Повелитель мух роман краткое содержание. «Повелитель мух» Уильяма Голдинга: интересные факты

Время действия не определено. В результате произошедшего где-то ядерного взрыва группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказывается на необитаемом острове. Первыми на берегу моря встречаются Ральф и толстый мальчик в очках по прозвищу Хрюша. Найдя на дне моря большую раковину, они используют её как рог и созывают всех ребят. Сбегаются мальчишки от трех лет до четырнадцати; последними строем приходят певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Ральф предлагает выбрать «главного». Кроме него, на главенство претендует Джек, но голосование заканчивается в пользу Ральфа, который предлагает Джеку возглавить хористов, сделав их охотниками.

Небольшой отряд в составе Ральфа, Джека и Саймона, хрупкого, склонного к обморокам хориста, идет в разведку, чтобы определить, действительно ли они попали на остров. Хрюшу, несмотря на его просьбы, с собой не берут.

Поднимаясь в гору, мальчики испытывают чувство единения и восторга. На обратном пути они замечают запутавшегося в лианах поросенка. Джек уже заносит нож, но что-то останавливает его: он еще не готов к убийству. Пока он медлит, свинье удается бежать, и мальчик испытывает стыд за свою нерешительность, давая себе клятву в следующий раз нанести смертельный удар.

Мальчики возвращаются в лагерь. Ральф собирает собрание и объясняет, что теперь им все придется решать самим. Он предлагает установить правила, в частности, не говорить всем сразу, а давать высказаться тому, кто держит рог, - так они называют морскую раковину. Детей пока не пугает, что их, возможно, не скоро спасут, и они предвкушают веселую жизнь на острове.

Вдруг малыши выталкивают вперед щуплого мальчика лет шести с родимым пятном на пол-лица. Оказывается, тот ночью видел зверя - змея, который утром превратился в лиану. Дети высказывают предположение, что это был сон, кошмар, но мальчик твердо стоит на своем. Джек обещает обыскать остров и проверить, есть ли туг змеи; Ральф с досадой говорит, что никакого зверя нет.

Ральф убеждает ребят, что их, конечно, спасут, но для этого нужно развести на вершине горы большой костер и поддерживать его, чтобы их могли увидеть с корабля.

Совместными усилиями они складывают костер и поджигают его с помощью Хрюшиных очков. Поддержание огня берет на себя Джек со своими охотниками.

Вскоре выясняется, что никто не хочет серьезно работать: строить шалаши продолжают лишь Саймон и Ральф; охотники, увлекшись охотой, совершенно забыли про костер. Из-за того, что костер погас, ребят не заметили с проплывавшего мимо корабля. Это становится поводом для первой серьезной ссоры между Ральфом и Джеком. Джек, как раз в этот момент убивший первую свинью, обижается, что его подвиг не оценили, хотя сознает справедливость упреков Ральфа. От бессильной злобы он разбивает Хрюше очки, дразнит его. Ральфу с трудом удается восстановить порядок и утвердить свое главенство.

Для поддержания порядка Ральф собирает очередное собрание, теперь уже понимая, как важно уметь грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Двадцатый век подарил мировой литературе и культуре чрезвычайно много выдающихся вещей, которые уже получили статус классических произведений и успели войти в золотой фонд мирового наследия. В число таких произведений, безусловно, входит «Повелитель мух» - роман Уильяма Голдинга, не только принесший автору мировую известность, но и ставший настоящим переворотом в области словесного творчества.

Как все начиналось

Из-под пера этого гения в общей сложности вышли 12 произведений, однако славу и уважение ему принесло именно дебютное детище. Роман «Повелитель мух», анализ которого сложен и многогранен, не задумывался изначально таким, каким ему суждено было стать. Принимаясь за написание своего бессмертного произведения, лауреат Нобелевской премии задумывал всего-навсего ироническую пародию на давно приевшуюся и описанную со всех сторон тему получившей мировое признание робинзонады. В частности, обличительное начало произведения было направлено на развенчание оптимистических идеалов, описанных в романе Р.М. Баллантайна «Коралловый остров». Получилось же в итоге совершенно иное.

О том, что это совершенно особенное, неповторимое литературное произведение, говорит даже его краткое содержание - «Повелитель мух» превзошел абсолютно все ожидания и снискал такую славу, о которой многие авторы только могут мечтать. По сути, Уильям Голдинг в некотором смысле повторил судьбу Сервантеса, мыслившего своего «Дон Кихота» как искрометную пародию на рыцарские романы. Произведение не только превзошло пародируемый, изобличаемый предмет, но и стало настоящим открытием в области литературы.

Многочисленные отказы

Тем не менее утверждение, что данный роман быстро снискал себе славу, будет ложным. Прежде чем имя Повелителя мух стало известно не только британской, но и мировой читательской аудитории, Голдингу пришлось смириться с 21-им отказом от издателей. Одной из причин нежелания печатать выступило начало самого романа. Руководители печатных корпораций отказывались брать произведение в работу, едва взглянув на краткое содержание. «Повелитель мух» начинался с описания масштабной ядерной катастрофы, что, конечно, не могло устроить желающую спокойной и мирной жизни общественность. В результате начало романа пришлось переделать, и он был опубликован издательством Faber & Faber.

Постепенное принятие

Поначалу роман принимался читателями довольно холодно и, можно сказать, не оправдывал ожиданий. Будучи напечатанным еще в 1954 году, «Повелитель мух» долго оставался на «задворках» книжных полок и не вызывал никакого особенного интереса. Тем не менее ситуации суждено было измениться.

К шестидесятым роман «Повелитель мух», отзывы о котором поражали своими разнообразием и противоречивостью, стал не только бестселлером, но и обязательным произведением учебных программ многих школ и колледжей.

Сегодня иронический отзыв на «Коралловый остров» считается одним из ста лучших произведений, написанных на английском языке. «Повелитель мух», переводы которого по сей день активно издаются, причислен к ряду других шедевров классической мировой литературы.

Сложность и многогранность поднимающейся темы

Возможно, столь холодный прием романа обусловлен самой его ключевой идеей. По сути, в своем произведении Уильям Голдинг весьма отчетливо, хоть и аллегорично, намекает на ужас, который несут в себе фашизм и нацизм. В то же время мир, едва успевший психологически справиться с последствиями Второй мировой войны, мог просто не быть готовым к истине, открывающейся читателю на страницах «Повелителя мух».

В этом настоящем шедевре мировой литературы поднимается такое количество тем, актуальных для всего человечества, что споры и разногласия по этому поводу не стихают и сегодня. Хрупкость цивилизации и человеческая жестокость, естественная необходимость толерантности и своеобразное воспитание гуманизма сплетаются в этом романе с яростным осуждением, выставлением напоказ всех самых гнусных, самых опасных пороков человечества, причем не конкретной эпохи, а в глобальных, вневременных масштабах.

О чем говорится в романе

Совершенно непредсказуемый, глубокий и исполненный тайных смыслов сюжет начинается с крушения самолета над необитаемым островом. На берегу, казалось бы, райского уголка оказываются на первый взгляд совершенно неприспособленные к жизни дети, которым предстоит не только познакомиться друг с другом, но и решить, кому следует возглавить отряд выживших и организовать жизнь и быт на острове.

После довольно долгих препирательств, обсуждений и голосований предводителем образовавшегося племени становится Ральф, подружившийся на берегу с полным мальчиком, страдающим от астмы, - Хрюшей.

Изначально культурное, цивилизованное общество, возникшее из детей и подростков, постепенно утрачивает связь с цивилизацией, общественными нормами и моральным и принципами. Определяющим фактором в этом отношении становится отделение подростка Джека и его товарищей по церковному хору. Обнаружив в себе способности к охоте, дети буквально меняются на глазах: на их лицах появляются боевые раскрасы, а поведение постепенно приобретает все большую и большую жестокость.

Охота на диких свиней со временем сменяется преследованием себе подобных. Первой жертвой становится мальчик по имени Саймон, но, пытаясь сохранить остатки цивилизованности, дети стараются делать вид, будто ничего не произошло, однако со временем это приводит к убийству Хрюши, которое отличается еще большей жестокостью и бесчеловечностью. Именно это событие становится кульминацией романа, за которым следует настоящая утрата всех моральных, этических и психологических ценностей.

Разрешается конфликт высадкой на берег острова взрослого офицера из спасательной миссии, который, олицетворяя более сильное начало, будто усмиряет, подавляет детскую жестокость.

Божественное и демоническое

На самом деле роман значительно глубже, чем может о том сказать краткое содержание. «Повелитель мух» получил именно такое название отнюдь не ради красного словца. Перевод с древнееврейского этого сочетания звучит как «Вельзевул», что является прямой отсылкой к образу дьявола. В романе он появляется сначала в детских снах, а потом находит и материальное отражение, воплощаясь в виде свиной головы.

Задумывая роман «Повелитель мух», Уильям Голдинг продумал все до мелочей. Помимо Зверя, затаившегося в джунглях и сознании самих детей, утративших собственную человечность, ставших частью этого самого звериного начала, в произведении фигурирует и образ Бога, представленный в виде офицера, появление которого положило конец бесчинствам и жестокости.

Образы детей также продуманы с особой точностью и кропотливостью. Ральф, к примеру, представляет собой воплощение цивилизации, культуры и порядка, Саймон - способности смотреть в корень и видеть суть (именно он первым открывает Повелителя мух в самом себе), Хрюша воплощает собой стремление к рациональному мышлению, а Джек - тяготение к диктатуре и жестокости.

Реакция

Все, что было перечислено выше, - лишь краткое содержание. «Повелитель мух» как литературное произведение на самом деле имеет намного больше граней, чем можно вместить в данной статье. Это намного больше, чем просто роман-аллегория. По сути, это настоящее пророчество, призыв к обращению внимания на проблемы современного общества.

Роман «Повелитель мух», отзывы о котором были поначалу весьма нелестными, сегодня можно назвать настоящим манифестом человечности, произведением, попадающим в категорию «обязательно к прочтению». Это книга, в которой божественное и демоническое сплетаются воедино, обнажаясь самым жестким, но самым точным образом. И точка их сплетения - это и есть человек.

Прошлое и будущее

Возможно, задумывая роман «Повелитель мух», Уильям Голдинг не планировал написать что-то настолько глобальное, тяжелое и значимое. Не собирался становиться лауреатом Нобелевской премии и открывать перед миром язвы на теле общества. Время, однако, рассудило иначе. Сегодня этот великий роман-аллегорию читают по всему миру люди самых разных возрастных групп и идеологических убеждений.

Бывают иногда такие книги, смысл которых не может раскрыть их краткое содержание. "Повелитель мух" относится именно к таким произведениям. Его следует читать в полном объёме, вдумчиво и никуда не спеша. Это один из самых значимых романов двадцатого века. Вещи такого порядка обычно называют "культовыми". Это не совсем точное определение, но оно выделяет из ряда ему подобных.

Уильям Голдинг "Повелитель мух". Краткое содержание

Действие этой странной истории разворачивается в неопределённом месте Тихого океана в неопределённое время. В центре повествования находится судьба взвода кадетов, которых эвакуируют из зоны боевых действий. Самолёт с ними на борту терпит катастрофу, действующими лицами книги становятся те, кому удалось живыми или ранеными добраться до необитаемого островка. Если говорить обобщённо, то история взаимоотношений детей, попавших в экстремальную ситуацию и составляет главную сюжетную канву произведения, его краткое содержание. Повелитель мух - это голова свиньи, насаженная на деревянный шест, всё что осталось от убитого на охоте животного. Вокруг этого своеобразного идола всегда вьётся туча насекомых. Толкование этого символа далеко не однозначно и многомерно. Одной из основных мыслей "романа-параболы" (по ироническому определению жанра своего произведения самим автором) является тонкость грани, отделяющей человека от животного. О том, сколь быстро эта грань переступается, когда речь идёт о борьбе за существование.

Борьба за жизнь - главная движущая сила всего происходящего в книге, её краткое содержание. "Повелитель мух" даёт весьма пессимистический ответ на вопрос о том, что победит в конфликте Добра и Зла. Юные обитатели острова наверняка постепенно бы перебили друг друга. Но окончательному торжеству Зла препятствует только внезапное появление в финале повествования взрослого офицера, пытающегося найти тех, кто уцелел в авиакатастрофе. Только это и спасает от, казалось бы, неминуемой гибели одного из главных героев, которого уже почти настигла разъярённая охотничьим азартом толпа его бывших товарищей по кадетскому корпусу. Вот такая вот странная символическая история, точнее, её краткое содержание. "Повелитель мух" вышел в свет в 1954 году и далеко не сразу был понят и принят современниками. Но постепенно обрёл популярность и даже включён в обязательную школьную программу во многих штатах. Роман стал классикой двадцатого века, в частности, своим любимым произведением американской литературы его неоднократно называл Стивен Кинг. И это совершенно не удивительно.

В кино

Естественно, Голливуд не мог пройти мимо такого шедевра, как "Повелитель мух". Краткое содержание этой многомерной книги было несколько раз пересказано языком кино. Наиболее удачной следует признать экранизацию романа Уильяма Голдинга 1990 года. Несмотря на то что значительно ближе к литературной основе лежит версия британского режиссёра Питера Брука, предпринятая им в 1963 году.

Где-то произошел ядерный взрыв. Группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказалась на необитаемом острове. Ральф и мальчик по прозвищу Хрюша находят большую раковину. Они созывают всех ребят. Собираются мальчики от трёх до четырнадцати лет. Выбирают «главного». Им становится Ральф, а Джеку поручено возглавлять хористов, сделав их охотниками.
Ральф, Джек и Саймон идут осматривать остров. На обратном пути видят поросёнка, запутавшегося в лианах. Занося нож, Джек все-таки не смог совершить убийство. Поросенок сбежал, а подросток испытал стыд за свою нерешительность.


На собрании Ральф объяснил, что отныне им придётся все решать самостоятельно. Ребята пока совсем не боятся что их, возможно, не скоро спасут, они беззаботны и веселы.
Ральф предлагает развести большой костер на вершине горы и старательно поддерживать его, чтобы их могли заметить с корабля. Джек со своим отрядом берет на себя поддержание огня. Мальчишки не хотят серьезно работать. Охотники не следили за костром, и люди, с проплывавшего мимо корабля, не заметили их. Погасший костер стал поводом для ссоры между Ральфом и Джеком, до этого заколовшего первую свинью.


Ральф понимает, как важно уметь последовательно и грамотно излагать свои мысли, собирает очередное собрание. Для него главное - искоренить закравшийся в души мальчишек страх. Однако Джек неожиданно произносит слово «зверь». Кроме того, еще один мальчик утверждает, что зверь выходит из моря. Саймон предполагает: «Может, это мы сами...».
Джек обещает выследить зверя. Обитатели острова делятся на два лагеря. Один олицетворяет порядок, разум, закон, другой - слепую силу разрушения. Близнецы Эрик и Сэм, дежурившие у костра оповещают ребят, что видели зверя. Ральф, Джек и Роджер в свете луны принимают за страшного зверя повисший на стропах труп парашютиста.


Джек, упрекая Ральфа в трусости, уходит в лес. Постепенно в лагере остаётся меньше детей. Они уходят к Джеку.
Саймон становится свидетелем их охоты на свинью. Мальчишки насаживают на кол свиную голову. Она облеплена мухами. Это повелитель мух.
Чтобы добыть огонь, охотники совершают набег на лагерь. Их лица вымазаны глиной. Овладев огнем, Джек приглашает всех пристать к его отряду.
Все, кроме Ральфа и Хрюши, идут в отряд к Джеку. Тот призывает их вступить в его воинство. Ральф напоминает, что именно его все ребята выбрали «главным» демократическим путём. Побывав на горе и убедившись, что никакого зверя нет, Саймон спешит сообщить об этом ребятам, но в темноте его принимают за зверя, убивают в ритуальном танце.


Ральф пытается поддерживать костёр, но Джек крадёт Хрюшины очки, с помощью которых ребята разводили огонь. Ральф и Хрюша хотят их вернуть, идут в лагерь Джека, но тот встречает их враждебно. В драке Ральф получает ранение, а Хрюшу убивают камнем, брошенным из крепости
Ральфу удаётся скрыться. Позже он просит часовых Эрика и Сэма, чтобы они увели охотников подальше от его укрытия. Но Эрик и Сэм выдают его Джеку. Ральф не может спрятаться в лесу, он мечется по острову. На берегу встречает морского офицера. Мужчину поражает известие о страшной гибели двух мальчиков.


Уильям Голдинг

Повелитель мух

УИЛЬЯМ ГОЛДИНГ


Роман

Глава 1. Трубный звук морской раковины

Белокурый мальчик спустился со скалы и направился к лагуне. Хотя он снял школьный свитер и нес его в руке, серая рубашка на нем взмокла от пота, а волосы прилипли ко лбу. На развороченной в джунглях полосе, которая длинной просекой пролегла почти до самого берега, было жарко, как в парной. Он с трудом пробирался среди лиан и сломанных стволов, когда вдруг какая-то птица - вспышка красного и желтого - метнулась вверх с колдовским криком, и тут же эхом откликнулся другой крик:

Эй! Подожди!

Заросли на краю просеки затряслись, и дробью осыпались дождевые капли.

Подожди минутку. Я догоню.

Белокурый остановился и подтянул гольфы таким обыденным движением, что джунгли на мгновение показались не страшнее рощи в Англии.

Тут лианы такие - двинуться не могу!

Кричавший выбрался из зарослей, пятясь задом, и по грязной кожаной куртке скребнули ветки. Шипы тянувшихся за ним лиан расцарапали его пухлые голые ноги. Он наклонился, извлек занозы и повернулся. Он был ниже белокурого и очень жирный. Глядя под ноги, он осторожно вышел вперед и тогда поглядел на белокурого через толстые стекла очков.

А где тот человек с мегафоном?

Белокурый пожал плечами.

Это остров. Во всяком случае, я так думаю. Вон там - риф, видишь? Взрослых здесь, наверное, нигде и нет.

На лице жирного проступил испуг.

А пилот? Правда, он был не в пассажирском салоне, он был в кабине.

Белокурый, щурясь, приглядывался к рифу.

Все остальные - дети, - продолжал жирный. - Наверное, кое-кто из них выбрался, да?

Неужели взрослых совсем нет?

Я думаю так.

Белокурый сказал это торжественно, но затем его обуял восторг. Прямо посреди просеки он встал на голову и ухмыльнулся жирному.

Никаких тебе взрослых!

Жирный на секунду задумался.

А пилот?

Белокурый опустил ноги и сел на распаренную землю.

Улетел, я думаю, когда сбросил нас. Приземлиться он не мог. На самолете с колесами здесь не сядешь.

Нас подбили!

Он-то вернется обратно. Жирный покачал головой.

Когда мы пошли вниз, я взглянул в окошко. Я увидел ту часть самолета. Оттуда пламя так и било. - Он окинул просеку взглядом. - А все это фюзеляж наделал.

Белокурый протянул руку и потрогал зазубренный пень.

А что с ним стало? - спросил он. - Куда он делся?

Буря сволокла его к морю. Вокруг деревья падали - ужас! А кое-кто, наверное, остался внутри. - Поколебавшись, он продолжил: - Как тебя зовут?

Жирный ждал, что и ему зададут тот же вопрос, но белокурый смутно улыбнулся, встал на ноги и зашагал к лагуне.

Жирный шел за ним по пятам.

Вокруг, наверное, еще много наших. Ты никого не видел?

Белокурый покачал головой и пошел быстрее, но, зацепившись за сук, полетел на землю.

Жирный, тяжело дыша, остановился над ним.

Моя тетушка не велела мне бегать - объяснил он. - У меня астма.

Фигас-сма?

Астма. Задыхаюсь я. Во всей школе у меня одного была астма, - сказал он не без гордости. - А очки я ношу с трех лет.

Он снял очки и протянул их Ральфу, мигая и улыбаясь, затем принялся протирать стекла о грязную куртку. Внезапно он изменился в лице. Размазывая по щекам пот, он стал торопливо прилаживать очки.

Фрукты… - Он беспокойно завертел головой. - Это все от них. Я думаю… - Он нацепил очки, полез напролом через завалы сучьев и присел на корточки. - Я на минутку…

Ральф осторожно высвободился из лиан и, пригибаясь, стал красться среди ворохов листвы и сучьев. Не прошло и нескольких секунд, как за его спиной послышалось пыхтенье жирного, и Ральф поспешил к рядку деревьев, оставшихся между ним и лагуной.

Берег оперяли высокие пальмы. Отчетливые на ярком фоне, они стояли и прямо, и навалившись друг на друга, и откинувшись в стороны, и их зеленые веера были футах в ста от земли. Терраса, на которой высились пальмы, поросла грубой травой; повсюду пучился дерн, развороченный корнями упавших деревьев, валялись гнилые кокосовые орехи и торчали пальмовые побеги. Позади чернел лес и виднелся коридор просеки. Ральф стоял, взявшись за серый ствол, и щурил глаза на мерцавшую воду. Там, примерно в миле от берега, белые буруны наползали на коралловый риф, а за ним разливалась темная синева открытого моря. Внутри неровной коралловой дуги лагуна была спокойная, как горное озеро, синяя всех оттенков, сумеречно-зеленая, лиловая. Узкий пляж, чуть изогнутый, как лук, казался нескончаемым, потому что слева от Ральфа перспектива пальм, пляжа и воды сходилась где-то в неопределенной точке, и над всем этим стояла почти зримая жара.

Он спрыгнул с террасы. Черные ботинки утонули в песке, огнем обожгло солнце. Он ощутил тяжесть одежды и яростно стряхнул ботинки, затем двумя рывками сдернул гольфы. Вспрыгнув на террасу, он скинул рубашку и постоял среди похожих на черепа кокосовых орехов, в зеленой пестроте теней, скользивших по его коже. Он расстегнул «змейку» на ремне, стащил шорты вместе с трусами и выпрямился, глядя на воду и ослепительный пляж.

Он был довольно большой - ему шел тринадцатый год - и уже утратил детскую выпуклость животика; и, однако, еще не превратился в нескладного подростка. Судя по ширине и массивности плеч, со временем из него мог бы получиться боксер, но едва приметная кротость в глазах и линиях рта не предвещала в нем дьявола. Он легонько побарабанил пальцами по стволу пальмы; заставив себя, наконец, поверить, что остров ему не снится, он засмеялся от счастья и встал на голову. Ловко перевернувшись, он упал на колени и обеими руками пригреб к груди горку песка. Затем он откинулся назад и посмотрел на воду горящими глазами.

Ральф… - Жирный слез с террасы и осторожно сел на ее край, как на скамейку. - Прости, что я так долго. Эти фрукты…

Он протирал очки и быстро прикладывал их к вздернутому носику. На переносице дужка выдавила розовую птичку. Он критически посмотрел на золотистое тело Ральфа, затем вниз, на свою одежду.

Моя тетушка… - Он решительно рванул молнию и стащил куртку через голову. - Вот!

Ральф покосился и ничего не сказал.

Я думаю, нужно узнать, кого как зовут, - сказал жирный, - и составить список. И собрание устроить.