Сочинение береги платье снову, а честь смолоду. Сочинение Пушкин А.С

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Береги платье снову, а честь смолоду." в других словарях:

    См. ОСТОРОЖНОСТЬ …

    Ср. Прощай, Петр! Служи верно, кому присягаешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? чести, чему? чести, (вижу) что? честь, чем? честью, о чём? о чести 1. Честь это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду … Толковый словарь Дмитриева

    И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

    Береги чест смолоду - шутл. передел поговорки «береги платье снову, а честь смолоду». Контаминация рус. «честь» и англ. chest грудь; Ср., напр., бэд … Словарь русского арго

    1) и, ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности. Дело чести. Клясться честью. □ Батюшка сказал мне: Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; и помни пословицу; береги платье… … Малый академический словарь

    честь - и; ж. см. тж. честью, по чести, честь честью, честь по чести, по чести сказать, в честь … Словарь многих выражений

    Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Повадился волк на скотный двор, подымай городьбу выше. Без забора, без запора не уйдешь от вора. Гни, поколе не треснет. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло. Не шути более рубля! Дороже рубля не шути! Спорь до слез, а об заклад не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    дискредитация - ▲ ущерб для (чего), честь дискредитация нанесение урона чести. дискредитировать (# себя). подрывать репутацию [авторитет. доверие] чью. сажать в лужу [калошу]. ронять честь. ронять [уронить] себя в глазах чьих. тень (бросить # на кого). бросать … Идеографический словарь русского языка

«БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым дол­гом родителей во все времена было дать хорошее воспитание сво­им детям.

Семнадцатилетний Петр Гринев очень обрадовался, когда отец решил, что настало время идти на службу: «…Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свобо­де, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офи­цером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого». Когда матушка напомнила мужу «поклониться от меня князю Б.», чтобы он не оставил «Петрушу своими милос­тями», Андрей Петрович возмутился и решил, что вместо того, что­бы ехать на службу в Петербург «мотать да повесничать», «пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Отец Петра Гринева был прямым и честным человеком, с чувством собственного достоинства, и служ­бу понимал как долг, а не как средство сделать карьеру. При про­щании он сказал сыну: «Служи верно, кому присягнешь; слушай­ся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напраши­вайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь - смолоду».По глупости и неопытности проиграв ротмистру Зурину сто рублей, Гринев посчитал этот долг долгом чести. Совесть Петра Гри­нева была неспокойна, раскаяние безмолвно, а честь сохранена.

В благодарность за оказанную помощь Гринев решает дать вожатому полтину на водку. Таким образом он хотел отблагода­рить человека, выручившего его «если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». «Бродяга был чрезвы­чайно доволен… подарком» - хозяйским заячьим тулупом, пусть и немного маловатым.

Когда Гринев прибыл в Оренбург к генералу, в письме от ба­тюшки были пожелания «держать в ежовых рукавицах» сына «и не давать ему воли », на что генерал ответил: «…ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине».

В Белогорской крепости Петруша знакомится с семейством Мироновых, и вскоре между дочерью капитана и Гриневым вспы­хивают искренние чувства. Защищая доброе имя Маши от напа­док Швабрина, Гринев кипел от негодования. В ответ на слова Швабрина: «…знаю по опыту ее нрав и обычай» Гринев обвинил (и совершенно справедливо) Швабрина во лжи, и они договори­лись о дуэли. Отговоры и «рассуждения благоразумного поручи­ка» Ивана Игнатьича не подействовали на Гринева, тем более что Швабрин продолжал делать грубые намеки в адрес Маши. Первая попытка поквитаться оказалась неудачной, но желание наказать «дерзкого злоязычника» стало еще сильнее, вскоре пред­ставился и удобный случай. Только Савельич, который спешил на защиту своего воспитанника, помешал Гриневу нанести реша­ющий удар Швабрину. После этой неудачной дуэли у Гринева с отцом вышла ссора. Отец очень сердился и собирался проучить сына, «как мальчишку», говоря, что «шпагу носить… которая пожалована на защиту отечества, а не для дуелей», он носить еще не достоин.

Это были только первые шаги Петра Гринева в постижении сложной науки защиты чести и достоинства. Полученные в дет­стве уроки помогли молодому человеку стать отважным, справед­ливым, великодушным, обязательным. Даже Пугачев оценил его честность, душевность, прямоту, и в этом проявилась незаурядность личности Пугачева, хотя, по убеждению Гринева, Пугачев - из­верг, а его соратники - «шайка разбойников». Но истинные каче­ства порядочного человека способен оценить каждый.

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более "правильной" и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее "долгой и здоровой жизни".

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: "«Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?" Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка - авторская, слова - народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь - это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний - это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие "чести" между "этикетом" и "достоинством". Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом - конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз - бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего - некрасиво, обвинить его в краже - означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще - не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев.

Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, заботящемся только о собственном «шкурном» интересе.

Представителями первых в «Капитанской дочке» являются Петр Гринев, Маша Миронова, ее добрые родители Иван Кузмич и Василиса Егоровна. Люди честные, мужественные и решительные, верные своему долгу, они предпочитают встречать опасность лицом к лицу и стоять до конца.

Так, Петр Гринев предстает перед нами как человек порядочный и справедливый, патриот своей родины, храбрый офицер и добрый товарищ. Самыми важными качествами в человеке он считает честь и умение держать данное слово. Своей открытостью, честностью и силой духа Гриневу удается покорить даже Пугачева - предводителя крестьянского восстания, который не только помиловал его от казни, но и помог освободить Марью Ивановну из швабринского плена.

О семье Мироновых нельзя отозваться иначе, кроме как с восхищением. Взвалив на свои уже немолодые плечи заботу о Бело-горской крепости и ее обитателях, комендант с женой понимают честь как беззаветную службу государыне-императрице Екатерине П. Их не смогли сломить ни угрозы, ни сила, они отказались присягнуть самозванцу Пугачеву и мужественно приняли мучительную смерть.

Достойной своих родителей оказалась Маша Миронова. С невиданной стойкостью перенесла она удары судьбы, не побоялась добраться до Петербурга, добиться встречи с государыней, и сумела доказать невиновность своего любимого.

Противоположностью им всем является Швабрин - человек эгоистичный, малодушный, лицемерный, трусливый и жалкий. Он способен на подлость и бесчестные поступки, однако в результате был призван к ответу и наказан за все прегрешения.

Я думаю, что на примере своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит стремиться, потоку что такие нравственные ценности, как честь и достоинство, верность долгу никогда не утратят своего значения.