Ольга баранова, г. полярные зори, мурманская область

Чичиков у Коробочки - вот о чем повествует третья глава поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Данный женский образ является вторым в произведении продавцом мертвых душ, которых приобретает главный герой.

Знакомство героев

Чичиков оказывается в поместье Коробочки случайно. По пути к Собакевичу его слуга заблудился на дороге, и им пришлось заночевать у неизвестной помещицы. Сначала слуга Коробочки не хотела докладывать хозяйке о незваных ночных гостях, но услышав, что Чичиков - дворянин, она сразу поспешила это сделать.

Через несколько минут Чичикова встретила сама хозяйка - Настасья Петровна Коробочка. К гостю она относится весьма уважительно. Героиня предлагает Чичикову поесть, выпить чаю, однако главный герой мечтает лечь спать, поэтому отказывается от ее предложения. Она заботливо предложила вычистить костюм Павла Ивановича, на что он соглашается.

Чичиков заснул на высокой и мягкой кровати и проснулся лишь поздним утром. Причиной его пробуждения были мухи, которые норовили залететь ему в рот, в уши, в глаза, в нос.

Новая черта Чичикова

Встреча Чичикова с Коробочкой имеет большое значение не только для демонстрирования типичного образа помещика, но и для раскрытия образа главного героя. Н. В. Гоголь отмечает, что с Коробочкой Чичиков общается не так, как общался с Маниловым, с ней он «не церемонился». В лирическом отступлении автор иронично подчеркивает, что люди общаются с теми, у кого двести душ, совершенно не так, как с теми, у кого этих душ триста. И именно от количества крестьян зависит манера общения.

Чичиков в гостях у Коробочки ведет себя раскрепощенно, потому что у героини меньше восьмидесяти душ.

Покупка мертвых душ

Самым ярким эпизодом третьей главы, посвященной Коробочке, является покупка Чичиковым мертвых душ у героини.

Как только Коробочка узнает, что гость - «покупщик», она сразу предлагает ему купить у нее пеньку. Она жалеет, что уже продала мед, который, вероятнее всего, Чичиков у нее купил бы.

Однако главный герой предлагает ей другой вариант: выкупить у нее крестьян, которые уже умерли, и тем самым уменьшить ее затраты.

Героиня долго не может понять, как же это возможно. Она ограничена, живет далеко от города, в «порядочной глуши», где полностью посвятила себя хозяйству, поэтому не может понять, что покупка эта будет лишь на бумагах, покойников не нужно будет «откапывать из земли».

Чичиков, понимая, что ему придется долго объяснять Коробочке свой план, предлагает ей пятнадцать рублей за сделку. Героиня поняла, что «дело, точно, как будто выгодно». Тогда Коробочку начал волновать другой вопрос: как бы ей не продешивить и не потерпеть убытка, ведь она никогда раньше не занималась продажей мертвых душ и не знает их расценку. Н. В. Гоголь показывает, что она готова продать все, что может принести прибыль, даже мертвые души.

Долгие разговоры и «дубинноголовость» Коробочки начали выводить Чичикова из терпения, он даже называет героиню собакой на сене, которая сама сена не ест и другим не дает. Поэтому он решается пойти другим путем: Чичиков говорит, что хотел помимо душ купить и хозяйственные продукты. Это повлияло на дальнейший ход событий. Надеясь на то, что главный герой скупит у нее и пеньку, и крупу, сало, и перья, она соглашается продать покойников за пятнадцать ассигнаций.

Торговля с Коробочкой сильно вымотала героя, он думает про себя, что эта старуха его уморила. Чичиков чувствовал, что «весь в поту, как в реке».

Данная статья, в которой описана встреча главного героя «Мертвых душ» с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой, поможет написать сочинение «Чичиков у Коробочки».

Тест по произведению

Чичиков в гостях у Коробочки

Я ИДУ НА УРОК

Ольга БАРАНОВА,
г. Полярные Зори, Мурманская область

Чичиков в гостях у Коробочки

Урок-исследование. Опыт медленного чтения

“Чем более я обдумывал моё сочинение, – писал Гоголь по поводу “Мёртвых душ”, – тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши”.

Зачем автор рассказал о Коробочке? В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о её прошлом, семье. Доживает свой век в “порядочной глуши” одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, “голову держит несколько набок”, столкнувшись с непонятным её недалёкому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по её завещанию перейдут они “племяннице внучатой сестры”.

Что же “истинно русского, коренного” в этом персонаже, включённом Гоголем в его знаменитую галерею “мёртвых душ”?

Однажды попалось на глаза сочинение, в котором ученик по-своему увидел героиню Гоголя. Выпускник написал, что если пришлось бы ему, как Чичикову, колесить по Руси, то в гости хотел бы он попасть не к приторному мечтателю Манилову, не к “историческому человеку” Ноздрёву, не к неуклюжему мизантропу Собакевичу, не к Плюшкину, а к доброй и хлебосольной Коробочке, которая умеет встретить гостя так, как будто это её долгожданный родственник. “Гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов”, – отмечал Гоголь в “Мёртвых душах”.

Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки (глава 3).Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хозяйке, её характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.

На доске вопросы, работа над которыми и определит логику урока:

  • Как Чичиков попал в гости к Коробочке?
  • Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ?
  • Что мы узнали о Коробочке из её диалога с Чичиковым?
  • Почему Чичиков вышел из себя? Что нового можете сказать о Чичикове по этой главе?
  • Гоголь рисует портрет Коробочки дважды. В чём разница? Дайте оценку предметно-бытовой детали.
  • Расскажите, что вы узнали о хозяйстве помещицы Коробочки и о ней самой.

Если вопросы 1–4 основаны на знании текста, то 5-й, 6-й вопросы предполагают исследования, связанные с толкованием непонятных слов и деталей главы.

Какой приём был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался.)

Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.

Класс получает задание (по вариантам, группам или рядам) исследовать текст главы и сделать вывод:

  • Комната Коробочки и два её портрета.
  • Хозяйство Коробочки (вид из окна).
  • Деревня Коробочки.

Предметом исследования может стать и речь персонажа и так далее.

Комната Коробочки и два её портрета

“...Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки” (портрет сливается с характером).

“Она была одета лучше, нежели вчера, – в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано”.

В ы в о д. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о её возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.

Хозяйство Коробочки (вид из окна)

“...Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа... свинья с семейством очутилась тут же... тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьёв... на одном из [чучел] был чепец самой хозяйки”.

В ы в о д. Сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в её хлопотливом хозяйстве.

Деревня Коробочки

“За огородами следовали крестьянские избы, которые... показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились...” Чичиков заметил где “запасную почти новую телегу, а где и две”.

В ы в о д. Описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.

Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкойон “был весь в поту, как в реке: всё, что ни было на нём, начиная от рубашки до чулок, всё было мокро”.

В чём же дело? (Коробочка уморила Чичикова своей “дубинноголовостью”, бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. “Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам”, – говорит она Чичикову.)

Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему? (Чичиков решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как “коллежская секретарша”, то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу “Табели о рангах”.)

Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: “Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было”.

Сколько раз пробегала глазами эти строки, и казалось всё понятным в этом вкусном ряду. Но не тут-то было! Кому из современных школьников понятны слова “скородумки, лепёшки с припёком, пряглы, сняточки”? В чём разница между ватрушками и шанишками? Толкования этих слов нет ни в словаре С.И. Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы. Если обратиться к “Толковому словарю живого великорусского языка” В.И. Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки. (Практическая работа со словарём или выступление подготовленного ученика.)

Оказывается, скородумки – вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная, или глазунья. Шаньга – ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В. Похлёбкин в своём “Кулинарном словаре” уточняет, что шаньги – это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлёбкин продолжает: “...шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с солёной рыбой, со щами, с чаем – они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям”. Что, потекли слюнки? А перед Чичиковым на столе ещё какие-то загадочные “пряглы”. И этого слова нет даже у Даля. Как же так? Хорошо, что недалеко оказалось слово “пряжить” – жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово “прягла” – оладья, толстый блинок, лепёшка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: “Спряжить, спрягти – изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б ещё”. Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: “...перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле”. Лепёшка – утолщённый блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печёной, жареной. У Коробочки подавали лепёшки с припёком. Словарь Даля объясняет: припёк – посыпка на лепёшки, блины (например: мак, лук, яйца). Какова же технология приготовления припёка? Похлёбкин пишет: “...существует разновидность блинов с припёком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке”.

Чудесная книга “О жизни, быте и нравах русского народа” Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: “...русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые – пирожками. На масленице пекли пряженые (читай – изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами... в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками...” Значит, сняточки – это рыба? У Даля сняток (снеток) – рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушёная. Загадочный вандыш – это корюшка, а точнее, озёрная форма корюшки – снеток. Как же получался припёк к лепёшке, если эта мелкая рыбка ещё и сушёная? И В.Похлёбкин, и Н.Костомаров в своих книгах поясняют: “Сушёную рыбу – сущик – отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленным луком, гречневой или рисовой кашей (треть объёма) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги”.

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: “...съел с небольшим половину”. Почему “пресный”? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков “свернул три блина вместе и, обмакнувших в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку...

– У вас, матушка, блинцы очень вкусные, – сказал Чичиков, принимаясь за принесённые горячие”.

Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Мы же, подводя итоги урока, не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая её бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и “дубинноголовость”, которая, как отмечает Гоголь, “свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку”. Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: “Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!”

Как вы понимаете эти слова Гоголя? (Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живёт в глуши, в её жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведённого порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)

Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нём увидеть? (Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать ещё раз.)

Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения прочитайте повесть Гоголя “Старосветские помещики” и сравните Коробочку и героев повести (общие черты и различия).

Литература

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1, 3, 4.

Костомаров Н.И., Забелин И.В. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение, АО “Учебная литература”, 1996.

Похлёбкин В.В. Кулинарный словарь. М.: Центрполиграф, 1997.

Похлёбкин В.В. Тайны хорошей кухни. М.: Молодая гвардия, 1985.

Культура питания (энциклопедический справочник). Минск: Белорусская энциклопедия, 1993.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» - это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удер­жаться в самодержавной России. Глупые, невежественные, теряющие человеческий облик помещики не только смеш­ны, но и ужасны. Сюжет поэмы разворачивается вокруг крупной аферы Чичикова, который хочет скупить «ревизские души» умер­ших крестьян, продать их, как живых, и получить за это большие деньги. После посещения Манилова судьба сводит главного ге­роя поэмы с Коробочкой. И по фамилии, и по характеру эта помещица - сама бережливость: «одна из тех мату­шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка очень хозяйственна, она крепкая помещица. Крестьян у нее поменьше, чем у Манилова, но они не бед­ствуют, да и знает их Коробочка по именам. Прекрасно понимая власть денег, Коробочка торгует всем, что только может дать ей деревенька: медом, пень­кой, салом, птичьими перьями. Подторговывает она и са­мими крестьянами. Непонятна и страшна страсть Коро­бочки к накопительству, ведь сама она эти деньги не ис­пользует, а детей у нее нет. Ради денег эта рачительная хозяйка согласна торго­вать и таким необычным товаром, как «мертвые души». Не поняв сначала, о чем речь, она готова даже раскапы­вать их из земли. Единственное, чего боится Коробоч­ка, - продешевить, ведь ее интересы и беспокойство сосредоточены не на людях, живых или мертвых, а на деньгах: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытки. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того.. они больше как-нибудь стоят». Мелочное скопидомство, дубинноголовость, упрямство Коробочки способно вывести из себя даже такого знатока человеческих душ, как Чичиков. Понимая торгашескую натуру помещицы, он и беседу с ней ведет «с большею сво­бодой, нежели с Маниловым», позволяет себе сердиться, кри­чать, возмущаться. «Мертвые души» - товар новый, странный, но нашел­ся покупатель, стало быть, они ценны и полезны - при­мерно так рассуждает Коробочка. Ее нудная медлитель­ность и осторожность в разговоре вызваны боязнью упус­тить свое, продешевить: «...лучше ж я маненько повреме­ню, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Она высказывает даже самые нелепые предложения: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся...» И только ложь Чичикова, что он ведет казенные подряды и может у нее покупать разные «хозяйственные продукты», помогла ему подтолкнуть «крепколобую бабу» к сделке. Но Коробочка не успокаивается. Мы еще встретимся с ней, когда она приедет в город, находящийся в шестидесяти верстах от ее поместья, чтобы справиться о ценах на «мер­твые души». В композиционном построении поэмы этот эпизод («Чичиков у Коробочки») имеет большое значение. Мы видим, что «хозяйственная» жизнь Коробочки может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как «бесхозяй­ственная» жизнь Манилова. И у Чичикова, и у Коробоч­ки жажда наживы, составление капитала любыми сред­ствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие «мертвые души».

Анализ эпизода “Чичиков у Коробочки”
Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удержаться в самодержавной России. Глупые, невежественные,теряющие человеческий облик помещики не только смешны, но и ужасны.

Сюжет поэмы разворачивается вокруг крупной аферы Чичикова, который хочет скупить “ревизские души” умерших крестьян, продать их, как живых, и получить за это большие деньги.
После посещения Манилова судьба сводит главного героя поэмы с Коробочкой. И по фамилии, и по характеру эта помещица - сама бережливость: “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Коробочка очень хозяйственна, она крепкая помещица. Крестьян у нее поменьше, чем у Манилова, но они не бедствуют, да и знает их Коробочка по именам.
Прекрасно понимая власть денег, Коробочка торгует всем, что только может дать ей деревенька: медом, салом, птичьими перьями. Подторговывает она и самими крестьянами. Непонятна и страшна страсть Коробочки к накопительству, ведь сама она эти деньги не использует, а детей у нее нет.
Ради денег эта рачительная хозяйка согласна торговать и таким необычным товаром, как “мертвые души”. Не поняв сначала, о чем речь, она готова даже раскапывать их из земли. Единственное, чего боится Коробочка, - продешевить, ведь ее интересы и беспокойство сосредоточены не на людях, живых или мертвых, а на деньгах: “Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как- нибудь не понести убытки. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того., они больше как-нибудь стоят”.
Мелочное скопидомство, дубинноголовость, упрямство Коробочки способно вывести из себя даже такого знатока человеческих душ, как Чичиков. Понимая торгашескую натуру помещицы, он и беседу с ней ведет “с большею свободой, нежели с Маниловым”, позволяет себе сердиться, кричать, возмущаться.
“Мертвые души” - товар новый, странный, но нашелся покупатель, стало быть, они ценны и полезны - примерно так рассуждает Коробочка. Ее нудная медлительность и осторожность в разговоре вызваны боязнью упустить свое, продешевить: “…лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам”. Она высказывает даже самые нелепые предложения: “А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…” И только ложь Чичикова, что он ведет казенные подряды и может у нее покупать разные “хозяйственные продукты”, помогла ему подтолкнуть “крепколобую бабу” к сделке. Но Коробочка не успокаивается. Мы еще встретимся с ней, когда она приедет в город, находящийся в шестидесяти верстах от ее поместья, чтобы справиться о ценах на “мертвые души”.
В композиционном построении поэмы этот эпизод (“Чичиков у Коробочки”) имеет большое значение. Мы видим, что “хозяйственная” жизнь Коробочки может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как “бесхозяйственная” жизнь Манилова. И у Чичикова, и у Коробочки жажда наживы, составление капитала любыми средствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие “мертвые души”.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удер-жаться в самодержавной России. Глупые, невежественные, теряющие человеческий облик помещики не только смеш-ны, но и ужасны.

Сюжет поэмы разворачивается вокруг крупной аферы Чичикова, который хочет скупить «ревизские души» умер-ших крестьян, продать их, как живых, и получить за это большие деньги.

После посещения Манилова судьба сводит главного ге-роя поэмы с Коробочкой. И по фамилии, и по характеру эта помещица — сама бережливость: «одна из тех мату-шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Коробочка очень хозяйственна, она крепкая помещица. Крестьян у нее поменьше, чем у Манилова, но они не бед-ствуют, да и знает их Коробочка по именам.

Прекрасно понимая власть денег, Коробочка торгует всем, что только может дать ей деревенька: медом, пень-кой, салом, птичьими перьями. Подторговывает она и са-мими крестьянами. Непонятна и страшна страсть Коро-бочки к накопительству, ведь сама она эти деньги не ис-пользует, а детей у нее нет.

Ради денег эта рачительная хозяйка согласна торго-вать и таким необычным товаром, как «мертвые души». Не поняв сначала, о чем речь, она готова даже раскапы-вать их из земли. Единственное, чего боится Коробоч-ка, — продешевить, ведь ее интересы и беспокойство сосредоточены не на людях, живых или мертвых, а на деньгах: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытки. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того.. они больше как-нибудь стоят».

Мелочное скопидомство, дубинноголовость, упрямство Коробочки способно вывести из себя даже такого знатока человеческих душ, как Чичиков. Понимая торгашескую натуру помещицы, он и беседу с ней ведет «с большею сво-бодой, нежели с Маниловым», позволяет себе сердиться, кри-чать, возмущаться. Материал с сайта

«Мертвые души» — товар новый, странный, но нашел-ся покупатель, стало быть, они ценны и полезны — при-мерно так рассуждает Коробочка. Ее нудная медлитель-ность и осторожность в разговоре вызваны боязнью упус-тить свое, продешевить: «...лучше ж я маненько повреме-ню, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Она высказывает даже самые нелепые предложения: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся...» И только ложь Чичикова, что он ведет казенные подряды и может у нее покупать разные «хозяйственные продукты», помогла ему подтолкнуть «крепколобую бабу» к сделке. Но Коробочка не успокаивается. Мы еще встретимся с ней, когда она приедет в город, находящийся в шестидесяти верстах от ее поместья, чтобы справиться о ценах на «мер-твые души».

В композиционном построении поэмы этот эпизод («Чичиков у Коробочки») имеет большое значение. Мы видим, что «хозяйственная» жизнь Коробочки может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как «бесхозяй-ственная» жизнь Манилова. И у Чичикова, и у Коробоч-ки жажда наживы, составление капитала любыми сред-ствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие «мертвые души».