Сюжеты и образы первобытных изображений. Пещерная живопись

Выполнила Ученица 11 класса МОУ «Кувакинская СОШ» Сергеева Ольга Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) делится на; ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ,СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ РИТУЛЫ.. Первобытный ритуал плодородия Ритуал магии благословение в занятие магией ПЕРВОБЫТНЫЙ РИТУАЛ… Загадочный ритуал у первобытного человека.. Тайны ритуала Занятие магией…. Коллективное совершение ритуала Ритуал погребения…… Искусство эпохи Мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием Здесь обнаружили очаги цивилизаций В Свердловской области найдено поселение эпохи мезолита. Поселение эпохи мезолита Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Орудия труда Сосуд с арнаментом

первобытное искусство

Любой человек наделен великим даром - чувствовать красоту окружающего мира, ощущать гармонию линий, любоваться многообразием оттенков цветов.

Картина - это запечатленное на холсте мироощущение художника. Если ваше восприятие окружающего мира отражается в живописи художника, то вы чувствуете родство с произведениями этого мастера.

Картины привлекают внимание, завораживают, возбуждают воображение и мечты, вызывают воспоминания о приятных минутах, о любимых местах и пейзажах.

Когда же появились первые изображения созданные человеком?

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества . Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.


Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека , и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей , выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ""картины"" были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях.

Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.

<<Каменная газета>> Аризона

Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

<<Сражающиеся лучники>> Испания

А это петроглифы. Гавайи

Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир.

Первобытные люди практиковали симпатическую магию - в форме танцев, пения или изображения зверей на стенах пещер, - чтобы привлечь стада животных и обеспечить продолжение рода и сохранность скота. Охотники разыгрывали сцены удачной охоты, чтобы привлечь энергию в реальный мир. Они обращались к Хозяйке Стад, а позже к Рогатому Богу, которого изображали с рогами козлов или оленей, чтобы подчеркнуть его главенство в стадах. Кости зверей полагалось закапывать в землю, чтобы звери, как и люди, возрождались из лона Матери - Земли.

это пещерный рисунок в районе Ласко (Lascaux) во Франции из эры палеолита

Предпочитаемой пищей были крупные животные. И люди палеолита, умелые охотники, уничтожили большинство из них. И не только крупных травоядных. Во время палеолита полностью исчезли, как вид, пещерные медведи.

Есть и другой вид наскальных рисунков, который носит мистический, загадочный характер.

Наскальные рисунки из Австралии. То ли люди, то ли животные, а может и не то, и не другое...

Рисунки из Западной Арнемы, Австралия.


Огромные фигуры и рядом маленькие человечки. А в левом нижнем углу вообще что-то непонятное.


А вот шедевр из Ласкаукса, Франция.


Северная Африка, Сахара. Тассили. 6 тысяч лет до н.э. Летающие тарелки и некто в скафандре. А может быть, это и не скафандр.


Наскaльный рисунок из Австралии...

Вал Камоника, Италия.

а следующее фото из из Азербайджана, Гобустанский район

Gobustan включен в список наследия ЮНЕСКО

Кто были те «художники», сумевшие передать отдаленным эпохам весть о своем времени? Что побудило их сделать это? Каковы были скрытые пружины и движущие мотивы, которыми они руководствовались?..Тысячи вопросов и очень мало ответов...Многие наши современники очень любят, когда им предлагают взглянуть на историю через увеличительное стекло.

Но неужто в ней все настолько мелко?

Ведь были и изображения богов

На севере Верхнего Египта находится древний город храмов Абидос. Возникновение его восходит к доисторическим временам. Известно, что уже в эпоху Древнего Царства (около 2500 г. до н. э.) в Абидосе пользовался широким почитанием универсального божества Осирис. Осирис же считался божественным учителем, подарившим людям каменного века многообразные знания и ремесла, и, вполне возможно, знания о тайнах неба. Кстати,именно в Абидосе был найден древнейший календарь, датируемый IV тысячелетием до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. У них уже была развитая письменность - их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Почему человечество пытается узнать, что было миллионы лет назад, какими знаниями обладали древние цивилизации? Мы ищем источник, потому что думаем, что раскрыв его, мы узнаем, для чего же мы существуем. Человечество желает найти, где находится та начальная точка отсчета, с которой все началось, потому что думает, что там, видимо, есть ответ, «для чего всё это», и что же будет в конце...

Ведь мир так необъятен, а человеческий мозг узок и ограничен. Сложнейший кроссворд истории необходимо разгадывать постепенно, клеточка за клеточкой...

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Первобытное искусство возникло тысячелетий назад


Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека (примерно 2,5 млн. лет назад) Каменный век Палеолит - 12 тыс.. лет до н.э. Мезолит тыс. лет до н.э. Неолит тыс. до н. э. Медный век Бронзовый век Железный век






Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.


Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.


Медведь. Фрагмент первобытной скульптуры Две версии происхождениядревнейшего искусства: 1) пещерная живопись 2) схематические знаки и геометрические фигуры В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.






Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди,увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног, лица.отсутствие ступней ног, лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины- матери, символ плодородия и хранительницы очага.


















Жилище первобытного человека Наверху, в центре, где они перекрещивались, их связывали жилами. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их связывали жилами. Затем набрасывали шкуры животных, сверху прижимали бивнями и оленьими рогами. Затем набрасывали шкуры животных, сверху прижимали бивнями и оленьими рогами. Дверь делали из шкур. Дверь делали из шкур.


В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты(от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).
Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); декоративное искусство (резьба по камню и кости); Архитектура Архитектура Музыка Музыка Литература Литература Хореография Хореография


Домашнее задание: Выучить тему «Первобытное искусство» по тетради. Выучить тему «Первобытное искусство» по тетради. Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека». Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека».

Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В XX в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б. Пастернак, А. Платонов, О. Мандельштам, Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ “волка-разбойника” привел к возникновению фразеологизма “волчья хватка”. Связывание как магическое действие воспроизводится в выражениях “развязать язык”, “связать по рукам и ногам”. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы “как в воду глядел”, “как в зеркале”. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: “сизифов труд”, “ариаднина нить”, “Гераклитов огонь”, “каинова печать”.

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.