Название картин 1832 1883 эдуард мане. Эдуард Мане: импрессионизм как метод переосмысления классики

Третья французская республика

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Мане, "Завтрак на траве"

    ✪ Мой Пушкинский, выпуск 33 - Восставший Мане

    ✪ Эдуард Мане «Кабачок»

    ✪ ЭДУАР МАНЕ. "Поругание Христа". Библейский сюжет

    ✪ Клод Моне

    Субтитры

    Мы находимся в музее д’Орсе, и перед нами известная картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Эта картина была выставлена в так называемом Салоне отверженных в 1863 году. Картину не разрешили выставлять на официальной выставке. Так и было. На самом деле, в тот год стольких художников не допустили до выставки, что по инициативе императора Наполеона III был создан Салон отверженных. И всё внимание критиков в Салоне отверженных было обращено именно на эту картину. В этой картине чувствуется некая насмешка: автор будто пытается нарушить все существующие правила. Я имею в виду, картина нарушает формальные правила: композиционные и сюжетные. Сюжет был заимствован из гравюры по мотивам Рафаэля. Сам гобелен, созданный Рафаэлем, был утерян. Таким образом, композиция была заимствована из традиционного источника. А смысловое наполнение - изображение обнаженной женщины среди одетых мужчин на фоне идиллического пейзажа - было позаимствовано из произведения Джорджоне. Дело в том, что это не Венеция. И контекст не классический. Проблема в том, что это современная Франция, вполне возможно, действие происходит в Булонском лесу. А обнаженная женщина - не только не богиня, а узнаваемый персонаж, модель Мане, Викторина Мёран. И она выглядит как совершенно обычный человек которого вы можете встретить на улицах Парижа, только не обнажённого. Более того, она смотрит прямо на нас. Я имею в виду, что она даже, в некотором смысле, заставляет смущаться, когда смотрит прямо на зрителя. Мужчины, которые сидят рядом с ней, полностью одеты, и они не смотрят ни на женщину, ни на нас. В этом есть некое принятие сексуальности, разделения полов, но не в классическом смысле. В то же время картина кажется полностью лишенной сексуальности. С другой стороны, здесь присутствуют элементы, намекающие на чувственность и сексуальность. В нижнем левом углу изображён очень чувственный натюрморт из фруктов, хлеба и бутыли с каким-то алкогольным напитком. Всё это лежит поверх одежды, которую сбросила с себя женщина. Изначально данная картина называлась «Купание». Она не нимфа, которая обитает в мифическом лесу и никогда не носит одежд, она - современная женщина, снявшая с себя одежду. Она не обнажена, она раздета. Картина нарушает множество сюжетных правил. Автор пренебрегает и многочисленными правилами в том, что касается способа создания картины. Взгляните на очень яркое тело этой женщины, она такая яркая, её фигура настолько очерчена… Вернее даже окружена темными тонами. Поэтому, она кажется слегка уплощённой, не правда ли? - Да. - И отсутствует внутренняя модуляция тона, которую мы привыкли видеть в подобных произведениях XIX века. Зрителям она кажется почти двумерной. Более того, и в других областях Мане нарушает те правила, которым должны следовать художники-натуралисты. Взгляните, как очень тёмная лента в волосах женщины, её чёрные волосы сливаются с тёмным цветом кустарника позади неё. Это своего рода нарушение пространства. На самом деле, расстояние до выходящей из воды Женщины на заднем плане совсем не чувствуется… Вторая женская фигура. Она кажется слишком большой, так? Тем более что её руки, которые на расстоянии кажутся такими маленькими, почти касаются пальцев руки мужчины. И это ужасное расхождение. И нарушение пространственных норм. Нарушение масштабов и нарушение правил иллюзорности, которые Мане стремится разрушить. Он как будто нарочно идёт против правил, созданных Академией. И в то же время во всем чувствуется красота картины: эти краски, очень свободные и чувственные мазки кисти, в особенности в изображении голубого одеяния женщины, и в натюрморте, а так же в серых и белых цветах брюк мужчин. Мане обращал внимание на таких мастеров, как Веласкес, для которых кисть была невообразимо важной. Для него важно не только то, что зритель видит на картине, но и то, что зритель понимает, какими средствами это достигнуто. Тот факт, что мы видим сами мазки, не дает нам той идеальной иллюзии, которая являлась основой западной живописи со времен эпохи Возрождения. Ещё одна необычная вещь в этой картине - использование техники Веласкеса, техники свободных мазков кисти. Но изображение заднего плана вызывает ощущение, что краску сильно разбавили, очень напоминает раствор или морилку, в особенности в изображении деревьев и поля позади женской фигуры. С другой стороны, на деревьях присутствуют комки краски. Так художник применяет различные техники работы с краской. В некотором смысле он разрушает все наши ожидания от искусства. Это напоминает мне Бодлера, разговоры об изображении современной жизни, изображении современного ню. Давайте забудем о Венере. Мы живем не в Древней Греции. Давайте создавать современную живопись. Где мы можем найти женскую наготу? Мане поднимает тему современной женской наготы. В некотором смысле, таким образом подчёркивается нелепость классических традиций, нелепость, с которой мы прикрыли наготу в угоду традициям. Мане спрашивает, есть ли в этом смысл. Нелогичность этой картины, способ, которым она давит на социальные нормы, говорит о том, насколько для автора не имеет смысла то искусство, которое мы с готовностью принимаем. Именно. Subtitles by the Amara.org community

Юность

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане , главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге . Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста , горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр , что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

Путешествие в Бразилию

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году , однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию . Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству - из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов . В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

Становление

В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны , где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером . Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.

Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках - серебряный жезл.
Де Банвиль, отзыв на картину Мане «Le Bon Bock» (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Салон

Прежде, чем я начну завоёвывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам.
Эдуард Мане.

В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и принял решение выставляться в Парижском салоне , престижной ежегодной парижской выставке. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Он снова поинтересовался мнением Кутюра, и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа , сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины - реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Тень фигуры не соответствует её положению. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников.

Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Им послужил городской сад Тюильри , где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.

Несмотря на тщательный отбор, в 1861 году обе картины Мане («Портрет родителей » и «Гитарреро ») были приняты жюри салона, причём последняя даже получила награду. Публика также весьма благосклонно отзывалась о творениях молодого художника. Признание салона принесло художнику славу и деньги, но немаловажно для Эдуарда было и признание отца, который ещё до салона с гордостью демонстрировал гостям своего дома работу сына, изображавшую пожилую чету Мане.

В очередной раз Мане меняет мастерскую - теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант », хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала, или не подала виду.

В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки - она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии ». Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.

Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных ». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года . Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.

Потерпев фиаско с «Завтраком», Мане не отказывается от идеи изображения обнажённого женского тела. Вскоре он приступил к написанию новой картины, навеянной картиной Тициана «Венера Урбинская». Однако картина вызвала у него сомнения и художник вместо неё отправил на рассмотрение салоном «Эпизод боя быков» и религиозную композицию «Мёртвый Христос с ангелами».

В и 1864 годах Мане выставляется как в Салоне отверженных, так и в официальном салоне, где его новые картины, особенно «Завтрак на траве » вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год , когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) «Олимпию» - картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал.

Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко , Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса.

С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне , Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.

В 1867 году на проходящей в Париже Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизости моста Альма . Выставлено пятьдесят работ - лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Возможно, именно этот решительный шаг привёл к тому, что на двух следующих салонах его работы были приняты. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.

В 1869 году Мане познакомился с молодой художницей Евой Гонсалес , которой предложил позировать для портрета. Ева Гонсалес была единственной ученицей Мане.

Батиньольская группа

После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа , среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур , Уистлер , Дюранти , Дега , Ренуар , Моне , Писсарро . Особняком стоит Эмиль Золя - горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением, и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.

Сближение с импрессионистами

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре , бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога » опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке » были встречены очень тепло.

Последние годы

Неприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана » - повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике . Эту картину Мане не смог выставить в сооруженном им по примеру Курбе бараке у моста Альма в числе прочих по причине сильнейшего политического резонанса.

С 1868 года , в период краха Империи ни один из официальных салонов не принес Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

Цвет, - говорил Мане, - это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой ещё кое-что, то, что вы хотите выразить, - без этого всё теряет смысл!
Из воспоминаний Жаннио (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Франко-прусская война

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны , затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари . Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать - так, в Бордо он пишет пейзаж порта.

Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны , Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской в 1873 году Эдуард Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) - в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли.

Однако, начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить также дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).

Поздний период

Начиная с 1877 года в живописи Мане заметно стремление к натюрмортам и портретам. Особенно явно прослеживается влияние на Эдуарда творчества Веласкеса. Постепенно художник обретает признание. С 1879 года его авторитет в глазах критиков от искусства растёт, его картины принимаются салонами . На одном из них Мане удостаивается медали за второе место, что даёт ему возможность выставляться, минуя отбор жюри.

В тот день, когда захотят описать завоевания или поражения французской живописи XIX века, можно будет пренебречь Кабанелем, но нельзя будет не считаться с Мане.
Кастаньяри , 1875 год (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Тем не менее, творчество Эдуарда Мане не было до конца признанным вплоть до 1890-х годов. Лишь тогда его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания («Олимпия» была практически навязана Лувру друзьями Эдуарда, выкупившими её по общественной подписке в

Искусство и дизайн

15150

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?

1. Завтрак на траве. 1863 г.


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины ).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. . Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и .

Помните его ? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г.


Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. , Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его . Только вместо собачки художник изображает черного кота.


. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье

3. Балкон. 1868 г.


Эдуард Мане. Балкон. 1868 г.

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница . Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.


Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом . Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного . Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.


Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в . Самая известная из них – Кабачок.


Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г.

Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива", 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря", 1873, Собрание Ж. Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ("В лодке", 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй", 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секъюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль", 1879, Музей, Турин). Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Искусство и дизайн

15150

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.