Сочинил балет корсар. "Корсар" – балет о пиратах-романтиках с кораблекрушением

Балет "Корсар"

Адан. Балет "Корсар." В главных ролях Николай Цискаридзе и Мария Александрова

Корсар создали на основе поэмы Джорджа Гордона Байрона, которую он написал в 1814 году. Мировая премьера балета Корсар, в хореографической постановке Жозефа Мазилье состоялась больше века назад, в Парижской опере, в январе 1856 года. С тех пор кассовые сборы на этот балет были всегда довольно высоки. Балет пустился в путешествие по миру. Спустя два года его переносят в Россию и показывают в Санкт-Петербурге, на сцене Большого театра. Сначала балет принимает Жюль Перро, а позднее над Корсаром начинает работать Мариус Петипа. Работа по усовершенствованию балета продолжалась балетмейстером до конца его жизни. В конце концов, балет стал еще более зрелищным, нравился людям с разными вкусами и сочетал в себе большое разнообразие красивых танцев, интересный сюжет и великолепную постановку.
Адольф Адан - известный французский композитор является родоначальником этого балета, написавший музыку. В 1858 году, когда балет оказался в России, Цезарь Пуни внес дополнения в музыкальное сопровождение и на петербургской сцене он был показан в обновленном варианте.
Безусловно, на протяжении такого долгого периода балет претерпел много изменений, но оставался любимым для миллионов зрителей и занимает достойное место в репертуаре многих театров.
Корсар является по истине старинным балетом, за него взялись и Юрий Бурлака, Алексей Ратманский, искусно обновившие постановку и хореографию. Утраченные со временем танцы, пантомима и остальные детали были доделаны и обновлены. Над современным Корсаром была проделана тонкая и изящная работа, это целое исследование. Было собрано огромное количество материала. Театральная библиотека предоставила эскизы нарядов, благодаря архивам Парижской оперы была взята партитура. Специалисты работали с информацией, которую оставил Петипа, в Гарвардском университете добыли информацию о хореографии. Было собрано множество публикаций из старых газет, фотографий.

Краткое содержание балета.

Герои балета показывают прекрасную историю любви и путешествий. Трое пиратов волею судьбы попадают в кораблекрушение и после него оказываются на острове, где их спасают красавицы гречанки. Пират Кондор влюбляется в прелестную Медору. Затем на их пути появляется отряд турецких солдат, девушки прячут корсаров, а сами попадают в плен. Один работорговец Ланкедем решает продать девушек. Далее сюжет балета разворачивается на восточном рынке, где престарелый паша собирается купить несколько молодых женщин для своего гарема. Ему снится чудесный сон, в котором девушки предстают райскими красавицами, все они хороши (этот сюжет, где балерины танцуют в цветных балетных пачках, носит название «Оживленный сад»). Торговец Ленкедем выводит на показ девушек, паше нравится первая девушка Гюльнара, он покупает её, но когда появляется Медора, Сейд-паша теряет голову и хочет заполучить красавицу в свой гарем любой ценой. Далее на базаре появляются переодевшиеся в богатых купцов корсары и начинают вести торг. Затем они разоблачаются из богатых одежд и появляются в виде вооруженных пиратов. Начинается бунт, пираты спасают Медору и остальных невольниц, а так же захватывают с собой работорговца. Турецкие солдаты бессильны, а паша пребывает в бешенстве.

Беглецы скрываются от преследователей и между ними возникает спор, оставить девушек на острове или уехать вместе с ними. Работорговец обманным путем усыпляет Кондора с помощью букета цветов опрысканного зельем и вновь Медора и девушки оказываются на рынке для продажи. Пираты решаются на вторую попытку освобождения и переодевшись в паломников едут во дворец. Выбрав подходящий момент спасители освобождают невольниц и убегают. Медора, Конрад вместе со своими товарищами отправляются на корабле по бурлящему морю на встречу счастью.









Балет создан по одноименной поэме Байрона , сочиненной в 1814 году. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье .

До Адана эту поэму Байрона на музыкальную сцену переносили и другие композиторы, в частности Дж. Верди сочинил одноименную оперу в 1848 году.

Но также ставились и балеты. Первая известная балетная постановка под аналогичным названием прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Гальцерани (ит.: Giovanni Galzeran); каталог Итальянского балета упоминает другую постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года, композитор этих балетов неизвестен; в эти же годы французский хореограф Альберт поставил свой балет «Корсар» - в 1837 году, Королевский театр в Лондоне , на музыку Николя Бокса . Но эти балеты до настоящего времени не сохранились.

Сохранился и продолжает шествие по музыкальным сценам мира только данный балет.

Сюжет спектакля

Либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Со времени постановки спектакля менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним с 1856 год до наших дней:
Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе её владелец Исаак Ланкедем и продаёт паше Сеиду. Влюблённый в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.

Действующие лица

Конрад (корсар), Бирбанто (его друг), Исаак Ланкедем (купец), Медора (его воспитанница), Сеид паша, Зюльма и Гюльнара (жёны паши), Евнух, Корсары, Невольницы, Стража.

Музыка

  • 1858 год - Большой театр , Петербург
  • Был добавлен вставной номер «Pas d’esclave» на музыку П. Г. Ольденбургского в постановке М. И. Петипа.
  • 1858 год - Большой театр , Москва
  • 1865 год - Большой театр , Москва
  • 20 сентября - возобновление спектакля. Дирижёр П. Н. Лузин

Партиию Медоры исполнила А. И. Собещанская

  • 1867 года , 21 октября - Opéra Garnier . Композитор Адольф Адан

Спектакль был возобновлен с добавлением «Pas des fleurs» на музыку Лео Делиба .

  • 1868 год , 25 января была добавлена сцена «Оживлённый сад» на музыку Л. Делиба.

Партиию Медоры исполнила Адель Гранцова .

  • 1888 год - Большой театр , Москва
  • 3 марта - возобновление спектакля. Балетмейстер А. Н. Богданов , дирижёр С. Я. Рябов

Партиию Медоры исполнили: Л. Н. Гейтен (позднее - О. Н. Николаева , П. М. Карпакова , М. Н. Горшенкова , Е. Н. Калмыкова, А. А. Джури , Л. А. Рославлева , Э. Гримальди).

Корсар. Танец Форбан
Помощь по воспроизведению



  • 1880 год - Мариинский театр
  • 1931 год - Премьера состоялась 15 апреля . Театр оперы и балета им Кирова .

Балет в 4 актах (на музыку Адана и Ч. Пуньи). Возобновила Агриппина Ваганова (по М. И. Петипа). Художники О. К. Аллегри и П. Б. Ламбин. Дирижёр М. П. Карпов.

  • 1955 год - Премьера 31 мая .

Новая постановка Ленинградского Малого театра в музыкальной редакции Е. М. Корнблита. Сценарий Ю. И. Слонимского (по либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье). Балетмейстер Пётр Гусев (восстановлены многие сцены и танцы Ж. Перро и М. И. Петипа). Художник С. Б. Вирсаладзе , дирижёр Е. М. Корнблит
Партии исполняли: Медора - Г. Н. Пирожная, Конрад - В. С. Зимин.

  • 1973 год - Премьера 5 июня .

Новая постановка Театра им. Кирова, оркестровка М. А. Матвеева, сценарий и постановка в новой редакции К. М. Сергеева (по Петипа). Художник С. М. Юнович, дирижёр В. Г. Широков
Партии исполняли: Конрад - Р. М. Абдыев, Бирбанто - А. В. Гридин, Сеид-паша - Э. Н. Михасев, Гюльнара - С. В. Ефремова.

  • 11 апреля 1968 года - возобновление: Медора - В. Т. Бовт, Конрад - Ю. В. Григорьев, Бир-банто - В. В. Чигирёв, Сеид-паша - А. А. Клейн, Гюльнара - Э. Е. Власова .

Возобновление спектакля

Балет в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции Юрия Слонимского и Петра Гусева
Музыка Адольфа Адана, Чезаре Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского
Хореография Пётра Гусева на основе композиции Мариуса Петипа, возобновление О. М. Виноградова (1987)

«Нынешняя премьера - двухактный балет, воплощение мечты о приключениях и сказки со счастливым концом. Новая творческая реализация балета „Корсар“ Фаруха Рузиматова, признанного публикой и критиками одним из самых выдающихся исполнителей роли Али в истории балетного искусства, воссоздала в спектакле как „разбойничью романтику“ жизни пиратов, так и атмосферу быта Греции османского периода: яркие краски восточных базаров, султанских гаремов, пряных удовольствий юга.»

  • «Балету «Корсар» больше полутора веков. Я стремился создать интересный спектакль, который увлечет публику и сохранит блестящие хореографические находки Мариуса Петипа и его предшественников и последователей. Спектакли продолжают жить, если они обновляются».

Напишите отзыв о статье "Корсар (балет)"

Примечания

Литература

  • - Л.А.Энтелис . «100 балетных либретто», составление и редакция = в книге использованы материалы сб. «75 балетных либретто». - Л. : Искусство. Ленинградское отделение, май 1960.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Корсар (балет)

– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
– Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
– Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
– Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.

Если хотите посмотреть самую зрелищную классическую балетную постановку в Большом, советую сходить на "Корсар" Людвига Минкуса (единственный минус - именно этот балет, как назло, редко встречается в афише).

Итак, "КОРСАР" - романтический балет в трех действиях с эпилогом (в 5 картинах).
Либретто: Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции Мариуса Петипа.
Хореография - Мариус Петипа.
Хореографическая нотация предоставлена Гарвардской театральной коллекцией.
Использованы костюмы Евгения Пономарева (1899 г.): эскизы предоставлены Санкт-Петербургской театральной библиотекой.

Оригинальная партитура Адольфа Адана и Лео Делиба из архива Национальной библиотеки Франции, предоставлена Парижской национальной оперой. Использована музыка Людвига Минкуса, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера.

Так чья же всё-таки музыка? Адана с Делибом? Или Минкуса? И зачем использовать сочинения других композиторов?
По совести говоря, следовало бы указывать, что в балете "Корсар" звучит музыка всех перечисленных авторов "под редакцией Людвига Минкуса"! Так как именно Минкус на посту "Первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров" в Санкт Петербурге, где творил Мариус Петипа, отвечал за "музыкальный материал" для бессмертных балетов этого величайшего хореографа. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила "Баядерка" (1877). Целостность любого своего спектакля Петипа видел в том, чтобы балерина выглядела подлинной драгоценностью, и мог на скорую руку переставить или пересочинить для нее целую сцену, занимался не только хореографией, но и правил либретто. Для солистки по индивидуальной мерке делались эффектные вставки. Добавлялись вариации, даже из другого - зато "её любимого" - балета. Или сочинялись новые фрагменты, уже специально. Вариации - небольшой самостоятельный техничный танец - стали "коньком" Петипа. Но ведь не в гробовой же тишине они шли! А под музыку, которую Л.Минкус вынужден был создавать незамедлительно, положение обязывало, а если вдохновение не торопилось, то в ход шли уже написанные произведения... Например, до сих пор в "Корсаре" звучит, начиная с возобновлённой редакции балета 1899 года, вариация Медоры в сцене "Оживлённый сад" (это цитата из музыки Людвига Минкуса к балету "Приключения Пелея").

Балет "Корсар" вот уже полтора века слывет надежным кассовым хитом, билеты пришлось покупать больше чем за полтора месяца до спектакля. Поставленный в 1856 году хореографом Жозефом Мазилье по поэме Байрона для Парижской оперы, он уже в 1858 году был перенесен в Россию. Еще через пять лет за него взялся Мариус Петипа, который совершенствовал балет всю свою долгую жизнь. В итоге "Корсар" оказался зрелищем на все вкусы, сочетающим роскошный имперский стиль постановки, динамичный сюжет и великолепную (во всём разнообразии техник) хореографию.
Реконструкцию балета в 2007 году подготовили хореограф Алексей Ратманский, руководивший балетом Большого до января 2009 года, и его одноклассник Юрий Бурлака, ставший преемником на должности худрука балетной труппы театра. Некоторые танцы были ими досочинены (традиция!), а некоторые восстановлены по Гарвардской архивной нотации. Балет в сокращенном (удобном для гастролей) варианте, идет три часа (с двумя антрактами). И при такой продолжительности и использовании музыки разных композиторов спектакль, тем не менее, получился удивительно цельным!

Сюжет балета довольно запутанный: пираты, рынок рабов, гарем, мятежи, предательства, отравленные цветы, девичьи мечты, множество шансов сбежать, которые почему-то пленниками упорно игнорируются, и многое-многое другое.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая "Базар"

Площадь восточного портового города, похожего на Стамбул. Купцы предлагают пестрый товар. Здесь же торгуют и невольницами. На площадь выходит группа корсаров во главе с Конрадом. На балконе дома появляется молодая гречанка Медора - воспитанница купца Исаака Ланкедема. Увидев Конрада, она быстро составляет из цветов "селам" - букет, в котором каждый цветок имеет свое значение, и бросает его Конраду. Ну, какой же пират не знает языка цветов?!! Конрад, он хоть и не Джек-воробей (Дж.Депп), но тоже неплох и с одного взгляда на букет понял, что Медора его любит. Но алчный Ланкедем пытается помешать влюбленным и выгодно продать свою воспитанницу богатому купцу.
В это время на площадь вносят носилки Сеида-паши, который хочет купить невольниц для своего гарема. Невольницы демонстрируют искусство танца. Сначала Сеид-паша останавливает выбор на прекрасной Гюльнаре, а затем, совершенно очарованный, покупает у Ланкедема ещё и Медору. Обеих девушек отводят во дворец Сеида.
Конрад велит корсарам освободить Медору. По условному знаку корсары похищают невольниц вместе с Ланкедемом.
Картина вторая "Пиратский грот"
Большая пещера на берегу моря. Конрад приводит Медору в пещеру - убежище пиратов. Сюда же прибывают похищенные невольницы. Бирбанто, друг Конрада, хвалится своей "добычей" - Исааком Ланкедемом. Корсары начинают веселую пляску, в которой к большому удовольствию всех присутствующих принимает участие Медора, переодетая в костюм пирата. В этой сцене в пиратском гроте есть совершенно очаровательное соло героини, где она танцует с трубой: чтобы показать, как она готова стать членом банды корсаров, героиня весело кричит: "На абордаж!".
Невольницы просят отпустить их на волю. Медора вымаливает у Корсара свободу пленницам. Бирбанто и его сообщники протестуют: они требуют отдать им невольниц. Конрад в гневе повторяет свое приказание, взбешенный Бирбанто бросается на Конрада, но глава корсаров побеждает в этом поединке и освобождает невольниц.
Появляется Исаак Ланкедем. Бирбанто предлагает ему возвратить Медору, если он получит за нее хороший выкуп. Исаак клянется, что беден и заплатить не может. Бирбанто срывает с Исаака шапку, кафтан и кушак. В них спрятаны монеты.
Получивший таким образом выкуп Бирбанто и Ланкедем придумывают план, как избавиться от Конрада. Заговорщики посылают предводителю отравленные цветы, Конрад, понюхав один из них, впадает в глубокий сон. Медора тщетно пытается разбудить возлюбленного. Появляются незнакомцы в черных масках. Медора, защищая себя, успевает выхватить нож Конрада и ранит главаря нападающих. Но в общей суматохе Ланкедем похищает Медору, Бирбанто и его товарищи скрываются.
Конрад просыпается и, обнаружив пропажу, отсылает преданных ему пиратов найти Медору.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ "Во дворце Сеид-паши"
Дворец Сеид-паши на берегу Босфора. Жены паши во главе с его фавориткой Зюльмой выходят на террасу. Заносчивость Зюльмы вызывает общее возмущение.
Старший евнух старается прекратить распри женщин. В это время появляется Гюльнара - молодая соперница Зюльмы. Она насмехается над чванливой Зюльмой. Входит паша Сеид, все еще недовольный происшествием на Адрианопольском рынке. Зюльма жалуется на непочтительность невольниц. Паша приказывает всем подчиняться Зюльме. Но своенравная Гюльнара не слушается его приказаний. Увлеченный молодостью и красотой Гюльнары, он в знак расположения бросает ей свой платок. Гюльнара перебрасывает его подругам. Возникает веселая возня. Платок доходит до старой негритянки, которая взяв его, принимается преследовать пашу своими ласками и, наконец, передает платок Зюльме. Рассерженный паша подходит к Гюльнаре, но она ловко ускользает от него.
Во дворце появляется группа паломников, Сеид-паша великодушно принимает их и приглашает на великолепное зрелище в своем саду. Сцена "Оживлённый сад" - настоящая кульминация второго действия, она представляет хореографию Мариуса Петипа во всем великолепии: "каскад хореографических номеров", включая вариации солистов, ансамбли и многочисленный кордебалет.
Конрад, переодетый паломником, открывается Медоре. Он и его соратники сбрасывают плащи и вскоре завоевывают дворец. Сеид-паша убегает. Напуганная Гюльнара просит у Конрада защиты от преследований Бирбанто. Медора узнает в нем именно того разбойника, которого она ранила кинжалом в гроте, и рассказывает Конраду о его предательстве. Неожиданно Бирбанто нападает на Конрада, но тот, защищаясь, убивает противника.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ "Свадьба Сеид-паши"
Гарем Сеид-паши. Вдали виден закованный в цепи Конрад, которого ведут на казнь. Медора в отчаянии. Она умоляет пашу отменить казнь. Паша соглашается, но при условии, если Медора станет его женой. Ради спасения Конрада Медора соглашается. Конрад освобожден. Оставшись с Медорой, он клянется умереть вместе с ней. Вошедшая Гюльнара слышит их разговор и предлагает свою помощь, у неё уже готов хитрый план. Паша приказывает приготовить все к свадебному обряду. На невесту накидывают покрывало. Паша надевает ей на руку обручальное кольцо.
Задуманный план удался Гюльнаре: это ее, скрытую покрывалом, обвенчали с пашой. Она передает покрывало Медоре, а сама прячется в покоях гарема. Медора танцует перед пашой и старается хитростью выманить у него кинжал и пистолет. Затем берет платок и шутя связывает Сеиду руки. Паша смеется над ее шалостями.
Бьёт полночь. В окне показывается Конрад. Медора передает ему кинжал и прицеливается в пашу из пистолета, грозя убить его. Медора и Конрад скрываются. Раздаются три пушечных выстрела, корабль корсаров уходит с беглецами на борту!!!

ЭПИЛОГ
На сцене очень реалистичный морской пейзаж: волны, скалистый берег, полную луну то и дело скрывают тёмные тучи, при попутном ветре на сцене появляется трёхмачтовый парусник!!! На палубе корабля праздник: корсары довольны счастливым исходом опасных приключений. Конрад велит принести бочонок вина. Все пируют.
Погода на море быстро меняется, начинается буря: потрясающие видео- и аэродинамические эффекты создают иллюзию настоящего шторма (туман, волны, порывы ветра, "натуральная" гроза)!!! Корсары саблями уменьшают площадь парусов (хорошо, хоть мачты не завалили!), но видя бесперспективность таких действий, команда и Медора спешно покидают борт. Неуправляемый корабль под ударами нешуточных волн разворачивается кормой к берегу и налетает на рифы. Как написали в анонсе спектакля, художник спектакля Борис Каминский создал грандиозную финальную сцену в духе "Девятого вала" Айвазовского: феерическую бурю с раскалывающимся пополам девятиметровым кораблем. Ну, положим, мидель-шпангоут всё же уцелел, а разлом произошёл как раз между грот- и бизань- мачтами, почти перпендикулярно диаметральной плоскости... Но "картинка" на сцене настолько красива, что от созерцания невозможно оторваться! Так что, в полной мере насладившись впечатлением от шторма и "Девятого вала", можно сказать, принимала личное участие в кораблекрушении...
Но "шторм" начинает стихать так же неожиданно, как и начался. Свет полной луны освещает две фигуры на берегу: легко догадаться, что это "чудом спасшиеся" Медора и Конрад.

Луцкая Е. Высоким слогом романтизма // Театральная жизнь. – 1990. – № 15




Для публики балет «Корсар», показанный Московским музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко привлекателен яркой, открытой, почти демонстративной зрелищностью. Эффектна череда танцев, сочиненных постановщиком Дмитрием Брянцевым изобретательно и одновременно созвучных строгим канонам классической лексики. Колоритны морские дали, полные ветра паруса, экзотические дворцовые покои, пряно-декоративные костюмы, выполненные по эскизам Владимира Арефьева. Подчинены танцевальной стихии мелодии А.Адана, Л.Делиба, Р.Дриго и других композиторов – чуждые психологических глубин, но весьма комфортные и чёткие ритмически, соответственно продирижированные Георгием Жемчужиным.

Разумеется, смешно ждать (а то и требовать) от балетного «Корсара» адекватности литературному первоисточнику – поэме Байрона: не за тем зритель приходит смотреть подобные спектакли. Однако первая неожиданность новой постановки – …

29 апреля в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко состоится премьера балета А.Адана и Л.Делиба «Корсар». Ставит спектакль главный балетмейстер театра заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Брянцев. Корреспондент еженедельника встретился с балетмейстером на одной из последних репетиций спектакля и попросил его ответить на несколько вопросов.
- Дмитрий Александрович, многие любители хореографического искусства помнят, что «Корсар» долгое время входил в репертуар музыкального театра. Не будет ли новый спектакль восстановлением прежнего?
- Нет, это совершенно новая версия «Корсара».
- Значит, Вы ничего не заимствуете даже из знаменитой редакции балета Мариуса Петипа?
- Ничего. В постановке классических балетов есть два пути. Первый заключается в восстановлении хореографии великих мастеров прошлого. Но – увы! – эта хореография дошла до нас далеко не в полном виде. Да и сохранившиеся па-де-де, вариации, танцы, как правило, имеют много вариантов. Какой из них по…

Дорогая редакция!
Не знаю имени того, кто прочтёт моё письмо. Но пишу в надежде быть понятой. В то же время понимаю, что вряд ли что-то поменяется после него к лучшему. Но молчать не могу.
Письмо, которое я решилась написать, я обдумывала очень долго.
Прежде я писала Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но достучаться трудно. Моё письмо касается наследия Дмитрия Брянцева. А конкретно – его уникальной версии балета «Корсар».
Хотела назвать письмо «Слово о шедевре». Но всех переживаний словами не передать.
Постановка балета «Корсар» Дмитрия Брянцева опередила своё время.
Такие произведения нельзя забывать. Балет у многих в памяти, поэтому может быть воссоздан. А когда гениальное прочтение помножено на прекрасную сценографию Владимира Арефьева, можно с уверенностью сказать: это – Шедевр!
Кому-то слова покажутся слишком восторженными игромкими. Но у меня есть для них серьёзные основания.
Это – та хореографическая поэма, которая как будто прочитана в самой глубин…

Уникальный портал для ценителей качества и времени

Сеть Интернет стала для многих привычной и неотъемлемой частью повседневной жизни, что вполне объяснимо. Можно найти дополнительные способы заработка, быстро сделать необходимые покупки, обсудить вопросы бизнеса или просто пообщаться на любые темы – возможности весьма широки.
На сегодняшний день зарегистрировано великое множество сайтов, и разобраться в них – это не всегда простая задача. Сложность состоит ещё и в том, что многие сайты посвящены какой-либо одной узкой тематике, в результате чего посетителей на них немного. Но плюсом в этом случае является то, что контент для них создаётся под руководством профессионалов.
Порталы совмещают в себе разнообразные тематики, посетителей на них больше. Но есть два главных минуса. Первый – это то, что значительная часть информации размещается пользователями портала, вследствие чего нет гарантии её достоверности, к тому же само качество изложения часто бывает невысоким. Второй существенный м…


Балет Корсар билеты

Официальные билеты

10% скидка постоянным клиентам

Бесплатная доставка за час / Cамовывоз

Знаменитый балет «Корсар» ждет Вас в Большом театре! Премьера постановки на этой сцене состоялась в 1858 году. В 2007 году был представлен возобновленный вариант спектакля. Создатели новой версии балета Алексей Ратманский и Юрий Бурлака тщательно изучили классическую хореографию Мариуса Петипа. В своей постановке балета «Корсар» они сохранили авторский почерк М.Петипа, но внесли много интересных деталей.

Теперь зрители смогут сполна насладиться захватывающими пиратскими приключениями и вдохновиться потрясающими хореографическими па главной героини красавицы Медоры.

Хореография Мариуса Петипа

Постановка и новая хореография Алексея Ратманского, Юрия Бурлаки

Художник-постановщик - Борис Каминский

Художник по костюмам - Елена Зайцева

Дирижер-постановщик - Павел Клиничев

Художник по свету - Дамир Исмагилов

Спектакль идет с двумя антрактами. Продолжительность - 3 часа 35 минут.

Купить билет Краткое содержание Программка Отзывы

Действие I

Картина 1

Похищение Медоры

Площадь восточного рынка. Назначенные к продаже красавицы невольницы сидят в ожидании покупателей, здесь же толпятся турки, греки, армяне, осматривая привезенные со всех концов света товары. На площади появляются корсары под предводительством Конрада. На рынок его привлек, по-видимому, задуманный им втайне план повидаться с некой прелестной незнакомкой.

Медора, воспитанница хозяина рынка Исаака Ланкедема, показывается на балконе дома своего воспитателя. Увидев Конрада, она быстро составляет селам* из имеющихся у нее под руками цветов и бросает его Конраду. Тот, прочтя селам, с восторгом убеждается, что красавица Медора его любит. Исаак и Медора появляются на площади. В то время как Исаак рассматривает невольниц, Медора и Конрад обмениваются страстными и многозначительными взглядами.

На площади появляется богатый покупатель Сеид-паша со своей свитой. Его окружают купцы, показывая различных невольниц, но ни одна из них не нравится паше. Сеид-паша замечает Медору. Он решается во что бы то ни стало купить ее, но Исаак отказывается продать ему свою воспитанницу, раболепно объясняя паше, что она не продается, и предлагая взамен пару других невольников.

Паша все же настаивает на покупке Медоры. Его предложения так выгодны и заманчивы, что Исаак, соблазнившись, соглашается на сделку. Паша отдает приказание доставить в гарем купленную им новую невольницу и удаляется, пригрозив Исааку наказанием, в случае если Медора не будет немедленно доставлена в его гарем. Конрад успокаивает Медору, обещая, что корсары похитят ее.

По знаку Конрада, корсары начинают веселую пляску с невольницами, в которой Медора принимает деятельное участие, к большому удовольствию всех присутствующих. Но вдруг, по данному Конрадом сигналу, корсары похищают танцевавших с ними невольниц вместе с Медорой. Исаак бежит вслед за Медорой и хочет отнять ее у корсаров; тогда Конрад приказывает им забрать с собой и сильно перепуганного Исаака.

Картина 2

Заговорщики

Жилище корсаров. Корсары с богатой добычей и захваченными невольницами возвращаются в свое убежище, туда же приводят дрожащего от страха Исаака. Медора, опечаленная судьбой своих товарок, просит Конрада освободить их, и он уступает. Бирбанто и другие пираты протестуют, утверждая, что и они тоже имеют право на женщин, и восстают против своего предводителя. Конрад, отражая направленный на него удар, заставляет Бирбанто преклониться пред собой; затем успокаивает испуганную Медору, и, заботливо охраняя ее, проходит с ней в шатер.

Исаак, пользуясь всеобщей суматохой, решает потихоньку убежать. Однако Бирбанто и оставшиеся корсары, заметив это, насмехаются над ним, и, отобрав у него все деньги, предлагают участвовать в заговоре с целью забрать Медору обратно. Взяв цветок из букета, Бирбанто опрыскивает его снотворным из флакона, затем отдает Исааку и приказывает поднести его Конраду. Появляется Конрад и отдает распоряжение подавать ужин. Пока корсары ужинают, Медора танцует для Конрада, тот клянется ей в вечной любви.

Постепенно корсары расходятся, только Бирбанто и несколько его сторонников наблюдают за Конрадом и Медорой. В это время показывается Исаак с малолетней невольницей; указывая на Медору, велит подать ей цветок. Медора прижимает цветок к своей груди и передает его Конраду, прибавляя, что цветы объяснят всю ее любовь к нему. Конрад с любовью прижимает цветок к губам, но опьяняющий запах мгновенно погружает его в глубокий сон и, несмотря на его неимоверные усилия освободиться от действия наркотического средства, он засыпает. Бирбанто дает заговорщикам знак начинать действовать.

Медора поражена внезапным сном Конрада. Появившиеся корсары окружают ее с угрозами. Пытаясь защититься, Медора ранит руку Бирбанто и пытается бежать, но, лишившись чувств, падает на руки похитителям. Отослав заговорщиков, Бирбанто готов расправиться с Конрадом, но в это мгновение тот просыпается. Узнав, что Медора похищена, Конрад и корсары отправляются вдогонку.

Действие II

Картина 3

Плен корсара

Дворец Сеида-паши. Скучающие одалиски затевают разные игры. Зюльма требует, чтобы одалиски были с ней почтительны, но Гюльнара и ее подруги насмехаются над надменной султаншей.

Является Сеид-паша. Одалиски должны склониться перед своим господином, но непокорная Гюльнара насмехается и над ним. Сеид-паша, увлеченный ее молодостью и прелестью, бросает ей платок, но Гюльнара перебрасывает платок своим подругам, наконец платок, переходя из рук в руки, доходит до старой негритянки, которая, взяв его, начинает преследовать пашу своими ласками. Паша едва может сдержать свой гнев.

Чтобы угодить паше, смотритель гарема выводит вперед трех одалисок. Зюльма пытается привлечь внимание паши, но в этот момент ему докладывают о приходе продавца невольниц.

Увидев Исаака, приведшего Медору, паша приходит в восторг. Медора умоляет пашу дать ей свободу, но видя, что он остается неумолим, жалуется на жестокое обращение с ней ее воспитателя; Сеид приказывает евнуху выпроводить еврея из дворца. Гюльнара подходит к Медоре и выражает свое сочувствие, принимая в ней горячее участие. Паша предлагает Медоре различные драгоценности, но та решительно от них отказывается, к большой радости Гюльнары и неудовольствию паши.

Появляется предводитель дервишей, который просит о ночлеге. Паша разрешает каравану разместиться в саду. Забавляясь смущением дервишей при виде молодых обольстительных невольниц, он обещает познакомить их со всеми прелестями гарема и приказывает начать танцы. Среди танцующих красавиц Конрад (это он переодет предводителем дервишей) узнает свою возлюбленную. По окончании празднества Сеид велит отвести Медору во внутренние покои дворца. Корсары, сбросив с себя одежды дервишей, угрожают паше кинжалами; Конрад вновь обнимает Медору.

Корсары увлечены разграблением дворца паши. Вбегает Гюльнара, преследуемая Бирбанто, она бросается к Медоре и просит ее защиты. Конрад заступается за Гюльнару, Медора же, всмотревшись в Бирбанто, узнает в нем своего похитителя и сообщает Конраду о его предательском поступке. Бирбанто, смеясь, опровергает ее обвинения; в подтверждение своих слов Медора указывает Конраду на рану на руке Бирбанто, нанесенную ею. Конрад уже готов застрелить предателя, но Медора и Гюльнара удерживают его, и Бирбанто убегает с угрозами.

Утомленная Медора от слабости и волнений готова лишиться чувств, но при помощи Гюльнары и Конрада приходит в себя и по их просьбе хочет следовать за ними, как вдруг стража паши врывается в зал. Корсары разгромлены, Конрад обезоружен и приговорен к смерти. Паша торжествует.

Действие III

Картина 4

Свадьба Паши

Покои во дворце. Паша приказывает приготовиться к торжеству его бракосочетания с Медорой. Медора с негодовавшем отвергает его предложение. Закованного в цепи Конрада ведут на казнь. Медора, увидев, в каком ужасном положении пребывает ее возлюбленный, умоляет Сеида пощадить его. Паша обещает помиловать Конрада с условием, что она добровольно согласится принадлежать ему, паше. Медора не знает, на что решиться, и в отчаянии принимает условие паши.

Оставшись наедине с Медорой, Конрад бросается к ней, и она объявляет ему, на каких условиях Сеид-паша согласился его помиловать. Корсар отвергает это позорное условие, и они решаются умереть вместе. Наблюдавшая за ними Гюльнара предлагает им свой план; влюбленные соглашаются на него и сердечно ее благодарят. Возвращается паша. Медора объявляет, что она согласна исполнить его волю. Паша в восторге - он отдает приказание немедленно освободить Конрада и приготовить все к обряду венчания.

Приближается свадебное шествие, невеста закрыта покрывалом. По совершении брачного обряда паша подает одалиске руку и надевает на ее палец обручальное кольцо. Танцы одалисок венчают свадебное торжество.

Оставшись наедине с пашой, Медора старается прельстить его своими танцами, но по всему заметно, что она с нетерпением ожидает желанного часа освобождения. Она выражает ужас при виде пистолета за поясом Сеида и просит скорее убрать его. Паша вынимает пистолет и передает его Медоре. Но страх ее только растет при виде кинжала за поясом паши; чтобы окончательно успокоить ее, Сеид вынимает кинжал и отдает его ей, затем хочет нежно ее обнять, но она ускользает от него. Сеид падает к ее ногам, умоляет полюбить его и дает ей платок. Она как бы шутя связывает им его руки, а он, довольный, смеется над ее шалостью. Бьет полночь, показывается Конрад. Паша приходит в ужас, видя, как Медора отдает кинжал Конраду. Он хочет звать на помощь, но Медора прицеливается в него из пистолета и грозит убить при малейшем крике. Сеид в ужасе не смеет произнести ни слова, а Медора вместе с Конрадом быстро исчезают.