План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему: Лепка из соленого теста "Осенний натюрморт". Лепка предметная из солёного или заварного теста «Осенний натюрморт
Ольга Выборнова
Сценарий педагогического мероприятия по лепке «Осенний натюрморт» (старший дошкольный возраст)
Задачи:
«Художественное творчество»
Учить детей создавать объёмную композицию (натюрморты) из пластилина;
Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки);
Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создав гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
«Коммуникация»
Способствовать развитию связной речи и коммуникативных умений детей;
Совершенствовать речь как средство общения;
Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, формировать умение отстаивать свою точку зрения.
«Социализация»
Способствовать развитию способности договариваться, работать в парах, малых группах;
Воспитывать умение действовать в команде;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым. Формировать умение договариваться и помогать друг другу;
Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение.
«Художественная литература»
Пополнять литературный багаж стихотворениями и загадками;
Предварительная работа:
с детьми:
Загадывание и отгадывание загадок;
Рассматривание овощей, беседа об овощах и фруктах;
Рассматривание репродукций картин известных художников с изображением натюрмортов;
Дидактическая игра «Волшебны мешочек» ; лото, домино, дидактическая игра «Разрезные картинки» ;
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» ;
Чтение стихотворения Трутнева E. «Урожай, урожай! »;
Подготовка основ для творческих работ.
С родителями:
Рассказ родителей о сборе урожая на даче;
Выпуск семейной газеты «Собираем урожай» ;
Проведение конкурса «Осенняя фантазия».
Используемое оборудование:
Репродукции картин известных художников; муляжи овощей и фруктов; фишки для игры; «волшебная» палочка; пластилин; основа под работ; дощечки; стеки; салфетки.
Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
Воспитатель читает стихотворение У. Рашид:
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград,
На ветках как игрушки,
И яблоки, и груши…
Мы утром рано в сад пойдём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, Осень!» - скажем.
Педагог приглашает детей в круг и предлагает игру «Волшебная палочка» (передавая палочку по кругу дети произносит название овощей и фруктов, глядя в глаза друг другу).
Предлагает детям игру «Найди дружочка» (детям раздаются фишки с изображением фруктов и овощей, ребёнок должен найти себе пару (например: яблоко – яблоко, груша – груша, виноград – виноград и т. п.)
Каждая пара, которая у нас получилась должна найти в группе муляжи этих фруктов и принести в вазу составить натюрморт.
Дети вместе с воспитателем рассматривают натюрморт со всех сторон, обозначая местоположение каждого фрукта и овоща (н-р: яблоко лежит снизу, а сверху виноград)
Педагог создаёт творческую проблемную ситуацию: показывает яблоко с румяным бочком и спрашивает:
Как можно слепить такое яблочко? (варианты ответов обсуждаются)
Воспитатель показывает 2 способа создания 2-х цветного изображения.
Просит пары сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, прикрепляя вылепленные фрукты на картон.
Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Компот» .
Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был как настоящий.
А теперь подумайте и решите, какие материалы для работы вам необходимы и пусть кто-нибудь из пары подойдёт и возьмёт всё необходимое.
Разделившись на группы, дети самостоятельно выбирают основу (фон) и обсуждают коллективный замысел.
В конце занятия воспитатель предлагает поставить натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные композиции.
Понравилось ли вам лепить в парах?
Получились ли у вас, что вы задумали? Почему?
Понравилось ли тебе сотрудничать со своим партнером? Какие трудности ты испытывал?
Не мешали ли вы друг другу?
(делается вывод: потому, что пары смогли договориться между собой)
Молодцы, вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению.
(дети выбирают карточки с эмоциями)
Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.
Инструкция: У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Спасибо всем за участие.
Публикации по теме:
Программное содержание: Речевое развитие: стимулировать детей давать содержательные ответы-размышления на открытые вопросы воспитателя;.
.
План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст) Вечер развлечений: «Путешествие в Театрленд. Спасение кукол театра «Золотой ключик» Цель: развивать представления детей о видах театра,.
Сценарий праздника «Лето красное» (старший дошкольный возраст) Цель: создать положительный эмоциональный настрой у детей; устойчивый интерес к занятиям спортом. ЗАДАЧИ: 1. Закрепить у детей умение двигаться.
МБДОУ ДС КВ № 7 «Незабудка» г. Мегион Ханты – Мансийский Автономный Округ Югра музыкальный руководитель Янковская Л. В. Интеграция образовательных.
Лепка предметная из солёного или заварного теста
« Осенний натюрморт»
Задачи.
1.Учить детей создавать объём ные композиции(натюрморты) из солёно го теста. 2.Совершенствовать изобразитель ную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки).
3.Развивать ком позиционные умения - размещать не сколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
Интеграция разных видов деятельности
Подготовка материала.
Солёное тесто. Смешать компоненты в таком соотношении: на 150 г муки - 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (су хого), 100 мл воды - мешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.
Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушить в духовке при темпера туре 100-110 градусов. Это займёт доволь но много времени - 5-6 часов. Поделки из солёного теста похожи на настоящие кулинарные шедевры за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.
Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, 1 чай ную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрюлю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до образования плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста разных цветов разделить сухую смесь на части, добавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы порошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное тес то в холодильнике, поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или пластиковые коробки с герметичными крышками. За варное тесто можно использовать много кратно как пластилин.
Материалы, инструменты, оборудование
Подготовленный заранее материал- со лёное или заварное тесто. Поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки (или за острённые палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки пластиковые или ке рамические для составления композиций.
Ход занятия:
Воспитатель:
Прекрасен наш осенний сад:
В нём слива есть и виноград,
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши...
Мы утром рано в сад пойдём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» - скажем.
(У. Рашид)
Из со бранных в саду фруктов и ягод можно составить красивый натюрморт. Ребята, натюрморт - это композиция состав ных предметов посуды.
Не спеша обойдите натюрморт и рас смотрите его со всех сторон.
(Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов, который помещён на столе воспитателя или - в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг.)
Воспитатель:
Давайте и мы со здадим необычные натюрморты - лепные.
Нужно распределиться на 4-5 групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, выкладывая вылепленные фрук ты на тарелку. Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был, как настоящий.
(Помочь детям разделиться на группы и настроить на обсуждение коллективного замысла).
Воспитатель:
Ребята, как можно слепить яблоко с румяным бочком? (Варианты ответов обсуждаются.)
Есть 2 способа с оздания двух- и трёхцветного изображен ия
1-й способ состоит в том, что 2-3 комо чка солёного теста разного цвета соед иняются в один и из него лепится задуманная форма;
2-й способ: форма лепится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается небольшой комочек другого цв ета.
Перед началом работы ещё раз вспоминаем, что с разных ст орон натюрморт выглядит
по-разному.
Итог:
Давайте теперь поставим работы на одном столе и рассмотрим их. Как называется композиция состав ленная из цветов, овощей, фруктов и раз ных предметов посуды?(Натюрморт)
Какие красивые композиции у вас получились! В этом натюрморте самые большие фрукты (например, яблоко и груша) лежат посередин е тарелки, а вокруг красиво размест ились более мелкие фрукты и ягоды (абрик осы, вишни и виноград).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА: «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
Задачи:
- Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
- Уточнить и закрепить знания детей о фруктах и овощах.
- Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Ход:
Часть первая
- Организационный момент
В.: Ребята, сегодня мы с вами будем лепить настоящий осенний натюрморт. Послушайте стихотворение:
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это - натюрморт. (Григорий Гладков)
Вы уже догадались, что же это такое, натюрморт?
Д.: варианты ответов
В.: Молодцы ребята, натюрморт это и ваза с цветами, и конфеты, и фрукты. А как вы думаете, что означает «осенний» натюрморт?
Д.:
В.: Правильно, «осенний» натюрморт может включать в себя все дары осени, все что мы с вами собираем, когда наступает золотая пора: овощи, фрукты, грибы и т.д.
- Актуализация знаний .
Где растут овощи, фрукты, грибы? (в поле, на грядке, в теплице, в лесу, на деревьях)
Как называются люди, которые выращивают фрукты и овощи? (садоводы)
Что делают с овощами, фруктами, грибами? (собирают, солят, консервируют, варят варенье, сушат, солят)
Загадки на тему даров осени:
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
На арбуз похожая -
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это - красный... (помидор)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (яблоко)
Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (груша)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (лимон)
- Физкультминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
- Обращаем внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагаем каждому ребенку по очереди подойти и достать из нее овощ или фрукт (макет) – это то, что сегодня будет делать ребенок. Рассаживаемся на места и приступаем к работе. Макет овоща/фрукта используется как подсказка, в случае затруднений помогаем детям.
- В конце занятия поделки отправляются в печь на просушку, а дежурные помогают убрать столы.
Часть вторая
Просушенные поделки покрываются гуашевой краской. Детям также раздаются макеты для образца. В конце занятия дежурные помогают убрать со столов, поделки сохнут.