел высокобюджетную экранизацию Бэтмена от режиссера Тима Бертона. В ней Джокером стал грабитель Джек Напье, убивший родителей Брюса Уэйна. Джек упал в чан с химией, убегая от Бэтмена. Джокер в исполнении Джека Николсона объединил в себе две версии персонажа — визуально вдохновленный дизайном грабителя, который создали Адамс и О’Нил в начале 70-х, но в совокупности с комическими трюками и гаджетами от Джокера Ромеро и того образа жестокого маньяка, который был у персонажа в 70-х и 80-х годах. Но даже эта версия сначала была принята враждебно, такое мрачное воплощение персонажа было непривычным для зрителя, в конце концов прошлое живое воплощение персонажа в сериале “Бэтмен” имело огромный успех и утвердило, то как должен выглядеть персонаж.

Также в 1989 году произошло первое появление персонажа в видеоигре, Джокер появился во второй игре про Бэтмена “Batman: The Caped Crusader” для различных игровых систем, таких как ZX Spectrum и Commodore 64.

90-е годы — Джокер главный враг Бэтмена

Готический Бэтмен от Тима Бертона оказал большое влияние на комиксы, на протяжении 90-х характер Джокера не менялся и опирался на воплощении из ставшего культовым фильма, он был безумным трикстером-убийцей.

Также в этот период он снова стал чаще выступать в качестве противника Бэтмена, конечно, не так часто как в первые годы.

Возможно в это десятилетие самым знаковым моментом для комикс-персонажа будет “Images” (Batman: Legends of the Dark Knight #50), где пересказывается первое столкновение Бэтмена с Джокером, причём впервые после перезапуска вселенной, произошедшего после “Кризиса на бесконечных Землях”. Другой важный сюжет “Going Sane” повествует о том, что происходит с Джокером, если бы случилось так, что Бэтмен умер — возвращение к нормальной непреступной жизни.

Мультфильмы 90-х. Новый Джокер

В 90-х появилась одна из лучших инкарнаций персонажа вне комиксов. Задуманный как спин-офф и вдохновленный фильмами “Бэтмен” и “Бэтмен. возвращается”, мультсериал вышел в 1992 году и во второй серии “Рождество с Джокером” представил новое воплощение персонажа — Клоуна Короля-преступности. Героя озвучил актёр Марк Хэмилл.

Хэмилл представил одновременно зловещий и дико комедийный характер персонажа и, несмотря на то, что образ сильно вдохновлен Николсоном, он был принят мейнстримной публикой, а Марк Хэмилл до сих пор озвучивает Джокера в различных мультипликационных проектах DC.

Мультсериал ‘Batman: The Animated Series’ стал настоящим прорывом, он принёс в западную анимацию доселе невиданный уровень насилия и мрачности, при этом оставаясь для детского рейтинга, а заодно и создал свою анимационную вселенную. Кроме всего вышеперечисленного мультфильм значительно расширил мифологию Джокера, добавив ему нового напарника — Харли Квинн. Бывшая психиатр лечебницы Аркхэм, которая влюбилась в Джокера и встала на преступный путь, впервые появилась в 1992 году в эпизоде “Услуга Джокера”, но персонаж стал настолько популярен, что её ввели в комиксы в 1999 в сюжетной арке “Ничья земля”, позволив стать регулярным соучастником Джокера.

Комиксы 2000-х — Джокер личный враг Бетмена

Поскольку популярность фильмов про Бэтмена сошла почти на нет (спасибо ‘Бэтмен и Робин и Бэтмен: Навсегда’), персонаж Джокера перестал быть похож на образ Николсона, уходя от криминального образа в сторону личного врага Бэтмена — он стал одержим идеей доказать, что они с Бэтменом похожи, пытаясь сломить разум и волю Брюса Уэйна. Вышедший в 2001 году сюжет “Император Джокер” имел большой успех, в нем Джокер получил силу Мистер Миксиспитлика по манипуляции реальности и использовал её для пыток и убийства Бэтмена (до того, как он осознал, что не может жить без противостояния с Темным Рыцарем).

Нулевые были богаты на внекомиксные воплощения персонажа, которые оставили свой след в популярной культуре. Образ Хэмилловского Джокера добрался до 21 века, появляясь в “Лиге Справедливости” и ее продолжении “Лига Справедливости. Без границ”, но совершенно другого Джокера представили в новом мультсериале “Бэтмен” (2004-2008).

Воплотил его Кевин Майкл Ричардсон и, хотя этот Джокер все равно опирался на версию Хэмилла, тут был серьезно пересмотрен дизайн, чтобы подчеркнуть его безумие, дополняя это все прической в виде шутовского колпака.

Марк Хэмилл вернулся к озвучке Джокера в 2009 году в видеоигре ” Batman: Arkham Asylum”, опираясь в своем исполнении на образ из мультипликации. Игра имела огромный успех, и Хэмилл согласился на озвучку в продолжениях игры “Arkham City” и “Arkham Knight”. А Джокер из серии игр ‘Arkham’ — определенно великолепный пример реализации этого персонажа.

Несмотря на все эти запоминающиеся образы Джокера, самым главным воплощением персонажа в нулевых будет его новое появление на большом экране. Успех первой части перезапуска Бэтмена не заставил долго ждать продолжения, и в 2008 году вышел сиквел под названием “Темный рыцарь”. В новом фильме Кристофера Нолана антагонистом Бэтмена стал Джокер, эта роль досталась Хиту Леджеру. Мрачность и реалистичность трилогии Нолана сделало Джокера настоящим психопатом-убийцей с соответствующими шутками и навязчивыми попытками уничтожить Бэтмена морально. Местами Джокер Леджера несет в своем обличье сумасшествие, но при этом пропагандирует философские мысли. А где-то он ведет себя просто как террорист, понятно одно, что Нолан показал очень глубокого и интересного злодея, о действиях и поступках которого можно задуматься. Сам актер говорил, что эта роль была очень трудна для него и вымотала его морально и физически. Неудивительно, что Хит Леджер получил Оскар за лучшую мужскую роль второго плана, к сожалению, посмертно. 22 января 2008 года Хита Леджера нашли мертвым, официальной причиной смерти назван несчастный случай — непреднамеренная передозировка прописанных врачом лекарств.

Комиксы 2010 годов — атака Джокера на Бэт-семью

После нового ребута вселенной DC в 2011 году Джокер пропал из комиксов про Бэтмена на целый год, прежде чем вернуться в новом кроссовере бэт-линеек в 2012. Кроссовер “Смерть семьи” объединил все выходящие серии про Бэт-семью, когда Джокер начал атаковать близких Темного рыцаря, веря, что семья и союзники ослабили Бэтмена, как героя. Казалось, что в конце истории персонаж погиб, но это оказалось не так, и Джокер снова вернулся в 2014 году в сюжете “Эндшпиль”, где выдвигалась теория, что Джокер может быть бессмертным с обретенной регенерацией. В конце сюжета оба главных соперника погибают, но через некоторое время выясняется, что Бэтмен выжил, а вот судьба Джокера была неизвестна, пока он совсем недавно не вернулся в сюжете “Война шуток и загадок” уже в DC Rebirth. Также одной из тайн Rebirth стала возможность того, что существует целых три Джокера. Но это нам ещё предстоит узнать.

Джокер в играх и мультфильмах 2010-х годов

В десятых годах мы получили немалое количество воплощений персонажа. Тут было и его появление в игре-приквеле к серии «Arkham», “Arkham Origins”, где актером озвучки стал Трой Бейкер. Джокер дебютировал в серии игр “Lego Batman”, где его озвучил Кристофер Кори Смит, который также вдохновлялся Джокером Хэмилла, но без насилия (игра все-таки 6+).

Также Джокер, точнее персонаж уж очень похожий на него и который использует его характер, ужимки и т.д., но которого так и не назвали каноническим именем, появился в сериале Готэм, где его сыграл Камерон Монахэн, продемонстрировавший обычного психопата. Много споров возникает вокруг следующего исполнителя роли Джокера на большом экране, а именно Джареда Лето. Персонаж появился в фильме “Отряд самоубийц”, играя далеко не самую важную второстепенную роль. Поэтому пока сложно судить, насколько плохо или хорошо справился Лето. Его Джокер сочетает прошлые повадки киновоплощений — он безумен, он современный гангстер, но ко всему этому добавляется его вроде как влюбленность в Харли Квинн. Также в 2016 году Марк Хэмилл снова вернулся к роли Джокера в мультфильме-экранизации комикса “Убийственная шутка”. А последним на данным момент воплощением можно считать Зака Галифианакиса в роли актера-озвучивания в мультфильме “Лего фильм: Бэтмен”.

Джокер — Последняя шутка Джокер — Адвокат дьявола Джокер

Джокер dc comics, читать комикс онлайн

Джокер dc comics является вымышленным суперзлодеем DC Comics , созданный Биллом Фингером, Бобом Кейном и Джерри Робинсон, который впервые появился в выпуске дебютной книги комиксов о Бэтмене (25 апреля 1940 года). Кейн и Робинсон взяли на себя ответственность за дизайн Джокера. Хотя Джокер dc comics планировался быть убитым во время своего первого появления, он был избавлен от редакционного вмешательства, позволяя персонажу терпеть своего врага – супергероя Бэтмена . Читать комиксы про Джокера онлайн на русском можно нашем сайте .

В своих комиксах Джокер изображается как криминальный гений. Представлен как психопат с перекошенной улыбкой и садистским чувством юмора. Джокер был частью определяющих историй супергероев. Джокер имел различные возможные истории происхождения в течение его существования. Самая распространенная история связана с его попадания в бак химических отходов, который отбеливает кожу, превращает волосы Джокера в зеленый цвет и губы в ярко –красный. Полученное обезображивание приводит в бешенство. Противоположность Бэтмена в личности и внешности, Джокер, по мнению критиков – его идеальный противник. Комиксы про Джокера на русском языке онлайн можно читать на сайте совершенно бесплатно!

Джокер dc comics не обладает сверхчеловеческими способностями, а использует свой опыт в области химической инженерии для разработки ядовитых или летальных отваров и в изготовлении тематических вооружений, таких как бритва наконечниками игральных карт, кислотное опрыскивание отворотом цветов. В 1990-е годы Джокер заинтересовался в романтическом смысле к Харли Квинн , который становится его злодейский напарницей.

Читать онлайн комикс про Джокера без регистрации, про одного из самого знакового персонажа в популярной культуре. Джокер был включен в число величайших героев-злодеи комиксов и вымышленных персонажей. Популярность персонажа возрастает, и появляются различные товары на тематику Джокера, такие как одежда и коллекционные предметы.

Джокер служил противником Бэтмена в 1960ых в телесериале про Бэтмена (в исполнении Cesar Romero), в фильме Джека Николсона в 1989 году Batman, Хит Леджер сыграл Джокера в 2008 году в фильме Темный рыцарь, совсем недавно роль Джокера сыграл Джаред Лето в 2016 году в фильме Отряд Самоубийц.

Джокер dc comics: История создания

Джокер дебютировал в комиксе Batman # 1 (1940), как первый злодей одноименного персонажа, вскоре в Detective Comics # 27 (май 1939). Джокер изначально появился как безжалостный серийный убийца, по образцу игральной карты «Джокер» с безрадостной усмешкой, который убил своих жертв. Читайте онлайн комикс с Джокером на нашем сайте.

В 1942 году выходит обложка Detective Comics # 69, более известная как «Double Guns» с Джокером.
Шутник был одним из немногих популярных злодеев, регулярно появляющийся в комиксе про Бэтмена от Золотого Века до Серебряного века. В 1951 году была написана история происхождения для Джокера в Detective Comics # 168.

Серебряный век ввел несколько определяющих черт характера Джокера: летальные зуммеры, кислотно-брызгательные цветы, трюк пушки и тд.
В 1973 году, после четырехлетнего исчезновения, Джокер был возрожден (и в новой редакции) писателем Деннис О’Нилом и художником Нилом Адамсом. Начиная с Batman # 251 «Пять Дорог Мести Джокера /The Jokers Five-Way Revenge «, персонаж возвращается к своим корням, как импульсивный маньяк.
Джокер стал бы одним из самых популярных персонажей DC в Detective Comics # 471-476 (август 1977-апрель 1978).
Через несколько месяцев после Кризиса на бесконечных Землях Фрэнк Миллер в комиксе Бэтмен: Возвращение темного рыцаря (1986) повторно представил Бэтмена и Джокера в единой истории, которая не может функционировать без своего противника.

Алан Мур и Брайан Болланд в 1988 году издали графический роман The Killing Joke , который расширяет происхождение Джокера, описывая его характер, как неудавшегося комика. Читать комикс про Джокера «Убийственная шутка» онлайн на русском можно у нас на сайте.

Первая крупная сюжетная роль Джокера была в The New 52 в 2011 году, изданная DC Comics, а в 2012 году в «Смерть семьи » писателя Скотта Снайдера и художника Грега Капулло. Его лицо было обмотано ремнями, проволоки и крючки, также он был оснащен механикой и одет в специальный костюм. Лицо Джокера было восстановлено в Бэтмен #40 (2014), заключая главу «Смерть семьи», в которой показана смерть Джокера и Бэтмена.

Личность Джокера (dc comics)

Основной характеристикой Джокера является его безумие, хотя он не описан как больной с психологическими расстройствами. Джокер способен обрабатывать за пределами сенсорной информации только за счет адаптации к нему. Это дает ему возможность создавать новую личность каждый день и объясняет почему, в разное время, он озорной клоун или убийца -психопат. В «Клоун в полночь» (Batman # 663 , 2007), Джокер входит в медитативное состояние, в котором он оценивает свои предыдущие личности и сознательно создает новую личность, эффективно изменяя себя для своих нужд. Комиксы с участием Джокера читать онлайн без регистрации вы сможете уже сейчас на нашем сайте комиксов-онлайн.

Killing Joke (в котором, Джокер ненадежный рассказчик) объясняет корни его безумия, как «один плохой день». Потеряв жену и не рождённого ребенка, после чего он был изуродован химическими веществами, он пытается и терпит неудачу, чтобы доказать, что любой человек может стать похожим на него после такого одного плохого дня.

Навыки и оборудование

Джокер не имеет присущих сверхчеловеческих способностей. Он совершает преступления с различными тематическими реквизитами, такими как:

  • острая колода игральных карт;
  • Joker яд, который вызывает неконтролируемый смех, огромные дозы которого могут привести к смерти, оставив свою жертву с ужасной ухмылкой;
  • полицейские значки с неприятных сюрпризами и взрывающимися сигарами;
  • цветок в отвороте пиджака, который разбрызгивает кислоту;
  • электрошок в руке или же игла с ядом.

Также стоит отметить, что у Джокера интеллект на уровне гения, мастер рукопашного и тактического боев, мастер побегов и имеет иммунитет к различным видам ядов.

В этой статье мы поговорим об одном из самых известных злодеев комиксов. Его прозвище - Джокер (DC Comics). Настоящее имя до сих пор остается тайной как для фанатов рисованных историй, так и для любителей фильмов о супергероях.

Рождение Джокера

Впервые персонаж с таким именем появился в 1940 году в первом выпуске комикса о Бэтмэне.

Прошлое злодея окутано тайной. До конца неясно, кем он был, каково его настоящее имя, была ли семья. Сам герой каждый раз рассказывает совершенно разные варианты своего прошлого. Существует мнение, что уже не помнит, кем бы до того как стал злодеем сам Джокер.

DC Comics изначально придерживалась этой версии: «родился» персонаж из-за трагической случайности. Комедиант-неудачник или грабитель (версии в различных выпусках комиксов расходятся) в красном колпаке случайно свалился в чан с кислотой. Это произошло ночью, Красный Колпак испугался Бэтмэна. Но после падения горе-грабитель не погиб, а возродился совершенно иным существом. Это оказался человек с белоснежной кожей, черными кругами под глазами, зеленой шевелюрой и застывшей улыбкой на лице.

Дебют

Прошло некоторое время после происшествия с кислотой, и на одном из складов Готэма была обнаружена гора трупов. У каждого мертвеца на лице застыла улыбка. Затем телезрители увидели сообщение странного человека в фиолетовом костюме. Он пообещал убить одного из местных миллионеров и даже назвал точное время. Этим разумеется, был Джокер.

DC Comics - компания, создавшая одного из самых популярных злодеев. Несмотря на свое безумие, Джокер не лишен некоторого обаяния.

Однако вернемся к планам этого незаурядного бандита. Как и было обещано, миллионер умер несмотря на старания полицейских. Но это было еще не все. Джокер (DC Comics), фото которого можно увидеть в этой статье, собрался отравить водохранилище. Только благодаря усилиям Бэтмэна и комиссара Гордона ему это не удалось. Злодей оказался за решеткой, а затем отправился в Аркхэм - психиатрическую клинику.

Карьера в преступном мире

Это, разумеется, было не последним, что натворил Джокер. DC Comics не забыла об этом злодее. Наоборот, именно ему удавалось проворачивать самые громкие и невероятные преступления. Неслучайно Джокер стал называться главным противником Бэмтэна. Для злодея борьба с супергероем превратилась в забавную и увлекательную игру длиною в жизнь.

Джокер стал постоянным гостем Аркхэма, откуда периодически сбегал один или выпуская за компанию всех преступников. Сама лечебница стала для него местом отдыха от боев и штабом для создания новых коварных планов.

У Джокера даже появилась сообщница - Харли Квинн. Она одевается как арлекин и питает нежные чувства к маньяку-убийце.

Характер

Итак, кто такой Джокер (DC Comics)? Сценаристы компании оставили тайну его личности нераскрытой, зато во всех красках расписали характер злодея.

Джокер - это самоуверенный сумасшедший маньяк с жаждой разрушения. Несмотря на свою деструктивность, он очень умен, хитер, коварен и дьявольски изобретателен. Он никому не доверяет и одинаково жестоко поступает как с врагами, так и с союзниками. Но самый любимый враг Джокера - Бэтмэн. Это не просто человек, которому клоун готов мстить постоянно, это еще и достойный соперник. «Игры» с Бэтмэном доставляют Джокеру наибольшее удовольствие. С ним злодей может посоревноваться в хитрости и остроумии, а не просто в силе. Во многом любовь Джокера к хитроумным планам объясняется тем, что в плане физической силы он сильно уступает супергерою.

Даже если Джокер оказывается в команде, то он не поддается ничьему контролю, поэтому зачастую выступает главарем или организатором. Однако те, кто воспринимает его как союзника, рано или поздно расплачиваются за это жизнью. Нельзя положиться на него и нанимателям. Джокер всегда исполняет задание по-своему. И не всегда новый план не включает смерть самого заказчика.

Злодей не знает жалости и пощады. Но главная его черта - безумие. Джокер всегда весел и никогда не воспринимает ничего всерьез. Все происходящее - просто шутка, даже если вокруг сотнями гибнут люди.

Ничто не может остановить Джокера на пути к его цели. Его не страшат ни опасность, ни пытка, ни смерть. Однако в те моменты, когда его жизни действительно угрожает опасность, неизменно включается инстинкт самосохранения. Только благодаря этому он остается жив.

Джокер быстро ориентируется в любых ситуациях, а благодаря нездоровой психике способен принимать непредсказуемые, но верные решения. Злодей может переломить ход даже самой предсказуемой битвы. Кроме того, он с легкостью определяет слабости противника. Честного поединка от Джокера ждать не приходится. У него всегда наготове пара подлых приемов.

Среди других преступников он пользуется неизменным авторитетом. В Аркхэме его власти над другими заключенными нет границы.

Способности

Джокер (DC Comics) - герой комиксов не совсем обычный. У него нет ярко выраженных суперспособностей. Его сильные стороны - невероятная сила воли и гениальный ум. Кроме того, на злодея не действуют яды и пытки. Джокер неплохо владеет рукопашным боем. Однако выигрывает не за счет силы, а за счет трюков, непредсказуемости и хитрости.

Экипировка

Джокер (DC Comics) не обладает пристрастием к какому-то определенному типу оружия. Единственное - яд, от которого у людей после смерти на лицах застывает улыбка. Также безумец испытывает страсть к всевозможным розыгрышам, превращая их в смертельное оружие: электрошок на руке в 500 вольт для последнего рукопожатия, острые игральные карты, бутафорские пистолеты, которые оказываются смертоносными и т. п.

В общем, Джокер - один из самых незаурядных злодеев вселенной комиксов DC.

Не считая сериала 60-х годов (который даже смотреть не собираюсь), фильмография Бэтмена начинается с 1989, когда Тим Бертон снял одноименный фильм, ставший началом «классической» серии фильмов о Бэтмене. В 2005 уже совсем другие люди (Кристофер Нолан за главного) запустили уже совсем другую серию, посвященную этому персонажу. На сегодняшний день снято два фильма из этой серии, третья находится в разработке. Чем же отличается стиль 90-х от стиля 00-х?

Прежде всего, создатели новой серии избавились от всего, что может показаться нелепым. Например, от Робина. Бэтмена лишили возможности разгуливать средь бела дня, посещать светские тусовки и участвовать в судебном процессе в качестве свидетеля (хорошо, никто не додумался снять, как он штраф за парковку оплачивает). Кристофер Нолан превратил легкий боевичок-комикс в фантастический нео-нуарный триллер.

В фильмах девяностых сильнее чувствуется разбиение на отдельные сцены, в них больше театрализма. Версия нулевых годов снята в одном доминирующем настроении; в едином ритме, держащим зрителя в напряжении на протяжении всей картины. В целом, версия нулевых годов снята под стать времени, больше драйва, драматизма и психоделики, Публика с каждым годом жаждет все более и более острых зрелищ. Кстати, спецеффектами к фильму занималась та же самая студия, что делала их для Матрицы и Аватара, так что будьте спокойны: они на высоте.

Фильмы двух десятилетий отличает также отношение к женским ролям . Раньше Бэтмен имел дело с сексуальными красотками, которые шли на все, чтобы привлечь внимание супергероя… теперь он имеет дело с умной, доброй, но не очень красивой девушкой, для которой идеалы важнее всякой крутизны. Почему? Потому что это добавляет в фильм мелодраматизма и больше соотносится с реальностью.

Объясняловка. Раньше мы довольствовались знанием того, что Бэтмен богат, в хорошей форме, и у него много фантастических (сделанных на театральный манер) игрушек. Он выделывал фантастические кульбиты, которые, понятное дело, с реальной жизнью ничего общего не имеют. Вероятно, в момент создания Бобом Кейном своего персонажа, народ вполне адекватно относился к супергероям (парням в разноцветных лосинах), но у нас тут 21 век и все это выглядело бы нелепо. Нолан решил: в его фильме все будет серьезно и продуманно. Боевое мастерство, костюм, причендалы, история болезни — словом, всё.

В принципе, в голливудском кинематографе существуют три стандартных объяснения всякой веселой всячине: секретные разработки ЦРУ, пришельцы и восточная чепуха. Здесь обошлось без пришельцев (это вам не супермен), Но все остальное задействовано по-максимуму. Вместо бэтмобиля главный герой теперь ездить на скоростном танке. В космос, как раньше, он на нем не улетит, но в общем, сцены с этой штукой сняты очень красиво и по-взрослому. Ну а то, что он у нас непобедимый воин Шамбалы можно узнать из предыдущей части.

Брюс Уэйн. Роль самого Бэтмена можно условно поделить на две части.

Скажу честно, когда он в костюме, важность актерской игры прилично снижается, и фильмы Нолана безусловно выигрывают. Его внезапные появления и перемещения стали более реалистичными. Кроме того, он теперь выпрыгивает не абы как, а откуда-нибудь из верхнего левого угла, когда его там совсем не ждешь. Постановка боев отличается большей динамичностью, местами они стилизованы под геймплей компьютерных игр, местами просто ни черта не разобрать, кто кого куда отшвырнул. Кроме того, Нолан предоставил нам небольшой бонус: Бэтмен теперь умеет говорить гроулингом!

Во вторых, Брюс Уэйн, отшельник-миллиардер. В исполнении Майкла Китона хорошо получилось сделать акцент на его одиночестве. Он дает приемы, он всегда на элеганте, у него отличные манеры и всё такое… но все равно в его поведении чувствуется отчужденность. В последующих фильмах от этой особенности, по-видимому, решено было избавиться. В исполнении Килмера Брюс Уэйн стал просто плейбоем, безо всяких проблем с социализацией; в исполнении Джорджа Клуни… я вообще не понимаю, какого черта Клуни там делает. Итог: три разных актера в четырех расходящихся по стилю картинах.

Фильмы Нолана выдержаны в одном и том же духе, что создает ощущение целостности серии. Кристиан Бэйл в роли Бэтмена? Неплохо, но ничего особенного.

Харви Дент. В фильме «Темный Рыцарь» на этом персонаже завязана основная фабула всего повествования (угадайте какая?): борьба добра со злом. Лично мне этот персонаж не очень понравился ни у Ли Джонса ни у Экарда. В первом случае он слишком нелеп, во -втором — слишком пресен. У Экарда внешность типичного белого воротничка, вот вам и окружной прокурор.

Джокер. В двух вариантах франшизы про Бэтмена его главный оппонент представлен совершенно по-разному. В бертоновской версии его играет Джек Николсон, и Джокер — это вполне адекватный бандит, внутри которого живет скрытая любовь к театрализму. Но до поры до времени она никак не дает о себе знать. Только после инцидента на фабрике химикатов в нем просыпается эксцентричный маньяк… Кроме того, с Джокером завязан и общий сюжет фильма — гибель родителей Брюса. Плюс этой версии в том, что мы можем проследить превращение уличного грабителя Джека Напьера в того самого Джокера. В фильме Нолана все обстоит совершенно иначе. Мы ничего не знаем о его прошлом, нам неизвестно его настоящие имя. Здесь он не просто преступник с эстетическим уклоном, а совершенный психопат и садист. Слава, деньги, и прочие низменные ценности его не интересуют. Он делает все свои пакости ради некоего гнилого адреналина, просто чтобы наслаждаться агонией всего живого. Нолан поубавил этому персонажу стиля и эстетики, зато наделил его незаурядным талантом к планированию, прямо как у Гроссмейстера ложи Великий Восток. Если в персонаже Николсона есть определенный шарм, то от этого Джокера… порой начинает тошнить, настолько он неприятен, со всеми его причмокиваниями и прихрипами. Он вызывает неподдельное чувство омерзения. Хит Леджер получил Оскара за эту роль, и лично я думаю, совершенно заслуженно.

Итог: будем ждать следующую часть.

Большинство людей в странах СНГ знают этого персонажа лишь по фильму “Бэтмен” (1989), где его блестяще воплотил Джек Николсон. Многие считают, что клоун-суперзлодей затмил всех, включая главного героя, и оказался в центре фантастического блокбастера Тима Бертона благодаря удивительной игре трехразового лауреата “Оскара”; кое-кто даже обвинял актера в том, что он “украл картину” и “тянул одеяло на себя”. На самом же деле фокус не в этом - дело в самом характере персонажа. Так было всегда - или почти всегда.
Что бы ни говорили современные культурологи, массовая культура ХХ и (уже) ХХI века дает намного больше возможностей для мифотворчества, чем в любое другое время. Сейчас, как никогда ранее, мифологический герой, архетипическое воплощение Зла или Добра, может существовать в сотне всевозможных ипостасей (в фильмах, телесериалах, мультиках, компьютерных играх и т. д.), которые дополняют и отвергают, соответствуют и противоречат друг другу, но тем не менее создают в массовом сознании единый - одновременно одномерный и многогранный, искусственный и живой, невозможный и достоверный, - истинно мифологический образ. Это создание, существующее в воображении своих авторов и потребителей, по-особому проецируется на каждую эпоху, в каждый вид искусства и каждую авторскую концепцию, становясь отражением идей и веяний времени.
Цель (позволю себе так назвать его) исследования, размещенного на этом сайте, - проиллюстрировать развитие одного персонажа массовой культуры на протяжении более чем шести десятилетий, а не просто перечислить “подвиги” никогда не существовавшего злодея. Хочу только сначала предупредить слабонервных: ОН НЕ СОВСЕМ ТОТ МИЛЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ИЗОБРАЗИЛ НА ЭКРАНЕ НИКОЛСОН.

Примечание: нижеприведенная характеристика касается в первую очередь Джокера в комиксовом первоисточнике и в ряде моментов (об этом будет упомянуто отдельно) противоречит сюжету и трактовке характера в фильме Тима Бертона.

Имя : Джокер (The Joker). Настоящее имя неизвестно.
Известен также как : Джек Нэпиер, Джейсон Реипэн, Джонни Трейп, Джозеф Керр, Тромп Меркюри, Джонни Джейп, Слэппи, Красный Колпак, мистер Генесиус, сэр Реджинальд Арлекин, Дж. Коломбин, Х. А. Лафлин и т. д. и т. п.
Место проживания : Город Готэм. Большую часть времени проводит в психиатрической больнице для преступников “Аркэм”.
Род занятий : Профессиональный преступник.
Вес : 86 кг.
Рост : 189 см.
Глаза : Зеленые.
Волосы : Зеленые.
Внешние приметы : Белая кожа; рубиновые губы, вечно растянутые в широкую улыбку; длинный нос, вытянутый подбородок.
Голос : Тенор (когда не вопит на повышенных тонах). Умеет превосходно манипулировать голосом, вводя свои жертвы в почти гипнотическое состояние или же запугивая их до смерти.

Возраст : Где-то от 35 до 45 лет. Как и все комиксовые персонажи, он не стареет. Один американский фан перерыл все комиксы, чтобы узнать дату рождения Джокера, и в итоге некими окольными путями выяснил, что это примерно конец февраля 1955 года. (Ха-ха. В комиксах Джокер действует начиная с 1940 г. Неувязочка!) Парень был безумно счастлив, так как сам он родился 20 февраля.

Сексуальная ориентация : Гетеро. Утверждает, что был женат и что жена погибла в результате несчастного случая. Искренне радуется, когда приходится иметь дело с противницами женского пола (что не мешает ему обращаться с ними с не меньшей жестокостью, чем со всеми остальными). Неравнодушен к некоторым обитательницам “Аркэма”, что, как правило, приводит их в ужас. Начиная с 90-х его постоянная подруга - Харли Квинн, бывший психиатр “Аркэма”, пожертвовавшая ради Джокера карьерой и рассудком и ставшая его послушной рабыней (подробнее о ней - в обзоре анимационной “джокериады”). Он периодически вышвыривает ее из окна, а в остальном у них почти идеальные отношения.

Любимая одежда : Фиолетовый костюм и шляпа, желтый жилет, желтая или зеленая рубашка, белые перчатки.
Любимая пища : Рыба.
Любимое животное : Гиена.

Оружие : Яд, который заставляет жертвы смеяться до смерти и оставляет на их лицах жуткую улыбку (существует в бесчисленном количестве форм). Цветок на лацкане пиджака, разбрызгивающий кислоту, а также полицейские значки с таким же “секретом”. Острые, как бритва, игральные карты. Электрошок в 500 вольт на руке - сюрприз для того, кто имел глупость пожать Джокеру руку (однажды он таким способом вырубил мистера Фриза); иногда вместо электрошока на руке - игла с ядом. Бутафорские и в то же время смертоносные пистолеты. Маленькие шарики, которые, взрываясь, образуют дымовую завесу. Всевозможные бомбы (как правило, с его фирменным знаком - улыбкой). Трости, стреляющие ракетами, и прочие убийственные игрушки.

История : …Одной жуткой ночью банда уголовников, возглавляемая человеком в красном колпаке, проникла на фабрику “Ace Chemical Processing Inc.”, чтобы ограбить карточную компанию, которая находилась в том же здании. Через несколько минут они были обнаружены и столкнулись с полицией и таинственный мстителем в костюме летучей мыши. Все бандиты, кроме Красного Колпака (Red Hood), погибли от пуль полицейских. Главарь же смог найти выход из безвыходной ситуации: перемахнув через перила, он прыгнул в чан с химикатами, пролетел через сточные трубы и очутился в реке, куда “Ace Chemical” сбрасывала свои ядовитые отходы. Преступник успешно скрылся от преследования и, выбравшись на берег, снял свой колпак. Оказалось, что плавание в отравленной жидкости оставило свои следы: из отражения в реке на несчастного уставилась кошмарная клоунская физиономия. Белая как мел кожа, волосы цвета искусственной травы и рубиновые губы, растянутые в жуткую зубастую улыбку, - вот что увидел незадачливый грабитель. И с этого момента он исчез… его личность растворилась в безумии.
НИКТО не знает, кем был этот человек до этого дня. НИКТО, даже он сам - в его воспаленном мозгу смешались истинное и воображаемое, правда и ложь, реальность и фантазия. Был ли он хладнокровным головорезом или обычным неудачником, рискнувшим преступить закон, чтобы добыть денег для своей семьи? Несомненно одно: что-то плохое произошло еще до его визита на “Ace Chemical”, и физическая трансформация стала для него лишь последней каплей. (Это ни в коей мере не оправдывает того, что этот человек сделал ПОТОМ.)
Ночную тишину разорвал безумный хохот: изуродованный преступник оценил по достоинству шутку, которую сыграла с ним судьба. И решил пошутить в ответ. “Я выгляжу, как злой клоун… Клоун? Не клоун, а… ДЖОКЕР!!!” И перерожденный приступил к делу.
Очень скоро газеты называли его не иначе как Клоун - Принц Преступного Мира (Clown Prince of Crime). Действуя с потрясающей изобретательностью и безжалостностью, безумец завоевал репутацию самого опасного существа в городе Готэм. Ограбления, массовые убийства, ядерный терроризм, альянсы с другими суперзлодеями, а также (кратковременное) мировое господство и чуть было не случившийся конец света - вот далеко не полный перечень деяний Джокера. Он даже успел (я не шучу) побыть послом ООН от Ирана и отсидеть в советском концлагере.
Джокер совершает свои преступления в особом стиле. Воплощение в жизнь фразы “умереть от смеха” стало целью его жизни. Он обожает превращать свои злодеяния в зловещие представления, сопровождая абсурдные по жестокости действия буффонадой и паясничаньем. Его преступные планы тщательно продуманы, но в то же время оставляют простор для импровизации и включают множество разных вариантов отступления.

Бэтмен: Что тебе нужно от города?
Джокер: Я хочу новый велосипед… Я хочу побывать во Флориде… Я хочу…

Сцена из сценария фильма “Бэтмен” Тима Бертона, не вошедшая в сам фильм.

Мишень преступлений : Потенциально все и каждый. Джокер никому не доверяет и с равной жестокостью относится к жертвам, врагам, союзникам, помощникам и тем, кто просто “проходил мимо”. Он “дикая карта” в любой человеческой колоде, изгой в любой компании, никем не контролируется и не поддается никакому влиянию. Те, кто считают его союзником, как правило, умирают первыми. Те, кто нанимают его для “грязной работы”, должны быть готовы к непредсказуемым результатам. Его помощникам лучше держать рот на замке (“Научитесь не задавать глупых вопросов”, - говорит Джокер, швыряя под колеса проезжающей машины одного из своих подчиненных, остальным членам банды в одном из комиксов). Порядочным людям…

Порядочным людям не место в этом городе. Им лучше жить где-нибудь еще.
Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона.

Есть у шута-маньяка и круг любимых жертв. В первую очередь, конечно, Бэтмен - супергерой Готэма, загадочный ночной мститель, защитник невинных. Именно от него удирал Красный Колпак, прыгая в химические отходы. Но речь идет не о тривиальной мести. В большинстве своих комиксовых и экранных “инкарнаций” злобный арлекин не считает Бэтмена виновником своих несчастий; он думает, что судьба ударила по нему случайно, и ответный удар наносит точно так же - наугад. Но соревнования в хитроумии с Человеком - Летучей Мышью быстро превратились в саму сущность существования преступника-клоуна. Ему необходим достойный оппонент, на котором можно играть смертельные шутки, и постоянные поражения лишь стимулируют его. Джокер всегда говорит, что убьет Летучую Мышь, что ненавидит Рыцаря Ночи и т. д., но на самом деле все гораздо сложнее - без противника его жизнь лишится смысла, ибо некому будет с ним “играть”.

Джокер: Ты еще не догадался, почему я до сих пор не убил тебя?
Бэтмен: Нет.
Джокер: Давно собирался тебе сказать… э-хе-хе-хе-хе… я ПОЗВОЛЯЮ тебе побеждать. Игра такая, понимаешь? Я творю беспорядок, ты ловишь меня… Если побеждаешь ты, то будет следующий раунд, но если побеждаю я… БУМ! КАПУТ! Игра окончена. И кому это нужно?

Из комикса “Бэтмен: Готэмские приключения. № 1” .

Поэтому-то Джокер, хотя и имел немало возможностей покончить с Черным Мстителем навсегда, всегда оттягивал расправу до последнего момента или давал шанс на спасение своему врагу. И он ни разу не воспользовался шансом узнать истинную личность загадочного оппонента. Впрочем, по мнению многих фанов, он узнал ее давным-давно - просто для него это не имеет значения.

Один из обитателей “Аркэма”: Я говорю - снимем с него маску. Я хочу увидеть его настоящее лицо.
Джокер: О, не будь так предсказуем, Бога ради! ЭТО его истинное лицо.

Из комикса “Психушка “Аркэм” .

Следующие в списке - союзники Летучей Мыши. Они-то как раз подвергаются наибольшей опасности - Джокеру они нужны лишь как способ причинить боль Бэтмену. Затем - полицейские, законники, политические деятели - все, кто олицетворяет столь ненавистные ему закон и порядок (чем известнее, тем лучше - мэр или комиссар полиции, например). Наконец, врачи, лечащие Джокера в готэмской психушке “Аркэм” - после очередного побега он иногда навещает своих докторов, чтоб пообщаться в домашней обстановке (разумеется, с летальным исходом).

Причины и цели преступлений : Причины как таковой нет. Все, что делает Джокер, он делает для собственного удовольствия, испытывая психотический экстаз от своих социопатических деяний. Его основная цель - доказать всем, что он одновременно величайший комедиант и величайший преступник всех времен. Клоун - Принц Преступного Мира уверен, что добиться этого он может только одним способом - победив Летучую Мышь, причем обязательно с помощью какого-нибудь остроумного трюка (банальный выстрел в сердце не годится ни в коем случае!). Конечно, во многих историях злодей преследует меркантильные цели, но все же деньги для него не главное. Он может ограбить банк, а на следующий день купить 20 тысяч “чертиков в коробочке” по, мягко говоря, малопонятной причине.

Силы : У Джокера нет никаких сверхчеловеческих способностей, нет международной преступной империи, нет миллионов в швейцарском банке, нет даже очень развитых мускулов. И тем не менее в DCU (DC Universe - вселенная, существующая в воображении тысяч авторов и художников, работающих в компании комиксов DC) именно он является самым страшным и опасным психопатом, вселяющим ужас в сердца намного более могущественных и физически сильных злодеев. Джокер любит говорить, что его сила - в безумии, и это действительно так. Он готов на все во имя достижения своих целей и реализации своих планов; опасности и даже смерть не пугают его (по крайней мере, во многих историях), хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в нужный момент, спасая психа от неминуемой гибели. Его сумасшествие проявляется в неконтролируемо несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает все на своем пути и, высмеяв, уничтожает. Поэтому он готов смеяться и над смертельной опасностью, и над грозным противником. В некоторых комиксах напрямую говорится, что Джокер не слишком разбирается в том, что творится как вокруг него, так и в его собственной голове (в фильмах этот момент, как правило, не акцентируется).

Доктор Рут Адамс, психиатр в “Аркэме”: Джокер - особый случай. Некоторые из нас чувствуют, что он вне лечения. Фактически, мы даже не уверены, может ли он быть назван безумным… Мы начинаем думать, что это некое неврологическое заболевание вроде синдрома Торетта. Вполне возможно, что здесь мы на самом деле видим некое суперздравомыслие, блестящую новую модификацию человеческого мышления, более подходящую для городской жизни в конце ХХ века. В отличие от Вас и меня, Джокер, кажется, не имеет контроля над информацией, которую получает от своих органов чувств из окружающего мира. Он может справляться с этим хаотическим загромождением на входе, только плывя по течению. Поэтому в одни дни он озорной клоун, в другие - психопат-убийца… Он создает себя заново каждый день. Он считает себя властелином хаоса, а окружающий мир - театром абсурда.
Бэтмен: Скажите это его жертвам.

Из комикса “Психушка “Аркэм” .

Тем не менее, особо не вникая в сущность происходящего, зловещий шут ориентируется в опасной ситуации намного лучше здоровых людей и умеет переломить ход поединка с, казалось бы, предрешенным исходом: его больной мозг всегда подсказывает неожиданные и остроумные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Наконец, Клоун - Принц Преступного Мира никогда не заботился о таких глупостях, как честность поединка.
Безумие дает ему еще ряд способностей. Как известно, физическая сила сумасшедших увеличивается вследствие адреналиновой реакции организма. Джокер никогда не изучал боевые искусства и рукопашный бой и в драке ему особо похвастать нечем, но иногда безумная ярость дает ему силы по-звериному бросаться на врага и сражаться на равных даже с Бэтменом, экспертом во всех возможных единоборствах. Кроме того, перманентный сдвиг по фазе наградил шута-убийцу необычайно подвижной нервной системой: на него не действуют никакие психотропные, одурманивающие и т. д. средства (правда, они часто потом действуют на докторов, которые их дают), а также “газ страха”, изобретенный безумным ученым по кличке Пугало, и ботанические чары злодейки Ядовитый Плющ.
За годы преступной жизни Джокер приобрел ряд практических навыков: он хорошо стреляет (любимая тактика - палить во все живое без разбора), неплохо владеет холодным оружием, отлично разбирается во взрывчатых и отравляющих веществах, не говоря уже о разных хитрых уловках и подлых фокусах, часто демонстрирует несомненный актерский талант и мастерство перевоплощения, является экспертом во всевозможных пытках и садистских способах промывки мозгов. Но все же главное его оружие - смекалка, беспринципность и… безумие.

Выживаемость : Почти сверхчеловеческая. Был подстрелен, утоплен, взорван, горел в огне, через него пропускали ток, и все равно он выжил.

Отношения с преступным миром : Как уже было сказано, сложные. У него нет друзей и постоянных сообщников, ибо он отрицает любые законы и правила - в том числе и уголовного мира. Джокер неоднократно объединял силы с другими суперзлодеями (с Пингвином, Пугалом, Лексом Лютором, Карнейджем); каждый раз все заканчивалось обоюдным предательством и схваткой. Однако его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников, и его власть в стенах “Аркэма” безгранична. Джокер никогда не испытывал недостатка в помощниках, так как он хорошо платит и его планы всегда срабатывают (пока не вмешивается Летучая Мышь). Как правило, клоун-маньяк берет в свою команду двух-трех сильных и туповатых головорезов, которые не задают лишних вопросов и не задумываются над тем, что делают. Но, в отличие от большинства криминальных боссов, он обожает сам делать всю грязную работу.
Джокер является членом Несправедливой Банды - секретного общества суперзлодеев, возглавляемого Лексом Лютором. Он также вхож в Совет Нерона (так зовут в DCU Дьявола), был одним из пяти его лейтенантов; правда, потом объединился с Лютором, чтобы украсть силу правителя ада.

Теперешнее состояние : Здоров, весел, безумен, энергичен и готов к действию.