Пространственные представления взаимное расположение предметов в пространстве. Разработка урока по математике "расположение предметов"

План-конспект урока математики 1 класс

Тема. Взаимное расположение предметов в пространстве (слева, Справа, на, над, рядом, под, внутри).

Цель: учить определять пространственное размещение предметов относительно данного предмета, относительно другого предмета; учить владеть понятиями слева, справа, над, рядом, под, внутри; развивать воображение, первичное умение доказательно размышлять, графические навыки, эмоционально-волевую среду; воспитывать любовь к математике, усидчивость, настойчивость в выполнении заданий.

Оборудование: наборное полотно, счетный дидактический материал, раздаточный материал «Светофор», геометрический раздаточный материал.

Ход урока

Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Контроль, коррекция и закрепление знаний учащихся. I. Устный опрос.Игра «Сосчитай предметы». -На наборном полотне выставлены предметы.

Сосчитай количество предметов.

Назовите порядковый номер каждого предмета.

Если поменять два предмета местами, изменится ли общее количество предметов? (Нет.) А их порядковые номера? (Изменятся.)

Выложите перед собой 2 треугольника, 2квадрата, 2круга.

Расположите фигуры так, чтобы круги находились справа от

квадратов и слева от треугольников.

Пересчитайте фигуры узора.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Подготовка к изучению нового материала.Установка на внимание.-Скажите, смогли бы вы правильно выложить геометрические фигуры в узоре, если бы не было указано положение одних фигур по отношению другим?

Слова слева, справа, на, над, под, рядом и т. д. помогают описать положение предметов относительно друг друга. С их помощью вы можете представить, как располагаются предметы в пространстве, даже если не видите их.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке научимся давать правильное описание расположения предметов в пространстве с помощью слов слева, справа, впереди, сзади, на, над, рядом, под, внутри.

Объяснение нового материала.* Работа с с раздаточным материалом «Светофор».

Задание 1 (с. 7)

Давайте войдем в страну Математику по пешеходному переходу.

Поможет нам в этом светофор – регулировщик движения.

Какие « глазки» есть у светофора? О чем они говорят?

Какой приказ дает каждый цвет светофора?

*Анализ ситуации на рисунке. Определение расположения предметов в пространстве.

Задание 2 (с.7).

*Что бы вы посоветовали котенку?

*Составление описания по сюжетному рисунку.

Задание1 (с.8).

Из какой сказки эти герои?

Расскажите, в каком порядке они тянут репку, используя слова впереди, сзади, рядом.

О ком можно составить предложение, используя слова на, над?

IY. Закрепление и обобщение знаний учащихся

Минутка каллиграфии.- Продолжите узор, а затем раскрасьте флажки, которые повернуты вправо.

2. Игра «Левая – правая».

Я буду называть зверей и цветы. Когда называю цветок, поднимайте правую руку, когда услышите названия зверя- левую руку.

* Работа с геометрическим материалом.

Расположение фигуры подобным образом.

С – синий

К – красный

З – зеленый

Ж – желтый

Где расположен красный кружок? Зеленый квадрат? Синий треугольник?

Я опишу местонахождение фигуры, а вы должны сказать, что это за фигура.

* Игра «Твой класс».

Кто сидит слева от тебя? Впереди тебя?

Что находится над твоей головой?

Что лежит внутри твоего портфеля?

Как зовут одноклассника, который сидит рядом с тобой?

Y. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Какие слова указывают положение предметов в пространстве?

(Слева, справа, рядом, впереди и т. д.)

Занимательная математика - 1 класс

Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам задания по математике на тему “ Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов”,которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы, а так же на занятии внеурочной деятельности, в качестве занимательного материала.
Данные упражнения можно выполнять индивидуально, работая в паре или группе.
Упражнения можно использовать учителю начальных классов, воспитателю, с детьми в подготовительной группе, а так же родителям, для занятий дома.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
Все задания направлены на то, чтобы учащиеся имели представления о пространственной ориентации предметов, умели сравнивать предметы.
Задание №1
Возьми красный и зеленый кубики. Поставь их один на другой. Какой кубик расположен выше: красный или зеленый? Какой ниже: зеленый или красный?
Задание№2
Возьми синий, зеленый, красный кубики. Поставь их один на другой так, чтобы:
1)красный был выше синего, а зеленый - выше красного; назови цвет кубика между двумя другими;
2)красный был ниже зеленого, а зеленый - ниже синего; назови цвета кубиков сначала сверху вниз, а затем снизу вверх;
3)синий был ниже красного и выше зеленого;
4)синий был между красным и зеленым.

Как это можно сделать?
Задание№3
Возьми шарик и кубик. Расположи шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.
Задание №4
Нарисуй вазочку с цветком. Правее нее нарисуй конфету, а левее вазочки -яблоко.
Задание №5
Катя решила нарисовать картину. После дождя в небе над мостом появилась радуга. На мосту стоит девочка. За мостом плывет лодка, под мостом в реке плещется рыбка. Слева от моста на берегу растет береза, над березой плывет облако. Справа от моста растет куст. Правее радуги - солнышко. Изобрази все это на рисунке.
Задание №6
В ряд расположены игрушки: медведь, юла, кукла, машина. Назови по порядку все игрушки сначала слева направо, потом справа налево. Катя поменяла местами куклу и мишку, юлу и машину. В каком порядке теперь расположены игрушки?
Задание №7
В верхнем левом углу тетради нарисуй солнышко, в левом нижнем углу нарисуй домик, в правом верхнем углу - флажок, а в правом нижнем углу-елочку.
Задание №8
Вова переставил в словах буквы, и вот что получилось:
-овлк
-зако
-шака
-аккшо
-кура
-гтир
-ноок
-пра
Какие были слова?
Ответ: волк, коза, каша, кошка, рука, тигр, окно, пар.
Задание №9
Отметь на листе бумаги несколько красных точек. Отметь столько же точек зеленым карандашом.
Задание №10
Прикладывая одну ладонь руки к другой, докажи, что пальцев на обеих руках поровну.
Задание №11
Нарисуй четыре груши. Раскрась их желтым или зеленым карандашом так, чтобы желтых груш было больше, чем зеленых.
Задание №12
Придумай слова, в которых столько же букв, сколько в словах кот, лиса, книга, собака.
Задание №13
Поровну ли букв в обеих строках?
1.М К С У Б А В
2.Л Т М Ф Б Р К
Зачеркни одинаковые буквы. Поровну ли осталось букв в этих строках?

Наглядная геометрия.

Тема: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в

Пространстве».

Цели занятия:

Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.

Учить изображать различные геометрические фигуры.

Учить обозначать отрезки буквами, измерять их и правильно записывать длину отрезка.

Развивать творческие способности детей и логическое мышление.

Личностные результаты:

Проявлять творческие способности;

Проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;

Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие;

Метапредметные результаты

Предметные результаты :

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);

Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Регулятивные универсальные учебные действия :

Принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Различать способ и результат действия;

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Использовать знаково-символические средства;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

Выражать в речи свои мысли и действия;

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

В старой сказке говорится: «Направо пойдёшь, коня потеряешь; налево пойдёшь, сам сгинешь, а прямо пойдёшь, счастье своё найдёшь».

Что надо знать путнику, чтобы не погибнуть? (Направления движения).

Предположите тему нашего занятия. (Будем повторять направления движения).

А также мы узнаем, как показать направление движения на плоскости; поговорим о взаимном расположении предметов и вспомним, как обозначаются отрезки, как их измерить и записать длину.

III. Актуализация знаний:

1. Беседа (с использованием интерактивной доски).

А зачем современным людям нужно знать направления движения? (Путешествия, строительство, освоение космоса, работа транспорта и пр.)

Где на практике встречается необходимость показать направление движения? (Схемы, карты, чертежи и пр.)

2. Игра «Покажи направление». (Выяснить практически имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.)

К доске вызываются 4 ученика.

Я называю команды, а вы их выполняете.

Поднимите правую руку. Если прозвучит команда «Направо!», то в какую сторону вы повернётесь? (В сторону правой руки).

Аналогично с левой рукой.

Внимание! Налево! Направо!

Шаг вперёд! Два шага назад!

Покажите, верх. Низ.

Кто у тебя справа? Назвать имя ученика.

А у тебя, кто слева?

Кто стоит между вами?

Встань между …

Встаньте за…

Встаньте перед…

Возьмитесь за руки.

Пригласить ещё одного ученика.

Встань внутри круга. Встань снаружи.

2 Аналогичная игра для всей группы учащихся.

Поднимите правую руку, левую.

Повернитесь направо, налево, назад.

С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?

Сделайте шаг назад, два шага вперёд.

IV. Получение новых знаний и способов деятельности.

1. Постановка проблемной задачи.

На экране (Аналогичные листы есть у каждого ребёнка на парте).

Перед вами лист бумаги. Как определить направления в этом случае?

2. Практическое решение проблемной задачи с помощью интерактивной доски.

Учитель задаёт направления, а дети подходят и подписывают условными знаками направления. (П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ – правый верхний угол и т.д.)

Где на практике используются эти знания?

(В обозначении сторон горизонта, в создании различных карт, планов).

ВЫКЛЮЧИТЬ М/М СИСТЕМУ.

V. Физкульминутка.

VI. Закрепление полученных знаний.

1. Практическая работа в тетради.

1) Задача №1 (стр.35)

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

2. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.

Учитель:

Работай…

Дети (хором):

Дружно!

Слушай партнёра…

Внимательно!

Говори…

По очереди!

Относись к партнёру…

С уважением!

Решение задач.

Задача №2 (стр.35).

Рассмотрите рисунок.

Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика.

Взаимопроверка. Самопроверка с образца.

Задача №3

Решается аналогично.

3. Самостоятельная работа.

Решение задач №4 и №5 с самопроверкой.

VII. Повторение пройденного.

1. Беседа.

Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками).

В чём измеряется длина отрезка? (В см).

Как обозначаются концы отрезка? (Латинскими буквами).

Каким инструментом измеряется длина отрезка? (Линейкой).

2. Работа в тетради.

1) Решение задачи №6. Коллективно, у доски ученик.

2) Решение задачи №7. Самостоятельно с самопроверкой. (На скрытой доске решает

ученик).

VIII. Рефлексивно- оценочный этап.

1. Игра с использованием сигнальных карточек «Правильно – неправильно».

На занятии мы повторили направления движения.

Справа от вас – окна.

Вверху – потолок. Впереди – шкафы.

Чтобы выйти из класса, надо пойти налево.

На уроке мы измеряли длину прямой линии.

Длина измеряется с сантиметрах.

Мне урок понравился.

2. Самооценка.

Какое настроение было у вас в течение урока? Покажите с помощью светофора.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядная геометрия. 1 класс Учитель: Смирнова Е.Н. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Направо пойдёшь - коня потеряешь; налево пойдёшь - сам сгинешь, а прямо пойдёшь - счастье своё найдёшь.

П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ, ПН, ЛВ, ЛН