Перевозки и этапирование арестантов в российской империи. Корпус внутренней стражи российской империи

Организации службы сопровождения арестантов была важна на протяжении всего периода становления государства. А это значит, что нужны были и охрана, и надзор, и пересылка. Проблема этапирования арестантов, организация их размещения, труда и содержания, особенно на просторах Сибири, занимали внимание верховной власти. Как известно, многие новшества в отечественной истории идут от Петра Великого. При нем была впервые применена на практике и такая мера наказания, как ссылка на каторгу. Первоначально каторжан отправляли в Азов. Затем появились новые места ссылки: рудники, солеварни, фабрики и заводы Урала и Сибири. Долгое время отсутствовала всякая регламентация каторжного труда. Первой попыткой правового регулирования каторжного труда, определения видов преступлений, за которые преступников надлежало направлять на каторжные работы, исчисления сроков наказания был разработанный М.М. Сперанским «Устав о ссыльных», высочайше введенный 22 июля 1822 г.

Помимо каторжных работ применялся такой вид наказания, как ссылка. Во времена Анны Иоанновны, когда прошла волна репрессий против русских дворян, недовольных засильем иноземцев при дворе и их бесчинствами в Сибирь было сослано до 20 тысяч человек. При царствовании Елизаветы Петровны число высланных составило 80 тысяч человек. Крестьянская война 1773-1775 годов, карательные экспедиции в период правления Екатерины II тоже сыграли свою роль в заселении Сибири.

30 мая 1764 года был подписан Царский указ, на основании которого ссылаемых в Сибирь преступников сначала со всей империи доставляли в Казань и далее отправляли по Сибирскому трактату от селения к селению под присмотром сельских обывателей, что причиняло им «великое отягощение».

Во времена Александра I в период с 1807 по 1823 год количество сосланных в Сибирь достигает 45476 человек (в среднем по 2675 человек в год). Увеличившийся поток ссыльных и каторжан вызывал жалобы селян, которых заставляли не только выделять подводы для перевозки части этого люда, но и самих участвовать в его сопровождении и охране. Перемещение значительной части наиболее опасного для страны «порочного» контингента в Сибирь приобретало и иную, чем колонизация ее просторов, сторону, потребовав принятия определенных военно-полицейских мер для поддержания «тишины и спокойствия» здесь и в европейской России. Губернские учреждения Сибири, ввиду их удаленности от центра, требовали большего контроля, четкого и продуманного управления. Александр I не ошибся, назначив генерал-губернатором Тобольским, Томским и Иркутским сенатора И.О. Селифонтова. Это был умный и деятельный администратор. Он понимал, что главная производительная сила Сибири - это крестьянство, и потому выступал за облегчение его положения. С его именем связана ревизия состояния государственного управления в Сибири, весьма существенно затронувшая вопрос об организации каторжных работ и конвоировании арестантов по сибирским трактам. Он высказался за освобождение крестьян от повинности, которую они несут в связи с сопровождением по сибирскому тракту ссыльных и переселенцев, прося министра внутренних дел графа Кочубея решить вопрос о том, чтобы «возложить оную на состоящие там гарнизоны».

Изучив это дело, он информировал министра, что преступники, ссылаемые в Сибирь на основании указа от 30 мая 1764 г., сопровождаются под «обывательским от селения до другого присмотром», причем сначала они стекаются со всей империи в Казань и далее следуют по тракту и «живущим по дороге обывателям причиняют великое отягощение, особенно в летнее время, отвлекая их от полевых работ». Он писал, что присмотр селян за колодниками и поселенцами - мера явно недостаточная, ибо последние, «имея за собой конвой, худо или вовсе невооруженный, легко чинят побеги, делая в оных разные злодеяния: разбои, убийства, воровство и мошенничество». В то время на границах и в самой Сибири службу несли казаки: около 6000 человек в линейных казачьих войсках и 2000 - в городских караульных командах. Помимо этого имелось четыре «брацких полка» из иноверцев численностью около 3000 человек.

Кочубей сообщил, что он сторонник освобождения сибирских крестьян от указанной выше повинности, предлагая возложить «оную на состоящие там гарнизоны». Однако военный министр выступил против передачи дела этапирования арестантов по сибирским трактам гарнизонным батальонам, сославшись на то, что они комплектуются «почти всегда людьми, долговременно служившими и истощавшими уже крепость сил своих». Однако Кочубея это не убедило. Он добивается принятия решения о финансировании предстоящей реорганизации за счет казны. И все же освобождение селян от обременительной для них повинности затянулось на несколько лет. Начавшаяся война с французами, а затем и с турками отвлекла внимание государя от этой проблемы. В 1807 году конвоирование арестантов возложили на башкиров и мещеряков. Это было не лучшим решением. В 1810 году данную службу передали казакам, обслуживающим гражданскую администрацию. Поэтому возникла необходимость создания специальной конвойной стражи для этапирования и охраны сосланных.

Надвигавшаяся военная опасность потребовала серьезно заняться всем комплексом вопросов, связанных с обеспечением внутренней безопасности империи, укреплением границ, лучшей подготовкой рекрутов для армии, организации всей внутренней службы, в том числе и конвоирования арестантов. Для этой цели в резерве имелись гарнизонные батальоны, штатные губернские роты и уездные команды, служащие инвалиды.

Правильная организация конвойного дела стала налаживаться в правление Александра I. Так же, как и во всех других важных законодательных инициативах этого времени, важнейшую роль в составлении и принятии соответствующих актов сыграл Михаил Михайлович Сперанский. Первоначально предполагалось поручить конвоирование арестантов Башкиро-мещерякскому войску и сибирским казакам, в 1807-1810 гг. были приняты соответствующие указы и инструкции. Но тяжелые обязанности вызвали недовольство башкир, кроме того, нерегулярная кавалерия, какой были и башкиры, и казаки, оказались плохими конвоирами. Поэтому в 1811 году Александр I подписал Положение для внутренней стражи, в которую должны были войти основные части, расположенные во внутренних губерниях. На части внутренней стражи и возлагалась конвойная и караульная служба во всех местах лишения свободы России.

Военное министерство готовило материал о передаче местных формирований в военное ведомство. 16 января 1811 г. по представлению министра военных сухопутных сил Барклая-де-Толли император издал указ о приведении губернских рот и уездных команд, «внутреннюю губернскую стражу составляющие в лучшее устройство». Из государственных соображений решено было покончить со сложившейся децентрализацией в управлении этими ротами и командами, их комплектовании, материальном обеспечении и использовании, подчинив одному организующему центру в Военном министерстве. Это был первый шаг. Затем последовала реорганизация гарнизонных батальонов. 17 января 1811 г. по представлению военного министра издается императорский указ о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов. Следующим важным шагом в этом же направлении был императорский указ от 27 марта 1811 г. о создании инвалидных рот. Указы от 16 и 17 января, а также 27 марта 1811 года явились законодательной основой создания внутренней стражи.

3 июля 1811 года Положение для внутренней стражи было принято и утверждено. Положение предусматривало для управления внутренней стражей, состоящей из губернских батальонов и команд служащих инвалидов, образование бригад и округов во главе с окружными генералами. Подробно определены обязанности внутренней стражи (воинские и по отношению к гражданскому начальству). На внутреннюю стражу возлагалось «обучение запасных рекрутских делу военной экзерциции» (подготовка рекрутов). Специальные обязанности состояли «в действиях на исполнение закона и приговоров суда и на охранение либо восстановление внутреннего порядка», включая «поимку воров, преследование и истребление разбойников, и рассеяние запрещенных законом скопищ», а также «усмирение неповиновений и буйств», задержание «беглых, ушедших преступников и дезертиров», борьбу с контрабандой, содействие сбору податей и недоимок, «охранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий», на ярмарках, торгах, народных празднествах, проведение спасательных работ при стихийных бедствиях (пожарах, разливах рек и т.п.), «отряжение нужных часовых к Присутственным местам, тюрьмам и острогам» и «принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных». Таким образом, внутренняя стража представляла собой военную силу, наделенную полицейскими функциями.

Александр 1 уделил много внимания внутренней страже. Только во второй половине 1811 года было издано 14 «имянных указов», касающихся ее, а всего за это время принято более двух десятков различных законодательных актов о внутренней страже. Но начавшуюся реформу прервала Отечественная война 1812 года. Поэтому в 1816-1817 гг. внутренняя стража стала создаваться заново. В 1816-1817 гг. был создан Отдельный корпус внутренней стражи и система этапов и этапных команд на основных дорогах, по которым передвигались осужденные. Команды и помещения для ночлега арестантов располагались на расстоянии через 2 почтовых станции, таким образом, среднее расстояние между этапами внутри России и в Сибири составляло около 100 км. Арестанты следовали от этапа к этапу под конвоем солдат соответствующей команды, которые передавали арестантов, списки и прилагаемые документы следующей команде. С увеличением числа ссылаемых беспорядок пересылки все более и более увеличивался. С 1817 года вводится этапная система препровождения арестантов. Это тоже потребовало большой организаторской работы. Важную роль в создании этой системы сыграл опять же М.М. Сперанский. Он провел ревизию состояния этого дела в России. При ознакомлении с ссылкой нашел, что к месту назначения не доходило значительное число ссылаемых, не только за побегами и болезнью, но и потому что по дороге всякий начальствующий считал себя вправе задерживать ссыльного, который на что-нибудь оказывался годным. Он приложил много труда к разработке и изданию Указа о ссыльных и Устава об этапах в Сибирских губерниях (высочайше утверждены 22 июля 1822 г.). Устав 1822 года обратил особое внимание на пересыльную часть (по замечанию И. Фойницкого пересыльной организации посвящено было около 4/7 статей всего Устава). Пересылка была возложена на корпус внутренней стражи, распределенной по этапам, почему и сами команды именовались этапными. С учреждением в 1816 году внутренней стражи Сибири на нее постепенно возлагалась обязанность по этапированию арестантов, освобождая от выполнения этой задачи башкиров и мещеряков. Этапные команды согласно уставу размещались по трактам через одну станцию. Они формировались в составе одного обер-офицера, двух унтер-офицеров, 25 солдат и одного барабанщика. Каждой команде придавалось по четыре конных казака. В команды велено было набирать людей «невидных по фрунтовой службе, но отнюдь не вовсе изувеченных, или почему-либо неспособных носить ружье». Специально было оговорено, что комплектование «этапных команд из людей ненадежных не может быть допущено», молодых солдат разрешалось зачислять только после двухлетней службы. Устав подробно излагал порядок отправления и сопровождения партий арестантов, правила движения, сроки нахождения в пути и время отдыха, правила ведения установленной документации и прочее. Летом не разрешалось вести партии более 60 арестантов, зимой - 100 и более человек считалось нормой. В каждой партии каторжники отделялись от ссыльных. Практиковалось заковывание в кандалы и цепи, прикрепление по несколько человек к железному пруту. В России последнее стало применяться значительно позже европейских стран. В России осужденных на казнь, ссылку преступников заковывали в кандалы. 28 января 1822 г. высочайше утверждено принятое Комитетом министров положение относительно облегчения содержания арестантов, которое определило порядок и способ применения оков.

Служба в гарнизонных батальонах и инвалидных командах внутренней стражи была очень тяжелой. Беспрерывные караулы, конвои, усмирительные экспедиции, сопровождение рекрутских партий, выполнение различных распоряжений местного начальства, использование солдат на партикулярных работах (т.е. обслуживание частных лиц, в первую очередь начальства), хотя это и запрещалось, - все это изнуряло за долгую службу солдат, не способствовало росту и развитию офицеров, толкая их порой на неблаговидные поступки. Не способствовала делу и негодная практика комплектования корпуса. Установка пополнять корпус достойными воинскими чинами, сохранившими нравственные качества, хотя и утратившими физические силы, фактически не выполнялась. Корпус превратился в место ссылки негодных (или неугодных) к полевой службе офицеров. Под видом болезненного состояния переводились часто порочные люди. Выпускники военно-учебных заведений попадали в основном те, кто с трудом («по тупости в науке») их заканчивал. Жалование офицеров корпуса было ниже, чем в полевых войсках.

Особые трудности испытывали этапные команды. Да и вся система сопровождения арестантов требовала корректировки. Свою специфику имели служба конвоирования арестантов и служба охраны тюрем. Здесь требовались особая подготовка, опыт, сноровка, определенные физические и нравственные качества, умение владеть оружием и правильно, строго в предписанных случаях, сообразуясь с обстоятельствами, возникающими, как правило, внезапно и неожиданно, применять его. Использование для такой службы неподготовленных людей, специально не обученных, неопытных, приводило к всевозможным нарушениям службы и нежелательным эксцессам. Служба конвоирования, осуществляемая пешим порядком, изнуряла арестантов и самих конвоиров. Транспортировка арестантов в специально оборудованных вагонах по железной дороге и на зафрахтованных для этой цели пароходах по водным путям сообщения давала экономию средств и сохраняла физические силы людей. Это позволяло постепенно сокращать число конвойных команд.

С 1830 года по предложению генерала Капцевича был введен так называемый маятный порядок. Вся Россия покрылась сетью этапных путей, больших и побочных, так сказать подходных. Каждая этапная команда принимала и отдавала арестантов соседним командам, встречаясь с ним на полпути между этапами (обыкновенное расстояние между этапами было около 40 верст). В месте встречи команды (полуэтапы) и передачи арестантов полагалась арестантской партии ночевка, а в этап - полная дневка (растаг). До 1858 года способ передвижения повсюду пешеэтапный (по старой пешеэтапной пересылке партии проходили через города и села с барабанным боем, выбирая по преимуществу базарные дни и многолюдные улицы, собирая милостыню), с подводами для больных, малолетних, женщин, кормящих грудью.

В 1865 и 1867 годах были изменены правила пересылки арестантов в Сибирь: она допускалась только в летнее время года и производилась на подводах. Функции, порядок организации и несения службы регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским указом в июне 1878 года.

Верховная власть стремилась укрепить армию, усилить охранительные силы, но средств, как всегда не хватало. Приходилось изыскивать возможности сокращения расходов за счет казавшихся второстепенными местных войск. А это была сила, несшая основную нагрузку по внутренней службе. Это дало экономию в 3,5 миллиона рублей. Выиграв в некой экономии средств, проиграли в ослаблении местных войск. Теперь основную тяжесть служебных нарядов пришлось взять на себя резервным батальонам в ущерб выполнению непосредственно возложенных на них задач. Если раньше препровождалось в империи до 200 тысяч арестантов в сопровождении 15 тысяч нижних чинов внутренней стражи, то теперь ежегодно в среднем сопровождалось до 350 тысяч арестантов, а имеющиеся конвойные команды состояли из 86 офицеров и 3347 нижних чинов. Роты резервных батальонов, размещенные в уездных городах, стали нести основную служебную нагрузку в уездах, а имевшиеся в губерниях полевые части приняли на себя гарнизонную службу. Это отрывало от боевой подготовки, строевых и других занятий, снижало качество подготовки новобранцев. Назрела необходимость упорядочить это дело.

Обеспокоенный таким обстоятельством император Александр III повелел преобразовать внутреннюю службу в максимально короткий срок. В полной мере это касалось службы конвоирования. Она довольно существенно возросла. Число арестантов увеличилось в полтора раза, конвоиров явно не хватало. Технический прогресс позволил в свое время сократить число конвойных команд, но жизнь внесла коррективы.

В то время на территории Европейской России имелось всего 16 конвойных команд и в Сибири на главном ссыльном тракте (от Тюмени до Карийских промыслов) - 47. Для нужд империи их требовалось в девять раз больше. В тех пунктах, где постоянные конвойные команды не были организованы, исполнение конвойной службы возлагалось, по распоряжению военно-окружных начальников, на расположенные в этих пунктах части гарнизона.

После упразднения внутренней стражи накопленный опыт показал, что служба конвоирования требует специального регулирования. Конвойные команды оказались в сфере деятельности двух ведомств: Военного министерства (этапно-пересылочной части Главного штаба) и Министерства внутренних дел (Главного тюремного управления). Они находились в двойном подчинении. Настало время придать им статус самостоятельной воинской структуры, учитывая специфические особенности данной службы. Комиссия, созданная для выработки предложений по преобразованию внутренней службы, пришла к заключению о необходимости реорганизации всего тюремного дела как «одного из условий ограждения государственного порядка и общественной безопасности», а также освобождения армии от окарауливания тюрем и создании особого вида «военных команд, тождественных существующим ныне 63 конвойным командам». 20 января 1886 года по повелению Александра III в соответствии с мнением Государственного Совета учреждена конвойная стража.

Дальнейшее развитие и строительство конвойных формирований происходило в соответствии с теми новшествами и изменениями, которые вносило государство при реформировании.

Таким образом, зарождение конвойной стражи являлось закономерным и правильным для России и всей охранительной системы государства. Функция конвоирования теперь возлагалась на специальные подразделения, тем самым, упорядочив еще одну из ветвей карательной политики государства.

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА, воинские формирования, существовавшие в 19-20 века в России для несения специальной службы по конвоированию лиц, содержавшихся под стражей. На конвойную стражу возлагались следующие задачи: сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком в Российской империи (кроме Великого княжества Финляндского и Кавказа); сопровождение их на внешние работы и в присутственные места; содействие тюремной администрации при производстве внезапных обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения; наружная охрана тюрем (при необходимости). Конвойные команды конвойной стражи подчинялись начальникам гарнизонов и комендантам, их обучение проводилось по специальной программе.

До 1811 года сопровождение арестантов в Сибирь осуществляли казаки Донского полка, размещённые по дистанциям в Казанской губернии, а в пределах Европейской части Российской империи эту службу несли местные инвалидные команды. Затем эта обязанность перешла к внутренней страже (с 1811). С 1817 вводится этапная система препровождения арестантов, внедряются разработанные М. М. Сперанским регулирующие её уставы: о ссыльных и об этапах в сибирских губерниях (1822). Для этой цели использовались этапные команды (с 1835 конно-этапные, с 1862 пешие). Улучшила и облегчила конвойную службу так называемая маятная этапная система, предложенная генералом от артиллерии П. М. Капцевичем. После упразднения в 1864 Отдельного корпуса внутренней стражи конвоирование арестантов было возложено на местные войска. С середины 1860-х годов пересылка арестантов в Сибирь осуществлялась только в летнее время на подводах и фургонах с помощью сохранившихся этапных и преобразованных местных команд, а также железнодорожным транспортом и на зафрахтованных для этих целей судах. Для общего руководства данной службой при Инспекторском департаменте Военного министерства была создана этапно-пересыльная часть, которая с декабря 1865 вошла в состав Главного штаба, где была учреждена должность главного инспектора по пересылке арестантов (он же начальник этапно-пересыльной части). С образованием в 1879 Главного тюремного управления должность главного инспектора по пересылке арестантов получает двойное подчинение - МВД (с 1895 Министерству юстиции) и Военному министерству. Конвойная служба требовала определённых навыков, опыта и специальной подготовки, но частая смена команд, выделяемых от различных воинских частей, приводила порой к нарушениям, неправильному применению оружия и др. (в середине 1880-х годов ежегодно в Российской империи сопровождалось до 350 тысяч арестантов, а профессиональную подготовку имели лишь 63 конвойные команды, состоявшие из 86 офицеров и 3347 нижних чинов).

В январе 1886 по повелению императора Александра III была сформирована конвойная стража, состоявшая из 567 конвойных команд. Штатная численность конвойной стражи (1895) составляла: 99 офицеров, 1073 унтер-офицера, 10 267 рядовых, 271 нестроевой. В июне 1907 года утверждён Устав конвойной службы, в 1909 составлен «Свод маршрутов и планов движения этапных партий», куда вошли: 379 маршрутов по пешим трактам общей протяжённостью около 28 тысяч вёрст (около 30 тысяч км), 216 маршрутов по 37 линиям железных дорог, 40 плановых водных маршрутов. Во время 1-й мировой войны команды конвойной стражи привлекались для эвакуации тюремных учреждений, выдворения иностранных граждан за пределы страны, конвоирования военнопленных, охраны военных грузов и транспорта. После Октябрьской революции 1917 конвойная стража была реорганизована, сохранив военную структуру, и находилась в двойном подчинении: по строевой и хозяйственной части - Наркомату по военным делам (через Всероссийский главный штаб), по службе - Главному управлению местами заключения при Наркомате юстиции (через Карательный отдел, с 1921 Центральный карательный отдел) РСФСР. В октябре 1922 года конвойная стража передана ГПУ при НКВД РСФСР (с 1923 ОГПУ СССР) и преобразована в Отдельный корпус конвойной стражи. В 1924 конвойная стража передана в состав наркоматов внутренних дел союзных республик, в 1925 создано Центральное управление конвойной стражи (с сентября 1930 Центральное управление конвойных войск) СССР при СНК СССР. Комплектование конвойной стражи, а также снабжение её всеми видами довольствия осуществлял Наркомат по военным и морским делам СССР, а её организация была унифицирована с частями РККА (взвод, рота, батальон, полк). После образования НКВД СССР (1934) конвойные войска вошли в его состав с подчинением Главному управлению пограничной и внутренней охраны (смотри Внутренние войска).

Лит.: Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996; Штутман С. М. На страже тишины и спокойствия: Из истории внутренних войск России (1811-1917 годы). М., 2000; Внутренняя и конвойная стража России. 1811-1917: Документы и материалы. М., 2002.

В XVI в. передвижение ссыльных в Сибирь совершалось небольшими партиями, с караулом из назначавшихся в Москве людей и с препроводительными «памятами» к воеводам тех городов, по которым они должны были следовать. Передвижение совершалось пешком. В течение XVII и XVIII вв. организация перевозки арестантов практически не улучшилась.

С начала XIX века в России стали устраиваться по пересыльным трактам специальные здания, для сопровождения ссыльных существовали особые этапные команды. Уставом о ссыльных 1822 г. заведование передвижением было возложено на губернские правления и Тобольский приказ о ссыльных. Способ передвижения оставался пешеэтапный, и только в царствование Николая I была предпринята неудачная попытка, по проекту графа Канкрина, заменить его системой одиночной перевозки на лошадях.

25 июля 1811 г. был издан Манифест "Общее учреждение министерств", четко определяющий структуру и пределы власти центральных органов государственного управления.
Согласно Манифесту было учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов. Департаменту исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих), было предписано заниматься, кроме прочих задач, и пересылкой колодников.



В ноябре 1835 год было организовано опытное переустройство этапного дела от Москвы до Нижнего Новгорода. Для этих целей отпущено 69709 руб. 47 1/2 коп. и разрешено приобретение 155 лошадей для перевозки арестантов на подводах. По предложению командира Отдельного, корпуса внутренней стражи 24 марта 1837 год было учреждено этапирование арестантов в европейской части России и по этапному тракту до Тобольска на подводах предписанием Главного штаба учреждалась этапные команды на трактах.


3 марта 1858 год были упразднены 15 этапных команд между Санкт-Петербургом и Москвой, вместо них сформировано Особое конвойное отделение для конвоирования арестантов по железной дороге. Так, по существу, было положено начало, железнодорожных перевозок арестантов. 27 марта того же года было утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге, на основании которого были устроены специальные арестантские вагоны, прицепляемые в конце товарных поездов. Арестанты на всем пути следования содержались прикованными в «железные укрепления». Практически в то же время была установлена конная перевозка арестантов от Нижнего Новгорода до Тюмени.


27 января 1867 год утверждается должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам. Он находится в ведении военного министерства, но подчинен начальнику главного тюремного управления.


Первым главным инспектором по пересылке арестантов с 1867 по 1880 гг. был Беленченко Александр Иванович.
При Главном Инспекторе по пересылке арестантов состояли для поручений старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер, на обязанность коих было возложено: в том числе и исполнение поручений Главного Инспектора по надзору за правильным и беспрепятственным передвижением арестантов во всех местностях Империи.


Ближайшее наблюдение за препровождением арестантских партий и службою конвойных команд в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах возложено на инспектора по пересылке арестантов Восточной Сибири.
Было установлено два порядка передвижения арестантов: пересыльные передвигаются круглый год, ссыльные же — только в навигационное время, а зиму проводят в тюрьмах, откуда направляются в центральные пересыльные тюрьмы в Москве, Казани, Перми, Тюмени и Томске. Число сосланных в Сибирь и прошедших через московскую центральную тюрьму в период между 1881 и 1891 гг. колеблется от 9984 человек до 12730 человек в год; стоимость пересылки их колебалась от 1012989 руб. до 1244686 руб. Стоимость пересылки одного ссыльного — 95 руб.


Военным министром утверждено Положение о перевозке арестантов по железным дорогам, которым определялись: — порядок охраны, погрузки, следования арестантов; — устройство арестантских вагонов— на начальников конвойных команд возложена обязанность контроля за строгим соблюдением перевозок арестантов по сетям железных дорог и руководство этим делом.
В 1885 г. выработан особый тип железной баржи в два этажа, на 600 человек; на баржах устроены лазаретные помещения на 50 человек, при которых находятся врач и фельдшер. В 1879 г. сделан был первый опыт перевозки арестантов на Сахалин морем, через Одессу на пароходах добровольного флота. В 1882 г. было отправлено 600 человек, с уплатой 107000 руб., в 1891 г. — уже 1350 человек, с уплатой 322593 руб.


В 1906 году введены арестантские вагоны нового типа, которые в 1910— 1911 гг. были усовершенствованы. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими».


С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.
В России в 1914 год было перемещено арестантов— 1573562, в том числе по железным дорогам—680019, по водным путям—20208, пешим—134770 . На конвойные команды западных губерний России возложено конвоирование военнопленных и сопровождение воинских грузов на фронт. Они перевезли пересыльных солдат — 176060 чел., иностранных подданных, высланных вглубь страны и для передачи властям своих государств - 134000 чел., военнопленных—142000чел., воинских грузов - 5090325 пудов.
В марте 1917 г. главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И. Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул на верность службе Родине и Временному правительству.

Главные инспекторы по пересылке арестантов

БЕЛЕЧЕНКО Александр Иванович родился 10-го июля 1827 г. Получив военное воспитание, в 1845 г. был произведен в офицеры в Конную артиллерию, откуда в очень скором времени поступил в академию Генерального штаба и по окончании в 1849 г. курса был зачислен в Генеральный штаб, а затем назначен старшим адъютантом при штабе отдельного корпуса внутренней стражи, при коем протекла большая часть его службы. Назначенный состоять главным инспектором по пересылке арестантов, Беленченко в 1867 г. был произведен в генерал-майоры, а в 1879 г. в генерал-лейтенанты. С 1880 г. он состоял членом главного военно-тюремного комитета и в этом звании оставался до своей смерти. Скончался в Петербурге 24-го февраля 1884 г. и погребен в Александро-Невской Лавре.

ГАВРИЛОВ Николай Николаевич 29.11.1835 г. - 10.12.1891 генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1880—1891 — главный инспектор по пересылке арестантов. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг.
Образование: Константиновский кадетский корпус (1855), Николаевская академия Генерального штаба (1860).
Чины: офицер (11.06.1855), капитан (1864), подполковник (1866), полковник (1869), генерал-майор на основании Манифеста 18.02.1762 г. (30.08.1878), генерал-лейтенант (1888).
Прохождение службы: столоначальник Главного штаба(1867), помощник начальника отделения Главного штаба (1868), начальник отделения Главного штаба (1873), главный инспектор по пересылке арестантов, заведующий этапно-пересылочной частью и член Комитета по передвижению войск железными дорогами и водой (до 1.01.1885-после 1.01.1886)
Награды: Св. Владимира 3-й ст. (1876), единовременно 1200 руб. (1876), единовременно 2000 руб. (1878), Св. Станислава 1-й ст. (1881), Св. Анны 1-й ст (1883).

ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (1836—?), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1892— 1896 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов.

САПОЖНИКОВ Иван Дмитриевич (1831—1909), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1896— 1907 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов, по увольнении с военной службы произведен в чин генерала от инфантерии.

ЛУКЬЯНОВ Николай Иванович
Православный. Образование получил в 1-й СПб военной гимназии.
В службу вступил 10.10.1880. Окончил Николаевское кав. училище.
Выпущен Корнетом (ст. 07.08.1882) в 38-й драг. Владимирский полк.
Поручик (ст. 24.02.1883). Чиновник для поручений VIII кл. при начальнике Гл. Штаба (25.11.1885-24.01.1890). Штабс-Ротмистр (пр. 1887; ст. 30.08.1887; за отличие).
Адьютант начальника Гл. Штаба (24.01.1890-01.05.1903). Штабс-Ротмистр гв. (ст. 30.08.1890). Ротмистр (пр. 1894; ст. 06.12.1894; за отличие).
Полковник (пр. 1899; ст. 06.12.1899; за отличие). Начальник отд. Гл. Штаба (01.05.1903-21.07.1907).
Ген-майор (пр. 1905; ст. 31.05.1907; за отличие).
Гл. инспектор по пересылке арестантов и заведывающий этапно-пересыльной частью Гл. Штаба (с 21.07.1907).
Ген-лейтенант (пр. 1913; ст. 31.05.1913; за отличие). На 10.07.1916 в том же чине и должности. Сохранил свою должность и после революции - 12.03.1917 присягнул Временному правительству, к Октябрьской революции также отнесся лояльно и был уволен от службы только приказом комиссара Главного управления мест заключения (ГУМЗ) от 03.05.1918. Работал во Всероглавштабе и Штабе РККА.
С 1926 на пенсии. Проживал в Ленинграде. 03.03.1935 арестован (волна после убийства Кирова) и 09.03.1935 выслан из Ленинграда в Куйбышев (Самару), где и скончался.
Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1902); Св. Владимира 3-й ст. (1908); Св. Станислава 1-й ст. (1911); Св. Владимира 2-й ст. (ВП 22.03.1915; с 01.01.1915).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Развитие внутренних войск в дореволюционной России

1.1Развитие внутренних войск Российской Империи

1.2 Формирование конвойной службы в дореволюционной России

2. История развития конвойной службы в советский период

3. Формирование устава конвойной службы

Заключение

Используемая литература

  • Введение
  • конвойный служба войско устав
  • Коренные преобразования в деле обеспечения конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I.
  • Развитие конвойной службы проходило на протяжении 200 лет. Создание и развитие конвойной службы началось в 1811 и продолжалось до конца 20 века.
  • В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.
  • Исходя из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: «История развития конвойной службы».
  • Цель работы - изучить историю развития конвойной службы.
  • Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
  • - Рассмотреть развитие конвойной службы в дореволюционный период;
  • - Проанализировать развитие конвойной службы во времена СССР;
  • - Исследовать историю развития устава конвойной службы.
  • Методологической основой работы являются труды отечественных авторов.
  • 1. Развитие внутренних войск в дореволюционной России
  • 1.1 Развитие внутренних войск Российской Империи
  • 3 июля 1811 года Александр I утвердил Положение для внутренней стражи, в котором определялись ее назначение и задачи. Ими являлись:
  • - борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками;
  • - задержание бежавших преступников и дезертиров;
  • - борьба с провозом контрабандных и запрещенных товаров;
  • - обеспечение порядка и безопасности при проведении, массовых мероприятий - ярмарок, народных гуляний, церковных празднеств;
  • - оказание помощи населению при стихийных бедствиях - наводнениях, пожарах и прочих, сопровождение арестантов, пленных, рекрутов, государственной казны (крупных денежных сумм) и другие правоохранительные задачи.
  • Первым командующим внутренней стражи был генерал Е.Ф. Комаровский, профессиональный военный, участник итальянского и швейцарского походов (1799 г.) русской армии под командованием А.В. Суворова, затем помощник санкт-петербургского военного губернатора. Опытный и талантливый администратор и военачальник Е.Ф. Комаровский руководил внутренней стражей более 17 лет.
  • С 1816 года внутренняя стража стала именоваться Отдельным корпусом внутренней стражи. Его структура и задачи с течением времени дополнялись и изменялись. Так, в 1817 г. в составе внутренней стражи были учреждены Санкт-Петербургский и Московский жандармские дивизионы и жандармские команды в губернских и крупных портовых городах.
  • Царским указом от 25 июля 1829 года для охраны горных заводов Урала и Нерчинска, где добывалось золото и серебро, Санкт-Петербургского монетного двора были сформированы 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты. Содержались они за счет Министерства финансов. Можно сказать, это были первые подразделения по охране важных объектов промышленности и сопровождению специальных грузов.
  • Коренные преобразования внутренней стражи произошли в 60-е годы XIX века в ходе проводимой в России военной реформы. Тогда в российской армии была введена окружная система управления войсками. Вся территория страны была разделена на военные округа. В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск, в которые вошли и конвойные команды. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа. У командующего округом был помощник по управлению местными войсками.
  • По структуре местные войска мало отличались от внутренней стражи: в каждой губернии дислоцировалась местная бригада, в состав которой входили батальоны и уездные команды, выполнявшие задачи по конвоированию арестантов и оказанию помощи полиции в поддержании общественного порядка.
  • Но как бы ни назывались воинские формирования по обеспечению внутреннего порядка и безопасности - внутренней стражей или местными войсками, их личный состав во все времена был верен присяге и воинскому долгу, с честью и достоинством выполнял свои задачи, о чём свидетельствуют многочисленные примеры.
  • В ноябре 1824 г. Санкт-Петербург подвергся сильнейшему наводнению. Оно описано А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». В борьбу с разбушевавшейся стихией вступили вместе с другими силами подразделения внутренней стражи во главе с командующим генералом Е.Ф. Комаровским. Они спасали утопающих, разбирали завалы, восстанавливали дамбы и мосты. Была организована раздача пострадавшему населению горячей пищи, теплой одежды, оказывалась медицинская помощь. Энергичные действия, четкая распорядительность генерала Е.Ф. Комаровского, отвага и самоотверженность солдат и офицеров получили высокую оценку императора.
  • Наряду с наводнениями сущим бедствием для деревянной России были пожары. Ежегодно сотни селений сгорали дотла. Серьезно страдали от огненной стихии и города.
  • В 1845 году в небольшом городке Яранске, бывшей Пермской губернии, загорелся один из домов. Огонь грозил переброситься на соседние постройки, и тогда запылал бы весь город. Первыми на пожар прибыли стражники местной команды во главе с поручиком Занегиным. Офицер, находясь в непосредственной близости от пожара, своими четкими распоряжениями умело направлял действия подчиненных, вселял в них уверенность и смелость. Яранск был спасен. Командующий 4-м округом внутренней стражи известил о самоотверженности поручика Занегина и его подчиненных все части округа.
  • На пожаре же отличился и стражник астраханского батальона рядовой Егор Нагибин. В июле 1858 г. он нес службу на посту у храма Казанской Божьей Матери. Во время богослужения в церкви вспыхнул пожар. Часовой, предотвращая панику среди спасавшихся от огня людей, обеспечивал поддержание порядка, охрану церковных ценностей. О мужественном поведении Е. Нагибина стало известно царю Александру II, который пожаловал солдату 50 рублей серебром, немалую по тому времени сумму.
  • Таким образом, внутренние войска, как отдельный род вооруженных сил Российской Империи начали формироваться во время царствования Александра I. За годы формирования данного рода войск, были осуществлены реформы, направленные на совершенствование условий несения службы во внутренних войсках, к числу которых можно отнести создание отрядов для охраны стратегически важных объектов, а также различные структурные изменения как во внутренних войсках России, так и в местных войсках российских губерний.
  • 1.2 Формирование конвойной службы в дореволюционной России
  • Конвойная служба возникла в Российской Империи в связи с необходимостью осуществления наблюдения и контроля над осужденными.
  • Коренные преобразования в деле обеспечения конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I. 27 марта 1811 года им был издан указ о пополнении внутренних войск и конвойной службы за счет штатных рот, переданных еще в январе 1811 года «из гражданского в военное начальство», гарнизонных батальонов, которые стали именоваться губернскими батальонами и были вскоре объединены в единую структуру - внутреннюю стражу России. Батальоны внутренней стражи составляли бригаду, а бригады входили в состав округа внутренней стражи. Первоначально территория европейской части России была поделена на восемь округов. Каждый из них имел порядковый номер и территориально охватывал несколько губерний. В последующем количество округов дошло до 12. Внутренняя стража находилась в составе Военного ведомства России.
  • Очередной этап реформирования сил внутренней безопасности состоялся в 1886 году, когда конвойные команды были сведены в конвойную стражу. Приказом по Военному ведомству от 16 мая 1886 года предписывалось сформировать на базе существовавших этапных, конвойных и местных команд 567 (фактически было сформировано 530) команд для несения конвойной службы. На конвойную стражу возлагалось:
  • - сопровождение арестантов всех категорий, пересылаемых этапным порядком по трактам европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и по главному ссыльному Сибирскому тракту;
  • - сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в судебные учреждения;
  • - содействие тюремной администрации при производстве внезапных обысков и подавление беспорядков в местах заключения;
  • - осуществление наружной охраны тюрем там, где это будет признано необходимым.
  • Новые команды конвойной стражи именовались по местам их дислокации (Московская конвойная команда и т.п.). Комплектовались эти подразделения на общеармейских основаниях. При этом отдавалось предпочтение сообразительным, расторопным, физически крепким новобранцам.
  • Трудной, требовавшей большого напряжения физических и моральных сил, постоянной готовности к действию была служба личного состава конвойных команд. В июне 1859 г. конвой сопровождал партию арестантов. При переходе моста через р. Березину один из преступников бросился в реку. Конвоир рядовой Харитон Федосеев не растерялся, смело прыгнул вслед за беглецом, задержал его, вытащил из воды и водворил в колонну арестантов. Смелый и решительный солдат был поощрён командующим корпусом внутренней стражи.
  • В ночь с 9 на 10 августа 1910 г. пароход «Царевна», следуя с арестантами вверх по Волге, столкнулся с буксирным судном и стал тонуть. Конвой астраханской конвойной команды под началом капитана Айвазова, действуя организованно, самоотверженно, спас всех находившихся на пароходе, для чего использовал две рыбачьи лодки. Рапорт об этом происшествии и отважных действиях состава конвоя дошел до царя Николая II, который собственноручно написал на нем: «Спасибо всем за самоотверженное исполнение долга».
  • Принимая во внимание трудности и напряженный характер конвойной службы, а главное - ее общественную значимость, министр юстиции Н.В. Муравьев ходатайствовал перед российским императором о введении награды специально для нижних чинов конвойной стражи. Ходатайство было удовлетворено и, начиная с 1904 г., солдаты-конвоиры стали награждаться серебряной медалью с надписью «За усердие» на ленте для ношения на груди. Следует заметить, что в армии указанной медалью награждались только унтер-офицеры сверхсрочной службы за выслугу лет и при условии безупречной службы.
  • Признанием заслуг внутренней и конвойной стражи перед народом и Отечеством явилось празднование 27 марта 1911 года 100-летия местных войск и конвойной стражи. Был издан Высочайший приказ по Военному ведомству, в котором император Николай II объявил всем офицерским и классным чинам «высочайшее благоволение», а нижним чинам «царское спасибо».
  • В честь юбилея был учрежден нагрудный знак для вручения: офицерам - из серебра; нижним чинам - из белого металла.
  • Существовавшее в российской армии, местных войсках, конвойной страже деление на офицерские и нижние чины, чинопочитание, вызывавшее недовольство солдат и осуждаемое прогрессивным офицерством, было отменено после падения царизма и Февральской революции 1917 года в России.
  • За многие годы сформировались славные боевые традиции - верность присяге и воинскому долгу, смелость и отвага, храбрость и мужество, высокая бдительность и неподкупность, стойкое преодоление трудностей службы, войсковое товарищество и взаимная выручка.
  • 27 марта, день организации внутренних войск во времена Александра I, стало Днем внутренних войск МВД Российской Федерации, который установлен в 1996 году указом Президента Российской Федерации.
  • Таким образом, в Российской Империи были заложены основы организации и осуществления конвойной службы. Особый интерес в этом плане представляет отбор кандидатов для несения службы в конвойных войсках, т.к. предпочтение отдавалось именно физически крепким и сообразительным новобранцам. Также важным является формирование во внутренних войсках высокого нравственного духа и почтения к занимаемой должности.
  • 2. История развития конвойной службы в советский период
  • После Февральской революции местные войска, конвойная стража добровольно перешли на службу новой власти. 12 марта 1917 г. главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И. Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул «на верность службе Родине» и «Временному правительству», о чем известил подчиненных в приказе № 1. В нем выражено и осуждение порядков, бытовавших в войсках при царизме.
  • «Прежний крепостной строй в войсках, - говорилось в приказе, - вызывал вполне основательное недовольство солдат, а нередко и офицеров... Не допускаю мысли о возможности дальнейшего пребывания на службе в конвойной страже лиц, приверженных старому, гибельному для государства порядку».

В 1917 году старая армия была расформирована. Конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти.

Октябрьская революция сломала старые государственные институты власти, но вскоре стало ясно, что без силовых структур в управлении страной не обойтись. Уже первые дни существования советской власти показали: для утверждения нового строя необходимы не только армия, флот, органы государственного управления, но и специальные силы для предупреждения контрреволюционных выступлений внутри страны и борьбы с ними, установления и поддержания революционного порядка на местах, охраны важных учреждений, предприятий, железных дорог, конвоирования и охраны контрреволюционных элементов, уголовных преступников и решения других задач.

Процесс создания внутренних войск занял весь 1918 год и часть 1919 года. Войска эти были неоднородными, их ядром явились вооруженные формирования ВЧК.

28 мая 1919 года было принято постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны «О войсках вспомогательного назначения». Теперь эти формирования стали называться войсками внутренней охраны Республики (ВОХР). Это событие явилось этапным в строительстве внутренних войск Советского государства.

1 сентября 1920 года на базе войск внутренней охраны Республики и других формирований были созданы войска внутренней службы Республики (ВНУС). 19 января 1921 года войска ВНУС передаются в военное ведомство. Исключением явились части, обслуживающие чрезвычайные комиссии, а также железнодорожная и водная милиция, которые во всех отношениях были подчинены ВЧК, а позднее ГПУ - ОГПУ. Наряду с решением специальных задач войска часто привлекались к боевым действиям на фронте.

Успехи индустриализации страны, возрастающее значение железнодорожного транспорта в экономике и обороне СССР обусловили в конце 20-х - начале 30-х годов образование в составе войск ОГПУ такой составной части, как войска по охране важных объектов промышленности и железнодорожных сооружений.

К концу 30-х годов назрела необходимость реорганизации управления войсками НКВД, что обусловливалось постоянным увеличением объема выполняемых ими задач, разнохарактерностью и трудноуправляемостью войск.

В годы Великой Отечественной войны наряду с охраной тыла действующей армии, ведением борьбы с вражескими десантами, диверсантами, националистическими бандами части и соединения внутренних войск принимали непосредственное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Подсчитано, что за годы войны в состав действующей армии в разные периоды входили и участвовали в боях 53 дивизии и 20 бригад войск НКВД. Кроме того, НКВД СССР сформировал и передал фронту 29 дивизий.

В послевоенные годы численность внутренних войск уменьшилась в два раза. Существенно сократился и объем задач, выполняемых частями МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. Новая обстановка позволила постепенно переходить от войсковой охраны железнодорожных сооружений и промышленных предприятий к военизированной.

В январе 1947 года в целях повышения эффективности обеспечения государственной безопасности части оперативного назначения, а в апреле 1948 года и специальные части войск были переданы из МВД СССР в ведение МГБ СССР. В составе этого ведомства они находились до марта 1953 года, а затем снова были переподчинены МВД СССР.

Важные организационные мероприятия по строительству войск МВД-МГБ были проведены в 1951 году. В этот период были упразднены войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, а их функции переданы военизированной охране. Значительно сократились и конвойные войска, они реорганизовались вместе с внутренними войсками в конвойную и внутреннюю охрану.

15 марта 1953 года МВД и МГБ были объединены в единое Министерство внутренних дел СССР. В таком составе они находились до 1954 года, когда был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны остались в составе МВД, а пограничные войска стали подчиняться КГБ.

В январе I960 года было упразднено Министерство внутренних дел СССР. Его функции передаются МВД союзных республик. Прекратило свою деятельность и Главное управление внутренних и конвойных войск. С этого момента и на протяжении последующих шести лет единый орган по управлению внутренними войсками в стране отсутствовал. В каждой союзной республике, где в составе министерств внутренних дел были образованы войсковые управления и отделы, вопросы развития войск решались по-разному, исходя из местных условий. Отсутствие единства в руководстве войсками негативно сказалось на их служебно-боевой деятельности. Поэтому в 1966 году создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР).

В составе вновь созданного министерства (с 25 ноября 1968 года оно стало именоваться МВД СССР) было образовано Главное управление внутренних войск.

21 марта 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Указ распространил в войсках порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом так же, как для Советской Армии и Военно-Морского Флота, сохранил порядок их материально-технического и финансового обеспечения.

На рубеже 80-90-х годов произошло резкое обострение внутриполитической обстановки в ряде регионов бывшего Союза ССР, возникли острые конфликты на межнациональной основе. Одной из сил, гасивших пламя розни в горячих точках, были внутренние войска. История войск этого периода хранит память о многочисленных примерах самоотверженного выполнения воинского долга, отваги и мужества, за что тысячи военнослужащих были награждены орденами и медалями, а лейтенант Олег Бабак, совершивший в апреле 1991 года подвиг при защите жителей одного из азербайджанских селений от армянских боевиков, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Таким образом, развитие конвойной службы в СССР происходило с 1918 по 1991 год. В течение этого времени, сотрудники конвойной службы проявляли себя с лучшей стороны.

3 . Формирование устава конвойной службы

Уже давно назревавший вопрос об издании единого нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу, получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий войсками Виленского военного округа заявил о необходимости составить Свод правил конвойной службы, так как указания по этому вопросу, помещенные в Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма обширный и сложный материал, руководствоваться которым весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной службы, были помещены в приказах по Военному ведомству, в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по пересылке арестантов и Главного тюремного управления с 1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить все эти документы, выявить ошибки и противоречия, содержащиеся в них. РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21. Для этого создавалась специальная комиссия из двух начальников конвойных команд и одного уездного воинского начальника, имеющего в своем подчинении данное подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц, не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями конвойной службы. Постоянно шла работа по систематизации и совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит в свет брошюра «Подробный свод вопросов и ответов конвойной службы», в которой в краткой и доступной форме для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи, стоящие перед конвойными командами, порядок организации и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее через сеть книжных магазинов. К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически готов. В разработке данного документа приняли участие такие специалисты, как командующий конвойной стражей генерал Сапожников. Разработка и издание этого законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо официального руководства, охватывающего совокупность правил службы по сопровождению арестантов чинами конвойной стражи, а также трудностью нахождения необходимых сведений в изданных в различное время нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах, разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов). Устав конвойной службы был призван объединить все правила конвойной службы и дать точные указания всем чинам при выполнении служебных обязанностей, возложенных на них в соответствии с Высочайшим повелением 20 января 1886 г. 10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и вступил в действие - так называемое двухгодичное испытание, которое должно было выявить возможные недочеты при его составлении. Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы четко устанавливал обязанности подразделения, порядок препровождения арестантов, необходимое для этого количество личного состава конвойной стражи, его форму обмундирования и вооружения, сопроводительные документы, порядок путевого довольствия пересылаемых и многое другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы части полевых, резервных и местных войск также получили руководство на случай привлечения их к конвоированию арестантов (ст. 22 Устава). С этого времени к обязанностям конвойных команд относится: а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам; б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях (ст. 31); в) сопровождение арестантов при следовании их от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно; г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст. 2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места, в больницу и баню, находящиеся вне тюрем; д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц, перечисленных в ст. 27 Устава; ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства; з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства; и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст. 16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи. Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной службы подчинялись только Главному инспектору по пересылке арестантов. С введением Устава конвойной службы утратил свою силу ряд законодательных актов в сфере регулирования конвойной службы: 1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам (Циркуляр Главного штаба 1881 г. № 169); 2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. № 116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава конвойной службы; 3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы; 4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба, циркуляры Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе конвойной службы. Во второй главе Устава закреплены общие условия конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности, возложенные на него в соответствии с Уставом с момента выступления из казармы и до момента доклада об окончании командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной службы. Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21. С введением Устава конвойной службы усилился контроль за качеством исполнения служебных обязанностей конвойными командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в обязанности которого входили личное инспектирование команд и проверка ведения служебного делопроизводства. Кроме того, начальники конвойных команд обращались с представлением к Главному инспектору по вопросам передвижения личного состава по службе, поощрения отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д. Уставом конвойной службы установлены условия, которым должно удовлетворять этапное помещение, строительство которых велось по ходу следования арестантских партий. Так как ранее в действовавших до 1907 г. нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания относительно этапных помещений, было признано необходимым законодательно закрепить те условия, которым должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы помещение это устраняло возможность побега, имело отделение для раздельного содержания арестантов разных категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для охраны при небольшом числе постов. Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий деятельность конвоя при арестантах, предусматривает буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя, ставя его деятельность в строго определенные рамки. К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения в действие проекта Устава конвойной службы. Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором по пересылке арестантов, должны были способствовать усвоению требований Устава всеми чинами конвойной стражи, а также их точному и неукоснительному выполнению. Основная масса нарушений несения службы сводилась к следующим нарушениям: 1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС); 2) оставление арестантов без должного присмотра (ст. 194); 3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст. 122); 4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст. 142); 5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212 не всегда запираются как в пути, так и во время остановок; 6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за 1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные. Тюремный вестник. 1909. № 12. С. 1133. Для устранения данных нарушений предписывалось усилить внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет право освободить из-под стражи сданного ему арестанта, без нарушения правил караульной службы и ответственности по суду за освобождение. Все эти правила, а также порядок возвращения оправданных или освобожденных от ответственности арестантов в места заключения из суда были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной службы. Устав конвойной службы стал основополагающим актом во всей системе пересылки арестантов,

13 мая 1938 года приказом НКВД СССР N 091 был объявлен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции.

Таким образом, сегодня устав конвойной службы мало отличается от устава, принятого в 1938 году. В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.

Заключение

В заключении можно сказать, что внутренние войска, как отдельный род вооруженных сил Российской Империи начали формироваться во время царствования Александра I. За годы формирования данного рода войск, были осуществлены реформы, направленные на совершенствование условий несения службы во внутренних войсках, к числу которых можно отнести создание отрядов для охраны стратегически важных объектов, а также различные структурные изменения как во внутренних войсках России, так и в местных войсках российских губерний.

В Российской Империи были заложены основы организации и осуществления конвойной службы. Особый интерес в этом плане представляет отбор кандидатов для несения службы в конвойных войсках, т.к. предпочтение отдавалось именно физически крепким и сообразительным новобранцам. Также важным является формирование во внутренних войсках высокого нравственного духа и почтения к занимаемой должности.

Развитие конвойной службы в СССР происходило с 1918 по 1991 год. В течение этого времени, сотрудники конвойной службы проявляли себя с лучшей стороны.

Сегодня устав конвойной службы мало отличается от устава, принятого в 1938 году. В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.

Используемая литература

1. Авдаков Ю.К. Бородин В.В. История социалистических стран. - М.: ВЛАДОС, 1985. - 197 с.

2. Вощанова Г.П. Годзина Г.С. История Российской Империи. - М.: Просвещение, 1998. - 177 с.

3. Ключевский В.О. История России. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.

4. Назаров М.Г. Новейшая история. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

5. Неровня Т.Н. История России: в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 1999. - 204 с.

6. Стариков Н.В. Россия 20 век: политика и культура. М.: ВЛАДОС, 1999. - 137 с.

7. Тимошина Т.М. История России. - М.:ВЛАДОС, 2002. - 213 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организационная структура медицинской службы ВС РФ, медицинские подразделения, части и учреждения. Категории личного состава медицинской службы. Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Место и значение военной службы в системе федеральной государственной службы России. Государственное управление военной службой. Государственные мероприятия по обеспечению воинской обязанности. Призыв на военную службу, а также порядок ее прохождения.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2013

    Основные задачи медицинской службы полка (бригады), мероприятия первой врачебной помощи по срочности их выполнения. Схема организации медицинской службы мотострелкового полка, ее организационно-штатная структура и схема развертывания медицинского пункта.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Альтернативная гражданская служба (АГС) как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Группы граждан, которые могут пройти АГС. Подача заявления и места службы.

    презентация , добавлен 17.12.2016

    Основные виды федеральной государственной службы. Главная задача военной службы. Требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности к гражданам, проходящим военную службу.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Нештатные службы гарнизона: задачи, права, подчиненность, роль в обеспечении гарнизонной службы. Основные документы планирования боевой и гуманитарной подготовки рядового состава государственной противопожарной службы МЧС России. Расписание занятий.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2013

    Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ. Особенности военной службы в РФ. Правовое регулирование прохождения военной службы. Женщины-военнослужащие. Обзор судебной практики по делам о военной службе.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2007

    Особенности увольнения с военной службы военнослужащих. Основания досрочного увольнения с военной службы. Состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации - разряды в зависимости от возраста. Категории населения, которые освобождаются от военных сборов.

    презентация , добавлен 10.12.2014

    Организация и порядок выполнения режимно-комендантской службы. Контроль за боевой службой блокпостов. Инженерные заграждения. Особенности организации боевой подготовки в военных комендатурах. Боевое слаживание отделений, взводов оперативного назначения.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Характеристика правовых и теоретических основ прохождения военной службы. Анализ правового статуса военнослужащих. Порядок прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту. Законодательные акты, регламентирующие порядок ее прохождения.

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА - во-ин-ские фор-миро-ва-ния, су-ще-ст-во-вав-шие в XIX-XX века в Рос-сии для не-се-ния специальной служ-бы по кон-вои-ро-ва-нию лиц, со-дер-жав-ших-ся под стра-жей.

На конвойную стражу воз-ла-га-лись сле-дую-щие за-да-чи: со-про-во-ж-де-ние аре-стан-тов, пе-ре-сы-лае-мых этап-ным по-ряд-ком в Российской им-пе-рии (кро-ме Великого княжества Фин-лянд-ско-го и Кав-ка-за); со-про-во-ж-де-ние их на внеш-ние ра-бо-ты и в при-сут-ст-вен-ные мес-та; со-дей-ст-вие тю-рем-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции при про-из-вод-ст-ве вне-зап-ных обы-сков и ли-к-ви-да-ции бес-по-ряд-ков в мес-тах за-клю-че-ния; на-руж-ная ох-ра-на тю-рем (при не-об-хо-ди-мо-сти). Кон-вой-ные ко-ман-ды конвойной стражи под-чи-ня-лись на-чаль-ни-кам гар-ни-зо-нов и ко-мен-дан-там, их обу-че-ние про-во-ди-лось по специальной про-грам-ме.

До 1811 года со-про-во-ж-де-ние аре-стан-тов в Си-бирь осу-ще-ст-в-ля-ли ка-за-ки Дон-ско-го пол-ка, раз-ме-щён-ные по дис-тан-ци-ям в Ка-зан-ской губернии, а в пре-де-лах Ев-ропейской час-ти Российской им-пе-рии эту служ-бу не-сли ме-ст-ные ин-ва-лид-ные ко-ман-ды. За-тем эта обя-зан-ность пе-ре-шла к внут-рен-ней стра-же (с 1811 года).

С 1817 года вво-дит-ся этап-ная сис-те-ма пре-про-во-ж-де-ния аре-стан-тов, вне-дря-ют-ся раз-ра-бо-тан-ные М.М. Спе-ран-ским ре-гу-ли-рую-щие её ус-та-вы: о ссыль-ных и об эта-пах в си-бир-ских гу-бер-ни-ях (1822 год). Для этой це-ли ис-поль-зо-ва-лись этап-ные ко-ман-ды (с 1835 гоад кон-но-этап-ные, с 1862 года пе-шие). Улуч-ши-ла и об-лег-чи-ла кон-вой-ную служ-бу т. н. ма-ят-ная этап-ная сис-те-ма, пред-ло-жен-ная генералом от арт. П.М. Кап-це-ви-чем. По-сле уп-разд-не-ния в 1864 году Отдельного кор-пу-са внутренней стра-жи кон-вои-ро-ва-ние аре-стан-тов бы-ло воз-ло-же-но на ме-ст-ные вой-ска. С середины 1860-х годов пе-ре-сыл-ка аре-стан-тов в Си-бирь осу-ще-ст-в-ля-лась толь-ко в лет-нее вре-мя на под-во-дах и фур-го-нах с по-мо-щью со-хра-нив-ших-ся этап-ных и пре-об-ра-зо-ван-ных ме-ст-ных ко-манд, а так-же железнодорожным транс-пор-том и на заф-рах-то-ван-ных для этих це-лей су-дах. Для об-ще-го ру-ко-во-д-ства дан-ной служ-бой при Ин-спек-тор-ском департаменте Во-ен-но-го ми-ни-стер-ст-ва бы-ла соз-да-на этап-но-пе-ре-сыль-ная часть, ко-то-рая с декабря 1865 года во-шла в со-став Глав-но-го шта-ба, где бы-ла уч-ре-ж-де-на долж-ность гл. ин-спек-то-ра по пе-ре-сыл-ке аре-стан-тов (он же на-чаль-ник этап-но-пе-ре-сыль-ной час-ти).

С об-ра-зо-ва-ни-ем в 1879 году Главного тю-рем-но-го управ-ле-ния долж-ность главного ин-спек-то-ра по пе-ре-сыл-ке аре-стан-тов по-лу-ча-ет двой-ное под-чи-не-ние - МВД (с 1895 года Министерству юс-ти-ции) и Во-енному министерству. Кон-вой-ная служ-ба тре-бо-ва-ла оп-ре-де-лён-ных на-вы-ков, опы-та и специальной под-го-тов-ки, но час-тая сме-на ко-манд, вы-де-ляе-мых от различных во-ин-ских час-тей, при-во-ди-ла по-рой к на-ру-ше-ни-ям, не-пра-виль-но-му при-ме-не-нию ору-жия и др. (в середине 1880-х годов еже-год-но в Российской им-пе-рии со-про-во-ж-да-лось до 350 тыс. аре-стан-тов, а профессиональную под-го-тов-ку име-ли лишь 63 кон-вой-ные ко-ман-ды, со-сто-яв-шие из 86 офи-це-ров и 3347 ниж-них чи-нов).

В январе 1886 года по по-ве-ле-нию императора Алек-сан-д-ра III бы-ла сфор-ми-ро-ва-на конвойная стража, со-сто-яв-шая из 567 кон-вой-ных ко-манд. Штат-ная чис-лен-ность конвойной стражи (1895 год) со-став-ля-ла: 99 офи-це-ров, 1073 ун-тер-офи-це-ра, 10267 ря-до-вых, 271 не-строе-вой. В ию-не 1907 года ут-вер-ждён Ус-тав кон-вой-ной служ-бы, в 1909 году со-став-лен «Свод мар-шру-тов и пла-нов дви-же-ния этап-ных пар-тий», ку-да во-шли: 379 мар-шру-тов по пе-шим трак-там об-щей про-тя-жён-но-стью около 28 тыс. вёрст (ок. 30 тыс. км), 216 мар-шру-тов по 37 ли-ни-ям же-лез-ных до-рог, 40 пла-но-вых вод-ных мар-шру-тов.

Во вре-мя Первой ми-ро-вой вой-ны ко-ман-ды конвойной тражи при-вле-ка-лись для эва-куа-ции тю-рем-ных уч-ре-ж-де-ний, вы-дво-ре-ния иностранных гра-ж-дан за пре-де-лы стра-ны, кон-вои-ро-ва-ния во-ен-но-плен-ных, ох-ра-ны во-енных гру-зов и транс-пор-та.