Поэма «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение Некрасов Н.А

Тема: - Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
Главная проблема поэмы - проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
...Иди - куда зовут!
...Законы, прежде строгие
К раскольникам, смягчилися.
А с ними и поповскому
Доходу мат пришел.
Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
...Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь!
С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” - подагрой, счастлив тем, что:
С французским лучшем трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал...
Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
По-моему, счастье - это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине - России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье - это счастье для всех.


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески...

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа. Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям. Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности. Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью. Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

...О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения. Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»). Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить». Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению