Продам дом на улице пашковской. Дом Пашкова

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)
Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

"Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства".

Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома.

Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Король посмотрел на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она — наша спасительница".

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом — отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок.

Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками.

Внизу, на склоне холма, в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках.
В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее.

Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.

Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" — и когда смотришь на него, подняв голову, с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка..

По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице, дом расположен под небольшим углом, поэтому — красивее он смотрится с отдаленных боковых точек.

В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения.

Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Первым владельцем дома был — П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.

В начале XIX века здание находилось в запустении.

В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей.

В настоящее время, Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент, в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то — если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами

В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.

Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны - такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.

После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина - А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой для Московского Университета.

Затем, здесь, поочередно, находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный.

В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз.

Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.

В результате, Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие".

В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.

Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей — Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина.
Такое преобразование было вызвано тем, что в музей, после революции 1917 года, поступили собрания более, чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть.

Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях.
В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем, эту часть здания передали отделу рукописей.

В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы XX-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад.
Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика.
Теперь же — холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое.

В это же время — была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде, вместо герба Пашкова, был установлен герб СССР.

Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР - это произошло вовремя очередного текущего ремонта.

В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую — фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года.

Затем, библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.

На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка (1909)

Вконтакте

Дом Пашкова - одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом - нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Строительство здания

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Описание

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Shakko , CC BY-SA 3.0

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив , увенчанного Кремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать и

Планировка здания

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором.

Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа.
Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799

При расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.

Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка. Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста - противопоставлено большое и малое:

  • центральный объём здания - служебным помещениям, оградам,
  • развернутый парадный двор перед главным входом - узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
  • раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
  • прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.

Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса - центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это - излюбленные приемы классицизма.

Ордерная система Пашкова дома

В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяжённому цоколю, такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

В колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер, (в своих деталях нарисованный с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными канонами). По сторонам четырёхколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн.

В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с, так называемыми, диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объём. Бельведер не является такой статичной формой как фронтон, и подчёркивает устремлённость ввысь всей композиции, увенчивая здание Пашкова дома.

Внутренняя планировка

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса , служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким.

Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.


неизвестен , Public Domain

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал - особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор - в конце анфилады зал второго этажа.

В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика.

Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

Адрес: ул. Моховая, 26

Как добраться до дома Пашкова: ст. метро Боровицкая.

Дом Пашкова, или, как его еще называют, Пашков дом принадлежит к числу самых красивых и известных зданий в Москве. Здание было построено в 1784-1786 году для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, который приходился сыном денщику самого Петра I. Предположительно, автором проекта стал В.И. Баженов, но поскольку никаких документальных свидетельств не осталось, то авторство остается под вопросом. Хотя, если полагаться на устные рассказы, и на то, что дом возведен в характерной для Баженова архитектурной манере, можно считать создателем дома именно его.

Дом Пашкова сразу же стал новой Московской достопримечательностью. Его изображали на своих полотнах художники, с видом на дом выпускали почтовые марки, открытки и календари, фасад здания украшал даже этикетки на спичечных коробках и конфетные фантики. И сам дом, и холм, на котором он построен, окутаны ореолом таинственности. Ваганьковский холм считают одним из возможных мест, где спрятана библиотека Ивана Грозного. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса Пашкова дома фигурирует в качестве места встречи Воланда и Азазелло.

Здание было построено на Ваганьковском холме, недалеко от Кремля и Каменного моста. Высокий холм послужил своеобразным пьедесталом зданию. Парадный въезд в этот прекрасный дом-дворец выходил в Староваганьковский переулок, а главный фасад здания смотрел на улицу Моховую - это было оригинальным решением, ранее не практиковавшимся. Таким образом, у здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и более домашний и уютный, обращенный во двор. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее, когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном. Дом Пашкова, который часто называли дворцом, стал первым светским зданием в Москве, из которого можно было видеть Кремль не снизу. Из окон дома видны были и Ивановская и Соборная площади, а позднее - храм Христа Спасителя. На участке находилась и церковь Святого Николая Угодника - бывшая домовая церковь Пашковых.

В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время пустовал. В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания. Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны - такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы. В результате внешний вид дома Пашкова незначительно изменился: он был утяжелен за счет того, что при восстановлении бельведера прежние круглые коринфские колонны заменили на трехчетвертные ионические, таким образом, установив над легким ордером более массивный. В процессе реконструкции изменился вид боковых галерей. Вначале переходные балконы были открытыми, а теперь их накрыли двускатной крышей.

После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина - А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову. В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II. Для посетителей музейной библиотеки был ус троен читальный зал на 300 мест, а позднее его расширили до 500 мест, использовав антресоли. В 1916-1919 годы в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого.

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.

В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР - это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.


Историческая справка:


1784-1786 г.г. – построен дома Пашкова
1812 г. - дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен
1815-1818 г.г. – дом Пашкова отстроили
1939 г. - дома был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета
1861 г. - Пашков дом передали Румянцевскому музею
1870 г. - здание значительно обветшало
1914 г. - рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал
1916-1919 г.г. - в музее под руководством архитектора В.А. Веснина был построен и оборудован кабинет Л.Н. Толстого
1921 г. - музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку
1917 г. - поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек
30-е г.г. - снесли ограду, окружавшую сад
1980 г. - с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР
1986 г. - когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел
1988-2007 г.г. – дома Пашкова закрыли на реконструкцию

Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.

Описание дома Пашкова

Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.

дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.

Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.

Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.

В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.

История здания

дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.

Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.

После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.

После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.

В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.

В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.

В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.

Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.

Легенды дома Пашкова

Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.

Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.

Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.

Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.

Это одна из визитных карточек Москвы. Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Те, кто никогда не был в столице, наверняка не однажды видели его на фото.


(Фото отсюда)

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.
Булгаков не случайно поместил Воланда на крышу Пашкова дома. В романе он представляется специалистом, приехавшим разобрать рукописи чернокнижника Герберта, хранящиеся в Государственной библиотеке. По легенде Герберт Аврилакский, будущий папа Сильвестр II выиграл папство в кости с самим дьяволом. Он был большим специалистом по чёрной магии и, умирая, попросил разрубить тело на части, чтобы оно не досталось дьяволу. А, возможно, дьявол сам разорвал его.

Когда-то тут, на Ваганьковском холме, было языческое капище. Позже, по мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.
Первый раз на эти галереи наткнулись ещё при сооружении одной из станций метро первой ветки метрополитена — «Библиотека им. В.И. Ленина», но, к сожалению, раскопать его археологам не дали. Известный археолог Стеллецкий, в 30-е годы обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот - погребов, ходов, подвалов. В одном из подземелий были обнаружены таинственные ступени. Однако обследовать подземелья не удалось - ступени обвалились и раскопки, под угрозой обвала, были прекращены. Вход был спешно зацементирован.

Говорят, что под домом Пашкова проходили подземные ходы в Замоскворечье, к Храму Христа Спасителя и в Кремль. Ход спускается в колодец, затопленный водой. Считалось, что знающий человек, нажимал на специальный камень, и вода освобождала дорогу. Именно на этот подземный ход наткнулись метростроевцы. Многие из них жаловались, что их руки были запачканы зловонной красной грязью, а по ночам мучали кошмары. Возможно, поэтому тайный ход остался необследованным. Высказывались версии, что здесь были застенки Ивана IV, что это вход в подземную Москву, что здесь была устроена водонапорная башня, питавшая фонтаны Пашкова дома. А возможно, именно здесь скрыта таинственная либерия Ивана IV. Но узнать это невозможно из-за страшного заклятья, наложенного еще Софьей Палеолог. Страшная кара настигала всех, кто приближался к разгадке библиотеки. Считается, что искали библиотеку и Борис Годунов и Лжедмитрий I и сестра Петра Софья, и Анна Иоановна и многие современные охотники за кладами...

Позже под зданием Пашкова дома приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект - выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. Это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Занялись им только в 1970-х годах. Казалось, что ещё немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но... работы по расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта.

Когда храм Христа Спасителя был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, то обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма до Кремля, в них нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.
Ещё один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли трое ребят. И не только нашли, но и прошли этим ходом под рекой. К сожалению, оба хода были поспешно зацементированы.
В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно, сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами. Решили произвести раскопки в усадебной церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было.

В далёкую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространённой версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр - ваганили.
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлёвского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Любопытно, что задний фасад Дома Пашкова смотрит на Кремль, а парадный вход на Староваганьковский переулок позади. Имя Пашкова ни о чём не говорит большинству. Единственное, что обессмертило его имя, так это домом. По заказу отставного офицера Петра Егоровича Пашкова в 80-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Против этой версии говорит тот факт, что Баженов к тому времени был в опале, и строить по его проектам было запрещено. Но есть и другие соображения, косвенно указывающие на то, что всё же это был его проект.

В доме Пашкова есть ещё одна интересная особенность: внутри дом кажется просторнее, чем снаружи. Эту особенность использовал Булгаков описывая бал у Сатаны. Но интересно то, что не сохранилось описаний внутреннего убранства дома. Это так же породило немало слухов.
Как так случилось, что какой-то отставной офицер построил столь роскошный дворец почти у стен Кремля? А дело в том, что его отец был денщиком у Петра I, обладал большими связями. Как пишет Википедия, «капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, богатый московский откупщик («первый русский водочный король»), представитель дворянского рода Пашковых.
Биографические сведения о строителе Пашкова дома скудны. Родился в семье Е. И. Пашкова, разбогатевшего в петровское время на преследовании князей Гагарина и Кольцова-Мосальского. С малых лет был записан в гвардию, при Елизавете Петровне нёс военную службу. После выхода в отставку занялся винными откупами, на которых сколотил колоссальное состояние, однако сам же его довольно быстро и прожил».
В Москве Пашкова не любили, считали сутягой, человеком, лишённым всякого благородства, как теперь принято говорить - нерукопожатным.

В 1812 году дом полностью внутри выгорел. В 1813-ом его восстановлением занимался Бовэ.

Подвал использовался для хозяйственных нужд. В советское время до недавних пор здесь была курилка.

Широко бытует легенда, согласно которой в 1818 году во время посещения Москвы прусским королём Фридрихом Вильгельмом III с сыновьями он попросил показать лучшую панораму Москвы. Тогда короля и повели на бельведер пашковского дома. Выйдя на балкон и увидев сожжённый город, лежавший на пепелище, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Этим жестом он благодарил Москву за спасение Европы от Наполеона. Там же он поклялся никогда не воевать с Россией. В память об императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона. Сам же балкон получил именование «балкон трёх императоров». Трёх, потому что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол: король Фридрих Вильгельм IV и император Вильгельм I. Этот сюжет стал основой картины, написанной художником Матвеевым много позже - в 1896 году. Но, опять же, эта легенда не имеет достоверного подтверждения.

В 30-х годах 19 века дом был выкуплен казной под дворянский институт. Затем некоторое время здесь находилась гимназия.
Новая эпоха в истории Пашкова дома началась в 1861 году с основанием «Московского публичного и Румянцевского музеев». Румянцевский музей был переведён сюда из Петербурга, а собрания Московского университета стали основой Московского публичного музея. В июле 1862 года в состав музея вошла Румянцевская публичная библиотека. Коллекция Румянцева насчитывала около 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт. 14 января 1863 года в Пашковом доме открылся первый читальный зал на двадцать мест. Книжный фонд и собрания музеев с тех пор постоянно росли, увеличивались и площади, занятые библиотекой. Расширялся читальный зал - сначала до трёхсот, а потом до пятисот мест.
С 1924 года здесь была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Ныне это Российская Государственная библиотека - одна из крупнейших в мире, хранящая коллекцию книжных сокровищ со всего света.

Во время Великой Отечественной девочки из команды МПВО, которые несли дежурство на крыше дома Пашкова, по неполным данным, погасили более 200 зажигательных бомб. На крыше нового здания основного книгохранилища стояла зенитная установка. Сберегли фонд и строители, что успели к началу войны построить 18-ярусное книгохранилище из железа и бетона на 20 млн. единиц хранения, и сотрудники Ленинки, которые перенесли на руках (не успели внедрить запланированную механизацию) весь фонд и все каталоги из пожароопасного Пашкова дома в новое хранилище.
Наиболее ценные фонды в 41-ом были вывезены. Эвакуировано было из Ленинки около 700 тыс. единиц (редкие и особо ценные издания, рукописи). В дальнюю дорогу - сначала под Нижний Новгород, потом в Пермь (тогда г. Молотов) отобранные, упакованные книги и рукописи сопровождала группа сотрудников ГБЛ. Все ценности были сохранены, в 1944 г. реэвакуированы и встали на полки хранилищ Библиотеки. (Отсюда)

В 1988г. из-за аварийного состояния здания все отделы библиотеки из него выехали. 12 лет здание дома Пашкова пустовало, пока в 2000г. не началась его реконструкция, которая длилась семь лет. Рассказывают, что в 90-ых были желающие из лихих ребятишек приобрести этот дом и сделать из него торговый центр. Давление было сильным, но дом всё же отстояли.