Образная система и проблематика комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”

Гоголь написал пьесу «Ревизор» в ____ году. Идею ему подал А. С. Пушкин, который был принят за ревизора в Нижнем Новгороде, да и сам Гоголь иногда выдавал себя за важных персон, чтобы потребовать незамедлительно лучших лошадей. Важную роль сыграла и картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», из которой писатель во многом черпал вдохновение. Первая постановка пьесы успеха не возымела. На ней присутствовал русский царь, и ему не понравилась дерзость Гоголя, который изобразил Россию с ее темных сторон. Однако второй показ завершился успехом, т. к. на нем присутствовало простое население, для которого изображенные картины были узнаваемы, повседневны. Гоголь показал темные стороны своего времени, пьеса выглядит нереалистично, но это и не требуется: всеобщая отрицательность уничтожает всякую надежду, что где-то ситуация лучше, чем в городе Н. Если в комедии и есть положительный персонаж, то это гоголевский Смех. Гоголь безжалостно высмеивает всю николаевскую Русь, а в особенности чиновников. По этому поводу в пьесе высказывается городничий: «...найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что" обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!..»

Важную роль играет образ города Н. Узнаваемым его делают множество «зарисовок с натуры», и недаром – ведь этот город - собирательный образ всех русских городов, о чем говорит и отсутствие названия, и слова о том, что «да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этот образ хорошо передается через жителей города, а в первую очередь через его чиновников. Они все погрязли во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, но им присуща такая типичная черта, как чинопочитание. Однако ужасно не это, а то, что они воспринимают это как должное, по словам городничего «нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Судья Ляпкин-Тяпкин взятку борзыми щенками таковой не считает. В суде у него бардак и разруха: в приемной сторож разводит гусей, на стене висит охотничий арапник, а от заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Как судья же Ляпкин-Тяпкин наглядно иллюстрирует поговорку о том, что «закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Он прочитал пять или шесть книг, и поэтому считается вольнодумцем.

Другим представителем чиновничества города Н является А. Ф. Земляника, попечитель богоугодных заведений, «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут». В подведомственных ему заведениях больные похожи на кузнецов, курят крепкий табак, врач ни слова по-русски не знает, а сам он придерживается принципа, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» и пациенты у него мрут, как мухи.

Да и в учебных заведениях не все в порядке: педагоги делают гримасы на уроках, внушая тем самым «вольнодумные мысли юношеству», ломают казенную мебель, что очень не нравится городничему, и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов ничего не может с этим сделать.

Но возглавляет порочную пирамиду А. А. Сквозник-Дмухановский, городничий. Злоупотребление служебным положением у него возведено в абсолют: он высекает невинного человека (унтер-офицерскую жену) и еще заставляет ее платить штраф; отправляет в армию женатого мужчину вместо другого претендента, который дал ему взятку; отнимает у купцов товар; справляет именины дважды в год и т. д. Также он мечтает о высоком чине генерала. После просмотра этой пьесы В. Г. Белинский сказал, что русское чиновничество – «корпорация разных служебных воров и грабителей».

Дополняет образ лже-ревизор Хлестаков. Он ничуть не лучше обитателей города, что вселяет уверенность, что в других городах все обстоит точно так же. Однако Хлестаков намного хуже: он живет только настоящим, не думая ни о прошлом, ни о будущем, он и человеком-то в привычном смысле этого слова не является, он – фантом, пустой персонаж. Почему же его приняли за ревизора? Во-первых, чиновники, живущие в постоянном страхе, готовы поверить любому, кто может хоть как-то сойти за ревизора. А во-вторых, Хлестаков начинает врать, и он это делает с таким удовольствием, что сам верит в то, что говорит.

Как уже упоминалось, Гоголь писал «Ревизора» отчасти под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» живописца Карла Брюллова. Она показывает разобщение людей даже в момент катастрофы, каждый делает то, что он считает нужным и заботится только о себе. Подобное происходит и в пьесе, но странно и грустно, что в роли катастрофы выступает приезд ревизора. Возможно, Гоголь намекал на приход Ревизора Истинного, перед Страшным Судом, от которого нельзя ничего утаить, которого не обмануть и не подкупить, и который всех будет судить беспристрастно, вне зависимости от количества денег и служебного положения. Проблема города Н из пьесы Гоголя весьма актуальна и сейчас, хотя она слегка видоизменилась со временем, суть осталась прежней.

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - одна из лучших пьес в мире. Гоголь, обладая даром обобщать свои на - блюдения и создавать художествен - ные типы, в которых каждый может найти черты знакомых им людей, как нельзя лучше высмеял отрицатель - Н.В.Гоголь ные стороны российской действи – тельности. Сюжет «Ревизора» взят из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминающие делают комедию современной. Вся пьеса наполнена намёками, позволяющими читающему ощущать актуальность комедии.




Смех – великое оружие. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься читателя об их причинах, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Но, может быть, пьеса действительно устарела? Может быть, образы ее героев стали нам непонятны, мы не знаем, что такое «хлестаковщина», что такое «взятка», что такое подхалимство? С этим трудно согласиться, хотя такое предположение и звучит заманчиво. Эта комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, ни один из высмеянных пороков не исчез.




Реализация данной цели возможна через решение следующих задач: 1. Изучение учебно-методической литературы по данной теме. 2. Анализ проблем пьесы «Ревизор». 3. Характеристика типов персонажей пьесы «Ревизор». 4.Оценка актуальности проблем комедии в наше время.


Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единич - ные случаи, а типичные проявле - ния государственного аппарата.




Немая сцена, говорящие фамилии, рельефное изображение образа чиновников, внесценичес - кие персонажи, ремарки, особый тип драматур - гического конфликта дополняют сатиристичес - кий смысл комедии. «Ревизора» называют одним из сокровищ русского театра. Немая сцена. Рисунок Н.В. Гоголя. Гоголь – превосходный драматург.






Ложь, свойственная Хлестакову и другим героям комедии, в настоящее время всего лишь приобретает другой облик. Из мира все более исчезает личная совесть и все меньше слышится ее голос. Но это не значит, что вообще совесть исчезает, она меняет свой характер. Иван Александрович Хлестаков.


Подхалимство, взяточничество, свойственные в большей степени городничему, в наше время не менее распространенные явления. В современном мире взяточничество становиться все более изощренным, наносит колоссальный урон обществу и государству. А подхалимство становится трудноизлечимой болезнью, создаю - щей немало проблем в корпоративной культуре. Оно не столько наносит вред обществу, сколько вызывает отвращение. Антон Антонович Сквозник- Дмухановский.




В современной правоохранительной системе нашей страны нередко встречаются полицейские держиморды. Наверное поэтому граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД по сути стали привилегированным классом, живущим по своим законам. Полицейский Держиморда.


Казнокрадство и равнодушие Земляники присущи современному миру. Потери государства от казно - крадства никто пока не оценивал. Можно только сказать, что они не могут превышать размер государственного и местных бюджетов, вместе взятых. Но это только прямой ущерб.Косвенный ущерб от казнокрадст - ва намного выше: не работающие госу - дарственные механизмы, разрушенная мораль, а в конечном итоге этот ущерб измеряется в человеческих жизнях. Артемий Филиппович Земляника.


Обывательство, сплетничество этих героев ещё одни из пороков современного общества. Сплетни в наше время служат просто развлече - нием в условиях однообразия и скуки. А обы - вательство является жизненным подходом многих людей, неже - лающих решать проблемы выпадающие из узкого круга его личных интересов. Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский.


В наше время безразличие этого героя не редкость. Большинство людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, что у них часто не хватает времени для того, чтобы устанавливать и поддержи - вать добрые человеческие отноше - ния с другими за пределами узкого семейного или делового круга. Безразличие – это яд для сердца. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.


Аморальные действия Шпе - кина в современном мире счи - таются преступлением, однако шпекиных становится все больше. Появляются новые средства связи, появляются и люди, готовые прочитать чужую переписку. Электронные почтовые ящики взламываются, телефонные разговоры прослушиваются. Глубоко личное становится общественным достоянием. Иван Кузьмич Шпекин.


В угнетенных бесправных людях таких, как слесарша, крепостной слуга Осип, унтер- офицерская вдова полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Такие черты для современного челове - ка являются просто губительными. Если человек не уважает сам себя, его никто не вос - принимает всерьёз, он теряется в этом агрессивном мире. Низшее сословие.


Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» не потеряла своей обличительной силы и сегодня, решительно каждому из нас есть чему поучиться у автора. Но наряду с современными хлеста - ковыми, держимордами и земляниками мы встречаем добрых и отзывчивых людей, которые своими поступками стремятся изменить мир к лучшему. Заключение.

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Краткий анализ

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Тема

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея , которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Главные герои

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма .

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2995.

Малинина Юлия

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – одна из лучших пьес в мире. Гоголь, обладая даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый может найти черты знакомых им людей, как нельзя лучше высмеял отрицательные стороны российской действительности. Сюжет «Ревизора» взят из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминающие, а то позволяющие в них узнать себя, делают комедию современной. Вся пьеса наполнена намёками, позволяющими читающему ощущать актуальность комедии.

Цель данной работы - раскрыть жизненную основу комедии, доказать, что, спустя столько лет, она не потеряла своей насущности и по-прежнему интересна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Реферат

по литературе

Тема: «Актуальность проблем комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в наше время»

Выполнила:

Малинина Юлия Валерьевна

Ученица 9 а класса

Руководитель:

Яковлева Ирина Александровна

Подпись___________________

Муром

2011г.

I. Введение ………………………………………………………………………….. 3

II. Вступление.

2.1. Значение комедии «Ревизор»……………………………………………4

2.2. Художественные особенности комедии……………………………….. 5

2.3. Борьба властей с сатирической направленностью пьесы…………….. 8

III. Актуальность проблем комедии «Ревизор» в наше время.

Настоящего подхалима можно узнать по тому, как он смотрит на своего начальника. А делает он это благоговейно, с трепетом, вниманием, дыша при этом через раз. Подхалим никогда не упустит случая сделать комплимент руководителю. Хвалит он абсолютно всё: метод руководства, внешний вид, талантливых и красивых детей, купленный автомобиль… При этом подхалим очень внимателен и, в отличие от большинства сотрудников (которые заняты делом или собой), подмечает малейшие изменения во внешнем виде начальника. Лесть и подхалимство - едва ли не самая трудноизлечимая болезнь, создающая немало проблем в корпоративной культуре. Из-за подхалимов портится психологическая обстановка в коллективе, система, при которой растут наиболее способные и трудолюбивые, начинает стремительно разрушаться, а счастливые руководители напрочь утрачивают способность к самокритике.

Причем некоторые из завороженных подчиненными-подхалимами нередко и не подозревают, что ими попросту манипулируют, а тем временем льстивые персонажи успешно и без лишних проволочек продвигаются по карьерной лестнице.

3.3. Полицейский Держиморда.

Полицейский Держиморда – грубый, деспотичный человек. Он без всякого смущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. В полиции процветают пьянство, грубость. В тюрьмах людей морят голодом.

Имя его стало нарицательным для неумного, исполнительно-ревностного и беззастенчивого администратора, не брезгующего полицейскими методами. Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность – все это характерные черты современной правоохранительной системы нашей страны.

Преступления, совершаемые сотрудниками милиции, стали нормой. Буквально каждую неделю СМИ сообщают о новых убийствах, грабежах, избиениях, фигурантами которых становятся люди в форме.

Ни для кого не секрет, что граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД стали привилегированным классом, по сути, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника милиции фактически позволяет не соблюдать законы, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.

3.4. Артемий Филиппович Земляника.

Не менее колоритен попечитель богоугодных заведений Земляника. Артемий Филиппович – «проныра и плут», казнокрад и доносчик. Артемий Земляника служит в маленьком уездном городе и ведет жизнь, «сообразно своему чину и положению», нисколько не заботится о государственном интересе, в то время как собственное благополучие для него превыше всего, милосердие находится в руках мошенника. Богоугодные заведения для Земляники – кормушка. В деле лечения больных его кредо: «Чем ближе к натуре, тем лучше». Он совершенно спокойно говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не употребляются: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Не случайно потом Артемий Филиппович оговорится, что у него «больные, как мухи, выздоравливают». Конечно, читатель понимает, что более уместно сказать «мрут, как мухи», это было бы ближе к правде. Узнав о приезде ревизора, Земляника готов «принять косметические меры»: надеть на больных чистые колпаки, надписать над кроватями на табличке название болезни, да и подсократить число болящих, чтобы их избыток не отнесли к дурному смотрению или к неискусству врача. Гоголь дает ему такую характеристику: “Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив”.

К несчастью, казнокрадство и равнодушие Земляники имеет место быть и в современном мире. Потери государства от казнокрадства никто пока не оценивал. Можно только сказать, что они не могут превышать размер государственного и местных бюджетов, вместе взятых.

Но это только по объему, и если считать прямой ущерб. Косвенный ущерб от казнокрадства намного выше: здесь и работающие со сбоями, а то и не работающие вовсе государственные механизмы, и разрушенная мораль, а в конечном итоге этот ущерб измеряется в человеческих жизнях. Простой пример: атомная подводная лодка (АПЛ) «Нерпа», на которой при ходовых испытаниях в Японском море произошла авария с гибелью людей. Нештатно сработала система пожаротушения АПЛ проекта 971 К-152 "Нерпа", в результате чего погибло 20 человек, более сорока человек получили отравления. Как сообщалось в прессе , вместо дорогого фреона в систему пожаротушения закачали более дешевый ядовитый полупродукт его производства - тетрахлорэтилен. Кто выиграл от этой подмены, пресса умалчивает. Минобороны, конечно, тоже молчит. Этот пример, увы, не единичный и не самый вопиющий, просто очень характерный: ничего святого не существует, когда речь идет о личной наживе сопричастных, подельников по казнокрадству и коррупции.

3.5. Пётр Иванович Добчинский и Пётр Иванович Бобчинский.

Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена - они и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с огромным количеством ненужных подробностей каждый раз утверждают, что они просто сплетники и обыватели.

С точки зрения психологии, позиция обывателя - это свобода от ответственности, причём, прежде всего, от внутренней, которая появилась бы, если бы он брался действительно разрешать те или иные значимые вопросы. Вместо этого обыватель находит удовлетворение в том, что произвольно и сиюминутно выбирает то, что для него наиболее выгодно и просто.

Основная черта обывателей, которая объединяет их всех, это принципиально избранный для себя в жизни подход, выражающийся в нежелании заморачиваться чем-либо, брать для себя какую-либо позицию, решать правильность или неправильность каких-то вещей, выпадающих из круга его крайне узких и непосредственных личных интересов. Однако при всём при этом судить и высказываться обыватели себе отводят право про всё. Более того, своё право на это они видят даже как более приоритетное, по отношению к тем, кто в данных вещах действительно пытается разбираться. В самом слове «сплетня» имеется смысл сплетения лживых событий с их участниками для чьих-то планов, клеветы и клеветников, возможно чтобы скрыть свои поступки, действия и безнравственность.

Сплетники обычно являются чьим-то инструментом и используются для каких-то негативных целей. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей

Вероятность возникновения слухов повышается в ситуации бессобытийности, однообразия и скуки. Неудивительно: сплетни - это развлечение. Когда-то, до появления средств массовой информации, слухи были единственным способом информирования людей. А в современном обществе сплетни возникают, как правило, там, где есть недостаток информации.

3.6. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.

Прекрасной «говорящей» фамилией награждает Гоголь местного судью - «Ляпкин-Тяпкин». Сразу становится понятно, как он ведёт дела. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы - прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

В повседневной жизни общества проявляется безразличие: на предприятиях, в школьных учреждениях, в бизнесе и т.д. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто, и для него в современном мире есть свои причины. Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности. «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну», - говорит Аммос Федорович. Большинство современных нам людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать добрые человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга.

Равнодушие и безразличие проявляется во всём и проникает всюду. Они - причина заниженной самооценки, недоверия к людям, неумения и нежелания правильно устраивать своё будущее. Эгоизм, цинизм, высокомерие, поверхностность - качества, порождённые равнодушием.

Вместе с тем духовная культура людей остаётся на низком уровне, постепенно стирается грань между благородным, истинно ценным и пошлым. Недаром говорят, что безразличие – это яд для сердца. Лишь немного пустив в себя эту тьму, человек не замечает, как она поглощает его полностью.

3.7. Иван Кузьмич Шпекин.

Почтмейстер Шпекин - не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции. Делает ли он это из любопытства или просто от скуки - неважно, но он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: “...нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать...”

Ни для кого не секрет, что действия Шпекина являются посягательством на тайну переписки, уголовно наказуемым деянием. В современном мире это считается преступлением, однако Шпекиных становится все больше. Появляются новые средства связи, появляются и люди, готовые прочитать чужую переписку. Возможно, из – за отсутствия личного общения, возможно, просто из праздного любопытства, но факт остаётся фактом. Электронные почтовые ящики взламываются, телефонные разговоры прослушиваются. В результате чего глубоко личное, тайное становится общественным достоянием.

3.8. Низшее сословие.

Такие черты людей низшего сословия, как корыстолюбие, пошлость, невежество, отнюдь не остались не замеченными Н.В. Гоголем. В угнетенных обиженных бесправных людях таких, как слесарша, крепостной слуга Осип, трактирный половой, унтер-офицерская вдова, «высекшая сама себя», полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы подчеркнуть последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдают от их произвола те, кто ниже по положению.

В современном, достаточно агрессивном мире, сохранить чувство собственного достоинства довольно трудно. Самооценка – личный внутренний судья человека. Эта величина так часто бывает непостоянной: то вознесется до небес, в случае какой-то победы, успеха, то кинется в омут самобичевания, разъедая изнутри вязким кнутом за допущенные ошибки.

Низкая самооценка часто присутствует в жизни людей, которые занимаются нелюбимым делом, живут с нелюбимыми людьми. Внутренне они это прекрасно понимают, но сделать ничего не могут, тихо ненавидя себя за бессилие, порождающее злость ко всем окружающим. В результате этого появляется непреодолимая тяга к деньгам, как показателю достоинства, благородства и значимости.

Люди всеми способами пытаются доказать себе, а в первую очередь окружающим, что они выше остальных, несмотря на мелкие недостатки личной жизни. Это, наверное, является самым страшным. Человек, превозносящий общественное мнение над своим, теряет чувство собственного достоинства, то есть теряет себя в современном мире.

IV. Заключение.

Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют. Произведение Н. В. Гоголя, на мой взгляд, не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего. Рельефное изображение образа чиновников города и прежде всего городничего, дополняют сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновного сословия города не мыслит иного исхода кроме как подкупить ревизора взяткой. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России, который под угрозой ревизии раскрывает подлинную сторону характера главных героев, что характерно для любого времени.

Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора - Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас. Все современные постановки комедии «Ревизор» подчеркивают её актуальность новому времени. После сочинения пьесы прошло немало времени, однако всё говорит о том, что это гоголевское произведение о произошедшем обыденном случае в русском уездном городке ещё долго не будет сходить с подмостков театров России. У нас по-прежнему существует всё подмеченное Гоголем: казнокрадство, взяточничество, чинопочитание, равнодушие, безжалостность, грязь, провинциальная скука и возрастающая централизация - пирамида власти, вертикаль, - когда любой проезжающий мимо столичный пройдоха воспринимается всемогущим большим начальником. А сам образ Хлестакова всегда соответствует духу времени.

И всё же, чаще мы встречаем добрых и отзывчивых людей, которые своими поступками стремятся изменить мир к лучшему. Они не похожи ни на Хлестакова, ни на городничего: у них другие идеалы. Благодаря таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять в тяжелые времена и сохранить свое достоинство по сей день.

Читая «Ревизора», мы убеждаемся каждый раз в том, что великое произведение не потеряло своей обличительной силы и сегодня, что решительно каждому из нас есть чему поучиться у Гоголя.

Список литературы.

Художественная литература

  1. Н.В.Гоголь. Ревизор. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерство Просвещения РСФСР, 1952.
  2. Ю.В. Манн. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1985.
  3. Ю. В. Манн. Комедия Гоголя «Ревизор». - М.: Художественная литература, 1976.

Научно-популярная литература

  1. Н.А.Бердяев. Философия неравенства. – М.:АСТ, 2006.
  2. Н.А.Бердяев. Самопознание. – М.:Вагриус, 2004.

Периодическая печать

  1. В.Р. Спиридонов. Мифология взятки.//Психологическая газета: Мы и Мир, №3, 2000.
  2. Н.Я.Чуксин. О коррупции//Самиздат,2009, №7.
  3. Василий Буслаев. Атомная подлодка «Нерпа» //Российская газета, 13.11.2008, №234

Справочные издания

~ ~

Ушаков Дмитрий Николаевич . Толковый словарь русского языка Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 2007.

Ушаков Дмитрий Николаевич. Толковый словарь русского языка Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 2007.

Конспект урока литературы

Проблематика комедии «Ревизор»

Цель: подвести учащихся к пониманию актуальности нравственных, социальных и правовых проблем российской власти и общества, изображённых в комедии «Ревизор».

Задачи.

· Образовательные:

Вырабатывать умение работать с художественным текстом;

Углубить представление учащихся о социальных нормах и правах человека;

· Развивающие:

Формировать умения использовать полученные правовые знания при анализе конкретных ситуаций;

Развивать устную речь, мышление, умение высказывать свою точку зрения, сценическое мастерство;

· Воспитательные:

Содействовать в ходе урока воспитанию непримиримого отношения к нарушениям нравственных и правовых норм общественной жизни.

Оборудование:

Портрет, текст пьесы «Ревизор», иллюстрации к произведению, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Сегодня у нас заключительный урок по комедии «Ревизор». Над содержанием пьесы мы работали на протяжении нескольких уроков. Я надеюсь, что вы откроете для себя и в себе что-то новое. Это поможет нам при выполнении письменной творческой работы, которая будет проведена на следующем уроке.

Гоголь сказал:

«В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости … и...посмеяться над всем... Сквозь смех...читатель услышал грусть...»

Как вы понимаете данное высказывание? (комедия призвана смешить людей, но её главная цель – сквозь смех показать недостатки, пороки общества, т. е. всё безнравственное, чтобы мы стали лучше.)


2. Актуализация знаний.

Знаете ли вы значение слова «безнравственный»?

От какого слова оно образовано?(нравственный).

Кто первый дал взятку? (Судья Ляпкин-Тяпкин).

Обратимся к пьесе. Посмотрим, как же всё происходило. Вам будет представлена сцена комедии, подготовленная вашими одноклассниками.

Инсценировка (действие 4, явление 3)

Физминутка (стоя, аплодируем актёрам)

Какое должностное преступление совершил Ляпкин-Тяпкин? (взятка).


Что такое взятка? Прочитайте определение на карточке.

В каком документе говорится о взятке? (Уголовный кодекс)

Это современный Уголовный кодекс России. Какой можно сделать вывод? (современные чиновники тоже берут взятки)

Чиновники в пьесе Гоголя безнравственные люди?

Почему? (Каждый из них имеет нравственные пороки, совершил должностное преступление. Нравственному человеку не позволит совершить преступление совесть).

Можно ли назвать нравственным человеком Хлестакова?

Инсценировка (действие 3, явление 6)

(Аплодисменты)

Представленное поведение Хлестакова – это нарушение моральных или правовых норм?

Хлестаков не нарушил закон, но его поведение безнравственно, он лжёт и хвастается.

7. Рефлексия.

Итак, вернёмся к задаче нашего урока:

Научиться различать нравственное и безнравственное поведение героев комедии «Ревизор»

Поведение героев пьесы нравственное или безнравственное?

Герои комедии положительные или отрицательные?

Цель литературы – воспитывать читателя. Она - наш путеводитель в мире нравственности и доброты.

Социальные нормы помогают нам правильно жить среди людей, делать правильный выбор.

Какими мы станем? Это зависит от нас самих.

Когда услышишь ты однажды Слово,
Проверь, тебе созвучно ли оно?
Не всё, что для ушей свежо и ново,
Тебе годится, и тебе дано.

Не попадись на похвалу и лесть,
Хайяма помни, - он ведь знал немало:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Коль не найдёшь попутчика в дороге,
Иди один. Настанет срок, - найдёшь.
Но и с собой будь искренним и строгим,
Не допуская в сердце фальшь и ложь.

Надеюсь, вы сегодня извлекли полезный урок нравственности, который нам преподал неподражаемый классик - .