Савва морозов дом на воздвиженке. Особняк арсения морозова

Один из самых необычных домов Москвы стоит на Воздвиженке - затейливый особняк знатного московского купца Арсения Морозова. Сейчас дом считается памятником архитектуры федерального значения. Современники же единогласно окрестили особняк «домом дурака».

Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился потомственный почётный гражданин Арсений Абрамович Морозов (1873—1908/1909). Представитель знатного рода и миллионер не принимал участие в семейном текстильном производстве (хотя и был пайщиком Товарищества Тверской мануфактуры), не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности.

Как уверяет молва, младший сын предпринимательницы и меценатки Варвары Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, заявил, что поручит создать для себя самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно». С этих слов и началась жизнь дома на Воздвиженке.

Страстью Морозова были путешествия. В 1894 году на Всемирной выставке, которая проходила в Антверпене, купец подружился с архитектором Виктором Мазыриным (1859 - 1919), увлекающимся эзотерикой. На мероприятии Мазырин присутствовал как архитектор и проектировщик русского павильона. Мазырин сразу принял заказ Морозова на строительство особняка, но никаких конкретных пожеланий у будущего заказчика не было. Мазырин подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением.

Для поиска вдохновения Морозов и Мазырин отправились в совместное путешествие по Европе - Париж, Мадрид, Лиссабон…. Подходящий дом нашелся в португальском городе Синтра (места, воспетые Байроном): молодому промышленнику понравился замок Palacio Nacional da Pena, построенный на скале во второй половине XIX столетия в стиле мануэлино по проекту немецкого архитектора Людвига фон Эшвеге для местного принца - Фернанду II. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Строительство оригинального замка, по размерам намного превосходящего московский прототип, тянулось несколько десятилетий, вплоть до самой смерти принца в 1885 году.




По совпадению в том же 1885 году в собственность семьи Морозовых переходит участок на Воздвиженке, который раньше принадлежал князьям Долгоруким. Недвижимость выкупает мать Арсения Варвара Морозова, чтобы построить дом для себя. Проект первого особняка с флигелем и сторожкой для предпринимательницы реализовал архитектор Роман Клейн. В главном двухэтажном здании были 23 комнаты, еще 19 располагались в подвале, а зал для приемов вмещал до 300 человек. Классическая усадьба сохранилась до сих пор - владение Морозовой располагалось по соседству (современный № 14 по Воздвиженке).

Через 10 лет, в 1895 году, Морозова выкупила землю у соседа - антрепренера баварца Карла Маркуса Гинне. С 1868 года здесь располагался его конный цирк. До 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее. Деревянное здание цирка сгорело при невыясненных обстоятельствах фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось.

Спустя два года после сделки, в 1897 году, земля была переписана на самого Арсения Морозова - участок стал подарком матери ему на очередной день рождения. Начинается строительство. Принято считать, что первый камень в доме заложила семилетняя Лида Мазырина - старшая дочь архитектора, в будущем балерина. Закончить строительство удалось в рекордные сроки - уже к концу 1899 года здание было готово.

Во время строительства замка синтровского дворца немец Эшвеге не ограничивался единым стилем - в здании проглядывают черты мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. По тому же пути пошел и Мазырин. Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским. Дом украшают характерные колонны и башни, но внешняя и внутренняя отделка позаимствованы из других направлений. Для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился каменный орнамент.







Ракушки на фасаде Мазырин позаимствовал у главной достопримечательности испанского города Саламанка - знаменитого дома с ракушками Casa de las Conchas, относящегося к готическому стилю.



А мозаика внутреннего дворика выглядит вполне античной. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты, местами завязанные в узлы.

Символы должны были принести владельцу дома счастье, но дело обернулось по-другому. В 1899 году строительство было окончено, но еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки. Арсений рассказывал друзьям о бурной реакции матери, приводя ее слова: «Раньше одна я знала, что ты - дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Негативно отозвались и братья Морозова - известные городские меценаты.

Критиков хватало и вне семьи. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Известный исследователь Москвы Владимир Гиляровский вспоминал эпиграмму, которую после появления замка сочинил молодой актер Михаил Садовский:
«Сей замок на меня наводит много дум,
И прошлого мне стало страшно жалко.
Где прежде царствовал свободный русский ум,
Там ныне царствует фабричная смекалка».

В романе «Воскресение» Льва Толстого морозовскому особняку посвящен один из диалогов Нехлюдова с извозчиком, где подчеркивается огромный размер и несообразность строящегося здания.




«На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
- Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. Прочные леса из больших сосновых бревен, схваченных железными скрепами, окружали воздвигаемую постройку и отделяли ее от улицы тесовой оградой.
По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз спускали пустые носилки и кадушки. Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то, указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.
«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», - думал Нехлюдов, глядя на этот дом».

Сам Арсений на слухи и критику никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные банкеты, а Морозов - младший увлекся мистическими и эзотерическими науками. Собрать московский бомонд удавалось без труда - двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов, приводил к племяннику друзей, в частности - Максима Горького.

Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году. Купец скончался после нелепого несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: на одной вечеринке сам прострелил себе ногу, сказав приятелям, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Получив рану, Морозов и, правда, не поморщился и продолжал участие в пирушке. Кровь между тем скопилась в сапоге и спровоцировала заражение, от которого странный младший Морозов скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После его смерти оказалось, что по условиям оставленного завещания законной жене Варваре и дочери Ирине не достается ничего из нажитого имущества.
Распорядительницей 4 млн. рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью в 3 млн. рублей стала Нина Александровна Коншина - возлюбленная Морозова, с ней он жил последние несколько лет. На наследницу подали в суд: ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность, родственникам удалось отсудить часть денег и активов. Но большую часть капитала и дом отсудить не удалось - во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая продала его нефтепромышленнику и кутиле Левону Манташеву — сыну нефтяного магната Александра Ивановича Манташева.

Во время революции в здании располагалась штаб-квартира партии анархистов. С 1918 до 1928 года дом находился в распоряжении первого рабочего театра Пролеткульта.
В этот период здесь постоянно бывают Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн и Сергей Есенин. Последний прожил здесь несколько месяцев, поселившись в чердачном помещении у сотрудника канцелярии - поэта Сергей Клычкова, который приспособил под жилье бывшую ванную. Но с обстановкой оказалось сложно: современники вспоминали, что пьесы ставились прямо в приемной зале, где пространство было обустроено амфитеатром.
Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями:
«Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

После театралов дом на Воздвиженке получил Наркомат иностранных дел. С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год - посольство Индийской Республики.

В Москве на улице Воздвиженка есть удивительное здание - особняк Арсения Морозова. Это один из самых старинных и необычных домов во всей столице. Он долгое время оставался недооцененным, поскольку в XIX веке его архитектура казалась слишком непривычной и вычурной для современников. Людям, живущим в XXl веке, эти хоромы напоминают замок, оживший из сказки.

Прекрасный особняк Арсения Морозова на Воздвиженке таит в себе множество загадок и окружен ореолом легенд. Дом выполнен по заказу Арсения Морозова - правнука Саввы Морозова, происходившего из уважаемой семьи купца. Тот был известным предпринимателем и меценатом.

Арсений появился на свет у Внука Саввы - Абрама и жены его - Варвары. Согласно обычаям морозовских времен, Варвару Алексеевну выдали замуж против воли. Она никогда не испытывала романтических чувств к своему мужу, и, когда он отошел в мир иной, испытала облечение. Однако в завещании супруга было сказано, что если новоиспеченная вдова снова сочетается узами брака, то быстро лишится причитавшегося ей наследства.

К счастью, состояние мужа оказалось настолько огромным, что жизнь вдовы ее не слишком печалила . Стоит отдать должное, Варвара Алексеевна занималась благотворительностью: именно она спонсировала строительство первого в России онкоцентра (Институт им. Морозовых для лечения людей, страдающих раком). Также она основала библиотеку имени Тургенева и газету «Русские ведомости».

Но в семье Варвара Морозова проявляла себя весьма жестко и требовательно, стремясь все держать под контролем. Когда Арсению исполнился 21 год, и он обрел право самостоятельно распоряжаться своей долей капитала, мать купила ему участок земли рядом со своим особняком на Воздвиженке. Она хотела, чтобы он всегда был под ее присмотром. Но юноша не желал оставаться под опекой матери.

Создание особняка

Раньше на месте усадьбы Морозова в Москве располагался большой конный цирк Карла Маркуса Гинне. Однако после пожара импрессарио не смог восстановить здание из-за недостатка средств, и земельный участок вместе с уцелевшими постройками был выставлен на продажу.

Практически сразу площадь приобрела Варвара Алексеевна и пригласила архитектора Виктора Мазырина спроектировать красивый особняк в классическом стиле. Однако у Арсения было иное видение прекрасного, и он захотел реализовать другой, более оригинальный проект. Вдохновение нахлынуло в поездке за границей, которую он совершил вместе с Мазыриным. В небольшом городе Синтра они увидели дворец Пена, который оставил в душе Арсения неизгладимое впечатление. Это здание было выполнено в мавританском стиле. Им владела королевская семья.

Морозов был восхищен: сразу же после возвращения в Москву началось строительство особняка. Так на улице Воздвиженка д. 16 появилась необычная усадьба, украшенная ракушками (возможно, такая идея посетила товарищей, когда они увидели Casa de las Conchas - знаменитый испанский дом с ракушками в Саламанке).

Москвичи отнеслись к постройке со скептицизмом. Даже Лев Толстой в своем романе «Воскресенье» упомянул о рабочих, которые «были вынуждены… строить глупый и ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку». Однако Морозова, в отличие от его матери, мало волновало, что пишут в газетах. Варвара Алексеевна же, увидев построенный особняк, проронила фразу, ставшую легендарной: «Раньше только я знала, что ты у меня дурак, но теперь вся Москва об этом знает».

Архитектура дворца

Внешний вид здания очень необычен. Можно заметить следующие детали:

  • Боковые башни и парадный вход подворья выполнены в неомавританском стиле.
  • Проем сделан в форме подковы.
  • Лепнина оформлена в виде ракушек.
  • Ажурный карниз и витые колонны очень колоритны.
  • Если говорить о других частях здания, даже архитекторы не смогли сойтись во мнении, в каком стиле они выполнены.
  • В целом присутствуют элементы классицизма, но разрозненная симметрия говорит об использовании модернистических приемов.

Внутреннее убранство

С дизайном интерьера Арсений поступил поистине оригинально. Когда Мазурин спросил его о том, в каком стиле делать внутреннее убранство, Морозов ответил: «во всех». Поэтому каждая комната сильно отличается от другой. Заходя в особняк, люди понимали, что его владелец - человек экстравагантный , имеющий массу интересов и всевозможные увлечения:

  1. В вестибюле дома находился охотничий зал. Морозов любил охотиться. В этой комнате присутствовало огромное количество трофеев. Его страсть к охоте отразилась даже на дизайне камина. Он украшен изображениями сокола, арбалета, лука и собак гончей породы. В этом доме любили животных: при жизни Морозова по особняку расхаживала настоящая прирученная рысь.
  2. Зал в особняке по большей части выполнен в греческом стиле.
  3. После идет большой зал в римском стиле, откуда можно пройти в будуар с огромнейшим зеркалом.
  4. Наиболее гармонично и изысканно выглядит холл в классическом стиле.
  5. Будуар супруги Морозова выполнен в стиле барокко. Наверняка она очень гордилась этой комнатой, однако старания Арсения угодить своей жене не принесли должного результата. Их брак не сложился: паре пришлось разъехаться.

Владелец особняка прожил в нем совсем недолго. Гибель Арсения Морозова можно назвать нелепой. Однажды он заключил пари с друзьями, пообещав, что ему удастся прострелить себе ногу и не ощутить ни капли боли благодаря помощи святого духа. Молодой человек сделал выстрел и на его лице не отразилось никаких признаков болевых ощущений, так что спор он выиграл. А вот из-за необработанной раны наступило заражение крови и через три дня легкомысленного юноши не стало.

Морозов заранее завещал дом своей любовнице - Нине Коншиной. Супруга Арсения, Вера Сергеевна, с которой Морозов не жил уже около 6 лет, пыталась оспорить завещание, сказав, что умерший супруг был недееспособен, но суд посчитал ее доводы несостоятельными. Возлюбленная Арсения практически сразу продала усадьбу сыну А. И. Манташева - Леону Манташеву.

Дом после революции

После событий 1917 года дворец стал штаб-квартирой анархистов, затем на него обратила внимание администрация театра Пролеткульт. Туда переехала передвижная трупа артистов. До ВОВ здесь располагалось посольство Японии, в военное время - посольство Великобритании, а после окончания военных действий - посольство Индии. С 1959 года особняк стали называть домом дружбы с народами зарубежных стран в Москве. В здании проводились встречи с иностранными деятелями.

В 2003 году произведена основательная реставрация и реконструкция особняка. Была привезена эксклюзивная мебель из красного дерева, напоминающая предметы интерьера конца XIX века. С 2006 года является домом приемов правительства РФ. В здании проводятся мероприятия, связанные с участием Российской Федерации в международных делах, дипломатические переговоры, конференции и важные встречи.

К сожалению, это не то место, в которое можно зайти внутрь , потрогать старинные предметы интерьера и погулять в парке рядом с усадьбой. По понятным причинам в ДДН не проводится экскурсий. Но можно попасть по адресу Воздвиженка д. 16 и насладиться необычным архитектурным творением. Добраться туда можно от станции метро Арбатская.

Династия Морозовых оставила Москве богатое наследство — плеяду великолепных особняков, с каждым из которых связана яркая история… или скандал. Не менее чем особняк Арсения Морозова знаменит особняк его знаменитого прадеда — Саввы Морозова на Спиридоновке, 17, который нередко называют домом Морозова на Арбате. Но не в пример описанному выше особняку он сразу же получил звание одного из красивейших домов Москвы и считался образцом вкуса. Построен он был для жены Саввы Морозова — Зинаиды, как символ их любви. Особняк в неоготическом стиле выстроен талантливейшим архитектором Федором Шехтелем, при участии Михаила Врубеля. Ныне там находится Дом приемов МИД России. По вполне понятным причинам и этот особняк закрыт для посещений и записаться на экскурсию туда практически невозможно. С недавних пор возможность побывать там появляется в Ночь музеев и День исторического наследия Москвы.

А как же музей? Неужели ни в одном из морозовских особняков нет музея? Есть — в Леонтьевском переулке. Там, в бывшем особняке Сергея Морозова, раньше располагался Кустарный музей, а ныне работает Музей народного промысла.

Причудливая усадьба Арсения Мороза - настоящая гордость столицы. Здание по праву считается одним из самых необычных и красивых.

Того, кто возвел броский особняк на Воздвиженке, современники окрестили никчемным человеком, а родная мать назвала дураком: настолько им «резала глаз» непривычная для Москвы неоготическая мавританская архитектура. Зато потомки оценили задние по достоинству, размещая в нем то посольства иностранных государств, то Дом дружбы народов, то Дом приемов правительства России, как сейчас. Однако строился этот особняк именно как жилой, хотя приемы здесь закатывались с самого начала, да с таким размахом, какой даже сейчас встретишь не часто. Что же касается его владельца, то он носил знаменитую фамилию Морозов.

Того, кто возвел броский особняк на Воздвиженке, современники окрестили никчемным человеком, а родная мать назвала дураком: настолько им «резала глаз» непривычная для Москвы неоготическая мавританская архитектура. Зато потомки оценили задние по достоинству, размещая в нем то посольства иностранных государств, то Дом дружбы народов, то Дом приемов правительства России, как сейчас. Однако строился этот особняк именно как жилой, хотя приемы здесь закатывались с самого начала, да с таким размахом, какой даже сейчас встретишь не часто. Что же касается его владельца, то он носил знаменитую фамилию Морозов.

Вопреки расхожему мнению, особняк по адресу Воздвиженка,16 построил не Савва Морозов, известный дореволюционный предприниматель и меценат, а его двоюродный племянник Арсений, за которым чуть ли не с детства закрепилась лихая «слава» кутилы и прожигателя родительских капиталов. А прожигать было чего. Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры, а вскоре управление предприятием перешло в руки его супруги — женщины умной, хваткой и удивительно красивой. Именно она придумала преподнести сыну на 25-летие роскошный подарок — большой земельный участок в центре Москвы, на Воздвиженке. Надо сказать, что даже тогда (а на дворе стоял конец XIX века) с землей в центре города уже было не просто. Но помог случай.

Такой увидел Варвару Алексеевну Морозову русский художник-передвижник Владимир Маковский (оригинал картины хранится в Третьяковской галерее)

В конце 60-х годов XIX века неподалеку от Арбатской площади появился свой цирк — красивое деревянное здание, которые построил Карл Гинне, представитель известной немецкой цирковой династии. Новое увеселительное заведение как в силу эффектной программы, так и из-за удачного расположения сразу стало пользовать бешеным успехом. И это несмотря на большую конкуренцию с другими уже функционирующими в то время цирками. Однако просуществовал популярный цирк лишь до 1892 года: однажды в нем вспыхнул пожар, и деревянное здание мгновенно превратилось в кучу головешек. Поговаривают, что к происшествию приложили руку конкуренты, однако реальных доказательств поджога так и не нашли. Для Карла Гинне случившееся стало настоящим дежавю. Дело в том, что 1859 году сгорел другой его цирк, в Варшаве. Но если первую трагедию Гинне сумел пережить, а в дальнейшем даже поднять свой цирковой бизнес на новый виток, то случай в Москве всерьез пошатнул его финансовое состояние. Почтительная публика, ранее с таким восторгом отзывавшаяся о представлениях Гинне, быстро переметнулась в другие заведения, так что циркач счел за благо здание не восстанавливать, а участок продать. А покупателем как раз и стала мать Арсения Морозова.

Так выглядели цирковые представления в XIX веке (картина постмодерниста Жоржа Пьера Сера, 1891 год)

Получив подарок, Арсений тут же вспомнил о Викторе Мазырине, с которым он несколько лет назад познакомился в Бельгии, на всемирной выставке в Антверпене. Мазырин, в то время уже хорошо известный архитектор, привлек внимание Морозова не только эффектным воплощением своих творческих идей, но и своей неординарностью. Так, он на полном серьезе утверждал, что в прошлой жизни был египтянином и строил пирамиды, поэтому его опыт в строительстве исчисляется веками. Кого-то подобные заявления лишь смешили, но Морозову, напротив, лишь добавили интереса к творцу.

Строитель-египтянин, «реинкарнировавший» в образе архитектора Виктора Мазырина (на фото слева) и «никчемный человек» Арсений Морозов

«А в каком стиле строить будем?» — поинтересовался Мазырин у своего нового заказчика. «А какие бывают?» — вопросом на вопрос отозвался Морозов. Впрочем, едва архитектор успел перечислить три-четыре стиля, как Арсений его перебил и вынес свой вердикт: «А строй во всяких! У меня на все денег хватит». Однако при такой формулировке заказа, когда пожелания клиента совершенно непонятны, деньги — еще не все. Мазырин это прекрасно понимал, поэтому схитрил и предложил Морозову вместе поездить по Европе и поискать прообраз «дома во всех стилях», который приглянется Арсению. Так они и поступили. Дом-идеал обнаружился в Португалии, в центре города Синтра. Им оказался дворец Palácio Nacional da Pena, одно из семи чудес Португалии. Это сооружение, построенное в середине XIX века, сочетает в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино: португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках.

Palácio Nacional da Pena, который стал прообразом особняка на Воздвиженке, 16

Вернувшись в Россию, Мазырин приступил к разработке проекта. Первый камень будущего особняка Арсения Морозова был заложен в 1897 году, а 1899 возведение было уже закончено: для тех времен скорость строительства необычайно высокая. Мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классицистическими колоннами, а общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна. Эклектика сохраняется и во внутренней отделке сооружения. Так, например, столовая, названная «Рыцарским залом», была оформлена в стиле готики, женская половина дома оформлена под барокко, гостиная — в стиле ампир, а многие элементы декора здания сделаны под гротеск.

Интерьер одного из залов в особняке Арсений Морозова

Современники Арсения Морозова негативно восприняли экзотичное для Москвы здание. Общественное мнение отображено даже в романе «Воскресенье» Льва Толстого. Это произведение было опубликовано в 1899 году, а его герой князь Нехлюдов, проезжая по улице Волхонка, размышляет о возведении «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». Можно предположить, что речь идет об Арсении Морозове и его особняке. Но самую резкую оценку необычному зданию дала Варвара Морозова. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает!», — заявила она сыну, когда узнала, что тот сделал с подаренным ею участком земли. Обвинили Арсения в безвкусии и два старших брата. На все обвинения тот отвечал, что его дом простоит века.

О «глупом дворце» судачил всякий, кому доводилось проезжать мимо

Впрочем, Арсений Морозов в нашей истории получился очень уж умным и дальновидным героем. Это не совсем так. Двоюродный племянник Морозова был известный на всю Москву гуляка и кутила, но в одном Арсений оказался прав. Построенный им особняк простоял уже больше века и, судя по всему, простоит еще очень долго. Правда, самому Морозову удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений поспорил, что человек может вытерпеть любую боль и прострелил из пистолета себе ногу. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня чудак и баламут миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови.

После революции неоготический стиль зданию наконец-то оценили по достоинству. Желающих поселиться в доме «дурака» Морозова было более чем достаточно. В 1917 году, сразу после свержения царского режима, особняк заняли анархисты под штаб-квартиру партии. Однако вскоре у них появилось много разногласий с большевиками. Из особняка анархистов выселили, а вместо них в мае 1918 года на Воздвиженку, 16 переехала труппа Первого рабочего театра Пролеткульта. Театр занимал здание около десяти лет и в 1928 году особняк передали Наркомату иностранных дел. До 40-го года прошлого века здесь размещалось посольство Японии; во время Второй мировой войны — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 по 1954 годы — посольство Индии.

Во время Великой Отечественной войны в особняке располагалась редакция газеты «Британский союзник»

В конце 50-х годов прошлого века здесь обосновался «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». Особняк Арсения Морозова стал называться Домом дружбы народов: там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства. А в начале 2000-х годов «Дом Дурака» перешел под Управление делами Президента России и в 2006 году там открылся Дом приемов Правительства РФ. Так что современным «Морозовым» поселиться там уже не получится. Зато можно отыскать варианты по соседству. Правда, не часто, но в аренду подобрать квартиру можно. Например, в доме 6 по Воздвиженке за 150 тыс. рублей в месяц сдается квартира площадью 150 кв. м, а в доме 5/25 квартиру, площадью 50 кв. м, можно арендовать даже на один день. Цена вопроса — 3,5 тыс. рублей в сутки. Конечно, из окон этих квартир «Дом дурака» вряд ли разглядишь, зато каждый вечер, сделав буквально несколько десятков шагов, можно будет любоваться его эффектно освещенным фасадом и в очередной раз дивиться на современников Морозова, которым это ажурное чудо пришлось не по нраву.

Екатерина Шаблова и Дарья Кузнецова, корреспонденты портала ГдеЭтотДом.РУ

Особняк Арсения Морозова - особняк в центре Москвы, на Воздвиженке, 16, построенный в 1895 - 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

Арсений Абрамович Морозов принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов он совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.


По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом.


Ещё на стадии строительства особняк Морозова стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций.


Аристократическая Москва скептически морщилась. Граф Лев Николаевич Толстой в романе "Воскресение" дал убийственную характеристику и особняку, и хозяину: Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Не менее резко высказалась Варвара Алексеевна, когда узнала, что сын сделал с ее подарком - особняком в русском стиле: "Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает". На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: "Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет"

С архитектором Виктором Мазыриным Арсений Морозов познакомился в 1894 году на Всемирной выставке в Антверпене, для которой Мазырин проектировал русский павильон. К тому времени он был уже известным мастером, автором павильонов для Парижской выставки в 1889 году и Среднеазиатской выставки в Москве в 1891. Мечтатель и романтик, он верил в переселение душ и считал, что душа его родилась в Египте, поэтому дважды побывал в этой стране. Мазырин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок - рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений. Неудивительно, что заказ на строительство особняка на Воздвиженке получил именно такой мастер. Архитектор и заказчик отправились в путешествие по Европе - искать прообраз будущего чудо-дворца. Искомое нашлось в португальском городе Синтра: дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году, принадлежавший принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II.


Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа особняка Морозова и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.

В остальных частях особняка Арсения Морозова иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами.


###Страница 2

Общая композиция особняка Морозова с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, - выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле.

Маяковский также бывал здесь – на литературных дебатах. “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?…”

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека…


После Октябрьской революции дом Морозова стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.


В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран» (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.


В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации - таково нынешнее официальное название особняка - открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке».


В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.


Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.