Матерь человеческая, закруткин виталий александрович.
Матерь человеческая
Великая Отечественная война - тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу - все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина "Матерь человеческого", написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: "Мама! Мама!" И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...
Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они - исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они - литературный памятник неизвестному солдату.
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: “Мама! Мама!” И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
Вариант 2
В сентябре 1941 года войска Германии продвинулись вглубь территории Советского Союза. Под оккупацией оказалась большая часть Украины и Белоруссии. Небольшой хуторок, в котором счастливо жили молодая женщина Мария, с мужем Иваном и сыном Васятком также оказался на занятой немцами территории. На захваченных землях немецкие оккупанты все разорили, хутор сожгли, а людей угнали в Германию. Иван и сын оказались среди повешенных, а Марии удалось спастись. Ей в одиночку пришлось бороться за спасение своей жизни и жизни своего будущего ребенка. В этот период раскрылось величие ее души. Мария стала воистину Матерью человеческой.
Она испытывает голод и муки, но совершенно не думает о себе, спасая дочку Саню, которая оказалась смертельно ранена фашистами. Девочка умирает, и Мария практически сходит с ума, потеряв смысл своего дальнейшего существования. Она испытывает огромную ненависть к фашистам, и, встретив молодого раненого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за смерть сына и за мужа. В этот момент молодой немец беззащитно крикнул: “Мама! Мама!”. Сердце Марии дрогнуло.
Мария ощущала свой долг перед людьми, которые были угнаны в Германию. Она стала собирать урожай с колхозных полей для себя и для тех, кто, возможно, еще вернется домой. В эти тяжелые дни ее поддерживало только чувство исполняемого долга перед ними. Вскоре у нее появилось большое хозяйство, потому что все животные сбегались на ее подворье. Мария чувствовала себя матерью всех окружающих на земле, матерью, похоронившей мужа, сына, дочь, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей политрука, убитого на передовой. Мария приняла на воспитание под свой кров семерых ленинградских сирот, которые волей судеб попали на ее хутор.
Эта мужественная женщина так и встретила вместе с детьми советские войска. Когда первые советские солдаты вошли в сожженный немцами хутор, Мария ощущала, что она родила не только своего ребенка, но и всех детей мира, обездоленных войной.
(1
оценок, среднее: 2.00
из 5)
Другие сочинения:
- Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в Read More ......
- Нет на свете слова страшнее, чем “война”. В этом коротком слове чувствуется боль, страдания многих людей. Какое счастье, что война осталась где-то там, далеко! Но вовсе забывать о ней несправедливо, в первую очередь, по отношению к погибшим. О Великой Отечественной Read More ......
- Человеческая комедия “Человеческая комедия” – это совокупность нескольких произведений (98 романов и новел), представленная в образе исторических событий и нравов человечества во Франции в период XIX века. Бальзак в своей работе описывал общество во всех его проявлениях и характерах: становление Read More ......
- Песчаная учительница Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со Read More ......
- Взыскание погибших Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И Read More ......
- Бахчисарайский фонтан В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и Read More ......
- Житие Марии Египетской Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор – иерусалимский патриарх Софроний. Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят Read More ......
- Полтава “Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы”, он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается Read More ......
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молоВ. Закруткин - повесть «Матерь человеческая». В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - вспоминает автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги… В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…». Тогда же, в перерыве между боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет он решил написать повесть об этой женщине. Так появилась «Матерь человеческая».
«Матерь человеческая» - это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, страданиях. Одновременно это произведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви.
Очень важным эпизодом становится в повести встреча героини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого, юного, беззащитного мальчишку - значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не случайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби - символ святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.
Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома. С появлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много работать, как-то устроиться для того, чтобы спасти детей, помочь им выжить. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка.
Сентябрь 1941 года принес молодой женщине Марии невосполнимую утрату. Немецкие солдаты, пришедшие в родное село, повесили ее мужа и маленького сына. По наущению соседки Мария бежала из хутора босиком в одном платье. С кукурузного поля она скрепя сердце наблюдает как фашисты сжигают хаты, сгоняют жителей на открытое место, а затем ведут их на гибель.
Молодая женщина узнает своих односельчан, видит испуганные лица детей, хмурые лица женщин и стариков. Первым ее порывом было броситься к ним, но здравомыслие подсказало, что помочь она не может ничем. Неожиданно раздается душераздирающий крик местной девчушки Сани. Она кричит о том, что не хочет жить в Германии и предпочитает смерть рабской жизни. Ее тирада обрывается резкой автоматной очередью.
Вскоре толпа скрывается из вида Марии за холмом. Женщина надеется, что Саня может быть ранена, а не мертва, поэтому, царапая в кровь локти и колени об растущую траву, ползет к тому месту, где осталась девочка. Сердце подростка еще бьется и Мария, взяв девочку на руки, изо всех сил бежит обратно в кукурузу. На рассвете девочка умирает на руках молодой женщины, и та, считая своим долгом похоронить Саню, начинает копать ей могилу.
Израненные о землю руки не останавливают Марию, воспоминания об умершем сыне и еще не родившемся ребенке, которого она носит под сердцем, дают женщине силы закончить начатое дело. На закате женщина, истощенная слезами и нелегкой работой, хоронит юную девочку.
За ночь, которая показалась измученной Марии очень долгой, вражеские войска прорвали линию обороны советской армии и стали удаляться от хутора. Всех оставшихся в живых жителей они уводили с собой.
Жажда и сильный голод вынуждают Марию выйти из своего укрытия и отправиться в сожженный хутор. По дороге к ней прибивается местная собачка и несколько оставшихся в живых коров. Дом, в котором жила Мария, оказывается сплошным пепелищем, единственным неповрежденным строением остается погреб. Открыв его, женщина неожиданно обнаруживает внутри раненого немецкого мальчишку солдата. Ослепленная ненавистью и жаждой мести, Мария готова была убить фашиста, но слово мама, внезапно вырвавшееся из его уст, заставило женщину остановиться. Материнские чувства берут верх над остальными мыслями и эмоциями, и русская женщина начинает выхаживать парня. Вместе с тем она начинает ухаживать за остатками скота, убирать поле и приводить в порядок сожженный хутор.
Несмотря на приложенные Марией усилия юный немец все же умирает, и несчастная женщина вновь остается одна. Но ей некогда предаваться унынию. Она осознает свой долг перед односельчанами, угнанными в далекую Германию, и решает ради себя и них собирать урожай с полей. Постепенно хозяйство Марии увеличивается: к ней сходятся чудом выжившие овцы, лошади.
В один из зимних дней на границе земель родного хутора Мария находит в стоге сена семерых воспитанников детского дома, эвакуированных из Ленинграда. Поезд в котором ехали дети был обстрелян, их воспитатели погибли. Выжившие малыши долгое время брели куда глаза глядят, прячась от немецких солдат и питаясь всем, что случалось найти. Мария забирает изможденных детей к себе в подвал, кормит, отмывает от въевшейся в их тела грязи, стирает одежду.
Женщина рассказывает им о своей судьбе, прошлой жизни, погибшем сыне. Дети становятся новым смыслом ее жизни. Вскоре малыши, окруженные заботой и вниманием, начинают звать Марию мамой. Старшие девочки, отдохнув от пережитых испытаний, выходят с женщиной в поле и помогают собирать урожай. Так, новоиспеченное семейство пережило морозную зиму.
Наступает весна, оживает вокруг природа, распускаются обгоревшие деревья, а Мария чувствует скорое приближение родов. В скором времени на свет появляется долгожданный сынок Васенька.
В ожидании детей, погнавших на водопой животных, Мария выходит в сад и видит незабываемую картину. Дети выходят из леса в сопровождении советских разведчиков, прорвавшихся в тыл немецких войск. Это означает начало новой жизни, в которой не будет страха, насилия и жестокости. Простая русская женщина сумела выжить, она прошла все испытания, уготовленные ей судьбой, помогая нуждающимся и веря в лучшее будущее.