Клаве музыкальный инструмент. Клаве (clave) - пульс латиноамериканской музыки

Что такое Clave (далее - клаве) и как под него танцуют?
Клаве, традиционно, - деревянный инструмент, состоящий из 2 палочек, которыми стучат друг о друга, чтобы получить щелкающий или глухой звук. Современный клаве может представлять собой пластиковую полую прямоугольную “коробочку”, которую держат в руке или же прикрепляют к стойке с барабанами, куда входят: тимбалес (timbales), кавбел (cowbell), тарелки (cymbal), вудблок (woodblock - полое дерево, используемое в качестве ударного музыкального инструмента), и т.д.

Иногда ритм клаве создают другие исполнители: барабанщик - постукиванием по корпусу барабана, музыкант, играющий на конгах или бонгоc; ритм клаве может задавать даже певец, пианино или другой инструмент. По-испански слово “Clave” означает “ключ”, что-то вроде “ключевое слово” или “ключ к шифру”. В музыке сальсы ритм клаве является ведущим, задает тон или структуру песни. Именно ритм клаве направляет все остальные инструменты в ансамбле и исполнителя песни. И хотя в некоторых мелодиях сальсы можно этого не услышать, в основе ритмической структуры любой сальсы всегда лежит ритм клаве. Существует несколько типов (паттернов) клаве, и среди них - сон клаве (Son Clave). Именно его используют в классической, мейнстримной сальсе Нью-Йорк Карибский стиль, и его же предпочитают “нью-йоркеры” для танцевания “на 2″.
Это двухтактовый паттерн, в размере 4/4 (четыре четверти)(играется на 2 музыкальных такта, в каждом из них 4 удара (счета), т.е. на 8 счетов). Но сам звук (tap) клаве извлекается только на определенный счет. Итак, сон клаве делится, в свою очередь, еще на 2 паттерна: 3/2 и 2/3. В первом случае (клаве 3/2) удары приходятся на счет 1, 21/2, 4, 6, 7. А клаве 2/3 выстукивается на счет 2, 3, 5, 61/2, 8 (См. приложение 1). Клаве дает сложную, синкопированную неровность в ритмической структуре: сначала создается напряжение в группе из 3 tap’ов, а потом это напряжение разрешается в группе из 2 tap’ов, по разу в каждом из двух музыкальных тактов. Так получается, потому что сначала клаве выстукивается между, а потом в унисон с основными 8 ударами; как если бы два инструмента играли одновременно: один на 4/4, а другой на 3/4. Эта синкопа завораживает опытных танцовщиков “на 2″, которые исключительно хорошо слышат музыку и могут действительно “танцевать музыку”, и придает их танцу, чувствам, движениям иное качество.
Вы могли слышать выражение “танцевать под клаве”, которое используется для описания мамбо Нью-Йорк “на 2″. Требуется внести ясность. В действительности же это означает, что ритм клаве добавляется к тем 8 ритмическим ударам, которые образуют структуру сальсы, и, соответственно, добавляет что-то к тому, как мы чувствуем музыку и протанцовываем ее. Но мы не протанцовываем буквально, т.е. не делаем шагов на все удары, которые выдает инструмент клаве. Например, клаве 2/3 издает звук на 2, 3, 5, 61/2, 8, а мы делаем шаги на 1, 2, 3, 5, 6, 7, таким образом совпадая только на счет 2, 3 и 5 с инструментом. А клаве 3/2 стучит на 1, 21/2, 4, 6, 7, в то время как мы делаем шаги на 1, 2, 3, 5, 6, 7 - т.е. на счет 1, 6 и 7 совпадаем с инструментом. В качестве примера того, как Clave заставляет нас чувствовать и двигаться: мы делаем брейк на 2 и 6, но брейк на 6 - более выразителен, экспрессивен, чем брейк на 2, когда мы танцуем под музыку с клаве 3/2, потому что брейк на 6 приходится “на клаве”, по крайней мере, когда его отчетливо слышно в музыке. И напротив, когда мелодия, под которую мы танцуем, имеет структуру кдаве 2/3, брейк на 2 получается сильнее, чем на 6. Большинство опытных танцоров “на 2″ чувствуют эту разницу, особенно те, кто хорошо “слышит” музыку.
Клаве всегда выдает два удара в одном такте, и три удара в другом. Клаве 2/3: два удара - в первом такте, три удара - во втором. Клаве 3/2: три удара - в первом такте, два удара - во втором. Для ритмической структуры клаве характерно, что два удара всегда звучат более выразительно, сильнее, чем три удара. Отчасти это происходит потому, что 2 удара разрешают синкопированную неровность или напряжение, которое создают три удара. Когда мы делаем брейк на 2 и 6, мы в действительности меняем направление движения тела вместе с самым сильным ритмическим ударением. Итак, хотя мы не шагаем на каждый удар клаве, мы делаем основное движение тела (смена направления) под основной удар Clave, который разрешает напряжение. В этом смысле мы “танцуем под клаве”. И этот стиль танцевания подразумевает, что основной удар, эмфазу клаве на 2 мы подчеркиваем, усиливаем движением тела. Танцевание под другой счет, например, брейк на 1 или 3, не подразумевает акцент на удар клаве на 2.
Вы, возможно, слышали, что слово “клаве” употребляется и в других значениях. Во-первых, “найти клаве”: когда мы делаем первый шаг, на счет 1, “найти клаве” означает “найти первый удар из восьми ударов такта”. Во-вторых, описывая работу DJ, можно сказать “микшировать песни на клаве”. Это значит, что переход от одной сальсы к другой происходит в темпе восемь ударов. Оба эти выражения используют именно счет клаве - восемь регулярных ударов, а не сам ритм, создаваемый инструментом
И наконец, третье выражение “смена клаве” - это когда в песне счет начинается заново сразу после 4 ударов, а не после 8. И когда это происходит, танцовщик выпадает из ритма, поскольку мы танцуем на 8 счетов. Более опытные танцовщики, которые чувствуют эту “смену клаве”, делают соответствующий “переход”, чтобы начало счета совпало с началом музыкальной фразы.

Даунбит (Downbeat).
Важной отличительной чертой мамбо Нью-Йорк “на 2″ является то, что мы начинаем большинство движений, поворотов и “украсок” (shines) на 1 и 5 удары такта, т.е. даунбиты. Научиться распознавать в музыке 1 и остальные удары, понимать счет в сальсе вам поможет статья Manny Siverio’s Article, его же обзор Mike Bello’s Practice & Counting CD и Jai & Candy’s Timing & Speed Instructional CD. Например, CBL (Cross-Body-Lead) начинается на счет 1, когда партнерша уже сделала шаг вперед правой ногой. Повороты партнерш обычно начинаются на 1, а мужской поворот часто начинается на 5. Shines также обычно начинают на 1.
Счет 1 - это начало восьми ударов музыкального размера сальсы (как сказано выше, в действительности это 2 музыкальных такта, в каждом из которых четыре удара - бита). В музыке, и сальса здесь не исключение, как правило, на счет 1 приходится особое “ударение”, усиление, эмфаза - даунбит. Это самая сильная доля такта, и ее лучше всего слышно. Соответственно, и танцовщик чувствует это как некий удар, “силу” ритма. Дальше есть еще один даунбит, чуть менее сильный, на счет 5 (начало второго музыкального такта - второй четверки битов), на который часто делают повороты. Счет 1 и 5 - самые сильные ритмические точки в сальсе, поэтому-то танцуя “на 2″, большинство движений мы начинаем на 1 и 5 удары такта.

Тумбао (Tumbao).
Tumbao относится к ритмам, которые выстукивает исполнитель на конга-барабане в мейнстримной классической сальсе. Если более точно, состоит из 8 ударов. “Палм-фингер-слэп-фингер-палм-фингер-оупен-оупен” - в классической аппликатуре. Иногда его слышно в обоих музыкальных тактах, иногда - только в первой четверке. 2 быстрых удара (оупен-оупен) идут на “8 и…” (на самом деле 8 и 81/2), а также на “4 и…” (4 и 41/2). Эти два быстрых бита служат как бы вступлением к 1 и 5 ударам такта, к тем самым даунбитам, на которые мы начинаем, когда танцуем “на 2″. На самом деле, когда эти два быстрых бита тумбао отчетливо слышны в музыке, получается как бы воздействие на танцовщика - они нас “подталкивают” сделать шаг на 1 и 5, протанцевать их более выразительно, а иногда - чуть раньше музыки, что и придает этому стилю своеобразие, некую визуальную “дискретность”.
Иногда “шлепок”, или слэп, тумбао не слышен отчетливо. Но когда его можно услышать, зачастую это более сильный и тяжелый звук, который издает конга-барабан. Этот звук получается на 2 удар такта. Это значит, что если звук тумбао слышен на каждый из 4 ударов двух тактов (таким образом получается 8 счетов, под которые мы танцуем), то самые сильные доли приходятся на 2 и 6 счет, где мы и делаем брейк, или смену направления движения тела, когда танцуем “на 2″.
Мы начинаем на главный даунбит, и мы делаем брейк под клаве или тумбао
Когда Эдди Торрес говорил, что счет и сам стиль танцевания мамбо “на 2″ “…логически ложится на ритм музыки сальсы”, он имел в виду, что на самые сильные удары, сильные доли такта, 1 и 5, приходится начало движений - начинаем ли мы основной шаг, CBL, повороты или shines. Другими словами, именно удары с наиболее выраженным ритмическим ударением (1 и 5) “заставляют” танцовщика “на 2″ начать двигаться. Сильный “толчок” в музыке инициирует движение, придает выразительность и движениям танцовщика. Кроме того, как было сказано выше, мы делаем 2 самых выразительных движения - брейк на 2 и 6 (смена направления тела) - под главные ритмические удары клаве и самые сильные удары конга-барабана, 2 и 6. Таким образом, что бы мы ни брали за музыкальную основу (сильные даунбиты, клаве или тумбао), наш счет и стиль танцевания мамбо подразумевает выражение телом того, что в структуре сальса-мелодии выражается сильными долями ритмов. На эти сильные удары музыки должны приходиться самые выразительные, основные движения тела.Мы начинаем на 1, делаем брейк на 2. Это и отличает стандартный стиль Нью-Йорк “на 2″ от других, где делают брейк на 1, 3 и т.д., и не начинают движение на 1 счет. Где танцовщики делают шаги на 2, 3, 4 и 6, 7, 8, например, стиль Razz M’ Tazz, а также некоторые стили Палладиум, бальной и международной сальсы.Пит Кубинец (Cuban Pete), один из величайших танцовщиков эпохи Палладиума, однажды объяснял: “Танцевать “на 1″ - это значит танцевать ПОД музыку. Танцевать же “на 2″ - танцевать МУЗЫКУ”. А во время коллективного обсуждения на Всемирном сальса-конгрессе он сформулировал это так: “Когда мы танцуем “на 1″ - мы танцуем под мелодию, в то время как танцевание “на 2″ позволяет станцевать ритм”. Возможно, более точно было бы сказать “танцевание “на 2″ позволяет станцевать ритм доминирующих, сильных, разрешающих напряжение 2-х ударов Clave”. И хотя данное утверждение - всего лишь личное мнение, оно отражает мнение многих танцоров “на 2″, в особенности тех, кто раньше танцевал в другом стиле, под другой счет. Все они считают, что стиль “на 2″ больше связывает их с ритмическими перкуссионными элементами музыки сальсы.
Пожалуйста, обратите еще раз внимание все вышесказанное не означает, что другие стили танцевания сальсы не имеют права на существование. У нас не было намерения кого-либо обидеть. Не существует “правильного” и “неправильного” танцевания. Можно танцевать очень по-разному, в зависимости от и в соответствии с разными аспектами музыки: ритм, мелодия, настроение, значение слов, темп, гармония, выразительность, и т.д. Важно только то, что вам самим нравится и … не сталкиваться с соседями на танцполе.

Клаве. Перкуссия

Клаве (Clave) – перкуссионный инструмент, в переводе с испанского слово «clave» означает «ключ». Из названия уже понятно, что этот инструмент является основой ритма оркестра. Но есть и другая версия появления названия клаве. Термин происходит от слияния двух слов "clavar" (в пер. гвоздь) и "llaves" (все тот же ключ. Как будет видно далее в статье, инструмент ранее не был совсем инструментом, а был всего лишь деревянным гвоздем для строительства кораблей.
Без клаве не обходится ни одна афро-кубинская мелодия, румба, тимба , сон , ча-ча-ча и многие другие направления.

Вид инструмента

Клаве представляет собой две круглые палочки, сделанные из твердыхлиственных пород деревьев (в основном из розового, эбенового дерева или палиссандра), длиной от 20 до 30 см и диаметром в один дюйм (2,5 см). В последнее время все чаще можно встретить клаве, сделанные из современных материалов пластика или стекловолокна. Одну палочку музыкант держит в левой руке так, чтобы звук легко резонировал, а правой рукой наносит ритмичные удары. Клаве издает довольно звонкий, резкий звук высокого тона. Его легко можно услышать даже в громком оркестре. Принято считать, что две палочки имеют разный пол. Палочка мужского пола неподвижна и находится в левой руке, а правая рука держит «нападающую» женскую палочку. Иногда клаве делают полыми внутри, тогда извлекаемый звук приобретает еще большую силу и яркость.

История возникновения клаве

После открытия Колумбом Нового Света в 1492 году испанские корабли держат путь на Кубу для освоения новых земель. Испанцы открывают для себя кубинские леса, где породы лиственных деревьев намного превосходят испанские. Африканские рабы переправляются на острове Куба и строят новые корабли. Гвозди в то время были слишком дорогие, поэтому креплением вместо этого служили небольшие деревянные колышки из твердых пород деревьев. Два негодных выброшенных колышка послужили прекрасным музыкальным инструментом вместо африканских барабанов, и, таким образом,увековечили ритмы из Африки. В Африке интрумент клаве использовался всегда и практически повсеместно, поэтому практически невозможно узнать, из какой конкретно страны родом этот ударный инструмент.

Игра на клаве

С первого взгляда может показаться, что игра на этом музыкальном инструменте не сложна. Однако, это только с первого взгляда. Если ударять палочки друг о друга в разных частях, звук будет неоднородным, следует точно знать где у инструмента находятся нужные звонкие места или так называемые «сладкие пятна».

Существует множество различных ритмов, но в основном, применяется один одноименный с названием инструмента ритм «клаве», только в нескольких вариантах: бразильский клаве, гуагуанко клаве, клаве колумбии, клаве сона, румбы.

Основным принципом при воспроизведении звука из клаве является то, что по-крайней мере одна из палочек при соударении должна резонировать. В обычной технике игры, не доминирующая рука (которая держит мужскую палочку) слегка придерживает кончиками пальцев палку, открытой ладонью вверх, при этом создавая резонирующую полость между ладонью и инструментом. Удерживая палочку на ногте, музыкант может воспроизводить более ясные и звонкие звуки. В другой доминирующей руке более плотно удерживается вторая женская палочка. Чаще всего звук извлекается путем соударения конца женской палочки о центр мужской.

Ритм, который несет инструмент клаве, является фундаментальным для всех латиноамериканских направлений в музыке. Также клаве часто используется для того, чтобы играть повторяющуюся ритмическую фигуру в произведении. Существует множество музыкантов, которые используют клаве в своих музыкальных произведениях не только латинского происхождения. Одним из ярких примеров являются две песни легендарной группы Битлз под названиями "And I love her" и "Magic Bus".

Другие кубинские музыкальные инструменты:

Клавишным музыкальным инструментам характерна система звукоизвлечения при помощи рычагов, управляемых клавишами. Множество клавиш, расположенных в определенном порядке, получило название инструментальной клавиатуры.

Орган - первый клавишный духовой инструмент

История клавишных инструментов берет начало в . Одним из первых клавишных инструментов является орган. В первых органах звук получали путем управления большими задвижками. Они оказались достаточно неудобными и довольно быстро задвижки заменили рычагами, тоже довольно внушительных размеров. В 11 веке на смену рычагам пришли широкие клавиши, которые нажать можно было усилием руки. Удобные узкие клавиши, характерные для современных органов, появились только в 16 веке. Так орган превратился в клавишный духовой музыкальный инструмент.

Клавикорд - первый струнный клавишный инструмент

Первые клавикорды изобрели в период с 14 по 16 век, более точные даты историкам, к сожалению, не известны. Устройством средневековый клавикорд напоминал современное фортепиано. Ему характерно тихое, мягкое звучание, поэтому на клавикорде редко играли для большой аудитории. Кроме того он довольно компактен по размерам, а потому часто использовался для домашнего музицирования и был весьма популярен в богатых домах. Специально для клавикорда создавали музыкальные произведения композиторы эпохи Барокко: Бах, Моцарт, Бетховен.

Клавесин

Клавесин впервые появился в 14 веке в Италии, упоминал о нем даже Боккаччо в своем «Декамероне». Это струнный музыкальный инструмент щипкового типа, поскольку ему характерно звукоизвлечение путем защипывания струны медиатором в момент нажатия клавиши. Роль медиатора выполняет плектр из птичьего пера.

Выделяют одно- и двухмануальные клавесины. В отличие от клавикорда или пианино, струны у клавесина располагаются параллельно клавишам, как и у рояля.


Клавесин

Клавесин дает слабое резкое звучание. Он часто использовался в камерной музыке в роли аккомпанемента к песенному исполнению. Корпус клавесина богато декорировался, да и вообще этот инструмент рассматривался, скорее, как элемент декора.

Спинет, верджинел и мюзелар - это разновидности клавесина. У них похожий принцип звукоизвлечения, но другие конструкции. Это инструменты небольших размеров, чаще всего с одной клавиатурой и диапазоном в четыре октавы.

Фортепиано

Было впервые сконструировано итальянским мастером Бартоломео Кристофи в начале 18 века. К этому периоду клавишные инструменты практически не выдерживали конкуренции струнных, в частности , которая была намного виртуознее и выразительнее. Фортепиано стало тем инструментом, который мог предоставить внушительный динамический диапазон и завоевать сердца музыкантов эпохи.

Свой новый клавишный инструмент Бартоломео Кристофи назвал «играющим тихо и громко», что по-итальянски звучало «piano e forte». Подобные вариации клавишных инструментов практически в то же время создали Кристофор Готлиб Шретер и француз Жан Мариус.

Итальянское фортепиано Бартоломео Кристофи было устроено следующим образом: удар клавиши приводит в действие войлочный молоточек, молоточек в свою очередь заставляет вибрировать струну, а специальный механизм уводит молоточек назад, не позволяя ему прижимать струну и заглушать звук. Ни педалей, ни демпферов у этого фортепиано не было. Позже добавилась возможность возвращать молоточек только на полпути, что оказалось весьма удобно для исполнения различного рода мелизмов, которым характерно быстрое повторение нот.