Судьба русской женщины-крестьянки. (По поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье.Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту.Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света.Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведьони были очень богаты.А писатели даже не подозревали, какая интересная, но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна -красивая, осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.

Красива: волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Несмотря на то, что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий.Она терпелива к своей семье, где её оскорбляют и заставляют работать, как рабыню.

До замужества МатрёнаТимофеевна жила счастливо.У неё была хорошая непьющая семья.Жила она в своё удовольствие.На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.

Вышла она замуж за Филиппа Корчагина.В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо.Муж её удерживал, чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками.Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.

Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка.Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле.где работала.Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем.Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.

Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка.И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.

По младости, по глупости

Простить: а бабу дерзкую

Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось.Мужа забрали в рекруты.Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала, пытаясь прокормить семью.Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов.И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.

Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было.Все эти события закалили её характер, волю.

Трудно, очень трудно жить женщине-крестьянке.Много забот на её плечах.И дом, и дети, и муж, и работа.Тяжело жить ей.И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос:>Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?>.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором изображены последствия одного из самых значительных событий в истории России - отмены крепостного права. Крестьянство ожидало освобождения, но, выйдя на волю без земли, попало еще в более тяжелую ситуацию. Об этом и повествует Некрасов в своей поэме. Он писал ее в течение двадцати лет, желая охватить все социальные слои России: от простого крестьянина до царя. Само заглавие уже ставит основную проблему всего произведения – это проблема счастья.

Главными героями произведения являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров, которые отправились в путешествие для того, чтобы узнать, кому же «на Руси жить хорошо»:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Форма путешествия помогает Некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России. В поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.

Странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. Они кидают клич, есть ли в праздничной толпе среди присутствующих счастливые люди, и обещают им налить водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье в «благодушестве» и вере в царствие небесное, говорит, что тем и счастлив. Следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. Каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе. Таким образом, мы видим, что простой народ находит счастье в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе. Но все это довольно жалкое подобие счастья.

Мужикам-путешественникам советуют о счастье спросить у помещика Ермилы Гирина, который держал мельницу. По суду ее решают продать. Ермила выигрывает торг у купца, однако деньги подьячим необходимы были сразу, а у Гирина их нет. Ему пришлось обратиться к людям, пообещав вернуть их всем, что он и сделал. И люди поверили ему. Встретившись с помещиком, странники слушают его рассказ о том, каким он был добрым, как «в воскресенье светлое со всей своею вотчиной христосовался сам», утверждает, что на праздники в его дом для молитвы допускались крестьяне. Однако, хорошая жизнь закончилась с отменой крепостного права, крестьяне хоть и сочувствуют помещику, но прежде всего думают про себя.

Таким образом, читатель понимает, что и помещикам не живется счастливо на Руси. Путешественники приходят к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. Но, вопреки их ожиданиям, рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. В жизни «счастливой» крестьянки преобладают потери, горе, тяжкий труд. Горьки слова признания женщины:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой Руси? Приуныли странники.

Встретив Гришу Добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Заканчивается поэма следующим предупреждением:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

На многое способен русский народ, если во главе его будет такой предводитель, как Гриша Добросклонов.

В очередной раз Некрасов доказывает, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. Ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на Руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других. Простые крестьяне рады и богатому урожаю, а таким народным заступникам, как Гриша Добросклонов, будет «вольготно» только тогда, когда он увидит счастливый блеск в глазах окружаю

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Одним из центральных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней отразилось большинство мотивов и идей, прослеживающихся в произведениях Некрасова на протяжении всего его творческого пути: проблемы крепостного права, черты русского национального характера, мотивы народного страдания и народного счастья - все это можно увидеть на страницах поэмы. Своеобразная глубина создается и «незавершенностью» поэмы, ведь масштабность повествования и отсутствие четкой концовки заставляет читателей взглянуть на вопросы, поставленные Некрасовым, как на общеисторические. Благодаря этому узкие временные рамки, описанные в поэме, расширяются, охватывая несколько веков истории русского народа, отображая все стороны жизни крестьянского сословия. И особенно глубокого и серьезного рассмотрения требует определение народного счастья.

Согласно сюжету, «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков:

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.

Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» - довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:

…счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

«А в чем же?»- «В благодушестве!..»

Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:

…во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!

А во-вторых важней того,

Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих - за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай - жив!

В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:

…Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!..

Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о

помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.

Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.

Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова - персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:

И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…

Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:

«Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»

Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.

  1. Тема поэмы.
  2. Образ женщины-крестьянки.
  3. Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины.
  4. Особенность женского характера у Некрасова.

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.


По утрам мы привыкли видеть огромное число людей, спешащих на работу или учебу, и тот факт, что примерно половину этих людей составляют женщины, не вызывает у нас ни капли удивления. Вечерами же можно наблюдать счастливых пап, забирающих своих детей из детского сада, а также – компании одиноких женщин, находящихся в состоянии далеко не первой трезвости, которых ждут пустые квартиры со сломанными электроприборами, которые они сами починят. Но мы же понимаем, что так было не всегда, ведь еще в позапрошлом столетии дела обстояли совершенно по-другому.

Один из самых ярых борцов за крестьянскую свободу, Н.А. Некрасов, очень красочно и правдоподобно описывает судьбу некой крестьянки, Корчагиной Матрены Тимофеевны, что является обобщением жизни русской крестьянки вообще. Народ окрестил ее счастливой, но так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, читателю предоставляется возможность проследить за практически всей жизнью Матрены, с детства до зрелости.

Нас встречает «осанистая женщина, широкая и плотная, дет тридцати осьми», (а главное – «с серпом через плечо») и начинает свой рассказ, начиная с самого детства. Впоследствии мы узнаем, что это как раз и было самым счастливым временем в ее жизни. Героине повезло с семьей: «У нас была хорошая, непьющая семья.», ее растили в заботе и ласке, но при этом приучали к труду: «Сама я в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И вообще, вся глава «до замужества» написана в радужных тонах и содержит исключительно приятные глазу сюжеты. Причем то, что жизнь ее в скором времени испортится, ни для кого не секрет: «В чужой семье - недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, лукошко припасут, на донце бросят корочку: сгложи ее - да полное лукошко набери!.." Таким образом, Некрасов, в очередной раз подчеркивая силу терпения и смирения русского народа, обращает свое внимание на то, что все прекрасно понимали порядок вещей и безропотно подчинялись ему. Далее автор показывает нам, что даже если сделать крестьянке счастливое детство и брак по любви, ее судьба все равно будет пропитана безнадежностью и бесконечными тяжбами. Выйдя замуж, наша Матрена попадает в совершенно ей незнакомую среду, а поскольку мир крестьян довольно суров, то и порядки там достаточно специфические для современного человека. Во-первых, - женская иерархия: «"Семья была большущая, сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!», где единственное, что ты можешь, - это опять-таки проявить терпение, чаше которого непозволительно переполняться. Во-вторых, это - необходимость «сохранить лицо», что очень сложно, особенно когда ты новоприбывшая женщина в незнакомой деревне. Вполне логично, что на каждый сделанный тобой шаг будут смотреть настолько косо и недоверчиво, что постепенно пропадет всякое желание что-либо предпринимать, а отсутствие вышеупомянутого желания приводит к замкнутости и, следовательно, - к одиночеству. А что может быть хуже одиночества?

Вскоре все внутренние страдания разрешаются рождением сына: «Весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей...Не стала я тревожиться, что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу.» Но и здесь жестокость и непредсказуемость крестьянского бесправного мира по отношению к еще более бесправной женщине дает о себе знать. Смерть первенца, смысла ее жизни, пришла от человека, которого она любит. Такие вещи вдвойне тяжелее пережить.

Последующие события также не отличаются своей сказочностью: угроза потери мужа, угроза стать опороченной, попасться под языческие верования и т.д.. Очевидно, такие вещи отрезвляют окончательно. В Матрене Тимофеевне пробуждается ныне спавшая решимость; смирение же остается, но оно уже идет наравне с борьбой. Эта черта, присущая крестьянской женщине, отмечается Некрасовым с гордостью и восхищением.

Добившись того, ради чего она боролась, и не предав при этом своих моральных устоев, Матрену Тимофеевну, наверняка, можно назвать счастливой, но нужно понимать, что это «счастье» выстрадано. Да, теперь ее уважают и прислушиваются к ее советам, у нее есть любящая семья, стабильный доход и хозяйство. А теперь вспомним, что ей пришлось пережить ради всего этого: терпеть унижение, выполнять тяжелую работу, потерять двух любимых людей, поддаваться нравственному давлению, постоянно жертвовать собой и еще раз терпеть, сохраняя при этом непомерную внутреннюю силу и решимость.

Так разве можно назвать Матрену счастливицей и есть ли вообще среди женщин-крестьянок по-настоящему счастливые? Мой ответ – нет. Их можно бесконечно называть сильными, решительными, рациональными, борющимися и смиренными, чистыми, выносливыми, но никогда – счастливыми.