Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма. Алгоритм работы с приёмом "Зигзаг" на уроках чтения Прием зигзаг на уроке в начальной школе

06.12.2013 21:29 Зайцева Кира Николаевна

РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ

Технология развития критического мышления на уроках химии. Стратегия «Зигзаг»

1. Введение

2. Основные положения методики технологии

Развития критического мышления

3. Использования стратегии «Зигзаг»на уроках химии

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение №1 - №2

Введение

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Перед каждым учителем поставлена задача - добиться коренного улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье 66 закона об образовании говорится о том, что среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Главное внимание надо уделить деятельностному обучению, развитию индивидуальных способностей учащихся. Очень важно научить школьников грамотно работать с информацией. Способствовать этому будут использование учителем различных педагогических технологий.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно - ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

Цель работы:

Показать использование стратегии «Зигзаг» на уроках химии.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность технологии развития критического мышления

Показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления

Основные положения методики технологии

развития критического мышления

Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.

Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

Объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

Способность ставить новые, полные смысла вопросы;

Вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

Принимать независимые продуманные решения.

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критически мыслящего человека:

Проявляет настойчивость в решении проблем

Открыт для других идей

Слушает собеседника

Рассматривает проблему с разных точек зрения

Устанавливает множество связей между явлениями

Умеет строить различные выводы

Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях

Активно воспринимает информацию

Любознателен

Что даёт ТРКМ ученику

Повышение эффективности восприятия информации

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

Умение ответственно относиться к собственному образованию

Умение работать в сотрудничестве с другими

Повышение качества образования

Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю

Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления по И.В. Муштавинской

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

Первая стадия - вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

Вторая стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.

I этап - стадия вызова

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Активизация их

Деятельности

Мотивация к дальнейшей работе - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

Делает предположения

Систематизирует информацию до изучения нового материала

Задает вопросы, на которые хочет получить ответы. - рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки;

Мозговая атака;

Проблемные вопросы,

- «толстые» и «тонкие» вопросы

II этап - осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником поставленных целей обучениянаправлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» читает, слушает текст, используя активные методы чтения

Делает пометки на полях

Ведет записи по мере осмысления новой информации методы активного чтения:

«инсерт», «фишбоун»

Ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III этап - рефлексия

Размышление, рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения- вернуть учащихся к первоначальным записям

Внести изменения

Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления -заполнение кластеров, таблиц

Установление причинно-следственных связей между блоками информации

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

Организация дискуссий

Исследования по отдельным вопросам темы

Синквейн

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

Поиск и выделение необходимой информации

Проявление познавательной инициативы

Знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта

Структурирование знаний

Постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

Контроль и коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи

Применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей

Умение формулировать собственную позицию

Стратегия «Зигзаг» на уроках химии

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления:

«Зигзаг 1».

Одним из эффективных приёмов ТРКМ является стратегия «Зигзаг1».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Стратегия «Зигзаг 1» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова - осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.(на этой стадии могут быть применены приёмы «Кластер» или «Верю - не верю».

2. Стадия осмысления - класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага».

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

3 Стадия рефлексии

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. (приложение 1)

Заключение

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.

Список литературы

1. Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.

Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.

2. Гражданское образование.

Учебно - методическое пособие. СПБ, 2003.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998

5. Габриелян О.С.

Химия - 8 (9, 10,11). Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2013

6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал «Химия в школе» № 6, 2011

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тема Общая характеристика неметаллов.

Цель Знакомство с неметаллами ПСХЭ.

Задачи формирования универсальных учебных действий

Личностные

Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

Регулятивные

Определять цель выполнения задания

Корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

Познавательные

Работать с различными источниками информации

Отделять значимую информацию от второстепенной

Применять ПСХЭ для получения необходимой информации

Презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Характеризовать качества, признаки, свойства полезных ископаемых

Оборудование

Тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе 5 человек)

Карточки с вопросами

Листы презентаций для работы в экспертной группе

Фломастеры, маркеры, цветные карандаши для оформления презентации

Учебник Химия,9 класс, О.С.Габриелян, 2010 год

Образцы неметаллов

Форма работы

Индивидуально - групповая

Примечание. Продолжительность урока с применением стратегии «Зигзаг 1» может доходить до 60 минут, т. к. во время урока учащимся приходится неоднократно перемещаться по классу, организовывать рабочие места.

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся

Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии с выданным ему номером.

Стадия вызова

Прочитайте тему урока

Что такое неметаллы?

О чём пойдёт речь на уроке?

Использование «кластера» или «верю- не верю»

Общая характеристика неметаллов

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.

Время работы 3-5 минут

Стадия осмысления. Работа в рабочих группах

При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя.

Время работы 5-7 минут

Работа в группе экспертов

Распределитесь по номерам вопросов и создайте новые группы.

Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию. - Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу.Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные.

На данном этапе происходит отбор материала, его структурирование и дополнение (групповая работа). Подготовка к трансляциитекста в рабочих группах. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску.

Время работы до 15 минут

Работа в рабочих группах (возврат)

Возвращайтесь в свою рабочую группу.

Познакомьте всех членов группы со своей работой.Трансляция в группе тем с 1-5 последовательно Остальные заполняют таблицу.

Время работы до 25 минут (3-5 минут на вопрос)

Презентация экспертов

Сейчас у вас будет возможность ещё раз прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы,Слушание эксперта от каждой группы.

Время работы 5 минут

Рефлексия

Затем школьники отвечают на вопросы:

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем польза этого урока для вас?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Карточка рефлексивного анализа

Класс _____________________

Фамилия, имя ____________________________________________

Свою работу на уроке _____________

Работу группы _______________

Форму организации урока _______________Работают самостоятельно

Время работы 5-7 минут.

Домашнее задание

Приложение 2 .

1.Общая характеристика элементов-неметаллов

Химических элементов-неметаллов всего 22, но два из них, кислород и кремний составляют 76 % от массы земной коры.

Неметаллы составляют 98,5 % от массы растений и 97,6 % от массы человека. Из углерода, водорода, кислорода, серы, фосфора и азота состоят все важнейшие органические вещества, они являются элементами жизни. Водород и гелий - основные элементы Вселенной из них состоят все космические объекты, включая наше Солнце. Без соединений неметаллов невозможно представить нашу жизнь, особенно если вспомнить, что жизненно важное химическое соединение - вода - состоит из водорода и кислорода.

Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Неметалличность определяется способностью атомов принимать электроны. Чем меньше надо принять электронов до восьми и чем легче их удержать, тем ярче выражены неметаллические свойства атомов.

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Если в Периодической системе провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх по диагонали будут находиться элементы-неметаллы, а слева снизу - металлы, к ним же относятся элементы всех побочных подгрупп, лантаноиды и актиноиды. Элементы, расположенные вблизи диагонали, например, бериллий, алюминий, титан, германий, сурьма, обладают двойственным характером и относятся к амфотерным. Элементы-неметаллы: s-элемент - водород; р-элементы 3 группы - бор; 4 группы - углерод и кремний; 5 группы - азот, фосфор и мышьяк, 6 группы - кислород, сера, селен и теллур и все элементы 7 группы - фтор, хлор, бром, йод и астат. Элементы 8 группы - инертные газы, занимают особое положение, они имеют полностью завершенный внешний электронный слой и занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. Их иногда относят к неметаллам, но формально, по физическим признакам.

В периоде, у неметаллов: заряд ядра увеличивается; радиус атома уменьшается; число электронов на внешнем энергетическом уровне увеличивается; электроотрицательность увеличивается; окислительные свойства усиливаются; неметаллические свойства усиливаются.

В группе у неметаллов заряд ядра увеличивается; радиус атома увеличивается; число электронов на внешнем энергетическом уровне не изменяется; электроотрицательность уменьшается; окислительные свойства ослабевают; неметаллические свойства ослабевают. Все простые вещества-неметаллы образованы атомами, связанными между собой ковалентной неполярной связью.

Неметаллы образуют большое количество кислородных соединений - оксидов.

2. Особенности строения атомов неметаллов. Строение и свойства простых веществ.

Основные критерии неметаллов:

Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).

Большее число электронов на внешнем уровне (4-8 е).

Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего

Энергетического уровня.

Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов - тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства.

Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Электроотрицательность - мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

Существует два рада активности:

Ряд активности металлов.

Ряд активности неметаллов

Ряд активности металлов характеризует их восстановительные способности, т.е. меру их металличности. Ряд активности неметаллов характеризует их окислительные способности, т.е. меру их неметалличности.

Чем выше значение Э.О., тем:

Больше способность оттягивать электронную плотность атомов;

Больше неметаллические свойства атома;

Больше окислительные свойства.

Самый активный неметалл-фтор

Для неметаллов - простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы - простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств.

В чем же причина разнообразия физических свойств у неметаллов? Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: атомной и кристаллической.

Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные - немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.

Простые вещества

С немолекулярным строениемС молекулярным строением

C, B, SiF2, O2, Cl2, Br2, N2, I2, S8

У этих неметаллов атомные кристаллические решетки, поэтому они обладают большой твердостью и очень высокими температурами плавления.У этих неметаллов в твердом состоянии молекулярные кристаллические решетки. При обычных условиях это газы, жидкости или твердые вещества с низкими температурами плавления.

3. Физические свойства неметаллов

Если большинство элементов-металлов не окрашены, исключение составляют только медь и золото, то практически все неметаллы имеют свой цвет: фтор - оранжево-желтый, хлор - зеленовато-желтый, бром - кирпично-красный, йод - фиолетовый, сера - желтая, фосфор может быть белым, красным и черным, а жидкий кислород - голубой.

Все неметаллы не проводят тепло и электрический ток, поскольку у них нет свободных носителей заряда - электронов, все они использованы для образования химических связей. Кристаллы неметаллов непластичные и хрупкие, так как любая деформация приводит к разрушению химических связей. Большинство из неметаллов не имеют металлического блеска.

Физические свойства неметаллов.

1.Пластичностью не обладают, хрупкие

2.Блеска нет (искл. активированный уголь, кремний и кристаллический йод

3.Теплопроводность (только графит)

4.Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый,фиолетовый

5.Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

6.Агрегатное состояние:

Oгазообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, N2,благородные газы)

Oтвердое (Р, С,S,Si,I2)

Oжидкое (Br2)

7 Растворимость:

В воде неметаллы нерастворимы или малорастворимы. Некоторые из них (галогены, сера) лучше растворяются в органических растворителях, белый фосфор — в сероуглероде. Фтор в воде растворять нельзя, так как он бурно реагирует с водой.

Вида связи, характерные для неметаллов:

Ковалентная (неполярная — в простых вещест¬вах (С12)

Полярная — в соединениях неметаллов (SCI2).

Для неметаллов более ха¬рактерно различие в свойствах, чем общность.

Следовательно, простые вещества — неметаллы в отличие от ме¬таллов характеризуются большим разнообразием физических свойств, что обусловлено различным их строением.

Разная структура кристаллической решетки:

1) тетраэдр - алмаз

2) слоистая - графит

Неметаллы (сера, углерод, фос¬фор, кислород) образуют аллотропные модификации:

БЕЛЫЙ ФОСФОР — воскообразное, прозрачное вещество, с характерным запахом. Состоит молекул Р4. Самовозгорается на воздухе, ядовит. Используется при изготовлении фосфорной кислоты (для получения пищевых фосфатов и синтетических моющих средств). Применяется при изготовлении зажигательных и дымовых снарядов, бомб.

КРАСНЫЙ ФОСФОР имеет цвет от алого до темно-коричневого и фиолетового. Существует несколько кристаллических форм с различными свойствами. Используют в изготовлении минеральных удобрений, спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов, сплавов. Соединения фосфора служат исходными веществами для производства медикаментов.

При нормальном давлении и температурах до 98,38°C стабильна РОМБИЧЕСКАЯ аллотропная модификация СЕРЫ, образующая лимонно-желтые кристаллы.

Выше 95,39°C стабильна МОНОКЛИННАЯ модификация серы.

Резиноподобную ПЛАСТИЧЕСКУЮ серу получают при резком охлаждении расплавленной серы (выливая расплав в холодную воду). Эти модификации состоят из нерегулярных зигзагообразных цепей Sn. При длительном выдерживании при температурах 20-95°C все модификации серы превращаются в ромбическую.

Кислород

КИСЛОРОД О2 - газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде, поддерживает горение и дыхание. В атмосфере земли образуется в процессе фотосинтеза.

ОЗОН - О3 - газ голубого цвета, с характерным запахом, очень реакционноспособен. Образуется во время грозы и в хвойных лесах. Основная масса О3 в атмосфере расположена в виде слоя — озоносферы — на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности О3 получают действием на воздух электрического разряда. Используют для обеззараживания воды и воздуха.

АЛМАЗ, минерал, кристаллическая модификация самородного углерода, по блеску, красоте и твердости превосходящий все минералы.

Размеры кристаллов варьируют от микроскопических до очень крупных, масса самого крупного алмаза «Куллинан», найденного в 1905 в Южной Африке 3106 кар (0,621 кг).

Алмаз — самое твердое из всех природных веществ. По шкале Мооса относительная твердость алмаза равна 10,

ГРАФИТ, минерал, наиболее распространенная и устойчивая в земной коре модификация углерода. Структура слоистая. Темно-серые до черных чешуйчатые массы. Огнеупорен, электропроводен, химически стоек. Используется в производстве плавильных тиглей, в литейном деле, при изготовлении электродов, щелочных аккумуляторов, карандашей и т. д. Графит получают также искусственно — нагреванием антрацита без доступа воздуха. Блоки из чистого искусственного графита используют в ядерной технике, в качестве покрытия для сопел ракетных двигателей и т. д.

Аллотроп¬ные модификации олова представляет собой одна- металл, а другая — неметалл.

При комнатной температуре обычно существует бета-олово (белое олово) - металл, из которого раньше отливали оловянных солдатиков (сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик) и которым покрывают изнутри консервные банки.

При температуре ниже +13оС более устойчивое альфа -олово (серое оло¬во) серый мелкокристаллический порошок проявляет свойства неметалла.

Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идёт при температуре -33оС. Это превращение получило образное название «оловянной чумы».

Оловянная чума, полиморфное превращение т. н. белого олова в серое (b ® a), при котором металл рассыпается в серый порошок. Причина разрушения состоит в резком увеличении удельного объёма металла (плотность (b-Sn больше, чем a-Sn). Переход облегчается при контакте олова с частицами a-Sn и распространяется подобно «болезни». Наибольшую скорость распространения Оловянная чума имеет при температуре —33 °С; свинец и многие др. примеси её задерживают. В результате разрушения «чумой» паянных оловом сосудов с жидким топливом в 1912 погибла экспедиция Р. Скотта к Южному полюсуДавным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ. В частности, олово может принимать различные кристаллические формы. Известное нам белое олово — пластичный металл, при температуре ниже 13°С образует новую модификацию, обладающую свойствами полупроводников, — олово серое, в кристаллической решетке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При -33°С скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок.

Именно это превращение и получило название «оловянная чума».

«Вылечить» же металл, столь необходимый для пайки проводов и электронной аппаратуры, возможно, если добавить в него стабилизатор, например висмут.

Явление аллотропии для неметал¬лов более характерно, чем для металлов.

5.Применение неметаллов

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины.

1.Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III-VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.

Учителя-словесника.

2. Познакомить с опытом использования групповой деятельности.

Актуальность: актуальностью применения этого метода является то, что за урок каждым учеником вне зависимости его способностей усваивается большой объём материала, всю работу учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

I. Приветствие.

Ни для кого не секрет, что все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к русскому языку в особенности, дети не хотят учиться, мало читают, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к языку.

В чём же причины этого нежелания?

Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

И сразу возникает несколько вопросов:

Как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления и групповой работы.

II. Выделение проблемы.

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников. Почему? (ответы «учеников»)

Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться , возможность почувствовать себя увереннее . Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал , она помогает развивать их творческие способности , в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее .

Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.

Как вам кажется, каких? («Слабые» ученики могут «отсидеться»; «ложное» товарищество – дают списать; низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим…).

Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

III. Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.

При анализе текста на уроках русского языка я часто использую приём «Зигзаг». Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала. Группа работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

Конечно, при делении на группы следует учитывать совместимость , желания , потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно и они выполнили поставленную учителем задачу.

IV. Объединение в группы для решения проблемы.

Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. У нас будет работать две группы. Оптимальное количество человек в группе 3 человека. Почему? (При таком количестве трудно не участвовать в работе; учителю удобнее корректировать работу и т. д.)

В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю, т. е. мне.

V. Работа с материалом. Обсуждение проблемы в группах.

Вашему вниманию предлагается текст притчи о гвоздях.(показ видеофрагмента)

Группы получают текст притчи и задания к ней на листочках.

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Задания группам.

Задание №1

1. Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связанны по смыслу и грамматически, последовательно и интонационно при помощи однокоренных слов или повторяющихся слов, местоимений)

2. Определите стиль речи (всего) данного текста, докажите свою точку зрения.

(Возможные варианты ответов учеников: художественный стиль, потому что

нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать чувства автора.

употребляется в художественных произведениях.

конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.

слова в конкретном и переносном значении, эмоционально-оценочные слова, с однородными членами).

3. Определите тип речи (всего) предложенного текста, докажите (рассуждение и повествование).

Задание №2

1. Подберите синоним к слову немощным (слабый, больной, беспомощный).

2. Определите лексическое значение слова волочила (тянула, протягивала, тащила).

3. Подберите синоним к слову позволено (разрешено).

Задание №3

1. Укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное предложение (№3).

2. Замените словосочетание оставила усилия, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (оставленное усилие).

3. Разберите слово нерасправленные по составу. (не, рас - приставки, правл (вариант корня прав-\правл- с чередованием) корень, енн – суффикс причастия, ые – окончание; причастие образовано от глагола сов. вида – расправить).

VI. Представление результатов работы, обсуждение.

1. Учитель просит озвучить условие задания.

2. Лидер каждой группы озвучивает решение группы, отвечает на возникшие вопросы.

3. Учитель подводит итоги.

VII. Рефлексия.

1. Трудно ли вам работалось в группе? Поделитесь своими впечатлениями от работы.

2. Я настаивала на том, чтобы в группе был свой лидер. Как вам кажется, он необходим при таком виде работы или нет?

3. Как вам кажется, в каких классах в старших или в среднем звене можно чаще использовать групповую работу?

VIII. Заключительное слово

Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Приём «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования. Роль учителя – координирующая, а саму ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.

Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

С переходом на новый образовательный стандарт изменился поход к образовательному процессу. Приоритетная цель обучения на сегодняшний день - научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

На уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы, при которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.

На уроках окружающего мира и литературного чтения, начиная с 3 класса, очень хорошо зарекомендовал себя прием «Зигзаг».

Данный прием мною был выбран неслучайно:

  1. в статье учебника содержится большой объем информации;
  2. хотелось активной работы каждого ученика на уроке.

Работа строилась классически:

  1. Предварительная работа учителя. Текст разбивался на логически завершенные части; составлялись наводящие вопросы или указывались опорные слова; в соответствии с этим составлялись карточки.
  2. Групповая работа. Коллектив делился на равные группы, в каждой группе количество участников соответствовало количеству частей текста. Карточки отмечались разными цветами (например, карточка 1 - зеленая, карточка 1 - желтая и т.д.); на них указывался номер страницы, где необходимо искать информацию. В каждой группе по одной карточке разного цвета. Ученик, выбирая карточку, видел номер страницы, вопросы или опорные слова, и самостоятельно прорабатывал свою часть текста. Через определенное время звучал сигнал о смене групп: теперь группы собирались по номерам карточек. В этих группах ребята обменивались той информацией, которую они смогли выделить как основную. На этом этапе каждый мог еще раз проговорить информацию и проконтролировать свою работу. Через определенное время звучал сигнал, и ребята возвращались в свои первичные группы. Теперь каждый участник проговаривал другим свою часть работы, которые, в свою очередь, по ходу рассказа либо заносили данные в таблицу, либо составляли опорный конспект по теме урока. После очередного сигнала каждая группа составляла кластер по одной из частей темы. Представлял кластер необязательно тот ученик, кто прорабатывал именно эту часть. Выступающим мог быть любой участник группы, выразивший свое желание защищать творческий продукт. На первых порах группа получала конверт с нужными и лишними опорными словами для кластера, затем, когда принцип был усвоен, ребята сами составляли схемы, выбирали необходимые данные.
  3. И обязательно - рефлексия. Словесную оценку своего выступления получал выступающий. В группе ребята оценивали работу каждого: насколько точно и полно был раскрыт вопрос. И каждый оценивал себя лично, через прием «Лесенка успеха». Также по моей просьбе ребята продолжали одну из фраз (на их выбор):
  • Сегодня на уроке я сумел….
  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ….

Даже для слабоуспевающих детей создавалась «ситуация успеха».

Данный прием эффективно использовать при закреплении тем по русскому языку. Так, при обобщении знаний о глаголе как части речи, учащиеся работали по 4 вопросам: прошедшее время, настоящее время, будущее время и неопределенная форма глагола. На выходе должна быть заполнена таблица, в которой были графы: «Вопросы», «Вид», «Изменяются по…», «Особенности», «Примечание».

Самое сложное при такой форме работы - решиться. Буквально за два первых занятия мои ребята уяснили, что от них требуется. А через пять попросили все дальнейшие уроки, по крайней мере, по окружающему миру строить именно с применением «Зигзага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

«Математика в школе» - Математический бой. Работа по формированию компетентностной среды как фактора развития основных компетенций учащихся. «Занимательные страницы геометрии». «Цепные дроби». В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». В третьей части предложены пять занимательных задач с решением.

«Неделя математики» - Направление первое. “День истории математики”. Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. День шестой: математический вечер, подведение итогов. Направление пятое. “День массовых мероприятий”. День пятый: олимпиада, выпуск газеты. Современная школа должна управлять воспитательным процессом.

«ФГОС по математике» - Кружковая работа (с 1 класса) факультативные занятия (со 2 класса) проектная деятельность (с 1 класса). Математическое развитие младшего школьника Освоение начальных математических знаний Развитие интереса к математике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по каждому предмету представлено несколькими вариантами Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе Математика представлена тремя вариантами планирования.

«Математика в 1-м классе» - Разбей число. Разность. Квадрат. Сколько в вазе мандаринов. Пары чисел. Катя придумала задачу и составила к ней схему. Слагаемое. Повторение изученного в 1- м классе. Математика. Найди значения выражений. Повторение изученного. Разность с наибольшим и наименьшим значением. Записи. Сумма. Разность с наибольшим значением.

«Математика в 6 классе» - Делимое умножить на число,обратное делителю. Умножение положительных и отрицательных чисел. Вариант 24. Алгоритм сложения (вычитания) рациональных чисел. Геометрический материал. Сложение и вычитание отрицательных чисел. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решить уравнения. Координаты на плоскости.

«Математический урок» - 3)Какие бывают современные фотоаппараты? К помощи каких инструментов прибегли мастера? урок ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Льюис Кэрролл. урок МАТЕМАТИКИ. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"?

Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».
Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить
большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той
или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не
позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу
приходит прием "Зигзаг".
Во­первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем
информации.
 Во­вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не
учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
 В­третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста,
систематизировать информацию.
 В­четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
 В­пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных
учащихся.
 В­шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ,
такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
Для организации работы на уроке учителю необходимо заранее подготовить:
1.
2.
Оборудование: шесть листов бумаги формата АЗ, фломастеры, маркеры разного
цвета.
«Корзинку мнений» (место на доске (интерактивной доске) или листе бумаги
формата АЗ) для фиксирования мнений обучающихся.
Изучение нового материала разбивается на несколько стадий. На стадии вызов всем
обучающимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать своё
мнение относительно предложенной ситуации.
В «корзинке мнений» после четырёхминутного обдумывания ситуации фиксируются
различные точки зрения обучающихся.
Стадия осмысление. Формируется шесть или семь (но не более) базовых групп
обучающихся с условием, что в каждой группе не должно быть более четырёх человек.
Число «четыре» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут
называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ.
Затем обучающиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, запоминают номер (символ) своей
группы и расходятся по новым четырём группам (первые номера - в группу 1, вторые - в группу 2,
третьи - в группу 3, четвёртые - в группу 4), которые будут называться «учителя». В каждой группе
«учителей» - по 6-7 участников.
Схема распределения обучающихся
ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»
1 2 , 3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 , 2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1 ,2 ,3 , 4
1
2
3
4
5
6
1 , 1 , 1 , 1 ,
1 , 1
1
2 , 2 , 2 ,
2 , 2 , 2
2
3 ,3 , 3 ,3 ,
3 , 3
3
4 , 4 , 4 , 4 , 4 , 4
4

ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ»
«Учителя» работают с текстом.
Группа 1 - § 15, пункт 1.
Группа 2 - § 15, пункт 2.
Группа 3 - § 15, пункт 3.
Группа 4 -­ § 15, пункт 4.
Задание для обучающихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к
объяснению учебного материала.
Каждый участник группы получает карточку с заданием:
1. Прочитать указанный текст.
2. Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые
необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращении в свою группу «учеников».
3. Предложить наилучший способ объяснения прочитанного.
4. Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.
Оформить выполненное задание в форме таблицы.
Информация
(сведения) для
объяснения
Основные понятия,
термины, идеи,
факты
Схема, таблица, кластер, тезисы, простой план,
развёрнутый план, логическая цепочка понятий
и др.
Способ передачи информации (объяснения)
Ожидаемые
вопросы
Совместная работа обучающихся в группе организуется следующим образом:
1. обсуждение прочитанного;
2. принятие решения о том, что необходимо объяснить;
3.принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал.
Учитель контролирует работу групп, предлагает обучающимся использовать
разнообразные способы передачи информации.
После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои
первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала
первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на
объяснение и ответы на возможные вопросы.
Стадия рефлексия. Обучающимся предлагается написать короткий отзыв о том, как
проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать
следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение... потому что...»,
или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др.
Учителю необходимо осуществлять контроль за ходом выполнения заданий в группах и
следить за регламентом работы.
Домашнее задание: § 15, ответить на вопросы, выполнить задание.
2.Алгоритм работы с приёмом «Зигзаг» на уроке:








Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см.
условия ниже).
Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 6
групп по 4 ученика в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные
группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько
участников в этой первичной группе.
Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по
7 человек в каждой. Но не больше.
Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей
группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать
или отметить разными цветами.
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста -
прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно,
чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить
своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по­
разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим
"коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся
все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2.
Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами,
мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку,
которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем
вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини­тесты,
либо какое­то практическое задание.
После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап
размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое
изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной
группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста
презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное
прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее
точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений,
пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.