Формирование художественного мира С. Есенина

Сам Есенин (в отличие, например, от Блока) был не склонен подразделять свой творческий путь на какие-либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914 г. «Гой ты, моя родная...» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь». (Напомним, что наше государство в те годы называлось СССР, а страны, которую собирался воспевать Есенин, официально не существовало.)

В этом же стихотворении - «Русь Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» (1916, Петроград) и «Голубень» (1918, там же). Доказательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Анненский). Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России» (Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь

Грустная песня, ты - русская боль.

Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - /Я научиться не могу».

Лирический герой Есенина. В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира («стихи - письмо от Есенина» (Ю. Тынянов)).

3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли »).

4. Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика. Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты» (Н. Клюев, П. Орешин, П. Карпов, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику - страну хлеба и молока. В 1917-1919гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычно «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если б мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если б не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, его вполне можно принять за натурную зарисовку. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ ПРОЩАНИЯ и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его - миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Если домашнее задание на тему: » Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин

Мир поэзии Есенина опирается на философию, уходящую своими корнями в глубокую древность. Его философия разлита, растворена в словесных поэтических образах. В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека. Личность Человек Природа Общество Мир


Главными составляющими художественного мира Есенина являются образы земли и неба. В центре его мироздания – деревенская изба, с ее немудреными атрибутами: окном, порогом, печью, божницей и т. д.В начале творческого пути Есенина - это реальная изба. Но постепенно она мифологизируется, превращаясь в храм, соединяющий небо и землю. Части этой избы становятся символами связи земного и небесного: красный угол, конек на крыше, матица основная балка, поддерживающая потолочный настил в доме. С 1914 г. в поэзии Есенина появляется и небесное жилище – «золоченая хата», «божий» (райский) терем. В центре земли изба с крестьянскими постройками («овином», «хлевом», «гумном» и т. п.). Избы, «связанные» дорогой, образуют деревню. «Деревни», «села», «поселки» и «слободки», окруженные полями и лесами, это есенинская «голубая Русь». В поэзии 1914 – 1919г. божий, небесный мир и мир земной взаимодействуют: в небе «голубая трава», «голубая пыль», там растут деревья, бродят небесные стада (месяц, звезды, облака, тучи). А на земле – небесная «синь, упавшая в реку».


Природа у Есенина – божественный храм: в ней - «ночных небес иконостас», звезды – «лампадки небесные», рощи «кадят росою», небо – «иконостас», «хаты – в ризах образа», храм, где обитает красота. В его произведениях «слухают ракиты посвист ветряной», «плачет иволга», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», «… над речкою режет воду синюю солнца соха…», «месяц рогом облако бодает», «ковригой хлебной над сводом надломлена твоя луна», «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», а «схимник ветер» на «рябиновом кусту» целует «язвы красные незримому Христу». Небо и земля есенинского художественного мира в стихах 10-ых гг. соединяется в образе мирового древа. На ветвях этого мифологического древа растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, мысли, слова.


Наиболее часто встречающиеся в творчестве Есенина первого периода цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовый. В большой статье «Ключи Марии», написанной в 1918 году, Есенин суммировал свои эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народно- поэтической культуры. Художественно-философское единство двух миров небесного и земного поэт объясняет мифом о «браке земли с небом». «Печалью земли по браке с небом» наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются с небесными: Микола «с земли гуторит с Богом // В белой туче-бороде», Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью, «с холмов» кричит своему умершему деду, хотя голос внука и «не долетает... В его далекий брег».


Движение времени неостановимо и необратимо: «Да... Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»). Время течет, плывет, бежит, летит (как птица), безостановочно движется из прошлого в будущее и падает сверху вниз в «пропасть времен». Есенин развивает образ движущегося времени («потока», «птицы», «мельницы», «прялки», «ветра», «песка»).Оно везде оставляет свои следы: «свиток годов на рогах» («Корова»), «На свитках лет сухая пиль» («Нищий с паперти»); «Года меняют лица // Другой на них // Ложится свет» («Мой путь»). Время материализуется и в сквозном образе памяти («память дня» и «память веков»), иными словами, художественное время не уходит бесследно: прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории, мирового времени. Время не только зависимо от настроения поэта и его героев (оно может растягиваться, останавливаться, сжиматься, ускоряться), но и окрашивается в различные цвета: годы (или дни) могут бить «голубыми», «розовыми», «желтыми», «белыми» или «черным сроком» («Пугачев»). «Пропасть Времени»


Время в поэтическом мире Есенина ярче всего выражается через движение сквозных пространственно-временных образов. Наиболее важным из них является образ пути (дороги), возникающий в первых же стихотворениях поэта. Этот образ также многозначен: деревенская дорога, жизненный путь человека, страны («великий поход» России из прошлого в будущее), человечества. Образ пути представляет собой стержневую ось, вокруг которой вращается поэтическая Вселенная Сергея Есенина. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый». Все есенинское творчество представляет собой единое целое своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт. Не случайно поэтому характерная примета его творчества автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, они в моих стихах», указывал Есенин. «Стихи мои, // Спокойно расскажите // Про жизнь мою», писал он в стихотворении «Мой путь». На определенном этапе этот герой, родившийся и выросший в деревне («может, в Калуге, а может, в Рязани...» «Черный человек»), на лоне природы («Родился я с песнями в травном одеяле»), отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Яркий многоцветный мир есенинской поэзии в «городских», «кабацких» стихах (цикл «Москва кабацкая») тускнеет, обесцвечивается, «линяет», зачастую сводится к серому, белесому, ржавому, оловянному (в цветовом значении), желтому. Сам поэт не однажды горько признавался: «Тех волос золотое сено // Превращается всерый цвет» («Я усталым таким еще не был...»). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» его «скелеты домов», «продрогший фонарь», отражающий в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона»), «московские изогнутые улицы» случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...»). В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» «Русь советская»). А когда он питается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы дети единой матери Природы. Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного и обратный олицетворению прием наделение образа человека природными (растительными и зоологическими) характеристиками. Композиция дивения лирического героя в мире Есенина сложна и многопланова: главные образы создают переплетающиеся сюжетные линии, раскрывающие тему жизненного пути лирического героя и «великого похода» России из прошлого в будущее, родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, деревни и города, «живого» и «железного», небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви и памяти.

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что в его стихах часто фигурирует, как некая живая . То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные , деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с . Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина»

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.