Урок литературы А.Платонов "Возвращение". Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение) Платонов возвращение проблемы

Андрей Платонович Платонов – известный русский писатель ХХ века, по мнению многих литературоведов, один из лучших. Широкую известность его творчество получило лишь в конце ХХ века, после смерти писателя. При жизни он не был признан, и реакция критики на его книги часто бывала отрицательной. Платонов не вписывался в идеологию социалистического государства, и ему были чужды принципы социалистического реализма и другие рамки в творчестве. Он был патриот, философ и взыскательный художник, но никогда не был слугой власти, не приукрашивал действительность. Об искусстве Платонов говорил, что оно «заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее».
Рассказ «Возращение» — пример именно такого отношения к искусству. Сюжет его несложен, герои понятны и жизненны, язык нарочито прост, и при этом смысл глубок. Герой рассказа – демобилизованный капитан Иванов. Самая распространенная в России фамилия, а имя-отчество Алексей Алексеевич. Неизвестно, имел ли в виду Платонов смысл этого имени – «защитник», однако имя жены, Любовь, и сына, Петр (означает камень) кажутся выбранными не случайно.
История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает, что его жена Люба была ему неверна. Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда, когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
В экспозиции рассказывается о том, что по дороге домой Иванов познакомился с девушкой Машей и остался у нее на два дня, почему-то откладывая радостный и тревожный час встречи с семьей. Чувства капитана и Маши друг к другу бесхитростные и естественные и не вызывают осуждения у читателя. Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке, которая за четыре года войны очень изменилась, «он дышал настоявшимся родным запахом дома», обнимал жену и чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Однако «странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом». Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего Петра. Этот «малорослый худощавый мальчуган» смотрит сумрачно и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок, командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Тема «дети и война» – особая тема у Платонова. В одном из своих военных рассказов писатель устами героя, наблюдавшего, как дети, играя, хоронят глиняных человечков, говорит: «Надо отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть». Так и в этом рассказе: не по годам взрослый и рассудительный Петрушка вызывает одновременно уважение и жалость.
Дети у Платонова – существа чуткие, тонкие. Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует, что происходит между родителями. Проснувшись ночью от их тревожных голосов, Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так тяжело во время войны. Он лучше, чем отец, знает об этом. Невольное подслушивание Петей объяснения между родителями не случайно. Когда оскорбленный отец кричит: «Буди детей… Я им расскажу, какая у них мать!…», сын говорит: «Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.» Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца: «Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет». Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает, что у них дело есть, жить надо. История, которую рассказывает сын отцу про дядю Харитона и его жену Анюту, удивляет Иванова: сын кажется ему настолько проницательным, что вот-вот скажет про Машу. Автор полностью воздерживается от комментариев к поступку своего героя. То, что Иванов решил уехать к Маше, у которой «волосы пахли природой», оставив Любу и детей, тоже никак не комментируется. Однако внутренний монолог героя о том, что «нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем», явно вступает в противоречие со словами мудрого и чуткого Петрушки. Платонов так комментирует чувства Иванова, понявшего, что бегущие к переезду и упавшие обессилившие дети – его собственные: « Иванов… почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем… лишь теперь пробилось на свободу…». Человек, живший всегда собственными интересами, внезапно коснулся жизни обновившимся сердцем.
Любовь к жизни, преодоление, возвышение над своим эгоистическим чувством – так можно охарактеризовать нравственную эволюцию платоновского героя.
Своеобразный художественный метод писателя не вписывался в жесткие рамки социалистического реализма, его мастерство не было оценено современниками: ни критиками, ни читателями. Широкое признание творчество писателя получило лишь в 60-х годах ХХ века, когда увидели свет его роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Опубликованный в 1960 г. на страницах журнала «Новый мир» рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») не был исключением: вал критики обрушился на писателя. В то время казалось неуместным, несвоевременным писать о том, о чем писал Платонов. Колоссальная свобода писателя в стихии русского языка воспринималась как косноязычие.
Понять Платонова мешали не только идеологические запреты, но и собственный недостаточный духовный потенциал читавших. По словам современного писателя Андрея Битова, «Платонов нам только-только предстает. Он нам еще предстоит».

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

  • Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души

    Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина

  • Сочинение Любовь в пьесе Гроза Островского

    Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

«Чувствовать радость возвращения всем сердцем...»

Урок-исследование по рассказу А.Платонова «Возвращение» , 11 класс

Эпиграф к уроку:

«Война - это особая обнаженная любовь к добру и особая ненависть к злу...» Ю.Бондарев

Цели и задачи:

в ходе анализа-исследования текста определить идейное содержание,
проблематику рассказа как одного из лучших произведений о Великой Отечественной войне;

подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и художественной манеры А.Платонова;

подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе, вызвать в ребятах чувство сопереживания и сопричастности изображаемому.

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.П.Платонова «Возвращение».
  2. Выписать в тетрадь наиболее характерные детали в описании героев
    (одежда, черты лица, запах, особенности поведения, действия и т.д.),
    проследить их «движение» в рассказе.
  3. Объяснить смысл заглавия.

Вступительное слово учителя .

Двадцать первый век… Время наше - время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих, меня в том числе, страшат нравственные тупики, в которые были загнаны многие и многие силою социальных обстоятельств.

В такое время непереоценимой остается роль литературы.

Как вы думаете, ребята, какие проблемы считались и остаются
наиважнейшими в лучших произведениях русской литературы?
Проблема нравственного выбора,
проблема памяти.

Нравственный выбор, человеческая память - две грани человечности, качества, которое наиболее четко проверялось в годы войны.

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек - частица своего народа, и потому есть у нас общая народная память. Наш урок проходит накануне 9 мая, дня, ставшего Святым Днем Победы.

Более шестидесяти лет прошло с тех пор.

«Войны случаются там и тогда, где и когда люди забывают о войне»… Сегодня, в канун Дня Памяти, подумаем о том, какою ценою была добыта Победа, перечитаем проникновенные строки о войне, прикоснемся к святому.

Рассказ А.П.Платонова «Возвращение», написанный в 1946 году, заслуженно считается одним из шедевров малого жанра о войне, о жизни тыла, о тяжких бедах и не бросающихся в глаза подвигах женщин и детей, любимых героев удивительного писателя.

Опережающее задание. Слово заранее подготовленного учащегося

О писателе.

А.П.Платонов - писатель и человек - ровесник XX века (родился в 1899г., умер 1951г.). Все самые неуютные, страшные и в то же время бесстрашные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем, что написал этот удивительный писатель, - реальная судьба страны, нашего народа, самого Платонова. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая затем определит и сущность творчества Платонова, и проблематику его произведений, и его место в литературе, в истории нашей культуры: «Народ там есть, а меня там нет... А без меня народ неполный» А.П.Платонов прошел через целую школу профессий - был рабочим и инженером-мелиоратором, водил вместе с отцом паровоз, в годы войны был военным корреспондентом. Но всегда в нем проступала его главная натура - натура писателя.

Мастеровой человек по природе своей, он стал одним из выдающихся мастеров нашей прозы .

Учитель. Наш урок - урок соприкосновения и сопричастности к мастерству великого писателя XX века, к его видению и пониманию сущности самой страшной войны минувшего столетия.

Беседа на выявление восприятия и определения темы и героя рассказа.

Учитель. Для начала скажите, какие чувства вызвал в вас рассказ? Что вы пережили, читая его?

  1. Война измучила людей: «Иванов... прослужил всю войну...», «устало
    сердце у солдата» тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины
    усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками -
    они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме...»
  2. В годы войны рано взрослеют дети: «Отец не сразу узнал своего
    ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста...»
    Люба о детях: «... дети одни и одни... Видишь, какие выросли. Сами всё
    умеют делать, как взрослые стали...».
  3. Смущает маленькое «как», ведь Петруше всего 12-й год!

Прочитав рассказ, мы впервые задумались над тем, что - война-это не только фронт, но и тыл, война всей тяжестью легла на плечи женщин и детей.

Учитель. Как в рассказе Платонова показано тяжелое влияние войны на жизнь семьи, на судьбы детей?

Особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни. Петруша является главным действующим лицом в рассказе и главным в семье Иванова: он заменил отца-фронтовика, он глава, он заботился о семье, он считает себя вправе управлять всеми и всем в доме:

Матери: «Давай мне, мать, хлебные карточки...», «Поворачивайся, мать, поворачивайся живее!»

Сестре: «Настенька, опорожни кружку, мне посуда нужна!»

Отцу: «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие».

Даже огню в печи, горящему неровно, Петруша выговаривает: «Чего горишь по-лохматому, ишь, во все стороны ёрзаешь! Гори ровно. Гей под самую еду, даром, что ль, деревья в лесу росли».

Сюжет рассказа

Учитель. При домашнем чтении рассказа вы должны были задуматься над вопросом об особенностях сюжета «Возвращения».

Сюжет рассказа несложен, и если следовать внешней логике развития событий, то создается впечатление, что в произведении речь ведется о нескольких днях пути-возвращения солдата домой и встрече его с женой и детьми.

На самом деле глубинная канва рассказа гораздо сложнее, ведь в рассказе
прослеживаются годы войны и в жизни солдата, и в жизни его жены,
вынужденной сутками работать на кирпичном заводе, и в жизни рано
ставших мудрыми детей.

Так о ком же рассказ? Что имел в виду Платонов, назвав одно из своих лучших произведений не «Семья Иванова» (первоначальный вариант), а «Возвращение»? Ответив на эти вопросы, мы разгадаем загадку художественной манеры Платонова, познакомимся с особенностями его стиля.

Известные платоновские мотивы в рассказе

Учитель. Систему образов и сюжет рассказа организуют известные платоновские мотивы. Тернистый путь страдания героев - излюбленный мотив Платонова - присутствует и доминирует в рассказе «Возвращение». Давайте вчитаемся в текст и обозначим те пути, по которым идут герои А.Платонова.

  1. Иванов прошел дорогу войну - испил отведенную ему чашу страданий военных лет. Люба, его жена, вынуждена работать на прессе, на кирпичном заводе, где не всегда выдерживали мужики, дети 12 и 5 лет сами ведут хозяйство.
  2. Жизнь любимых героев Платонова не просто путь страданий, но и
    зачастую дорога в буквальном смысле слова.
  3. Возвращение Иванова домой - в буквальном смысле дорога - занимает
    долгие 6 дней. Четыре года войны («устало сердце у солдата») и 6 дней пути.
    Повествование начинается с вокзала, с железной дороги и заканчивается там же: Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети». Железная дорога, вокзал, поезд, вагон присутствует едва ли не в каждом произведении писателя.
  4. В рассказе «Возвращение», вскрывшем последствия войны в жизни семьи, это видно особенно четко. Из части... «товарищи поехали с Ивановым на железнодорожную станцию и...оставили одного», «поезд, однако, опоздал на долгие часы», «вокзал был разрушен». «Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона», «поезд, который должен был увести отсюда домой и Машу и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Любовь Васильевна, жена Иванова, три дня подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с запада, на четвертый день послала на вокзал детей, Петра и Настю, чтобы они встретили отца...», «Это поезд, Петя тихо шел» и др.

Так ключевые слова, проходящие через весь рассказ, усиленные антитезой:

Дом-поезд в сером пространстве,- помогают читателю понять и почувствовать авторскую позицию: война разделяет семьи, разъединяет людей, отделяя их друг от друга дорогами, вокзалами, «серым пространством», люди отвыкают друг от друга, забывают семейное тепло, тепло друг друга... Особенно пагубным такое разобщение, по мнению Платонова, является для детей.

Через весь рассказ проходит ещё один излюбленный платоновский мотив-мотив поиска правды, которая должна восстановить естественный порядок жизни.

Война смешала всё в семье Иванова: глава семьи долго отсутствует, он на войне не по своей воле, но он не может вернуться. Затем долго возвращается домой - вернувшись, обнаруживает, что жизнь продолжается, но всё идет не так, как ему хотелось бы, - и как следствие всего этого - солдат борется со своим обожженным сердцем, мучительно решая, как ему жить дальше.

«Своеобразие каждого человека...» Мастерство детали

Учитель. Каждый, кто читал Платонова, не мог не отметить, насколько внимателен писатель к каждому своему слову, как, никого не оправдывая, не защищая и не принимая ничьей стороны, он, в отличие от других писателей изображает каждого своего героя как особую тайну и особое чудо жизни.

Подобной виртуозностью слова Платонов владеет благодаря мастерству детали. Что такое деталь?

Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Замечательно о детали сказал Н.В.Гоголь в статье «О малороссийских песнях»: «Часто вместо целого внешнего находится только одна резкая черта, одна часть его. В них нигде нельзя найти подобной фразы: был вечер; но вместо этого говорится то, что бывает вечером...»

Умению находить выразительные детали учимся в младших классах. В старших классах должны осознавать многофункциональную роль детали, важно иметь в виду такую её особенность: она всегда в той или иной степени выражает авторскую позицию, даже у таких писателей, которые стремятся не «присутствовать» в произведении Платонов - в отличие от других писателей - никого не оправдывает, не защищает и не принимает ничьей

стороны.

«Он охватывает весь воссоздаваемый им противоречивый мир прежде всего своим пониманием, и в этом всепроникающем понимании заключается универсальная и мудрая человечность художника»

Начало рассказа.

Многие произведения великих писателей отличаются знаменательным в понимании идеи началом («Евгений Онегин» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого, «Обломов» Гончарова). Обратимся к началу рассказа Платонова «Возвращение»:

«Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан, убывал из армии по демобилизации» обратим внимание: не убыл, а убывал. Перед нами деталь, имеющая глубокий метафорический смысл. С этого глагола, употребленного в официальном значении, имеющего в словаре Ожегова толкование выбыл из состава», начинается, а затем и выстраивается целая цепочка глаголов, которая, начавшись с глагола несовершенного вида, знаменует долгий путь солдата домой, долгий не только в пространственном отношении, но и в смысле повторного обретения дома, мирного образа жизни.

Использование олицетворений

В описании дома Иванова нет подробнейших элементов, нет привычных для многих писателей зарисовок обстановки, изображение предметов быта, сказано лишь, что все «предметы дома по порядку - стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русская кухонная печь... долго жили без него и скучали по нём».

Весьма распространенный прием у Платонова - наделять предметы качествами живого мира - олицетворение - заставляет читателя вновь и вновь задуматься о ненужности подобных явлений в жизни, как война (вещи «жили» без него «в тоске и бедности», «скучали»).

Но не это «узнавание» вещей Ивановым заставляет читателя содрогнуться, а... запах, запах родного дома.

«Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей. Этот запах был таким же, как и прежде, и не изменился без него. Нигде Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам, в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором не было свойства родного дома».

Удивительно малая, показалась бы, подробность, а какую важную роль она играет в постижении идеи писателя.

Две женщины проходят через рассказ, у обеих нелегкие судьбы, каждая из них до дна испила чашу страданий военного лихолетья, но какие разные... по запаху!

Маша, дочь пространщика:

«Волосы Маши «пахли природой», «лесной листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью».

Жена Люба: «забытое и знакомое тепло любимого человека» Как мало слов использовал Платонов и как много сказал! Таким образом, мы видим, какую огромную смысловую нагрузку несет деталь Платонова. Проследим по тексту, как взаимосвязаны и продолжают друг друга слова, связанные с возвращением главного героя, фактическим и духовным, причем особое внимание уделим глаголам, связанным с возвращением в различных значениях этого слова.

Возвращение: метафорическая роль глаголов

  1. «Алексей Иванов... у-б-ы-в-а-л из армии...»
  2. «Маша... в-о-з-в-р-а-щ-а-л-а-сь домой»
  3. «Ему нужно было ехать домой, где его о-ж-и-д-а-л-и жена и двое
    детей, которых он не видел 4 года»
  4. «Но в другом городе живет его жена Люба с детьми Настей и
    Петенькой, и они о-ж-и-д-а-л-и его»
  5. «Здравствуй! Чего ехал так долго! М-ы ж-д-а-л-и – ж-д-а-л-и...»
  6. «Долго они жили здесь без него с-к-у-ч-а-л-и по нем»
  7. «Но что - то мешало Иванову чувствовать радость его
    в-о-з-в-р-а-щ-е-н-и-я всем сердцем, - вероятно, он отвык слишком от домашней жизни и не мог понять родных людей»
  8. «Я знаю, я всё знаю! - говорил Петрушка. Мать по тебе плакала,
    тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет»
  9. «Из улицы…бежали вдалеке какие-то двое ребят... Большой
    поднял... руку... и махал рукою к себе, как будто призывал кого-то, чтобы тот возвратился».

Выстраивается цепочка:

Убывал - возвращалась - ожидали - ожидают - ждали-ждали - радость возвращения - ждала - возвратился

Первое сказуемое, открывающее действие рассказа - глагол несовершенного вида, можно сказать, термин, обозначающий отбытие военнослужащего из действующей армии, медленно, шаг за шагом, следуя за авторской задумкой, приводит нас в финале рассказа к сказуемому - глаголу совершенного вида - возвратился.

Чтение финала рассказа, беседа (Читает учитель или подготовленный ученик)

Прочитаем финальные строки рассказа и ответим на вопросы:

Когда, наконец, Иванов коснулся жизни обнажившимся сердцем?

Как вы встретили финал рассказа?

Поверили ли вы в него?

Докажите, что в семье Иванова отразилась правда военной и послевоенной жизни народа.

Сделаем выводы.

Итак, рассказ, имевший первоначальное название «Семья Иванова», вышел под названием «Возвращение». Подводя итоги нашего разговора об идейном и художественном своеобразии рассказа, ответим на вопрос, чем для каждого из вас стало «Возвращение»?

Возвращение – это:

Путь солдата домой, к себе самому, к невоенной жизни; --- духовное очищение человека;

Обретение надежности существования (дети, жена);--------- новые выводы и открытия, жизненные открытия;

Итоги событий, раздумий, переживаний.

Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв о рассказе.

Приведем пример одной из ученических работ.

…Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ А.П.Платонова «Возвращение» (1946), заслуженно считающийся одним из шедевров малого жанра русской прозы о воине. Сюжет «Возвращения» несложен, и если следовать внешней логике развития событий, создается впечатление, что центральным образом рассказа является образ солдата, возвратившегося с войны.

Действительно, Иванов провел на войне долгих 4 года - «устало сердце у солдата». Но слово, которым назван рассказ (первоначальное название - «Семья Иванова»), приобретает в ходе повествования глубинный, метафорический смысл.

Для меня «Возвращение» - это не только путь солдата домой, это и духовное очищение человека от войны как от чего-то страшного, противоестественного и бесчеловечного, это и обретение надежности жизни детьми и женой Иванова, это и итоги событий, раздумий, переживаний для всех участников событий, описанных Платоновым.

Проблематика рассказа широка и многогранна. А Платонов, великий гуманист, создал произведение, исполненное сердечности и доброты, милосердия и человечности. Герои Платонова - простые люди, и каждый из них четко и добросовестно делает своё дело: Иванов защищает свою Родину; жена его, Люба, чтобы выжить и прокормить детей, трудится на кирпичном(!) заводе, работает на прессе, там, где не каждый мужчина выдержит, да ещё и норму выполняет; дети ведут хозяйство...

Характерной особенностью художественного мира Платонова является изображение детей-сирот. Петруша и Настя не сироты в полном смысле слова, но в годы разрушений и бедствий они рано взрослеют и вынуждены жить по законам не детской, а взрослой жизни.

На мой взгляд, «главным» человеком в семействе Иванова и главным действующим лицом в системе образов рассказа является Петрушка, «маленькие карие глаза» которого смотрели на «белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество».

Платонову как художнику свойственна потребность сопереживать своим героям, скорбеть над их судьбами. Он выбирает для своего героя тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

С присущей только ему виртуозностью неожиданного использования несочетающихся, казалось бы, словообразующих глубинных метафор («все вещи в доме ждали солдата», «поезд в сером пространстве»), мастерства детали (организующая сюжет и идею цепочка глаголов со значением возвращения: «убывал - возвращался - возвратился»), Платонов представляет нам трагедию и солдата, который сначала долго воюет, и затем долго возвращается и борется со своим
обожженным сердцем, решая, как ему быть дальше; и трагедию ребенка,
взрослеющего не по годам, сумевшего урезонить даже отца, усомнившегося
в верности жены.

Вслед за Платоновым мы понимаем: ищет правду Иванов-отец там, где не надо прощать, нужно было только понять...

Сострадание, способность к сопереживанию, честь и совесть - эти качества я считаю важными достоинствами человеческой души. «Закон, живущий в нас, называется совестью», - это изречение древнего философа Канта можно применить и к мировосприятию Иванова.

Именно этот закон, именно честь и достоинство помогли Иванову «прикоснуться к жизни обнажившимся сердцем». Увидев детей, бегущих за поездом, своих родных детей, за которых он воевал и которых он мог оставить сиротами при живом отце, Иванов возвращается с войны в полном смысле слова.

Рассказ Платонова потрясает до глубины души. В небольшом по объёму произведении разворачивается огромная по значимости эпическая картина, отразившая, на мой взгляд, всю глубину трагического влияния воины на судьбу семьи.


"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Эти слова в можно отнести к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение". Рассказ повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, а "выходит вслед за Машей из вагона". Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Вернувшись, отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам","Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его) . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили? ", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие… ". Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома. Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

детская стоматология