Княжна мери цитаты о печорине. Что нового мы узнаём о Печорине в главе Княжна Мэри? Отношение к Печорину

В «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно» . И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

В главе "Княжна Мери" показано противостояние Печорина и Грушницкого.
Встречаются оба героя как старые приятели. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры) . При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. Их непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Печорин влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

«Из чего же я хлопочу? » - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! » Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком) , тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге» , начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.
Печорин признаётся Мери, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку» . Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», -заключает он.
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги.

«Герой нашего времени» психологический роман. Печорин главный герой произведения мечтал о подвигах, но из-за своего бездействия не смог добиться ничего в жизни. Опустошенный морально он глубоко несчастен. При прекрасных внешних данных, блестящем образовании у него нет друзей, любимой женщины. Он слишком много думал, но мало делал для того, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно использовать в нашей жизни. Они несут жизненный смысл и будут использоваться вечно, передаваясь из поколения в поколение.

Цитаты из романа по персонажам

Цитаты Печорина:

Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!

Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце.

Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием (о докторе Вернере).

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

Радости забываются, а печали никогда.

Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело.

Мирный круг честных контрабандистов.

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

Я иногда себя презираю.…Не оттого ли я презираю других?

Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.

Зло порождает зло.

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!

На стене ни одного образа – дурной знак!

Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

Цитаты Максим Максимыча:

Уж эта мне Азия! Что люди, что речки – никак нельзя положиться!

Нет проку в том, кто старых друзей забывает!

Плохое дело в чужом пиру похмелье.

Ах, подарки! Чего не сделает женщина за цветную тряпочку!

И к свисту пули можно привыкнуть.

Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться.

Она хорошо сделала, что умерла: ну что бы с ней сталось, если бы Григорий Александрович ее покинул?

Цитаты Автора:

Привычка – вторая натура.

Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться.

Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения.

Мы почти всегда извиняем, то, что понимаем.

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.

И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца.

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Цитаты из романа «Герой нашего времени» можно с успехом применять в современном мире. Крылатые выражения помогают окрасить речь в более яркие цвета. Учат четко формулировать мысль, обогащают словарный запас.

Мария Лиговская. В романе использует княжна Мери, чтобы подчеркнуть ее статус.

Вот княгиня Лиговская, – сказал Грушницкий, – и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер.

Эта княжна Лиговская

Возраст

Точно не известно, но вероятно около 16.

зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!

Отношение к Печорину

По началу пренебрежительное и негативное:

Я навел на нее лорнет и заметил, что она от его взгляда улыбнулась, а что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку.

В продолжение двух дней мои дела ужасно подвинулись. Княжна меня решительно ненавидит;

Дочка слушала с любопытством. В ее воображении вы сделались героем романа в новом вкусе

она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке

княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается

В тоже время достаточно гордая. Вызывала зависть у других женщин.

враждебные намерения против милой княжны

мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку. И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?

И чем она гордится? Уж ее надо бы проучить

Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да еще обернулась и посмотрела на меня в лорнет

проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась

люди мне срочно надо цитаты из героя нашего времени, а именно из повести княжна мэри описывающие Печорина! и получил лучший ответ

Ответ от Aziatka[гуру]
Отсюда выбери, что понравится.
Что до Печорина, то он завидует Грушницкому, но не показывает этого, скептически осаживая его, так как у него «врожденная страсть противоречить». Печорин осознает, что «к дружбе не способен»: «...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! » Грушницкий замеча¬ет, что Мери говорила о Печорине: «Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? »
Печорин пытается убедить Грушницкого в том, что княжна «из тех женщин, которые хотят, чтоб их забав¬ляли»: «Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст тебе права на второй; она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два вый¬дет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но что небо не хотело соединить ее с ним... » Печорин осознает, что он «никогда не делался рабом любимой женщины»: «...напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? - оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это - магнетическое влия¬ние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером? » «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отга¬дывал, будет она меня любить или нет... » «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добива¬юсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? » Для Печорина лю¬бовь Мери ничего не значит, ему хочется почувствовать власть над нею. «Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо со¬рвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на до¬роге: авось кто-нибудь поднимет! » На страдания и радости других Печорин смотрит, как на пищу, способную поддер¬живать его душевные силы. Для него счастье - «насы¬щенная гордость». «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другою... » Печорин говорит о себе: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предпо¬лагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиня¬ли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал доб¬ро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болт¬ливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бес¬цветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не ве¬рили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как дру¬гие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выго¬дами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, при¬крытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не су¬ществовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отре¬зал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к ус¬лугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины... » Находясь в крепости и вспоминая о том, какой шанс предоставила ему судьба, Печорин понимает, что он не смог бы жить счастливо и спокойно. Он сравнивает себя с матросом, чья «душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится...» .

История души человеческой, хотя бы и самой мелкой, едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами.

Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.

Главным предметом изучения человечества является человек.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

Идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума.

В вашей галиматье, однако ж, есть идея!

У меня есть предчувствие… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.

По легким признакам красавицу мою…

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии

Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

В этой части, завершающей роман, рассказывается о смерти Вулича, произошедшей после предсказания его смерти.

Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой.

При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!

Уж эта мне Азия! что люди, что речки - никак нельзя положиться!

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.