Культурный китай. Культура древнего Китая
Китая уходит в глубокое прошлое. Она отличается богатством духовных и материальных ценностей, а также огромной жизнестойкостью. Многочисленные мятежи, воины и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее основные ценности и идеалы.
На протяжении всей истории культура древнего Китая старалась сохранить свою монолитность и не утратить активность. Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.
Культура древнего Китая кратко
Архитектура
Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (VI в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения - пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы.
С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.
В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных.
Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.
Скульптура
Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.
Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.
Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:
- Духовное совершенство.
- Близость природы и человека.
- Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).
Эти идеалы поспособствовали формированию уникального Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.
В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора. Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.
Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке - это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».
В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист - святость и одиночество, а бамбук - счастье и стойкость. Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого помогало создать ощущение необъятного пространства.
Все произведения древнекитайского искусства несут в себе нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восхищаться красотой природы и искусной работой мастера. Видимо поэтому красота и выразительность, которую несет в себе культура древнего Китая, восхищает ценителей прекрасного. Она открывает новое видение мира и новую эстетику.
Китай – страна с древней культурой и уникальной историей, народ с самобытной загадочной и еще более удивительной культурой чем у других народов, религией, землей неописуемых красот. На протяжении многих веков формировалась эта уникальная культура Китая . За многовековую историю страны на территории современного Китая появлялось, развивалось и исчезало множество этнических групп и народностей со своей собственной культурой, с которыми связаны многие и его культуры.
Мифология и духовность в культуре Китая
Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.
Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.
Наследие культуры Китая
Естественно столь развитая культура Китая не могла не дать множество величайших прикладных открытий. Достояние культуры Китая – это порох и шелк, бумага и тушь для письма, компас, фарфор многие столетия был монопольным производством китайских ремесленников. Страна изобилует огромным архитектурным наследием, оставшимся китайскому народу от своих предков, что свидетельствует о высокой степени развития культуры Китая.
В первую очередь, это конечно Великая Китайская стена − достояние культуры , включенная в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это императорский дворец в Пекине − неотъемлемая часть культуры Китая
Наиболее выдающиеся культурно-исторические памятники Китая, внесенные в Список мирового наследия ЮНЕСКО:
- Императорский дворец Гугун
- Стоянка синантропа
- Мавзолей императора Цинь Шихуанди и "терракотовая армия" - результат высокого развития культуры Китая
- Гроты Могао в Дуньхуане
- Горный курорт и храмы Чэнде
- Дом, храм и могила Конфуция в Цюйфу
- Древний архитектурный комплекс на горе Удан
- Дворец Потала − особая ценность в культуре Китая
- Живописная местность горы Лушань
- Древний город Лицзян
- Древний город Пиняо
- Классические сады города Сучжоу − наследие культуры
- Летний дворец
- Храм Неба − неотъемлемая часть Китая
- Резные скульптуры в Дацзу
- Гора Тайшань
- Гора Хуаншань
- Гора Эмэй и Большой Будда в Лэшане − важная составляющая культуры Китая
- Гора Уи
Природа Китая
- Живописное место Улинюань
- Ущелье Цзючжайгоу
- Живописное место Хуанлун
- Предлагаем взглянуть на
Во все времена развивалась в противоречивых условиях, действующих внутри страны. Основной причиной этогоявляются попытки капиталистических государств установить на территории Китая свое господство.
Однако и в таких условиях культура Китая продолжала стремительно развиваться, она имеет многовековую историю развития и отличается не только особыми духовными и материальными ценностями, но и поразительной жизнестойкостью.
Множество войн, мятежей и разрушений, производимых завоевателями не ослабили ее, а даже наоборот китайская культура одерживала победу над культурой многочисленных завоевателей страны.
оказали влияние не только на развитие культуры соседних народов, которые населяли территории позднейших Тибета, Монголии, Индо-Китая, Японии и Кореи, но и на множество ведущих держав средневекового мира. Китайская культура оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Самобытность, высокая нравственная и художественная ценность свидетельствуют о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.Просмотры: 445
→ Культура Древнего Китая
Идейным стержнем Китайской культуры, являлось конфуцианство - философско-этическое учение, возникшее в VI веке до н.э. Основоположником его был мудрец Конфуций (551 -479 г.г. до н.э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом. Каждый член общества должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому, достичь того, к чему сам стремится и не делать того, чего не желаешь себе. Эта этическая установка была позже сформулрована в и получила название золотого правила нравственности .
Конфуций отождествлял общество с государством. Государство понималось Конфуцием, как большая семья, в котором государь (император) — это «Сын Неба» , и «Отец и Мать народа» . В подобном государстве господствовали строгие , а не правовые механизмы. Долгое время конфуцианство выполняло в Китае функцию государственной идеологии .
Другим важнейшим направлением китайской философии, являлся даосизм (основоположник Лао-Цзы VI век до н.э.). Центральным понятием даосизма было провозглашено «дао» - путь. С точки зрения даосизма все в мире находится в движении, в изменении, в пути, все непостоянно и конечно. Необходимо следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо выполнять особые упражнения, напоминающие йогу.
Китайцы долгое время придерживались веры в свою исключительность и все другие народы до середины XVIII века считали варварами.
Китайская цивилизация древнейшая из цивилизаций. Уже в X веке до н.э. это была высокоразвитая культура. Китай подарил миру иероглифическую письменность, шелк, бумагу, фосфор, компас, плуг, порох, двигатель. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики.
В Китае не существовало понятия о Боге . Мир не создается Богом, он раскрывается из собственной скрытой основы, как из бутона цветка.
В китайской культуре не было понятия духа и тела, идеи материи . Мир воспринимался нерасчлененным на дух и материю. Человек равен космическим силам Неба и занимает во вселенной центральное место. Подход к любому явлению жизни, начинается, прежде всего, с понятий нравственности (конфуцианство).
Среди категорий китайской культуры самое важное ЦИ . Оно не переводится на русский язык. Понимается примерно так: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ЦИ, сгущаясь, становится веществом, истончаясь духом. Все, что есть в мире - это ЦИ, кроме ЦИ ничего нет. ЦИ изначальный дух в первозданной природе. Камень тоже содержит зачатки одухотворенности. ЦИ подвижно, как все в мире. Вот гора. Она гора, когда возникла, но со временем постареет, рассыплется ветром, станет песком, а рано или поздно из песка возникнет новая гора. Итак, ЦИ - это жизненная энергия, наполняющая мир.
Китайское мышление отличалось от причинно-следственного, свойственного европейцам. Например, что общего между металлом, Западом, белым цветом, легким и справедливостью. Европеец не увидит здесь связи. Китайцу все ясно: первоэлементом во всем этом, является металл.
В основе мышления такого типа лежит теория симпатии . Положительная сфера бытия - Ян , отрицательная - Инь . Подобное взаимодействует с подобным. «Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», - сказал китайский поэт.
Китайская культура оптимистична . Космос гармоничен, упорядочен, полон жизни и энергии. Небо - это мужское начало, полное заряда Ян. Земля, как противоположность небу - женское начало Инь. Почва знаменует гармонию Ян и Инь.
Пространство : на востоке господствует молодая положительная сила (дерево), обретшая зрелость на юге. Юг - огонь, Запад - металл, Север - вода. Север воспринимался китайцами, как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники. Юг - источник светлой и горячей силы Ян. Это отразилось на планировании китайских городов: они возводились строго по квадрату с главными воротами на юге. Лицом к югу восседал на троне император. Сначала китайцы считали небо круглым, а землю квадратной. Потом поняли, что небо - это пустота, в которой разлита жизненная сила ЦИ.
Представление о жизни и смерти : «Жизнь лишь плавание по течению, смерть лишь отдых в пути». Так представляли себе мир китайцы. Учений о бессмертии души в китайской философии не было. Жизнь и смерть - две непременные фазы единого процесса времени. Жизнь - благо, смерть зло и ее надо преодолеть. Одна из религий, даосизм, разрабатывала способы продления жизни: особую сексуальную практику, дыхательные упражнения, медитацию, гимнастику.
Искусство и литература: Китайская вселенная строится на красоте. Космос «узорчат», узор позже перешел в значение «письменный знак», письменность, «культура, выраженная в письменном знаке». Одно из главных понятий китайской культуры - понятие ВЭНЬ . ВЭНЬ - это космическое начало, выражающее узорчатость, украшение во Вселенной. Шаман обязательно имел эту узорчатость-татуировку, как признак священности. ВЭНЬ - это проявление космоса в человеке. Поднимая голову вверх, мудрец изучает созвездия. Опуская голову вниз - постигает скрытый смысл звериных и птичьих следов. Результатом этого вглядывания стало появление иероглифической письменности и культуры. Письменность, по мнению китайцев, несет в себе великое Дао - путь. Отсюда поистине благовейное отношение народа к письменному тексту. Занятие литературой - дело благородное и достойное. Но под настоящей литературой понимались не роман, а философская проза.
Китайская живопись - это изображение не вещей, а идей, смыслов. Особое место занимает в ней одноцветные картины. Изображение наносится черной тушью на белую бумагу или слегка подкрашенный шелк. Художники стремились передать идею пустотности, воздушной «безосновности» всего сущего. Установка в китайской живописи делалась на поиск гармонии и единства с космосом.
Религия: Конфуцианство вряд ли можно считать религией. Это этико-политическое учение. Было много смешанных верований и культов. Это синкретичное верование, как даосизм. Религии Китая допускали существование разных верований. Не было монотеизма. Буддизм пришел в Китай из Индии и трансформировался. Китаец мог исповедовать одновременно три религии : на работе быть конфуциантом, с друзьями и на лоне природы - даосом, наедине с собой буддистом (размышления о жизни и смерти).
Общественные ценности:
Вера в возможность создания морального общества, что требовало идеальных, высокоразвитых лидеров;
Семья - особый клан, прообраз государства. Человек, который правильно содержит свою семью, может управлять государством;
Идеал благородного мужа, чиновника, монарха.
Огромную роль в древнекитайской культуре играли благородство происхождения и наличие высокопоставленных предков.
Правящий слой рекрутировался с помощью экзаменов. Любой житель имел право пройти экзамен на знание конфуцианских текстов и комментарий литературы и мог получить ту или иную ученую степень.
У простолюдина, успешно сдавшего даже низший уездный экзамен на степень сюцая (расцветающий талант), резко менялась вся жизнь. Он освобождался от налогов, воинской и трудовой повинности, носил халат и головной убор ученого. Так формировался слой управленцев (мандаринат - мандарины - от слова приказывать). Термины «чиновник» и «интеллектуал» в китайской культуре совпадали. Все это объясняет исключительную ценность образования.
Китайское образование носило отчетливо выраженный гуманитарный характер. Филология, философия, история считались почетными науками. Естественные науки носили прикладной характер. Торговля, бизнес, промыслы котировались не очень высоко. Чиновники смотрели на купцов с презрением. Крестьяне - это «хороший» народ, торговцы - «дурной».
Семья: идеалом служила модель «пять поколений под одной крышей». Семья - это клан людей, находящихся в родственных отношениях. Главное, чтобы с детства и до смерти китаец чувствовал себя частью клана. Вне семьи он ничто.
Культ предков - часть национальной религии.
Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:
Письменность древнего Китая
Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.
Литература древнего Китая
Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до. н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.
Архитектура, живопись, прикладные искусства
Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.
Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.
Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.
Развитие науки в Древнем Китае
Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.
В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.
Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.
Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.
Музыка
На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.