Матерь человеческая, закруткин виталий александрович.

Матерь человеческая

Великая Отечественная война - тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу - все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина "Матерь человеческого", написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: "Мама! Мама!" И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они - исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они - литературный памятник неизвестному солдату.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: “Мама! Мама!” И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Вариант 2

В сентябре 1941 года войска Германии продвинулись вглубь территории Советского Союза. Под оккупацией оказалась большая часть Украины и Белоруссии. Небольшой хуторок, в котором счастливо жили молодая женщина Мария, с мужем Иваном и сыном Васятком также оказался на занятой немцами территории. На захваченных землях немецкие оккупанты все разорили, хутор сожгли, а людей угнали в Германию. Иван и сын оказались среди повешенных, а Марии удалось спастись. Ей в одиночку пришлось бороться за спасение своей жизни и жизни своего будущего ребенка. В этот период раскрылось величие ее души. Мария стала воистину Матерью человеческой.

Она испытывает голод и муки, но совершенно не думает о себе, спасая дочку Саню, которая оказалась смертельно ранена фашистами. Девочка умирает, и Мария практически сходит с ума, потеряв смысл своего дальнейшего существования. Она испытывает огромную ненависть к фашистам, и, встретив молодого раненого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за смерть сына и за мужа. В этот момент молодой немец беззащитно крикнул: “Мама! Мама!”. Сердце Марии дрогнуло.

Мария ощущала свой долг перед людьми, которые были угнаны в Германию. Она стала собирать урожай с колхозных полей для себя и для тех, кто, возможно, еще вернется домой. В эти тяжелые дни ее поддерживало только чувство исполняемого долга перед ними. Вскоре у нее появилось большое хозяйство, потому что все животные сбегались на ее подворье. Мария чувствовала себя матерью всех окружающих на земле, матерью, похоронившей мужа, сына, дочь, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей политрука, убитого на передовой. Мария приняла на воспитание под свой кров семерых ленинградских сирот, которые волей судеб попали на ее хутор.

Эта мужественная женщина так и встретила вместе с детьми советские войска. Когда первые советские солдаты вошли в сожженный немцами хутор, Мария ощущала, что она родила не только своего ребенка, но и всех детей мира, обездоленных войной.

(1 оценок, среднее: 2.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в Read More ......
  2. Нет на свете слова страшнее, чем “война”. В этом коротком слове чувствуется боль, страдания многих людей. Какое счастье, что война осталась где-то там, далеко! Но вовсе забывать о ней несправедливо, в первую очередь, по отношению к погибшим. О Великой Отечественной Read More ......
  3. Человеческая комедия “Человеческая комедия” – это совокупность нескольких произведений (98 романов и новел), представленная в образе исторических событий и нравов человечества во Франции в период XIX века. Бальзак в своей работе описывал общество во всех его проявлениях и характерах: становление Read More ......
  4. Песчаная учительница Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со Read More ......
  5. Взыскание погибших Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И Read More ......
  6. Бахчисарайский фонтан В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и Read More ......
  7. Житие Марии Египетской Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор – иерусалимский патриарх Софроний. Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят Read More ......
  8. Полтава “Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы”, он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается Read More ......
Краткое содержание Матерь человеческая Закруткин

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили моло

В. Закруткин - повесть «Матерь человеческая». В осно­ве повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ран­ней осенью 1943 года, - вспоминает автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше уда­ляясь от магистральной дороги… В полдень мы въехали в чер­ные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщи­на. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рас­сказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…». Тогда же, в перерыве между боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет он решил напи­сать повесть об этой женщине. Так появилась «Матерь чело­веческая».

«Матерь человеческая» - это повесть о тяжких испыта­ниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, стра­даниях. Одновременно это произведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви.

Очень важным эпизодом становится в повести встреча ге­роини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого, юного, беззащитного мальчишку - значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не слу­чайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби - сим­вол святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.

Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома. С появлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много ра­ботать, как-то устроиться для того, чтобы спасти детей, по­мочь им выжить. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка.

Сентябрь 1941 года принес молодой женщине Марии невосполнимую утрату. Немецкие солдаты, пришедшие в родное село, повесили ее мужа и маленького сына. По наущению соседки Мария бежала из хутора босиком в одном платье. С кукурузного поля она скрепя сердце наблюдает как фашисты сжигают хаты, сгоняют жителей на открытое место, а затем ведут их на гибель.

Молодая женщина узнает своих односельчан, видит испуганные лица детей, хмурые лица женщин и стариков. Первым ее порывом было броситься к ним, но здравомыслие подсказало, что помочь она не может ничем. Неожиданно раздается душераздирающий крик местной девчушки Сани. Она кричит о том, что не хочет жить в Германии и предпочитает смерть рабской жизни. Ее тирада обрывается резкой автоматной очередью.

Вскоре толпа скрывается из вида Марии за холмом. Женщина надеется, что Саня может быть ранена, а не мертва, поэтому, царапая в кровь локти и колени об растущую траву, ползет к тому месту, где осталась девочка. Сердце подростка еще бьется и Мария, взяв девочку на руки, изо всех сил бежит обратно в кукурузу. На рассвете девочка умирает на руках молодой женщины, и та, считая своим долгом похоронить Саню, начинает копать ей могилу.

Израненные о землю руки не останавливают Марию, воспоминания об умершем сыне и еще не родившемся ребенке, которого она носит под сердцем, дают женщине силы закончить начатое дело. На закате женщина, истощенная слезами и нелегкой работой, хоронит юную девочку.

За ночь, которая показалась измученной Марии очень долгой, вражеские войска прорвали линию обороны советской армии и стали удаляться от хутора. Всех оставшихся в живых жителей они уводили с собой.

Жажда и сильный голод вынуждают Марию выйти из своего укрытия и отправиться в сожженный хутор. По дороге к ней прибивается местная собачка и несколько оставшихся в живых коров. Дом, в котором жила Мария, оказывается сплошным пепелищем, единственным неповрежденным строением остается погреб. Открыв его, женщина неожиданно обнаруживает внутри раненого немецкого мальчишку солдата. Ослепленная ненавистью и жаждой мести, Мария готова была убить фашиста, но слово мама, внезапно вырвавшееся из его уст, заставило женщину остановиться. Материнские чувства берут верх над остальными мыслями и эмоциями, и русская женщина начинает выхаживать парня. Вместе с тем она начинает ухаживать за остатками скота, убирать поле и приводить в порядок сожженный хутор.

Несмотря на приложенные Марией усилия юный немец все же умирает, и несчастная женщина вновь остается одна. Но ей некогда предаваться унынию. Она осознает свой долг перед односельчанами, угнанными в далекую Германию, и решает ради себя и них собирать урожай с полей. Постепенно хозяйство Марии увеличивается: к ней сходятся чудом выжившие овцы, лошади.

В один из зимних дней на границе земель родного хутора Мария находит в стоге сена семерых воспитанников детского дома, эвакуированных из Ленинграда. Поезд в котором ехали дети был обстрелян, их воспитатели погибли. Выжившие малыши долгое время брели куда глаза глядят, прячась от немецких солдат и питаясь всем, что случалось найти. Мария забирает изможденных детей к себе в подвал, кормит, отмывает от въевшейся в их тела грязи, стирает одежду.

Женщина рассказывает им о своей судьбе, прошлой жизни, погибшем сыне. Дети становятся новым смыслом ее жизни. Вскоре малыши, окруженные заботой и вниманием, начинают звать Марию мамой. Старшие девочки, отдохнув от пережитых испытаний, выходят с женщиной в поле и помогают собирать урожай. Так, новоиспеченное семейство пережило морозную зиму.

Наступает весна, оживает вокруг природа, распускаются обгоревшие деревья, а Мария чувствует скорое приближение родов. В скором времени на свет появляется долгожданный сынок Васенька.

В ожидании детей, погнавших на водопой животных, Мария выходит в сад и видит незабываемую картину. Дети выходят из леса в сопровождении советских разведчиков, прорвавшихся в тыл немецких войск. Это означает начало новой жизни, в которой не будет страха, насилия и жестокости. Простая русская женщина сумела выжить, она прошла все испытания, уготовленные ей судьбой, помогая нуждающимся и веря в лучшее будущее.