Использование дистанционных образовательных технологий в обучении. Технология дистанционного обучения Дистанционные технологии

Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующихфункции :

    доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;

    интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

    предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;

    оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения .

По технологии передачи данных на расстоянии можно выделить следующие формы дистанционного обучения :

    через интерактивное ТВ и видеоконференции;

    через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);

    через WWW .

Сегодня технология Internet вытесняет другие формы.

По способу получения учебной информации различают:

    синхронные учебные системы;

    асинхронные учебные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:

    интерактивное телевидение,

    видеоконференции,

    компьютерные телеконференции,

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

Уровни дистанционного обучения:

    глобальные (международные и федеральные) – («Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет»);

    региональные системы дистанционного обучения – в рамках региона;

    локальные системы дистанционного обучения – в рамках города, ВУЗа и т.п.

Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

    кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);

    TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;

    сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она, может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который и позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной им специальности.

В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:

    программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

    печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

    специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

    обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

    лабораторные практикумы;

    компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.

Преимущества дистанционного обучения :

    возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;

    возможность обучаться в индивидуальном темпе;

    свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

    удобство при ведении личных дел учащихся;

    интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);

    возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Недостатки :

    отсутствие личного общения с преподавателем;

    необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;

    необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);

    сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;

    недостаток практических умений и навыков.

Все вышеизложенные технологии обучения (либо их элементы) в том или ином виде могут быть использованы в учебном процессе высшей школы.

Доклад на тему « Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической конференции «Образовательная среда Воронежской области в условиях модернизации российского образования» и вошел в сборник статей, выпущенный по итогам конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Высокинская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Областная научно-практическая конференция

«Образовательная среда Воронежской области в условиях модернизации российского образования».

Секция «Обучающиеся – участники модернизации образовательной среды»

«Дистанционные образовательные технологии

Как компонент формирования современной

образовательной среды».

Подготовила: И.И.Шнайдер,

заместитель директора по ВР

с. Высокое

2012 год

Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял - причина в том, что у корабля есть цель, а у волн - нет. Если у нас есть цель, мы всегда придем туда, куда хотим.

Уинстон Черчилль.

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Но, и это логично, одним из главных объектов – участников модернизации образовательной среды, остается обучающийся.

В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.

Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Частичная замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности не только значительно разгружает столь драгоценное дневное время ученика, но и создает условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дает возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.

Дистанционное обучение решает проблемы, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний.

Как уже отмечалось выше, дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний. В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель – ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель – партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения. Одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако здесь могут быть проблемы, когда обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

Таким образом, как показывает практика преподавателей, которые используют в своей деятельности дистанционные образовательные технологии, эта форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести:

  1. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  1. Свобода и гибкость - обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  2. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  3. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  4. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  5. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  6. Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
  7. Объективность - в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.

Можно назвать ещё множество плюсов дистанционного обучения, но оно не должно полностью заменить обычные занятия в классе, хотя может очень эффективно дополнить их.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ в школе, оно ограничено рядом факторов. Например:

  1. недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;
  2. неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;
  3. необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме;
  4. учащимся с ослабленным здоровьем визит учителя требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но как один из каналов связи с внешним миром, от которого они часто оторваны.

Да, время не стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Так, с 1 октября 2012 года дистанционные образовательные технологии «пришли» в несколько школ Лискинского района. Были оборудованы классы, где установлено все необходимое оборудование: компьютеры компании Apple с ОС Macintosh, камеры, микроскопы, Wi-Fi подключение к Интернет, интерактивная доска. Казалось, вот оно счастье.

Но пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем в использование дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.

Закончить мне хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Литература:

  1. Дистанционное обучение в современном мире.: ИНИОН РАН, 2002
  2. А. Романов, В. Торопцев. Технология дистанционного обучения.: Юнити-Дана, 2000
  3. Средства дистанционного обучения: БХВ-Петербург, 2003
  4. И. Ибрагимов. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.: Академия, 2007
  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]// Е.С. Полат, М.И. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр "Академия", 2006. 200 с.
  6. Интернет-ресурсы.

является современным видом образования, приобретающим все большую популярность.

Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Ученик и учитель общаются посредством интернет-связи, учитель передаёт, а ученик получает знания и задания, сдает контрольные работы. При этом, преподаватель может быть удалён от ученика на любое расстояние, они могут проживать в и на разных континентах.

Такое обучение стало возможным, благодаря развитию интернет-технологий, распространению электронных средств связи. Дистанционное обучение отличается от очного образовательного процесса методикой проведения занятий.

И потому, требует методических изменений в осуществлении образования школьников и студентов. Какие технологии дистанционного образования используются в современном обучении на расстоянии? Какие же существуют для применение дистанционных технологий в образовании?

Дистанционные технологии в обучении опираются на следующие методы передачи информации:

  1. Электронные учебники и справочники: содержат и хранят информацию.
  2. Интернет: осуществляет пересылку любых форм информации (текст, графика, видео, фото, звук), двухстороннее общение в виде семинаров, дискуссий.

Для реализации дистанционного образования необходимо общение на расстоянии в реальном времени. Для обеспечения такого общения используется техническое обеспечение, включающее в себя следующие средства и устройства:

  • Сеть передачи информации (интернет). Данная сеть берет на себя функции по передаче изображения лиц педагога и ученика, предоставляемой видеоинформации (текстов, таблиц, картинок), словесной информации.
  • Устройства, обеспечивающие прием и отправление информации в реальном режиме. Такими устройствами являются , планшеты, иногда мобильные телефоны. Устройство должно обеспечивать визуальный и звуковой контакт между учителем и учеником (учениками).

Работа современных средств передачи информации зависит от наличия электрических передающих устройств и коммуникаций связи.

Методы дистанционного обучения

Традиционное обучение школьников и студентов включает лекции, практические работы, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы.

Дистанционные технологии в образовании предполагают наличие некоторых изменений в применяемых методиках:

  1. Лекция или подача готовой информации: требует определенного уровня самодисциплины от ученика.
  2. Самостоятельное исследование (реферат): не изменяется, так как в обоих случаях (очное образование или дистанционное) ученик предоставляет учителю результат поиска или исследования, который он выполняет самостоятельно.
  3. Практические работы: значительно усложняются. Требуют от учителя разработки детальных пошаговых инструкций и углубленной консультации по выполнению работы. В ряде случае осуществление практических работ дистанционно становится невозможным.
  4. Выполнение заданий: изменения в форме отправки текста. Для удобства отправки и получения задания применяются тесты, в которых результат длительных вычислений может быть обозначен выбором одного числа.
  5. Устный опрос: требует от ученика самодисциплины, так как опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками и другими средствами, не допускаемыми в очном школьном образовании.

Традиционные методы обучения требуют изменений и дополнений для организации обучения по дистанционной технологии.

Преимущества обучения на расстоянии

Широкое распространение дистанционных видов образования объясняется весомыми преимуществами удаленного обучения:

  • Возможность организации уроков в труднодоступных районах, для инвалидов и часто болеющих детей, возможность обучения в иностранных ВУЗах.
  • Возможность полноценного заочного обучения в ВУЗах.
  • Возможность занятий во время эпидемий или при сложных погодных условиях.
  • Индивидуальный подход к обучению каждого ученика.
  • Лояльный подход ко времени обучения.
  • Возможность , приобретения второй специальности, дополнительных знаний.
  • Снижение затрат на обучение.
  • Самодисциплина и ответственность ученика.
  • Всеобщая доступность обучения (любому возрасту, уровню образования, профессиональной подготовки, в любом месте планеты, где есть коммуникативная связь).

ООО «Столичный учебный центр»

Реферат по дисциплине:

«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»

По теме:

« Дистанционные технологии в образовании »

Исполнитель:

Рогоза Роман Валентинович

ФИО

Москва 20 18 год

Содержание

Введение………………………………………………………………….….……3

1.Что такое дистанционные образовательные технологии?............…….….….5

2.Классификация дистанционных образовательных технологий…...…....…...6

3. Модели реализации дистанционных образовательных технологий.……..9

4.Отличительные особенности и преимущества ДОТ…………....……..….…11

Заключение………………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………...……..15

Введение

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем образовании.

Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не имеют сформированных навыков самостоятельной работы.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.

Завершить введение хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Что такое дистанционные образовательные технологии?

    • законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32) дается следующее определение «под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005

803 отмечается, что постепенно удельный вес численности выпускников

учреждений образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения»:

1 этап : 2006 год – 5 % , 2007 год – 5 %

2 этап: 2008 год 7 % , 2009 год 10 %

3 этап: 2010 год 20 %

Основными дистанционными образовательными технологиями являются :

    кейсовая технология,

    интернет-технология,

    телекоммуникационная технология.

Допускается сочетание основных видов технологий.

Классификация дистанционных образовательных технологий

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

Лабораторные практикумы;

Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Эта система содержит следующие инструменты:

Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

Оперативное лекционное тестирование;

Индивидуальный компьютерный тренинг;

Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:

    Первая модель – обучение по типу экстерната .

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

    Вторая модель – обучение на базе университета .

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии.

    Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам . Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

    Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами

    Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

    Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

Единичная модель;

Двойная модель;

Смешанная модель;

Консорциум;

Франчайзинг;

Модель удаленных аудиторий.

Отличительные особенности и преимущества ДОТ

Из общего многообразия образовательных технологий ДОТ имеют ряд особых характеристик, таких как:

1) разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;

2) освоение обучаемым образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся;

3) широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;

4) использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения;

5) управление самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля;

6) обязательное применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач;

7) создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

Преимущества ДОТ состоят в следующем:

    обучение в удобное время и в удобном месте;

    индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);

    создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

    электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

    консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;

    наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:

    программу предмета;

    учебники;

    вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;

    информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

    обучающие компьютерные программы;

    лабораторные работы;

    тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

    базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

    методические материалы для учителей;

    тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

    методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

Заключение

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.

Литература

1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.

2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.

3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.

4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.

5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.

6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.

7. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. – 2000. -
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с. 9.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с. 10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.