Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фото. Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения


Григорович Дмитрий Васильевич
Родился: 31 марта 1822 года.
Умер: 3 января 1900 года.

Биография

Дмитрий Васильевич Григоро́вич (19 марта (31 марта) 1822 - 22 декабря 1899 (3 января 1900)) - русский писатель.

Родился 19 (31) марта 1822 в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.

Его отец был помещиком, отставным гусаром, и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба. Мать - француженка, Сидония де Вармон (Сидония Петровна), дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. В 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти», по окончании которого в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским. Не имея склонности к точным наукам, позже перевёлся в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко[источник не указан 106 дней].

В 1858-1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты

Первые литературные опыты Григоровича - рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 году он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 года в «Отечественных Записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» - знаменитый «Антон-Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, - говорил Белинский, - в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные».[источник не указан 106 дней] Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья - не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.

Затем последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

Разрыв с «Современником»

В начале 1860-х годов, когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович поддержал с первую группу и покинул журнал. Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича[источник не указан 106 дней]. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893).

Адреса в Санкт-Петербурге

1844-1846 - квартира Ф. М. Достоевского в доходном доме К. Я. Пряничникова - Владимирская улица, 11 (Графский пер., 10). Памятник истории Федерального значения;
1870-1893 - дворовый флигель - Большая Морская улица, 38;
1893 - 22 декабря 1899 года - Мещанская улица, 28, кв. 9.

Значение творчества

Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. В этих произведениях Григорович явился основоположником дворянского народничества в литературе. У него значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 1860-е годах мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший его, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе к Гоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович претендовал, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда он доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Это был настоящий русский писатель, переводчик и искусствовед, современник Достоевского и Тургенева. Григорович Дмитрий Васильевич (годы жизни которого датируются с 19.03.1822 г. по 22.12.1899 г.) родился в деревне Черемшан, что в Широкую известность ему принесла повесть «Деревня», большую часть которой он посвятил описанию ежедневного быта простого народа, во всех его тяготах, нищете и неприглядности. Он сделал это очень жизненно и искусно без привычной величавости и прославлений. Так не привыкли видеть свой народ славянофилы, поэтому они усмотрели в этой повести унижение достоинства русского народа.

Григорович Дмитрий Васильевич: биография

Его отец был гусаром, уже в отставке управляющим имением матери писателя графа В.А. Соллогуба. Мать Григоровича - Сидония де Вармон - была дочерью французского роялиста, погибшего на гильотине. Отца у писателя не стало очень рано, о нем заботились мама и бабушка. Они же воспитали его на французский манер. Имея полуфранцузские корни, Григорович плохо говорил на русском. Когда ему исполнилось 8 лет, его отправили учиться во французский пансионат «Монигетти» города Москвы, после окончания которого он продолжил получать свое образование уже в Санкт-Петербургском инженерном училище, куда поступил в 1836 году. Проучившись там до 1840 года и познакомившись с Ф. М. Достоевским, он, понимая, что точные науки не для него, переводится в Академию художеств. Здесь судьба его сводит с но и в этом учебном заведении Григорович Дмитрий Васильевич не задерживается.

Начало творчества

Самые первые его работы такие как «Театральна карета», «Собачка», напечатанные в известном издании, были достаточно слабы именно в художественном плане.

Примерно в 1841 году он знакомится с Н. А. Некрасовым, который на то время занимался издательством различных сборников, в том числе альманаха «Первое апреля», в котором было напечатано произведение сразу трех авторов: Достоевского, Некрасова и Григоровича, носившее название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Затем там же вышел рассказ «Штука полотна» (1846 г.), которое стало уже самостоятельным произведением писателя. В «Литературной газете» Григорович печатал свои небольшие очерки, а в «Северной пчеле» - фельетоны.

Литературные сообщества

В 1842 году Григорович Дмитрий Васильевич устраивается в дирекцию императорских театров, где в среде литераторов он находит себе знакомых и друзей. С 1845 он тесно сотрудничает с Н. А. Некрасовым в издательстве, публикующем альманах «Физиология Петербурга», который выпустит очерк Григоровича «Петербургские шарманщики» (1845 г.)

Интересен тот факт, что писатель, немного зная о быте крестьян, будучи в кружке Бекетова, в свои 23 года берется писать большую повесть «Деревня» (1846 г.), чуть позже она будет напечатана в «Отечественных записках». Отмеченный критиком Белинским, писателями Салтыковым - Щедриным и Толстым, Григорович приобретает популярность.

В 1847 году он пишет повесть «Антон-Горемыка» и печатает ее в «Современнике». Критики и писатели с единодушным одобрением восприняли это произведение. Григорович приобретает литературное имя и создает ряд коротких повестей, описав в них уже столичную жизнь.

Дальше в 1852 году будут «Проселочные дороги», в 1853 году - «Рыбаки». Его произведения не останутся незамеченными в тогдашних литературных кругах. Понабравшись опыта, он по поручению министерства морского транспорта с 1858 по 1859 годы путешествует по Европе и пишет ряд очерков, которым позже даст название «Корабль Ретвизан».

Раскол и забвение

В 60-х годах в журнале «Современник» назрел раскол между молодыми писателями-дворянами и радикальными разночинцами. Григорович примкнул к первой группе и был вынужден покинуть редакцию. Чернышевский - лидер радикалов, раскритиковал Григоровича и Тургенева, высказавший свое мнение в статье «Не начало ли перемены?». С этой поры они стали врагами.

С 1864 года Григорович Дмитрий Васильевич, не находя общий язык с современностью, с головой уходит в работу, ведь тогда он работал секретарем «Общества поощрения художеств». За эти труды ему была пожалована пожизненная пенсия и чин действительного статского советника.

В середине 80-х он опять берется за литературное творчество и создает повести «Гуттаперчевый мальчик» (1883 г.), «Акробаты благотворительности» (1885 г).

Григорович Дмитрий Васильевич: рассказы, список

В последние свои годы он занимается написанием «Литературных воспоминаний» (1893 г.), где для будущих поколений рисует портреты Л. Толстого, И. Тургенева и других классиков, с которыми ему пришлось общаться в жизни.

Ниже представим перечень его произведений:

1845 г.- «Петербургские шарманщики».

1846 г.- «Штука полотна».

1846 г. - «Деревня».

1847 г. - «Антон-Горемыка».

1848 г. - «Бобыль».

1848 г. - «Капельмейстер Сусликов».

1849 г. - «Похождение Накатова».

1849 г. - «Четыре времени года».

1852 г. - «Смедовская долина».

1852 г. - «Проселочные дороги».

1852 г. - «Мать и дочь».

1853 г. - «Рыбаки».

1854 г. - «Прохожий».

1855 г. - «Свистулькин».

1855 г. - «Школа гостеприимства».

1856 г. - «Пахарь».

1855-1856 гг. - «Переселенцы».

1860 г. - «Пахатник и бархатник».

1864 г. - «Два генерала».

1883 г. - «Гуттаперчевый мальчик».

1885 г. - «Акробаты благотворительности».

1893 г. - «Литературные воспоминания».

Вот основной список литературных шедевров, который оставил своему будущему поколению Григорович Дмитрий Васильевич. Произведения этого писателя заставляют мыслить, сострадать и переоценивать жизнь, романтизма здесь не увидишь, сплошной реализм.

Известный русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович родился 19 марта 1822 года. Отец его рано умер, и воспитывали его мать и бабушка. Детство его протекло в имении отца в Тульской губернии. Особенное значение играла в доме старуха-бабушка, француженка родом. Она держала в руках весь дом и будущего писателя воспитывала на иностранный лад: русской речи в семье он не слышал; до 14 лет говорил по-русски с акцентом. Только дворовые люди спасла сердце мальчика от равнодушия ко всему родному, русскому. Особенно сблизился с ним их старый камердинер; он полюбил ребенка, «как родного сына» (слова Григоровича), рассказывал народные сказки, и этими рассказами сроднил его с жизнью простонародья, – этим сближал с народом.

Дмитрий Васильевич Григорович. Фото 1856 г.

Потом из дома мальчик отдан был во французский пансион в Москве; оттуда, в 1836-м году, перешел он в Петербургское военное инженерное училище. Научные занятия его шли вяло, так как сердце его не лежало к математическим наукам. К счастью, судьба в товарищи послала ему Достоевского , будущего знаменитого романиста Григорович сблизился с ним, и, под его влиянием, увлекся литературой и стал испытывать свои силы в области поэтического творчества. Не кончив училища, перешел он в Академию художеств; потом увлекся театром, поступил на службу в театральное ведомство, подружился с некоторыми знаменитыми артистами того времени и стал работать для сцены – переводил и переделывал пьесы.

Сблизившись впоследствии с Некрасовым , Григорович принял участие в составлении его сборника «Физиология Петербурга». Этот сборник должен был состоять из ряда очерков, рисующих типы и характерные явления петербургской жизни с бытовой стороны. Григорович взялся описывать быт «шарманщиков» и усердно принялся за эту работу: добросовестно изучал условия их жизни, заходил в трущобы, где они ютились, вникал в мелочи их жизни, – словом, постарался применить в своем «очерке» все те приемы реалистического письма, которые должны быть признаны главной чертой русской литературы середины XIX века.

В это, приблизительно, время Григорович опять тесно сближается с прежним своим товарищем – Достоевским, который, находясь под влиянием произведения Гоголя «Шинель », писал тогда свою повесть «Бедные люди », – произведение, которое, при своем появлении, сразу обратило на себя общее внимание.

Сближение между обоими начинающими литераторами произошло без особого труда, так как завещанное Гоголем, гуманное отношение к людям, обиженным судьбой, в одинаковой мере владело тогда и Григоровичем; это сказалось еще на его очерке «Шарманщики» и, особенно, на повестях: «Деревня » (1846) и «Антон Горемыка » (1847). Оба эти произведения посвящены изображению печальной жизни русского мужика.

Григорович. Антон Горемыка. Аудиокнига

Успех их выдвинул Григоровича в ряды популярных в любимых писателей того времени и навсегда определил его литературное направление. В 1852-м году печатает он роман «Рыбаки», в 1855-м – «Переселенцы»; во всех этих произведениях с любовью рисует он положительных героев из простонародья и иронизирует над «культурными» представителями русского общества – дворянами и чиновниками.

В 1880-е годы написал он ряд очерков из жизни столицы – повести: «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и комедию «Замшевые люди» – наиболее известные его произведения этого типа. В них сохранил Григорович то первоначальное сочувствие к людям «униженным и оскорбленным», которым проникнуты были первые его юношеские произведения. Вот почему Григорович может быть признан одним из самых последовательных представителей «гоголевской школы».

Под конец своей жизни Григорович много занимался искусствами, – служил секретарем «Общества поощрения художеств», сам изучал живопись и оставил несколько ценных исторических очерков. В 1893 г. был отпразднован 50-летний юбилей его литературной деятельности. Умер он в 1899 году.

Отец его был помещик, отставной гусар, служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; мать - француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе «Монигетти», по окончании оного в 1836 поступил в Санкт-петербургское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), в котором проучился до 1840 г., и где познакомился с Ф.М.Достоевским. Наполовину француз, Григорович в ранней молодости неудовлетворительно владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. Не имея к точным наукам никаких предпочтений, позже переводится в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко.

В 1858-1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты Григоровича рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были ещё очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники: «Первое апреля», «Физиология Петербурга» и др. Позже в них и появились первые серьёзные произведения молодого писателя - «Штука полотна» 1846 и «Петербургские шарманщики» 1845, которыми он обратил на себя внимание Белинского. Также писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле». В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» - знаменитый «Антон Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, - говорил Белинский, - в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья - не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.
За ним последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

В начале 1860-х гг., когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович был всецело с первой группой и вышел из «Современника». Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

В середине 1880-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести «Гутаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» 1893.

) — 3.01.1900 (22.12.1899), Петербург), прозаик, переводчик, искусствовед.

Родом из дворянской семьи. Отец Григоровича, Василий Ильич в начале 1820-х гг. служил управляющим имениями графа Соллогуба в Симбирской губернии, затем приобрёл имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. В 1820 г. В.И. Григорович женился на француженке Сидонии де Вармо(н), чья сводная сестра Камилла Ледантю была замужем за декабристом В.П. Ивашевым. Рано оставшись без отца, мальчик воспитывался матерью и бабушкой. В 1832-1833 гг. Григорович около полугода занимался в Московской гимназии, откуда мать перевела его в пансион Монигетти, где преподавание велось на французском языке и включало посещение рисовальных классов в Строгановском художественном училище. После кратковременного пребывания в 1836 г. в петербургском пансионе К.Ф. Костомарова, Григорович поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф.М. Достоевским, беседы с которым пробудили тягу к литературе и повлияли на его развитие. Военная карьера не привлекала Григоровича, и при первой возможности он покинул училище. В 1840 г. Григорович брал уроки живописи, занимался в Академии художеств, но также не завершил учёбу. Не увенчалась успехом и попытка Григоровича стать актёром. В 1842 г. он определился на службу в канцелярию Петербургского Большого театра. Общение с актёрами и драматургами побудило Григоровича самого заняться литературным творчеством. Он перевёл французские водевили «Наследство», «Шампанское и опиум», напечатал рассказы «Театральная карета» (1844), «Собачка» (1845), в которых давало себя знать подражание Н.В. Гоголю.

Благодаря своей общительности Д.В. Григорович завёл широкий круг знакомств, преимущественно в литературных кругах. В 1845 г. Н.А. Некрасов привлёк Григоровича к участию в издаваемом им альманахе «Физиология Петербурга». Д.В. Григорович очень ответственно отнёсся к этому сотрудничеству и на основе наблюдений за жизнью уличных музыкантов написал очерк «Петербургские шарманщики», получивший положительный отзыв В.Г. Белинского. Ободрённый успехом, Григорович создаёт новую повесть «Деревня» (1846), сильной стороной которой явилась резкая критика крепостничества, в условиях которого человеческая судьба и жизнь зависят от прихоти господина. Подлинную литературную славу Григоровичу принесла его вторая повесть «Антон Горемыка» (1847). Герой произведения, задавленный нуждой и произволом мужик, становится воплощением лучших качеств национального характера, самораскрытию которого мешает гнёт крепостного права.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. Д.В. Григорович публикует, преимущественно в «Современнике», ряд рассказов и очерков: «Четыре времени года», «Мать и дочь», «Прохожий», «Бобыль», «Капельмейстер Сусликов» и др. В дальнейшем Григорович приходит к мысли о необходимости создания большого художественного полотна. Своё понимание дворянской и народной России он выразил в романе «Просёлочные дороги» (1852). Взяв за образец «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, Григорович создал «роман без интриги», где на первом плане находится галерея образов дворян-небокоптителей, которым противопоставлены энергичные и талантливые крепостные. Критика указала на растянутость и подражательность романа. Неудача не охладила Григоровича и в 1853 г. в «Современнике» появился его новый роман «Рыбаки», где автор усматривает подлинные живые силы нации в свободном от крепостной зависимости крестьянине. В последующие годы Григорович создаёт ряд произведений, в которых сюжет вновь строится на взаимоотношениях помещиков и крепостных. Это роман «Переселенцы» (1855), повесть «Пахарь» (1856), не завершённый роман «Два генерала» (1864). Ярким эпизодом в жизни писателя стало путешествие вокруг Европы на военном корабле «Ретвизан», совершённое по приглашению Морского министерства в 1858-1859 гг. По следам своего путешествия Григорович в «Морском сборнике» опубликовал серию очерков «Корабль «Ретвизан».

В дальнейшем в связи с обострением политической борьбы в России Григорович постепенно отходит от тех позиций, которые нашли выражение в его ранних произведениях. Революционно-демократические и народнические идеи Григоровичу были чужды. В середине 1860-х гг. он надолго оставляет литературу и выступает в печати лишь изредка, преимущественно как критик-искусствовед, ратуя за расширение образования художников, поддерживая прикладные виды искусств: «Несколько слов о поощрении художеств в России» (1863), «Прогулка по Эрмитажу» (1865, 1875), «Выставка учеников императорской Академии Художеств» (1875), «Очерки художественно-промышленного производства» (1886) и др.

Вновь к литературному творчеству Григорович возвратился только в начале 80-х гг. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883), повествующая о несчастном жребии маленького акробата-сироты, была воспринята критикой как «маленький шедевр», вошла в классику русской детской литературы. Основной труд последних лет жизни Д.В. Григоровича - «Литературные воспоминания» (1892-1893), в них освещена литературная жизнь 40-50-х гг., очерчены выразительные образы молодого Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.В. Дружинина, Л.Н. Толстого, симбирянина и других литераторов того времени.

Дмитрий Васильевич Григорович умер в Петербурге 22 декабря 1899 г. (3 января 1900 г. по новому стилю), похоронен на Волковом кладбище. А.А. Плещеев, встречавшийся с Григоровичем незадолго до его кончины, писал, что «душа его» была всегда «среди его уцелевших друзей в литературных кружках».

Библиография:

// Русские писатели: биобиблиогр. словарь: в 2-х ч. Ч. 1: А-Л / под ред. П.А. Николаева. - М., 1990. - С. 225-228.

Григорович Дмитрий Васильевич // Русские писатели: 1800-1917: биограф. словарь: Т. 2: Г-К / гл. ред. П.А. Николаев. - М., 1992. - С. 28- 31: ил.

За красотой на "Ретвизане" / подгот. С.Б. Петров // Мономах. - 2008. - N 4. - С. 30-31: ил.
Путевые очерки писателя Д.В. Григоровича "Корабль "Ретвизан".