Ричард бах чайка иллюзии в одном издании. Чайка Джонатан Ливингстон

Эти строки из повести Р. Баха «Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле» могут служить ключом к творчеству и судьбе писателя.

Небо - это не просто метафора, проходящая через все произведения Ричарда Баха. Небо - это его жизнь; он сотни раз поднимался в небо на планерах и легких самолетах из дерева и ткани, на боевых истребителях и скоростных авиалайнерах. Он предельно реалистично относился ко всему, что касается полетов - от аэродинамики до летных качеств авиационных моторов. Но при этом он считал: «люди долго не могли летать, /…/ поскольку были уверены, что это невозможно, и именно поэтому они не знали простейшего первого принципа аэродинамики. Мне хочется верить, что есть и другой принцип: нам не нужны самолеты, чтобы летать /…/ или бывать на других планетах. Мы можем научиться это делать без машин. Если мы захотим» . Мы можем научиться не только летать. Ричард Бах уверен, что человек может сделать все, что он способен себе вообразить. Идея, поддерживающая в нем эту уверенность, заключается в том, что вся реальность нашего мира - всего лишь иллюзия, и, если мы это как следует осознаем, мы сможем овладеть реальностью и делать с ней все, что захотим. Эта идея легла в основу большинства его книг и, очевидно, во многом определила ход его жизни.

Ричард Бах (род. в 1938 г.) - потомственный летчик маломоторной авиации. В восемнадцать лет он впервые сел за штурвал самолета и с тех пор практически не расставался с небом. За исключением кратковременной службы в военно-воздушных силах США, вся его жизнь была связана с небольшими «прогулочными» самолетами облегченной конструкции. На таких машинах, иногда очень старых и ненадежных, ему не раз случалось перелетать всю Америку с запада на восток или месяцами кружить среди полей Среднего Запада, устраивая платные воздушные прогулки для местных фермеров. Иногда ему приходилось выполнять и более необычную работу: например, участвовать в съемках воздушных боев для фильмов «Фон Рихтофен и Браун». Кроме того, время от времени он писал короткие очерки, статьи и рассказы, посвященные проблемам авиации, в разные специализированные журналы, где их иногда публиковали.
Ричард Бах - прирожденный фантазер и выдумщик. Несмотря на то, что его книги в большинстве своем подчеркнуто автобиографичны, все факты приправлены изрядной долей вымысла и зачастую создается впечатление, что он просто мистифицирует читателя. Это в полной мере относится к таинственной истории, связанной с наиболее известной книгой Баха - повестью «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Однажды, прогуливаясь по туманному берегу калифорнийского канала Белмонт Шор, Бах услышал голос, который произнес слова: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Повинуясь этому голосу, Бах поспешил домой, сел за письменный стол и записал видение, которое прошло перед его внутренним взором вроде кинофильма. Но видение было коротким, а продолжения не последовало. Бах пытался досочинить историю своими силами, однако у него ничего не получалось - до тех пор, пока восемь лет спустя ему не привиделось продолжение. В 1970 г. «Чайка» вышла отдельным изданием и сразу же стала бестселлером. Эта книга сделала имя прапраправнука Иоганна Себастьяна Баха знаменитым не только в США, но и во многих странах мира. Коммерческая сторона успеха «Чайки» (только продажа авторских прав принесла Баху более миллиона долларов) помогла писателю на практике осуществить одну из знаменитых формул: «Пойми, что ты больше всего на свете хотел бы делать, - и делай». Он вернулся к полетам, уже как пилот-любитель, и испробовал самолеты самых разных типов и моделей, занялся парашютным спортом, научился управлять яхтой. Он поставил фильм по своей повести «Ничего случайного» и сыграл в нем одну из ролей. Не оставлял Ричард Бах все эти годы и литературное творчество, написав целый ряд книг. Из них наибольшую известность и признание получили две - «Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле» (1977) и беллетризованная автобиография «Мост через вечность» (1987)
.

Фабула повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» незамысловата: чайка Джонатан Ливингстон доводит свое летное мастерство до совершенства, но, столкнувшись с враждебно настроенной Стаей, окончательно превращается в изгоя, вроде бы умирает и переселяется на Небеса, где обретает своих истинных братьев, истинную Стаю, но возвращается из этого птичьего Рая, чтобы передать свои знания всем жаждущим. Однако повесть справедливо обозначают как аллегорию или притчу, так как философская ее сторона далеко не проста. Так, уже давно подмечено, что история чайки Джонатана - это, фактически, история бодхисатвы, буддийского святого, который смог освободиться от пут земных условностей, однако вернулся на Землю для того, чтобы помочь освободиться другим страдающим существам. Здесь есть и суровая аскеза, и подвижничество, и чудеса, и идея о том, что Знание можно передать лишь тем, кто уже готов принять его. Отзвуки буддийской философии слышны в повести весьма отчетливо, иной раз она присутствует здесь даже в виде почти буквальных цитат - так, например, выражена вера в многократные перерождения, которые испытывает каждое живое существо: «Большинство из нас продвигается вперед так медленно. Мы переходим из одного мира в другой, почти такой же, и тут же забываем, откуда мы пришли; нам все равно, куда нас ведут, нам важно только то, что происходит в сию минуту. Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней, Джон, десять тысяч. А потом еще сто, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убедимся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. Тот же закон, разумеется, действует и здесь: мы выбираем следующий мир в соответствии с тем, чему научились в этом. Если мы не научились ничему, следующий мир окажется таким же, как этот, и нам придется снова преодолевать те же преграды с теми же свинцовыми гирями на лапах» , - так говорит Джонатану, уже попавшему в иной, не земной мир, его наставник Салливан.

Однако даже из этого фрагмента видно, что философия Ричарда Баха значительно отличается от буддизма. Буддисты утверждают, что страдание - неизбежный спутник бытия; освобождение же, к которому они стремятся, - это полное прекращение бытия, возвращение личности в изначальную и безличную Пустоту, лежащую в основе всех вещей. У Р.Баха мы не найдем ничего подобного. Прежде всего, он отрицает трагичность бытия. «Твое невежество измеряется тем, насколько глубоко ты веришь в несправедливость и человеческие трагедии», - убеждают читателя все его книги. По мнению Баха, мы сами создаем себе все проблемы и несчастья, потому что не знаем иного способа существования или считаем его предосудительным. Мир, неподвластный нашим фантазиям, мир, где все мы обречены трудиться ради поддержания собственной жизни, представляет собой прекрасное оправдание для лености и робости нашего воображения. Кроме того, освобождение, о котором говорит Бах, - это вовсе не освобождение от бытия и даже не освобождение от собственного «я». «Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого - это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающую вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело» (117), - говорит Джонатан своим ученикам. Осознав мир как свою иллюзию, личность приобретает качественно новые возможности и в конечном итоге попадает в новый мир, который дает ей еще больше возможностей для самосовершенствования. В «Чайке» этот мир назван небесами; однако небеса - вовсе не предел достижимого совершенства. Предела нет: «то, что гусеница назовет Концом света, Мастер назовет бабочкой», - говорит герой «Иллюзий», но каждая бабочка - всего лишь гусеница для следующего этапа развития.

Повесть Баха пронизана также идеями дзэнбуддизма: так, Джонатан испытывает мистический опыт переживания Высшей Реальности - вспышку постижения вне времени и вне ограничений индивидуального сознания; этот мистический опыт обычно именуется пробуждением. Медитация - обязательный путь в достижении непосредственного переживания Высшей реальности. Все великие достижения человечества создавались во вдохновенные моменты, когда ум творца находился в состоянии глубокого созерцания, разительно отличающегося от обычного состояния сознания. Герой Баха также изображен в состоянии измененного сознания, когда медитирующий переживает своеобразное «парение», открывающее ему иные миры. («А потом однажды вечером, когда Джонатан спокойно и одиноко парил в небе, которое он так любил, прилетели они. Две белые чайки, которые появились около его крыльев, сияли, как звезды, и освещали ночной мрак мягким, ласкающим светом»; «События его земной жизни отодвигались все дальше и дальше. Он многому научился на Земле, это верно, но подробности припоминались с трудом…» /49, 65/.)

Все эти сложнейшие философские идеи Бах выражает с помощью художественных форм. Так, момент преображения Джонатана автор дает через реализацию метафоры просветления: «Его белые перья сверкали и искрились, а крылья стали безукоризненно гладкими, как отполированные пластинки». Изменение сознания героя подчеркивается метафорами света и высоты: «На рассвете Джонатан возобновил тренировку. С высоты пяти тысяч футов рыболовные суда казались щепочками на голубой поверхности моря, а Стая за завтраком - легким облаком пляшущих пылинок» (33); тщета же иллюзорного мира, воображающего себя настоящим, подчеркнута образами «щепочек», «легкого облака пляшущих пылинок». Очень часто буквальное и метафорическое значения слова сливаются: реальный ветер подхватывает дерзкую чайку, мощный порыв подхватывает того, кто решился узнать («Благие намерения позабыты, унесены стремительным ураганным ветром… Такие обещания связывают чаек, узел которых - заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения» /33/).

В этом состоянии то, что и раньше не имело для героя особого значения (рыболовное судно, кормящее Стаю, или сковывающая других чаек непогода), просто исчезает: «Когда /…/ он смог наконец расправить крылья, судно находилось /…/ ниже него и казалось точкой на поверхности моря»; «… Он летал в полном морском тумане и прорывался сквозь него к чистому, ослепительно сияющему небу /…/ в то самое время, когда другие чайки жались к земле, не подозревая, что на свете существует что-то, кроме тумана и дождя» (45).

Выражение идеи бесконечного совершенствования в познании определяет особенности композиции повести. Первая часть изображает духовное пробуждение необыкновенного существа, все земные этапы его тяги к чему-то иному. Поначалу «у него ничего не получалось», - ни перестать быть чайкой («Почему ты не предоставишь полеты над водой пеликанам и альбатросам?»), ни оставаться ею («несколько дней он старался делать то же, что все остальные, старался изо всех сил…»). «Изогнутые крылья», метафора неопределенности, затрудняют полеты, не позволяют познать небо («ветер») и океан («изогнутые крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижим» /13/. Бесполезно вопрошание героя «почему?» (ему вторит трагикомическое «почему?» встревоженных родителей) до тех пор, пока он не решается стать самим собой, т.е. стать «пытливым». С отказом от всего отжившего (собственного «дряхлого тела», враждебной Стаи, сознания своей ограниченности) Джонатан заканчивает свое земное существование.

Вторая часть посвящена изображению прекрасных «небес» и осознанию того, что «небеса - это не место и не время. Небеса - это достижение совершенства». Этим объясняется странное, на первый взгляд, перемещение Джонатана, покидающего Землю («Он бросил последний долгий взгляд на небо, на эту великолепную серебряную страну, где он так много узнал»; «И Джонатан Ливингстон поднялся ввысь вместе с двумя чайками, яркими, как две звезды, и исчез в непроницаемой темноте неба» /33/): он попадает с неба на небо; странно определение неба одновременно и как ярко освещенного, и как непроницаемо темного. Эта логическая несообразность должна подчеркнуть различие между двумя мирами и последние земные ощущения существа, прощающегося с Землей.

«Небеса» помогают Джонатану осознать главное: «Я сотворен совершенным, мои возможности безграничны, я - Чайка!»; осознать, что, в совершенстве овладев техникой полета, он подготовлен к тому, чтобы «летать ввысь», то есть понимать доброту и любовь.

История земной чайки Флетчера Линда, завершающая вторую часть повести, есть кратко изложенная история земной жизни Джонатана, с той существенной разницей, что Флетчер излишне самоуверен («Он /…/ был еще молодой чайкой, но уже знал, что не было на свете птицы, которой пришлось бы терпеть такое жестокое обращение Стаи») и тщеславен («Неужели они не понимают, как мы прославимся, если в самом деле научимся летать?»). Но главное - он обретает Учителя, который помогает ему сделать «взмах вверх».

Третья часть построена на выявлении ложного и истинного понимания сущности полета, отсюда оппозиции: ученики - Учитель, посвящаемые - непосвященные. Автор подчеркивает, что отличие учеников от Учителя не столь уж велико (ведь и у Джонатана есть Учитель - сначала Салливан, затем Чианг), не существует пропасти между посвящаемыми и посвященными, так как в главном они едины - они решились порвать с рутиной обыденности; но принципиально их отличие от непросвещенных, отторгающих Знание. В процесс познания вовлечено не только тело (Джонатан и его единомышленники постоянно совершенствуют технику полета), интеллект (неизменно звучат вопросы «что это такое?» «как это сделать?»), но и дух; поэтому приблизиться к Знанию - это значит обрести цельность.
Это обретение дано через метафору полета, потому что для Джонатана все в существовании чайки есть полет, но даже его ученики не сразу решаются принять это: «… Ни один из них /…/ - не мог себе представить, что полет идей - такая же реальность, как ветер, как полет птицы».

« - Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого, - снова и снова повторял Джонатан, - это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело…
Но какие бы примеры он ни приводил, ученики воспринимали его слова как занятную выдумку, а им больше всего хотелось спать» (117).

И только тогда, когда чайки осознают, что они свободны, они в состоянии летать даже с поврежденными крыльями, как это происходит с Мейнардом, одним из учеников Джонатана. Между ними происходит такой знаменательный диалог:

« - Мейнард, ты свободен, ты вправе жить здесь и сейчас так, как тебе велит твое «я», твое истинное «я», и ничто не может тебе помешать…
- Ты говоришь, что я могу летать?
- Я говорю, что ты свободен.
Так же легко и просто, как это было сказано, Кэрк Мейнард расправил крылья - без малейших усилий! - и поднялся в темное ночное небо» (128-129).

В третьей части повести наиболее отчетливы евангельские аллюзии, так как именно здесь развитие темы противостояния Джонатана и косной Стаи достигает кульминации: «Обыденные громкие ссоры и споры на берегу внезапно стихли, восемь тысяч глаз уставились, не мигая, на отряд Джонатана, как будто чайки увидели гигантский нож, занесенный над их головами» (121). Ученики Джонатана все еще не в состоянии преодолеть косность мышления, все еще на полпути к пониманию («Разве мы можем научиться летать, как ты? - донесся до Джонатана голос из толпы чаек. - Ты особенный, ты талантливый, ты необыкновенный, ты не похож на других. - Посмотрите на Флетчера! На Лоуэлла! На Чарльза-Роланда! На Джади Ли! Они тоже особенные, тоже талантливые и необыкновенные? Не больше, чем ты, и не больше, чем я. Единственное их отличие, одно-единственное отличие состоит в том, что они начали понимать, кто они, и начали вести себя, как подобает чайкам. Его ученики, за исключением Флетчера, беспокойно задвигались. Они не были уверены, что дело обстоит именно таким образом» /132-133/).

Однако Бах не собирается показывать Джонатана как трагическую фигуру: рядом с ним талантливый Флетчер, уже не верящий в легенды о том, что Учитель - «Сын Великой Чайки», но еще сомневающийся, не «опередил» ли Джонатан «свое время на тысячу лет». Их беседа дана в определенном контексте - «после Тренировочных Полетов на Высоких Скоростях», поэтому на традиционное «непонимание» Джонатан отвечает только «вздохом», а на счастливую догадку ученика («может быть, мы /…/ опередили привычные представления о полете чаек»), так же как и на его объединительное «мы», реагирует и вовсе комично: «Это уже кое-что, - сказал Джонатан, перевернулся через крыло и некоторое время скользил по воздуху вверх лапами» (133).

Несомненно, понимание героем истинной любви ближе учению Христа, чем ортодоксальные представления о христианской любви («Я не понимаю, как ты можешь любить обезумевшую стаю птиц, которая только что пыталась убить тебя. - Ох, Флетч! Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью. Интересно, когда ты, наконец, это поймешь?» /143/). Верно и то, что герой Баха все же не очень похож на Христа: для христианина жизнь - это испытание, которому подвергается его добродетель; для Джонатана - это тренировочный полет, качество которого всегда можно улучшить. Циклическая композиция повести позволяет точнее понять эту идею: многажды показаны тренировки полетов самых разных героев - от просветленных до еще находящихся во тьме невежества, показаны многие ступени познания, показана нескончаемость этого процесса. Поэтому повесть заканчивается символической сценой вечных полета - познания - любви: «Флетчер… вдруг увидел их всех [учеников - Т.Д.] такими, какими они были на самом деле, увидел на мгновенье, но в это мгновенье они не только понравились ему - он полюбил их всех. «Предела нет, Джонатан?» - подумал он с улыбкой. И ринулся в погоню за знаниями» (151).

Справедливо считать произведение Ричарда Баха одной из самых глубоких и вдохновляющих философских аллегорий ХХ века. Путь героя повести - это путь к свободе и неограниченным возможностям человеческой личности. «Утверждая, что ты чего-то не можешь, ты лишаешь себя всемогущества» - вот кредо автора; и он убедительно доказывает практическую ценность этого постулата. Бах - сказочник и фантаст, но его фантазии приближают читателя к той Истинной Реальности, которая скрыта от наших глаз пеленой повседневной жизни. Правда, чтобы достичь Истины, надо принести немалую жертву - отважно отринуть скуку, то есть ограниченность и бесцветность своего существования, и решиться наполнить его чудесами и приключениями.

«Эта книга Ричарда Баха имеет двойное воздействие, - писал известный американский фантаст Рэй Брэдбери. - Она дарит мне чувство Полета и возвращает мне молодость».

Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Пер. с англ. Ю. Родман; С.-Пб., 2002. С.71. (В дальнейшем ссылки на это издание даются указанием страницы в тексте статьи).

Еще одна книга Ричарда Баха, которая наравне с «Чайкой Джонатан Ливингстон» если не изменила мою жизнь, то точно задала ей направление. Сюжет до предела прост, а вот идеи, которые высказывают ее главные герои, и мысли, которые приходят вслед за этим, по настоящему «дорогого стоят».

Я часто думаю, если бы я больше и чаще вспоминала эту историю и практиковала полезные знания в жизни, то давно стал бы настоящим магом. Это, конечно же, шутка. Но по моему личному мнению, эта книга содержит самые главные магические идеи, которые постоянно перетираются в другой эзотерической литературе. Возможно, я несколько преувеличиваю. Что ж, почитайте сами и решите так это или нет. А для начала коротко сюжет.

Ричард Бах книга «Иллюзии»

Одинокое странствие и встреча с Дональдом Шимодой

Главным действующим лицом этой истории является сам Ричард Бах. Сейчас он зарабатывает себе на жизнь тем, что летает на своем маленьком биплане по американским штатам, и катает всех желающих. Его жизнь можно назвать затворнической, ибо кроме своих пассажиров да продавцов на заправочных станциях и в магазинах, он, по ходу, толком ни с кем не общается.

И однажды рядом с ним на небольшом поле приземляется еще один аэроплан, а его пилот представляется как Дональд Шимода. Чуть позже, Ричард узнает, что Дональд не совсем обычный человек, он настоящий Мессия, который сбежал от людей, вечно желающих убедиться в том, что чудеса действительно существуют.

Как бросить все и отдаться воле Судьбы?

После короткого предисловия идет небольшой рассказ о самом Спасителе и притча о существах, которые жили на дне реки и боялись оторваться от своих насиженных мест. Да, ее идея понятна и без объяснений, но как? Как отойти от привычной жизни, зарабатывания денег, навязанных стереотипов и отдаться на волю судьбы и Бога?

Наверное, многие понимают, что нужно сделать и как именно, но… Страх перед неизвестностью, боязнь потерять то, что есть, и того, что дальше будет гораздо хуже чем сейчас, заставляет держаться из последних сил. И меня в том числе…

Хотя, справедливости ради надо отметить, что с молодости я стараюсь уйти от всего этого. Временами даже получается, но обстоятельства постоянно возвращают меня назад. И, понимая душой, что так больше не могу, я продолжаю жить все той же навязанной непонятно кем жизнью.

И бросила бы все, да податься вроде как и некуда… Вот примерно такие мысли периодически посещают меня, даже когда книжка лежит где-нибудь давненько позабытой на дне чемодана.

Почему ученым верят, а Спасителям нет?

Чудеса. Люди всегда требуют чудес. Они не хотят верить на слово. Вот ученым верят. Они де, представляют доказательства своих теорий. То кости покажут, то черепки, то снимки, то видео.

А потом оказывается, что кости принадлежат совсем не тому, что черепкам не так уж много лет, ну а видео и фото, вообще, поддельные. Но нет, ученым все продолжают верить, ибо ученые имеют в нашем обществе огромный вес и авторитет.

А как же Спасители и Мессии? Им, безусловно, то же кто-то верит, просто так, если чувствует, что так правильно. Но большинство все так же требует доказательств.

Ученье — свет, но всем подавай чудеса…

А как доказать чудо? Пройти сквозь стену, проплыть по земле, прогуляться по поверхности реки? Летать без бензина и масла, без единой царапины на корпусе? Сажать свой самолет на клочок земли в невероятных условиях?

Или может быть, сразу организовать встречу с настоящим вампиром? Но тогда все поверят и начнут бездумно поклоняться? Нет, они просто говорят загадками, дают людям лишь призрачную наводку и предлагают разбираться самим…

А люди не хотят, ведь не всякий понимает, что именно в этом и состоит смысл любого учения. Идти и искать самому, сомневаясь, проверяя, находя свои собственные пути и истины, чтобы однажды также стать настоящим волшебником.

О нет. Это трудно, на это нет ни времени, ни желания, лучше увидеть чудо, еще лучше не одно, и поверить без оглядки, вознести до небес, сделать божество…

Я тоже нахожу отговорки…

Кстати, я неоднократно пробовала разгонять облака и поднимать предметы в воздух. С облаками идет туговато, вещи сдвигаться с места не желают. А вот с материализацией гораздо лучше. Свое «голубое перо» я несколько раз получала. И помнится, как-то во сне даже пыталась пройти сквозь стену. Но…

У меня такие же отговорки, как и у всех. На подобные занятия почему-то постоянно не хватает ни времени, ни желания. Нужно зарабатывать деньги, чтобы как-то жить, а когда появляется свободное время, хочется отдохнуть или сделать что-то другое.

Хотя в голове мысли об этом я держу постоянно, возможно, надеюсь, что однажды и я без каких-либо усилий со своей стороны начну ходить по воде, проходить сквозь стены, перемещаться в пространстве усилием воли, читать мысли, летать как птица и делать еще много других вещей.

Проще говоря, я тоже хочу чудо, и сделать его сама все как-то не соберусь. Наверное, в этом и заключается одна из причин того, что мы напрочь забываем, кто мы есть и на что способны…

Фильмы, которые мы сами выбираем

В этой маленькой книжке почти на каждой странице можно найти какую-то замечательную идею. (Не зря же «Карманный справочник Мессии» выпустили отдельной книгой.) Чего только стоит поход в кино, где Дональд объясняет Ричарду, что такое жизнь.

И тут я склонна согласиться, в который раз приходит мысль, что все решено давно, что изменить ничего нельзя. И если мы что-то все-таки меняем, то на самом деле всего лишь следуем заданному плану. Нам нужно лишь пройти через это, осознать свой выбор.

Но тут есть еще один нюанс: не исключено, что фильм не один, что их десятки, сотни, миллионы по числу наших выборов в тот или иной момент жизни. Кстати, именно эту идею и развивает автор в своей третьей книге под названием «Единственная». Потому сейчас я тоже решила остановиться, и порассуждать над этим чуть позже.

Почему это не изучают в школе?

Стоит отметить, что Бах — пилот, любит самолеты и полеты, потому у него есть несколько произведений именно на эту тему. Но я с ними не знакома, ибо при беглом взгляде они разительно отличаются от той же «Чайки» или «Иллюзий».

Такое ощущение, что их написали совершенно разные люди, хотя памятуя историю создания , в этом, наверное, есть доля истины. Даже не представляю, что сам Бах вот так взял и написал в своей коротенькой повести все, к чему многие философы и эзотерики идут десятилетиями.

Хотя, судя по книге «Мост через вечность», автор практиковал кое-какие духовные техники. И возможно, все это и так давно всем известно… Но если известно, то почему все это подано в рядовом литературном произведении? Почему не изучается как научная дисциплина в школах и вузах? И почему наш мир продолжает катиться к краю пропасти?

Мавр сделал дело, мавр может уходить…

А в заключение я хочу вспомнить эпизод, в котором Шимода погибает. В первый раз меня это жуть как удивило. Ну как же так, ведь он Мессия, Учитель, он обладает способностями. Почему, ну почему он позволил себя убить? Более того, кажется, что он сознательно шел именно к этому и даже не пытался как-то увернуться.

Теперь-то я понимаю. Дело не в том, что судьба любого Спасителя должна быть обязательно трагичной. Просто убийство или несчастный случай – наверное, единственный способ уйти очень быстро.

Возможно, в этот раз он сделал все, что был должен? Например, встретился с Ричардом и передал ему часть своих знаний, чтобы он передал их нам? Возможно, это была единственная цель всей его жизни? Он ее выполнил и ушел…

Что ждет нас всех дальше?

Ушел туда, где, возможно, получит свое новое задание и вернется в наш или какой-то другой мир дабы исполнить его там. Это чем-то напомнило мне книгу В. Крыжановской «Гнев Божий» , там главный герой тоже выполнял задание в другом мире.

Когда понимаешь это, начинаешь совсем иначе относиться к жизни, да и к смерти тоже. Трудно, конечно, прощаться с теми, кто здесь является нашими любимыми и близкими.

Но кто знает, возможно, там, в другом мире, мы непременно встречаемся каждый раз, чтобы затем снова разойтись… Обидно то, что мы ничего не помним, но думаю, в этом тоже заключается какой-то особый божественный смысл.

В общем, в этой книге масса идей, требующих серьезных размышлений. Потому читайте, рассуждайте, делайте выводы, практикуйтесь и меняйтесь, чтобы однажды стать теми, кто мы есть на самом деле… А я тем временем возьмусь за написание отзыва на еще одну философскую книгу Ричарда Баха — .

Окт 28, 2016

Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии Ричард Бах

(Пока оценок нет)

Название: Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии

О книге «Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии» Ричард Бах

«Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии» — это произведения, на которых выросло не одно поколение. Автор Ричард Бах – признанный американский писатель, философ и публицист. Его книги вдохновляют и вызывают непередаваемые эмоции.

Первая книга из сборника повествует о безграничной духовной свободе. «Чайка Джонатан Ливингстон» — это повесть-притча, призывающая к самосовершенствованию. Ричард Бах написал ее в 1970 году. Через два года книга вошла в список бестселлеров журнала New York Times.

В центре сюжета произведения – чайка по имени Джонатан Ливингстон. Герой не понимает и отвергает образ жизни других чаек. Он видит бессмысленным простое существование, цель которого – борьба за выживание. Поэтому чайка решает посвятить себя полетам. Для героя это стало не просто способом ловить рыбу – а настоящим искусством.

Вскоре чайку прогоняют из стаи, и он становится отшельником. Но персонаж не чувствует себя одиноким. Он всецело посвящает жизнь мастерству полетов. Судьба героя меняется, когда он находит чаек с таким же рвением к самосовершенствованию.

Сюжет произведения «Иллюзии» развивается вокруг обычного пилота. Герой зарабатывает на жизнь полетами. И вот однажды он знакомится с необычным человеком по имени Дональд Шимод. Выяснилось, что персонаж совершенно иначе смотрит на мир. Более того, он может творить настоящие чудеса. Герой понимает, что на волшебство способен каждый человек – достаточно только поверить. Книга наполнена аллегориями и скрывает за собой тонкие рассуждения о психологии американцев.

«Карманный справочник Мессии» тесно переплетается с произведением «Иллюзии». Неким справочником пользовался мессия Дональд Шимод. Затем он пропал на два десятка лет, после чего наконец обнаружился. Что это за таинственный справочник? Чтобы разобраться в этом, следуйте инструкции: задайте нужный вопрос, закройте глаза, раскройте справочник на любой странице. Вы узнаете ответ, и все сомнения тут же испарятся. Справочник работает безотказно, даря надежду и просветление каждому.

Если вы ищете вдохновение в художественной литературе — Ричард Бах вас не разочарует. Его произведения наполнены мечтами, стремлениями и желаниями. Автор – не только хороший писатель, но и грамотный психолог. Каждый рассказ изменит что-то в вашем сознании и подарит надежду.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии» Ричард Бах в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии» Ричард Бах

Новые горизонты, новые вопросы.

Каждый поворот, которого ты боишься, - лишь пустота, которая прикидывается неодолимой преисподней.

Твое единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни - быть самим собой.

Еле заметный поворот сегодня приведет тебя к драматическому иному завтра.

Действовать обыденно - это нормально, при условии, что ты не чувствуешь обыденно.

Гнев - всегда страх, а страх - всегда страх потери.

Жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает.

Настоящая любовь никогда не заставит человека оставить свой путь.

Незнание истины не мешает ей быть истиной.

Сможешь. Ибо ты обрел знание.

Скачать бесплатно книгу «Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Карманный справочник Мессии» Ричард Бах

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Это моё первое знакомство с автором. Много слышала об этом произведении, но ожидала совершенно другого. То ли не в подходящее время читала, то ли не в том настроении...
Философская притча о свободе, о смысле жизни, о праве выбора. Чайка Джонатан Ливингстон не побоялся быть "не таким как все". У него была определённая цель, для достижения которой он не жалел себя, не побоялся быть изгнанным из Стаи, и...не умер в одиночестве .
И все, и этого мне было вполне достаточно! Здесь и мотивация и желание задуматься. Если первая часть ещё имела какой-то смысл, то две другие окончательно испортили первоначальное впечатление.
Однозначно могу сказать, что на данном этапе своей жизни у меня нет желания продолжать знакомство с творчеством этого автора.

Очередной гуру...

0

Чайка Джонатан Ливингстон.

Открывая первую страницу книги, я мечтала о чем-то волшебном, красивом и даже непостижимом. В какой-то степени мои надежды, конечно, оправдались, но не на столько, чтобы я влюбилась в эту книгу.
Я зацепилась скорее за её иллюстрации: казалось бы, немного мрачные черно-белые фотографии чаек.
Сама книга, я бы сказала, пропагандирует свободу. Безусловно, было очень интересно представлять, как Джонатан летит со скоростью больше двухсот миль в час, но перемещения в пространстве со скоростью мысли – это уже что-то из области фантастики.
К тому же, все мысли и рассуждения Джонатана мне показались довольно занудными, и от них сильно клонило в сон.
5/10

Иллюзии.

«Иллюзии» мне понравилась лишь немногим больше «Чайки...». Ближе к середине книги идея свободы стала сильно навязчивой, но что делать, книгу-то надо было дочитать. С горем пополам я продралась сквозь эти оставшиеся 100 страниц и наконец-то с облегчением закрыла книгу.
Лично я обнаружила очень много сходств с «Чайкой…». Здесь герои точно так же творят вещи, которые находятся где-то на грани (хотя, скорее всего даже за гранью) фантастики.

В целом – не впечатлило.
6/10

Ричард Бах - прирожденный фантазер и выдумщик. Несмотря на то, что его книги в большинстве своем подчеркнуто автобиографичны, все факты здесь неизменно приправлены изрядной дозой вымысла, и зачастую создается впечатление, что он просто мистифицирует читателя. Сказанное в полной мере относится и к таинственной истории связанной с наиболее известной книгой Баха - повестью "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".

2.2 Система образов, конфликт, символика в повести "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

Однажды, прогуливаясь по туманному берегу калифорнийского канала Белмонт Шор, Бах услышал голос, который произнес слова: "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Повинуясь этому голосу, Бах поспешил домой, сел за письменный стол и записал видение, которое прошло перед его внутренним взором наподобие кинофильма. Но видение было коротким, а продолжения не последовало. Бах пытался досочинить историю своими силами, однако у него ничего не получалось - до тех пор, пока, восемь лет спустя, ему не привиделось продолжение. В 1970 г. "Чайка" вышла отдельным изданием и сразу же стала бестселлером. Пожалуй, нет нужды пересказывать здесь ее незамысловатый сюжет; мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися собственно философской стороны этой аллегорической повести.

История чайки Джонатана - это, фактически, история бодхисатвы, буддийского святого, который смог освободиться от пут земных условностей, однако вернулся на Землю для того, чтобы помочь освободиться другим страдающим существам. Здесь есть и суровая аскеза, и подвижничество, и чудеса, и идея о том, что Знание можно передать лишь тем, кто уже готов принять его. Отзвуки буддийской философии слышны в повести весьма отчетливо; иной раз она присутствует здесь даже в виде почти буквальных цитат:

"Большинство из нас продвигается вперед так медленно. Мы переходим из одного мира в другой, почти такой же, и тут же забываем, откуда мы пришли; нам все равно, куда нас ведут, нам важно только то, что происходит сию минуту. Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней, Джонатан, десять тысяч! А потом еще сто, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. Тот же закон, разумеется, действует и здесь: мы выбираем следующий мир в соответствии с тем, чему научились в этом. Если мы не научились ничему, следующий мир окажется таким же, как этот, и нам придется снова преодолевать те же преграды с теми же свинцовыми гирями на лапах".

Однако даже из этого фрагмента видно, что философия Ричарда Баха значительно отличается от буддизма. Буддисты утверждают, что страдание - неизбежный спутник бытия; освобождение же, к которому они стремятся - это полное прекращение бытия, возвращение личности в изначальную и безличную Пустоту, лежащую в основе всех вещей. У Баха мы не найдем ничего подобного. Прежде всего, он отрицает трагичность бытия. "Твое невежество измеряется тем, насколько глубоко ты веришь в несправедливость и человеческие трагедии", - говорит он. По его мнению, мы сами создаем себе все проблемы и несчастья, потому что не знаем иного способа существования или считаем его предосудительным. Мир, неподвластный нашим фантазиям, мир, где все мы обречены трудиться ради поддержания собственной жизни, представляет собой прекрасное оправдание для лености и робости нашего воображения.

Кроме того, освобождение, о котором говорит Бах, - это вовсе не освобождение от бытия и даже не освобождение от собственного "я". "Все ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого - это ничто иное как ваша мысль, выраженная в форме, доступной вашему зрению. Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело", - говорит Джонатан своим ученикам. Осознав мир как свою иллюзию, личность приобретает качественно новые возможности и, в конечном итоге, попадает в новый мир, который дает ей еще больше возможностей для самосовершенствования. В "Чайке" этот мир назван Небесами; однако Небеса - это вовсе не предел достижимого совершенства. Предела нет: "то, что гусеница называет Концом света, Мастер назовет бабочкой"; но каждая бабочка - всего лишь гусеница для следующего этапа развития.

Такую картину мира рисует нам Ричард Бах; и надо сказать, некоторые находят ее весьма воодушевляющей. "Чайка" помогает людям взглянуть на все проблемы повседневности как бы "с высоты птичьего полета, осознать могущество своего сознания и поверить в силу собственного духа. "Эта книга Ричарда Баха имеет двойное воздействие, - писал известный американский фантаст Рэй Брэдбери. - Она дарит мне чувство Полета и возвращает мне молодость".

Главным образом-символом, широкой полосой проходящим через всё творчество Ричарда Баха, является небо. Тема полетов, неба, горизонтов встречается если не на каждой странице его произведений, то на каждой второй точно.

Небо - это не просто метафора, проходящая через все творчество Ричарда Баха. Небо - это его жизнь; он сотни раз поднимался в небо - на планерах, на легких самолетах из дерева и ткани, на боевых истребителях и скоростных авиалайнерах. Он крайне реалистически относится ко всему, что касается полетов - от аэродинамики до летных качеств авиационных моторов. Но при этом он считает, что "люди долго не могли летать. поскольку были уверены, что это невозможно, и именно поэтому они не знали простейшего первого принципа аэродинамики. Мне хочется верить, что есть и другой принцип: нам не нужны самолеты, чтобы летать. или бывать на других планетах. Мы можем научиться это делать без машин. Если мы захотим".

И не только летать: Ричард Бах уверен, что человек может сделать все, что он способен себе вообразить. Идея, поддерживающая в нем эту уверенность, заключается в том, что вся реальность нашего мира - всего лишь иллюзия, и, если мы это как следует осознаем, мы сможем овладеть ею и делать с ней все, что захотим. Эта идея легла в основу большинства его книг и, очевидно, во многом определила ход его жизни.

2.3 Общечеловеческие и духовные ценности учения как основной критерий "Иллюзий" Р. Баха

Чтобы рассмотреть этот аспект творчества великого американського списателя, мы, несомненно, должны окунуться в мир, который предлагает нам главный герой произведения "Иллюзии" Дональд Шимода, странствующий Мессия.

Дональд Шимода называет себя "мессией поневоле". Он говорит, что все люди - дети Бога, и что каждый из них в состоянии сделать все, чего он пожелает. Но его миссия терпит неудачу: даже Ричард Бах, самый способный ученик Шимоды, обучившись нескольким чудесам, так и не обрел подлинного всемогущества. Шимода утверждает, что человеческая жизнь подобна кинофильму, и каждый из нас смотрит именно тот фильм, который он захотел посмотреть. Таким образом, все беды и трагедии, которые приключаются с нами в жизни - это всего лишь следствия извращенности нашего вкуса (например, пристрастия к трагедиям или ужасам) или недостаточно удачного выбора фильма. Но следует помнить о том, что мы сами сочиняем свои фильмы и сами играем в них, и поэтому можем изменить их в любой момент.

В другой раз он учит Ричарда ходить по поверхности пруда. Он объясняет ему, что вода "не твердая и не жидкая. Ты и я сами решаем, какой она будет для нас. Если ты хочешь, чтобы вода была жидкой, поступай так, будто она жидкая, пей ее. Если хочешь, чтобы она была воздухом, действуй так, как будто она воздух, дыши ею. Попробуй". После того, как Ричарду в самом деле удается ходить по воде и дышать водой, у него возникает вопрос: а нельзя ли делать тоже самое и с землей: И Дональд Шимода демонстрирует ему следующее: "Он легко подошел к берегу, как будто шагал по нарисованному озеру. Но в тот момент, когда ноги ступили на прибрежный песок, он начал погружаться и, сделав несколько шагов, ушел по плечи в землю, покрытую травой. Казалось, что пруд неожиданно превратился в остров, а земля вокруг стала морем. Он немного поплавал в пастбище, плескаясь и поднимая темные жирные брызги, затем поплавал на самой его поверхности, а потом встал и пошел по нему. Неожиданно я увидел чудо: человек шел по земле!".

"Чтобы двигать горы, есть способы и получше", - заявляет Шимода в ответ на реплику о мощном тракторе, способном сдвинуть гору. Далее, подчеркивая известный евангельский мотив, появляется и зерно, - однако не горчичное, а кунжутное, и причем, в довольно неожиданном контексте. "Если у тебя воображение с это кунжутное зернышко. - для тебя нет ничего невозможного", - утверждает Шимода. Для него вера и воображение - синонимы; но второе слово, по его мнению, более точно отражает суть дела.

Все воображаемые чудеса реальны постольку, поскольку совершаются в воображаемой реальности. Каждый из нас волен наполнить эту реальность чудесами и приключениями - или же сделать ее ограниченной и бесцветной и добывать свой хлеб в поте лица. "Для того чтобы стать свободным и счастливым, - написано в его карманном "Справочнике Мессии", - ты должен пожертвовать скукой. Не всегда такую жертву принести легко". И действительно: пока Шимода сам творит чудеса, все относятся к нему с благоговением, как к новому Христу. Но, как только он говорит людям: "Попробуйте сами", они приходят в негодование; кое-кто даже называет его Антихристом.