Третьяковская галерея на крымском валу выставки. Третьяковская галерея на крымском валу

На выставке «Пять измерений» в ГТГ представлено свыше 120 работ от 1970-х годов до наших дней. Участвуют произведения 50 авторов

Государственная Третьяковская галерея
23 августа - 8 октября 2017
Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82

Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея открывает масштабную выставку современной скульптуры. Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, представляет обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений, в которых сегодня работают несколько поколений мастеров пластики, начиная с 1992 года.

Со времени проведения последней значительной выставки скульптуры в Третьяковской галерее прошло уже достаточно времени, чтобы назрела необходимость во всеобъемлющем проекте, целостном исследовании, способном показать срез развития современной пластики. За точку отсчета взят 1992 год - дата основания Объединения московских скульпторов. Кроме того, 1990-е годы явились переломным периодом для искусства скульптуры: исчезла система госзаказа, обеспечивавшая мастеров средствами на покупку материалов и инструментов. Для художников, занимавшихся скульптурой - трудоемким видом искусства, требующим значительных денежных затрат, наступили трудные времена. Тем не менее они продолжали работать, и период 1990-х дал, как и всякое переломное время, мощный творческий импульс, возможность осмысления пройденного и одновременно посыл к новым поискам.

В названии выставки «Пять измерений» образно отражено стремление современной скульптуры расширять привычные границы. В экспозиции представлены работы, находящиеся на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются. Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния - фигуративности, объемности, образной определенности - заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художника и отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.

Представлены произведения как из мастерских авторов, так и из собрания Третьяковской галереи. Большую часть работ, многие их которых создавались специально для проекта, посетители выставки увидят впервые. Экспозиция строится по принципу контрастов и сопоставлений, чтобы побудить зрителя к собственным размышлениям. Одной из центральных работ выставки станет произведение «Пушкин на Кавказе» (2016) Владимира Соскиева, выполненное в сложной смешанной технике. Масштабная экспериментальная композиция, объем которой формируют многочисленные разноразмерные детали из дерева и войлока, напоминает мозаику, поглощающую свет матовыми гранями.

Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930–40-х, 1950–60-х, 1970-х - начале 1980-х и в конце 1980-х - 1990-х. Старшее поколение - авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.

К следующему поколению принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них те, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах, - Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые. Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.


Скульпторы, рожденные в 1970–1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия. Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры - человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.

Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконизму средств выражения. Это такие авторы, как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова, Михаил Плохоцкий. Серия М. Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего. Выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей.

Участники выставки: Александр Агбунов, Мария Александрова, Кирилл Александров, Сергей Антонов, Валентина Апухтина, Леонид Баранов, Михаил Белянин, Людмила Богуславская, Владимир Буйначев, Дмитрий Воронин, Александр Ворохоб, Илья Гуреев, Владимир Давыдов, Михаил Дронов, Андрей Диллендорф, Алексей Дмитриев, Валерий Епихин, Владимир Заботкин, Екатерина Казанская, Иван Казанский, Ольга Карелиц, Олег Ковригин, Анатолий Комелин, Виктор Корнеев, Геннадий Красношлыков, Андрей Красулин, Василиса Липатова, Лев Матюшин, Анатолий Машаров, Сергей Мильченко, Лев Михайлов, Андрей Молчановский, Елена Мунц, Михаил Неймарк, Михаил Плохоцкий, Александр Рукавишников, Александр Свиязов, Николай Силис, Александр Смирнов-Панфилов, Владимир Соскиев, Елена Суровцева, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Ольга Хан, Билар Царикаев, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Борис Чёрствый, Игорь Шелковский, Галина Шилина.

Источник : пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Ко Дню города Третьяковская галерея подготовила выставку произведений о Москве – от иконописи XVII века до живописи XIX – XXI вв. Около 100 экспонатов из собрания ГТГ и частных коллекций

ГТГ, 7 сентября 2017 - 21 января 2018 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 10

Третьяковская галерея открывает новый сезон серией выставок о Москве. Проекты предлагают рассмотреть образ города в изобразительном искусстве с разных ракурсов. Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города – от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва – третий Рим», «Московский Кремль – сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата – именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

В атмосферу Москвы ХХ века поможет погрузиться аромат прошлого. В период проведения выставки в сувенирном магазине будут продаваться легендарные духи «Красная Москва».

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро №1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 – 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.

Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 – 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи – одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI – XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.


Источник: пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 27.12.2019 Ленинградский областной суд отменил решение суда первой инстанции об исключении картины Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда РФ
  • 27.12.2019 К концу 2020-го Christie"s должен будет производить ровно в два раза меньше печатных материалов, чем в 2019-м
  • 26.12.2019 Специалисты связывают это снижение с общим ослаблением арт-рынка в этом году
  • 26.12.2019 С разницей в несколько часов власти Великобритании и Франции объявили о запрете на вывоз из страны произведений искусства, проданных в этом году на аукционах иностранным покупателям
  • 25.12.2019 То, что сам художник склонен называть искусством апроприации, французский суд назвал незаконным использованием изображения, созданного другим автором
  • 30.12.2019 Советуем посетить аукционы
  • 23.12.2019 Победителям Предновогоднего аукциона два месяца бесплатной подписки на базу аукционных продаж в подарок!
  • 20.12.2019 В каталоге заключительных в уходящем году торгов - 389 лотов
  • 20.12.2019 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, антикварный фарфор и стекло, предметы из серебра и бронзы, ювелирные изделия и пр.
  • 20.12.2019 Покупатели - Москва, Санкт-Петербург и Минск. Результаты для отдельных лотов опубликованы в неофициальном частном инстаграме.
  • 28.11.2019 Визит в мастерскую художника - событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
  • 19.11.2019 AI публикует мнения и прогнозы на исход борьбы за лоты на «русских торгах» 25–27 ноября 2019 года. Специализированные аукционы русского искусства в эти дни проведут Christie’s, Sotheby’s и Bonhams
  • 28.10.2019 Искусство, арт-рынок, экономика культуры в цитатах из интервью известных людей и фрагментах резонансных публикаций
  • 21.10.2019 Трехметровая картина «Стадион “Парк де Пренс”» («Большие футболисты») 17 октября 2019 года была продана на Christie’s за $22 248 000. С этим результатом Николай де Сталь переместился на 6-е место в топе русских художников - между Сутиным и Явленским
  • 18.10.2019 По случаю открытия в Новой Третьяковке долгожданной выставки «Василий Поленов» AI повторяет статью из рубрики «Художник недели», опубликованную 27 июня 2019 года 11.12.2019 Выставка, приуроченная к 100-летию художника, пройдет с 11 декабря 2019 по 9 марта 2020 года. Помимо Сулажа, подобной чести - ретроспективы в Лувре, приуроченной к юбилею, - за последние сто лет удостоились лишь два художника: Пабло Пикассо и Марк Шагал
  • 29.11.2019 В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
  • 29.11.2019 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина

От средневековых витражей и офортов Гойи до мебели Гауди и саунд-арта - рассказываем, какие важные арт-события ждут нас в течение ближайших месяцев.

«Капричос». Гойя и Дали

«Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр «Пусти». 1977. Источник: Из собрания Бориса Фридмана.

Показ серии офортов Франсиско Гойи «Капричос» - шедевральной сатиры эпохи Просвещения , наполненной гротеском, едкостью, болью и безумием - и сюрреалистической реплики Сальвадора Дали, который пестро раскрасил графику, добавил в изображения свои излюбленные мотивы и придумал альтернативные подписи.

Геометрия настоящего

Фонд V-A-C, пока демонстрирующий умные и актуальные проекты на дружественных территориях, на неделю откроет свою будущую постоянную площадку. Интернациональная команда художников и музыкантов под руководством куратора Марк Фелл озвучат пространства дореволюционной электростанции саунд-артом .

Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

Двойная помолвка. Витраж XIII в. Париж. Источник: Центр национальных памятников Франции. Сент–Шапель

Артефакты эпохи «высокой готики», связанной с правлением Людовика IX Святого (1214-1270): скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века, а также витражи красивейшей часовни Сент-Шапель, которая была построена королем как хранилище добытых мечом и золотом христианских святынь. Темное и мистическое Средневековье в лучшем виде.

Триеннале российского современного искусства

Амбициозная попытка представить современное российское искусство, не ограничиваясь всем известными персонами. Шесть кураторов отобрали работы 60 художников из 40 городов , выделили семь тенденций, присущих искусству всех регионов, и отдельно представили авторов, чье творчество вышло далеко за границы малой родины.

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930

Вторая часть масштабной просветительской выставки одного из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрея Сарабьянова. Как и в прошлом году, из региональных музеев свезут больше ста картин , включая работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса. Открытие первой части проекта, напомним, собрало у Еврейского музея приятно удивившую очередь - не Серовым единым жива Москва.

Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

Представительная экспозиция основателя метафизической живописи , умевшего минимальными средствами создать на холсте потусторонний, сюрреалистический мир. Покажут около 100 произведений - живопись, графику, скульптуры из собраний Фонда Джорджо и Изы де Кирико, Национальной галереи современного искусства в Риме, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Бонус - театральные костюмы, которые художник создал для дягилевского спектакля «Бал» 1929 года.

Антонио Гауди. Барселона

Гауди навсегда изменил облик Барселоны, и в первую очередь выставка (в макетах, графике, фотографиях) расскажет о самых знаменитых творениях архитектора в этом городе: грандиозном соборе Саграда-Фамилиа, дворце Гуэля и других зданиях. Кроме того, в Москве покажут придуманную Гауди мебель, не менее изящную и замысловатую, чем его архитектура.

Роскошь императорской Японии

Курильница в форме карасу-тенгу, вылупляющегося из яйца. Япония, около 1885 г. . Источник: Коллекция профессора Д.Н. Халили ©The Nour Foundation .

Император Муцухито (1868–1912), назвавший себя Мэйдзи, прекратил политику самоизоляции Японии. С тех пор страна активно осваивала достижения Запада и экспортировала в ответ свои идеи и наследие. Декоративное искусство светлой для Японии эпохи будет представлено кимоно, вазами, курильницами, керамикой, предметами из металла и ткани из собрания британского ученого и коллекционера Дэвида Нассера Халили.

Анри Картье-Брессон

Работы одного из основателей агентства Magnum Photos, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре, уже показывали в Москве, но выставка мастера такого уровня всегда желанна. Картье-Брессон без преувеличения великий автор: его снимки никогда не были постановочными, но всегда получались эстетскими и в высшей степени художественными .

Некто 1917 год

Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой регулярно показывает проекты сколь художественные, столь и идеологические. Это касается и внимания к художникам «сурового стиля», и выставки, посвященной «оттепели». Особенно любопытной и высокой по уровню должна выйти экспозиция о 1917-м, приуроченная к столетию русской революции. На примере представителей фигуративной (Петров-Водкин, Кустодиев, Серебрякова) и абстрактной (Малевич, Филонов, Попова, Кандинский) живописи будет обозначена реакция главных художников эпохи на определившие ход истории события .

Такаси Мураками

18+

Десятая юбилейная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», как и всегда, охватит несколько столичных площадок, главной из которых по традиции станет Мультимедиа Арт Музей. В рамках фестиваля, который продлится до мая 2017 года, можно будет увидеть, к примеру, знаковые снимки летописца перестроечной рок-культуры Игоря Мухина, репортажные кадры Филиппа Шанселя, рассказывающие о парижской молодёжи 1980-х годов, и фотографии, созданные Питером Линдбергом для нового календаря Pirelli.

Событие уже прошло

Выставка «Шедевры Византии» 0+

С искусством Византии разных исторических периодов зрителей познакомит Третьяковская галерея. Изысканные колоритные иконы, роскошные миниатюры и утончённые резные изделия будут представлены по соседству с постоянной экспозицией, посвящённой древнерусскому искусству, что позволит убедиться в родственности двух культур.

Событие уже прошло

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» 0+

Музеи Московского Кремля представят зрителям произведения французского готического искусства, относящиеся к эпохе правления Людовика Святого - короля, который приобрёл у Латинской империи Терновый венец Спасителя и другие ценнейшие для христианского мира реликвии. Одно из центральных мест на выставке займут витражи из Сент-Шапель, демонтированные в XIX столетии.

Событие уже прошло

Триеннале российского современного искусства 0+

Весной в Музее современного искусства «Гараж» пройдёт дебютная Триеннале российского современного искусства, которая объединит более 60 художников из разных уголков страны. Произведения, некоторые из которых будут созданы специально для показа в Москве, продемонстрируют многообразие применяемых авторами творческих приёмов и позволят убедиться в универсальности языка актуального искусства.

Событие уже прошло

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды» 0+

В Дарвиновском музее можно будет увидеть серию шелкографий Энди Уорхола, созданную художником в 1983 году. На картинах, выполненных в фирменной технике короля поп-арта, изображены редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, - амурский тигр, снежный баран, гигантская панда и другие.

Событие уже прошло

Лекция «Зинаида Серебрякова» 0+

На ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут экспонироваться как известные полотна художницы (например, автопортрет «За туалетом»), так и работы, давно осевшие в частных коллекциях за рубежом и ранее не демонстрировавшиеся российской публике.

Событие уже прошло

С 11 по 16 апреля в Центральном доме художника пройдёт Московская биеннале дизайна - знаковое событие для тех, кого интересует дизайн как искусство, средство коммуникации или же способ продвижения товаров и услуг. В рамках фестиваля состоятся тематические выставки, посвящённые той или иной разновидности дизайна.

ул. Крымский Вал, д. 10

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» 0+

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт большая выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника, стоявшего у истоков метафизической живописи и сюрреализма. В экспозицию войдут около 100 произведений одного из крупнейших мастеров авангарда XX столетия, среди которых - костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

Событие уже прошло

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» 0+

С наследием ещё одного итальянского мастера XX века - Джорджо Моранди - познакомятся посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка станет масштабной антологией творчества художника и представит ключевые работы живописца, прославившегося своими сдержанными изысканными натюрмортами.

Событие уже прошло

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» 0+

В мае в Московский музей современного искусства приедут около 150 работ каталонского архитектора Антонио Гауди - чертежи и макеты незавершённого храма Саграда Фамилия и других построек мастера, а также предметы мебели, которые представят публике Гауди-дизайнера.

ул. Петровка, д. 25

Событие уже прошло

Мультимедийная выставка «Чудеса России» 0+

В рамках Года экологии в Историческом музее откроется мультимедийная выставка, посвящённая многогранной природе России. Благодаря современным технологиям зрители смогут совершить захватывающее путешествие по стране, понаблюдать за спящими вулканами Камчатки, полюбоваться бескрайними просторами Байкала и взглянуть на неприступный Эльбрус.

Событие уже прошло

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» 0+

В сентябре 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» откроется выставка эксцентричного японского художника, скульптора и дизайнера Такаси Мураками. В экспозицию будут включены живописные и графические работы, фильмы и анимация в жанре психоделического поп-арта. При входе в музей гостей будет встречать новая скульптура мастера анимешного китча.

В апреле Третьяковская галерея покажет большую монографическую выставку Зинаиды Серебряковой. Фото РИА Новости

В 2016 году Москва продолжила впечатлять ажиотажем вокруг выставок изобразительного искусства. Выставку Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина посетило за три месяца более 200 тыс. человек. На выставку Ивана Айвазовского в Третьяковскую галерею за четыре месяца пришло около 600 тыс. человек. Несколько сотрудников со скандалом уволили за спекуляцию билетами, а в последние дни работы проекта музей работал до полуночи. Следующий проект Третьяковки - «Шедевры Пинакотеки Ватикана» – открылся осенью и продлится до 19 февраля. Однако попасть на экспозицию уже невозможно: полностью завершилась продажа билетов. Они впервые были именные, их можно было купить только в Интернете или в кассе в ограниченном количестве, и последняя партия заветных входных закончилась 13 января.

Наступивший 2017 год обещает быть не менее щедрым на громкие экспозиции. Так, в ГМИИ им. Пушкина уже 24 января откроется камерный проект, посвященный одноименным графическим циклам «Капричос» Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Экспозиция попытается сопоставить замысел и эстетику двух серий эстампов, которые разделяет более полутора веков. Однако несмотря на внутреннюю красоту и глубину выставки, скорее всего не она имеет шанс стать рекордсменом посещаемости. В июне ГМИИ откроет очередной итальянский проект, на этот раз из разных собраний привезут около 40 произведений великих венецианцев – Тициана, Веронезе и Тинторетто. Итальянские экспозиции – бессменные фавориты музейных посетителей, ожидать большого внимания стоит и на этот раз.

Другой претендент на любовь публики – выставка из собрания венской Альбертины, которая приедет в Москву в октябре. В экспозиции 120 рисунков важнейших австрийских да и общеевропейских авангардистов – Густава Климта и Эгона Шиле. Покажут, конечно, разные аспекты творчества обоих мастеров, но с учетом того что и Климт, и особенно Шиле известны своими эротическими рисунками, не только поражавшими откровенностью публику 100 лет назад, но и впечатляющими современного зрителя, не стоит исключать общественного недовольства.

Следуя последним музейным тенденциям, ГМИИ решил провести и выставку-интервенцию – проект, в котором работы современных художников вторгаются в пространство классического искусства. В прошлом году проект такого плана в Эрмитаже вызвал большой общественный резонанс: тогда работы бельгийца Яна Фабра стали шоком для многих посетителей, осудивших как самого мастера, так и руководство Эрмитажа. Рвать шаблоны и взрывать старые смыслы в главном московском музее поручено молодой и задорной группе Recycle. Сможет ли она добиться подобного эффекта, увидим уже в мае.

Завершит же год Пушкинский ретроспективой Хаима Сутина, первой в России. В экспозиции, которая отроется 11 ноября, выставят около 60 работ из французских и русских музейных и частных собраний.

Государственная Третьяковская галерея также может похвастаться солидной программой. Уже 7 февраля откроется выставка «Шедевры византийского искусства XII–XV веков». Византийская цивилизация оказала важнейшее влияние на развитие Древней Руси, и в России есть представительные коллекции византийского искусства. Однако в этой экспозиции покажут византийские иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, специально приехавшие из музеев Греции.

Полгода назад большую экспозицию византийских сокровищ из разных собраний Греции уже показывал петербургский Эрмитаж, теперь другую подборку экспонатов можно будет посмотреть и в Москве.

В апреле в Третьяковской галерее нас ждут сразу две впечатляющие ретроспективы. В Инженерном корпусе 4 апреля откроется крупнейшая за последние 30 лет монографическая выставка Зинаиды Серебряковой. В 2014 году Третьяковка уже отмечала 130-летие со дня рождения художницы выставкой, но тогда акцент сделали на творчество Серебряковой в эмиграции. В новом проекте, наоборот, особенно полно покажут русский период, здесь будет много ранних портретов и пейзажей. Работы парижского периода приедут из французских собраний и будут экспонироваться в России впервые.

В здании на Крымском Валу 19 апреля стартует еще одна масштабная выставка под грифом «впервые». Первый раз московскому зрителю представится возможность увидеть около сотни работ Джорджо де Кирико – они приедут из музеев Италии, Франции и Великобритании. Великий итальянский основатель метафизической живописи представлен в России лишь единицами работ. В будущей экспозиции – живопись, графика, скульптура, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года.

Наконец, еще одна монографическая выставка намечена на осень: 16 ноября откроется наиболее полная ретроспектива Эля Лисицкого, причем проходить она будет сразу на двух площадках – в Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности. Около 200 экспонатов представят все периоды творчества одного из ведущих мастеров русского авангарда, здесь будет и живопись, графика, объекты, дизайнерские эскизы, фотография, а также большой корпус архивных документов.

Музеи Московского Кремля на 2017 год анонсировали три крупных зарубежных проекта. Из Франции приедет выставка драгоценностей и реликвий эпохи Людовика IX Святого, одного из самых знаменитых французских королей, правивших государством в XIII веке. Витражи Сент-Шапель, готическая скульптура, миниатюры, ювелирное искусство – все это можно увидеть в Одностолпной палате Патриаршего дворца уже с 3 марта. Летом же экспозицию сменит проект из Японии, посвященный культуре страны второй половины XIX – начала XХ века. Наконец, завершит год большая выставка португальского искусства, которая расскажет о периоде расцвета Португалии в XVI–XVIII веках и представит более 200 экспонатов: оружие, доспехи, карты, драгоценности, монеты, рукописи и многие другие. Обещают привезти даже меч Васко да Гамы. Открытие назначено на 8 декабря.

Из планов других музеев особенно стоит отметить еще два проекта. Первый – выставка Антонио Гауди, которую готовят в ММОМА. Экспозиция откроется 23 мая и представит около 150 архитектурных чертежей и макетов, в том числе разработку собора Саграда Фамилии, а также проекты архитектора в области дизайна мебели.

Еще одна особо ожидаемая любителями современного искусства выставка – первая в России ретроспектива важнейшего японского художника Такаси Мураками, которая откроется осенью в «Гараже». Она покажет работы мастера с 1990-х годов до настоящего времени в контексте японской культуры. В экспозицию войдут также традиционная японская гравюра и живопись и ГМИИ им. Пушкина, и Музея искусства народов Востока, мангу и аниме.