Платон левшин, митрополит московский. Митрополит платон

Наш сайт продолжает публикацию статей доктора исторических наук Юрия Кондакова о истории тайных обществ в России (предыдущие публикации: , ). В этой статье веков речь пойдёт об отношениях митрополита московского Платона (Левшина) с розенкрейцерами.

В отличие от Католической церкви Русская православная церковь никогда не давала официальной оценки масонству. При этом в XIX и XX веках вступать своей пастве в масонские ложи запрещали не только отдельные православные клирики, но даже православные церковные организации. В этой связи любопытно проследить, как складывались отношения с масонами у одного из самых авторитетных российских пастырей второй половины XVIII – начала XIX веков митрополита московского Платона (Левшина).
В Европе XVIII век стал временем складывания различных масонских систем, некоторые из которых были занесены и в Россию. Особую роль в российской истории было суждено сыграть Ордену злато-розового креста, действовавшего в России беспрерывно с 1782 года по 20-е годы XX века. Наибольшим влиянием Орден пользовался в последние десятилетия XVIII века. Центром его деятельности была Москва, епархия митрополита Платона. В 80-е годы XVIII века Орден оказал серьезное влияние на российскую культуру. Его основатели И.Г.Шварц и Н.И.Новиков развили бурную деятельность. Ими основывались издательства и журналы, научные и студенческие общества, учебные заведения. Издавалось огромное количество масонской литературы. В этот период Ордену розенкрейцеров удалось взять под контроль большую часть масонских лож России.

В орбиту деятельности Ордена были вовлечены и православные клирики. Священники привлекали масонов тем, что церкви были удобны для масонской пропаганды. В высших степенях Ордена розенкрейцеров проводились обряды, в которых участие священников было необходимо. В разное время в Орден розенкрейцеров и подконтрольные ему ложи входили митрополит Михаил (Десницкий), священники Феофил (Фиников), Иов (Куроцкий), Гермоген (Сперанский), Феоктист (Орловский), С.И.Соколов, И.М.Воинов, профессор Ф.А.Голубинский, член Св.Синода В.И.Кутневич.
Митрополит Московский Платон (Левшин) был одним из крупнейших деятелей Русской православной церкви второй половины XVIII – начала XX веков. Он родился в семье священника в 1737 году. Платон проходил обучение в Коломенской семинарии, а затем в Славяно-греко-латинской Академии. По окончании обучения был принят преподавателем в Троицкую семинарию (пострижен в монашество), а с 1761 года стал ее ректором. В 1763 году Платон был определен законоучителем наследника престола Павла Петровича. В 1766 году Платон стал членом Св.Синода, в 1770 году - архиепископом Тверским, в 1775 году - архиепископом Московским. С Москвой была связана и вся дальнейшая деятельность Платона. Московский владыка искал пути для модернизации практической деятельности Русской православной церкви и много сделал для того, чтобы поднять престиж ее служителей. «Платон немало потрудился ради воспитания духовенства, руководясь при этом идеями европейских философов», - писала исследователь мировоззрения и деятельности митрополита Н.В.Бессарабова . Им была написана «Краткая Церковная Российская История» (М., 1805 в 2-х ч.), разработаны правила «единоверия» по присоединению к Церкви последователей старого обряда, он первым отменил в своей епархии выборы приходских священников. В разное время Платоном было произнесено около 500 позднее опубликованных проповедей (20 томов).
С розенкрейцерами митрополит Платон столкнулся еще до официального основания Ордена в России. В 1779 году в Москве сложился кружок, куда входили масоны И.Г.Шварц, Н.И.Новиков, Н.Н.Трубецкой, Ю.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, А.А.Черкасский, К.Н.Енгалычев, Ф.П.Ключарев, Х.А.Чеботарев. Вместе они составили новую ложу «Гармония», которая в 1782 году отправила И.Г.Шварца в Берлин. Результатом поездки стало учреждение в России Ордена злато-розового креста (известного в России под названием «мартинисты»). В 1779 году инициативе И.Г.Шварца при Московском университете было открыто «Собрание университетских питомцев», «Дружеское ученое общество», Педагогическая, а затем Переводческая семинарии. Митрополит Платон приветствовал начинания И.Г.Шварца и Н.И.Новикова. Он не только дал официальное благословение на открытие «Дружеского ученого общества», но и в разное время направил около пятидесяти семинаристов для обучения в Педагогической и Переводческой семинариях.
В конце 1779 года И.Г.Шварц обратился к епархиальным архиереям с просьбой прислать к нему на обучение студентов семинарий. Первым из рязанской семинарии был направлен в Москву Невзоров . В 1782 году к Педагогической добавилась Филологическая (Переводческая) семинария. Ее воспитанники активно привлекались для перевода книг, издаваемых Н.И.Новиковым (в том числе и масонской литературы). В «Приглашении Дружеского общества», изданном в ноябре 1782 года, указывалось, что семинарии рассчитаны на 35 мест, но пока набраны всего 21 семинарист. В течение трех лет эти молодые люди должны были получать знания, а по окончании обучения - возвращаться на родину и вступать в «учительское звание» .


Митрополит Платон (Левшин)

Исследователь масонства М.Н.Лонгинов называл «Дружеское учебное общество», учредившее Педагогическую и Филологическую семинарии, сосредоточением практической деятельности московских мартинистов (розенкрейцеров) . Очень рельефно проявлялись особенности масонского мировоззрения в семинарском обучении. Студенты Филологической семинарии жили в доме Шварца и там же слушали его «вечерние» лекции. В домашней обстановке Шварц читал курс философии истории . Кроме того, ученики семинарий активно привлекались к переводу любимых книг. А.Н.Пыпин считал, что подобные литературные занятия готовили учеников к принятию масонства .
Установлено, что как минимум трое из учеников семинарии - М.И.Невзоров, В.Я.Колокольников и А.Ф.Лабзин - еще в период обучения или сразу по окончании его были приняты в Орден розенкрейцеров. При этом все трое до этого прошли подготовку в масонских ложах. Розенкрейцерами стали еще трое семинаристов - М.И.Десницкий, П.А.Сохатский и Д.И.Дмитриевский. Сохранилось сведения о тринадцати студентах-масонах обучавшихся на средства «Дружеского ученого общества» .
Можно предположить, что некоторые из студентов избежали вовлечения в масонство. Среди них был будущий митрополит С.-Петербургский Серафим (Глаголевский). Но думается, что и на Серафима розенкрейцеры оказали определенное влияние, так как выступить против них он решился лишь под сильным нажимом в 1824 году. В 1825 году М.И.Невзоров писал Серафиму: «Я осмелюсь теперь напомнить Вашему Высокопреосвященству о членах бывшего некогда в Москве ученого Дружеского Общества. Вы, конечно, не почтете за стыд признаться, что вы много им одолжены и нравственным и физическим воспитанием, и многими, с помощью их, приобретенными познаниями… Пусть внутренний голос вашей совести скажет вашему Высокопреосвященству: когда вы у них учились, - то учили-ль они вас искажать святость книг божественного откровения и преподавали-ль вам явные и возмутительные лжеучения, противные церковным и гражданским постановления? Напротив того, не всегда ли они учили воспитанников своих быть честными гражданами Общества, добрыми сынами Отечества, верными подданными Высочайшей власти, истинными Христианами и приверженцами к Церкви?» .

Отношения митрополита Платона с масонами были далеко не однозначны. А.Н.Пыпин писал о том, что Платон, «хотя и не соглашался с некоторыми умствованиями наших масонов, но, вообще, относился благосклонно к деятельности Новиковского кружка, давал свое благословение на открытие Дружеского Общества» . Чаще всего для характеристики отношений Платона к масонству используют его отзыв о религиозных взглядах Н.И.Новикова, данный по распоряжению императрицы. «Как пред престолом Божьим, так и пред престолом твоим, всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобой, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков», - докладывал Платон Екатерине II в январе 1786 года . Среди сотен книг, издаваемых Новиковым, Платон нашел подлежащими запрету лишь шесть .
Такое осторожное отношение Платона к «кружку» Н.И.Новикова (розенкрейцерам) определялось несколькими факторами. Розенкрейцеры по своим религиозным взглядам сильно отличались от большей части российских масонов того времени. Это были фанатичные христиане, внешне с рвением следующие учению Русской православной церкви. Они не просто постоянно посещали службы и участвовали в таинствах, но адептам их высших степеней прямо предписывалось вести монашеский образ жизни. Поведение розенкрейцеров, серьезно относившихся к своим служебным обязанностям, чуждых коррупции, много средств и сил отдающих просвещению и благотворительности, должны были импонировать Платону. Об особенностях религиозных взглядов розенкрейцеров и о тайнах их Ордена митрополит ничего не знал. Можно предположить, что на «кружок» Новикова Платон смотрел как на «хороших» масонов, вставших на путь исправления. Слишком уж они контрастировали с атеистами и рационалистами, с людьми, посещавшими ложи ради престижа и пышных церемоний, наконец, с откровенными аферистами и авантюристами (за которых и считала руководителей розенкрейцеров императрица). Близко знакомый с деятелями «кружка» Новикова Платон постарался защитить их от неоправданных подозрений Екатерины II.
Но был и еще один момент. Судя по всему, Платон боялся масонов и не хотел выступать против них отрыто. В письме Амвросию о том, что ему поручено рассмотреть книги Новикова, Платон писал: «От этого много предвижу для себя затруднений, а может быть, и опасностей» . Имеются сведения о том, что, дав положительный отзыв о христианских взглядах Новикова, Платон одновременно отослал императрице материалы, обличающие масонов . Платон в личных беседах с уважаемым им розенкрейцером И.В.Лопухиным «нападал на учение масонов». После одной из таких бесед Лопухин составил изложение масонского учения, чтобы доказать, что оно не противоречат учению Церкви .
Платон прервал свои официальные контакты с розенкрейцерами после начала правительственных гонений на них. Екатерина II, начав преследования Н.И.Новикова, не оставила без внимания учеников семинарий «Дружеского ученого общества». А.И.Незеленовым была опубликована недатированная записка императрицы (судя по тексту, относящаяся к 1784 году). Екатерина II отдавала распоряжение начать расследование по поводу изданной в Москве «Истории Ордена иезуитов» (23 сентября 1784 года был издан соответствующий указ). В записке отдавался приказ осмотреть строения в деревне Н.И.Новикова и отстранить от должности попечителя Московского университета М.М.Хераскова. Дальше следовало: «Имена осьми семинаристов нужно знать паче же тех, кои постриглись, дабы не попали в кандидаты Епархиальные для Епискпства» . Митрополит Платон в своих письмах к Амвросию описывал гонения, обрушившиеся на Новикова, но ни одним словом не выразил своего отношения к его «кружку». При этом он приказал забрать всех семинаристов из Педагогической и Филологической семинарий. Он даже был против того, чтобы семинаристы, продолжавшие обучаться в Университете и Духовной Академии, получали содержание от «Дружеского ученого общества». Аргумент при этом выдвигался всего один: «чтобы на нас не пало «без вины» подозрений» .

В XVIII веке Русская православная церковь перенесла целый ряд тяжелейших ударов. Были ликвидированы соборность и патриаршее управление, Церковь возглавил Св.Синод, контролируемый обер-прокурором, прошла секуляризация церковных земель. Престиж церкви в российском обществе заметно упал. В этой обстановке в Россию хлынули идеи просветителей, атеизм и рационализм. Церкви нечего было противопоставить этой экспансии из-за рубежа. Высшие слои общества, как раз и подвергнувшиеся атаке, в это время отшатнулись от традиционной российской конфессии. Православие перестало быть модным. Духовных Академий и семинарий катастрофически не хватало, обучение там велось в основном на латыни, на том же языке читались церковные проповеди. Ощущалась острая нехватка просвещенных клириков и талантливых проповедников. В этой обстановке «борьбы за души» помощь пришла с самой неожиданной стороны - от масонских лож. Вместо того чтобы разлагать нравы, подрывать основы государства и Церкви, часть масонов под руководством Ордена розенкрейцеров выступила в защиту Веры и Христианской религии. Не случайно митрополит Платон не рискнул публично обличать розенкрейцеров и даже выступил в защиту Н.И.Новикова.
Розенкрейцерам удалось вернуть в лоно религии часть представителей российского привилегированного общества. Людей молящихся, посещающих церковь, соблюдающих посты и читающих духовную литературу в высшем свете перестали считать фанатиками и ретроградами. Лекции И.Г.Шварца показали, что наука и религия вполне совместимы и не противоречат друг другу. Розенкрейцеры смогли придать новое безопасное для правительства направление деятельности масонским ложам (впрочем, далеко не всем). Все это не укрылось от внимания духовных и светских властей. Недаром ряд клириков, членов Св.Синода и обер-прокурор входили в Орден. В окружении Александра I работала группа розенкрейцеров, находившихся под покровительством князя А.Н.Голицына. Их не затронуло запрет 1822 года на работы масонов. Николай I не только не предпринимал мер по поводу незаконных собраний розенкрейцеров, но терпел адептов братства в своем окружении. Надо полагать, император был убежден, что с этой стороны опасность ему не угрожает.

1.Бессарабова Н.В. Мировоззрение и деятельность митрополита Платона (Левшина)// Вопросы истории. 2008. № 1.
2.Из бумаг митрополита московского Платона// Чтения в обществе истории древностей российских. 1881. Т. 4.
3.Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000.
4.Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней церкви. М., 1997
5.Незеленов А.И. Новиков в Шлиссельбургской крепости// Покровский В.И. Николай Иванович Новиков его жизнь и сочинения. М., 2010.
6.Письма Платона, митрополита Московского к преосвященному Амвросию и Августину. М., 1870.
7.Пыпин А.Н. Масонство в России. М., 1997.
8.Пыпин А.Н. Существенные черты русского масонства в XVIII столетии// Покровский В.И. Николай Иванович Новиков его жизнь и сочинения. М., 2010.
9.Серков А.И. Русское масонство 1731-2000. Энциклопедический словарь. М., 2001.

Платон Левшин


Немногие русские епископы до революции внесли такой вклад в историю России, как митрополит Платон (Левшин) . Его называли «отцом московского духовенства» и «русским Златоустом». С его именем связаны появление богословской школы на русском языке, воспитание целой плеяды образованных и достойных архиереев из великорусской среды, возрождение старчества в Троице­-Сергиевой лавре. Его изображение помещено на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Будущий архиерей родился 29 июня/12 июля 1737 г. в селе Чарушники под Москвой. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене. Очень большое значение в воспитании мальчика, которого назвали Петром (Платон – монашеское имя), имела мать, Татьяна Ивановна.

Образование Пётр получил сначала в Коломенской семинарии, потом в Славяно­греко­латинской академии, где он с братьями получил фамилию Левшин. По окончании академии был назначен учителем, позже перешел в Троицкую семинарию.

В 1759 г. рукоположен во иеромонаха в Троицкой семинарии.

С 1761 г. – ректор семинарии.

С 1763 г. – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича, позднее – наместник Троице-Сергиевой лавры.

Невероятно быстрая карьера Платона была связана с его выдающимися природными дарованиями и работоспособностью. Годы обучения для него были очень трудны. Жил в Москве у старшего брата Тимофея, бедного пономаря, и в училище ходил «босиком, с грошом на обед», а новые сапоги нес в руках и надевал только у входа в академию. Но юноша не роптал. Самостоятельно, со слуха и по случайным книгам выучил греческий язык, позже освоил таким же образом французский. Так же, самоучкой, блестяще освоил и другие языки, изучил географию, историю. Страсть к учению пронес через всю жизнь, сохраняя при этом живость ума и научный склад мышления. Еще в духовной школе он прославился как толкователь писания и проповедник. Именно его великолепный дар слова был отмечен Екатериной II при посещении ею Троице-­Сергиевой лавры, после чего Платон был приближен ко двору и назначен членом Синода.

10 октября 1770 г. Платон был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением сразу в сан архиепископа, но с оставлением архимандритом Троице­-Сергиевой лавры.

Реально в Твери он мог бывать лишь наездами, поскольку забот в лавре и Петербурге у него было множество. Только 1771 и 1774 гг. он смог посвятить своей епархии. В первый приезд посетил монастыри Кашина и Калязина , во второй совершил поездку в Старицу , Зубцов, Ржев , Осташков, Нилову пустынь и Торжок , все города тогдашней Тверской епархии.

Платону очень нравилась Тверь и ее жители. Молодой архиепископ начал деятельно входить в дела епархии, особенно заботясь о духовных школах и нравственном состоянии духовенства. Ему удалось увеличить средства Тверской семинарии с 800 рублей в год до двух тысяч, благодаря чему увеличилось количество учащихся. В Торжке и Осташкове по его почину были открыты духовные училища.

Политика архиепископа Платона в отношении тверского духовенства заключалась в следующем. Объезжая епархию, он всюду старался выискивать талантливых, образованных священников, и именно им отдавал ключевые приходы. Новых священников «старался обязывать подпискою в нередком сказании проповедей». Помимо того, архиепископ побуждал «граждан Твери завести на собственном своем содержании порядочное преподавание наук природным языком» (то есть училище с преподаванием наук по­русски).

Платон был большим любителем церковного благолепия. «Тверской кафедральный собор, – писал он в «Автобиографии», – строением довольно обширен и хорош, но внутри были голые стены, и иконостас неплох, но непорядочно поставлен. Архиепископ, кое­как собрав сумму, своими и сторонними мастеровыми весь собор внутри подмазал и весь живописным искусством расписал, сделав новые хоры; иконостас привел в порядок, престол возобновил и потом освятил, к удовольствию своему и общему всех…». Огромные художественные труды были оценены Екатериной II, которая при посещении Твери из своих средств покрыла все расходы на украшение собора (около пяти тысяч рублей).

Архиепископ Платон деятельно писал для обращения ржевских старообрядцев, надеясь привести их в православие. Небольшое время, которое ему было отпущено на Тверской кафедре, не позволило ему довести до конца многие проекты в этой сфере.

«В спокойное от дел время, – писал Платон о себе, – любил прохаживаться в саду и в Желтиков монастырь, недалеко от Трехсвятского отстоящий, с ближними своими духовными друзьями. А от больших собраний всегда удалялся. Жил как монах, уединенно. Выезд наиболее был на служение в соборе, в приходской церкви и в монастыре, где никогда не оставлял, чтоб не сказать поучение народу».

Наведением порядка в Москве Платон занимался с той же энергией, что и прежде в Твери. Обращал особенное внимание на духовные школы и обители. Высоко поставил Московскую духовную академию, построил при ней общежитие, уменьшил число домовых церквей, соединил приходы, чтобы они могли безбедно содержать священников.

Как писал сам Платон, «в производстве дел он не взирал ни на сильные лица, ни на просьбы, ни на слезы, коли то находил со справедливостью законною несообразным и с расстройством общего порядка паствы». Так, например, получилось и при восшествии на престол императора Павла. Павел очень любил своего бывшего учителя, много лет переписывался с ним, но на него произвело сильное впечатление то, что во время коронации митрополит предложил ему при входе в алтарь снять шпагу. «Здесь приносится бескровная жертва, – заметил митрополит вошедшему в алтарь императору, – отыми меч от бедра твоего». Еще заметнее охладел к нему Павел после того, как Платон протестовал против награждения духовенства орденами.

В самом конце своей жизни старому митрополиту пришлось перенести страшное душевное потрясение: нашествие Наполеона, взятие и пожар Москвы. Когда столица начала пустеть, улицы ее были наполнены только отъезжавшими из нее или обозами с военными снарядами и ранеными. Из лавры прибыл митрополит Платон. В Успенском соборе он отслужил последнюю службу перед занятием Москвы Наполеоном и сказал ободрившую жителей проповедь. По крайней слабости здоровья слова его к народу передавал дьякон. Митрополит хотел ехать к русским войскам, чтобы быть с ними в трудный момент отступления, но из-­за болезни сделать этого уже не смог.

Как только пришло известие о бегстве Наполеона из Москвы, Платон перекрестился и сказал: «Слава Богу, я теперь умру спокойно».

Скончался митрополит Платон 11/24 ноября 1812 г. в основанном им Спасо-­Вифанском монастыре недалеко от Троице­-Сергиевой лавры и там погребен 14/27 ноября.

Павел ИВАНОВ

Все правящие епископы Тверской земли -

Ответить Подписаться Скрыть

Родился на Украине, был четвёртым ребёнком в семье, рано потерявшей кормильца. После окончания школы год провёл в монастыре, где работал в свечной мастерской. Учился в Киевской и Одесской семинариях, научился мастерски составлять проповеди. После службы в армии закончил семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию, где защитил диссертацию по богословию «Исторический обзор взаимоотношений Русской и Римско-Католической Церквей». Работал рефернентом в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП), продолжая обучение в аспирантуре Московской духовной академии. В 1971 году ленинградский митрополит Никодим постриг референта в монашество, в том же году новопостриженный стал иеродиаконом и иеромонахом, а уже в 1972 году Никодим возвёл своего сотрудника в архимандриты и отправил его в Аргентину.

16 декабря 1973 года патриарх Пимен возглавил архиерейскую хиротонию Платона, назначенного епископом Аргентинским и Южноамериканским (вместо епископа Максима). В 1977 году бывший свечник стал архиепископом и экзархом Центральной и Южной Америки (предшественником его по управлению экзархатом был архиепископ Никодим).

В 1980 году Платону пришлось сменить на Свердловской и Курганской кафедре заболевшего архиепископа Климента, одновременно он получил во временное управление Челябинскую епархию. Деятельность Платона на Урале была успешной, в 1983 году он смог открыть приход в Камышлове - первый в епархии за тридцать лет. Кроме того, в 1981 году архиепископ вернулся в ОВЦС, уже в качестве заместителя председателя (эту должность он сохранял до 1986 года).

В 1984 году Платон занял Ярославскую и Ростовскую кафедру после ухода на покой митрополита Иоанна. Новый архиерей вернул РПЦ восемь храмов в Ярославле и более пятидесяти по области, начал восстановление Толгского и Спасо-Яковлевского монастырей, обнаружил множество мощей - князей Фёдора Ростиславича, Давида и Константина Фёдоровичей, Василия и Константина Всеволодовичей, святителей Димитрия, Иннокентия и Игнатия, преподобного Авраамия.

В 1990 году Платон участвовал в Поместном соборе, внёс предложение о снижении числа голосов, необходимых кандидату от Поместного собора для включения в окончательный список кандидатов в патриархи, но принято оно не было. Сам архиепископ предложил кандидатуру митрополита Волоколамского Питирима. Помимо этого, Платон принимал участие в дискуссиях, например, предложив обратиться с посланием к прихожанам РПЦЗ.

Ещё в патриаршество Пимена Платон был избран народным депутатом и членом Верховного совета РСФСР, работал в комитете Верховного Совета по свободе совести, участвовал в написании закона «О свободе вероисповеданий». По мнению современных социологов, этот закон открыл «простор для образования многочисленных новых религиозных объединений».

В 1993 году архиепископ был вторично назначен на Аргентинскую кафедру. В 2000 году участвовал в архиерейском соборе РПЦ, на котором высказался против ограничения полномочий Поместного собора. 29 февраля 2004 года возведён в сан митрополита.

В прошлой теме мы рассмотрели интересные факты из жизни Московского митрополита Платона Левшина. Сегодня мы рассмотрим с серьёзной точки зрения, что этот человек сделал для Церкви и как к нему относились государственные деятели.

Митрополита Платона называли, "самым блестящим светилом иерархии Екатериновских времён". Простой сын дьячка из Подмосковья очень рано принявший монашество в возрасте чуть за 20 лет. Закончил Московскую Академию, преподавал риторику в Троицкой духовной семинарии. Вскоре стал профессором и ректором.

В то время Министр Народного Просвещения (Образования) России, граф И.И.Шувалов будущего митрополита хотел послать для иностранного образования учиться в Париж, но высшее духовенство России не хотело выпускать из России такого человека и не дало благословение.


Однажды в Троицкую Лавру приехала Императрица Екатерина Вторая. Ей очень понравилась проповедь молодого иеромонаха Платона. Но императрица была под большим впечатлением не только от слова священника, но и от высокой цветущей фигуры молодого мужчины.. Она лично решила познакомиться с ним и кокетливо спросила: "Зачем же Вы пошли в монахи?". Платон ответил: "Из-за великой любви к просвещению". Императрица решила увезти его в Петербург и сделать "придворным проповедником".

Екатерина Великая быстро позаботилась о всех благах для Платона. По её ходатайству Платон сразу стал архимандритом и настоятелем Свято-Троицкой Лавры, хоть жить ему приходилось при императрицы во дворце Петербурга и иметь высокое жалование. Официально Платон при имперском дворе числился законоучителем сына императрицы и наследника престола Павла Петровича, но на самом деле ему предстояла заниматься с невестой наследника принцессой Гессен-Дормштадской Вильгельминой, будущей православной цесаревной Натальей Алексеевной. Надо было её обучать вере православной.

Императрица держала Платона при себе. Где бы она не появлялась, ей нравилось щеголять тем, что при ней такой умный и образованный монах и православный священник. Платон владел немецким и немного французским, а так же в совершенстве знал латынь. А потому императрица имела великую гордость представить Платона Польскому Королю, Станиславу Понятовскому, а так же Королю Австрии, Иосифу Второму. Императрица даже просила Платона погулять с Королём Австрии по Москве и показать гостю город. Позже Король Австрии скажет, что больше всего с прогулке по Москве ему понравился...Платон.

В 1768 году Платону дают сан епископа, вводят в состав членов Священного Синода и назначают на кафедру города Тверь. Правда императрица очень часто отзывала его для дел в свой дворец.

Однако такое увлечение молодым епископом не могло нравиться духовнику императрицы, протоиерею, Иоанну Памфилову . Этот священник из белого духовенства терпеть не мог епископов и монахов, открыто говоря, что им не место во дворце. Екатерина Великая слушала своего духовника и делала всё с его благословения, а потому и она всегда отдавала предпочтение женатым священникам, пока не повстречала монаха Платона. Для Иоанна Памфилова ни один епископ не был авторитетом, он знал, что его духовная дочь, императрица Екатерина Великая выше всяких церковных владык. Кроме того, Екатерина была Крёстной матерью его сына .

В 1775 году Священный Синод постановил епископу Платону быть епископом города Москвы. Владыка Платон испугался этого назначения. Он понимал, что теперь он должен будет стать начальником для духовника императрицы, который епископов не признаёт. Платон лично писал прошения и наследнику цесаревичу Павлу и его супруге, и князю Потёмкину и наконец самой императрицы Екатерине, чтобы они посодействовали отмене этого решения синода. На что императрица ответила:"Держись моего указа и всё будет хорошо!" . Платон перечить не посмел.

Семь лет епископ Платон правил Московской кафедрой. Он очень заботился о духовенстве именно низов, о простых монахах и видел как протоиерей Иоанн Памфилов настраивает императрицу против монашества. Кроме того, до этого времени, ни кто не награждался из женатых священников митрой. Однако Иоанн Памфилов заметил императрицы, почему же каким-то невеждам архимандритам украшаться митрой можно, а культурному протоиерею нельзя. Императрица Екатерина практически приказала епископу Платону, наградить митрой её духовного отца. Так в 1786 году в Русской Церкви в митре появился первый священник белого духовенства. Им стал протоиерей Иоанн Памфилов, с тех пор таких протоиереев именуют митрофорными, однако ни в одной другой Восточной Православной Церкви женатых священников митрами не награждают.
Сам епископ Платон считал это уничижением митры. А протоиерея Иоанна назвал "Папа-Митрус" и стал называть "Папой женатого духовенства".

Этот случай подвиг епископа Платона просить императрицу освободить его от епископства и от проживания в Москве. Императрица ответила, что епископ может жить там где пожелает, но с кафедры Москвы не увольняется, а если нет сил эту кафедру содержать и окормлять духовно, то может себе выбрать помощника, Викарного епископа.

Чтобы как-то удержать Платона в Москве, императрица решила даровать Платону звание митрополита Московского и наградить его белым клобуком. Это был такой прыжок через ступень архиепископа. Однако митрофорный протоиерей и духовник императрицы Иоанн Памфилов не благословил императрицу на такой шаг.

В это дело вмешался наследник Павел Петрович, он стал требовать у матери императрицы сделать Платона митрополитом. Ведь наступал праздник апостолов Петра и Павла и День именин наследника, которому хотелось, чтобы эту литургию ему служил митрополит в белом клобуке, да и знал наследник, что этот день, это ещё и день рождения епископа Платона и для него был бы хороший подарок. Императрица не послушалась своего духовного отца и объяснила ему, что Платон ни чем не заслужил так долго ходить по Москве в епископах.

И вот в праздник апостолов Петра и Павла за одним престолом стоят протоиерей Иоанн и епископ Платон. Отец Иоанн поминает Платона Митрополитом. Платон смутился и шепнул: "Отец Иоанн, Вы ошиблись, я епископ". На что услышал ответ от протоиерея: "Мне так велено молиться". Митрополит Платон вышел из алтаря и поклонился императрицы.

Уже назавтра императрица наградила Платона ещё раз, теперь она подарила брильянтовый крест на клобук.

Каково же было реальное отношение императрицы к митрополиту, это можно узнать с её дневника. Там она пишет, что митрополит Платон в белом клобуке и брильянтовым крестом высмотрит "как павлин кременчугский" и делает запись, что этот митрополит "Блудлив как кошка, труслив как заяц ".

Митрополит Платон не мог не видеть отрицательных сторон для Церкви в правлении Екатерины Великой. Он пишет: "Всё кажется катиться к худшему. Не удивляюсь о жалком положении нашего духовенства, зная, что привлечены светские начала, отчего и проистекает всё зло, именно им вверена вся власть. Нас ни во что не ставят, и не только хотят подчинить себе, но уже считают подчинёнными. О Боже Благий... Уже нет ничего утешительного. Делами я завален. Иногда, прогуливаюсь, задумываюсь. Силы душевные и телесные оскудевают. Ни о чём больше не думаю, как о покое и увольнении" .

Митрополит Платон при Екатерине Великой очень много сделал для Церкви. Он отменил такое наказание как "отдачу под начал". То есть, это наказание заключалось в том, чтобы священников унизить самой грязной работой на глазах детей и учащихся...например колоть дрова в школе, чистить туалеты, разносить пищу в столовой..." Платон это запретил указом. К тому же, митрополита Платона, когда он уже был священником и преподавателем семинарии, митрополит Московский того времени, приказал выпороть розгой за плохую работу при всех семинаристах . И хоть императрица уже в 1767 году отменила своим постановлением телесное наказание для священников, но Платон добился указа о запрете порки дьяконов. Кроме того, в архиерейских домах были настоящие тюрьмы и даже оковы для непослушных священников . Митрополит Платон добился у императрицы запрета на подобные наказания священников епископами.


В 1796 году на трон императора взошёл сын Екатерины Великой, 42 летний Павел Первый .

Именно Павел ещё до восшествия на трон считал митрополита Платона своим другом и делился с ним всеми скорьбями и радостями. Именно Павел уговорил митрополита остаться на Московской кафедре. Не известно, как митрополит Платон переживал кончину Екатерины Великой, но с приходом на трон Павла Петровича, митрополит Платон вдохновился некими надеждами на лучшее будущее для Русской Православной Церкви. Да и сам император Павел считал митрополита Платона своим духовником и сердечным другом.

Новый император сразу по просьбе митрополита поднял жалование для духовенства, передал приходам и монастырям земельные угодья отнятые ещё его отцом Петром Первым. Выросло число семинарий. Однако не забывал он и о женатом духовенстве. Продолжал награждать всё того же любимца усопшей матушки, отца Иоанна Памфилова, впервые Церковь по его ходатайству женатых священников награждала наперстными крестами и малиново-бархатными, а не фиолетовыми скуфьями. Случилось и нечто вообще "ужасное", новый император стал награждать духовенство государственными орденами .

Был орденом от императора награждён и митрополит Платон. Митрополит упал на колени перед императором и сказал: "Позволь мне умереть архиереем, а не кавалером! "

Но со временем император Павел Петрович стал склоняться к католицизму, что не могло уже нравиться митрополиту Платону.

Платон же наоборот вошёл в историю Церкви, как человек, который всех желал сплотить вокруг Православия. И он первый, кто уделил много сил для воссоединения староверов и православных после Никоновского раскола 1666 года. Митрополит Платон в 1801 году (за 11 лет до своей смерти) утверждает Единоверие .

Московские старообрядцы не один раз пробовали просить себе священника у Православной Церкви. Они обращались к митрополиту Платону и в Синод еще в 80-е годы XVIII века, но тогда московский архипастырь проявил необыкновенную осторожность: он усомнился в искренности просителей. Известно, что митрополит Платон раздраженно отреагировал на сообщение епископа Никифора (Феотоки) о рукоположении священника для старообрядцев и разрешении ему служить по старому обряду. Тогда он выступал за присоединение старообрядцев без всяких условий, иначе будет «хромание на оба колена». Он был против такого варианта. Его безпокоило то, как сохранить лицо, т.к. долгое время шла борьба с древнерусским церковным укладом. Позднее московские старообрядцы решили обратиться, минуя митрополита, прямо к высшей светской власти

Они просили даже самостоятельного епископа, который подчинялся бы не Святейшему Синоду, а государственной власти и имел бы при себе особое духовное правление.


Единственное требование к ним - поминать императора за богослужением по установленной тогда форме, они отвергли, отказались поминать его во время Великого входа, потому что этого никогда не было при старых русских Патриархах. Через некоторое время старообрядцы вновь обратились с ходатайством. Теперь они соглашались на подчинение Святейшему Синоду и епархиальному архиерею, правда, с изъятием их из ведения духовной консистории.

Митрополит Платон решил осторожно выяснить мнение по этому поводу у архимандритов московских монастырей и московских благочинных. В своем большинстве они отрицательно отнеслись к ходатайству старообрядцев, в то же время невозможно было не реагировать на позицию высшей светской власти. Митрополит остановился на среднем варианте: пойти навстречу просителям, проявить снисхождение, разрешить им употреблять старые обряды в надежде, что они «со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с Церковью приидут согласие». Т.е. он рассматривал единоверие как переходный этап к полному, ни в чем не отличимому слиянию с Православной Церковью. Такую позицию занимал ряд иерархов в то время. Таким образом, на том первоначальном этапе бытия единоверия, оно не воспринималось на равных. Отголоски такого представления нередко встречаются и сегодня. По правилам митрополита Платона единоверцы могли безпрепятственно причащаться в новообрядческих храмах, а новообрядцы в единоверческих только «в крайней нужде». Присоединяться к единоверию можно было только там, «где никто никогда дотоле в Церковь Православную не ходил и таинств ее не принимал». Платон был категорически против того, чтобы в учреждаемых единоверческих храмах служили бы беглые попы, т.е. те, кто перешел к старообрядцам из Греко-Российской Церкви.

Митрополит Платон ограничил общение православных с будущими единоверцами. То есть православному дозволялось у единоверческого священника причащаться лишь при крайней нужде, в смертном случае, если нельзя было найти священника православного. А вот единоверец мог причащаться у православного священника в любой ситуации.

О том, насколько важен был вопрос о единоверии для митрополита Платона, говорит тот факт, что священник Полубенский в 1807 году был возведен им в достоинство протопресвитера - очень редкая не только награда, но и должность для того времени. И этим была отмечена особая важность положения единоверческого священника не только в Москве, но и в Православной Церкви.

Митрополит тяжело переснес известие о вторжении в Россию армии Наполеона и уме р, узнав о его отс туплении, 11 (24) ноября 1812 г.