Кэрри брэдшоу автобиография. Керри Брэдшоу: экранный образ, ставший примером для подражания

Самое несправедливое то, что Кэрри заставила многих девушек поверить, будто Mr.Big – это действительно идеальный мужчина, за которого стоит выйти замуж.

Одна моя знакомая недавно написала в своем блоге, что образ колумнистки, легко зарабатывающей на Бланики и платья Gucci, заставил ее мечтать о работе в глянце. Да, стоит признаться, что Кэрри изрядно подпортила молодым и наивным девушкам жизнь, распространив миф о том, что колонка в газете или журнале позволит себя содержать (да еще и очень прилично, с квартирой на одной из авеню Нью-Йорка и горой дорогущей обуви). Каково же было разочарование молодых и талантливых, когда оказалось, что писанина в глянец может покрыть расходы разве что на проезд в муниципальном такси и обеды в столовой с украинской кухней . Но даже не это я считаю самым страшным кидаловом со стороны создателей сериала. Самое несправедливое то, что Кэрри заставила многих девушек поверить, будто Mr.Big – это действительно идеальный мужчина, за которого стоит выйти замуж. И что именно такого отношения со стороны мужчин мы заслуживаем.

Лет пять назад один мой знакомый сказал:

Кэрри просто идиотка.

Я очень оскорбилась, будто приняв сказанное на свой личный счет.

Это еще почему?

Да потому что мужик её просто имеет. Она для него обычная тёлка, которая всегда под рукой, к которой всегда можно приехать пьяным среди ночи, которую можно взять с собой на отдых, если лучший друг в последний момент не смог полететь.

Такая совсем неромантическая рецензия меня огорчила. Но теперь я готова подписаться под каждым словом. И вот, почему.

Этот сериал пользовался и продолжает пользоваться огромной популярностью преимущественно не из-за колоссальной работы, проделанной дизайнером Патрицией Филд, а из-за страдальческих сюжетных линий. Сериал не просто приятно воспринимать визуально, он будто бы окрыляет таких же беспринципных дурнушек, как Кэрри, и дает им шанс и надежду думать, будто однажды Mr.Big станет нормальным мужиком и начнет принимать решения. Ключевое слово тут «нормальный». И не смейте мне говорить, что «нормально» и «ненормально» - это слишком растяжимые или размытые понятия и у каждого они свои. Вот уж не соглашусь. В цивилизованном обществе понятие о чести и порядочности у всех людей (и мужчин в частности) одинаковые. Отношения должны быть НОРМАЛЬНЫМИ, и если вы не понимаете как это, я вам расскажу очень конкретно.

Отношения нормальные, когда они здоровые. В них ты не трясешься над телефоном в ожидании звонка, не ломаешь голову над тем, куда он пропал на две недели, в них ты не встречаешь его в ресторане с другими женщинами, не находишь его фото в Тиндере под выдуманным именем, не ловишь его на регулярном вранье, тебя не прячут от друзей и родственников, а сам факт отношений не скрывают. Ты не узнаешь на десятом свидании, что оказывается у него есть двое детей дошкольного возраста и жена-инвалид, которых нужно содержать. В нормальных отношениях ты четко видишь свое место и понимаешь свое значение в жизни человека , у тебя все в порядке с аппетитом, тебя не мучает бессонница и ты не худеешь на нервной почве на 10 килограмм. Если просто и коротко, то нормальные отношения те, в которых ты чувствуешь себя полноценной и счастливой, а не жертвой морального насилия, где пытают загадочностью и неизвестностью.

Чего стоит сам русскоязычный перевод кодового имени “Mr.Big” – “Мужчина моей мечты”. Эй, вы это серьезно? Правда, давайте поднимем руки те, кто мечтает о таком мужчине? Не вижу ни одной. Единственный плюс Бига в том, что он прилично зарабатывает и не производит впечатление жлоба (хоть за это спасибо). Но какое это имеет значение, если на протяжении шести сезонов «Мужчина ее мечты» о Кэрри не заботится, встречается с другими женщинами и попросту водит ее за нос, придерживая в качестве запасного аэродрома?

Mr.Big – это воплощение всех самых ничтожных человеческих качеств, которые сценаристам каким-то удивительным образом удалось уместить в одном мужчине. Он раб своих страхов, закомплексованный трус, негодяй, врун и искусный манипулятор. Из сезона в сезон он издевается над главной героиней, тогда как она пишет огромные статьи, бесконечно анализируя в них свои отношения, страдает и пытается как-то оправдать поведение нашего героя. Но давайте говорить прямо – для Бига отношения с Кэрри – это действительно просто интим , иногда с элементами романтики для замыливания глаз. И все ответы на вопросы Кэрри, которые она задает Вселенной на протяжении шести лет (нет, вы только вдумайтесь в это – шести лет!) лежат на поверхности.

Самое большое зло, которые посеяла Кэрри – она заставила многих верить в то, что в конце этой истории наступит хэппи энд и Mr.Big на ней женится, что само по себе является утопией и абсолютной невозможностью. Ведь в конце этой истории он женится на ком угодно, но не на Кэрри. Потому что Кэрри - дура с низкой самооценкой, дура, которая будет прощать ему браки с другими женщинами и отношения на стороне, будет готова лететь за ним в Париж (о чем, напомню, её не просили), ждать его ночами и жертвовать чем угодно, лишь бы он остался в её квартире до утра.

У меня есть приятельница, которая потратила на такого «мужчину мечты» 15 лет. Сейчас ей 46, она живет у родителей и находится в том интеллигентном состоянии женского здоровья, когда забеременеть и родить естественным путем невозможно. Мне часто хочется задать ей вопрос – а была ли она хотя бы эпизодично счастлива с мужчиной, с которым провела такой существенный отрезок сознательной жизни? Но я не спрашиваю. Мне кажется, я знаю ответ и он неутешительный.

Другая подруга живет с мужчиной 5 лет в гражданском браке. Его устраивает такое положение дел – без детей, штампов и обязательств, их связывает только общий быт и квартира. На вопрос: «Почему ты не скажешь ему, что хочешь семью?» она отвечает, что боится его огорчить или испугать. Мне кажется, это тот пример вопиющей несправедливости, когда гражданский брак унизителен, и на унижение своих чувств мы идем сознательно. Мы сами делаем выбор в пользу мужчин, которых можно испугать любовью.

А Mr.Big – это просто мудак , который никогда не будет любить кого-то больше, чем себя. И даже если однажды он решится взять на себя ответственность и создать семью, его воображаемой спутнице жизни я хочу выразить свои глубочайшие соболезнования.

Потому что человек, лишенный всяких принципов - никакой не Big. Он very, very, very Small. Независимо от пола.

Читайте также:

Просмотрено

13 случаев, когда фотографы приложили максимум усилий, чтобы получить такие фото.

Просмотрено

Заметили ли Вы что-то странное, взглянув на руки охранника Дональда Трампа? Тогда смотрите внимательнее (ВИДЕО)!

Просмотрено

Молодая мама Ксения Собчак вышла в свет в образе роковой женщины

Просмотрено

У Иосифа Кобзона резко ухудшилось самочувствие – певец госпитализирован

Новая книга Хелен Филдинг "Без ума от него" повествует о том, как "долго и счастливо" жили Бриджит Джонс и Марк Дарси после свадьбы.

В дамских романах "принцы" на порядок прекраснее, чем в жизни, а их "кони" белее. Не секрет, что в глубине души каждая женщина сравнивает своего избранника с неким идеалом, образ которого чаще всего почерпнут из классической литературы, в худшем случае — из современной поп-культуры. Не секрет и то, что большинство мужчин этим идеалам проигрывают еще до выхода на ринг. Так кто же эти "тени", с которыми приходится соперничать несчастным?

Мистер Дарси, роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение"

Как отличить в толпе: характер стойкий, нордический. Как истинный английский джентльмен свои истинные чувства скрывает столь тщательно, что немногим героиням удается добраться до его сердца без серьезного ущерба для собственных нервных клеток.

Мистер Фицуильям Дарси впервые появился на страницах романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение". Традиционный "байронический герой", которым, по сути, и является Дарси, появлялся в литературе и до, и после, общие черты можно найти и у Онегина, и у Печорина. Но в отличие от Остин, Пушкин и Лермонтов дело до свадьбы не довели и заставили своих героев страдать.

© BBC Television Centre/Chestermead Ltd. (1995) Колин Ферт в сериале "Гордость и предубеждение"


© BBC Television Centre/Chestermead Ltd. (1995)

"…друг мистера Бингли, мистер Дарси, сразу привлек к себе внимание всего зала своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью. Через пять минут после их прихода всем стало известно, что он владелец имения, приносящего десять тысяч фунтов годового дохода. Джентльмены нашли его достойным представителем мужского пола, дамы объявили, что он гораздо привлекательнее мистера Бингли, и в течение первой половины вечера он вызывал всеобщее восхищение. Однако позднее, из-за его поведения, популярность мистера Дарси быстро пошла на убыль. Стали поговаривать, что он слишком горд, что он перед всеми задирает нос и что ему трудно угодить. И уже все его огромное поместье в Дербишире не могло искупить его неприятной и даже отталкивающей наружности".

Виновница сегодняшнего торжества Хелен Филдинг не раз сама признавалась, что просто "украла" сюжет "Гордости и предубеждения" для своей дорогой Бриджит. В ее варианте мистера Дарси зовут Марк, он хоть и носит иногда "свитер с оленями" (в фильме), но во всем остальном столь же безупречен и холоден, как и его тезка из XIX века.

"…Богатый, разведенный-со-злой-женой Марк - довольно высокий - стоял спиной к комнате, тщательно исследуя содержание книжных полок Олконбери: в основном серии книг о Третьем рейхе в кожаных переплетах, которые Джеффри выписывает через "Ридерз Дайджест". Это показалось мне довольно забавным - именоваться мистером Дарси и при этом стоять в сторонке, высокомерно поглядывая на других гостей. Все равно, что иметь фамилию Хитклифф и поэтому провести весь вечер в саду, кричать "Кэти!" и биться головой о дерево…"

Мистер Рочестер, роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"

Как отличить в толпе: таинственный, деспотичный, раздражительный, резкий, со здоровой долей "тараканов". Своих чувств подолгу не скрывает, напротив, охотно кидается в омут с головой, от чего и все его беды и… очарование. Имеет сумасшедшую жену, запертую на чердаке.

© BBC Pebble Mill/BBC Television Centre Тимоти Далтон в сериале "Джейн Эйр"


© BBC Pebble Mill/BBC Television Centre

Не менее популярный герой английского романа - мистер Рочестер, разбивший сердце бедняжке Джейн Эйр. Его загадочность, в начале необъяснимая, а оттого более сексуальная, привлекает к себе читательниц вслед за героиней. Образ мистера Рочестера в романе более чем противоречивый: с одной стороны не возникает сомнений в его любви к Джейн, с другой - он и не пытается скрыть свой плохой характер, что уж говорить, о внезапно "нарисовавшейся" в ходе повествования жене. Но, при всем при этом, персонаж не вызывает антипатии, а скорее сочувствие - не будь законы тех времен столь строги и жестоки, ему не пришлось бы обманывать Джейн и самому отказываться от семейного счастья.

© BBC Films/Focus Features/Ruby Films (2011) Кадр из фильма "Джейн Эйр"


© BBC Films/Focus Features/Ruby Films (2011)

На экране образ героя тоже воплощали не раз, в 1943 году его сыграл Орсон Уэллс, в 1983-м - Тимоти Далтон, а в 2011-м - Майкл Фассбендер. Для Далтона фильм стал одной из важнейших точек в карьере, и долгое время именно с ним у большинства телезрительниц ассоциировался образ Рочестера. Не менее гармоничен в этой роли и Фассбендер, даже если при упоминании его имени в голову в первую очередь приходят "Стыд" или "Люди Икс", а не викторианская Англия.

Князь Андрей Болконский, роман Льва Толстого "Война и мир"

Как отличить в толпе: прост и искренен с друзьями, сдержан и порой высокомерен с посторонними. Глубокая и сложная натура, склонен к самоанализу и депрессии. Небезразличен к судьбам родины. Легко можно отличить в толпе по "взгляду, устремленному в небо Аустерлица".

В русской литературе благородные герои чаще заняты судьбами России и мира в целом, да хэппи-энд в котором все женятся, классической русской литературе не характерен, уже лучше сразу под поезд. Вот и один из главных "мужчин мечты" всех времен и народов, так и остался "несбывшейся мечтой Наташи Ростовой", просто не дожил, а так бы точно простил ее и женился!

Лев Николаевич, никогда своих героев не щадивший, в самом начале описывал князя Андрея так:

"…Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее".

Но если для современных школьниц, Андрей Болконский - это скорее сухой образ и ближе им все тот же Эдвард Каллен, то у гимназисток конца XIX — начала ХХ века, после прочтения романа Льва Николаевича, кровь кипела! Надежда Лохвицкая - писательница-сатирик, известная под псевдонимом Тэффи, — так писала в одном из своих рассказов:

"…Мне тринадцать лет.

Каждый вечер, в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю все одну и ту же книгу — "Война и мир".

Я влюблена в князя Андрея Болконского. Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.

— Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про нее написал. Не могла она никому нравиться. Посуди сама — коса у нее была "негустая и недлинная", губы распухшие. Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. А жениться он на ней собрался просто из жалости.

Потом, еще мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. Я знала наверное, что князь не визжал."

Самый запоминающийся кинематографический образ Андрея Болконского без сомнения создал Вячеслав Тихонов. Актер не раз говорил в интервью, что мечтал об этой роли, но Бондарчук утвердил его лишь с третьего раза. Сам актер не был доволен своей работой и очень переживал, что не смог воплотить на экране все то, что вложил в персонажа Толстой. Но нам, зрителям, сложно представить кого-то другого в этой роли - "Вот он князь нашей мечты!".

Мистер Биг, "Секс в большом городе"

Как отличить в толпе: по скользящему равнодушному взгляду, дорогому костюму и стайке восторженных поклонниц вокруг. Такие мужчины знают, чего стоят, придирчиво выбирают спутницу жизни, в конце концов, находят ту женщину, которую будут ценить, как себя самого, или остаются холостяками навеки. Кэрри повезло (если можно так выразиться) - в эпилоге книги уточняется, что она и Мужчина Ее Мечты все еще вместе, а в фильме дело и вовсе заканчивается свадьбой.

Имя этого персонажа не принято упоминать всуе - Мистер Биг или Мужчина Ее Мечты оставался безымянным на протяжении всех шести сезонов суперуспешного сериала, снятого на основе колонок писательницы Кэндес Бушнелл для New York Observer, и двух последующих полнометражных фильмов. Для главной героини Кэрри Брэдшоу он оказался самым лучшим, хотя мужчин она перевидала, мягко говоря, немало. Элегантный и успешный топ-менеджер крупной компании (к нему Кэрри как-то приходила просить денег на квартиру), в меру заботливый сын (воскресный поход с мамой в церковь - бесценно) и… жуткий сноб и эгоист, не желающий растрачивать себя на настоящие отношения, в которых надо не только брать, но и отдавать.

© HBO Films (2010) Кадр из фильма "Секс в большом городе-2"


© HBO Films (2010)

В книге МММ (Мужчина Моей Мечты) впервые встречается с Кэрри на богемной вечеринке дизайнера Джупа.

"В разгаре вечеринки запасы шампанского мистера Джупа иссякли — не без тонкого расчета хозяина, надо заметить, — и гости толпой ринулись в кухню, выклянчивать у официантов белого вина. Мимо прошел какой-то мужчина с сигарой в зубах, и собеседник Кэрри проводил его взглядом:

— О-о! Это еще что за фрукт?.. Прямо Рон Перельман в молодости, только лучше.
— Я его знаю, — ответила Кэрри.
— Ну и кто же это такой?
— Мужчина Моей Мечты.
— Я так и знал. Все время их с Перельманом путаю.
— Спорим… — выпалила вдруг Кэрри, — что я к нему сейчас подойду и заговорю?— И она лихо взбила свои свежестриженые кудри на глазах у смеющихся мальчиков.
— Совсем спятила! — не поверили они.

Кэрри и в самом деле однажды уже приходилось встречаться с Мистером Мужчина Ее Мечты, но вряд ли он ее помнил.

Дело было в офисе, куда она время от времени наведывалась по своим делам. Она давала интервью программе "Взгляд изнутри" — что-то про чихуахуа, — и тут вошел Мужчина Ее Мечты и принялся трепаться с оператором про то, что, мол, в Париже от этих чихуахуа не продохнуть. Кэрри нагнулась и затянула потуже шнуровку на сапогах.

Сейчас же Мужчина Ее Мечты сидел на батарее в гостиной".

Эдвард Каллен, "Сумерки"

Как отличить в толпе: по золотистому сиянию, которое исходит от объекта, когда он находится на солнце, и тоскливому взгляду. В дождливую погоду попробуйте схватить его за руку: вы должны почувствовать могильный холод. Если этого не произошло, возможно, он не вампир, а просто несчастный человек, или вас уже съели.

© Summit Entertainment/Twilight Productions (2008) Кадр из фильма "Сумерки"


© Summit Entertainment/Twilight Productions (2008)

"Юноша бледный со взором горящим", главный герой вампирской саги, с необъяснимой легкостью покорил сердца миллионов девушек от 5 до 55 по всему миру. В 2008 году по молодежному фэнтези-бестселлеру сняли первый фильм, популярность которого превысила все допустимые пределы разумного, а затем - еще четыре картины, которые также сопровождались массовой истерией. Каллена сыграл инфернальный британец Роберт Патинссон, подписав себе пожизненный приговор на звание самого желанного вампира Вселенной.

Романтическая барышня Белла Свон впервые видит своего будущего проблемного кавалера в новой школе (ничего, что Каллену уже более сотни лет - учиться никогда не поздно) в окружении его хладнокровных родственников.

"… высокий, неопрятный, со спутанными бронзовыми кудрями. Он выглядел моложе своих друзей, которые могли быть студентами университета или даже преподавателями. <…> И все же было у них что-то общее: они казались мертвенно бледными, бледнее любого студента, живущего в этом лишенном солнечного света городе. Даже бледнее меня, альбиноски во втором поколении. Несмотря на разный цвет волос, глаза у всех пятерых были почти черные, а под ними — темные круги, похожие на огромные багровые синяки. Словно они не спали несколько ночей или сводили синяки после драки, где им переломали носы. Однако носы, как и остальные черты лиц, были благородными, словно профили королей на старых монетах. <…> Я украдкой взглянула на самого молодого в этой странной компании — он рассеянно смотрел на поднос с едой, тонкие длинные пальцы отщипывали маленькие кусочки от рогалика. Четко очерченные губы чуть заметно двигались, значит, парень что-то им говорит, хотя его родственники безучастно смотрят вдаль".

Не совсем ясно, что в Эдварде Каллене привлекает девушек больше всего - его чувствительное нерешительное сердце (Уйти или остаться? Укусить или поцеловать?) или загадочная внешность и томный взгляд. Одно ясно точно: Эдвард Каллен вдохновляет многих на великие дела.

Кристиан Грей, трилогия "Пятьдесят оттенков серого"

Как отличить в толпе: красив, богат и молод - совершенный экземпляр с формальной точки зрения. Но стоит познакомиться с ним поближе, и оказывается, что в этой голове тараканов больше, чем в сыром подвале. Несмотря на внутреннюю ранимость, из-за детских травм романтическим отношениям он предпочитает садомазохистские развлечения в спальне, так что либо подчиняйся, либо уходи. Впрочем, можно схитрить и попробовать-таки перевоспитать такого мужчину - правда, в обмен придется получить немало плетей.

"Молодой, высокий и очень симпатичный. В великолепном сером костюме и белой рубашке с черным галстуком. У него непослушные темно-медные волосы и проницательные серые глаза, которые внимательно меня разглядывают. Проходит какое-то время, прежде чем я вновь обретаю дар речи".

27-летний искушенный красавец-бизнесмен Кристиан Грей ворвался в жизнь 22-летней неопытной студентки Анастейши Стил - и в наши жизни соответственно — с выходом в 2011 году романа Э. Л. Джеймс. Как известно, писательница была и остается большой поклонницей "Сумерек" Стефани Майер и изначально промышляла интернет-фанфиками (произведениями, написанными фанатами на основе оригинального сюжета или с использованием персонажей того или иного произведения), где отношения Эдварда и Беллы, наконец-то, переходили из разряда сопливо-платонических в сексуально-раскрепощенные. Чуть позже Эдвард превратился в Кристиана и стал героем отдельного произведения, которое с момента появления разлетается с полок магазинов как горячие пирожки. Литературный мужчина мечты нового поколения словно вобрал в себя черты предшественников - этакий мистер Биг с таинственностью Рочестера и холодной отстраненностью Каллена. На каждой второй странице автор не устает воспевать неотразимость своего героя и довольно однообразно описывать впечатление, которое он производит на по уши влюбленную Анастейшу, которая раз за разом "разлетается на тысячи осколков" от одного его прикосновения.

Вполне банальная история любви принца и Золушки и картинно совершенные герои не произвели бы на читателей должного эффекта, не будь изюминки в виде темного и до поры до времени тщательно скрываемого прошлого Грея и, конечно, весьма подробного описания его сексуальных предпочтений и их с Анастейшей утех - настоящая садомазохистская энциклопедия с терминами и понятиями. Сама Джеймс призналась, что писала роман, разросшийся до трилогии, как учебное пособие для мужа, в процессе работы над которым она повеселилась и утомила супруга. Негодование борцов за нравственность и феминисток, сетующих на роман как на унижающий достоинство женщин, разбивается о как весьма прагматичные - кому не нужен властелин мира с внешностью Аполлона и вертолетом - так и о тайные и смелые фантазии миллионов женщин, мечтающих хоть раз попробовать "что-то этакое". А чем больше проясняются подробности тяжелого детства героя, так пагубно сказавшиеся на его характере, тем больше хочется приласкать и обогреть. Одним словом, беспроигрышный авторский ход - роман на стыке эротики и мелодраматической сказки, и герой, воплотивший чаяния всех домохозяек.

Неудивительно, что на походе экранизация романа, режиссером которой станет британка Сэм Тейлор-Джонсон, автор фильма "Стать Джоном Ленноном". Услышав радостную новость, поклонники "50 оттенков" начали гадать, кто же исполнит главные роли - Кристианом видели даже Гослинга. Однако создатели бесцеремонно разбили мечты фанатов и, как ведро холодной воды, обрушили на них известие о том, что в фильме снимутся Чарли Ханнэм и Дакота Джонсон. Рассмотрев фотографии светловолосого британца, доморощенные интернет-критики пришли к выводу, что он совершенно не подходит на роль рокового Грея. Нас же больше беспокоит вопрос о том, куда смотрели папы Дакоты-Анастейши - родной Дон Джонсон и приемный Антонио Бандерас - позволяя дочери пуститься в столь сомнительную авантюру?

А юную Кэрри в «Дневниках » сыграла Аннасофия Робб .

♀ Кэрри Брэдшоу
Сarrie Bradshaw

Кадр из первого фильма.
Появление Секс в большом городе
Исчезновение Дневники Кэрри
Исполнитель роли Сара Джессика Паркер
АннаСофия Робб
Создатель Кэндис Бушнелл
Число эпизодов 94 (СВБГ)
2 фильма
26 (ДК)
Информация
Пол женский
Род занятий писательница
Прототип Кэндис Бушнелл
Семья
Семья Том Брэдшоу (отец)
Грейс Брэдшоу (мать)
Доррит Брэдшоу (сестра)
Супруг(а) Джон Престон (Мистер Биг )
Отношения Эйдан Шоу
Джек Бергер
Александр Петровский
Себастьян Кидд

Прообразом персонажа является его создатель - Кэндис Бушнелл , журналистка, писавшая статьи для «The New York Observer » и автор одноименной книги.

Секс в большом городе

Дневники Кэрри

Образ персонажа

В 2005 году персонаж занял 11 место журнала «Bravo» в списке «100 величайших теле-героев» . В 2009 журнал «The Guardian» назвал Кэрри иконой десятилетия .

Сара Джессика Паркер вместе со своими коллегами появилась на обложке журнала «Time » в статье «Кому нужен муж?» .

Примечания

  1. Perez Hilton . Sarah Jessica Parker Comes Face To Face With The OTHER Carrie Bradshaw! She Finally Meets AnnaSophia Robb!! (неопр.) (December 9, 2013). Дата обращения 23 декабря 2013.
  2. Goldberg, Lesley The CW Casts Young Carrie Bradshaw: AnnaSophia Robb (неопр.) . The Hollywood Reporter (February 27, 2012). Дата обращения 28 февраля 2012. Архивировано 21 января 2013 года.
  3. Marie Claire . Carrie Bradshaw Style Highs & Lows (неопр.) (December 6, 2013). Дата обращения 23 декабря 2013.
  4. The Coveteur. Carrie Bradshaw: Fashion Icon. Writer. New York (неопр.) . Дата обращения 23 декабря 2013.
  5. Gala Darling. Style Icons: Carrie Bradshaw (неопр.) (February 17, 2007). Дата обращения 23 декабря 2013.

Миллионы женщин по всему миру хотя бы раз в жизни чувствовали себя настолько сильными, что решались следовать за своей мечтой. Особенно это касается тех, кто восхищенно наблюдал за перипетиями в жизни героини Кэрри Брэдшоу и чувствовал в себе хотя бы малейшую склонность к творчеству, а особенно - писательский талант.

Возможно, некоторые из вас даже решились переехать в мегаполис, чтобы стать писателем и найти своего мистера Бига, а еще собираются с лучшими подругами каждое воскресенье для того, чтобы посплетничать за бранчем. Потому что Кэрри отлично удалось преподнести всем нам идею о том, что девушка, живущая одна в большом городе, может добиться потрясающего успеха. Причем этот успех имеет четко выраженную форму: гламур, дизайнерская обувь, десятки поклонников, не особо напряженная работа на фрилансе, огромный гардероб и волшебный бюджет, который позволяет это все оплачивать.

Увлеченные красивой картинкой, мудрыми фразами, безупречными туфлями от Manolo Blanhik и занимательным сюжетом одного из самых популярных сериалов всех времен - мы даже подумать не могли, что автор колонки одной из нью-йоркских газет обманывает нас. Жизни Кэрри Брэдшоу в реальности не существует. И вот почему.

Большой город = большая любовь

Героиня своим примером показывает: знакомиться в мегаполисе с мужчинами - проще простого! Однако в реальности, если вы живете одна в большом городе, большую часть своей жизни вам придется проводить в поиске по-настоящему достойного человека. История о том, чтобы встречаться с двумя мужчинами в попытках понять - кто же из них вам нравится больше - большая редкость в реальности. И это прекрасно.

Новые туфли или оплата аренды?

Женщины, которые самостоятельно снимают жилье в мегаполисе, знают: потратить последние деньги на дорогущую обувь, если впереди их ждет оплата счетов за квартиру - это полный сюр. Да, героиня сериала поступала так довольно часто, но перед тем, как решится на переезд и поиск «работы мечты», проверьте - хватит ли вашей зарплаты хотя бы на квартиру. Арендодатель вряд ли разделит ваш восторг от покупки новой обуви, если вы не сможете оплатить квартиру.

Шикарное жилье

Вы до сих пор думаете, что с легкостью найдете квартиру в мегаполисе? Причем именно такую, в которой будет шикарный ремонт, огромный шкаф, несколько просторных комнат и отдельная - для платьев и обуви, а вокруг не будет странных соседей. Возможно, такие существуют, но ни одну из них не сможет себе позволить автор колонки в газете. Даже нью-йоркской.

Только такси

Кэрри личным примером демонстрирует: став писателем, вам никогда не придется пользоваться общественным транспортом. Только такси! Вместо этого в реальности вам придется каждый день совершать увлекательнейшее путешествие в метро вместе с толпой таких же «покорителей мегаполиса».

Бег на шпильках

Сара Джессика Паркер практически никогда не снимала . В каждой серии она легкой походкой дефилировала по улицам города - и не переставала выглядеть при этом вполне счастливой. Это еще одна ложь, которую мы упорно отказывались замечать из-за красивой подачи. К сожалению, ни одни туфли не смогут выглядеть так же красиво после прогулки в них под дождем, по подземным переходам, тротуарным решеткам и лужам. Кроме того, ни одни ноги не выдержат марафона рабочей рутины на 10-сантиметровых каблуках.

Одежда вместо еды

Писательница из Нью-Йорка частенько вместо еды покупает себе новую одежду и обувь. В реальности никто не сможет заменить журналом или новой помадой полноценный ужин. Но Паркер играет очень убедительно, и мы ей верим.

Заоблачные гонорары

Вы действительно думаете, что можно быть автором газетной колонки, писать туда раз в неделю - и позволять себе беззаботно жить в Нью-Йорке?! Звучит как идеальная жизнь, но в действительности, к сожалению, это миф и самая большая ложь героини сериала. Более благоразумно будет найти подработку.

Импозантный мужчина Крис Нот отмечает сегодня 60-летие. Лицо этого актёра знакомо каждой поклоннице романтической эпопеи «Секс в большом городе» — его героиня Кэрри Брэдшоу потратила немало сил на завоевание своего Мистера Бига .

Строптивый принц

На экране «мужчина мечты» Кэрри, прямо скажем, далёк от совершенства: да, он красив, умён и богат, но сколько проблем доставляет влюблённой в него женщине! Довести Мистера Бига до алтаря Брэдшоу сумела только со второй попытки, спустя много лет после первой встречи. Сам актёр утверждает, что он вовсе не так упрям и заносчив, как его герой. «Иногда ко мне подходят женщины и спрашивают, почему мой герой так ужасно поступает с Кэрри. А я не знаю, что ответить. Я бы так не поступил», — говорит он.

В реальной жизни актёр тоже не спешил под венец: в 2012 году он женился на своей подруге Таре Уилсон спустя 10 лет отношений, их сыну на тот момент было четыре года.

Крис Нот и Сара Джессика Паркер в сериале «Секс в большом городе». 1998 год. Фото: www.globallookpress.com

Адвокат для персонажей

Надо сказать, что фильмография Криса Нота не отличается разнообразием. Среди его известных работ — сериалы «Закон и порядок» и «Хорошая жена». В первом Крису досталась роль детектива Майка Логана — полицейского с трудной судьбой и горячим нравом. Логан работает в отделе полиции Нью-Йорка, который специализируется в основном на убийствах, а в свободное время не прочь выпить и познакомиться с очередной красоткой. За пять лет персонаж Криса Нота стал одним из главных в сериале, но в 1995 году продюсеры решили не продлевать контракт с актёром, что очень расстроило телезрителей.

В 2009 году на канале CBS стартовал сериал «Хорошая жена», в котором партнёршей Нота стала ещё одна звезда телеэкранов из прошлого — Джулианна Маргулис («Скорая помощь»). Первые серии прошли с большим успехом, и в итоге сериал разросся до шести сезонов. Герой актёра Питер Флоррик — бывший прокурор штата Иллинойс, который растратил государственные деньги на проституток и угодил за решётку. Флоррик — тот ещё негодяй. Пока его жена Алисия пытается оправдать мужа и наладить жизнь их общих детей, он занимается только спасением своей шкуры — и более чем успешно.

Крис Нот всегда защищает своих персонажей. «Всех моих героев неправильно понимают, — говорит он. — Они не идеальны, они конфликтны и сложны, как и все люди. Так что мне кажется, что называть их плохими немного лицемерно».

Актёр Крис Нот в телесериале «Агент под прикрытием», 2004 год. Фото: www.globallookpress.com По словам актёра, играть отрицательных персонажей ему интереснее, потому что они привлекают гораздо больше, чем идеальные герои. «Вспоминается фраза, которую мы произносили на уроках устной речи в качестве фонетического упражнения: "I’m Glad To Be Bad" (англ. "Мне нравится быть плохим")», — шутит он .

Театральный роман

Очевидно, серьёзными ролями Нота большое кино не балует, зато театральные сцены открыты для актёра. В его резюме — бродвейская постановка пьесы Гора Видала «Шафер» и роль Гамлета , сыграть которую хотя бы раз в жизни мечтает каждый театральный актёр. «Не хочу мелькать в дурацких романтических комедиях, так что на сцену у меня больше планов, чем на киноплощадку. Я уже играл Шекспира и хотел бы ещё. Люблю русских драматургов и с удовольствием сыграл бы в какой-нибудь пьесе Чехова . Для актёра это просто подарок».

* Мистер Биг (Mr. Big) в переводе с английского — Большой Человек.