Платонов песчаная учительница характеристика главных героев. Андрей Платонов

Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни - все это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника - вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким Человеком предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности-и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твердость в своих решениях. И когда ее направили в дальнее село «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обреченном на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдается, а призывает крестьян к активной деятельности - бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна - человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает оттого, что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получилй возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее»

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к вождю кочевников - не жаловаться и плакать, идет «с молодой злобой». Но услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», - она втайне признает его правоту, но все же не сдается. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более далекое село, где живут «кочевники, переходящие на оседлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придется похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У нее твердая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твердость и целеустремленность ее характера достойны уважения и восхищения.

План-конспект

Урока литературы.

Тема: «Идея доброты, отзывчивости в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница»

6 класс

Учитель: Мочалова Т.Н.

Цель урока: 1) продолжить работу над рассказом (прочитать и разобрать 4 и 5 главы); 2) формировать навыки связной речи учащихся, добиваясь развернутого ответа на поставленные вопросы, продолжить работу над формированием умения работать с текстом; 3) выявить основные черты характера героини; 4) воспитывать чувства сопереживания, стремления быть добрым и отзывчивым к окружающим.

Оборудование: плакат с изречением, толковый словарь русского языка, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока .

Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом А.П. Платонова «Песчаная учительница», остановимся на том, как выразил автор идею доброты, отзывчивости.

3. Проверка домашнего задания.

А) Карточки (2 человека работают на месте)

Б) Беседа с классом по вопросам.

1) Чем интересна личность А.П. Платонова?

2) Что мы узнали о Марии Никифоровне, что героиня рассказала, из прочитанных глав? (Ей 20 лет. Она родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её отец - учитель. Когда ей исполнилось 16 лет, он отвез её в Астрахань на педагогические курсы. После окончания Марию Никифоровну назначили учительницей в село Хошутово, которое находилось на границе с мертвой среднеазиатской пустыней).

3) Прочитайте, что увидела Мария Никифоровна, приехав в Хошутово? (2 гл.)

4) Как проходило ученье? (стр.128)

5) Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно? Найдите ответ в тексте. (стр. 129)

6) Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? (Все бросить и уехать на родину. Или остаться и учить тех, кто придет в школу. Или пытаться убедить крестьян в том, что учиться их детям в школе необходимо)

7) Какое решение она приняла? (конец 3 главы, стр. 129)

8) Как это решение характеризует её? (Она человек неравнодушный, деятельный, стремящийся помочь другим)

4. Запись темы урока.

Итак, мы продолжим работу над рассказом, выясним, как решает автор проблему идеи доброты, отзывчивости. Чтобы это хорошо понять, надо посмотреть внимательно на каждое слово темы, подумать, что оно значит.

1) Индивидуальное задание. Толкование значение слов а) идея (многозначное слово) – основная, главная мысль произведения; б) доброта -душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим; в) отзывчивость – свойство по прилагательному «отзывчивый» (многозначное) – быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьба, всегда готовый помочь другому, т.о. отзывчивость – готовность помочь другому.

Значит, основная мысль рассказа – стремление, готовность Марии Никифоровны помочь другим.

5. Изучение нового материала

1) Индивидуальное задание.

- Проследим по тексту, прочитав 4 главу , как Платонов раскрывает идею своего рассказа.

- Беседа по содержанию прочитанного.

1) Как изменился облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг другу через 2 года?

2) Благодаря каким качествам Марии Никифоровны это произошло?

(благодаря доброте, знаниям, упорству, настойчивости, целеустремленности, трудолюбию, вере в людей)

2) Индивидуальное задание.

-Прочтите 5 главу.

- Беседа по содержанию прочитанного .

1) Какая беседа случилась в Хошутове на 3-й год жизни там Марии Никифоровны? Прочитайте, как стала выглядеть степь через трое суток после прихода кочевников? (стр. 131)

2) Что заставило Марию Никифоровну пойти к вождю кочевников? (Был уничтожен труд 3-х лет)

3) Давайте перечитаем (по лицам) спор Марии Никифоровны с вождем кочевников. Кто из них прав в этом споре?

Вывод учителя: Действительно, каждый в этом споре прав по- своему. Трудная жизнь у жителей Хошутова, и только-только она начала обустраиваться, пришли кочевники и все уничтожили. Но ведь не менее трудна и жизнь кочевников, живущих в степи. Давайте вспомним историю о сотворении мира, о которой мы говорили на факультативе «Основы православной культуры».

А) Кто создал Землю (Бог)

Б) Бог ли создал пустыню, непригодную для жизни? (Бог создал Землю как рай, т.е. все должны были быть одинаково счастливы)

В) Откуда же возникла пустыня, где нельзя жить? (Это наказание за грех, который человек совершит много лет спустя.)

Вывод учителя: Вождь кочевников умён и вызывает наши симпатии. Наверное, многие поколения кочевников уже почти искупили грех, и не за горами то время, когда их жизнь станет намного легче.

4) Почему завокроно сказал Марии Никифоровне, что теперь в Хошутове обойдутся без нее? (У нее было много друзей – помощников. Крестьяне узнали, что можно жить намного лучше, чем они жили прежде)

5) Почему именно Марии Никифоровне предложил завокроно поехать в Сафуту? (Она хотела помогать людям, добивалась поставленной цели, хотела изменить жизнь в пустыне)

6) Прочитайте, о чем задумалась Мария Никифоровна после слов завокроно. Перед каким жизненным выбором встала она? (Жить среди осевших кочевников в пустыне или создать семью)

7) Найдите ответ Марии Никифоровны. Как вы поняли её слова: «Приеду не по песку, а по лесной дороге?» (Она сделает все возможное для озеленения пустыни)

8) Её слова несколько удивили завокроно, и сказал: «Мне жалко как-то вас…» А надо ли жалеть героиню рассказа? (Нет.) Какие чувства она вызывает у вас? (Чувства восхищения, преклонения)

9) Можно ли назвать героиню счастливым человеком? Почему? (Да. Она посвятила жизнь осуществлению мечты.)

10) О чем она мечтала в юности? (Быть нужной, полезной людям, поэтому решила стать учительницей, как и её отец.)

11) Мы привыкли считать по-настоящему счастливым человеком того, у кого любимая работа и крепкая семья. У Марии Никифоровны есть любимая работа, но автор ничего не говорит о её семье. Как вы думаете, будет ли у неё семья? (Наверное, да, ведь она очень молода.)

12) С чьим творчеством можно сравнить созидательный, т.е. создающий что-то, труд Марии Никифоровны? (Её созидательный труд можно сравнить с творчеством Бога по сотворению мира. Творить может только человек. Он творит по образцу, данному Богом. Как Бог обустроил Землю для человека, так и Мария Никифоровна старалась обустроить пустыню для людей. Она вкладывает душу, и люди откликаются на её доброту. Как и у Иисуса Христа были ученики, так и у нее в Хошутове остались друзья, как пишет автор, «настоящие пророки новой веры в пустыне»)

6. Итог урока.

Почему рассказ называется «Песчаная учительница» (Он об учительнице, которая учила бороться с песком)

Чему учит этот рассказ? (Трудолюбию, доброте, отзывчивости)

Как в этом рассказе проявилась идея доброты, отзывчивости? (Мария Никифоровна помогает людям бороться с песком, согласившись жить еще дальше в пустыне, потому что она добрая и отзывчивая.)

А кто был первым, кто призывал быть добрым? (Иисус Христос)

Посмотрите на изречение: «Хорошо тому, кто добро делает, - еще лучше тому, кто добро помнит». Как оно перекликается с содержанием рассказа? (Добро, т.е. хорошее, полезное, людям несет Мария Никифоровна. Они ее помнят, поэтому и сами становятся лучше, стараясь подражать ей во всем)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу - словам А.П. Платонова на стр. 133. Как он помогает понять смысл рассказа? (Подлинное счастье лишь тогда, когда его можно разделить с другими людьми.)

А как, по-вашему, есть ли сейчас люди, похожие на Марию Никифоровну, готовые поступиться своими интересами ради других? (Человек сам для себя должен выбрать добро.)

Учитель: закончить урок мне хочется призывом Александра Яшина: «Спешите делать добрые дела!»

7. Комментирование оценок.

8. Д/З

Стр.133; Вопросы к главам 4-5; иллюстрации (по выбору); прочитать рассказ А.П. Платонова «Корова».

Карточка №1

Найдите в тексте 2 главы самые яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.

Карточка №2

Найдите в тексте 2 главы, как показано в рассказе противоборство людей и пустыни.

Очень кратко: Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом - расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно - то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» - она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны - слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах - похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян - всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту - село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, - чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня - будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» — молодая учительница Мария Нарышкина. После окончания учительских курсов ее направили работать в село Хошутово, которое находилось на границе степи и азиатской пустыни.

В селе Мария Никифоровна увидела, как люди борются с песками пустыни, которые методично засыпали все плоды их труда. Зимой к песчаным заносам добавлялись снежные бураны, и тогда жизнь в селе замирала.

Дети ходили в школу нерегулярно. Их родители были равнодушны к знаниям, которые преподавала молодая учительница. Эти знания никак не помогали им выживать в пустыне.

И тогда Мария Никифоровна решила научить жителей села бороться с песками и превратить пустыню в цветущую землю. Она собрала крестьян в школе и рассказала о своей задумке. Крестьяне одобрили ее идеи, но не поверили в успех этого дела.

Тогда учительница отправилась в округ и стала требовать помощи в ее начинаниях. Ей посоветовали самой взяться за это трудное дело и помогли только книгами. Но Мария Никифоровна оказалась человеком упорным и убедила крестьян заняться общественными работами по озеленению окружающих земель.

За два года вокруг села выросли ветрозащитные полосы из кустарника, который назывался шелюга. Эти полосы преградили путь пескам. А еще шелюга обеспечила жителей села работой. Ветки кустарника использовали как топливо, из них жители села научились плести корзины, ящики и даже мебель. Они стали жить гораздо лучше.

Но на третий год случилась беда. В район села пришли кочевники, которые вели за собой многочисленные стада животных. Эти животные за три дня уничтожили всю растительность вокруг села и выпили всю воду из колодцев.

Разгневанная учительница отправилась к вождю кочевников с требованием покинуть эти земли. Но вождь сказал, что если его люди уйдут в пустыню, они погибнут от голода. Тогда Мария Никифоровна поехала жаловаться в округ.

В округе ей предложили неожиданное решение – отправиться работать в дальнее село Сафутово, в котором селились кочевники, решившие вести оседлую жизнь. Марии Никифоровне предложили обучать кочевников бороться с песками так, как это делали жители Хошутово.

Ей пояснили, что с кочевниками, которые уничтожают зеленые посадки, можно бороться только путем привлечения их к оседлой жизни. И только отправившись в Сафутово, Мария Никифировна могла помочь тем крестьянам, которые страдали от кочевников.

Подумав, молодая учительница согласилась отправиться в Сафутово, и обещала вернуться через пятьдесят лет уже не по пескам, а по лесной дороге.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Песчаная учительница» заключается в том, что для ответственного человека долг перед обществом, перед другими людьми важнее всего остального. Мария Нарышкина была ответственным и инициативным человеком. Она обучила людей бороться с песками, и когда к этим людям пришла беда в лице кочевников, Мария Никифоровна решила пожертвовать своей личной жизнью ради блага тех, кому она помогала.

Рассказ учит быть упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. Героиня рассказа, учительница Мария Нарышкина помогла неграмотным крестьянам за два года превратить пустыню в плодородную землю.

Рассказ мне понравился своим позитивным настроем. Особенно выделяется в рассказе учительница — человек, любящий жизнь и людей, умеющий сделать жизнь лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Песчаная учительница»?

Не будь тороплив, но будь настойчив.
Терпение и труд все перетрут.

Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов «Епифанские шлюзы». Ранее Платонов пробовал свои силы в поэзии, выступал на страницах газет и журналов с очерками и статьями. Но первая книга его художественной прозы показала, что в литературе появилась творческая индивидуальность, яркая и необычная. Необычным был сам стиль писателя, его мир и, конечно же, герой.
Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху кажется, только сверху видать, что снизу - масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого».
И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница».
Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице».
Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию.
Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной».
И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.
Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутове». С этим и проводили.
Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.
Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове -полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: «Поселенцы... стали спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», даже «пустыня помалости зеленела и становилась приветливей».
Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: «Беда будет». Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была «первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль». И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С «молодой злобой» на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.
Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?
Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.
Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.
Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».