Пространственные представления взаимное расположение предметов в пространстве. Разработка урока по математике "расположение предметов"
План-конспект урока математики 1 класс
Тема. Взаимное расположение предметов в пространстве (слева, Справа, на, над, рядом, под, внутри).
Цель: учить определять пространственное размещение предметов относительно данного предмета, относительно другого предмета; учить владеть понятиями слева, справа, над, рядом, под, внутри; развивать воображение, первичное умение доказательно размышлять, графические навыки, эмоционально-волевую среду; воспитывать любовь к математике, усидчивость, настойчивость в выполнении заданий.
Оборудование: наборное полотно, счетный дидактический материал, раздаточный материал «Светофор», геометрический раздаточный материал.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Контроль, коррекция и закрепление знаний учащихся. I. Устный опрос.Игра «Сосчитай предметы». -На наборном полотне выставлены предметы.
Сосчитай количество предметов.
Назовите порядковый номер каждого предмета.
Если поменять два предмета местами, изменится ли общее количество предметов? (Нет.) А их порядковые номера? (Изменятся.)
Выложите перед собой 2 треугольника, 2квадрата, 2круга.
Расположите фигуры так, чтобы круги находились справа от
квадратов и слева от треугольников.
Пересчитайте фигуры узора.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
Подготовка к изучению нового материала.Установка на внимание.-Скажите, смогли бы вы правильно выложить геометрические фигуры в узоре, если бы не было указано положение одних фигур по отношению другим?
Слова слева, справа, на, над, под, рядом и т. д. помогают описать положение предметов относительно друг друга. С их помощью вы можете представить, как располагаются предметы в пространстве, даже если не видите их.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке научимся давать правильное описание расположения предметов в пространстве с помощью слов слева, справа, впереди, сзади, на, над, рядом, под, внутри.
Объяснение нового материала.* Работа с с раздаточным материалом «Светофор».
Задание 1 (с. 7)
Давайте войдем в страну Математику по пешеходному переходу.
Поможет нам в этом светофор – регулировщик движения.
Какие « глазки» есть у светофора? О чем они говорят?
Какой приказ дает каждый цвет светофора?
*Анализ ситуации на рисунке. Определение расположения предметов в пространстве.
Задание 2 (с.7).
*Что бы вы посоветовали котенку?
*Составление описания по сюжетному рисунку.
Задание1 (с.8).
Из какой сказки эти герои?
Расскажите, в каком порядке они тянут репку, используя слова впереди, сзади, рядом.
О ком можно составить предложение, используя слова на, над?
IY. Закрепление и обобщение знаний учащихся
Минутка каллиграфии.- Продолжите узор, а затем раскрасьте флажки, которые повернуты вправо.
2. Игра «Левая – правая».
Я буду называть зверей и цветы. Когда называю цветок, поднимайте правую руку, когда услышите названия зверя- левую руку.
* Работа с геометрическим материалом.
Расположение фигуры подобным образом.
С – синий
К – красный
З – зеленый
Ж – желтый
Где расположен красный кружок? Зеленый квадрат? Синий треугольник?
Я опишу местонахождение фигуры, а вы должны сказать, что это за фигура.
* Игра «Твой класс».
Кто сидит слева от тебя? Впереди тебя?
Что находится над твоей головой?
Что лежит внутри твоего портфеля?
Как зовут одноклассника, который сидит рядом с тобой?
Y. Итог урока.
О чем говорили на уроке?
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Какие слова указывают положение предметов в пространстве?
(Слева, справа, рядом, впереди и т. д.)
Занимательная математика - 1 класс
Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов
Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.Предлагаю вам задания по математике на тему “ Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов”,которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы, а так же на занятии внеурочной деятельности, в качестве занимательного материала.
Данные упражнения можно выполнять индивидуально, работая в паре или группе.
Упражнения можно использовать учителю начальных классов, воспитателю, с детьми в подготовительной группе, а так же родителям, для занятий дома.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
Все задания направлены на то, чтобы учащиеся имели представления о пространственной ориентации предметов, умели сравнивать предметы.
Задание №1
Возьми красный и зеленый кубики. Поставь их один на другой. Какой кубик расположен выше: красный или зеленый? Какой ниже: зеленый или красный?
Задание№2
Возьми синий, зеленый, красный кубики. Поставь их один на другой так, чтобы:
1)красный был выше синего, а зеленый - выше красного; назови цвет кубика между двумя другими;
2)красный был ниже зеленого, а зеленый - ниже синего; назови цвета кубиков сначала сверху вниз, а затем снизу вверх;
3)синий был ниже красного и выше зеленого;
4)синий был между красным и зеленым.
Как это можно сделать?
Задание№3
Возьми шарик и кубик. Расположи шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.
Задание №4
Нарисуй вазочку с цветком. Правее нее нарисуй конфету, а левее вазочки -яблоко.
Задание №5
Катя решила нарисовать картину. После дождя в небе над мостом появилась радуга. На мосту стоит девочка. За мостом плывет лодка, под мостом в реке плещется рыбка. Слева от моста на берегу растет береза, над березой плывет облако. Справа от моста растет куст. Правее радуги - солнышко. Изобрази все это на рисунке.
Задание №6
В ряд расположены игрушки: медведь, юла, кукла, машина. Назови по порядку все игрушки сначала слева направо, потом справа налево. Катя поменяла местами куклу и мишку, юлу и машину. В каком порядке теперь расположены игрушки?
Задание №7
В верхнем левом углу тетради нарисуй солнышко, в левом нижнем углу нарисуй домик, в правом верхнем углу - флажок, а в правом нижнем углу-елочку.
Задание №8
Вова переставил в словах буквы, и вот что получилось:
-овлк
-зако
-шака
-аккшо
-кура
-гтир
-ноок
-пра
Какие были слова?
Ответ: волк, коза, каша, кошка, рука, тигр, окно, пар.
Задание №9
Отметь на листе бумаги несколько красных точек. Отметь столько же точек зеленым карандашом.
Задание №10
Прикладывая одну ладонь руки к другой, докажи, что пальцев на обеих руках поровну.
Задание №11
Нарисуй четыре груши. Раскрась их желтым или зеленым карандашом так, чтобы желтых груш было больше, чем зеленых.
Задание №12
Придумай слова, в которых столько же букв, сколько в словах кот, лиса, книга, собака.
Задание №13
Поровну ли букв в обеих строках?
1.М К С У Б А В
2.Л Т М Ф Б Р К
Зачеркни одинаковые буквы. Поровну ли осталось букв в этих строках?
Наглядная геометрия.
Тема: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в
Пространстве».
Цели занятия:
Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.
Учить изображать различные геометрические фигуры.
Учить обозначать отрезки буквами, измерять их и правильно записывать длину отрезка.
Развивать творческие способности детей и логическое мышление.
Личностные результаты:
Проявлять творческие способности;
Проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;
Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие;
Метапредметные результаты
Предметные результаты :
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);
Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Регулятивные универсальные учебные действия :
Принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Различать способ и результат действия;
Контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
Использовать знаково-символические средства;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия :
Выражать в речи свои мысли и действия;
Строить понятные для партнера высказывания;
Задавать вопросы.
Ход занятия
I. Организация класса.
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
В старой сказке говорится: «Направо пойдёшь, коня потеряешь; налево пойдёшь, сам сгинешь, а прямо пойдёшь, счастье своё найдёшь».
Что надо знать путнику, чтобы не погибнуть? (Направления движения).
Предположите тему нашего занятия. (Будем повторять направления движения).
А также мы узнаем, как показать направление движения на плоскости; поговорим о взаимном расположении предметов и вспомним, как обозначаются отрезки, как их измерить и записать длину.
III. Актуализация знаний:
1. Беседа (с использованием интерактивной доски).
А зачем современным людям нужно знать направления движения? (Путешествия, строительство, освоение космоса, работа транспорта и пр.)
Где на практике встречается необходимость показать направление движения? (Схемы, карты, чертежи и пр.)
2. Игра «Покажи направление». (Выяснить практически имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.)
К доске вызываются 4 ученика.
Я называю команды, а вы их выполняете.
Поднимите правую руку. Если прозвучит команда «Направо!», то в какую сторону вы повернётесь? (В сторону правой руки).
Аналогично с левой рукой.
Внимание! Налево! Направо!
Шаг вперёд! Два шага назад!
Покажите, верх. Низ.
Кто у тебя справа? Назвать имя ученика.
А у тебя, кто слева?
Кто стоит между вами?
Встань между …
Встаньте за…
Встаньте перед…
Возьмитесь за руки.
Пригласить ещё одного ученика.
Встань внутри круга. Встань снаружи.
2 Аналогичная игра для всей группы учащихся.
Поднимите правую руку, левую.
Повернитесь направо, налево, назад.
С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?
Сделайте шаг назад, два шага вперёд.
IV. Получение новых знаний и способов деятельности.
1. Постановка проблемной задачи.
На экране (Аналогичные листы есть у каждого ребёнка на парте).
Перед вами лист бумаги. Как определить направления в этом случае?
2. Практическое решение проблемной задачи с помощью интерактивной доски.
Учитель задаёт направления, а дети подходят и подписывают условными знаками направления. (П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ – правый верхний угол и т.д.)
Где на практике используются эти знания?
(В обозначении сторон горизонта, в создании различных карт, планов).
ВЫКЛЮЧИТЬ М/М СИСТЕМУ.
V. Физкульминутка.
VI. Закрепление полученных знаний.
1. Практическая работа в тетради.
1) Задача №1 (стр.35)
Рассмотри рис.№1
Дорисуй домик.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.
2. Работа в парах.
Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.
Учитель:
Работай…
Дети (хором):
Дружно!
Слушай партнёра…
Внимательно!
Говори…
По очереди!
Относись к партнёру…
С уважением!
Решение задач.
Задача №2 (стр.35).
Рассмотрите рисунок.
Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика.
Взаимопроверка. Самопроверка с образца.
Задача №3
Решается аналогично.
3. Самостоятельная работа.
Решение задач №4 и №5 с самопроверкой.
VII. Повторение пройденного.
1. Беседа.
Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками).
В чём измеряется длина отрезка? (В см).
Как обозначаются концы отрезка? (Латинскими буквами).
Каким инструментом измеряется длина отрезка? (Линейкой).
2. Работа в тетради.
1) Решение задачи №6. Коллективно, у доски ученик.
2) Решение задачи №7. Самостоятельно с самопроверкой. (На скрытой доске решает
ученик).
VIII. Рефлексивно- оценочный этап.
1. Игра с использованием сигнальных карточек «Правильно – неправильно».
На занятии мы повторили направления движения.
Справа от вас – окна.
Вверху – потолок. Впереди – шкафы.
Чтобы выйти из класса, надо пойти налево.
На уроке мы измеряли длину прямой линии.
Длина измеряется с сантиметрах.
Мне урок понравился.
2. Самооценка.
Какое настроение было у вас в течение урока? Покажите с помощью светофора.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Наглядная геометрия. 1 класс Учитель: Смирнова Е.Н. Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.
Направо пойдёшь - коня потеряешь; налево пойдёшь - сам сгинешь, а прямо пойдёшь - счастье своё найдёшь.
П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ, ПН, ЛВ, ЛН