Отношение евгения базарова к природе. Отношение Базарова к природе

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи-рованы

те свойства, которые мелки-ми

долями рассыпаны в массах.

Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «...я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от-рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи-вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба-заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по-эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага-ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи-зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку-пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж-данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре-шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс-казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле-мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис-кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз-носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби-вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман-тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис-кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи-пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта. Материал с сайта

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста-ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры-тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин-ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска-зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель-ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • базаров отрицает цитата
  • что говорит базаров об исскустве
  • как базаров относился к искусству?
  • взгляды базарова на искусство
  • что говорит об искусстве базаров

После небольшого осмысления и анализа, невольно приходишь к выводу, что тема «Базаров и природа» — центральная в данном произведении Тургенева.

Базаров, в первую очередь, нигилист, а как нигилист, то он видит мир плоским и пошлым. А в своей пошлости он представляет природу как некий материал. Отвергая красоту жизни и поэзию жизни, он закручивается в спирали, которая затуманивает его рассудок, и он становится ограниченным. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» — вот слова Евгения.

Давайте критично разберем мысль Базарова. Храм – место священное, где люди сосредотачивают свои мысли, где они углубляют себя, созерцают ту высшую силу, которой поклоняются. Любой храм прекрасен, чист и светел. Есть в храмах особый порядок вещей. При каких-либо службах там поют, а красота этого пения непередаваемая, запах там всегда приятный и умиротворяющий. В конце концов, храм – сосуд чего-то священного и непостижимого. Мастерская – место совершенно не священное, сюда люди приходят либо по делам каким-то, приобретая вещи материальные, созданные для жизни или комфорта, либо работают здесь сами, опять таки получая материальные ценности – деньги. Мастерская – место далеко не чистое, убранство да и внешний вид в большинстве своем уродлив, никто не назовет мастерскую архитектурным памятником (конечно есть исключения, но это всё-таки исключение, а не правило). Освещение в мастерских не всегда полноценное, а скорее света больше там, где человек работает, где необходимо ясно видеть обрабатываемый предмет. А звук, что мы слышим в мастерских? Завывания пил и точильных камней, искры и дым сварочных аппаратов. Такими звуками наслаждаться точно не будешь. Запах в мастерских может быть приятным, например, запах дерева, но не забудем, что временно это явление, ибо в скором времени дерево будут покрывать лаком, а по инструкции необходимо проветривать помещения при работе с химическими веществами, так что наслаждаться запахом мастерских себе дороже. Мастеру в мастерской всё понятно (если он действительно хороший мастер): что где лежит, как обработать. Только подмастерье и перенимает опыт своего учителя.

Выходит картина ужасная: Базаров имеет дерзость поставить природу на конвейер. Засоряя и травя её только для того, чтобы человек получил комфорт. Мы видим к чему это приводит: несанкционированные мусорки в лесу, которые отравляют наши леса и реки, это заводы, которые ни копейки не тратят на защиту экологии от своего производства. А что получаем на выходе? Полные желудки не пойми чего и загубленное здоровье, а в душе пустыня.

Отношение Базарова к природе, как к мастерской также безрассудно и безнравственно, как и топить печь произведениями Пушкина, Лермонтова и Достоевского только для того, чтобы согреться. Замечательно заканчивается сам роман «Отцы и дети»: «Не об одном вечном спокойствии говорят они (цветы), о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно отношение Базарова к природе. Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе Базарова

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Заключение

И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе Базарова

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Заключение

И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Отношение Базарова к природе. "Отцы и дети": характеристика Базарова
  • Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова ("Отцы и дети")
  • Спор поколений в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева

Все интересное

Проблема «нового человека», точнее, его разногласия с обществом, актуализировалась в литературе в XIX веке и прослеживается в творчестве многих писателей вплоть до конца века XX. Новый человек XIX века – это образованный интеллигент,…

Евгений Базаров – один из центральных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это типичный демократ-разночинец, придерживающийся материалистических взглядов. Базарова отличают независимость суждений и стремление до всего доходить…

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном…

Пространство, в которое погружается действие художественного произведения, во многом уже предполагает развитие определенных тем и построение сюжетных конструкций. Подобное можно четко проследить на примере такого романа как «Отцы и…

Во второй половине XIX века в России начал потихоньку заявлять о себе новый тип героя. Если раньше им был дворянин, то теперь отечественные литераторы все чаще обращают внимание на разночинцев демократов, людей неаристократичного происхождения,…

Тургенев, будучи сам дворянского происхождения, задумывал изобразить своего героя неприглядно, акцентировать внимание читателей на бездушности нигилистов. И отношение Базарова к природе ярчайший маркер авторской идеи.История созданияИван Сергеевич…

Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова ("Отцы и дети")

Роман "Отцы и дети" имеет сложную структуру и многоуровневый конфликт. Чисто внешне он представляет собой противоречие между двумя поколениями людей. Но этот вечный конфликт отцов и детей усложняется идейными и философскими разногласиями. Задачей…

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном…

Роман «Отцы и дети», написанный И.С. Тургеневым, - произведение о конфликте двух поколений, в котором ярко обозначено противоречие представителей старой дворянской культуры и приверженцев новых взглядов.Историческая основа…

Проблема взаимоотношений отцов и детей в литературе - тема не новая. Однако Тургенев первым создает образ передового человека своего времени. Писатель относится к главному герою произведения "Отцы и дети" неоднозначно.Павел Петрович Кирсанов и…

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе Базарова

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Заключение

И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.