Слияние с природой.

  • 1960 – родился в Торонто (Канада).
  • 1983 – переехал в Париж для работы над документальными фильмами о социальных проблемах.
  • 1992 – первая фотовыставка Timewaves («Волны времени») в Швейцарии и Японии.
  • 1992-2002 – организовал 33 экспедиции по всему миру.
  • 2002; 2005 – выставка Ashes and Snow («Пепел и снег») странствующего музея Грегори Кольбера (включающая 130 фотографий и фильм) была показана в Венеции, затем – в Нью-Йорке.
  • 2007 – с 11 марта по 24 июня выставка Ashes and Snow будет открыта для посетителей в Токио.

Мне интересно снимать зверей, именно в этом я чувствую свое предназначение, – признается Грегори Кольбер. – В детстве у меня была няня-индианка. Как известно, в культуре ее народа между человеком и окружающим его живым миром существуют совершенно особые отношения. В этом смысле я лишь стараюсь следовать древним традициям восприятия природы как единого гармоничного целого. Я, человек, становлюсь индивидуальностью только тогда, когда живу, дышу и творю в унисон со всей планетой, когда осознаю, что во мне (как и в любом другом живом существе), как в капле воды, собраны черты самых разных биологических видов. Животные для меня – бескрайняя вселенная, полная загадок, на которые невозможно ответить словами – их можно лишь отобразить на пленке или бумаге, в динамике или статике.

1 / 1

Я считаю, что жизнь и судьба ко мне щедры и благосклонны, – и не устаю благодарить за это своих слонов-хранителей. Куда бы я ни ехал, где бы ни фотографировал, главную роль в съемке я неизменно отвожу самому животному с его неповторимой поэтикой и грацией. Вероятно, поэтому эти снимки звучат правдиво. Те, кому легче считать их искусственными, постановочными, просто страшатся сойти с позиций самообороны и открыться миру. Сегодня западный человек так далек от подобного восприятия природы, так погружен в реальность, навязанную ему телевидением и массовой культурой, что зачастую просто не способен вырваться за ее пределы.

Лучшая награда для мечтателя – это когда его мечта становится достоянием многих. Помню, однажды посмотреть мой странствующий музей* пришел один известный индийский архитектор – уходя, он пятился. Я спросил его, почему он это делает, и услышал в ответ: «Нельзя поворачиваться спиной к храму». Человечеству пришло время пересмотреть свои отношения с природой. Страстей, разгорающихся сегодня вокруг проблем экологии и защиты окружающей среды, заведомо недостаточно. В первую очередь измениться должны сердца людей. Я буду рад, если этот мой проект поможет им в этом».

* Передвижная выставка работ Грегори Кольбера, http://www.ashesandsnow.org

1 / 1

«Приглашение к медитации»

Мнение Кристофа Форе

Кристоф Форе (Christophe Faure) – французский психиатр и психотерапевт, член административного совета Ассоциации психологической поддержки и взаимопомощи.

«Эти фотографии так трогают нас потому, что буквально источают ощущение безопасности. От них веет покоем и безмятежностью. Они отсылают нас к сути жизни как таковой, во всех ее видах и проявлениях, будь то человек, растение или животное. В силу своей биологической природы мы, люди, физически слабы и уязвимы, однако на этих снимках дикие звери, опасные и агрессивные по определению, исполнены благости и доброжелательности по отношению к нам. Зверь и человек здесь сливаются воедино – и тот, и другой несут в себе искру бытия, как если бы они были разными ипостасями одной сущности. Эти фотографии помогают преодолеть барьеры между биологическими видами, расами, культурами. Кажется, что запечатленные фотографом герои достигли просветления и открыли внутри себя некое особое, новое измерение. Их закрытые глаза служат символом высшей внутренней ясности, умиротворенности, чуждой интеллекту и внеположной ему. Эти фотографии указывают нам путь: приглашают к медитации, к отрешению от внешнего мира, освобождению от суеты. Они утверждают наше право на уязвимость, дарят нам возможность отказаться от настороженности, отрешиться от страхов и дурных предчувствий, для того чтобы найти свое подлинное место в окружающем мире. Послание, которое художник своими работами пытается донести до каждого из нас, можно сформулировать так: «Остановись! Хотя бы на миг прекрати погоню за силой, властью, знаниями, успехом и почувствуй энергию жизни – одухотворяющую и наполняющую смыслом все наше существование». По крайней мере, именно такие образы и эмоции родились в моем сердце при виде фотографий Грегори Кольбера».

Необходимо отметить, что Григорий Масленников занимается строительством и дизайном исключительно загородных домов. В его понимании, жизнь человека на природе протекает по совершенно иным законам, чем в городе. Поселившись в нашей "местной Швейцарии", на Рублевском шоссе, он вывел это из своего собственного опыта.
Регулярно, по пути домой, Григорий проезжает по живописным уголкам Подмосковья и с ужасом наблюдает как по сторонам дороги вырастают похожие друг на друга словно братья мрачноватые дома-крепости с окнами-бойницами. Отчего, интересно, люди, сознательно выбравшие романтическое место жительства под сенью леса или на берегу речки, возводят мощные стены, наглухо отгораживающие их от первозданной красоты природы? Ответов на этот вопрос может быть много. Здесь и нежелание демонстрировать посторонним свой достаток, и наследие тоталитарного прошлого, когда "закрытое" общество диктовало свои суровые законы домостроительству и быту. Редко улыбающиеся люди вряд ли обойдутся у себя на участке без высокого бетонного забора, скрывающего их от посторонних глаз. Возможно, в некоторых случаях имеет значение и непроизвольный страх перед самой природой, загадки которой остаются неразгаданными человеком. А еще - страх за себя и своих близких, страх быть более открытым, чем другие и т. д.

А ведь так хочется выстроить не громоздкий и помпезный домище, а уютный небольшой коттедж из какого-нибудь не просто натурального, а "родного" материала, типа дышащей теплом сосны янтарного цвета.
Устроить в нем если не стеклянные стены, то хотя бы большие, во всю высоту фасада, окна. Хочется наполнить потоками солнечного света не только гостиную, столовую и кухню, но и самые интимные закутки.

Чтобы дом был пронизан светом, на его пути максимально устраняются все препятствия. Возможное возражение, что климатические условия не позволяют россиянам раскрывать объятия дома суровой северной природе, в нашем случае не выдерживает критики. Устанавливаемое строителями отопительное оборудование и новейшие утеплители позволяют с полным комфортом жить круглый год за стеклянными стенами и в полной мере наслаждаться сезонной сменой пейзажа. Технические трудности преодолимы, главное, чтобы заказчик был готов преодолеть внутреннюю инерцию и оказаться не поблизости от природы, а как бы непосредственно в ней.
Свет не просто заливает весь дом, он еще и преумножается внутри, отражаясь от белых поверхностей, соседствующих с деревянной отделкой. Удачное сочетание дерева с белыми плоскостями стен, балок, потолков автор проекта считает одним из главных достоинств этого дома. Интерьер, полностью выполненный из дерева (а такой стиль - "русский кантри" - становится сейчас очень популярным), смотрелся бы слегка упрощенно, напоминая усовершенствованную избу - традиционное жилище наших предков. Белый цвет абсолютно необходим в любом интерьере, именно он придает помещению изысканность и при этом не навязывает лишних эмоций, не несет в себе искусственного драматизма, а служит лишь своеобразным экраном для собственных переживаний человека. Если дом можно назвать высказыванием его автора, то белый цвет - многоточие в этом высказывании.

В принципе, дизайнер любит решать судьбу интерьера единолично, без вмешательства со стороны заказчика. Но именно белые стены и минимум декора позволяют хозяину создать впоследствии свою среду, особую атмосферу, додумать детали, пофантазировать, развить идеи, недосказанные автором.
Белый цвет импонирует гармоничной личности, не боящейся остаться наедине с собой. Дерево делает интерьер "теплым", ненавязчиво продвигая уже упомянутую основную идею сближения с природой. Чистый белый не "убивает", а наоборот, подчеркивает фактуру материалов: солнечный оттенок и приятную фактуру сосновых досок, складки гофрированного абажура торшера, плетеные узоры банкетки в гостиной...

"Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь..." - писал Борис Пастернак. Совершенный человек, живущий в гармонии с собой и с природой, не думает об абсолютной уникальности, единственности (своей или своего жилища), не стремится любой ценой сделать свой интерьер экстравагантным, а потому резко выделяющимся среди прочих.

Действительно, уют и комфорт не всегда синонимичны "высокой моде" и "высокой цене". Поэтому дорогие торговые марки предметов интерьера не стали самоцелью для хозяев. Если та или иная вещь подходит по стилю и качеству - милости просим, не жалеем денег, подбираем "знаменитые имена" в соответствии с функциональными и эстетическими качествами вещей.
Но при этом баснословно дорогой диван не стесняется соседства со светильником из "народного" магазина, ведь этот менее именитый персонаж заслуженно "принят в семью" благодаря чистоте стиля и красоте линий. Человеку, ставшему частью природы, или стремящемуся к этому, чуждо тщеславие. В доме часто бывают гости, собираются шумные компании, но его дизайн создан не для того, чтобы продемонстрировать гостям. Он существует сам по себе, без оглядки на окружающих.

Нельзя сказать, что здесь нет ни одной оригинальной детали. Хозяйская ванная, например, примечательна необычной планировкой: в центр ее вынесен блок, состоящий из умывальника и зеркала в специально придуманной для этого нише, отделанной традиционным черным кафелем и непривычной для ванной комнаты сосной. А в спальне - другой необычный предмет - печка-буржуйка, которую благодаря элегантному дизайну можно назвать мини-камином, согревающим комнату и создающим особый уют.
Горячее "дыхание" этой печки противопоставлено холодному мерцанию экрана телевизора в противоположном углу спальни. Такие дизайнерские находки интересны и необычны, но секрет обаяния этого интерьера в том и состоит, что оригинальное выглядит естественно, а дорогие вещи не смотрятся вызывающе или вычурно.

Понятно, что возвращение человека из суеты городов в естественную среду обитания - не сиюминутный процесс. Любое самосовершенствование требует времени и некоторых усилий. В этом смысле сам дом может помочь привыкнуть к новому укладу - он "подтянет" хозяев к своему уровню, продиктует определенный образ жизни. Главное, чтобы человек, просыпаясь и засыпая, видел лес совсем близко от себя и постоянно жил в лучах солнца, даже если в нашей полосе оно светит редко.

СЛИЯНИЕ С ПРИРОДОЙ

Слиться с природой я решила основательно и для этого перерыла весь свой нехитрый гардероб, выуживая из него вещи пастельных и зелёных, защитных тонов. Нарядившись и нахлобучив кепку оливкового цвета, прихватив, на всякий случай шарф, цвета молодой листвы, при полной боевой готовности, я вышла в трепещущее лёгким туманом утро. С собой у меня был пакет с сидушкой, секатор и фотоаппарат.

По дороге, чуть не наступила на чёрную, похожую на толстую канатную верёвку, змею. Мы шарахнулись друг от друга одновременно в разные стороны, оставив друг другу лёгкую, обоюдную досаду: она мне, что я не успела её сфоткать, я - ей, что она не успела меня укусить.
Под ногой юркнула ящерка. Я нагнулась над её норкой, в ожидании, но ящерка больше не появлялась.
Решив быть более предусмотрительной и осторожной, я стала сливаться с природой сразу и для этого, накинув на голову, поверх кепки шарф, цвета молодой листвы, осторожно, крадучись стала бесшумно продвигаться в сторону речки.

Осторожно спустившись к реке, чтобы не привлечь внимания обитателей природы, нашла подходящее место для засады. Зад садить пришлось на твёрдый камень, постелив предварительно сидушку из поролона.
Так, примостившись, приняв позу старого пня, укутавшись шарфом и надвинув козырёк на глаза, я стала зорко всматриваться в противоположный берег реки и остро вслушиваться в окружающие меня звуки.
Где-то сверху тревожно перекликались дрозды рябинники, из чего я поняла, что проникнуть в их владения незамеченной мне всё таки не удалось…

Сидя так некоторое время и вслушиваясь в их перекличку, я отчётливо понимала, о чём они говорят: "Сидит?", - "Ага, сидит!" Не шевелится?!", - "Нет, не шевелится!" "Ну и пусть сидит!", - "Ага…пусть сидит" успокаиваясь всё больше и всё реже покрикивая, миролюбиво решили птицы…

Из под коряги выплыла ондатра, она плыла в мою сторону и кося на меня глазом, сделала вид, что меня не замечает…Медленно и плавно я поднесла фотоаппарат к глазам, прикусив шарф зубами, чтобы не открывать лица, стала её снимать.
Поскольку я делала вид, что меня нет, тем самым подавая ей определённый посыл безопасности, она делала вид, что меня не замечает, хотя она меня увидела сразу же, и я это поняла потому, что она, оказывается, плыла в сторону своего родового гнезда, где и скрылась, и лишь периодически выглядывала из него, с нескрываемым любопытством…

Сверху, на дерево, села кукушка, я не успела её сфоткать, так как дрозды подняли такой шум и гвалт и, налетев на кукушку, погнали её прочь от своего гнезда. И опять лёгкая досада порхнула над моей головой и скрылась вслед за птицами.

Когда всё угомонилось, появились новые обитатели природы:
Утиная парочка плавно выплыла из речной протоки, по течению реки проплыла мимо меня, она впереди, он - сзади. Утка вышла на берег и оглянулась, в ожидании селезня, который неуклюже, вразвалку карабкался вверх, а она критически и оценивающе смотрела на этот процесс. Затем, она пропустила его вперёд и пошагала за ним стройно и гордо вытянув шею. "Любовь зла…" - подумала я, глядя им во след.

Оляпка появилась неожиданно. Эта осторожная птичка меня не заметила. Она была занята подводным ловом и зорко всматривалась в глубь прозрачной воды. Позже, когда я рассматривала фотографии, я поняла, что она, все же меня видела, но, возможно, не воспринимала меня, как человека, а только, как нечто новое, появившееся там, где раньше ничего не было…

Справой стороны донёсся протяжный позывной звук и я оглянулась. Эх! Тем самым спугнула присевшего было на ветку зимородка. Теперь то уж точно мне его здесь не дождаться! И я решила сменить место дислокации. Поднимаясь, я поняла, что от долгой неподвижности отсидела и "сидушку", и ноги…

Пробираясь сквозь заросли, зацепилась ногой за корягу и грузно хряснулась, уронив, словно тяжёлый куль, на землю, всю массу своего, замаскированного под старый пень, тела. Подняв голову, увидела перед глазами огромный, острый валун. "Хорошо, что не башкой о камень!" - подумала облегчённо я. Удар пришёлся о больное колено, которое беспокоило меня всю последнюю неделю. Поднявшись, я с удивлением обнаружила, что боль в колене прошла…
Мда…Подобное со мной уже случалось: однажды, упав, я ударилась больной спиной о ствол дерева так, что в ней что-то хрустнуло и спина перестала болеть…
"Похоже, что я так усиленно сливаюсь с природой, что она решила меня исцелить" - подумала я, осторожно пробираясь сквозь дебри, в поисках нового места маскировки.
Найдя лежащее на земле бревно, я опустилась на него. Маскировка и слияние с природой в этот момент сфокусировались на пятой точке, так как в момент приземления треснули по шву мои любимые шорты…

В позе трухлявого пня, в рваных шортах, хряснутая на тропе, я смиренно сидела и думала о превратностях судьбы. Утешая себя тем, что сняв рубашку, могу ею "препоясать чресла" и никто не заметит моего срама…

"А, может быть, на сегодня хватит приключений?!" - вдруг решила я, благодушно перебирая в памяти всё, что со мной произошло за одно утро. "Кто ищет, тот всегда найдёт!" - подбадривая себя думала я, вставая, и завязывая на талии рукава рубашки.

Вдруг я услышала чей-то смех и оглянулась, глядя туда, откуда он доносился: на ветке дерева сидел чёрный, как чертёнок бельчонок и радостно постукивал хвостиком по стволу дерева, словно приглашая меня с ним поиграть. Он издавал звуки похожие на смех. Немного пообщавшись с маленьким чертёнком, я раздумала идти домой, а решила продолжить "успешный эксперимент".

Мне интересно снимать зверей, именно в этом я чувствую свое предназначение, - признается Грегори Кольбер. - В детстве у меня была няня-индианка. Как известно, в культуре ее народа между человеком и окружающим его живым миром существуют совершенно особые отношения.

В этом смысле я лишь стараюсь следовать древним традициям восприятия природы как единого гармоничного целого. Я, человек, становлюсь индивидуальностью только тогда, когда живу, дышу и творю в унисон со всей планетой, когда осознаю...

Природа Астраханского края позволяет принимать гостей и туристов, любителей охоты, рыбалки и восточной роскоши, практически круглый год.

Континентальный климат, обилие водных каналов, притоков и протоков могучей Волги позволяет наслаждаться южным солнцем в комфортных условиях, тем более что лето в Астрахани длится 4,5 месяца, а средняя температура в мае уже превышает +18 градусов.

Астрахань славится своими пойменными лесами- красотой Дельты Волги, где заканчивается величавая стать реки...

Природа в ответ на насилие, творимое человеком, в долгу не остается и мстит ему. Германские СМИ цитируют слова Норберта Ретгена, министра экологии в федеральном правительстве этой страны. Министр высказал опасение, что помимо глобального изменения климата опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня повсеместное исчезновение многочисленных видов растений и животных.

Биологическое разнообразие - результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на все его амбиции, технические...

Природа протягивает руку помощи заболевшему человечеству. Речь пойдет о дельфинотерапии. Общение с дельфинами полезно для организма человека, оно целебно – об этом сейчас знают очень многие.

Из чего складывается полезный эффект дельфинотерапии?

По сути своей это комплексное воздействие на организм. Основная составляющая дельфинотерапии – ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет.

В отличие от многих других методов, ультразвук действует не на отдельные органы или ткани, а...

WWF публикует свой доклад «Живая планета» каждые два года. Доклад «Живая планета» - это ведущий в мире научный анализ состояния здоровья нашей единственной планеты и влияния человеческой деятельности.

В последнем издании в 2016 году описывается резкое снижение численности...

Природу любви установили британские ученые. Она является продуктом человеческой эволюции и призвана обеспечить на короткое время супружескую гармонию для рождения и воспитания ребенка.

Основоположник этой теории нейрохирург из лондонского Института психиатрии Франк Тэлис считает, что любовь представляет собой природную «западню», которая играет ключевую роль в продолжении человеческого рода.

Она заставляет мужчину и женщину быть неразлучными в течение нескольких лет. За это время у них...

Природа неопознанных летающих объектов по-прежнему неясна. Время от времени пресса сообщает о новых встречах с неопознанным и приводит леденящие душу факты. Но при всем обилии неопровержимых свидетельств, при всевозможных клятвах очевидцев, НЛО свято хранят свои секреты.

Особенный интерес вызывает способность тарелок исчезать без очевидных причин.

В джунглях Гватемалы и на Юкатане сохранилось множество древних городов, которые никакого отношения к НЛО не имеют. Это огромные развалины, и...

Распространенные взгляды на природу времени характеризует симптоматичная двойственность. С одной стороны, их предметом (или неким "естественным местом", по Аристотелю), выступает вся Вселенная, см., в частности, . И подобную естественность порождает, прежде всего, строй логически очевидного (и столь же естественно, что такой строй присущ мировоззрению естественно-научному).

Время тотально, всесильно и безгранично. Мир вне времени непредставим – и, тем самым, невозможен. Время не ограничено...

Друзья и знакомые Натали Флетчер знают не понаслышке, что такое полностью слиться с природой. Дело в том, что Натали - талантливая художница, которая рисует на человеческих телах такие пейзажи, которые позволяют стать людям одним целым с матушкой-природой.

(Всего 20 фото)

Спонсор поста: Долгопрудный новостройки купить : Сочетание прекрасной экологии и доступные цены на жилье делают это предложение одним из самых привлекательных по данному направлению.
Источник: fullpicture.ru

1. Американка Натали Флетчер создает удивительные рисунки на телах своих моделей, буквально заставляя их исчезать на фоне природы. Даже в урбанистичном антураже ей удается максимально реально вписывать не только фигуры людей, но и их модные аксессуары, например кожаные рюкзаки. (Фото: Natalie Fletcher)

2. Благодаря страсти к камуфляжу, все цвета и оттенки у Натали идеально совпадают с окружающим ландшафтом, ей удается сделать своих моделей почти невидимыми на фоне природы. (Фото: Natalie Fletcher)

3. Боди-арт-художница Натали Флетчер родилась в Техасе в 1985 году. (Фото: Natalie Fletcher)

4. В возрасте примерно пяти лет Натали поняла, что рисунок для нее - это гораздо более интересное занятие, чем математика. И так началось ее приключение с рисованием. (Фото: Natalie Fletcher)

5. В возрасте 15 лет Натали впервые попробовала рисовать красками на теле, тогда она еще не знала, что с ними будет связано ее будущее. (Фото: Natalie Fletcher)

6. Когда Натали исполнился 21 год, она переехала в Орегон, чтобы учиться живописи в Академии искусств в Ашленде (Ashland Academy of Art). (Фото: Natalie Fletcher)

7. В 2010 году, после окончания 4-летней интенсивной программы обучения в Ashland Academy of Art, перед ней встал вопрос, как и перед большинством молодых людей в ее возрасте, что она будет делать дальше. (Фото: Natalie Fletcher)

8. Натали знала, что не останется в Ашленде. А чтобы заработать себе на жизнь, в 2011 году она создает календарь с девушками в стиле пин-ап. (Фото: Natalie Fletcher)

9. Пытаясь найти себе работу, Натали наткнулась на вакансию боди-арт-художника. У нее не было никакого опыта в этой области, но она решила рискнуть и написала работодателю. (Фото: Natalie Fletcher)

10. Когда ее попросили показать портфолио с предыдущего места работы, Натали подумала: «О черт, лучше я разрисую тела!» Так и сделала. (Фото: Natalie Fletcher)

11. Натали разрисовала 4 тела, в том числе и свое собственное, и выслала фотографии будущему работодателю. (Фото: Natalie Fletcher)

12. И Натали получила эту работу, без которой теперь не представляет свою жизнь. (Фото: Natalie Fletcher)

13. Натали рискнула и нашла увлечение своей жизни - боди-арт. (Фото: Natalie Fletcher)

14. По мнению Натали, рисовать по телу человека совсем не то же самое, что по холсту, это более волнительный опыт, считает она. (Фото: Natalie Fletcher)